формирование новой социальной роли.

Харисова Ирина Назимовна

Предварительный просмотр:

«Формирование новой социальной роли ученика, формирование внутренней позиции школьника».

 Освоение новой социальной роли ученика напрямую связан с возрастными изменениями. Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научиться дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

   Правда, забегая вперед, можно сказать, что большинство этих позитивных достижений (в первую очередь тех, которые с особенной заботой культивируются взрослыми в детях этого возраста: организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению и пр.) внешне могут быть утеряны ребенком в подростковом возрасте. Но без этих достижений подростковый возраст носил бы  качественно иной характер, поскольку не имел бы достаточных оснований для нормального развития. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.

   В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой совершается приобщение ребенка  к достижениям человеческой культуры, усвоение знаний и умений, накопленных предшествующими поколениями. Усвоение ребенком человеческого опыта происходит и в других видах деятельности: в игре, общении с взрослыми и сверстниками, приобщении к труду. Но лишь в учебной деятельности оно приобретает особый характер и содержание. В процессе осуществления учебной деятельности ребенок под руководством учителя овладевает содержанием  развитых форм общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) и умениями действовать в соответствии с их требованиями.

Учебная деятельность, являясь сложной по содержанию, и по структуре, складывается у ребенка не сразу. Требуется немало времени и усилий, чтобы в ходе систематической работы под руководством учителя маленький школьник постепенно приобрел умение учиться. О сложности этого процесса свидетельствует тот факт, что даже в условиях целенаправленного, специально организованного формирования учебной деятельности она складывается не у всех детей. Более того, специальные исследования показывают, что к концу младшего школьного возраста собственно индивидуальная учебная деятельность обычно еще не сформирована, ее полное осуществление возможно для ребенка только совместно с другими детьми. Учебная деятельность регулируется и поддерживается сложной многоуровневой системой мотивов. У детей поступающих в школу, преобладают социальные мотивы, отражающие внутреннюю позицию школьника, связанную с потребностью ребенка занять новое положение среди  окружающих. Он стал школьником. Эта установка поддерживает в нем желание учиться и поддерживает интерес к учебе. К концу 1 класса включаются следующие группы мотивов. 1.Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом:

-учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений;

-учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач. У нас в классе есть дети, которые радуются, когда до конца понимают какую-то тему. Они от удовольствия потирают руки, улыбаются, даже вскакивают, это очень хорошо. Но есть дети, которые начинают плакать от бессилия перед трудной учебной задачей, вместо того, чтобы с удвоенной силой начинать работать, они сидят и « хлюпают» носами.  К счастью, таких детей мало.

Каждый ребенок моего класса обучен специальному дыханию по снятию стресса. И если дома  с таким ребенком происходит очередная истерика, необходимо ему напомнить, что нужно дышать так, как вы дышите в классе. При этом проговаривать слова, которые мы говорим в классе. Вторая группа мотивов учения связаны с косвенным продуктом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

1)широкие социальные мотивы:

-мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями;

-мотивы самоопределения (понимание значения знаний в будущем, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

2)узколичные мотивы:

-мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получать хорошие оценки);

-престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей);

3)отрицательные  мотивы (избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться).

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Учебно-познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом учения, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности, а не вне нее. Поэтому именно организация полноценной учебной деятельности является главным условием, обеспечивающим развитие наиболее действенных учебно-познавательных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.

К концу младшего школьного возраста отмечается отчетливое снижение учебной мотивации. Это препятствует дальнейшему полноценному процессу обучения. Чтобы этого не происходило, необходимо возникновение позиции учащегося. Что это такое? Позиция учащегося – это умение ребенка устанавливать границы собственных возможностей, определять то, что он знает и умеет, от того, чего не знает и не умеет. Если ребенок объективно оценивает ту оценку, которую получил. Не говорит, что ему поставили незаслуженную оценку, а говорит, что он действительно не знал и получил то, что заслужил, и для того, чтобы в дальнейшем не получать плохих оценок, ему надо много знать. Он приходит домой и под руководством родителя или сам сознательно занимается над темой, которую не доработал, вот это и является позицией учащегося. Итог начального образования – это ребенок, учащий  себя с помощью взрослого, учащийся. Учащийся (в отличии от обучаемого), встречаясь с задачей, способен ответить себе на два вопроса: а) «Я могу или я не могу решить эту задачу?»; б) «Чего мне недостает для ее решения?» Определив, чего именно он не знает, учащийся 9-10 лет умеет обратиться к учителю не с жалобой, а с конкретным запросом на совершенно определенную информацию или способ действия».

