Открытое занятие по музыке, конспект НОД
Опыт работы окружной стажировочной площадки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_muzyka.docx | 34.48 КБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по музыке
в подготовительной к школе группе.
Выполнила
музыкальный руководитель
Вильданова Гульнара Расимовна
МАДОУ «Детский сад «Загадка»
г.Новый Уренгой, 2017 год.
Тема: «Девчонки и мальчишки»
Используемые приёмы и технологии:
- технология ТРИЗ (приёмы моделирования: условные обозначения, модели звука, алгоритм двигательной постановки), приём: вижу-слышу-чувствую), приём «улыбка», моделирование песни, приём «шанс»;
- технология Карла Орфа (бодижесты), игра с музыкальными инструментами.
- технология «Гармонизация межличностных отношений»
- экспериментирование с возможностями собственного тела;
- здоровьесберегающая технология («Развитие певческой одарённости у детей дошкольного возраста на основе технологии резонансного голосообразования методом моделирования», опыт коллеги Рахманкиной И.А.)
- импровизация звука,
- художественное слово,
- сюрпризный момент, минутка вхождения в день, рефлексия.
- технология «Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста на основе принципа обучения деятельности»
Предварительная работа:
Знакомство с творчеством композиторов: П.Чайковский, М.П.Мусоргский, А.Лядов, зарисовка музыкальных произведений, прослушивание музыкальных произведений, просмотр мультфильма «Картинки с выставки», разучивание пальчиковой игры, игрового упражнения про бабу-ягу.
Материалы:
Мольберты, портреты композиторов, иллюстрации, раскраски, модели, экран, детские работы, презентация, магнитофон.
Программные задачи:
- Продолжать формировать у детей различать средства выразительности при помощи сопоставления музыкальных произведений, узнавать композиторов, их музыкальные произведения. Исполнять песню напевно, неторопливо, чётко проговаривая текст песни; продолжать работать над ритмической пульсацией, метрической пульсацией партнёра, используя бодижесты.
- Развивать творческие способности на основе моделирования: закреплять умение детей моделировать структуру музыкального произведения, продолжать работать с моделями танцевальных движений, моделировать звук в игре (его движение); воображение, память.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимоуважение, взаимопомощь, гармонизацию межличностных отношений, уважительное отношение к мнению сверстника.
Вводная часть
Дети входят в зал, педагог приглашает их, обращает внимание на гостей, предлагает поприветствовать их, исполняет «Приветствие» (в качестве движений, которые повторяют дети за педагогом, предлагается закрепление бодижестов).
Наш вернисаж вновь распахнул свои двери. Здесь мы вспомним, а может быть, узнаем что-то новое. Не забывайте о правилах поведения в общественных местах, не мешаем и не отвлекаем друг друга. Сегодняшнюю экскурсию по вернисажу нам поможет провести экскурсовод. А экскурсоводом будет тот, у кого (напр. Жёлтый бант на голове, на футболке цифры, на платье ромашки и т.д.).
Звучит музыкальное произведение «Прогулка» («Картинки с выставки» М.П.Мусоргского), «Музыкальная табакерка» А.Лядова.
1.Восприятие (репертуар):
Вернисаж оформлен иллюстрациями из пройденного репертуара, портреты композиторов.
А.Лядов «Кикимора», «Баба-Яга», «Волшебное озеро».
П.Чайковский «Масленица», «Баба-Яга»
М.Мусоргский альбом «Картинки с выставки» - «Гном», «Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга»), «Балет невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота».
Дети отправляются на экскурсию: экскурсовод рассказывает о знакомых музыкальных произведениях, композиторах, остальные слушают.
Ребята, вы вспомнили произведения, которые мы с вами слушали на занятиях, узнали композиторов, которые написали музыку. Каждый по-разному писал, называл свои сочинения. А что может объединить всех этих композиторов? есть у этих композиторов что-то общее? (ответы детей).
Если дети затрудняются ответить, педагог продолжает.
У всех этих композиторов есть произведение с одинаковым названием - «Баба-Яга».
Уже навострили ушки? (Дети: Да! )
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица.
Звучит произведение «Баба-Яга» одного из композиторов.
Каких знакомых героев вы увидели? (Баба – Яга)
А что услышали? (тревожные звуки, грохот…)
А что вы почувствовали? (страх…)
Медленная, сумрачная, звуки низкие, звучание создает сказочную обстановку. Сказочный персонаж, который живет в лесу, летает на метле, наводит страх:
«Баба Яга вышла во двор, свистнула. Перед ней появилась ступа с пестом и помелом. Баба Яга села в ступу, выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает да как закричит: «Фу – фу. Здесь русским духом пахнет! Кто здесь?» (звучит отрывок «Бабы-Яги П.И.Чайковского).
