Оздоровительная работа
Программы организации досуга, отдыха детей в каникулярное время.
Презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_letnego_lagerya.docx | 86.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заведующая ОО МО «Бологовский район» И.А. Полякова «___» ________2010 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ № 1» Г.П.Серова «___» ________2010 г. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Бологое, Тверской области.
Программа
летнего оздоровительного лагеря
«Лето – это маленькая жизнь»
2010 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Объективные факторы работы лагеря. Специфика работы лагеря.
Механизм реализации программы.
Основные направления в реализации программы.
Информационная карта.
Наименование программы | «Лето – это маленькая жизнь» |
Основания для разработки программы | - Конституция Российской Федерации - Закон РФ, «Об образовании от 10 июля 1992 г. № 2 3266 – 1» - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 2 124-ФЗ. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». - Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2001 г. № 22688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» - Порядок и условия привлечения педагогических и других работников и оплата их труда. - Конвенция о правах ребенка ООН, 1991 г. - Федеральный закон о государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений («Российская газета № 127 от 27.12.1996) - Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Российская газета от 30.06.1999 г. - № 121) - Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 – 2006 год (Постановление Правительства РФ № 732 от 03.11.2002 г.) - Федеральная целевая программа «Организация летнего отдыха детей» (включенная в состав президентской программы «Дети России»). Предусматривает систему мер по развитию сети оздоровительно-образовательных учреждений, действующих в период школьных каникул. - Безопасность в условиях летнего лагеря. Материалы государственного комитета РФ по молодежной политике. Журнал «Народное образование» 4-5 2000 г. стр.269 - Приказ МО РФ № 2688 от 13.07.2001 г. «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Журнал «Народное образование» № 3, 2002 г. стр.249 - Инструкция об охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций. Журнал «Народное образование» № 3 2002 г. стр.272 - Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990 г. - Устав МОУ «СОШ №1» - Положение о летнем оздоровительном лагере - Правила по технике безопасности, пожарной безопасности. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере. - Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий. |
Заказчик программы | Отдел образования администрации МО «Бологовский район» |
Разработчик программы | Заместитель директора по воспитательной работе Сладкова Н.А. |
Руководитель программы | Серова Галина Петровна, директор МОУ «СОШ № 1» |
Юридический адрес | Тип: МОУ Вид: СОШ Статус: ОУ Год основания: 1937 Учредитель: Администрация МО «Бологовский район» Договор между учредителями и школой: № 81 от 26.02.2007 г. Свидетельство о государственной аккредитации: АА № 021677 рег. номер 430, выдано: 07.03.2001 г. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности: № 380 от 31.10.2007 г. ОГРН: 2076908021221 Адрес: 171080, Тверская обл., г. Бологое, ул. Кирова, дом 35 Телефон: (48238) 2-27-87, 2-25-49 Электронный адрес: director-1@list.ru |
Основная цель программы | Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей. |
Задачи программы |
|
Сроки реализации программы | 2010-2012 годы. |
Финансовое обеспечение | Финансирование за счет регионального страхования, средств местного бюджета, средств субвенций, привлечение родительских средств. |
Направление деятельности | Физкультурно-оздоровительное, нравственное, содержательно-досуговое, гражданско-патриотическое. |
Особенности программы | Летняя оздоровительная компания «Лето – 2010» пройдет под девизом «Салют, Победа!» (посвящается празднованию 65-летия Победы в ВОВ) и «Я люблю тебя, мой город!» (посвящается празднованию 515-летия со дня рождения г. Бологое); «Лето-2011 – под девизом «Весь мир – театр» (к 50-летию со дня театра)» «Лето-2012» - под девизом «Тверская область на карте моей Родины (очные и заочные путешествия по области). Ежегодно в начале летней оздоровительной компании формируются следующие отряды:
|
Ожидаемые результаты программы |
Работа в органах самоуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений, как:
Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка. |
Пояснительная записка.
Лето - это тот замечательный период, которого мы с нетерпением ждём в течение всего года. Это пора незабываемых отпусков, чудных семейных вечеров на дачах. Это дивная грибная пора. Это ягодные поляны, манящие нас к себе. Лето – это буйство красок, нежный плеск волны на озере, дурманящие ароматы лугов. Как поётся в одной известной песне: «Лето - это маленькая жизнь». И всем нам хочется за этот короткий, но дивный отрезок жизни многое успеть: вырастить чудо-урожай на даче, побродить по душистому лесу, вдоволь накупаться, а главное – отдохнуть и набраться сил перед новым жизненном этапом . А самое главное- нам хочется, чтобы и наши дети за время летних каникул смогли отдохнуть, укрепить иммунитет, набраться новых впечатлений. В силу своей загруженности мы не имеем возможности реализовать всё задуманное. И на помощь приходят школы.
Концепция программы.
Летний оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по само определению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.
