Эссе "Я - учитель"

Мандражий Инна Юрьевна

«Учитель года Кубани» в 2016 году (основная номинация).   Конкурсное задание «Я – учитель» (эссе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Учитель года Кубани» в 2016 году

(основная номинация)

 Конкурсное задание «Я – учитель» (эссе)

Мандражий Инна Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ Гимназии № 6 г.Тихорецка

- Нарисуй мне барашка… - слышу я сквозь годы тоненький голосок наивного и мудрого малыша. Он один во всей Вселенной, никем не понятый и никому не нужный. «Детская душа не должна страдать от одиночества», - эта мысль не давала мне покоя еще тогда, в детстве, когда я впервые познакомилась с «Маленьким принцем».

Как помочь ребенку найти ответы на его бесконечные вопросы? Как уберечь его добрую душу, чтобы она не очерствела в этой непростой, зачастую жестокой, жизни? Как сделать окружающий ребенка мир лучше и чище, чтобы малыш никогда не сказал с разочарованием: «Ты говоришь, как взрослые»?  

Так уж вышло, что сказка, прочитанная мною в детстве, не отпускает меня до сих пор. Я стала учителем. И сегодня в каждом малыше, входящем в мой класс, я вижу того маленького принца с настежь распахнутой миру душой, искреннего и трогательного. Я чувствую, как моя жизнь превратилась в вечный поиск пути к счастливому финалу моей Сказки, где все мои маленькие принцы и принцессы станут сильными людьми, добрыми и мудрыми, неравнодушными и деятельными.

И все же иногда я сомневаюсь, задаюсь вопросом: а мой ли это ПУТЬ? В работе учителя мало ХОТЕТЬ быть учителем, нужно УМЕТЬ им быть, потому что у нас нет права на ошибку, ведь цена ошибки педагога – человеческая судьба.

Вспоминаю свои ученические годы и вижу такую картинку: вот я у доски с мелом в руках решаю задачу. Моя учительница математики, Агаркова Надежда Николаевна, внимательно смотрит на меня поверх очков и говорит: «Ты будешь учителем». Тогда я не придала ее словам большого значения. Но со временем, когда ощутила главную для профессии педагога составляющую - духовную потребность в постоянном общении с детьми, - поняла, что быть учителем – это моя жизнь. Жизнь шумная, суетная, динамичная, требующая постоянного развития. И в этой жизни самое главное – слушать и слышать ребенка, понимать его. А это возможно лишь тогда, когда живешь с детьми их проблемами и мыслями, делишь с ними их увлечения и устремления. И это, конечно, касается не осведомленности в разрезе: «Контрал страйк» новый вышел!»  или «А вы знаете, кого вчера победили Флора и Стела?» (хотя это тоже важно – знать, чем живут наши мальчишки и девчонки), но в первую очередь постоянное постижение новых знаний.

Вспоминаю свои первые уроки. Старшие коллеги, которые помогали мне утвердиться в профессии, хвалили, и ребята радовали хорошими результатами. Но спустя несколько лет я почувствовала, что упускаю что-то важное…  Снова поиск…

И сегодня я не только учитель начальных классов, но и методист дошкольного образования,  педагог-дефектолог. Чем это помогло мне и моим малышам? В первый класс приходят вчерашние дошкольники, и  многим из них трудно освоиться в новых условиях. И не всегда учитель начальных классов в этой ситуации вооружен необходимыми, я бы даже сказала, специфическими знаниями о том, как помочь ребятам адаптироваться,  как создать такие условия, чтобы каждый ребенок стал успешным, а значит – уверенным в своих силах и счастливым. Для того чтобы достичь этой цели, настоящий учитель сам должен учиться всю жизнь, меняться, как меняется и сама жизнь. Нам нельзя бояться перемен и останавливаться на достигнутом, ибо жизнь многогранна и многовекторна, и никогда не знаешь, что ждёт тебя впереди. Это сложный путь, но ведь учителя – народ неугомонный, так же, как и неугомонны наши воспитанники… Наверное, это рок, это судьба – отсутствие покоя в нашей жизни. Но, может быть, в отсутствии покоя мы и находим гармонию?      

Недавно встретила фразу Сенеки: «Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом». Если это так, то я благодарна за такое «наказание». Да, я благодарна своей судьбе за то, что моя работа – это не ежедневная рутина, а постоянное творчество, где нет готовых ответов для решения предлагаемых ситуаций, благодарна за вечный  поиск,  в котором, говоря устами Экзюпери, «самое главное – то, чего не увидишь глазами…»

В последние годы отношение к профессии учителя в обществе несколько изменилось, как и изменилась сама система ценностей. В сумасшедшей гонке за накоплением материальных благ люди зачастую не задумываются о том, чем наполнен их внутренний, духовный, мир. Поэтому реакция на профессию, заведомо не прибыльную, - это, как минимум, недоумение. Но это ложное мнение. Наша работа – самая прибыльная, мы, учителя, – самые богатые в мире люди, так как вознаграждение за наши старания – это безусловная детская любовь. Разве может быть на свете что-то дороже этого? Если да, то это наша, такая же искренняя любовь к ребенку: «Если любишь цветок…- этого довольно: смотришь на небо – и ты счастлив». Мы свое богатство носим в душе.

Мои ученики все разные: серьезные и рассеянные, практичные и мечтательные, доверчивые и порой настороженные. Иногда трудно  каждого разглядеть, увидеть в нем «изюминку», природный талант, - то, что может быть невидимо глазу, то, что отличает его от остальных. Как говорил такой любимый мной маленький принц: «Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники...».

 Свою миссию я вижу в том, чтобы суметь отыскать в каждом ребенке и дать выход «роднику», помочь раскрыться порой скрытому таланту. Как это сделать? Думаю, нужно давать детям больше самостоятельности, учить их быть самостоятельными. Уверена, что процесс «добывания» знаний может быть более эффективным, если ребенок заинтересован и увлечен этим захватывающим действом –исследованием, стремлением познать новые тайны. В обучении такой подход называется деятельностным методом. В этот момент мои ученики превращаются в маленьких ученых, совершающих свое собственное открытие. А я – их помощник. Говоря иначе, я пытаюсь дать моим детям крылья, чтобы они, как птенцы, которые покидают родное гнездо, не просто умели летать, а могли уверенно, гордо парить, не боясь гроз и ураганов. Если у меня это получится, то я буду считать свою миссию выполненной, ведь «мы навсегда в ответе за тех, кого приручили…»