Кружок "Моё отечество"
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Моё Отечество» -
небольшой вклад в педагогический процесс, строящийся на принципах духовно-нравственного воспитания детей, развивающий способность к пониманию русской культуры.
Как не возможно постичь целое без частного, так невозможно знать историю России, не зная истории своего родного края.
Цель программы:
Воспитание духовности и нравственности дошкольников на основе русской народной культуры.
Задачи:
- познакомить детей с русской народной культурой;
- воспитание бережного отношения и уважения к родному краю, его истории, культуре;
- формирование чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого и настоящего;
- формированию нравственных ориентиров у ребёнка, чувства исторической значимости Тульского края, любви к своей Родине;
Актуальность данной программы обосновывается важностью родителей и воспитателей МДОУ в формировании чувства личной сопричастности ребенка к истории Отечества, малой Родине.
Дополнительная образовательная программа предназначена для детей 5-7 лет, срок реализации программы -2года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 42.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования «Моё Отечество» -
небольшой вклад в педагогический процесс, строящийся на принципах духовно-нравственного воспитания детей, развивающий способность к пониманию русской культуры.
Как не возможно постичь целое без частного, так невозможно знать историю России, не зная истории своего родного края.
Цель программы:
Воспитание духовности и нравственности дошкольников на основе русской народной культуры.
Задачи:
- познакомить детей с русской народной культурой;
- воспитание бережного отношения и уважения к родному краю, его истории, культуре;
- формирование чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого и настоящего;
- формированию нравственных ориентиров у ребёнка, чувства исторической значимости Тульского края, любви к своей Родине;
Актуальность данной программы обосновывается важностью родителей и воспитателей МДОУ в формировании чувства личной сопричастности ребенка к истории Отечества, малой Родине.
Дополнительная образовательная программа предназначена для детей 5-7 лет, срок реализации программы -2года.
Занятия проводиться один раз в неделю, во второй половине дня, продолжительностью: для детей 5-6 лет -25минут, для детей 6-7 лет-30 минут, в форме:
- бесед;
- прогулок и экскурсий;
- развлечений;
- познавательных мероприятий;
- праздничных вечеров Ожидаемые результаты:
- позитивного отношения ребенка к окружающему миру;
- потребность и готовность проявлять сострадание;
- воспитание чувства патриотизма, любви к семье, городу, родному краю, Отечеству;
- приобщение к опыту русской народной культуры, знакомство с бытом, жизнью Тульской губернии, с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье;
- деятельное отношение к труду;
- ответственность за свои поступки.
Диагностика знаний детей по программе проводится два раза в год (сентябрь, май).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы открытые занятия (концерты, праздники)
Новизна опыта заключается в использовании:
- личностно-ориентированного подхода к детям;
- комплексного подхода к развитию познавательной активности детей;
- совместного воздействия воспитателей и родителей на дошкольника. Воспитательно-образовательная работа осуществляется путем ненавязчивого включения духовно-нравственного воспитания на основе народных традиций во все виды деятельности детей, причем главным образом, обращается внимание на интересы каждого ребенка, создание ситуаций выбора.
