Кружок "Моё отечество"

Новикова Галина Анатольевна

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Моё Отечество» -

небольшой вклад в педагогический процесс, строящийся на принципах духовно-нравственного воспитания детей, развивающий способность к пониманию русской культуры.

Как не возможно постичь целое без частного, так невозможно знать историю России, не зная истории своего родного края.

Цель программы:

Воспитание духовности и нравственности дошкольников на основе русской народной культуры.

Задачи:

-                     познакомить детей с русской народной культурой;

-                     воспитание бережного отношения и уважения к родному краю, его истории, культуре;

-                     формирование чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого и настоящего;

-                     формированию нравственных ориентиров у ребёнка, чувства исторической значимости Тульского края, любви к своей Родине;

Актуальность данной программы обосновывается важностью родителей и воспитателей МДОУ в формировании чувства личной сопричастности ребенка к истории Отечества, малой Родине.

Дополнительная образовательная программа предназначена для детей 5-7 лет, срок реализации программы -2года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx42.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Моё Отечество» -

небольшой вклад в педагогический процесс, строящийся на принципах духовно-нравственного воспитания детей, развивающий способность к пониманию русской культуры.

Как не возможно постичь целое без частного, так невозможно знать историю России, не зная истории своего родного края.

Цель программы:

Воспитание духовности и нравственности дошкольников на основе русской народной культуры.

Задачи:

  •  познакомить детей с русской народной культурой;
  •  воспитание бережного отношения и уважения к родному краю, его истории, культуре;
  •  формирование чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого и настоящего;
  •  формированию нравственных ориентиров у ребёнка, чувства исторической значимости Тульского края, любви к своей Родине;

Актуальность данной программы обосновывается важностью родителей и воспитателей МДОУ в формировании чувства личной сопричастности ребенка к истории Отечества, малой Родине.

Дополнительная образовательная программа предназначена для детей 5-7 лет, срок реализации программы -2года.

Занятия проводиться один раз в неделю, во второй половине дня, продолжительностью: для детей 5-6 лет -25минут, для детей 6-7 лет-30 минут, в форме:

  •  бесед;
  •  прогулок и экскурсий;
  •  развлечений;
  •  познавательных мероприятий;
  •  праздничных вечеров Ожидаемые результаты:
  •  позитивного отношения ребенка к окружающему миру;
  •  потребность и готовность проявлять сострадание;
  •  воспитание чувства патриотизма, любви к семье, городу, родному краю, Отечеству;
  •  приобщение к опыту русской народной культуры, знакомство с бытом, жизнью Тульской губернии, с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье;
  •  деятельное отношение к труду;
  •  ответственность за свои поступки.

Диагностика знаний детей по программе проводится два раза в год (сентябрь, май).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы открытые занятия (концерты, праздники)

Новизна опыта заключается в использовании:

  •  личностно-ориентированного подхода к детям;
  •  комплексного подхода к развитию познавательной активности детей;
  •  совместного воздействия воспитателей и родителей на дошкольника. Воспитательно-образовательная работа осуществляется путем ненавязчивого включения духовно-нравственного воспитания на основе народных традиций во все виды деятельности детей, причем главным образом, обращается внимание на интересы каждого ребенка, создание ситуаций выбора.

Учебно-тематическое планирование кружка

«Моё Отечество» для детей 5-6 лет

Объем - 36 часов

Тема

Кол-во часов

№ п/п

1 теор

Практ

1.

Моя семья, мои близкие родственники

1

2.

Древняя Русь

1

3.

Щи да каша - пища наша

1

4.

Дом, дом открой свою тайну

1

5.

Храм, в котором меня крестили

1

6.

Отрок Варфоломей

1

7.

Покров - первое зазимье

1

8.

Октябрь пахнет капустой

1

9.

Детский русский костюм

1

10.

