Для педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
«Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями»
Цель:
Повышение коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями
Задачи:
- осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;
- помощь в овладении диагностическими методиками для выявления уровня коммуникативных умений самого воспитателя;
- развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников;
- формирование умений моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.
План семинара:
- Проведение участниками практикума диагностики какого – либо коммуникативного умения, что способствует осознанности мотивов дальнейшей работы (тест «Молодого воспитателя», тест «Опытного воспитателя», тест по В.Ф.Ряховскому)
- Упражнения на овладение практическими элементами педагогической компетентности в ситуации общения с родителями.
- Рефлексия занятия в различной форме.
В последние годы практически в каждом отечественном нормативно – правовом или методическом документе активно декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьей, психолого – педагогического просвещения родителей.
В условиях роста научного знания в области педагогики и психологии значительно повысились требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. В связи с обогащением науки новыми знаниями о развитии ребенка, о роли семьи в его личностном становлении, о феномене родительства и психологии его формирования и сопровождения проблема повышения психолого – педагогической культуры приобрела новое звучание и потребовала более глубокой комплексной разработки.
Еще одним доказательством актуальности рассматриваемой проблемы является кризис современной семьи: обесценивание таких выверенных веками понятий, как любовь, брак, семья; падение ценности родительства по сравнению с другими сферами деятельности и статусами индивида; уменьшение количества заключаемых браков и всплеск внебрачной рождаемости; преобладание малодетных семей; распространение альтернативных семей (материнская семья, сожительство, семья с раздельным проживанием супругов и т.д.)
Все это привело к падению социального престижа семьи и родительства.
Пути выхода из сложившейся ситуации:
- содействие восстановлению в общественном сознании традиционной ценности брака, престижа материнства и отцовства;
- возрождение отечественных культурно – исторических традиций.
Дошкольное учреждение при условии грамотного построения работы обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, взаимодействия с родителями. Поэтому важно, чтобы рядом оказался грамотный педагог, на компетентную помощь которого могла рассчитывать семья.
Большинство педагогов считает работу с семьей самой сложной в своей педагогической деятельности.
Оценивая современных родителей, выделяют три категории: равнодушные (стремящиеся быстро передать ребенка воспитателю утром и также забрать вечером), конфликтные (постоянно находящие повод для выяснения отношений, предъявления претензий) и открытые для взаимодействия.
Многие педагоги во взаимодействии с родителями видят прежде всего преодоление собственных трудностей в работе с ребенком, поэтому общение с родителями сводится к жалобам на то, как плохо ведет себя ребенок на занятиях, как сложно ему дается тот или иной материал.
Такая позиция вызывает негативное отношение родителей к педагогу; возможность дальнейшего сотрудничества, как и компетентность воспитателя, вызывает у них недоверие. Поэтому педагогу важно вовремя осознать собственные ошибки и трудности, направить усилия на доверительное, безоценочное взаимодействие с семьей, основанное на осознании единой цели – всестороннего развития ребенка.
Упражнение 1
Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению.
Диагностика:
оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф. Ряховскому) (см. О.Л. Зверева «Общение педагога с родителями в ДОУ», С. 58 – 59)
Инструкция:
Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда»
- Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
- Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
- Не откладываете ли вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
- Считаете ли вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
- Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
- Любите ли вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
- Убеждены ли вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
- Раздражаетесь ли вы, если один из родителей ваших воспитанников постоянно задает вам вопросы?
- Верите ли вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?
- Постесняетесь ли вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
- Вызывает ли у вас досаду просьба кого – либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
- Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?
- Боитесь ли вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
- У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет вы не приемлете?
- Считаете ли вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
- Проще ли вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов: «да» - 2 очка; «иногда» - 1 очко; «нет» - о очков.
Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.
Тест «молодого» воспитателя ДОУ
Из приведенных пословиц и поговорок выберете те, которые в наибольшей степени отражают особенности вашей жизни в качестве молодого специалиста:
- Поступление в детский сад:
А) Не ищи зайца в бору: на опушке сидит
Б) Ехал к вам, да заехал к нам.
В) Попался, как ворона в суп.
- Посвящение в должность воспитателя:
А) Посла не секут, не рубят, а только жалуют.
Б) Летать летаю, а сесть не дают.
В) Напишешь пером, что не вывезешь волом.
- Первый самостоятельный опыт работы:
А) Прежде веку не помрешь
Б) Его пошли, да и сам за ним иди.
В) Как ступил, так и по уши в воду.
- Отношение к наставничеству более опытных педагогов:
А) Наука учит только умного.
Б) Болящий ожидает здравия даже до смерти.
В) Кабы знать, где упасть, так и соломки бы подослал.
- Проведение занятий с детьми:
А) Не бьет стрела татарина.
