Статья "Собственная активность ребенка - первые проявления личности"
Статья о работе современного учителя-логопеда в специальном детском саду для детей с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobstvennaya_aktivnost_rebenka-pervye_proyavleniya_lichnosti.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Собственная активность ребенка – первые проявления личности
«Служить детям – это чувствовать, что ты служишь духу человека, духу, который должен сам творить себя».
Мария Монтессори
Дошкольные учреждения не зря называют «детскими садами» - здесь умные и творческие «садоводы» выращивают и возделывают, питают и любят слабенькие ростки новой жизни. Вот стайка из двенадцати детишек первый раз входит в логопедическую группу. Сейчас они стоят в начале своего пути в жизнь. Им всего по четыре года, у каждого есть своя история рождения, история жизни. Не всегда эта история легка и ясна, в большинстве случаев все истории похожи, так как объединены похожими поражениями центральной нервной системы, а некоторые малыши пережили страшные минуты борьбы за жизнь. Мамы и папы привели своих детей в логопедический детский сад за помощью, так как возникшие речевые нарушения не дают ребенку полноценно развиваться и мыслить. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли. «Язык – это свет разума» - говорили философы 300 лет назад.
Учитель-логопед – главная фигура в логопедическом детском саду. Каким он должен быть, чтобы подарить растущему человеку радость осмысленного восприятия действительности, умение говорить и общаться с людьми?
Игра – соответствующий возрасту дошкольника вид деятельности. « Игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приуготовлением к будущей жизни» - писал ученый-психолог Лев Семенович Выготский. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно-ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер.
Современный учитель-логопед знает, что любая деятельность ребенка опирается на его интерес, на естественные наклонности. Поэтому задача педагога не бессильно следовать за желанием ребенка, а активно вмешаться в эти интересы и организовать их.
Учитель-логопед играет с малышом, возбуждая его главный интерес – самодеятельность. Желание самому все сделать руководит всеми его поступками. Современный учитель-логопед воздействует на ребенка не прямо, а посредством различных игр и приспособлений, с которыми малыш действует по подготовленной специально для него программе. Главное, не навязывать и вдалбливать знания в детские головки, а направить ребенка к тем играм и предметам, которые учитель-логопед заранее определил и подготовил, и которые соответствуют потребностям и желанию самого малыша. Собственная активность ребенка – это его первые проявления личности. Умный учитель уважает эти проявления и считается с ними.
Четкое представление об индивидуальном уровне развития каждого ребенка дает возможность логопеду так организовать и направлять его деятельность, что ребенок чувствует себя самостоятельным и свободным, а педагог выступает как доброжелательный и активный помощник. Самостоятельная деятельность ребенка способствует выработке понимания речи и его спонтанной речи. Ребенок ничего не может делать молча. Молчание наблюдается лишь в тех обстоятельствах, когда он не занят никакой активной деятельностью, вял, пассивен.
Современный логопед должен максимально развить детскую активность, направить ее на потребность выразить словом свои мысли, узнать о животном и растительном царствах, об окружающем мире, на принятие эстетических и нравственных понятий – о добре и зле, о правде и лжи. Только через речевое общение со взрослыми расширяется и углубляется мир маленького ребенка. Другого пути в бескрайний мир людей у человеческого дитя нет.
Ребенок не только двигается беспрерывно, но и обучается беспрерывно. Л.С.Выготский считал, что обучение идет всегда впереди развития. Обучая в игре, педагог опирается на зону ближайшего развития ребенка: то, что сегодня малыш делает вместе со взрослым, завтра он способен сделать сам.
Прогресс предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, который нужно усвоить. Причем это усвоение должно быть осмысленным. Поэтому современная логопедия пользуется компьютерными развивающими программами для детей. Как нравится малышам пользоваться «мышью» и решать «трудные» задачи! Но для того, чтобы обучать, естественно, учитель-логопед должен уметь сам работать с разнообразными программами и пользоваться большим объемом информации на сайтах Интернета.
Современный творческий педагог создает собственную медиатеку, которая может стать одной из составляющих общей системы информационного пространства дошкольного учреждения. «На долю учителя в процессе воспитания выпадает тоже активная роль – лепить, кроить, кромсать и резать элементы среды, сочетать их самым различным образом, чтобы они осуществляли ту задачу, которая ему нужна. Таким образом, воспитательный процесс оказывается трехсторонне активным: активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда».
Эти слова Л.С.Выготского до сих пор актуальны в педагогике. Подлинный учитель стремится организовать воспитание и обучение ребенка с пониманием законов его деятельности и с умением «кроить», «лепить» и «резать» элементы социальной среды, окружающей его.
И конечно, чтобы воспитывать и обучать детей, найти правильное решение коррекционной логопедической задачи, учитель-логопед должен хорошо владеть ремеслом своего дела, знанием и пониманием тонких изгибов детской души, любить и чувствовать своих питомцев, помогать ребенку настойчиво и с верой в успех.