  В практике начальной школы проявление позиции учащегося обнаруживается нечасто. Даже в условиях специально организованного развивающего обучения, направленного на формирование у младших школьников полноценной учебной деятельности, она возникает далеко не у всех детей. И все-таки это именно тот новый тип отношений младшего школьника к учению, который делает его истинным субъектом учебной деятельности, так как только позиция учащегося превращает приобретение знаний во внутренне мотивированный, увлекательный и радостный процесс. Возникновению позиции учащегося способствует и работа родителей. Родители постоянно должны следить за тем, как занимается их ребенок. Знать какие трудности он испытывает в процессе учебной деятельности, что ему мешает в учебе.

Помогать в выполнении домашнего задания, но не решать за него домашнее задание. Учить аккуратности во всем. Объяснять, что его ждет в будущем, если он не будет учиться так, как надо. Не говорить при ребенке плохо и с презрением о своих друзьях с высшим образованием, которые учились, учились, а работают где-то  не по своей специальности. А объяснять, что им просто не очень повезло. Говорить нужно о том, что образованные и умные люди не пропадут, всегда найдут свою дорогу к счастливой и радостной жизни. А для этого надо с первых дней учебы в школе заниматься, заниматься и еще раз заниматься. Что учеба для детей – это их самая главная работа. Таким образом, можно и нужно в соответствии с ФГОС освоить  новую социальную роль ученика. Тогда каждый будет учиться с желанием. А это основа формирования внутренней позиции школьника.

                                                                                                           5.



Предварительный просмотр:

«Формирование новой социальной роли ученика, формирование внутренней позиции школьника».

 Освоение новой социальной роли ученика напрямую связан с возрастными изменениями. Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научиться дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

   Правда, забегая вперед, можно сказать, что большинство этих позитивных достижений (в первую очередь тех, которые с особенной заботой культивируются взрослыми в детях этого возраста: организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению и пр.) внешне могут быть утеряны ребенком в подростковом возрасте. Но без этих достижений подростковый возраст носил бы  качественно иной характер, поскольку не имел бы достаточных оснований для нормального развития. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.

   В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой совершается приобщение ребенка  к достижениям человеческой культуры, усвоение знаний и умений, накопленных предшествующими поколениями. Усвоение ребенком человеческого опыта происходит и в других видах деятельности: в игре, общении с взрослыми и сверстниками, приобщении к труду. Но лишь в учебной деятельности оно приобретает особый характер и содержание. В процессе осуществления учебной деятельности ребенок под руководством учителя овладевает содержанием  развитых форм общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) и умениями действовать в соответствии с их требованиями.

Учебная деятельность, являясь сложной по содержанию, и по структуре, складывается у ребенка не сразу. Требуется немало времени и усилий, чтобы в ходе систематической работы под руководством учителя маленький школьник постепенно приобрел умение учиться. О сложности этого процесса свидетельствует тот факт, что даже в условиях целенаправленного, специально организованного формирования учебной деятельности она складывается не у всех детей. Более того, специальные исследования показывают, что к концу младшего школьного возраста собственно индивидуальная учебная деятельность обычно еще не сформирована, ее полное осуществление возможно для ребенка только совместно с другими детьми. Учебная деятельность регулируется и поддерживается сложной многоуровневой системой мотивов. У детей поступающих в школу, преобладают социальные мотивы, отражающие внутреннюю позицию школьника, связанную с потребностью ребенка занять новое положение среди  окружающих. Он стал школьником. Эта установка поддерживает в нем желание учиться и поддерживает интерес к учебе. К концу 1 класса включаются следующие группы мотивов. 1.Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом:

-учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений;

-учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач. У нас в классе есть дети, которые радуются, когда до конца понимают какую-то тему. Они от удовольствия потирают руки, улыбаются, даже вскакивают, это очень хорошо. Но есть дети, которые начинают плакать от бессилия перед трудной учебной задачей, вместо того, чтобы с удвоенной силой начинать работать, они сидят и « хлюпают» носами.  К счастью, таких детей мало.

