Мои уроки


Предварительный просмотр:

Занятие внеурочной деятельности по программе «Шахматы» во 2 классе

Место проведения центр образования цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей «Точка Роста».

Тема занятия «Эндшпиль»

Цель занятия приобретение учащимися опыта логического мышления при решении шахматных задач, через знакомство с видами шахматного эндшпиля

Формирование УУД:

Познавательные УУД: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии, перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы, умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий, учить высказывать свои предположения (версии) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, самостоятельно организовывать свое рабочее место, контроль в форме сличения способа действий с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений  от него.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге со сверстниками, умение работать в парах, группах, учиться слушать и понимать речь других.

Личностные УУД: готовность и способность учащихся к саморазвитию, формирование мотивации к учению и познанию, умение сотрудничать со сверстниками, мотивация к работе на результат.

Оборудование: компьютер, колонки, проектор, экран, карточки с изображением фигур и пешек, три шахматных комплекта, шесть нетбуков


  1. Мотивация к деятельности

Педагог: Шахматы – это интересно,

И для головы полезно,

Шахматы – это обучение,

Шахматы - это развлечение,

Это множество друзей,

Вместе с другом веселей!

Добрый день, ребята! Как приветствуют друг друга настоящие шахматисты? Рукопожатием. И мы как истинные любители шахмат пожмем друг другу руки.

«Шахматы – это гимнастика для ума», поэтому предлагаю вам первое упражнение: «Расставьте шахматные фигуры и пешки на шахматной доске согласно данным координатам»

Проверьте себя

Упражнение номер 2: «Разгадай шифровку»

На доске магнитные фигуры и пешки. Подними нужно подписать буквы.

Тема нашей встречи «Эндшпиль».

  1. Целеполагание.

Какая у нас цель???

На доске цели, выберите, те которые, по вашему мнению, соответствуют занятию.

- еще лучше играть в шахматы

- узнать что такое эндшпиль

- научиться дружить

- отлично провести время

- повторить таблицу умножения

- развивать логику

- учиться красиво рисовать

- выяснить, почему трава зелёная

- смастерить робота

- решать шахматные задачи

Дети выбирают карточки, читают, формулируют свои цели.

Конец – делу венец.

Эндшпиль (от нем. Endspiel – «конец игры») – заключительная часть шахматной партии

Главная особенность эндшпиля

Одна из задач окончания партии - проведение пешки в ферзи

Вторая особенность: король, который вначале и середине партии прятался за своими пешками, в окончании становится активной, атакующей фигурой. Король может нападать на пешки и фигуры соперника и помогать своей пешке пройти в ферзи.

Хороший эндшпиль – это награда за старания в дебюте и миттельшпиле.

Поскольку в эндшпиле остается меньше фигур и пешек, то он легче поддается классификации.

Виды эндшпиля (кластер на экране)

Задание отгадай вид эндшпиля

- пешечное окончание (король + пешки)

- коневое окончание (король, конь + пешки)

- слоновое окончание (король, слон + пешки)

- ладейное окончание (король, ладья + пешки)

- ферзевое окончание (король, ферзь + пешки)

- смешанные эндшпили

Физминутка: Михаил Ботвинник (6-ой чемпион мира по шахматам) большое внимание уделял не только умственному труду, но и физической культуре. Мы тоже будем следовать данному правилу и проведем зарядку с белым королём (видео).

Задания по парам:

Задание первой паре:

Ваша задача — не проиграть, т.е. вы должны либо получить выигранную позицию, либо свести партию в ничью (ход черных)

Задание второй паре: 

Ваша задача – мат в 1 ход (ход белых)

Задание третьей паре:

Ваша задача - черному королю нужно успеть за белой пешкой

Отработка

https://lichess.org – обучение – основы шахмат – базовый уровень – мат

Рефлексия:

Если занятие вам понравилось, то возьмите белого короля, а если – нет, то черного. Если сомневаетесь, то можно фигуру не брать.

Почему ребёнок делает такой выбор?

