Учитель года- 2019

Дамчыт Ай-Мерген Иванович

Предварительный просмотр:

Тема «Закон Ома для участка цепи»

Цель урока: установить зависимость между силой тока, напряжением на участке цепи и сопротивлением этого участка.

Задачи урока:

Образовательная: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи.

Развивающая:

  • развивать умения сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;
  • продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул.

Оборудование. Учебные амперметры и вольтметры, источники тока, ключи, соединительные провода, три сопротивления (1,2,4 Ом), экран, мультимедийный проектор, компьютер.

План урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Подготовка к восприятию нового материала.

ІІІ. Изучение нового материала.

ІV. Закрепление знаний, умений, навыков.

V. Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.

VІ. Домашнее задание.


Ход урока

І. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь!!! Сегодня изучаем новую тему. Тема нашего урока называется «Закон Ома для участка цепи».

Цель нашего урока установить зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением участка цепи.

ІІ. Подготовка к восприятию нового материала.

На предыдущих уроках мы с вами изучили, что каждая электрическая цепь характеризуется тремя физическими величинами. Давайте вспомним, какими?

Ученик: Напряжение, сила тока и сопротивление.

Дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по плану:

  1. Назвать величину;
  2. Что характеризует данная величина?;
  3. Как обозначается?;
  4. В каких единицах измеряется?

Учитель: Эти физические величины мы изучали по отдельности, но ведь они существуют и характеризуют нечто общее – электрическую цепь. Значит, они должны быть связаны между собой. На прошлом уроке мы установили зависимость между силой тока и напряжением.

Сегодня мы с вами на основе эксперимента попробуем «открыть» закон Ома. Для этого в вашем распоряжении есть все необходимые приборы.

Сегодняшняя задача заключается в том, чтобы установить связь между этими величинами, используя экспериментальные данные.

Поэтому Тема нашего сегодняшнего урока – Закон Ома. Откройте тетради и запишите тему урока: «Закон Ома для участка цепи».

ІІІ. Изучение нового материала.

Мы постараемся выяснить, как зависит сила тока от напряжения в участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка и как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах.

Для этого будем находить зависимость сила тока от напряжения на участке цепи при постоянном сопротивлении, потом - зависимость сила тока от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах.

        На столах у вас есть все необходимое оборудование, а также схемы эксперимента и таблицы, которые необходимо заполнить.

1 группа:http://festival.1september.ru/articles/214593/1.jpg

U, B

I, A

R, Ом

const

const

const

Меняя сопротивление: 1 Ом, 2 Ом, 4 Ом http://festival.1september.ru/articles/214593/2.jpg

2 группа:

U, B

I, A

R, Ом

const

const

const

Через хххххх минут вы должны ответить на вопросы:

  1.  Как зависит сила тока в цепи от напряжения при постоянном сопротивлении?
  2. Как зависит сила тока в цепи от сопротивления при постоянном напряжении?

Внимательно следите за правильностью подключения измерительных приборов!

Послушаем выводы 1 группы: С увеличением напряжения сила тока в проводнике возрастает при постоянном сопротивлении, т.е. при

R = const, I~ U.

Послушаем 2 группы: С увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается, т.е. при

U = const, I ~ 1/R.

Тогда сможем записать:img8

Это выражение называется законом Ома для участка цепи.

Закон Ома читается так: “сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению”.

Данный закон немецкий физик Георг Ом открыл в 1827 году.

Историческая справка (доклад ученика):

http://festival.1september.ru/articles/212529/img1.jpg

Георг Ом (1787-1854) - немецкий физик-экспериментатор. Он родился 16 марта 1787 года в семье слесаря. Отец придавал большое значение образованию детей. Хотя семья постоянно нуждалась, Георг учился сначала в гимназии, а потом в университете. Сначала он преподавал математику в одной из частных школ Швейцарии. Физикой Георг Ом стал интересоваться позже. Свою научную деятельность начал с ремонта приборов и изучения научной литературы. Создание первого гальванического элемента открыло перед физиками новую область исследований, и Ом сделал важнейший шаг на пути создания теории электрических цепей. В 1825 году он представил научному миру плоды своего труда в виде статьи, которую озаглавил “Предварительное сообщение о законе, по которому металлы проводят электричество”. Сейчас это сообщение мы называем законом его имени. В честь этого ученого также названа единица сопротивления.

Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником.

img5

Графическая зависимость силы тока от напряжения называется ВАХ (вольт – амперная характеристика) проводника.

ІV. Закрепление знаний, умений, навыков.

Решим задачу: (задача на экране).

img7

На рисунке изображены графики зависимости силы тока от напряжения для двух проводниковА и В. Какой из этих проводников обладает большим сопротивлением?

По закону Ома для участка цепи, сила тока обратно пропорциональна сопротивлению проводника при постоянном напряжении. Т.к. при напряжении 6В сила тока проводника В, 1А, а сила тока проводника А, 3А. Таким образом, сила тока проводника В меньше, значит сопротивление больше.

Докажите это расчетами.

 I Вариант решает для проводника А. II Вариант решает для проводника В.

img9

Общий ответ: 6 Ом > 2 Ом Rв>Ra.


Мини Тест:

Вариант 1

1.  Как зависит сила тока от сопротивления проводника?

     А. Сила тока прямо пропорциональна сопротивлению.

     Б. Сила тока обратно пропорциональна сопротивлению.

     В.. Сила тока равна сопротивлению

     Г. Этой зависимости нет

2.  Математическая запись закона Ома

      А.              Б.             В.  I= UR         Г.

3.  В электрической цепи амперметр показывает 3 А, а вольтметр  6 В. Чему равно сопротивление резистора?

       А. 2 Ом.              Б. 0,5 Ом.            В. 18 Ом         Г. 3 Ом.

4. Напряжение на концах проводника увеличилось вдвое. Как изменилась сила тока, протекающего в проводнике?

      А. Уменьшилась в 2 раза               В. Увеличилась в 2 раза

      Б. Не изменилась                            Г. Уменьшилась в 1,5 раза

5. Можно лиэлектрическую лампу, рассчитанную на напряжение

127 В, включать в цепь с напряжением 220 В?

    А. Нельзя.  Сила тока в цепи превысит допустимое значение, и лампа перегорит

    Б. Можно. Ничего не произойдет

    В. Можно, но только в цепях с постоянным током.

Вариант 2

1.  Как зависит сила тока от напряжения проводника?

     А. Сила тока пропорциональна напряжению.

     Б. Сила тока обратно пропорциональна напряжению.

     В. Этой зависимости нет.        Г. Сила тока равна напряжению

2.  Формулировка закона Ома.

А. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна его сопротивлению и обратно пропорциональна напряжению на этом участке.

Б. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и  обратно пропорциональна его сопротивлению.

    В. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна его сопротивлению и напряжению на этом участке.

     Г. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна произведению его сопротивления и напряжения на этом участке.

3. Сила тока электрической лампы 0,5 А, сопротивление спирали 10 Ом. Найти напряжение на концах спирали.

     А. 8,5 В             Б. 20 В.                 В. 0,05 В              Г. 5 В.              

4.   Необходимо вдвоеуменьшить силу тока в данном проводнике. Что для этого нужно сделать?

 А. Увеличить напряжение в 2 раза  

 Б. Вдвое уменьшить сопротивление.

 В. Уменьшить напряжение в 2раза            Г. Ничего не делать.

5. Зависит ли сопротивление проводника от силы тока в нем и напряжения на его концах?

   А. Сопротивление зависит от силы тока и  напряжения

   Б.  Зависит от напряжения.

   В.  Не зависит.    

   Г.  Зависит от силы тока.

V. Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.

Подведем итог нашего урока:

-Между какими величинами устанавливает зависимость закон Ома?

- В какой формуле выражена эта взаимозависимость?

VI.Домашнее задание: прочитать § 44. Ответить на вопросы

        



Предварительный просмотр:

Дамчыт Ай-Мерген Иванович,

учитель физики ГБОУ РТ

«Школа-интернат для детей

с НОДА» г. Ак-Довурак

Самоанализ открытого урока физики

Класс дружный сплоченный, активный! Есть ярко выраженные лидеры класса, которые хорошо учатся и быстро усваивают материал, но также есть и отстающие! Сильные учащиеся помогают более слабым.