Каждый ребенок моего класса обучен специальному дыханию по снятию стресса. И если дома  с таким ребенком происходит очередная истерика, необходимо ему напомнить, что нужно дышать так, как вы дышите в классе. При этом проговаривать слова, которые мы говорим в классе. Вторая группа мотивов учения связаны с косвенным продуктом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

1)широкие социальные мотивы:

-мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями;

-мотивы самоопределения (понимание значения знаний в будущем, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

2)узколичные мотивы:

-мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получать хорошие оценки);

-престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей);

3)отрицательные  мотивы (избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться).

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Учебно-познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом учения, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности, а не вне нее. Поэтому именно организация полноценной учебной деятельности является главным условием, обеспечивающим развитие наиболее действенных учебно-познавательных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.

К концу младшего школьного возраста отмечается отчетливое снижение учебной мотивации. Это препятствует дальнейшему полноценному процессу обучения. Чтобы этого не происходило, необходимо возникновение позиции учащегося. Что это такое? Позиция учащегося – это умение ребенка устанавливать границы собственных возможностей, определять то, что он знает и умеет, от того, чего не знает и не умеет. Если ребенок объективно оценивает ту оценку, которую получил. Не говорит, что ему поставили незаслуженную оценку, а говорит, что он действительно не знал и получил то, что заслужил, и для того, чтобы в дальнейшем не получать плохих оценок, ему надо много знать. Он приходит домой и под руководством родителя или сам сознательно занимается над темой, которую не доработал, вот это и является позицией учащегося. Итог начального образования – это ребенок, учащий  себя с помощью взрослого, учащийся. Учащийся (в отличии от обучаемого), встречаясь с задачей, способен ответить себе на два вопроса: а) «Я могу или я не могу решить эту задачу?»; б) «Чего мне недостает для ее решения?» Определив, чего именно он не знает, учащийся 9-10 лет умеет обратиться к учителю не с жалобой, а с конкретным запросом на совершенно определенную информацию или способ действия».

  В практике начальной школы проявление позиции учащегося обнаруживается нечасто. Даже в условиях специально организованного развивающего обучения, направленного на формирование у младших школьников полноценной учебной деятельности, она возникает далеко не у всех детей. И все-таки это именно тот новый тип отношений младшего школьника к учению, который делает его истинным субъектом учебной деятельности, так как только позиция учащегося превращает приобретение знаний во внутренне мотивированный, увлекательный и радостный процесс. Возникновению позиции учащегося способствует и работа родителей. Родители постоянно должны следить за тем, как занимается их ребенок. Знать какие трудности он испытывает в процессе учебной деятельности, что ему мешает в учебе.

Помогать в выполнении домашнего задания, но не решать за него домашнее задание. Учить аккуратности во всем. Объяснять, что его ждет в будущем, если он не будет учиться так, как надо. Не говорить при ребенке плохо и с презрением о своих друзьях с высшим образованием, которые учились, учились, а работают где-то  не по своей специальности. А объяснять, что им просто не очень повезло. Говорить нужно о том, что образованные и умные люди не пропадут, всегда найдут свою дорогу к счастливой и радостной жизни. А для этого надо с первых дней учебы в школе заниматься, заниматься и еще раз заниматься. Что учеба для детей – это их самая главная работа. Таким образом, можно и нужно в соответствии с ФГОС освоить  новую социальную роль ученика. Тогда каждый будет учиться с желанием. А это основа формирования внутренней позиции школьника.

                                                                                                           5.