Да, ребята, избушку окружает густой дремучий лес. Деревья повалены. Даже нигде листик не шелохнется, птица не пропоет, зверь не пробежит. Этот лес сразу создает настороженное настроение. Баба-Яга обижает лесных зверей, заманивает в свою избушку настороженными звуками, но ее образ вновь пугает всех, напоминает о ее скверном характере (звучит отрывок «Бабы-Яги» М.П.Мусоргского)
В этой пьесе в начале музыки слышны остановки, Баба Яга ковыляет, прихрамывая, затевает что – то недоброе. Отрывистые интонации чередуются с плавными парами звуков, появляется то вверху, то внизу. Будто Баба Яга мечется, суетится, что – то ищет.
Баба Яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя ее помелом. В конце исчезает, проваливается сквозь землю, пропадает.
Скажите, какой можно представить себе Бабу Ягу в этом произведении? (Баба Яга не кажется страшной. Она скорее смешная, с юмором. Она живет в дремучем лесу, где слышаться таинственные шорохи, лесные шумы, потрескивание сломанных сучьев) звучит А. Лядова «Баба Яга».
А вы хотели бы жить в таком лесу? (ответы детей)
Ребята, Баба Яга прислала нам свои фотографии… Оказывается, она бывает разной…только вот фотографии оказались не цветными. Вы много говорили об образе Бабы Яги в музыки и живописи, как ее изображали сказочники.
А теперь я предлагаю вам создать свой образ Бабы Яги, добавить цветных красок и тогда мы узнаем, какая Баба- Яга может быть, это и будет вашим домашним заданием.
Ребята, а что может помочь Бабе-Яге стать добрее, развеселить ее? (ответы детей, игра).
Тогда давайте пройдём через наши богатырские ворота и займём свои места (звучит музыкальное произведение «Богатырские ворота» М.П.Мусоргского)
2-3. Исполнительство, элементарное музицирование
Ира-распевка «Шёл учитель по ступенькам»
Педагог вместе с детьми проговаривают текст:
«Шёл учитель по ступенькам и зашёл в любимый класс.
Встаньте дети, сядьте дети и пропойте букву: «А» (любая гласная)
Ребёнок, на которого укажет педагог, представляет вариант модели звука, это могут быть: модели силы звука, ритма, гласный звук в движении и т.д.Затем все вместе повторяют предложенный вариант.
Что еще мы можем сделать красивого, приятного и доброго для Бабы-Яги? (ответы детей).
Интересно, а песня поможет ей стать лучше? А как вы думаете, какую песню лучше спеть?
Дети узнают по фрагменту песню «У меня бабуся». Педагог предлагает послушать, какой инструмент сопровождает песню (румба, треугольник, колокольчики, барабаны и т.д.).
Те, у кого на спинке стула прикреплены стикеры, нам подыграют на инструментах ритмический рисунок по образцу (образец на магнитной доске, дети повторяют ритм хлопками), у кого к спинке стула привязан (цвет) шарик, смоделирует песню (в конце исполнения дети проверяют модель песни, если необходимо исправляют ошибки).
Песня «У меня бабуся».
Как же вы здорово и дружно спели песню. Но, что-то мне подсказывает, что Баба-Яга до сих пор прежняя.
У меня в запасе есть танец «Дружбы», который точно поможет, мы с вами танцевали его парами, приглашайте друг друга (дети исполняют танец в парах, бегая парами врассыпную по залу, затем меняются партнёрами, создают новую пару и повторяют танец, далее танец исполняется по знакомым моделям, представленным на экране). Затем педагог предлагает: «А сейчас танцуем по модели», играет на инструменте, дети стоят, педагог останавливает игру на инструменте и спрашивает у детей: «Вы почему не танцуете?». У детей появляются затруднения, они об этом заявляют, делают вывод, что они с ней не знакомы, что это новая модель. Далее педагог с детьми рассматривает модель, напоминает об условных обозначениях, договаривается с детьми, пробуют его исполнить без музыкального сопровождения, объясняя правила (мальчики во внутреннем кругу, девочки во внешнем, переход выполняется у девочек вправо, у мальчиков влево к партнёру) и объявляет танец по модели. Танец повторяется 2-3 раза.
4.Танец в парах «Танец Дружбы»
Дети стоят парами в кругу, бегут на носочках, исполняя текст:
«Побежали, побежали парами скорей (бегут по кругу)
И друг другу погрозили, ссориться не смей (останавливаются, поворачиваются друг к другу лицом, мальчики во внутреннем кругу, девочки во внешнем, «грозят» пальцем)
Хлопнули в ладоши, крепко обнялись (хлопают в ладоши, обнимаются)
Пару поменяли и за руки взялись (мальчики переходят в левую сторону к соседнему партнёру, девочки перебегают в правую сторону к соседнему партнёру, создав новую пару, танец продолжается 2-3 раза).
Ну, и чтобы убедиться, что мы смогли помочь развеселить Бабу-Ягу, давайте поиграем, наш игровой массаж доставит всем не только хорошее настроение, но и пользу. Становитесь парами.
5.Игра в парах «У тебя носик мал» (игра проводится два раза)
Дети по очереди исполняют строки песни.
Девочка: «У тебя носик мал».
