Методические материалы
Разработки уроков, внеклассных мероприятий, выступления
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конкурсное задание «Методический семинар»
Никоновой Л.Ю., учителя начальных классов
Всем известно, что каждый ученик индивидуален, то же касается и нас, учителей. И к внедрению ФГОС каждый из нас был готов по-разному. Работала я по традиционной программе, поэтому думала, что «занковцам» было легче переходить на новые стандарты. Но учиться и перестраиваться пришлось всем.
Раньше бы я ответила, что учу детей, чтобы они умели читать, писать, считать, списывать текст и т. д. Но сейчас при нынешнем положении дел в обучении (с позиции ФГОС) – чтобы учащиеся стали успешными и научились учиться. А получить это они могут, если умеешь сам. Поэтому все началось с личностной «перестройки» и «приведения себя в соответствие с ФГОС», а после этого стало понятнее, что нужно менять в моей педагогической деятельности.
Для того, чтобы быть успешным, человеку необходимо развиваться, т.е. владеть УУД, поэтому переосмыслив свою деятельность, приоритетами считаю развитие способности ученика учиться, иначе говоря – формирование системы универсальных учебных действий. Для этого появилась необходимость изучить системно-деятельностный подход - методологическую основу ФГОС.
Изучая инновационные технологии, методы и приемы, я с удивлением обнаружила, что некоторые из них я применяла на своих уроках и раньше, даже не зная, как они называются.
Например, «Кластер»: информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев), в центре находится ключевое понятие. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Этот прием я использую на этапе осмысления нового знания. В некоторой степени «Кластер» похож на один из приемов (или обучающих структур) – «Токин Мэт» (в переводе «Говорящее поле») Сингапурской методики обучения.
Но, изучив материалы глубже, я поняла, что единоразовое, непродуманное использование этих приемов для активизации познавательной активности не дает особых результатов. Теперь я стараюсь чаще использовать на своих уроках новые эффективные приемы и методы обучения, что позволяет эффективнее формировать УУД. К примеру: «Мозговой штурм», когда ученики могут высказать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Это хороший способ формирования регулятивных УУД (прогнозирование)
Приём «актуальность» (Познавательные УУД)
Приём связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать приобретённые знания в жизни.
Урок математики по теме «Килограмм» (1 класс)
- Мы с вами научились измерять длину и ширину предмета, измерять и строить отрезки. Чем пользовались для этого? Что будем использовать, чтобы узнать, что тяжелее книга или дневник, ручка или карандаш, гусь или утка? Нужна нам линейка при этом? Какие единицы измерения нам понадобятся?
На уроке обучения грамоте по теме «Заглавная буква Е» (1 класс) учащиеся затрудняются написать слово «Елена».
- Почему вы не можете написать это слово?
- Чем мы сегодня будем заниматься? (учиться писать заглавную букву Е)
Приём «яркое пятно». Этот прием похож на сингапурскую структуру обучения «Си-финк-уанде» («Посмотри – Подумай – Задайся вопросом»), в котором ученики индивидуально или в команде отвечают на следующие вопросы с целью развития навыков наблюдения и описания наблюдаемого:
- Что ты видишь?
- Что ты думаешь об этом?
- Чтобы тебе хотелось бы узнать?
Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности. Далее определяется тема и задачи урока.
Например, тема урока математики в 1 классе «Число и цифра 8»
На уроке математики по теме «Переместительное свойство сложения»
Исправление ошибки на доске помогает детям понять, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется. Она должна состоять из частей, которые её образовали.
Самые эффективные методы обучения, которые я использую, являются групповая форма организации работы участников учебного процесса, практическая направленность деятельности участников учебного процесса; игровой и творческий характер обучения; интерактивность учебного процесса; использование системно- деятельностного подхода к обучению; включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога; использование знаний и опыта обучающихся; рефлексия процесса обучения его участниками.
На уроке «Окружающий мир» мы изучали «Почему в снежках грязь?» Почему не стоит брать в рот снег, чем это грозит и т.д. Работа проводилась в группах. Учащиеся путем проведения опыта открыли, что в снежках очень много грязи, особенно, если он лежит на территории населенного пункта, сделали соответствующий вывод.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Интересно применять также «Дерево успеха», где ученики сами могут оценить себя на уроке. Красный цвет листочка – успешность, желтый – допустил 1-2 ошибки, зеленый – много ошибок.
Дети в образовательных учреждениях разноплановые, с разным уровнем школьных знаний, разной самооценкой, разным мироощущением. Но это не важно. Важно то, что учащиеся приходят на занятия с горящими глазами, неутомимой жаждой действия и уходят, безгранично веря в свои возможности. Инновации в образовании должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. ВОСПИТАТЬ ЛИЧНОСТЬ МОЖЕТ ТОЛЬКО ЛИЧНОСТЬ.
Инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими только развитие умственных способностей детей. Они должны расширить образовательное пространство для индивидуализации и дифференциации урочной и внеурочной деятельности. Инноватика в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. Необходимо переломить авторитарность образования в мышлении педагогов, чтобы они сумели поставить ребенка на равный уровень с собой, смогли дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие школы осуществляется посредством инноваций «Инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение . « Если действовать не будешь, ни к чему ума палата» Ш. Руставели.
