Публикации, выступления, опыт работы
Творческий проект как метод исследования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tvorcheskiy_proekt.docx | 287.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кулакова Валентина Васильевна,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Спасская средняя общеобразовательная школа» Томского района, Синеутесовский филиал начальной школы
e-mail: kulakovav.v@mail.ru
«Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует»
И. Гёте
В последние годы одним из ведущих средств реализации личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода в образовании стал метод творческого проекта, обеспечивающий продуктивное усвоение знаний, формирование интеллектуальных умений, практических навыков. Ведущую роль на уроках музыки и искусства должны играть творческие методы обучения.
Творческий проект – это самостоятельное учебно-творческое задание, выполняемое под руководством педагога и предусматривающее создание общественного полезного продукта.
Творчество – высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека.
Метод творческого проекта относят к категории исследовательских, так как он побуждает школьников к поиску и отбору информации, систематизации знаний, экспериментальной проверке и самооценке. Исследовательские проекты, выполненные учащимися на уроках музыки, являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу.
В творческом проекте учитель не столько учит, сколько воспитывает у школьников умение учиться, направляет их деятельность. При таком сотрудничестве учащиеся становятся активными участниками процесса, а педагог является консультантом, организатором, руководителем, режиссером, партнером. Его задача заключается в том, чтобы в процессе создания проекта у учащихся развивались познавательные интересы, формировались универсальные учебные действия, специальные и общеучебные умения и навыки музыкальной, интеллектуальной деятельности, опыт рефлексии, адекватной оценки и самооценки выполнения проекта.
Опыт нашей работы показывает, что в сельской малокомплектной школе для развития творческого потенциала учащихся основной деятельностью является внеурочная.
Примером такой работы является школьный подростковый клуб «Ветер», который объединяет в одном коллективе учащихся разных возрастов и педагогов, любящих петь и играть на гитаре, увлекающихся сценическим искусством и художественным творчеством.
Одним из направлений работы клуба является проектная деятельность, которая способствует развитию дарований его участников, стремлению подростков к получению актуальной информации в жанре авторской песни, литературы и искусства, потребности в занятиях творчеством, организации досуга и отдыха.
Получая теоретические знания на уроках, участники клуба работают над созданием творческого продукта во внеурочное время, привнося и обогащая свой опыт и креативность.
Мы выделяем следующий алгоритм работы над творческим проектом:
1 этап: Погружение в проект - введение в проектную деятельность, определение темы, интеграция предметных областей;
- этап: Осуществление деятельности - формулирование целей и задач, вычленение проблем, определение этапов проектной деятельности;
- этап: Организация деятельности - обсуждение возможных вариантов проекта, выбор жанров и форм творческой работы;
- этап: Презентация результатов - коллективное и вокальное музицирование, драматизация, видеоклип и т.д.;
- этап: Обобщение результатов, их оформление - альманах, фотовыставка, фотоальбом и т.п.;
- этап: Оценка результатов - отзывы зрителей, рефлексия, самооценка коллективной или индивидуальной творческой работы.
Количество шагов (этапов) зависит от сложности проекта и способов его реализации.
Ценность такой работы состоит в том, что в создании творческого продукта принимают участие практически все ученики и педагоги школы, созданы условия для интеграции разных форм урочной и внеурочной деятельности. В неформальной обстановке общения коллективная работа разновозрастных групп создает ситуацию успешности для всех участников творческого процесса.
В своей практике мы используем следующие виды творческих проектов:
- Творческие работы - альманах «Песня в дорогу зовущая…» «Бабушкина пластинка» и др.
- Интегрированные проекты – «Времена года в искусстве» включающий разные формы и жанры искусства: фотовыставка «Осень моими глазами», литературное творчество (стихи, эссе на тему осени), видеоклип к песне «Разноцветная осень», вокальное музицирование, создание видеофильмов и электронных презентации;
- Информационно – исследовательские проекты ориентированы на индивидуальную самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение четверти по заданной тематике «Классика и современность», «Что за прелесть эти сказки», «Музыкальные заставки на телефоне» и другие.
- Сценарные проекты направлены на реализацию школьной программы «Праздничный календарь» (школьные праздники, праздники народного календаря и т.д.)
- Театрализация (драматизация) музыкальных и литературных произведений, создание спектакля - «А зори здесь тихие…»
В октябре 2014 года инициативной группой участников подросткового клуба «Ветер» был создан творческий интегрированных проект, посвященный 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова.
Название проекта: «Недаром помнит вся Россия…»
Тип проекта: интегрированный творческий
Продолжительность: 2 недели
Участники проекта: учащиеся, родители и педагоги Синеутесовского филиала МАОУ «Спасская общеобразовательной средней школы» Томского района.
Результат проекта: презентация проекта в форме литературно – музыкального спектакля.
Этапы проекта:
1 этап: подготовительная работа.
- определение темы (проблемы проекта, постановка цели проектной деятельности, формулирование задач);
- составление пошагового плана проекта;
- выбор форм и способов реализации проекта;
2 этап: организация участников проекта
- формирование творческих рабочих групп по направлениям: литературоведы, музыковеды, художники, режиссеры, актеры, хореографы, костюмеры, оформители и технические службы,
- определение задач и пути их решения;
3 этап: Практическая работа над проектом:
- Сбор биографического литературного и музыкального материала, работа над сценарием праздника;
- Репетиции театрализованных эпизодов;
- Сбор и оформление творческих работ для картинной галереи;
- Создание альманаха, видеороликов, презентаций и др.
- Изготовление костюмов, декораций и т.д.
4 этап: Презентация проекта:
- Презентация творческих продуктов;
- Сценическое воплощение литературно-музыкального спектакля «Недаром помнит вся Россия»;
5 этап: Подведение итогов проектной работы:
- Обобщение результатов, оформление в альманах;
- Создание фотоальбома;
- Информация на сайте школы и школьной газете;
6 этап – Оценка результатов:
- отзывы зрителей,
- рефлексия,
- обсуждение и самооценка коллективной или индивидуальной творческой работы.
Проект реализован с помощью интеграции образовательных дисциплин:
- Музыка;
- Литература;
- Изобразительное искусство;
- Технология.
Таким образом, можно сделать вывод, метод творческого проекта, являясь исследовательским по своей сути, способствует развитию творческой деятельности, самостоятельности учащихся. Он помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу, становится формой организации учебной и внеурочной деятельности школьников.