Диссеминация опыта работы
...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_lyuboznatelnost.docx | 24.41 КБ |
klochenko_master-klass.pdf | 474.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие любознательности детей через опытно-экспериментальную и исследовательскую деятельность.
Важнейшей чертой детского поведения является любознательность. В дошкольном возрасте ребенок постоянно, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, любит наблюдать и экспериментировать, проявляет интерес к познавательной литературе, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими. Ребенок от природы настроен на познание мира. Именно это внутреннее стремление к поиску новых знаний порождает исследовательское поведение.
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и нами педагогами. Современное общество требует человека любознательного, активного обладающего творческим потенциалом, формировать который необходимо с раннего детства.
Что такое любознательность? в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый».
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета.
Задача педагога - не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность, например, по ознакомлению детей со свойствами воды и воздуха таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать, им добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.
В настоящее время очень актуальна работа по познавательному развитию детей посредством исследовательской деятельности, так как эксперимент – это «проба», «опыт».
Как гласит китайская пословица… «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков).
Экспериментирование является универсальным типом мыслительной деятельности. Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете. Получение новых знаний и сведений выступает как основной мотив деятельности. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного.
В процессе исследовательской деятельности идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их, как собственные. А именно наличие этих качеств у ребёнка свидетельствует о его любознательности.
Введение ФГОС ориентируют нас на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости, сформированности у выпускников детского сада таких ключевых качеств, как креативность, способность к поиску знаний.
Также меняются требования и к самому воспитателю, к методам воспитания и образования дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям.
Дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, внимания, мышления, речи, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.
А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем, за исключением соблюдений техники безопасности при работе с экспериментальными материалами.
С этой целью нами были изучены и систематизированы материалы соответствующей методической литературы по теме «Детское исследование и экспериментирование».
За основу моей работы взяты методы и приемы исследовательского обучения, предлагаемые А. И. Савенковым «Методика исследовательского обучения дошкольников», Методика Г. П. Тугушевой, А. Е Чистяковой «экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста», Методика О. В. Дыбиной «Неизведанное рядом».
Для проведения исследовательской деятельности была создана среда в группе, оборудован уголок экспериментирования с наличием оборудования (колбочки разного размера, пипетки, лупы, трубочки и пр.) и материала исследования (песок, глина, мука, камушки, ткани, и пр.). Составлена картотека опытов и экспериментов.
Свою исследовательскую деятельность с детьми мы строим по такому плану:
Это выбор темы. Тема должна быть интересной и увлекательной для детей и по возможности исходить из интересов детей.
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможно и эффективно только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым должного эффекта не даст. Выбранная тема должна быть выполнима и решение проблемы приносило реальную пользу или результат.
Главная задача взрослого - подвести ребенка к идее, в которой он максимально реализуется как исследователь, получит новые полезные знания, умения и навыки. В исследовательской или опытно-экспериментальной работе необходим элемент неожиданности и необычности, первые опыты и эксперименты не должны требовать длительного времени, исследуемая проблема должна соответствовать возрастным особенностям ребенка т. к. одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста по-разному, с различной степенью глубины; наличие средств и материалов для изучения данной проблемы т.к. отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы приводит к поверхностному решению, мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и знаниях.
В экспериментальной деятельности я использую простые и доступные способы исследования:
- Подумать самостоятельно;
-посмотреть в книгах (здесь нужна помощь взрослых);
-посмотреть кино – и телефильмы по этой теме;
-обратиться к компьютеру (поискать в Интернете);
-спросить у других людей;
-понаблюдать;
-провести эксперимент.
Если детскую инициативу не сдерживать, а направлять в нужное русло, дети быстро достигают успехов в проведении опытов и экспериментов. Их можно проводить не только в мини-лабораториях, но и в свободной деятельности детей. Нами проводились опыты с бумагой, воздухом, водой; эксперименты с магнитом и металлом, с, красками, мукой, и другими различными материалами.
Цель моей работы: развитие любознательности детей через исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
1.Расширение кругозора детей.
2.Формирование навыков опытно-экспериментальной деятельности.
3. Развитие у детей познавательного интереса.
4.Развитие логического мышления, внимания, умений анализа и синтеза.
5.Развитие умения на основе сопоставления фактов, результатов наблюдений делать выводы и заключения.
6. Воспитание умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Система работы по развитию любознательности заключалась в следующем.
На первом этапе организовывала наблюдения за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; замерзание разных жидкостей и т.д.); знакомила с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворяемость и др.; знакомила с некоторыми физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество и др.);
поощряла познавательную активность и самостоятельность детей (организовывала игры с водой, песком, глиной, снегом; элементарное экспериментирование с магнитом, лупой, водой, бумагой и пр.).
Вторым этапом работы являлась проектная деятельность.
Было реализовано несколько проектов, которые были разработаны и реализованы с постепенным усложнением исследовательской нагрузки.
Так проект «Ёжик, ёжик, колкий», представлял собой познавательно-творческий проект и предполагал наблюдения за ежом, изучение характерных особенностей животного, развитие любознательности и творческого потенциала детей.
Практико-ориентированный проект «Береза» способствовал развитию элементарных опытно-экспериментальных навыков детей. Помимо того, дети узнали много нового, они узнали, почему сок у березы сладкий и экспериментально это проверили.
В исследовательском проекте «Я, моя семья моя родословная» дети учились самостоятельно добывать информацию о своей семье, своей родословной, значении имен и фамилий.
Познавательный опытно-экспериментальный проект «Хлеб всему голова» позволил детям изучить свойства муки. Дети научились находить муку среди других продуктов, замешивать тесто и изготавливать мучные изделия.
Дети и родители принимали активное участие в проектах. У детей повысился познавательный интерес к исследовательской деятельности, благодаря чему следующим этапом нашей работы являлась организация разнообразной непосредственной опытно-экспериментальной деятельности.
Опыты и эксперименты подбирала по темам, с условием развития у детей интереса к физическим явлениям и свойствам окружающего мира;
Помимо познавательных были организованы развлекательные опыты и эксперименты.
Для поддержания и развития любознательности и поддержки инициативы детей во время проведения опытов и экспериментов использовала проблемные ситуации; совместное обсуждение возникающих вопросов.
В результате проведенной работы мы обратили внимание на то, что дети стали охотнее обращаться за помощью к детским энциклопедиям, другой познавательной литературе, которую стали приносить в группу, рассматривать. Обсуждать заинтересовавшие их моменты вместе с другими детьми, обращаться за разъяснениями к воспитателю, больше думать, рассуждать. Выдвигать гипотезы, делать выводы.
Мы считаем, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельностью способствует развитию любознательности, активности, самостоятельности детей, развитию их коммуникативных и творческих способностей.
Клоченко Галина Павловна, воспитатель МДОАУ № 102 г. Орска