Обзор современных педагогических технологий : Технологии личностно – ориентированного метода; Метод проектов; Информационные технологии; Технологии деятельностного метода; Технология оценивания учебных достижений; Технологии дифференцированного обучения; Технологии модульного обучения; Технологии проблемного обучения; Технология развития критического мышления; Теория решения изобретательных задач; Технология «Метод кейсов»; Здоровьесберегающие технологии.
Применение кластера Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. (кластер «Здоровье» на уроке окружающего мира) На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
« Мозговой штурм» Цель использования: 1) выяснение того, что знают дети по теме; 2) набрасывание идей, предположений по теме; 3) активизация имеющихся знаний Обсуждение идей в группах
Познавательные УУД: ЗАДАЧИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЗАНИМАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА На уроке математики: решение нестандартных задач
Групповые формы работы Групповой проект, з ащита проекта
Рефлексия «Дерево успеха»
Инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими только развитие умственных способностей детей. Они должны расширить образовательное пространство для индивидуализации и дифференциации урочной и внеурочной деятельности
Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельности в школе , может состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование.
Предварительный просмотр:
МБОУ «Теньковская СОШ»
Камско-Устьинского муниципального района РТ
Индивидуальный план повышения
профессионального уровня
в межаттестационный период
учителя начальных классов
Никоновой Л.Ю.
на 2012 – 2016 учебные года.
ТЕНЬКИ - 2012
Содержание:
- Личная карта учителя
- Тема самообразования
- План работы по реализации программы самообразования:
- Целеполагание и дидактическое обоснование;
- Основные формы и методы работы;
- Педагогические технологии.
4. Прогнозируемый результат
5. Этапы реализации программы
6.Направление работы
7. Содержание этапов реализации программы самообразования
8. Нормативные документы
9. Материалы по самообразованию
10. Информационные ресурсы.
Личная карта учителя
Фамилия, имя, отчество: Никонова Любовь Юрьевна
Дата рождения: 02.09.1969 г.
Образование: высшее
Специальность по диплому: учитель начальных классов
Место работы: МБОУ «Теньковская СОШ»
Занимаемая должность: учитель начальных классов
Дата назначения на должность: 2005 г.
Квалификационная категория: 1 кв. категория
Курсы повышения квалификации: Курсы повышения квалификации для учителей начальных классов по проблеме «Требование ФГОС НОО к выбору образовательных технологий обучения детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на дорогах» в ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», г.Казань
Тема самообразования: «Формирование самооценки младшего школьника».
Цель: повышение уровня качественной успеваемости учащихся, направленное на становление сознания и личности ученика в целом.
Задачи:
- создание условий для успешного учения (ситуации успеха);
- активизация познавательной деятельности и интереса к предметам;
- формирование умения ставить цель и находить пути, средства к её достижению;
- формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;
- приобщать к поисковой и творческой деятельности;
- создание атмосферы эмоционального комфорта на уроке.
План работы
1 год реализации
№ | Содержание работы | Источники самообразования | Срок выполнения | Ожидаемый результат | |||
Профессиональное направление | |||||||
1 | Изучить ФГОС второго поколения, уяснить их особенности. | Методическая литература. Интернет. Периодические издания. | В течение года | Повышение качества преподавания предметов. | |||
2 | Знакомство с новыми педагогическими технологиями. | Методическая литература. Интернет. | В течение года | Разработка новых форм, приёмов обучения. | |||
3 | Разработка рабочих программ по предметам | Интернет. Методическая литература | Сентябрь | Рабочие программы. | |||
Психолого-педагогическое направление. | |||||||
1 | Совершенствование знаний в области классической современной психологии и педагогики. | Научно-популярная литература. Интернет. | В течение года. | Повышение качества преподавания предметов. | |||
Методическое направление. | |||||||
1 | Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения. | Посещение уроков. Мастер-классы. Семинары. | В течение года. | Анализ и самоанализ уроков. | |||
2 | Участие в работе школьного МО учителей гуманитарного цикла. Участие в заседаниях: -организационное -мониторинг качества образования, -проблемы реализации нового стандарта начального общего образования -современные требования к образовательной среде в начальной школе -оценка сформированности УУД у обучающихся первых классов, контрольно-оценочная деятельность -итоговое | Заседания МО | Сентябрь Октябрь Ноябрь Январь Март | Активное участие в работе школьного МО. Выступление. | |||
3 | Участие в работе районного МО учителей начальных классов. | Заседания МО | В течение года | Слушание | |||
7 | Участие в работе педсоветов: | Педагогические советы. | По плану | Слушание | |||
8 | Организация работы с одарѐнными детьми и участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах | Видео, аудио информация на различных носителях | В течение года | Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах. | |||
Информационно-компьютерные технологии. | |||||||