Б) Учи других – и сам поймешь.
В) Ехала кума неведомо куда.
6 Проведение режимных моментов:
А) День в день, топор в пень.
Б) Жив, жив Курилка...
В) Что ни хвать, то ерш да еж.
7. Родительские собрания:
А) Не трудно сделать, да трудно задумать.
Б) Первый блин комом.
В) Жаловался всем, да никто не слушает.
8. Участие в педагогических советах ДОУ:
А) Живет и эта песня для почину.
Б) Стрелял в воробья, а попал в журавля.
В) Фасон дороже приклада.
9 Конец учебного года:
А) Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.
Б) За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.
В) Вечер плач, а заутре радость.
Тест «опытного» воспитателя
Отметьте, какие из пословиц русского народа, на ваш взгляд, в наибольшей степени соответствуют представлениям о вашей деятельности:
- Воспитатель детского сада – это…
А) Добрая лошадка все свезет.
Б) Без матки пчелки – пропащие детки.
В) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены.
- Педагогический коллектив – это…
А) В мире, что в море.
Б) У одной овечки да семь пастухов.
В) Склеенная посуда два века живет.
- Обучать детей – значит…
А) Что посеешь – то и пожнешь.
Б) Была бы нитка, дойдем и до клубка.
В) В дорогу идти – пятеры лапти сплести.
- Воспитывать детей – значит…
А) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.
Б) Перемелется – все мука будет.
В) Наказом воевода крепок.
- Развивать детей – значит…
А) Сей день не без завтра.
Б) Высоко летаешь, да низко садишься.
В) Палка о двух концах.
- Работа с родителями – это…
А) Бумаг некупленная, письмо домашнее.
Б) В добрый час молвить, в худой - промолчать.
В) По способу пешего хожденья.
Упражнение 2
«Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
Цель упражнения: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.
Процедура выполнения
Воспитателям предлагается в группах по 3 – 4 человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками.
Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.
Анализ упражнения
1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у вас в практике такие родители?
- Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?
- Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?
Упражнение 3
«Осознание удовлетворенности в общении с родителями»
Цель упражнения: выяснение удовлетворенности воспитателей общением с родителями воспитанников и ее причин.
Процедура выполнения
Педагоги представляют идеального родителя, с которым было бы легко и приятно общаться. Затем выделяют и пишут в столбик 5 наиболее важных качеств, которыми должен обладать такой родитель.
После этого в воображении необходимо воссоздать образ одного из реальных родителей, с которым общение выстраивается наиболее легко.
Приняв условно выраженность каждого из пяти качеств за 100 %, нужно оценить в процентах степень выраженности каждого свойства у этого родителя. Полученные условные проценты записываются слева, напротив каждого качества идеального родителя.
Затем педагог воссоздает в воображении образ того родителя, общение с которым наименее приятно, и проводит аналогичным образом оценку его качеств, записав их справа.
Качества реального родителя, с которым приятно общаться | Качества идеального родителя( 100 %) | Качества родителя, общение с которым наименее приятно |
воспитанный | ||
образованный | ||
интеллигентный | ||
доброжелательный | ||
порядочный |
Например: 100 + 100 + 100 + 100 + 100 / 5 = 100 %
20 + 30 + 20 + 40 + 30 / 5 = 28 %
100 – 28 = 72 %
Далее воспитателям предлагается сложить все процентные данные по родителю, который нравится больше других, разделить их на 5, тем самым получив условный средний процент удовлетворенности родителем, общение с которым наиболее приятно.
То же самое следует сделать в отношении родителя, который нравится наименее.
Педагоги сравнивают средние проценты, находят разницу между ними.
Чем выше полученная разность, тем в большей степени педагогу свойственно создавать некоторую идеальную модель и «подгонять» под нее конкретных родителей. Эта установка выражена, если получаемая разница выше 40 %.
Анализ упражнения
- Зависит ли Ваше общение с родителями от того, как Вы воспринимаете их?
- Проще ли Вам общаться с родителями, обладающими качествами, которые Вы цените в людях?
- Можно ли, по Вашему мнению, изменить ситуацию?
Рекомендации:
- принять чужое мнение как свое собственное, попытаться усвоить его логику и исходные основания, на которых оно строится;
- вычленить положительные моменты чужого мнения, осознать несоответствие их собственным взглядам;
- скорректировать свое мнение, утверждая его сильные стороны;
- найти общее в своем и чужом мнении, признать невозможность своего соглашения с некоторыми позициями другого человека;
- попытаться все высказать оппоненту, сделав акценты на том, в чем вы с ним согласны и в чем не согласны;
- попросить оппонента более весомыми доводами переубедить вас;
- попробовать, используя доказательства и факты, переубедить оппонента;
- если ни то, ни другое не удается, признать право на существование некоторых положений чужого мнения, с которым вы не смогли согласиться, отказаться от внутреннего, а значит и внешнего сопротивления.
