Склонение имён существительных. Закрепление.
Цели:
1.Совершенствовать умение определять тип склонения у существительных в начальной форме.
2.Развивать речь, внимание, память, мелкую моторику, логическое мышление. Обогащать словарный запас.
3.Воспитывать любовь к родному языку, положительную мотивацию к учению.
Ход урока.
I Проверка домашнего задания
II Минутка чистописания
III Работа у доски
а) Вставить пропущенные буквы в словарных словах
Арбу., в.робей, к.рова, л.пата, п.суда, п.тух, уч.ник, м.дведь, м.роз, Ро.сия.
б) Работа с деформированным предложением
Снежинки, в, весёлые, воздухе, кружатся, пушистые.
в) Синтаксический разбор составленного предложения
В воздухе кружатся весёлые пушистые снежинки.
IV Игра "Вспомни все падежи" (Учитель читает стихотворение, а дети должны назвать в каких падежах стоит слово "лист")
Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёного листа.
Ветер нёс и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг – к зелёному листу
Лапой – хвать зелёный лист,
Дескать, поиграем.
«Не хочу», - парашютист
Головой качает…
Ветер вмиг с листом зелёным
Над землёй взметнулся снова,
Но шалун листок упал.
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.
(Лист-И.п., листа-Р.п., листу-Д.п., лист-В.п., листом-Т.п., о листе-П.п.)
ФИЗМИНУТКА
V Работа у доски.
а) Просклонять по падежам слово-февраль
б) Разбор слов по составу: морозный, школа, ветерок, учебный, удачный.
(Два учащихся работают у доски, а остальные в тетрадях)
VI Работа по учебнику. Учащиеся делают вывод и пишут схему в тетради.
1 скл. ж.р. и м.р. -а, -я.
2 скл. ср.р. и м.р. -о, -е, нулевое окончание
3 скл. ж.р. -ь на конце
VII а) Работа с использованием сигнальных карточек. (Учитель называет существительные разного склонения, учащиеся должны поднять карточку с правильной цифрой, которая соответствует склонению- 1, 2, 3.)
Брошь, лягушка, заяц, пчела, кофта, ладонь, стол, конь, лошадь, слон, машина, Юля, зеркало, Андрей, зима.
б) Работа в тетрадях. Классификация слов по склонениям. (Учитель называет существительное-учащийся определяет склонение.)
Яблоко, арбуз, слива, морковь, виноград, вишня, фасоль, берёза, папа, мама, борщ, друг, речь, солнце, ночь.
VIII Развитие речь.
а) Составить предложения используя словосочетания:
Яркое солнышко
Тёплый веторок
Радостные каникулы
б) Доскажи словечко.
*Рано утром на лужайке
Встретились енот и ... (зайка)
*Поиграли, посмеялись
И по норкам ... (разбежались)
*Бурундучок живёт в лесу
Боится волка и ... (лесу)
IX Коррекционная работа с использованием индивидуальных карточек. (Учитель раздаёт учащимся разноуровневые карточки, беря во внимание индивидуальные особенности ребёнка.)
X Итог урока. Выставление оценок.
XI Домашнее задание. Написать по 5 слов каждого склонения на тему- Природа.