Главным направлением в работе воспитателей и вожатых является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности загородного оздоровительного отдыха.
Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в появлении своих эмоций.
Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности либо определиться в каком-либо направлении деятельности.
В основу концепции программы оздоровительного лагеря положены признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики. А именно:
- Идея первичности личности по отношению к обществу (А. Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б. Ананьев)
- Идея опоры на базовые потребности ребенка (В. Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
- Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В. Сухомлинский, А.С. Макаренко).
- Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бектерев, И. Блонский, Л.С. Выготский).
Объективные факторы работы лагеря. Специфика работы лагеря.
- Внешний характер детского объединения.
- Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для всех перечисленных выше отрядов.
- Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребенка каким-либо делом посредствам достижения последующего определенного положительного результата. В этом смысле личностно- ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
- Изменение позиции ребенка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
- Четкий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно–климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
- Здоровьесберегающие технологии – закаливание. Использование методики Александра Афанасьевича Сметанкина «Метод лечебного диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца», во всем мире эта методика известна под названием «Лечебное дыхание».
Этапы реализации программы.
Подготовительный этап.
За 3 месяца до открытия пришкольного лагеря за 3 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону.
Деятельностью этого этапа является:
- Проведение совещаний при директоре и зам. директоре по ВР по подготовке школы к летнему сезону;
- Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- Разработка программы, деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря детей и подростков «Лето – это маленькая жизнь»;
- Подготовка методического материала для работников лагеря;
- Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- Подготовка вожатых – в «Школе вожатых» на весенних каникулах – для летних смен;
- Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.)
Организационный этап смены.
Основной деятельностью этого этапа (первые 2-3 дня смены) является:
- Встреча детей, формирование отрядов, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- Формирование органов самоуправления;
- Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап смены.
Деятельностью этого этапа является:
- Реализация основной идеи смены;
- Вовлечение детей и подростков в различные виды коллектива творческих дел;
- Работа творческих мастерских.
Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
- Подведение итогов смены;
- Оформление материала (фото, видео) собранного детьми;
- Анализ детских, родительских, учительских предложений, внесенных по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Механизм реализации программы.
Учитывая особенности младшего и среднего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно-ролевую игру, как ведущий тип деятельности.
Сюжетно-ролевая игра «Лето – это маленькая жизнь» - это реальная жизнь для ребенка в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.
Игра предполагает:
- Большую двигательную активность;
- Разнообразие видов деятельности;
- Признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;
- Релаксационные занятия.
Реализация данной программы через учащихся старшего школьного возраста, из которых сформируются отрады «Очумелые ручки», «Знатоки» и «Дари людям добро», будет осуществляться через соуправление: сотворчество воспитателей и лидеров отрядов.
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
- Организационный модуль
Формы работы:
- Планирование;
- Подготовка к лагерной смене;
- Оформление лагеря;
- Подготовка материальной базы;
- Определение обязанностей;
- Подготовка к сдаче приемной комиссии;
- Организация питания в школьном оздоровительном лагере.
- Оздоровительный модуль.
Формы работы:
- Утренняя зарядка;
- Закаливание;
- Использование дыхательной методики А.А. Сметанкина;
- Встреча с медицинским работником;
- Влажная уборка отрядных комнат, классов, проветривание;
- Беседы (с использованием ИКТ) о здоровом образе жизни, о здоровом питании, о вредных привычках;
- Организация здорового питания;
- Спортивные праздники;
- Экскурсии;
- Работа спортивных секций;
- Подвижные игры на воздухе;
- Работа инструктора по физической культуре;
- Использование кабинета «Здоровья».
- Творческий модуль.
Формы работы:
- КТД;
- Участия в городских мероприятиях;
- Участие в общелагерных мероприятиях;
- Работа творческих мастерских;
- Участие во всевозможных конкурсах, викторинах.
- Патриотический модуль.
- Посещение городского музея;
- Посещение музеев, открытых в школах города и района и на предприятиях города;
- Беседы;
- Беседы по символике города и Тверской области.
- Нравственно – экологический модуль.
- Экскурсии на природу (в Берёзовую рощу, на Красную горку);
- Беседы о нравственности;
- Экологические викторины.
- Социально – психологический модуль.
- Работа социального педагога;
- Работа педагога – психолога;
- Диагностика;
- Тестирование;
- Индивидуальные беседы;
- Групповая работа;
- Анкетирование.
Основные направления в реализации программы.
Туристический отряд (социальной направленности). «Дари людям добро».
«Лето - 2010» (к 65-летию со дня Победы и к 515-летию со дня рождения г. Бологое).
- Тематическое путешествие «Салют, Победа!»
- посещение школьных музеев Бологовского района
- Лыкошинского;
- Берёзорядского;
- Куженкинского;
- Выползовского;
- посещение братских захоронений на территории Бологовского р-на;
- оформление собранного материала (презентации, фотоальбомы).