2 способ:
- нужно сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя;
- реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;
- на этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является;
- попытаться изменить отношение к нему или попробовать воздействовать на мотивацию родителя с целью изменения ее.
Педагогу в работе с семьей и в психолого – педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения.
Грамотно построенное взаимодействие воспитателей и семьи сопряжено с повышением культуры общения каждой сторон.
Развитие коммуникативной культуры – непременное условие эффективности взаимодействия педагога с родителями, поскольку низкий уровень коммуникативности, а также отсутствие у воспитателей способности к эмпатии, рефлексии и самоконтролю – основные механизмы, сдерживающие развитие ориентации на качественное взаимодействие с семьей.
В этом плане результативны тренинги общения, нацеленные на формирование у воспитателей основ педагогической толерантности, включающей указанные выше компоненты: способность к самоконтролю, эмпатии, рефлексии, общению.
Рефлексия занятия
Воспитателям предлагается выбрать из нескольких лежащих перед ними цветных карточек сначала ту, которая соответствовала моменту их прихода на занятие, а затем – окончанию занятия.
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
Ценности вашей семьи
Мы знаем, что каждая семья – это целый мир: своя культура, традиции, приоритеты в воспитании и развитии детей.
Мы хотим, чтобы наши усилия, направленные на работу с детьми, были взаимно приемлемыми, дополняющими друг друга.
Пожалуйста, определите степень значимости для вас и вашей семьи таких качеств, как:
ум
совесть
оптимизм
здоровье
материальный достаток
честь
воспитанность
образованность
интеллигентность
доброта
послушание
порядочность
верность
целеустремленность
самостоятельность
веселость умение находить выход в любой ситуации
умение подчиняться
ответственность
умение управлять людьми и обстоятельствами
находчивость
Пожалуйста, прочитайте и продолжите фразы:
- В моей семье было важно…
- Если дети в моей семье капризничали, то родители…
- В моей семье было запрещено…
- Свободное время в моей семье посвящалось…
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
3 | 6 | 9 | 1 | 8 | 5 | 4 | 7 | 8 | 2 | 6 | 4 | 6 | 7 | 6 | 8 | 7 | 8 | 5 | 8 | 8 |
На 1 месте – здоровье
На 2 – доброта
На 3 – ум
На 4 – воспитанность, порядочность
На 5 – честь, ответственность
На 6 – совесть, послушание, верность, самостоятельность
На 7 – образованность, целеустремленность, умение находить выход из любой ситуации
На 8 – материальный достаток, интеллигентность, веселость, умение подчиняться, умение управлять людьми и обстоятельствами, находчивость
На 9 месте - оптимизм
Предварительный просмотр:
«Зарядка вместе с мамой»
Игры
«Приседаем вместе»
Взявшись за руки, начинаете приседать, а затем представьте себя танцорами: приседая, выставляйте ногу вперед с упором на пятку.
«Настоящий акробат»
Сидя на мягкой подстилке, сгибать ноги, обхватывая их руками. Затем перекатываться на спину и возвращаться в исходное положение. Мама страхует ребенка, держа его за затылок.
«Авиапарад»
Пускать вместе бумажные самолетики.
«Играем в мяч»
Мама и малыш сидят друг против друга, широко расставив ноги, и катают мяч. Освоив этот вариант, можно перейти к более сложному: у каждого по мячу, мама и ребенок катают их друг другу, стараясь, чтобы мячи не сталкивались. Нужно следить за тем, чтобы ребенок держал ноги прямыми.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для рук и плечевого пояса
- Поднимать руки:
- вверх, вперед, в стороны;
- поднимаясь на носки (из положения стоя, пятки вместе, носки врозь);
- отставляя ногу назад на носок;
- из положения руки к плечам.
- Поднимать и опускать плечи.
- Выполнять круговые движения согнутыми в локтях руками (кисти у плеч).
- Отводить рывками локти назад (2-3 раза).
- Вращать кистями рук.
Упражнения для ног
- Выставлять ногу на носок.
- Приседать, держа руки за голову.
- Выполнять выпад вперед, в сторону.
- Свободно размахивать ногой вперед - назад, держась за опору.
Упражнения для туловища
- Опускать и поворачивать голову в стороны.
- Поворачивать туловище в стороны, поднимая руки вверх.
- Наклоняться вперед, поднимая руки вверх.
- Поворачивать туловище в стороны из положения руки к плечам.
- Наклоняться вперед, вытянув руки в стороны.
- В упоре сидя поднимать ноги, оттянув носки.
Зарядка для профилактики плоскостопия
- Размять стопы ребенка, чтобы подготовить его мышцы к занятию.
