"Фронтальный эксперимент"

Сарангова Жанна Валерьевна

«Наблюдение интерференции света на плёнках»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass.doc665 КБ
Microsoft Office document icon Фронтальный эксперимент44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фронтальный эксперимент

«Наблюдение интерференции света на плёнках»

Цель работы:   ознакомиться с явлением интерференции в тонких плёнках.

Приборы и материалы:   раствор мыльный, кольцо проволочное, лезвие бритвы, держатель, две стеклянные пластинки, спички, стеклянная трубка.

Порядок выполнения работы.

1.Закрепите лезвие бритвы в держателе, и медленно нагревайте его над пламенем спички. Наблюдайте за последовательностью возникновения цветных полос.

Напишите ответы на вопросы:

     - Какие цвета, и в каком порядке появлялись на поверхности лезвия      бритвы при его нагревании?

     - Как можно объяснить наблюдаемое явление?

2.Получите на проволочном кольце мыльную плёнку, расположите её вертикально и рассмотрите в отражённом свете источника света (можно около окна).

Напишите ответы на вопросы:

        - Какого цвета полосы появляются на плёнке?

        - Где сначала появляются полосы – вверху или внизу? Почему?

        - Почему полосы располагаются горизонтально?

        - В каком порядке расположены цвета в полосах?

3.Выдувайте мыльный пузырь на поверхности мыльного раствора с помощью стеклянной трубки. Наблюдайте за радужной окраской, возникающей на стенках мыльного пузыря.

Запишите ответы на вопросы:

       - Почему на верхней части мыльного пузыря возникают цветные полосы?

       - Почему эти полосы имеют форму окружности?

       - Почему полосы не остаются на месте, а перемещаются вниз?

       - Полоса  какого цвета идёт последней? Почему? Почему в конце пузырь бесцветен?

Решите задачи и ответьте на вопросы:

  1. Могут ли интерферировать световые волны, идущие от двух электрических ламп?
  2. Каково отличие интерференционных полос в отражённом и проходящем свете?
  3. Чем объясняется расцветка крыльев стрекоз, жуков и прочих насекомых?
  4. Некоторые просветлённые линзы в отражённом свете отливают зелёным. Отражение  каких длин волн, должно полностью гаситься таким покрытием?

Этот эксперимент применяется  при изучении раздела электромагнитных явлений.

Анкета-заявка участника

Заочного Республиканского конкурса нетрадиционного

Физического эксперимента «Физика без границ»

  1. ФИО: Сарангова Жанна Валерьевна
  2. Дата рождения: 06.02.1985 год
  3. Место работы: МКОУ «Уттинская СОШ им.В.А.Ширяева»
  4. Полный адрес; Яшкульский район;            индекс:
  5. Город (поселок):  Утта;             улица:Школьная;                 дом:25
  6. Педагогический стаж работы:    1,9 мес
  7. Преподаваемый предмет: Физика
  8. Профессия (специальность) «Физика»
  9. Сотовый телефон   89371927321
  10. E-mail  ganna-1305@mail.ru
  11.  Дата заполнения  
  12.  Подпись ____________

        

МКОУ «Уттинская СОШ им.В.А.Ширяева»

Тема:   «Наблюдение интерференции света на плёнках»

                                           

                                           Выполнила: Сарангова Ж.В

                                          Яшкульский район, п.Утта

п.Утта, 2013год



Предварительный просмотр:

ФРОНТАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Исследование силы трения

Цель работы: исследовать силу трения

Оборудование: динамометр, трибометр, грузы – 2 шт., лист бумаги, лист наждачной бумаги, карандаши круглые – 2 шт.

Опыт 1

Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него  -  2 груза и измерьте силу трения скольжения бруска по линейке.__________

  1. Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте 2 груза и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке.__________
  2. Сравнив силы трения скольжения, ответьте на вопрос: зависит ли сила трения скольжения от площади трущихся поверхностей.

Вывод: сила трения, возникающая при движении бруска ……………… (зависит, не зависит) от площади трущихся поверхностей

Опыт 2

  1. Положите на линейку трибометра брусок, а на него груз и измерьте силу трения скольжения.____________________
  2. Положите на брусок два груза и, снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке.__________________________
  3. Сравнив силы трения, ответьте: зависит ли сила трения скольжения от силы, прижимающей брусок  к поверхности доски, и если зависит, то как.

Вывод: сила трения, возникающая при движении бруска … (зависит, не зависит) от силы, прижимающей брусок  к поверхности доски

Опыт 3

Измерьте силу трения скольжения бруска по поверхности трибометра.

  1. Определите вес бруска.
  2. Положите на брусок один груз и снова измерьте силу трения скольжения и вес бруска с грузом.
  3. Положите на брусок два груза и снова измерьте силу трения скольжения и вес бруска с грузом.
  4. Результаты занесите в таблицу.

Общий вес бруска с грузами (сила давления), Н

Сила трения, Н

=μ

брусок

Брусок + груз

Брусок + 2 груза

  1. Постройте график зависимости силы трения от силы давления бруска.

                   Fтр, Н

        

                           0                                                   N, Н

  1. Сделайте вывод: сила трения … пропорциональна силе давления.
  2. Найдите отношение . Постоянная ли это величина?

Опыт 4

Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра.

  1. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок – 2 груза, к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с  грузами в движение. Запишите показания динамометра, соответствующие началу движения бруска._______________________
  2.  Перемещая равномерно брусок с грузами по столу при помощи динамометра, измерьте силу трения скольжения.________________
  3. Положив брусок с грузами на 2 круглых карандаша и перемещая равномерно брусок по столу при помощи динамометра, измерьте силу трения качения бруска по столу._________
  4. Сравнив результаты опытов, ответьте на вопрос: какая сила больше:

а) Вес тела или максимальная сила трения покоя?_____________________

б) Максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения?____________

в) Сила трения скольжения или сила трения качения? _________________

Вывод: сила трения покоя…силы трения скольжения… силы трения качения

Анкета-заявка участника

Заочного Республиканского конкурса нетрадиционного

Физического эксперимента «Физика без границ»

  1. ФИО: Сарангова Жанна Валерьевна
  2. Дата рождения: 06.02.1985 год
  3. Место работы: МКОУ «Уттинская СОШ им.В.А.Ширяева»
  4. Полный адрес; Яшкульский район;            индекс:
  5. Город (поселок):  Утта;             улица:Школьная;                 дом:25
  6. Педагогический стаж работы:    2,8 мес
  7. Преподаваемый предмет: Физика
  8. Профессия (специальность) «Физика»
  9. Сотовый телефон   89371927321
  10. E-mail  ganna-1305@mail.ru
  11.  Дата заполнения  
  12.  Подпись ____________