Украшаем кокошник

1

11

Именины

1

12

Тульская игрушка

1

13

Новогодняя ярмарка (открытое занятие)

1

14

На печи лежим, сказки слушаем

1

15

Подготовка к святкам

2

16

Сею, сем посеваю с Рождеством Вас поздравляю

1 -

17

Играем в забытые детские игры

1

18

Что расскажет нам старинная прялка

1

19

Мы за чаем не скучаем

1

20

Ждем весну, готовимся к Масленице

1

21

Секрет народной кухни - русские блины

1

22

Праздник - Масленица (открытое занятие)

1

23

Русская традиция - проводы в армию

1

24

Учимся величать мальчиков, девочек

1

25

Крёстная мать

1

26

Что такое милосердие

1

27

Прилетите к нам жаворонки

1

28

Весна, весна поди сюда

1

29

Шутку шутить - людей насмешить

1

30

Трень-брень, гусельки

1

31

«Пасху радостно встречаем» вечер-концерт (открытое занятие)

1

32

Красная горка

1

33

Победа в воздухе не вьется, а руками достается

1

34

Весна красна цветами

1

35

Край родной, на век любимый (открытое занятие)

1

Перспективное Планирование учебного материала

СЕНТЯБРЬ

Занятие 1 Моя семья, мой близкие родственники

  1.  Рассматривание семейных фотографий.
  2.  Изготовление семейного древа.

Занятие 2 Древняя Русь

 Цели: 1. Мы русские,

  1.  Откуда пошло название нашего города Тулы.
  2.  Рассматривание крестьянских и городских жилых построек города (репродукции)

Занятие 4 Щи да каша - Пища наша.

  1.  Еда на Руси
  2.  Пословицы и поговорки о еде.
  3.  Русская посуда

Занятие 4 Дам, дом, открой свою тайну.

  1.  Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью (ухват, чугунок, люлька и др.)
  2.  Отгадывание загадок и предметах быта.

ОКТЯБРЬ

Занятие 1 Храм, в котором меня крестили.

  1. Экскурсия в храм пр. С.Радонежского. Знакомство с архитектурой Города.

Занятие 2 Отрок  Варфаломей

  1.  Знакомство с детством пр. С.Радонежского
  2.  рисование рисунка на тему: «Край родной на век любимый»

Занятие 3 Покров - первое зазимье.

  1. Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня.

Занятие 4 «Октябрь пахнет капустой»

Сочетание сезонного труда и развлечений:

  1. нравственная норма народной жизни.
  2.  знакомство с приданием о появлении капусты на Земле.
  3.  загадки и поговорки о капусте

НОЯБРЬ

   Занятие 1 Детский русский костюм

  1.  знакомство с историей костюма.
  2.  рассматривание соответствующих репродукций.
  3.  учить создавать оригинальные композиции из символов при украшении костюма.

Занятие 2 Украшаем кокошник

  1.  знакомства с головными уборами
  2.  учить выполнять композиции на кокошнике, соблюдая симметрию и используя простейшие элементы растительного и геометрического орнамента.

Занятие 3 Именины

  1.  вспомнить народные традиции семьи
  2.  рассказать как на Руси давали имена детям.
  3.  празднование именин детей родившихся летом и осенью

   Занятия 4 Тульская игрушка

  1.  познакомить детей с Тульской глиняной игрушкой.
  2.  выделить основное средство выразительности: форма, цвет.

ДЕКАБРЬ

Занятие 1 Новогодняя ярмарка

  1.  обобщить и систематизировать представление детей о ярмарке, народных промыслах.
  2.  познакомить с традициями народных гуляний.
  3.  выставки рисунков о зиме.

Занятие 2 На печи лежим, сказки слушаем.

На примерах знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. Чтение сказки по желанию детей.

Занятие 3 Подготовка к святкам

  1.  Разучивание колядок
  2.  Знакомство с традицией проведения Рождества в г. Туле

 ЯНВАРЬ

Занятие 1  Сею, сею посеваю с Рождеством Вас поздравляю В русских народных костюмах дети принимают участие в празднике: ходят с колядками по детскому саду.

Занятие 2 Играем в забытые детские игры

  1.  Знакомство с разными видами жеребьевки
  2.  Разучивание считалок, слов к играм.
  3.  р.н. игра «Прятки»

Занятие 3 Что расскажет нам старинная прялки?

  1.  Рассказ о прялке, о том, какое место она занимает в жизни женщины на Руси.
  2.  Рассматривание прялки.
  3.  Загадывание загадки о прялке.

Занятие 4 Мы за чаем не скучаем

  1.  Вспомнить правила гостеприимства и народные традиции чаепития (самовар, пряник)
  2.  Рассказ о тульском самоваре
  3.  Познакомить с пословицами и поговорками о самоваре.
  4.  Сложить самовар из пазлов.