- Предложить ребенку встать и поочередно поднимать пятки, не отрывая носки от пола.
- Поставив носки вместе, а пятки врозь и слегка приседать.
- Выполнять полуприседания, стоя на носках (пятки сдвинуты вместе).
- Предложить ребенку постараться захватить всеми пальцами ног игрушку или ленточку, лежащие на полу.
- Сделать по 10 шагов: на носочках, на пяточках, на наружной и внутренней стороне стопы.
- Сесть на пол и выпрямить ноги в коленях, сгибать и разгибать стопы.
Предварительный просмотр:
Путешествие к бабушке
Программное содержание: Продолжать учить ходить по ограниченной площади опоры, сохраняя устойчивое равновесие; упражнять в прокатывании мяча друг другу, энергично его отталкивая; в подпрыгивании на месте, приземляясь на полусогнутые ноги. Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Упражнять в ходьбе и беге, координируя движения рук и ног. Формировать правильную осанку, предупреждать плоскостопие. Развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в пространстве зала. Закреплять знания детей о домашних животных и птицах, живущих в деревне. Воспитывать желание заниматься физкультурой, самостоятельность, дисциплинированность.
Оборудование: круговая веревка, мячи и обручи на ½ группы детей, маска-шапочка наседки.
– Сегодня мы поедем в гости к бабушке в деревню.
Перестроение в колонну по одному поворотом направо.
Ходьба в колонне по одному.
Ходьба на носках, руки на пояс.
Ходьба на пятках, руки за спиной.
Ходьба, бег в колонне по одному.
Ходьба с высоким подниманием колен – «Поехали на лошадке».
Построение в круг.
ОРУ «Кто живет у бабушки?»
1. Курочки машут крыльями. И.п.: ноги на ширине ступни, руки опущены. 1 – поднять руки вверх, 2 – и.п., 3-4 то же. 4-5 раз.
2. Гуси шипят: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклон вперед, локти отвести назад, 2 – и.п., 3-4 то же. 4-5 раз
3. Котятки потягиваются. И.п.: стоя на четвереньках. 1 – округлить спинку, 2 – прогнуть спинку, и.п., 3-4 то же. 4-5 раз.
4. Щенки играют. И.п.: лежа на спине. 1,2,3,4 – быстро двигать руками и ногами.
5. Цыплята прыгают. Прыжки в чередовании с ходьбой на месте.
Перестроение в колонну по одному.
Основные виды движений: «Поможем бабушке собрать урожай»
1. «Идем по огороду» – ходьба по извилистой дорожке (ширина 20 см, длина 3 м).
2. «Собираем арбузы» – прокатывание мяча двумя руками друг другу (расстояние 1,5 м).
3. «Собираем груши» – прыжки на всей ступне с подниманием на носки.
Подвижная игра «Наседка и цыплята».
Игровое упражнение «Курочка».
Подведение итогов занятия
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по физической культуре для средней группы.
Тема: Путешествие по цирку.
Конспект занятия по физической культуре для средней группы.
Тема: Нестандартное оборудование на занятиях физической культуры.
Задачи: 1. Упражняться в ползании.
2. Развивать ловкость координацию движений.
Инвентарь и оборудование: пластиковые бутылки, Веники или метлы, воздушные шарики, обручи с лентами.
Путешествие по цирку.
Дети отправляются в цирк.
- Построение, сообщение задач занятия.
- «У морских котиков» ( упражнения с пластиковыми бутылками)
А) Ходьба и бег, с предметами зажатыми между коленей.
Б) Лежа на животе, вытягиваем руки вперед (предмет на спине или в руках), приподнимам одновременно руки и ноги. Вариант: можно выполнять хлопки руками.
В) Лежа на боку поднимать ноги в сторону.(предмет зажат между ног)
Г) Лежа на полу, крутится вокруг себя (предмет между ног или в выпрямленных вверх руках)
Д) Прыжки на двух, руками похлопывая себя по бокам (предмет зажат коленями)
Е) Сидя на коленях потянуться вперед, руки с предметом вперед.
- « Лошадки» Улошадок длинные, красивые хвосты. Давайте с вами поскачим как лошадки. Как они бегают и машут своими хвостиками? Бег с метлой между ног.
- « На арене цирка львы и тиры»
Львы и тигры проползают в горящие
обручи.
- «Обезьянки»
На арену цирка выходят дресерованные обезьянки.
Тенесная сетка разделяет зал на две части. Дети становятся маленькими обезьянками, которые перебрасываются кокосами. У кого на площадке меньше кокосов после свистка тот и выиграл. (роль кокосов выполняют воздушные шарики)
- « В гостях у уточек» (Комплекс упражнений для стоп)
7. На этом наше путешествие заканчивается. До новых встреч.