Учебно-тематическое планирование кружка
«Моё Отечество» для детей 5-6 лет
Объем - 36 часов
Тема | Кол-во часов | ||
№ п/п | 1 теор | Практ | |
1. | Моя семья, мои близкие родственники | 1 | |
2. | Древняя Русь | 1 | |
3. | Щи да каша - пища наша | 1 | |
4. | Дом, дом открой свою тайну | 1 | |
5. | Храм, в котором меня крестили | 1 | |
6. | Отрок Варфоломей | 1 | |
7. | Покров - первое зазимье | 1 | |
8. | Октябрь пахнет капустой | 1 | |
9. | Детский русский костюм | 1 | |
10. | Украшаем кокошник | 1 | |
11 | Именины | 1 | |
12 | Тульская игрушка | 1 | |
13 | Новогодняя ярмарка (открытое занятие) | 1 | |
14 | На печи лежим, сказки слушаем | 1 | |
15 | Подготовка к святкам | 2 | |
16 | Сею, сем посеваю с Рождеством Вас поздравляю | 1 - | |
17 | Играем в забытые детские игры | 1 | |
18 | Что расскажет нам старинная прялка | 1 | |
19 | Мы за чаем не скучаем | 1 | |
20 | Ждем весну, готовимся к Масленице | 1 | |
21 | Секрет народной кухни - русские блины | 1 | |
22 | Праздник - Масленица (открытое занятие) | 1 | |
23 | Русская традиция - проводы в армию | 1 | |
24 | Учимся величать мальчиков, девочек | 1 | |
25 | Крёстная мать | 1 | |
26 | Что такое милосердие | 1 | |
27 | Прилетите к нам жаворонки | 1 |
28 | Весна, весна поди сюда | 1 | |
29 | Шутку шутить - людей насмешить | 1 | |
30 | Трень-брень, гусельки | 1 | |
31 | «Пасху радостно встречаем» вечер-концерт (открытое занятие) | 1 | |
32 | Красная горка | 1 | |
33 | Победа в воздухе не вьется, а руками достается | 1 | |
34 | Весна красна цветами | 1 | |
35 | Край родной, на век любимый (открытое занятие) | 1 |
Перспективное Планирование учебного материала
СЕНТЯБРЬ
Занятие 1 Моя семья, мой близкие родственники
- Рассматривание семейных фотографий.
- Изготовление семейного древа.
Занятие 2 Древняя Русь
Цели: 1. Мы русские,
- Откуда пошло название нашего города Тулы.
- Рассматривание крестьянских и городских жилых построек города (репродукции)
Занятие 4 Щи да каша - Пища наша.
- Еда на Руси
- Пословицы и поговорки о еде.
- Русская посуда
Занятие 4 Дам, дом, открой свою тайну.
- Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью (ухват, чугунок, люлька и др.)
- Отгадывание загадок и предметах быта.
Занятие 1 Храм, в котором меня крестили.
- Экскурсия в храм пр. С.Радонежского. Знакомство с архитектурой Города.
Занятие 2 Отрок Варфаломей
- Знакомство с детством пр. С.Радонежского
- рисование рисунка на тему: «Край родной на век любимый»
Занятие 3 Покров - первое зазимье.
- Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня.
Занятие 4 «Октябрь пахнет капустой»
Сочетание сезонного труда и развлечений:
- нравственная норма народной жизни.
- знакомство с приданием о появлении капусты на Земле.
- загадки и поговорки о капусте
НОЯБРЬ
Занятие 1 Детский русский костюм
- знакомство с историей костюма.
- рассматривание соответствующих репродукций.
- учить создавать оригинальные композиции из символов при украшении костюма.
Занятие 2 Украшаем кокошник
- знакомства с головными уборами
- учить выполнять композиции на кокошнике, соблюдая симметрию и используя простейшие элементы растительного и геометрического орнамента.
Занятие 3 Именины
- вспомнить народные традиции семьи
- рассказать как на Руси давали имена детям.
- празднование именин детей родившихся летом и осенью
Занятия 4 Тульская игрушка
- познакомить детей с Тульской глиняной игрушкой.
- выделить основное средство выразительности: форма, цвет.
ДЕКАБРЬ
Занятие 1 Новогодняя ярмарка
- обобщить и систематизировать представление детей о ярмарке, народных промыслах.
- познакомить с традициями народных гуляний.
- выставки рисунков о зиме.
Занятие 2 На печи лежим, сказки слушаем.
На примерах знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. Чтение сказки по желанию детей.
Занятие 3 Подготовка к святкам
- Разучивание колядок
- Знакомство с традицией проведения Рождества в г. Туле
ЯНВАРЬ
Занятие 1 Сею, сею посеваю с Рождеством Вас поздравляю В русских народных костюмах дети принимают участие в празднике: ходят с колядками по детскому саду.
Занятие 2 Играем в забытые детские игры
- Знакомство с разными видами жеребьевки
- Разучивание считалок, слов к играм.
- р.н. игра «Прятки»
Занятие 3 Что расскажет нам старинная прялки?
- Рассказ о прялке, о том, какое место она занимает в жизни женщины на Руси.
- Рассматривание прялки.
- Загадывание загадки о прялке.
Занятие 4 Мы за чаем не скучаем
- Вспомнить правила гостеприимства и народные традиции чаепития (самовар, пряник)
- Рассказ о тульском самоваре
- Познакомить с пословицами и поговорками о самоваре.