«Лето – 2011» «Весь мир – театр (и 50-летию со дня рождения театра)
- Изучение истории театра, посещение музеев (при театре), просмотр спектаклей
- - Вышневолоцкого драматического театра;
- - Тверского театра кукол;
- - Тверского театра юного зрителя;
- - Тверского театра драмы.
- Проектная деятельность «История народного театра г. Бологое»
- Оформление собранного материала
- Проведение кружковцами. Театральной студии мастер-классов среди всех отрядов
- Проведение Для театра в лагере
«Лето – 2012»: Тверская область на карте моей Родины»
- Путешествие по Бологовскому краю:
- Мшенцы;
- Филимоновский родник;
- о. Великое.
- Экспедиция «Храмы Бологовской земли» (Тимковский, Березорядский, Лыкошинский, Куженкинский, Хотиловский).
Название отрядов | «Лето-2010»: «Салют, Победа» (к 65-летию со дня Победы) и Я люблю тебя, мой город (к 515-летию со дня рождения г. Бологое) | «Лето-2011»: «Весь мир-театр» (к 50-летию со дня рождения театра) | «Лето-2012»: «Тверская область на карте моей Родины» |
Разновозрастной отряд «Истоки» (включающий детей из асоциальных семей и детей групп риска. |
|
|
|
Отряд «Очумелые ручки» | Помощь в ремонте и оформлении кабинета «Здоровье» | Изготовление декораций, ширмы для школьного театра. | Обустройство пришкольной территории |
Ремонт и уборка школьных кабинетов, уход за клумбами, дежурство в столовой | |||
Отряд «Цветочный город» (дети подготовительной группы и учащиеся начальной школы) | Экскурсии в школьной и городской краеведческий музей ,экскурсии к Вечному огню и в часовенку, воздвигнутую на месте на месте сгоревшего кинотеатра. |
| Заочное путешествие по Тверской области. |
Отряд «Одаренные дети» | Разработка наглядных пособий для кабинета «Здоровье» | Создание презентаций и видеороликов на театральную тему. | Создание презентаций и видеороликов о Тверской области |
Создание «Пресс-центра» и освещение жизни лагеря в школьной газете и газете «Новая жизнь» | |||
Отряд «Знатоки» | Раскрытие и изучение темы по математике | Раскрытие и изучение темы по физике | Раскрытие и изучение темы по информатике |
Организация проектной деятельности школьников в рамках изучаемого предмета и выбранной темы | |||
Отряд «Малышок» (дети, не посещавшие ДОУ) | Подготовка к школе и участие во всех мероприятиях, проводимых в летнем оздоровительном лагере. |
Кадровое обеспечение.
В пришкольном оздоровительном лагере должны работать педагоги с высоким уровнем профессиональной компетенции. Наша школа располагает высококвалифицированными педагогическими кадрами:
- Высшую квалифицированную категорию имеют 13 человек;
- Первую категорию 13 человек;
- Вторую категорию 6 человек.
А так же мы имеем квалифицированного психолога и социального педагога.
Возглавляет летнюю оздоровительную кампанию – заместитель директора по воспитательной работе, имеющий так же высшую квалификационную категорию.
Список литературы.
- Шуркова Н.Е., Питюков В.Ю и др. Новые технологии воспитательного процесса.М., 1994.
- Организация летнего отдыха детей и подростков. М., 1997.
- Янкова З.А., Чаброва И.А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей. М., 1998.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебного - воспитательного процесса. М., 1993.
- Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 1990.
- Гончаров Е.И. Школьный лагерь. – М.: «Вако», 2004.
- Алмазова Лиза. Книга для школьного заводилы. – Ростов на Дону: Феникс, 2004.
- Владимирова Е.Г. Предчувствие портрета: сборник тестов. – Екатеринбург, 1992.
Приложения.
Приложение 1.
Анкета.
- Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
- Если тебе интересно в лагере, то, что больше всего нравится: петь, танцевать рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
- Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
- Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
- Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
- Ты пойдешь на следующий год в лагерь? Если не пойдешь, то почему?
- Тебе бы хотелось остаться на вторую смену?
- Что ты рассказываешь дома о лагере?
- Нравится тебе, как кормят или готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»)
- Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
- Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
- Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
- Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы)?
Приложение 2.
- Закон территории.
- Закон точного времени.
- Закон доброго отношения.
- Закон охраны природы.
- Закон здорового образа жизни.
- Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения.
- Закон соуправления.
- Закон свободы слова.
- Право безопасности жизни.
- Право уважения личности.
- Право творческого созидания.
- Право познания.
- Право свободы выбора деятельности.
- Право свободного общения.
- Право на информацию.
- Право на инициативу.
- Право быть счастливым.
- Право на ошибку.
Приложение 3.
Школа в социуме.
Приложение 4.