Тема урока: Закон Ома для участка цепи

Цель урока: Обобщить знания учащихся об электрическом токе и напряжении и установить на опыте зависимость силы тока от напряжения на однородном участке электрической цепи и от сопротивления этого участка, вывести закон Ома для участка цепи.

Задачи урока:

- обучающие: закрепление понятия сила тока, напряжение, сопротивление; вывести зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением участка цепи. Закон Ома для участка цепи. Примеры на расчёт силы тока, напряжения и сопротивления проводника.

-развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;

продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

-воспитательные: развитие познавательного интереса к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул, развитие аккуратности, умения организовывать свою работу в определённом промежутке времени.

Тип и структура урока: урок изучения нового материала с применением ЭОР.

Тема урока «Закон Ома для участка цепи» и на её изучение отводится 30 минут (10 минут самоанализ). Данный урок неразрывно связан с предыдущими и последующими уроками в изучении темы «Электрические явления».

Этапы урока:

  1. Организационный момент. Постановка задач урока.
  2. Проверка знаний из предыдущих уроков.
  3. Актуализация знаний.
  4. Изучение нового материала с помощью лабораторного исследования.
  5. Физминутка.
  6. Закрепление изученного материала с использованием презентации, решения задач.
  7. Постановка д/з и инструктаж.
  8. Итоги урока.
  9. Рефлексия.

Все этапы урока были последовательными и логически связанными. Структура урока соответствует данному типу урока. Обеспечивалось целостность и завершенность урока.

Содержание урока: соответствует программе и задачам урока. Я заранее подготовил мультимедийную презентацию «Закон Ома для участка цепи», демонстрационные опыты по изучению закона Ома, которые позволили в доступной и наглядной форме изучить новый материал. Проверка д/з проведена в виде фронтального опроса, который помог назвать тему урока. Последовательно и логически построена схема урока. Для закрепления изученного материала было подготовлено практическое задание в виде лабораторных работ, где требовалось применить закон Ома для нахождения трех величин. Урок способствовал формированию знаний об электрическом напряжении, умения применять знания для измерения напряжения в цепи. У учащихся закрепились умения решать задачи, находить по формуле закона Ома. Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся. В изложении нового материала применялся ранее изученный материал, использовались межпредметные связи – знания по математике: умение переводить физические величины в СИ, выражать из формул одну величину через другую; Урок способствовал развитию интереса учащихся к учению, к изучаемому предмету, к окружающим физическим явлениям.

Реализация принципов обучения: соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования ЗУН. Исследовательские опыты способствовали развитию научности обучения, сознательности и активности учащихся на уроке, их познавательной деятельности, раскрытию связи теории с практикой.

Методы обучения: на уроке были использованы следующие методы обучения: беседа, объяснение, практические задания, демонстрационные опыты. Эти методы обучения обеспечивали поисковый и творческий характер познавательной деятельности учащихся. Исследовательские опыты способствовали активизации учения учащихся и были самыми эффективными из всех использованных методов. Словесный, частично-поисковый, Практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, наглядный, методы контроля и самоконтроля.

Организация учебной работы на уроке:

Осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе, сочетались разные формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, классная. Осуществлялось развитие логического мышления, умений сравнивать, делать выводы у учащихся. Были подведены итоги каждого этапа, а затем и всего урока. Осуществлялось чередование разных видов деятельности обучающихся.

Система работы учителя:

Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому, было четкое управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины. Был правильно определен объем учебного материала на уроке, умелое распределение времени, характер обучения был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно.

Система работы учащихся:

Учащиеся были очень активны и организованны на разных этапах урока, были доброжелательны к учителю, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков самостоятельно делать выводы.

Общие результаты урока:

План урока выполнен полностью, были реализованы общеобразовательные, воспитывающие, развивающие цели урока. Домашнее задание было зафиксировано на слайде презентации.


Закон Ома для участка цепи.

Технологическая карта

ФИО автора работы

Дамчыт Ай-Мерген Иванович

Место работы

ГБОУ РТ «Школа-интернат для детей с НОДА» г. Ак-Довурак

Должность

Учитель физики

Класс

9

Предмет, количество часов в неделю

Физика, 2 часа

Тема и номер урока в теме

Электрические явления. Тема: «Закон Ома для участка цепи»

Базовый учебник

Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2012 год.

