Мои публикации
Предварительный просмотр:
« Я знаю, с сотворения земли
Наверно, не бывает по-другому.
Куда бы нас мечты не завели,
Дорога приведет к родному дому»
Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции своих дедов и прадедов, способных в
любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей, свято верящих в свое государство.
Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождался пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и другие средства информации показываются далеко не лучшие образцы культуры, насаждаются «западные ценности» культ насилия, жестокости, вседозволенности. У молодого поколения появляется равнодушие к своей Родине, растет ненависть к согражданам, проживающим в национальных республиках. Разворачивают свою деятельность националистические организации, стремящиеся оказывать влияние на молодежь.
В этих условиях патриотическое воспитание подрастающего поколения выходит на первый план.
Патриотическое воспитание в любом обществе стоится на базовых ценностях народа и служит интересам государства. Патриотизм всегда несёт идею, направленную на укрепление государства. Еще в Древней Руси патриотический дух народа наполнялся словами «За святую Русь», защитники Российской империи шли в бой «за Веру, Царя и Отечество», советский патриотизм можно было выразить словами песни «Прежде думай о Родине, а потом о себе».
Наша страна огромна и в любом её уголке живут люди, которые пишут историю своего города, села, школы. Патриотизм начинается с привязанности человека к родному дому, к друзьям, к своей «малой родине».
Первым шагом к воспитанию патриотизма может стать краеведение, т.к. оно рассказывает о людях живущих или живших рядом с тобой в одном городе, поселке, деревне, на одной улице или в одном доме. Знать историю этих людей, гордиться ими, вот главная задача нашего школьного краеведческого музея.
Создан наш музей недавно, но учителя давно используют собранные в нем ресурсы.
Нам есть, кем гордиться. Много места в музее занимает работа над темой «Основатели нашего города». Одна из экспозиций посвящена семье купцов Барановых, основоположниках текстильного производства в Александровском уезде Владимирской губернии в 19-20в.в.
Ну, как можно не уважать за пытливый ум и стремление улучшить свое производство
Ивана Фёдоровича Баранова. Не имея специального образования,- только путем многочисленных экспериментов, он смог получить красящее вещество ( крап) из отечественного сырья- растения марены, которое растет в степях Прикаспия. Разработал он и очень простой способ закрепления красителей на ткани с помощью пшеничных отрубей, нашел, опытным путем, средство от самовозгорания ткани.
Выставлял Иван Федорович свои кумачи на выставке в Петербурге и получил право ставить на ярлыках государственный герб.
Особых успехов в текстильном деле достиг Асаф Иванович Баронов, который после смерти отца приступил к строительству своей фабрики близь деревни Струнино Александровского уезда. Новая фабрика была снабжена самым современным оборудованием. Барановские ситцы пользовались спросом по всей России. Выставлялись образцы ситцев и на выставках за рубежом. В 1889 году ткани Асафа Баранова были удостоены высшей награды «Гран-При» на Всемирной выставке в Париже.
Как и многие великие предприниматели 19 века, такие как Третьяковы, Рябушинские, Морозовы, Барановы были благотворителями и меценатами. Они умели с умом распоряжаться своими накопленными богатствами. При участии Барановых в Струнино были открыты: театр, читальня, школа, больница, церковь. Известен случай материальной помощи Асафом Барановым больному другу семьи Чеховых. Чего не умеют делать сегодняшние олигархи, которые вывозят полученные в России деньги за границу, прогуливают их на международных курортах или покупают иностранные футбольные команды.
Славные традиции Барановских ситцев были продолжены и после Октябрьской революции.
Можно ли оставить без внимания историю создания памятного платка по случаю смерти в 1924 году В.И.Ленина и не рассказать детям, при обзорной экскурсии, о создателе платка - Демкове Николае Семеновиче. Этот платок, по инициативе Крупской Н.К., был вручен каждому участнику съезда учителей, состоявшегося в январе
1925 года.
Рядом с нами жили и трудились на комбинате художники, которые за один 1957 год
разработали 120 рисунков для ткани – 58 из них были выставлены в 1958 году на ВДНХ, это Анатолий Смирнов, Анатолий Истомин, Анастасия Куприянова, Юрий Кокурин. За эти разработки Струнинский хлопчатобумажный комбинат был удостоен Диплома третьей степени.
И хотя, в так называемые нулевые годы 20 века, комбинат прекратил свое существование, рядом есть живые люди, которые отдали свои силы, свой труд процветанию градообразующего предприятия. Встреча с ними, живое общение, воспоминания о трудовых буднях, будит в молодых сердцах любовь к своему краю, чувство гордости за земляков.
Выполняя поисковые задания, учащиеся знакомятся с новыми людьми, узнают новые неизвестные факты о жителях нашего города. Так работая над проектом «Их именами названы улицы города», члены музея решили выяснить, почему одна из улиц названа именем братьев Колесниковых. Кто они? В результате проведенной работы было установлено, что так она названа в честь братьев-летчиков Александра и Иавна Колесниковых, воевавших в небе на Курской Дуге и погибших на фронте при освобождении Украины и Румынии. Узнали, что жива еще сестра братьев - Каверина Анастасия Ивановна. Члены музея посетили ее и услышали интересный рассказ о детстве и юности героев-земляков, что сохранился дом, где они жили, но самое главное, что братья учились в нашей школе. Это открытие вдохновило ребят познакомить учащихся школы с историей своего поиска. Была подготовлена презентация и на одном из уроков Мужества, посвященного Дню Победы, состоялся показ данного материала. После рассказа о братьях Колесниковых члены музея организовали беседу, где выяснили, что многие ребята проходят по этой улице, живут на соседней улице, но ничего не знают об истории названия.
Подробности жизни героев-земляков вызвали уважение к людям старшего поколения, и когда во время шествия 9 Мая учащиеся на митинге увидели Анастасию Ивановну, то все цветы, которые они принесли в этот день на возложение, ребята отдали ей, тем самым, выразив свое восхищение подвигом ее братьев.
Так рождается понимание причастности наших земляков к историческим событиям, описанным в учебниках.
Через целенаправленную краеведческую работу идет осмысление, что они придут на смену старшему поколению и тоже станут частью истории.
Правильно поставленная цель и задачи краеведческой работы помогают выбрать оптимальные методы и формы организации патриотического воспитания школьников.
Музей становится организатором конкурсов рисунков, песен, стихов, сочинений. Ведет поисково- исследовательскую работу. Проводит акции, посвященные памятным датам, проводит уроки Мужества, разрабатывает краеведческие проекты.
Основными методами работы музея являются беседы, лекции, конференции, презентации, экскурсии, встречи с живыми участниками событий.
Учащиеся, прошедшие через работу музея составят то ядро, которое будет формировать будущее нашего государства.
Управление образования Александровского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №10 города Струнино.
Тема: «Краеведение как основа патриотического воспитания»
Автор: Бердовщикова
Людмила Ивановна -
учитель истории и обществознания
первая квалификационная категория
Струнино 2014 год.