Нормативно-правовая база
Предварительный просмотр:
Права ребёнка надо знать и соблюдать.
Знать свои права ребёнок должен уже в детстве. Однако для этого совсем не обязательно читать ему нормативные документы. Чтобы воспитать маленького гражданина, сформировать в нём высокие морально-нравственные качества, научить уважать свои права и права других людей, в первую очередь необходимо знание и соблюдение их взрослыми, окружающими ребёнка. Поэтому повышение правовой компетентности родителей и педагогов всегда актуально.
Конвенция о правах ребенка, которая была принята в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН определяет полноправные возможности детей на пользование услугами образования, различными достижениями культуры и цивилизации, определяет право на отдых и досуг, а также другие права, которые должны обеспечивать детям государства-члены ООН. Конвенция о правах ребенка — основной международный правовой документ, который рассматривает права ребенка с точки зрения международного права. В состав Конвенции входят 54 статьи, которые подробно описывают права детей от самого рождения до 18 лет на условия жизни без голода, нужды, эксплуатации, жестокости и других форм насилия со стороны общества, а также право на культурное и духовное развитие личности ребенка.
Документ содержит четыре основных требования, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защиту и обеспечение активного участия в жизни общества. В Конвенции заключены два основополагающих принципа:
- Ребенок — самостоятельный субъект права, то есть обладает всем комплексом гражданских, политических, социальных и культурных прав человека.
- Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.
Права ребенка - свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребенка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет. Государство берет на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.
• Ребенок имеет право на семью.
• Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
• Ребенок имеет право посещать школу и учиться.
• Ребенок имеет право на равенство.
• Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.
• Ребенок имеет право на собственное мнение.
• Ребенок имеет право на имя и гражданство.
• Ребенок имеет право на получение информации.
• Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
• Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.
• Ребенок имеет право на отдых и досуг.
• Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).
Согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст.42).
Также, о правах ребёнка говорится во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей; в Конституции Российской Федерации; в Семейном и Гражданском кодексе РФ; в Уголовном кодексе РФ; в Трудовом кодексе РФ; в Законе РФ «Об образовании»; в Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
Образовательные задачи педагогов дошкольного учреждения
1. Формировать у детей дошкольного возраста основы гражданско-правовых знаний, выражающихся в осознанном их применении.
2. Развивать доброжелательное отношение к близким людям, взрослым и сверстникам, пробуждать эмоциональную отзывчивость к их состоянию.
3. Предоставлять каждому ребенку возможность почувствовать свою значимость и компетентность. Создать условия для упражнения в конкретных и практических действиях по праву.
4. Вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.
Воспитательные задачи педагогов дошкольного учреждения
1. Любить ребенка таким, каков он есть.
2. Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинства и ответственность за себя и свои поступки.
3. Хвалить, поощрять, одобрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.
4. Верить в возможности каждого ребенка, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
5. Раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум.
6. Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. «Ты все можешь» — главная формула образования.
7. Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям.
8. Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.
ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЮ
В детском саду нельзя :
- кричать на детей, наказывать,
- выставлять поступки ребенка на всеобщее обозрение,
- упрекать ребенка,
- читать нотации,
- унижать ребенка,
- приходить к детям с плохим настроением,
- распространять конфиденциальную информацию,
- обсуждать с родителями поведение не их ребенка.