Цель

Обобщить знания учащихся об электрическом токе и напряжении и установить на опыте зависимость силы тока от напряжения на однородном участке электрической цепи и от сопротивления этого участка, вывести закон Ома для участка цепи.

Задачи урока

- обучающие: закрепление понятия сила тока, напряжение, сопротивление; вывести зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением участка цепи. Закон Ома для участка цепи. Примеры на расчёт силы тока, напряжения и сопротивления проводника.

-развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;

продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

-воспитательные: развитие познавательного интереса к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул, развитие аккуратности, умения организовывать свою работу в определённом промежутке времени.

Тип урока

Урок формирования новых знаний с использованием ЭОР.

Формы работы учащихся

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Виды деятельности

Работа с текстом, решение количественных и качественных задач.

Используемые приемы обучения

Эвристический; исследовательский.

Методы

Словесный, частично-поисковый, Практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, наглядный, методы контроля и самоконтроля.

Средства обучения

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, запись на доске, учебник, презентация, лабораторные амперметр и вольтметр, источник тока, ключ, проводники, соединительные провода, карточки с надписью физических величин, тетради учащихся.

Демонстрации

1.Зависимость силы тока от сопротивления проводника при постоянном напряжении;

2.Зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении участка цепи.

Формируемые УУД

регулятивные: самостоятельность, целеполагание, контроль;

познавательные: практическое освоение основ проектно-исследовательской деятельности, интерес к новому учебному материалу;

коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, общительность, умение договариваться, работать в группе, аргументировать, отвечать на поставленные вопросы;

личностные: справедливость, формирование адекватной позитивной самооценки, оценивание успехов, установка на ЗОЖ.

Ожидаемые результаты

Учащиеся научатся:

  1. Объяснять зависимость силы тока от напряжения и сопротивления на участке цепи;
  2. Строить графики зависимости силы тока от напряжения и сопротивления;
  3. Собирать простейшие электрические схемы;
  4. Применять закон Ома для решения количественных задач.


Ход урока:

  1. Организационный этап. (Самоопределение к деятельности)

Цель: Проверить готовность обучающихся, их настрой на работу.

Здравствуйте, ребята! Садитесь!!! Сегодня изучаем новую тему. Тема нашего урока называется «Закон Ома для участка цепи».

  1. Актуализация опорных знаний. «Вызов» (Фронтальная работа с классом)

Цель: подвести учащихся к формулировке темы урока.

На предыдущих уроках мы с вами изучили, что каждая электрическая цепь характеризуется тремя физическими величинами. Давайте вспомним, какими?

Ученик: Напряжение, сила тока и сопротивление.

Дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по плану:

  1. Назвать величину;
  2. Что характеризует данная величина?;
  3. Как обозначается?;
  4. В каких единицах измеряется?

Учитель: Эти физические величины мы изучали по отдельности, но ведь они существуют и характеризуют нечто общее – электрическую цепь. Значит, они должны быть связаны между собой. На прошлом уроке мы установили зависимость между силой тока и напряжением.

Сегодня мы с вами на основе эксперимента попробуем «открыть» закон Ома. Для этого в вашем распоряжении есть все необходимые приборы.

Сегодняшняя задача заключается в том, чтобы установить связь между этими величинами, используя экспериментальные данные.

Поэтому Тема нашего сегодняшнего урока – Закон Ома. Откройте тетради и запишите тему урока: «Закон Ома для участка цепи».

  1. Изучение нового материала. «Экспериментально – исследовательская работа»

Цель: Выяснить экспериментальным путем зависимость силы тока на участке цепи от сопротивления проводника.

– Для того чтобы найти зависимость между тремя величинами. Мы разделимся на 2 группы. Первая группа выяснит, как зависит сила тока от напряжения на участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка, вторая - как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах. А затем мы совместно сделаем общий вывод о том, как зависит сила тока одновременно от напряжения и сопротивления, т.е. решим основную задачу урока.

На столах у вас есть все необходимое оборудование, а также схемы, инструкции по выполнению эксперимента и таблицы, которые необходимо заполнить. (приложение 3). Не забываем про технику безопасности при работе с электроприборами.

Итак:

На рабочем месте провода располагайте аккуратно, плотно соединяйте клеммы с приборами.

После сборки всей электрической цепи, не включайте до тех пор, пока всё не проверит учитель.

