Склонение имён существительных. Закрепление.

Калинина Ольга Павловна

Цели: 

1.Совершенствовать умение определять тип склонения у существительных в начальной форме.

2.Развивать речь, внимание, память, мелкую моторику, логическое мышление. Обогащать словарный запас.

3.Воспитывать любовь к родному языку, положительную мотивацию к учению.

Ход урока.

I Проверка домашнего задания

II Минутка чистописания

III Работа у доски

а) Вставить пропущенные буквы в словарных словах

Арбу., в.робей, к.рова, л.пата, п.суда, п.тух, уч.ник, м.дведь, м.роз, Ро.сия.

б) Работа с деформированным предложением

Снежинки, в, весёлые, воздухе, кружатся, пушистые.

в) Синтаксический разбор составленного предложения

В воздухе кружатся весёлые пушистые снежинки.

IV Игра "Вспомни все падежи" (Учитель читает стихотворение, а дети должны назвать в каких падежах стоит слово "лист")

 

Как-то раз с большого клёна

Оторвался лист зелёный

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зелёного листа.

Ветер нёс и нёс,

Бросил только на мосту.

В тот же миг весёлый пёс

Шмыг – к зелёному листу

Лапой – хвать зелёный лист,

Дескать, поиграем.

«Не хочу», - парашютист

Головой качает…

Ветер вмиг с листом зелёным

Над землёй взметнулся снова,

Но шалун листок упал.

Я пишу в саду под клёном

Стих о том листе зелёном.

(Лист-И.п., листа-Р.п., листу-Д.п., лист-В.п., листом-Т.п., о листе-П.п.)

ФИЗМИНУТКА

V Работа у доски.

а) Просклонять по падежам слово-февраль

б) Разбор слов по составу: морозный, школа, ветерок, учебный, удачный.

(Два учащихся работают у доски, а остальные в тетрадях)

VI Работа по учебнику. Учащиеся делают вывод и пишут схему в тетради.

1 скл. ж.р. и м.р. -а, -я.

2 скл. ср.р. и м.р. -о, -е, нулевое окончание

3 скл. ж.р. -ь на конце

VII а) Работа с использованием сигнальных карточек. (Учитель называет существительные разного склонения, учащиеся должны поднять карточку с правильной цифрой, которая соответствует склонению- 1, 2, 3.)

Брошь, лягушка, заяц, пчела, кофта, ладонь, стол, конь, лошадь, слон, машина, Юля, зеркало, Андрей, зима.

б) Работа в тетрадях. Классификация слов по склонениям. (Учитель называет существительное-учащийся определяет склонение.)

Яблоко, арбуз, слива, морковь, виноград, вишня, фасоль, берёза, папа, мама, борщ, друг, речь, солнце, ночь.

VIII Развитие речь.

а) Составить предложения используя словосочетания:

Яркое солнышко

Тёплый веторок

Радостные каникулы

б) Доскажи словечко.

*Рано утром на лужайке

Встретились енот и ... (зайка)

*Поиграли, посмеялись

И по норкам ... (разбежались)

*Бурундучок живёт в лесу

Боится волка и ... (лесу)

IX Коррекционная работа с использованием индивидуальных карточек. (Учитель раздаёт учащимся разноуровневые карточки, беря во внимание индивидуальные особенности ребёнка.)

X Итог урока. Выставление оценок.

XI Домашнее задание. Написать по 5 слов каждого склонения на тему- Природа.