"Фронтальный эксперимент"
«Наблюдение интерференции света на плёнках»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass.doc | 665 КБ |
Фронтальный эксперимент | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фронтальный эксперимент
«Наблюдение интерференции света на плёнках»
Цель работы: ознакомиться с явлением интерференции в тонких плёнках.
Приборы и материалы: раствор мыльный, кольцо проволочное, лезвие бритвы, держатель, две стеклянные пластинки, спички, стеклянная трубка.
Порядок выполнения работы.
1.Закрепите лезвие бритвы в держателе, и медленно нагревайте его над пламенем спички. Наблюдайте за последовательностью возникновения цветных полос.
Напишите ответы на вопросы:
- Какие цвета, и в каком порядке появлялись на поверхности лезвия бритвы при его нагревании?
- Как можно объяснить наблюдаемое явление?
2.Получите на проволочном кольце мыльную плёнку, расположите её вертикально и рассмотрите в отражённом свете источника света (можно около окна).
Напишите ответы на вопросы:
- Какого цвета полосы появляются на плёнке?
- Где сначала появляются полосы – вверху или внизу? Почему?
- Почему полосы располагаются горизонтально?
- В каком порядке расположены цвета в полосах?
3.Выдувайте мыльный пузырь на поверхности мыльного раствора с помощью стеклянной трубки. Наблюдайте за радужной окраской, возникающей на стенках мыльного пузыря.
Запишите ответы на вопросы:
- Почему на верхней части мыльного пузыря возникают цветные полосы?
- Почему эти полосы имеют форму окружности?
- Почему полосы не остаются на месте, а перемещаются вниз?
- Полоса какого цвета идёт последней? Почему? Почему в конце пузырь бесцветен?
Решите задачи и ответьте на вопросы:
- Могут ли интерферировать световые волны, идущие от двух электрических ламп?
- Каково отличие интерференционных полос в отражённом и проходящем свете?
- Чем объясняется расцветка крыльев стрекоз, жуков и прочих насекомых?
- Некоторые просветлённые линзы в отражённом свете отливают зелёным. Отражение каких длин волн, должно полностью гаситься таким покрытием?
Этот эксперимент применяется при изучении раздела электромагнитных явлений.
Анкета-заявка участника
Заочного Республиканского конкурса нетрадиционного
Физического эксперимента «Физика без границ»
- ФИО: Сарангова Жанна Валерьевна
- Дата рождения: 06.02.1985 год
- Место работы: МКОУ «Уттинская СОШ им.В.А.Ширяева»
- Полный адрес; Яшкульский район; индекс:
- Город (поселок): Утта; улица:Школьная; дом:25
- Педагогический стаж работы: 1,9 мес
- Преподаваемый предмет: Физика
- Профессия (специальность) «Физика»
- Сотовый телефон 89371927321
- E-mail ganna-1305@mail.ru
- Дата заполнения
- Подпись ____________
МКОУ «Уттинская СОШ им.В.А.Ширяева»
Тема: «Наблюдение интерференции света на плёнках»
Выполнила: Сарангова Ж.В
Яшкульский район, п.Утта
п.Утта, 2013год
Предварительный просмотр:
ФРОНТАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Исследование силы трения
Цель работы: исследовать силу трения
Оборудование: динамометр, трибометр, грузы – 2 шт., лист бумаги, лист наждачной бумаги, карандаши круглые – 2 шт.
Опыт 1
Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него - 2 груза и измерьте силу трения скольжения бруска по линейке.__________
- Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте 2 груза и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке.__________
- Сравнив силы трения скольжения, ответьте на вопрос: зависит ли сила трения скольжения от площади трущихся поверхностей.
Вывод: сила трения, возникающая при движении бруска ……………… (зависит, не зависит) от площади трущихся поверхностей
Опыт 2
- Положите на линейку трибометра брусок, а на него груз и измерьте силу трения скольжения.____________________
- Положите на брусок два груза и, снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке.__________________________
- Сравнив силы трения, ответьте: зависит ли сила трения скольжения от силы, прижимающей брусок к поверхности доски, и если зависит, то как.
Вывод: сила трения, возникающая при движении бруска … (зависит, не зависит) от силы, прижимающей брусок к поверхности доски
Опыт 3
Измерьте силу трения скольжения бруска по поверхности трибометра.
- Определите вес бруска.
- Положите на брусок один груз и снова измерьте силу трения скольжения и вес бруска с грузом.
- Положите на брусок два груза и снова измерьте силу трения скольжения и вес бруска с грузом.
- Результаты занесите в таблицу.
Общий вес бруска с грузами (сила давления), Н | Сила трения, Н | =μ | |
брусок | |||
Брусок + груз | |||
Брусок + 2 груза |
- Постройте график зависимости силы трения от силы давления бруска.
Fтр, Н
0 N, Н
- Сделайте вывод: сила трения … пропорциональна силе давления.
- Найдите отношение . Постоянная ли это величина?
Опыт 4
Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра.
- Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок – 2 груза, к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показания динамометра, соответствующие началу движения бруска._______________________
- Перемещая равномерно брусок с грузами по столу при помощи динамометра, измерьте силу трения скольжения.________________
- Положив брусок с грузами на 2 круглых карандаша и перемещая равномерно брусок по столу при помощи динамометра, измерьте силу трения качения бруска по столу._________
- Сравнив результаты опытов, ответьте на вопрос: какая сила больше:
а) Вес тела или максимальная сила трения покоя?_____________________
б) Максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения?____________
в) Сила трения скольжения или сила трения качения? _________________
Вывод: сила трения покоя…силы трения скольжения… силы трения качения
Анкета-заявка участника
Заочного Республиканского конкурса нетрадиционного
Физического эксперимента «Физика без границ»
- ФИО: Сарангова Жанна Валерьевна
- Дата рождения: 06.02.1985 год
- Место работы: МКОУ «Уттинская СОШ им.В.А.Ширяева»
- Полный адрес; Яшкульский район; индекс:
- Город (поселок): Утта; улица:Школьная; дом:25
- Педагогический стаж работы: 2,8 мес
- Преподаваемый предмет: Физика
- Профессия (специальность) «Физика»
- Сотовый телефон 89371927321
- E-mail ganna-1305@mail.ru
- Дата заполнения
- Подпись ____________