Все изменения в электрической цепи можно проводить только при выключенном источнике электропитания.

По окончании работ отключите источник электропитания и разберите электрическую цепь.

1 задание

Инструкция по выполнению исследования

  1. Собрать схему, представленную на рисунке
  2. Изменяя напряжение в цепи (сначала подключить в цепь 1 батерею, затем 2), заполнить таблицу.
  3. Построить график зависимости силы тока от напряжения.

U, B

I, A

R, Ом

8

8




2 задание

Инструкция по выполнению исследования

  1. Собрать схему, представленную на рисунке
  2. Изменяя сопротивление в цепи (сначала подключить в цепь сопротивление 1 Ом, затем, 2 Ом,4 Ом и 8 Ом соответсвенно), заполнить таблицу.
  3. Построить график зависимости силы тока от сопротивления.


U, B

I, A

R, Ом

const

const

const

Сделаем выводы 1 заданий: С увеличением напряжения сила тока в проводнике возрастает при постоянном сопротивлении, т.е. при R = const, I ~ U.

Из 2 заданий: С увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается, т.е. при

U = const, I ~ 1/R.

-Тогда сможем записать:

Мы с вами получили математическую запись закона Ома, который читается так: «Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению».

–Для чего же необходимо знать закон Ома? Пользуясь этим законом, мы можем рассчитать силу тока, зная напряжение и сопротивление, то есть, зная две величины, мы всегда можем найти третью. Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться магическим треугольникам.

C:\Users\Класс\Pictures\Primer-treugolnika-oma.jpg

- Вы, наверное, устали, путешествуя по комнатам домика. Давайте немного отдохнем.

4 .ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Цель: Сохранение здоровья школьников, поддержание тонуса.

C:\Users\Класс\Desktop\015.jpg

5 . Первичное закрепление нового материала.

Цель: проверка уровня усвоения материала и умения применять изученное на практике.

Вернемся к закону, который мы получили, и посмотрим, как его можно применять для расчета одной величины, зная две другие.

- Чтобы наш труд на уроке не прошел даром, материал нужно будет закрепить дома. Откройте дневники и запишите домашнее задание.

6.Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Цель: закрепление нового материала, вовлечение учащихся в творческую деятельность.

Домашнее задание:

1.§ 44, упр.19 (2)

7.Подведение итогов урока.

Цель: Соотнесение поставленных целей достигнутым результатам.

- Ребята, сегодня на уроке вы познакомились с одним из важных законов при изучении электрических явлениях “Закон Ома для участка цепи”. Научились на основе фактов, выдвижения гипотезы, предлагаемой модели, устанавливать зависимость физических величин путем проведения эксперимента. Мне бы хотелось бы узнать:

1.Что понравилось на уроке?

2.Что бы вы хотели выполнить ещё раз?

8. Рефлексия.

Литература:

1. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2012.

Используемые ЭОР:

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/

  1. http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E «Суперфизкультминутка для урока»
  2. http://www.youtube.com/watch?v=hhZKdSymg1s «Закон Ома»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Основные величины, характеризующие электрическую цепь. Название Что характеризует? Обозначение Единицы измерения Напряжение Сила тока Сопротивление Характеризует электрическое поле U вольт [ В ] Характеризует сам проводник Характеризует электрический ток в проводнике R I ампер [ А ] ом [ Ом ]

Слайд 3

Закон Ома для участка цепи

Слайд 4

Сегодня мы перед собой поставим основную цель: Раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Они связаны между собой законом Ома

Слайд 5

Мы постараемся выяснить, как зависит сила тока от напряжения в участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка и как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах.

Слайд 6

При постоянном напряжении, сила тока обратно пропорциональна сопротивлению участка цепи: I~1/R, U = const .

Слайд 7

При постоянном сопротивлении сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах участка цепи: I ~ U, R = const

Слайд 8

Тогда сможем записать

Слайд 9

Это выражение называется законом Ома для участка цепи Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению

Слайд 10

Удобно запомнить! U I R

Слайд 12

Георг Ом (1787-1854) Родился 16 марта 1787 года в семье слесаря. Георг учился сначала в гимназии, а потом в университете. Сначала он преподавал математику в одной из частных школ Швейцарии. Физикой Георг Ом стал интересоваться позже. Свою научную деятельность начал с ремонта приборов и изучения научной литературы . В 1825 году он представил научному миру плоды своего труда в виде статьи, которую озаглавил “Предварительное сообщение о законе, по которому металлы проводят электричество”. Сейчас это сообщение мы называем законом его имени. В честь этого ученого также названа единица сопротивления.