Мальчик: «У меня носик мал».
Девочка: «У тебя щёчки аленьки».
Мальчик: «У меня щёчки аленьки».
Вместе: «Мы с тобой два друга (рукопожатие)
Любим мы друг друга» обнимаются (2 раза)
Девочка: «Тютюшки, тютюшки, на столе ватрушки,
На столе ватрушки, а в печи пампушки».
Мальчик: «С чем хочешь?»
Девочка: «С маком».
Варианты ответов – с изюмом, с мясом, с повидлом…
Поворачиваются спиной друг к другу, 1 ребёнок делает массаж кулачками 2 ребёнку, напевая мотив любой русской народной на слог «ля-ля», затем меняются местами.
Рефлексия.
Ребята, наш вернисаж закрывает свои двери. О чём он вам сегодня напомнил? (ответы детей).
Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей: слушали произведения про Бабу Ягу, узнали, что она может быть не только злой, а еще хозяйственной - варит суп-похлёбку из мухоморов, мастерит себе ступу, а помогли нам в этом композиторы П. Чайковский, М.Мусоргский и А. Лядов).
А что сегодня вам показалось самым интересным? Чем больше всего понравилось заниматься? (ответы детей)
А что хотели бы узнать ещё? (ответы детей)
А можно ли нам продолжить сказку? Мы же так и не узнали, подобрела ли Баба-Яга? (ответы детей).
Может ли это волшебное дерево помочь тем, кто ссорится, злится, дерется, чтобы в мире стало больше красоты, доброты? А как? Кто догадался? (ответы детей) Правильно, дети, надо немного посидеть или постоять под его «доброй» половиной, посмотрите-ка, а Баба-Яга изменилась? (ответы детей)
Но это уже другая сказка, и встреча с ней состоится в следующий раз.
Я дарю вам раскраски Бабы-Яги, попробуйте передать ее образ в красках.
До встречи в нашей музыкальной гостиной.
Используемая литература:
- «Солнышко», С.В.Железнова, И.Р.Богомолова, Программа развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста на основе ТРИЗ и РТВ. – г.Обнинск: ООО «Росток», 1998, - 64 с.
- «Гармонизация межличностных отношений в детском коллективе средствами музыкально-коммуникативных игр», И.И.Гайдадина, Т.В.Панская, О.Я.Дмытрук, Г.Р.Вильданова, технология, разработанная творческой группой ДОУ.
- «Технология развития творческих музыкальных способностей у детей 3-7 лет на основе приемов моделирования»: учебно-методическое пособие для педагогических работников системы дошкольного образования. – Новый Уренгой, 2009 – 20с. И.И.Гайдадина, Т.Д.Нуждина, Г.Р.Вильданова, технология, разработанная творческой группой ДОУ.
- «Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста на основе принципа обучения деятельности», Т.Д.Нуждина, Г.Р.Вильданова, технология, разработанная творческой группой ДОУ.
- Технология К. Орфа «Орфовские традиции».
- Интернет-ресурс сайты: «Перлина» (perluna-detyam.com.ua›forum/dlya-muzykalnykh- Всё для музыкального роководителя); muzofon.com; Авторский сайт Ольги Киенко (хореографическая помощь хореографам и музыкальным руководителям); b-track.ru›Детские Песни; prominusovki.ru›artist-detskie.html; notarhiv.ru›minusovki/detskie-populyarnie.html; novaya-beresta.ru›Детская музыка›Минусовки; melody-master.net›fonogrammy_detskie.php; detochki.su›Детские минусовки ; AudioPoisk.com›artist/detskie-pesni/; MuzNarod.net›Детские песни; mp3ostrov.com›?string=Детские Песни; muzruk2011.jimdo.com›Педагогическая копилка›Конспекты занятий; nsportal.ru›Детский сад›Музыкально-ритмическое занятие›…/konspekt…; tmndetsady.ru›Конспекты и сценарии›Конспекты музыкальных занятий; vospitatel.com.ua; detsad-kitty.ru›Методические наработки›…-konspekt-zanyatiya.html и многие другие.
- «Детство с музыкой», Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А., современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО «Издательство «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2010 г. – 656 с.
- «Комплексное формирование личности детей дошкольного возраста, проживающих в климатогеографических условиях Крайнего Севера, средствами физического воспитания: программа для педагогических работников системы дошкольного образования», Ю.К.Чернышенко и др.,- Новый Уренгой, 2012. – 340 с.
- «Справочник музыкального руководителя», ЗАО «МЦФЭР», 2013-2015.
- «Логопедические распевки» музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры Л.Б.Гавришева, Н.В.Нищева.
- «Детство» примерная образовательная программа дошкольного образования С.-П., 2014.
- «Развитие певческой одарённости у детей дошкольного возраста на основе технологии резонансного голосообразования методом моделирования», опыт коллеги Рахманкиной И.А.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Модель ритма Цветовая модель тембра
вступление куплеты припев проигрыш и заключительная часть
Модель песни «У меня бабуся»