1 | Изучение ИКТ и внедрение их в учебный процесс. | Интернет, мероприятия по обмену опытом. | В течение года | Участие в вебсеминарах | |||
2 | Сбор и анализ в Интернете информации по начальному обучению, педагогике и психологии. | Интернет | В течение года | Создание каталога презентаций по предметам. | |||
Охрана здоровья. | |||||||
1 | Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. | Методическая литература. | В течение года | Разработка физкультминуток. | |||
2 | Вести здоровый образ жизни. | В течение года | Кружок внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Будем здоровы!» Экскурсии, выставки, концерты |
№ п/п | Вид деятельности | Сроки выполнения |
2-ой год реализации | ||
1 | Корректировка плана работы | сентябрь |
2 | Консультации с педагогами имеющими специальное образование | Сентябрь, октябрь |
3 | Активное внедрение выбранной методики в в свою профессиональную деятельность | В течение года |
4 | Проведение открытых занятий по заявленной теме самообразования | В течение года |
5 | Проведение промежуточной диагностики способностей и наклонностей учащихся по проблеме | декабрь |
6 | Соотнесение полученных результатов итоговой диагностики с планируемыми | декабрь |
7 | Приобретение методлитературы по теме самообразования | В течение года |
8 | Участие в МО школы и города | В течение года |
9 | Посещение с обсуждением открытых уроков учителей района и области, чья методика работы сходна с разрабатываемой | В течение года |
10 | Внесение коррективов в практическую составляющую педагогической концепции по внедрению коррекционно-развивающего обучения в образовательный процесс | Апрель, май |
11 | Выступление с отчётом по итогам реализации 4-го этапа на педсовете школы | май |
3-4-ый года реализации | ||
12 | Участие в м/о школы | В течении года |
13 | Посещение с обсуждением открытых уроков учителей района и области, чья методика работы сходна с разрабатываемой | В течении года |
14 | Подготовка и размещение материалов по теме самообразования для размещения в сети Интернет | В течении года |
15 | Внесение коррективов в практическую составляющую педагогической концепции по внедрению коррекционно – развивающего обучения в образовательный процесс | ноябрь |
16 | Выступление с отчетом по итогам реализации Vэтапа на педагогическом совете школы | декабрь |
17 | Анализ, теоретическое обоснование выбора форм, методов и способов деятельности на учебных занятиях | январь |
18 | Апробация наработанных форм, методов и способов деятельности на учебных занятиях | февраль |
19 | Проведение открытых занятий по заявленной теме самообразования | В течении года |
20 | Проведение итоговой диагностики способностей и наклонностей учащихся по проблеме | март |
21 | Соотнесение полученных результатов итоговой диагностики с планируемыми | апрель |
22 | Обобщение опыта работы по теме самообразования | май |
23 | Определение перспектив дальнейшей работы по выбранной теме самообразования | май |
24 | Творческий отчёт по результатам профессиональной деятельности | Май, июнь |
Источники информации:
- Курсы повышения квалификации
- Семинары и конференции
- Мастер-классы
- Телевидение
- Газеты, журналы
- Путешествия
- Видео, аудио информация на различных носителях
- Платные курсы
- Мероприятия по обмену опытом
- Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
- Интернет
Ожидаемый результат:
Результатом работы считаю - повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения. На основе чтения ученики совершенствуют навыки изложения собственных мыслей.
Основные формы и методы работы
Формы: Урок
Типы уроков:
-Урок изучения нового материала;
-Урок совершенствования знаний, умений, навыков;
- Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- Комбинированный урок;
- Урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
- урок – беседа
- лабораторно – практическое занятие
- урок – экскурсия
- урок – игра
Методы обучения:
- Методы организации и осуществления учебно- познавательнойдеятельности:
-словесные, наглядные, практические.
-индуктивные, дедуктивные.
-репродуктивные, проблемно- поисковые
-самостоятельные, несамостоятельные
-словесные-рассказ, беседа, объяснение, лекция
-наглядные- иллюстрация, демонстрация
-практические- опыты, упражнения, трудовые задания
-методы самостоятельной работы
-методы стимулирования-познавательные игры, создание ситуации успеха, поощрения
-методы контроля и самоконтроля-устного, письменного.
2. Методы стимулирования и мотивации в учебно-познавательной деятельности:
-стимулирование и мотивация интереса к учению;
-стимулирование долга и ответственности в учении;
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
-устного контроля и самоконтроля;
-письменного контроля и самоконтроля;
-лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии
- Дифференцированное обучение
- Традиционные
- Информационные
- Коррекционно-развивающие
- Тестовые
- Игровые
- Личностно-ориентированные
- Учебно-практические или практические работы
- Коллективное творчество
Этапы реализации программы самообразования
1 этап-установочный, предусматривает выбор цели работы, исходя из методической темы школы
2 этап-обучающий, на котором происходит знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной теме
3 этап- практический, во время которого происходит накопления педагогических фактов, их отбор и анализ.
4 этап- теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов
5 этап –итогово-контрольный, на котором подводятся итоги своей самостоятельной работы, обобщаются наблюдения, оформляются результаты