Муниципальный этап всероссийского конкурса "УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ - 2021"

Домрачев Владимир Вячеславович

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР"  ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ КОМПЬЮТЕРНУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ. СОДЕРЖАНИЕ: ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧАСТНИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА КОНКУРСА, ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_domrachev_vladimir.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ДОМРАЧЕВА ВЛАДИМИРА ВЯЧЕСЛАВОВИЧА,

ВЫСШАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  КАТЕГОРИЯ,

МБОУ ПОЗДЕЕВСКАЯ ОШ

 Шарангского района Нижегородской области

domra4ev.vova2014@yandex.ru

https://nsportal.ru/domrachev-vladimir-vyacheslavovich

Методический семинар.

«Формирование интереса обучающихся к сдаче норм ВФСК ГТО»

Пояснительная записка

 Здоровые, социально-активные, коммуникабельные дети, ориентированные на здоровый образ жизни, приученные к самостоятельной активной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности – это тот результат, который, несомненно, даст взаимодействие новых государственных стандартов в образовании в сочетании с реализацией на всех уровнях обучения комплекса ГТО.

     В положении о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» указано, что целями ГТО являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечении преемственности в осуществлении физического воспитания населения.

В условиях реализации ФГОС особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения учащихся и поэтому введение норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» в программу средней школы – имеет следующие цели

  • Повысить физическую активность
  • Повысить самооценку физической подготовленность учащихся
  • Привлечь к систематическим занятиям физической культуры
  • Повысить уровень физической подготовленности за счет систематических занятий
  • гармоничное и всестороннее развитие личности учащихся, воспитание патриотизма и гражданственности, развитие детского спорта.

Для достижения поставленных целей, нужно решить ряд задач: 

  • выработать положительное представление о комплексе ГТО;
  • повысить интерес обучающихся к развитию физических и волевых качеств, воспитывать гражданственность и патриотизм;
  • помочь осознать участникам образовательных отношений значимость физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на любом возрастном периоде жизни; способствовать повышению двигательной активности участников образовательных отношений посредством реализации физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • сформировать у участников умения и навыки здорового образа жизни.

Сдача тестов ГТО позволит более качественно проводить мониторинг состояния здоровья учащихся, отслеживать динамику изменения здоровья (учитывать их спортивный прогресс), понимать его причины. 

Комплекс ГТО, ФГОС — это те механизмы, которые, на сегодняшний день, должны способствовать развитию у детей осознанной необходимости здорового образа жизни, учитывая особенности здоровья каждого ребенка.

Обучающиеся школ сдают нормы ВФСК ГТО в соответствии с требованиями 1-5 ступеней (от 6 до 17 лет). На этих уровнях образования (начальное общее, основное общее, среднее общее) физическое воспитание должно быть связано не только с развитием физических качеств обучающихся, но и с формированием ценностного отношения к собственному здоровью, формированием базы, достаточной для организации самостоятельных занятий по физической культуре, организации режима двигательной активности. Таким образом, результатами обучения становятся личностные, метапредметные и предметные достижения обучающихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности, в т. ч. универсальных учебных действий.  К тому же, в силу своей специфики комплекс ГТО обладает огромным воспитательным потенциалом и является одним из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм. 

Данный тема рассматривает формирования универсальных учебных действий (УУД) посредствам поэтапной реализации ВФСК  ГТО  т.е. обобщенных действий с одной стороны порождающих мотивацию к обучению, а, с другой – позволяющих обучающимся свободно ориентироваться в различных предметных областях. В качестве главного результата рассматривается личностный результат.

Урок физической культуры в соответствиис требованиями ФГОС

В соответствии со структурой физкультурной деятельности, предмет включает в себя три основных учебных раздела:

- «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности);

- «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности;

- «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).

В соответствии с программным содержанием предмета уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-обучающей и образовательно-тренировочной направленностью.

Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают обучающимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что обучающиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.

Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих уроках обучающиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.

В школе такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.

Все три типа уроков позволяют школьникам подготовиться к сдаче норм ГТО на уроках физической культуры.