ФЕРВАЛЬ

 Занятие 1 Ждем весну, готовимся к Масленице

  1.  Рассказ о Масленице, о том, как она празднуется на Руси.
  2.  Разучивание закличек солнца на Сретение (15.02)
  3.  Чтение русских народных сказок «Как весна зиму поборола»

 Занятие 2 Секреты народной кухни - русские блины.

  1.  Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу.
  2.  Загадки о блинах, разучивание песенки «Блины»
  3.  Чаепитие с блинами.

  Занятие 3 Праздник - Масленица

Занятие 4 Русская традиция проводы в армию

Встреча с близкими родственниками, служившими в армии.

МАРТ

Занятие 1  Учимся величать мальчиков и девочек.

  1.  Добры молодцы и красны девицы, учатся приветствовать друг друга.
  2.  Хвалятся своими умениями: девочки - рукоделием, мальчики - спортивными достижениями.
  3.  Совместные танцы, песни Занятие 2 Крёстная мать

Кто такая крёстная мать. Поделки для крёстной матери.

Занятие 3. Что такое милосердие?

Что такое доброе сердце, сострадание, помощь нуждающимся, любовь к ближнему.

Занятие 4. Прилетите к нам жавороночки

  1.  Знакомство с весенним праздником «Сороки», с приметами этого праздника.
  2.  Работа с тестом (делать жаворонков)

АПРЕЛЬ

  Занятие 1 Шутки шутить - людей смешить

Цель: Знакомство с потешным фольклором, дразнилками, скороговорками. Составление детьми потешного рассказа.

Занятие 2 Мы за чаем не скучаем

Цель: вспомнить правила гостеприимства и народные традиции чаепития Занятие 3 «Трень-брень, гусельки»

Цель: Знакомство с русским народным инструментом - гуслями Слушание музыкального произведения в исполнении гусляра.

Занятие 4

Вечер-концерт «Пасху весело встречаем...»

МАЙ

Занятие 1 Красная горка

Цель: познакомить детей с словесные народные игры «Садовица»,

 «Бирюлбка».

Занятие 2 Победа в воздухе не вьется, а руками достается.

Цель: Рассказ о городе Герое - Туле. Чтение сказки «Каша из топора»

Занятие 3 Весна красна цветами


Критерии диагностики

Высокий уровень (+)

  •  Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.
  •  Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными предметами и делать соответствующие умозаключения.
  •  Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
  •  Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает название праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.
  •  Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
  •  Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские)
  •  Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Городец, Дымка и др.) и использует их элементы в своей работе.
  •  Имеет практические навыки работы с тестом, с тканью, в приготовлении украшений головного убора тесьмой, бусинками и другими деталями, изготовлении самодельных игрушек, тряпичных кукол.
  •  Умеет отличать архитектурные сооружения древней Руси от современных построек.

Средний уровень (0)

  •  Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения использует их в речи.
  •  Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.
  •  Знает название некоторых народных праздников и принимает активное участие в них.
  •  Знает русские народные подвижные игры и умеет объяснить правила некоторых из них.
  •  Знает некоторые элементы русского народного костюма, различает головные уборы.
  •  Различает росписи Хохломы, Дымки, Гжели.
  •  Имеет практические навыки работы с тестом, может сделать тряпичную куклу.

Низкий уровень (-)

  •  Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда использует их в речи.
  •  Знает народные приметы.
  •  Знает название некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие.
  •  Знает 2-3 подвижные игры и умеет объяснить правила к ним.
  •  Имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью.

ребенка

Фамилия и имя

*

Знание содержания сказок, былин легенд

Теоретические знания

Умение узнавать героев в произведениях изобразительного искусства

Знание истории русского костюма

Знание русского народного прикладного искусства

Знания русского народно-прикладного искусства

Эмоциональноположительный отклик на красоту природы

Использование фольклора в повседневной разговорной речи

Практические умения

Физическое воспитание

Трудовое

воспитания

Продуктивные

виды

деятельности

Цель: Экскурсия в Белоусовский парк. Познакомить детей с достопримечательностями города, природой родного края. Занятие 4 Край родной на век любимый

Цель: познакомить детей и научить их играть в с р.н. игры на открытом воздухе.