Что ему понравилось больше?

Что у него не получилось или что вызвало сложности?

Завершение: «Уделять эндшпилю большое и серьезное внимание – мой искренний совет всем молодым шахматистам» Василий Смыслов (7-ой чемпион мира)

Спасибо за отличную игру!

   

Филиппова Мария Михайловна МБОУ СОШ Селихинского с.п.



Предварительный просмотр:

Приём «Ажурная пила» на уроке математики в 10 классе

Тема «Перпендикулярность плоскостей»

  1. Класс делим на три группы:

1 – Таня, Паша

2 – Вика, Денис

3 – Элеонора, Захар

Каждой группе выдается по два задания.

  1. Плоскости равностороннего ΔАВС и прямоугольного равнобедренного ΔАDС перпендикулярны. АВ=а, ﮮ АDC=90 0. Вычислите расстояние между вершинами В и D данных треугольников.
  2. Плоскости квадратов АВСD и АВКМ перпендикулярны, МК=а. Найдите расстояние между точками D и М, К и С.

15 минут каждая группа обсуждает решение этих задач.

  1. Затем, разделив между собой задачи в группах, класс делится на две группы, в состав которых входят ученики из разных первоначальных групп, но с одинаковыми задачами. Теперь задача групп – оформить решение на доске и выбрать докладчика. – 15 минут
  2. Самостоятельная работа

Отрезок МА перпендикулярен к плоскости прямоугольника ABCD, в котором АВ = 3 см, AD = 4 см, МА = 1 см.

Пользуясь рисунком, найдите:

1) расстояние между точками М и В;

2) длину отрезка MD;

3) расстояние между точками А и С;

4) длину отрезка BD;

5) расстояние между точками М и С;

6) площадь треугольника МАС.

  1. Домашняя работа



Предварительный просмотр:

Содержательная линия тригонометрических функций:

синус угла и косинус угла в курсе математики.

Одной из важных и сложных тем средней школы является тема «Тригонометрические функции». Успешное изучение таких понятий, как синус угла и косинус угла зависит от того, как правильно ребята будут на протяжении всего изучения курса математики осваивать следующие понятия.

7 класс Прямоугольный треугольник – треугольник, у которого один угол равен 900.

Стороны прямоугольного треугольника имеют специальные названия. Катеты – это стороны, прилежащие прямому углу,  а гипотенуза – сторона, противолежащая прямому углу.

                              

8 класс Синусом острого угла прямоугольного треугольника называют отношение противолежащего катета к гипотенузе, а косинусом – отношение прилежащего катета к гипотенузе. Очень важно, чтобы учащиеся свободно пользовались понятием «отношение отрезков». Здесь можно ребятам дать помощь в виде «запоминалки» - «И-О» :

сИнус

прОтивоположный катет к гипотенузе

кОсинус

прИлежащий катет к гипотенузе

9 класс На единичной полуокружности с помощью прямоугольных треугольников определения синуса и косинуса углов вводятся по новому, как координаты точки, полученной вращением точки с координатами (1;0) против часовой стрелки вдоль полуокружности на заданный угол. Тут начинаются трудности с запоминанием табличных значений синуса и косинуса углов от 0 до 90 градусов, но для этого случая есть еще «запоминалка».

α

00

300

450

600

900

sinα

Число под радикалом – порядковый номер пальца.

α

900

600

450

300

00

cosα

У косинуса можно просто переномеровать пальцы в другом порядке.

С углами больше 900, но меньше 1800 нужно показать принцип симметрии.

10 класс Учимся переводить градусную меру в радианную и обратно. Главное, не торопиться! Если ребятам удобно работать с градусной мерой, то давать им возможность ей пользоваться, но параллельно озвучивать радианный аналог.

Таким образом, ребятам будет легко и просто понять даже на интуитивном уровне, что такое синус и косинус угла и у них не возникнет проблем в старшей школе с данной темой.

Учитель математики МБОУ СОШ Селихинского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края Филиппова Мария Михайловна.