Школьный возраст включает в себя 5 ступеней комплекса:

I ступень: 1 - 2 классы (6 - 8 лет);

II ступень: 3 - 4 классы (9 - 10 лет);

III ступень: 5 - 6 классы (11 - 12 лет);

IV ступень: 7 - 9 классы (13 - 15 лет);

V ступень: 10 - 11 классы (16 - 17 лет)

 Реализация комплекса ГТО в урочной и внеурочной деятельности осуществляется через разнообразные формы работы с обучающимися:

  1. Классные часы «История ГТО»
  2. Спортивный праздник для начальных классов «Мы здаем ГТО»
  3. Осенний марафон «Я первый»
  4. Лыжная гонка «Мороз не помеха»
  5. Выполнение силовых нормативов и нормативов на гибкость (спортзал школы).
  6. Внутришкольные соревнования по выполнению испытаний на соответствие нормативам ВФСК ГТО.
  7. Выполнение нормативов ГТО в рамках урочной деятельности
  8. Анкетирование «ГТО для тебя»       

Уроки физической культуры, которые направлен на подготовку школьника к выполнению норм и требований ВФСК ГТО, имеет преимущество в том, что их можно использовать с 5 по 9  класс, изменяя лишь силовую нагрузку. Цель данных уроков: подготовка к сдаче нормативов ГТО. 

 Для функциональной подготовки организма проводится разминка, включающая в себя разновидности бега, прыжков и общеразвивающие упражнения на месте.        

На основном этапе урока обучающиеся решают поставленные задачи: выполняют упражнения, совершенствующие координационные способности. Обучающиеся делятся на группы случайным (или по силе физических способностей) образом.  Каждая группа выполняет определённую работу в течение 5 минут по очереди на каждой станции. Соревновательный метод на каждой станции способствует эмоциональному фону занятий, увеличивает интерес к уроку. Упражнения на каждой станции направлены не только на развитие собственно двигательных качеств, но и на формирование прикладных умений, для этого использовались такие упражнения, как подтягивание, метание в цель, которые могут быть использованы ученикам в реальной жизни. Освобожденные от физических нагрузок ученики активно принимают участие в уроке, помогая на станциях фиксировать лучшие результаты.

           Групповая форма проведения занятий способствует сплочённости учеников, повышению их коммуникативных способностей, развитию волевых качеств, самоконтролю, самоорганизации дисциплинированности, сдержанности, взаимовыручке.

В заключительной части занятия проводится опрос, направленный на закрепление знаний по физической культуре и спорту, чему способствует не только восстановительный характер, но и эмоциональный фон игры. Возможен опрос по правилам различных соревнований, знаний истории спорта, истории ГТО, знаний полного комплекса ГТО.

          Контроль усвоения знаний, умений и навыков осуществляется преимущественно в устной форме (вопросно-ответная; диалог и монологическое высказывание). У учеников также развиваются навыки самоконтроля.

          Высокая работоспособность обучающихся в течение всего урока обеспечивается созданием благоприятного микроклимата и фона за счет разнообразия видов работы и единой её динамичности, хорошего взаимопонимания. Форма проведения урока и эмоциональный настрой позволяют обучающимся на завершающем этапе самостоятельно сделать вывод, а также дать оценку своей деятельности.

           Таким образом, задача учителя на уроке физической культуры обратить внимание на все физические качества, а также знания о физической культуре и спорте для того, чтобы подготовить учащихся для успешного выполнения норм и требований ГТО.

Анализ результативности:

Эффективность работы подтверждается положительными результатами учебной и внеучебной деятельности обучающихся:

Одним из важных результатов является привлечение 70% детей, к выполнению нормативов ВФСК «ГТО». 

Результат выполнения нормативов комплекса ГТО на знак отличия: золотой, серебряный бронзовый. 

Введение новых стандартов и реализация комплекса ГТО  нацелило на пересмотр позиций по оцениванию результатов деятельности учащихся на уроках физической культуры. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, учитывают взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий со следующими показателями: 

-состояние здоровья детей;

- успеваемость по основным предметам;

-уровень развития речи;

-степень владения русским языком;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

- умение контролировать свои действия на уроке. 

Поэтому на уроках необходимо применять критериальное и формирующее оценивание, что позволяет определить уровень подготовки каждого ученика на всех этапах учебного процесса, уровень его готовности к сдаче норм комплекса ГТО; отследить индивидуальный прогресс и провести коррекцию индивидуальной траектории физической подготовленности школьников.

          Здоровые, социально-активные, коммуникабельные дети, ориентированные на здоровый образ жизни, приученные к самостоятельной активной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности – это тот результат, который, несомненно, даст взаимодействие новых государственных стандартов в образовании в сочетании с реализацией на всех уровнях обучения комплекса ГТО.