Слайд 16

Домашнее задание Прочитать § 44 и упражнение 19 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37c160cb-66fd-4f45-f0a7-17f031e28157/00144677047358844.htm



Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий на уроках физики в специальной (коррекционной) школе.

Ай-Мерген Иванович Дамчыт,

учитель физики ГБОУ РТ «Школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

 г.Ак-Довурак

Основная задача современной школы заключается в организации обучения таким образом, чтобы научить всех школьников, независимо от состояния их здоровья, наличия физического или умственного недостатка, умению самостоятельно добывать знания, научить учиться.

В нашей школе обучаются дети с проблемами опорно-двигательного аппарата, устной и письменной речи. В процессе обучения школьников с тяжелой патологией речи необходимо учитывать отсутствие у них предпосылок к прогрессивному овладению программным материалом.

Ученики нашей школы-интерната испытывают затруднения в понимании учебных заданий, инструкций учителя; в овладения учебными понятиями и терминами; в формировании и формулировании собственных мыслей в процессе учебной работы; у них недостаточно развита связная речь.

Помимо этого, учителя школы-интерната принимают во внимание и недостаточность сформированности психологических процессов у наших учеников, а именно: их неустойчивое внимание, низкую переключаемость, плохую память, слабое развитие словесно-логического мышления, недостаточный уровень контрольных действий.

Следовательно, стремление педагогов найти наиболее рациональные методы обучения и коррекции психофизических и речевых недостатков учащихся при изучении отдельных предметов, включая физику, обусловлено спецификой нашей школы-интерната.

На уроках физики наши ученики испытывают трудности в запоминании физических законов, объяснении явлений и демонстраций, абстрактном представлении возможных результатов опытов.

Сегодня уже  трудно представить себе современное общество и образовательный процесс без широкого применения информационных технологий.

Применение компьютерных и мультимедийных ресурсов на уроках физики дает простор для реализации возможностей каждого ребёнка, делает обучение успешным и комфортным, а также оптимизирует образовательный процесс, делает его личностно ориентированным и мобильным.

Использование мультимедийных разработок проводится по следующим направлениям:

- Демонстрация в классе (показ видеозаписей, интерактивных моделей и анимаций) с помощью мультимедиа-проектора на экране.

- Подготовка и проведение презентаций внеклассных мероприятий, классные лабораторные работы.

- подготовка материалов для проведения контрольной работы в традиционном («бумажном») варианте в классе.

- подготовка учителя к занятию или контрольной работе.

Различные информационные материалы стимулируют внимание за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов. У детей повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самостоятельной деятельности.

Использование электронного материала на уроках физики помогает создавать разнообразные зрительные иллюстрации физических открытий, процессов, явлений, а также помогает осуществлять быструю смену одного вида деятельности другим.

Применение компьютера расширяет творческие возможности учителя, позволяет делать уроки более интенсивными, интересными и разнообразными.

Работа над созданием слайд-фильмов, электронного приложения к уроку, буклетов - это увлекательный творческий процесс, который обогащает профессиональную палитру учителя. Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Но вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков, они составляют интеллектуальное богатство учителя, которое передается его ученикам.

Использование компьютерных технологий эффективно на уроках физики при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих и других типах уроков. Уроки–презентации обеспечивают более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными методами, повышают интерес к изучаемому вопросу и в целом к предмету.

Иллюстрированный текст, большое количество имитационных моделей, лабораторные работы дают возможность представить изучаемый материал более наглядно, показать модели тех физических экспериментов, для которых нет оборудования.

При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение. Использование ИКТ помогает подготовке ученика, имеющего тяжелые нарушения речи, к комфортной жизни в условиях информационного общества:

- развивает мышление, коммуникативные способности;

- формирует умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации; формирует информационную культуру, навык обработки информации;

- совершенствует умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.

Таким образом, применение информационных технологий на уроках

физики расширяет возможности самостоятельной, творческой деятельности учеников коррекционной школы, стимулирует освоение ими сложного материала, ведет к интенсификации всего образовательного процесса.



