Диссеминация опыта работы

Клоченко Галина Павловна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_lyuboznatelnost.docx24.41 КБ
PDF icon klochenko_master-klass.pdf474.38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие любознательности детей через опытно-экспериментальную и исследовательскую деятельность.

Важнейшей чертой детского поведения является любознательность. В дошкольном возрасте ребенок постоянно, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, любит наблюдать и экспериментировать, проявляет интерес к познавательной литературе, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими. Ребенок от природы настроен на познание мира. Именно это внутреннее стремление к поиску новых знаний порождает исследовательское поведение.

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и  нами педагогами. Современное общество требует человека любознательного, активного обладающего творческим потенциалом, формировать который необходимо с раннего детства.

Что такое любознательность?  в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова можно прочитать: «Любознательный  – склонный к приобретению новых знаний, пытливый».

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только  рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета.  

     Задача педагога - не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность, например,  по ознакомлению детей со свойствами воды и воздуха таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать, им добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.

 В настоящее время  очень актуальна работа по познавательному развитию детей посредством исследовательской деятельности, так как эксперимент – это «проба», «опыт».

Как  гласит китайская пословица… «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков).

Экспериментирование является универсальным типом мыслительной деятельности. Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете. Получение новых знаний и сведений выступает как основной мотив деятельности. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного.

В процессе исследовательской деятельности идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость  формулировать  закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их, как собственные.  А именно наличие этих качеств у ребёнка свидетельствует о его любознательности.

Введение ФГОС ориентируют нас на достижение  у дошкольников целей развития  познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости, сформированности у выпускников детского сада таких ключевых  качеств, как креативность, способность к поиску знаний. 

Также меняются требования и к самому воспитателю, к методам воспитания и образования дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

 - уметь видеть проблему и ставить вопросы;

 - уметь доказывать;

 - делать выводы;

 - высказывать предположения и строить планы по их проверке.

 Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям.

 Дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, внимания, мышления, речи, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.

 А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем, за исключением соблюдений техники безопасности при работе с экспериментальными материалами.

С этой целью нами были изучены и систематизированы материалы соответствующей методической литературы по теме «Детское исследование и экспериментирование».

За основу моей работы взяты методы и приемы исследовательского обучения, предлагаемые А. И. Савенковым «Методика исследовательского обучения дошкольников»,   Методика  Г. П.  Тугушевой, А. Е Чистяковой «экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста», Методика  О. В. Дыбиной «Неизведанное рядом».

Для проведения исследовательской деятельности была создана среда в группе, оборудован уголок экспериментирования  с наличием оборудования (колбочки разного размера, пипетки, лупы, трубочки и пр.)  и материала исследования (песок, глина, мука, камушки, ткани, и пр.). Составлена картотека опытов и экспериментов.  

Свою  исследовательскую деятельность с детьми мы строим по такому плану:  

Это выбор темы.  Тема должна быть интересной и увлекательной для детей и по возможности исходить из интересов детей.  

Исследовательская работа, как  и всякое творчество, возможно и эффективно только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.  Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым должного эффекта не даст.  Выбранная тема должна быть выполнима  и решение проблемы приносило реальную пользу или результат.

 Главная задача взрослого -  подвести  ребенка к идее, в которой он максимально реализуется как исследователь, получит новые полезные знания, умения и навыки. В исследовательской или опытно-экспериментальной работе необходим элемент неожиданности и необычности, первые опыты и эксперименты не должны требовать  длительного времени, исследуемая проблема должна соответствовать возрастным особенностям ребенка т. к. одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста по-разному, с различной степенью глубины;   наличие средств и материалов для изучения данной проблемы т.к. отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы приводит к поверхностному решению, мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и знаниях.

 В экспериментальной деятельности я использую простые и доступные способы исследования:

- Подумать самостоятельно;

-посмотреть в книгах (здесь нужна помощь взрослых);

-посмотреть кино – и телефильмы по этой теме;

-обратиться к компьютеру (поискать в Интернете);

-спросить у других людей;

-понаблюдать;

-провести эксперимент.

Если детскую инициативу не сдерживать, а направлять в нужное русло, дети быстро достигают успехов в проведении опытов и экспериментов. Их можно проводить не только в мини-лабораториях,  но и в свободной деятельности детей. Нами проводились  опыты с бумагой, воздухом, водой;  эксперименты с магнитом и металлом, с, красками, мукой, и другими различными материалами.

Цель моей работы: развитие любознательности детей через исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

1.Расширение кругозора детей.

2.Формирование навыков опытно-экспериментальной деятельности.

3. Развитие у детей познавательного интереса.

4.Развитие логического мышления, внимания, умений анализа и синтеза.

5.Развитие умения на основе сопоставления фактов, результатов наблюдений делать выводы и заключения.

6. Воспитание умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Система работы по развитию любознательности заключалась в следующем.

На первом этапе организовывала наблюдения за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; замерзание разных жидкостей и т.д.); знакомила с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворяемость и др.; знакомила с некоторыми физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество и др.);

поощряла познавательную активность и самостоятельность детей (организовывала игры с водой, песком, глиной, снегом; элементарное экспериментирование с магнитом, лупой, водой, бумагой и пр.).

Вторым этапом работы являлась проектная деятельность.

Было реализовано несколько проектов, которые были разработаны и реализованы с постепенным усложнением исследовательской нагрузки.

Так проект «Ёжик, ёжик, колкий», представлял собой познавательно-творческий проект и предполагал наблюдения за ежом, изучение характерных особенностей животного, развитие любознательности и творческого потенциала детей.

Практико-ориентированный проект «Береза» способствовал развитию элементарных опытно-экспериментальных навыков детей. Помимо того, дети узнали много нового, они узнали, почему сок у березы сладкий и экспериментально это проверили.

В исследовательском проекте   «Я, моя семья моя родословная» дети учились самостоятельно добывать информацию о своей семье, своей родословной, значении имен и фамилий.

Познавательный опытно-экспериментальный проект  «Хлеб всему голова» позволил детям изучить свойства муки. Дети научились находить муку среди других продуктов, замешивать тесто и изготавливать мучные изделия.

Дети и родители принимали активное участие в проектах. У детей повысился познавательный интерес к исследовательской деятельности, благодаря чему следующим этапом нашей работы являлась организация разнообразной непосредственной опытно-экспериментальной деятельности.

  Опыты и эксперименты подбирала по темам, с условием развития у детей интереса к физическим явлениям и свойствам окружающего мира;

Помимо познавательных были организованы развлекательные опыты и эксперименты.

Для поддержания и развития любознательности и поддержки инициативы детей  во время проведения опытов и экспериментов использовала проблемные ситуации; совместное обсуждение возникающих вопросов.

В результате проведенной работы мы обратили внимание на то, что дети стали охотнее обращаться за помощью к детским энциклопедиям, другой познавательной литературе, которую стали приносить в группу, рассматривать. Обсуждать заинтересовавшие их моменты вместе с другими детьми, обращаться за разъяснениями к воспитателю, больше думать, рассуждать. Выдвигать гипотезы, делать выводы.

Мы считаем, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельностью способствует развитию любознательности, активности, самостоятельности детей, развитию их коммуникативных и творческих способностей.

Клоченко Галина Павловна, воспитатель МДОАУ № 102 г. Орска


Предварительный просмотр: