Сенсорное воспитание дошкольников младшего возраста.
Принципы сенсорного воспитания.
Принципы сенсорного воспитания сохраняются на протяжении всего периода раннего детства. Они состоят в следующем.
Формирование ведущих для данного возраста качеств и норм поведения.
Игры и занятия, организованные взрослым, направлены на решение развивающих задач. На третьем году жизни у ребёнка формируется умение следить за действиями воспитателя. Он лучше понимает речь взрослого и начинает говорить. Поэтому работу с детьми необходимо направлять, а совершенствование подражания, развитие способности воспринимать и выделять качества, свойства, понимать назначение предметов, овладевать способами действий, предложенными взрослым, достигать необходимого результата, видеть как отдельные, так и взаимосвязанные действия с предметами, уметь подчинять свои действия словесному указанию.
• Интеграция воспитательных задач. Следует способствовать активизации работы анализаторов, расширению ориентировки в окружающем, усложнению различных видов деятельности, развитию речи и моторики. В раннем возрасте воспитательные задачи взаимосвязаны. Процессы развития речи, движения, крупной и мелкой моторики, восприятия, получения необходимого количества впечатлений находятся в тесной зависимости один от другого.
• Обучение детей организованное и систематическое.
Занятия и игры должны проводиться по намеченному плану и преследовать определённую цель, постепенно усложняться по мере освоения материала, ежедневно повторяться. Нужно побуждать детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегать к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволит детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх.
• Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.
Это положение лежит в основе организации и повторяемости занятий и игр с детьми. Число участвующих в занятиях с сенсорными материалами может быть различным и зависит от целей. Наблюдение за окружающим, экскурсии, где ведущая деятельность — зрительное и слуховое восприятие, допустимо проводить со всей возрастной группой.
Занятия, где предполагается обследовательская и предметная деятельность, эффективны с небольшим числом участников (6—8 человек). Желательно, чтобы уровень развития детей, объединённых в одну подгруппу, был примерно одинаковым. Детей с замедленным темпом развития и вновь поступивших привлекают к занятиям с меньшим числом участников.
Целесообразно с отдельными детьми некоторое время проводить индивидуальные занятия, которые послужат началу формирования необходимых умений: сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определённые действия, слушать разъяснения взрослого, повторять движения.
• Требования, предъявляемые к детям, — посильны.
Так, в начале года малыши учатся следить за действиями взрослого, подражать им, понимать обращенные к ним вопросы и объяснения. Затем постепенно возрастают возможности сосредоточенно слушать, выполнять действие, отвечать жестом или словом на поручения: покажи, дай, найди такой же, повтори такое же действие, повтори это слово. Дети уже способны запоминать, где находятся заданные предметы, как они называются. Всё более устойчивым становится умение сохранять спокойную позу за столом во время занятия.
• Поддержка эмоционального тонуса.
Во время игр и занятий надлежит заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии ребёнка. Воспитатель привлекает внимание к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приёмов, поддерживает интерес к занятию. Положительные эмоции активизируют процессы восприятия, повышают их продуктивность, улучшают запоминание, совершенствуют умения, позволяют получить удовольствие от выполненного действия. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним. В этом случае у ребёнка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу.
Требования к организации занятий с детьми третьего года жизни едины как в семье, так и в детском саду, и при других вариативных формах воспитания.
Взрослые обогащают сенсорный (чувственный ) опыт ребёнка, совершенствуют его речевые навыки, он начинает называть отдельные свойства. Например: это красный, а это синий; это кирпичик, а это шар, вот какой большой, а этот маленький и т. п., с помощью игровых приёмов развивают умения действовать с предметами-орудиями. На смену манипуляции предметами приходит действие по слову, сначала с опорой на зрительное восприятие, а затем и без него — действие по словесному заданию. Проявляется способность предвидеть изменения, происходящие с предметом в результате действий с ним, устанавливается связь слова с предметом и действием, связь между явлениями. Повышается интерес к окружающим предметам.