Предварительный просмотр:

Эссе учителя физики Дамчыт Ай-Мергена Ивановича

В твоих руках, учитель, наш XXI век,

А веком, как известно, правит человек,

Который созидает, творит и создает,

Который за собою всегда вперед ведет!

Современный молодой учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Ведь молодой учитель - это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знает свой предмет.

Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и своим ученикам.

Современный молодой учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец.

Цель молодого учителя - не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.

В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. Я бы хотел поделиться своим «маленьким» опытом работы и раскрыть значение информатизации в образовании.

Не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Знаю по своему опыту, что уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.

Традиционные аудиовизуальные средства обучения могут быть с успехом заменены компьютером, экраном и мультимедийным проектором. Современное программное обеспечение позволяет продемонстрировать на уроке большое количество наглядного материала: рисунки, схемы, таблицы, тексты (формулировки законов, формулы и т.д.), видеозаписи, анимации, физические модели. Учитель сам может скомплектовать из объектов электронного ресурса презентацию, которая будет демонстрироваться по ходу урока. В зависимости от типа урока информационное содержание слайдов будет меняться.

Например, на уроке изучения нового материала можно продемонстрировать видеозапись опыта (в том случае, если демонстрация реального опыта занимает много времени, мелкие детали эксперимента не улавливаются учениками и в том случае, если опыт невозможен), затем продемонстрировать анимацию или компьютерную модель процесса (позволяет рассмотреть особенности явления, неоднократно повторять процесс, усложнять его). На этапе закрепления новых знаний можно провести игру (принцип игры: на экране возникает вопрос по изученной теме — следует ответ учащегося — возникает на слайде правильный ответ, сопровождающийся тематическим рисунком или фотографией). В конце урока динамично можно повторить основные этапы урока, демонстрируя отдельные информационные слайды.

Подобные (традиционные по сути) уроки позволяют отказаться учителю от привычных инструментов в работе  мела и доски, сделать урок ярче, поддержать интерес учащихся к предмету.

Промежуточные мои результаты сегодня – это:

1.     Использование компьютера, проектора и интерактивной доски.

2.     Подготовка презентации к урокам.

3.     Тестирование учащихся.

Использование компьютерных моделей на уроках физики.

Компьютерная модель позволяет управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, заложенных в основу соответствующей физической модели. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Подобные модели представляют особую ценность для учащиеся. Расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой (учащимся предлагается 2 - 3 задачи, которые вначале необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ, поставив компьютерный эксперимент. При составлении таких задач необходимо учитывать как функциональные возможности модели, так и диапазоны изменения числовых параметров).

Промежуточные мои результаты сегодня – это:

1.     Создание базы компьютерных моделей по определенным темам.

2.     Используются моделей на уроках.

Цифровые образовательные ресурсы 

Готовые программные продукты позволяют существенно сократить время на подготовку к уроку. Они содержат хорошего качества наглядно-иллюстративный материал к учебникам, справочную информацию, дополнительный материал. Расширяющий кругозор учащихся или более углубленный материал.

Также я использую программные продукты, которые содержат интерактивные практические работы, действующие модели, таблицы, рисунки, графики. Они позволяют наглядно объяснить явления, процессы, а также продемонстрировать опыты.

На уроках активно использую электронно-образовательные ресурсы «Отрытая физика 2.6», «Физика, 7-11 классы» Физикон, «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий», «Уроки физики Кирилла и Мефодия», «Электронные уроки и тесты «Физика в школе», «Виртуальная физическая лаборатория». Ресурсы программ используются на этапе подготовки и проведения уроков физики, а также для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время. Мультимедийные комплексы содержат электронные учебники, видеофрагменты, интерактивные модели, лабораторные работы, упражнения, задачи и тесты,  позволяют включать их содержание в любой этап урока: в объяснение нового материала, в этапы актуализации знаний, в постановку исследования, в этап самостоятельной работы с последующей проверкой.

Использование Интернет – ресурсов 

Большие возможности в моей практике дает применение Интернет-ресурсов, которые позволяют на качественно новом уровне проводить различные формы учебных занятий.