- Сложить самовар из пазлов.
ФЕРВАЛЬ
Занятие 1 Ждем весну, готовимся к Масленице
- Рассказ о Масленице, о том, как она празднуется на Руси.
- Разучивание закличек солнца на Сретение (15.02)
- Чтение русских народных сказок «Как весна зиму поборола»
Занятие 2 Секреты народной кухни - русские блины.
- Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу.
- Загадки о блинах, разучивание песенки «Блины»
- Чаепитие с блинами.
Занятие 3 Праздник - Масленица
Занятие 4 Русская традиция проводы в армию
Встреча с близкими родственниками, служившими в армии.
МАРТ
Занятие 1 Учимся величать мальчиков и девочек.
- Добры молодцы и красны девицы, учатся приветствовать друг друга.
- Хвалятся своими умениями: девочки - рукоделием, мальчики - спортивными достижениями.
- Совместные танцы, песни Занятие 2 Крёстная мать
Кто такая крёстная мать. Поделки для крёстной матери.
Занятие 3. Что такое милосердие?
Что такое доброе сердце, сострадание, помощь нуждающимся, любовь к ближнему.
Занятие 4. Прилетите к нам жавороночки
- Знакомство с весенним праздником «Сороки», с приметами этого праздника.
- Работа с тестом (делать жаворонков)
АПРЕЛЬ
Занятие 1 Шутки шутить - людей смешить
Цель: Знакомство с потешным фольклором, дразнилками, скороговорками. Составление детьми потешного рассказа.
Занятие 2 Мы за чаем не скучаем
Цель: вспомнить правила гостеприимства и народные традиции чаепития Занятие 3 «Трень-брень, гусельки»
Цель: Знакомство с русским народным инструментом - гуслями Слушание музыкального произведения в исполнении гусляра.
Занятие 4
Вечер-концерт «Пасху весело встречаем...»
МАЙ
Занятие 1 Красная горка
Цель: познакомить детей с словесные народные игры «Садовица»,
«Бирюлбка».
Занятие 2 Победа в воздухе не вьется, а руками достается.
Цель: Рассказ о городе Герое - Туле. Чтение сказки «Каша из топора»
Занятие 3 Весна красна цветами
Критерии диагностики
Высокий уровень (+)
- Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.
- Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными предметами и делать соответствующие умозаключения.
- Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает название праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.
- Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
- Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские)
- Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Городец, Дымка и др.) и использует их элементы в своей работе.
- Имеет практические навыки работы с тестом, с тканью, в приготовлении украшений головного убора тесьмой, бусинками и другими деталями, изготовлении самодельных игрушек, тряпичных кукол.
- Умеет отличать архитектурные сооружения древней Руси от современных построек.
Средний уровень (0)
- Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения использует их в речи.
- Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.
- Знает название некоторых народных праздников и принимает активное участие в них.
- Знает русские народные подвижные игры и умеет объяснить правила некоторых из них.
- Знает некоторые элементы русского народного костюма, различает головные уборы.
- Различает росписи Хохломы, Дымки, Гжели.
- Имеет практические навыки работы с тестом, может сделать тряпичную куклу.
Низкий уровень (-)
- Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда использует их в речи.
- Знает народные приметы.
- Знает название некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие.
- Знает 2-3 подвижные игры и умеет объяснить правила к ним.
- Имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью.
ребенка | Фамилия и имя | ||||||||||
* | Знание содержания сказок, былин легенд | Теоретические знания | |||||||||
Умение узнавать героев в произведениях изобразительного искусства | |||||||||||
Знание истории русского костюма | |||||||||||
Знание русского народного прикладного искусства | |||||||||||
Знания русского народно-прикладного искусства | |||||||||||
Эмоциональноположительный отклик на красоту природы | |||||||||||
Использование фольклора в повседневной разговорной речи | Практические умения | ||||||||||
Физическое воспитание | |||||||||||
Трудовое воспитания | |||||||||||
Продуктивные виды деятельности |
Цель: Экскурсия в Белоусовский парк. Познакомить детей с достопримечательностями города, природой родного края. Занятие 4 Край родной на век любимый
Цель: познакомить детей и научить их играть в с р.н. игры на открытом воздухе.