1.     http://www.fizika.ru — Данный ресурс содержит доступный, интересный иллюстрированный материал в виде учебников по физике для 7, 8 и 9-го классов. Много качественных и расчетных задач, а также примеров разобранных решений задач для 7 и 8 классов. 

2.     http://physics.nad.ru/physics.htm — Анимация физических процессов по оптике, волнам, механике, термодинамике. Есть теория по каждой из предложенных тем, наглядный эксперимент крупным планом. 

3.     http://www.sci.aha.ru — Ресурс содержит большое множество справочных таблиц по физике: «Масса», «Скорость», «Энергия», «Данные о Земле, Солнце, Вселенной», «Физические константы», «Массы и размеры молекул», «Свойства газов, жидкостей и твердых тел» и многое другое. 

4.     http://elibrary.ru/ — Научная электронная библиотека содержит самые последние новости науки в виде небольших статей, которые обновляются ежедневно. Можно узнать все о самых последних открытиях в науке. 

5.     http://ivsu.ivanovo.ac.ru/phys/ — Ресурс, который поможет школьнику находить любую информацию по физике материал по истории физики. Здесь же находится краткая физическая энциклопедия для детей, большой энциклопедический словарь, биографии ученых – физиков 

Интернет-ресурсы которые применяются часто: «Информационно-образовательный портал РБ» http://www.oprb.ru/, «Физика в анимациях» (http://physics.nad.ru/), фестиваль  «Открытый урок» (http://festival.1september.ru/),официальный информационный портал ЕГЭ (http://www.ege.edu.ru/), ФИПИ (http://www.fipi.ru/), «Открытый колледж. Физика» (http://college.ru/physics/), методическое объединение учителей физики (http://schools.techno.ru/sch1567/), «Физика Ru» (http://www.fizika.ru/), Российский общеобразовательный портал (http://www.school.edu.ru/), Астрофизический портал (http://www.afportal.ru/), «Единая коллекция образовательных ресурсов «(http://school-collection.edu.ru/) и другие. Материалы сайтов используются при подготовке к урокам, для контроля ЗУН, для подготовки учащихся к олимпиадам и ЕГЭ, дистанционного обучения, для исследовательской работы.  

Промежуточные мои результаты сегодня:

1.     Использование ресурсов при подготовке к уроку.

2.     Поиск информации по разделам курса.

3.     Подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам.

 

Мы все знаем: быть современным молодым учителем трудно, но возможно. Главное, учителю надо учиться быть счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

«В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках,
Только лишь одно бесспорно, зримо:
Кто учил – живет в учениках».



Предварительный просмотр:

ДАМИ: Здравствуйте коллеги! Сегодня я хочу показать вам свой мастер класс. Тема моего мастер класса: «Красота контраста глазами физики»

ДАМИ: Что такое красота? Каким бывает красота? Красота бывает разной да?

ДАМИ: Что показана на этом слайде?

Учителя: красота

ДАМИ: Так и хочется смотреть на нее? Скажите мне, а на что можно смотреть вечно?

Учителя: На красоту, как течёт вода и как горит огонь.

ДАМИ: Давайте посмотрим на огонь и воду.

1 ОПЫТ (МАСЛО, ВОДА, МАРГАНЦОВКА, ШПРИЦЫ)

ДАМИ: Берем воду вливаем в масло, добавляем немного цвета, чтобы было красиво. И добавляем нашу волшебную таблеточку. (ставим стакан на стол жюри)

2 ОПЫТ (МАРГАНЦОВКА, ШИДКОЕ МЫЛО, ПЕРЕКИСЬ ВОДОРОДА)

ДАМИ: пригласить учителя из комиссии (или все вместе) можно вас пригласить сюда? Теперь повторяйте за мной все действия, которые я выполняю.

ДАМИ: Добавляем жидкое мыло. Берем воду выливаем, подкрашиваем. Потом берем секретный ингредиент и наливаем.

3 ОПЫТ (средство, пузырьки, зажигалка)

Какая же красота без пузырьков? (Из комиссии пригласить учителя) можно вас пригласить сюда. Вздуйте нам самый большой пузырь. Спасибо вам очень красиво (потом делаем опыт с огнем).

ДАМИ: И на этой ноте мне бы хотелось закончить мой мастер класс со словами «Красота спасет мир, а доброта ее сбережёт». Спасибо за внимание.