Главные вкладки
ОГЭ физика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Демоверсия 2017 | 945.09 КБ |
Экспериментальные задания | 43.5 КБ |
Образец выполнения экспериментальной части | 248.16 КБ |
Демо-версия 2019 | 589.75 КБ |
инструкция по заполнению бланков ОГЭ | 401.37 КБ |
Демоверсия 2020 | 1.69 МБ |
Перечень лабораторного оборудования с 2020 года | 1.18 МБ |
Перечень формул для экзамена | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальные задания по ГИА
Л.Р.№1. Измерение плотности вещества
Используя стакан, воду, измерительный цилиндр, весы, разновес, определите плотность цилиндра№ (1или3). Проделайте необходимые измерения и вычисления и определите плотность вещества. Результаты измерений и вычислений запишите в отчетную таблицу.
В бланке ответов:
1) опишите порядок выполнения эксперимента;
2)запишите формулу для расчета плотности твердого тела;
3) запишите результаты измерений и вычислений в отчетную таблицу.
Л.р. №2. Измерение выталкивающей силы.
Используя динамометр школьный с пределом измерения 4Н (с=0,1Н), стакан с водой, цилиндр №____(1или3) соберите установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета выталкивающей силы;
3) укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде;
4) запишите численное значение выталкивающей силы.
Л.р. №3. Измерение жесткости пружины.
Используя штатив с муфтой и лапкой, (пружину) два динамометра, линейку и три груза, соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней один, два, три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета жесткости пружины;
3) укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины;
4) запишите численное значение жесткости пружины.
Л.р. №4. Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины.
Используя штатив с муфтой и лапкой, (пружину) два динамометра, линейку и три груза, соберите экспериментальную установку для исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней один, два, три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
В бланке ответов:
1) опишите порядок выполнения эксперимента, сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) укажите результаты прямых измерений силы упругости и смещения в виде таблицы;
3) постройте график зависимости силы упругости от деформации пружины;
4) сформулируйте качественный вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины.
Л.р.№5. Измерение коэффициента трения скольжения.
Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, соберите установку для определения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью стола.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета коэффициента трения скольжения;
3)укажите результаты измерения веса каретки с грузом и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности стола;
4) запишите численное значение коэффициента трения скольжения.
Л.р.№6. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
Используя деревянный брусок с крючками на нити, динамометр, 2 груза массой по (100+_20г, направляющую рейку исследуйте зависимость силы трения от силы нормального давления.
В бланке ответов;
1) опишите порядок выполнения эксперимента;
2) запишите найденное значение коэффициента трения для каждого измерения;
3) постройте график зависимости силы трения от силы нормального давления;
4) сделайте вывод о характере зависимости силы трения от силы нормального давления.
Л.р.№7. Измерение сопротивления проводника.
Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №_(1или2), соберите экспериментальную установку для определения электрического сопротивления резистора.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2)запишите формулу для расчета электрического сопротивления;
3)укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А;
4)запишите численное значение электрического сопротивления.
Л.р.№8. Определение работы электрического тока
Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №_(1или2), соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе при силе тока0,5А в течение 10 минут.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчета работы электрического тока;
3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А;
4) запишите численное значение работы эл.тока.
Л.р.№9. Определение мощности электрического тока в проводнике.
Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №_(1или2), соберите экспериментальную установку для определения мощности резистора.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчета мощности электрического тока;
3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А;
4) запишите численное значение мощности эл.тока.
Л.р.№10. Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.
Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №_(1или2), соберите экспериментальную установку для исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.
В бланке ответов:
1) опишите порядок выполнения эксперимента;
2) запишите найденное значение силы тока и напряжения для каждого измерения;
3) постройте график зависимости силы тока от напряжения ;
4) сделайте вывод о характере зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.
Л.р.№ 11. Измерение оптической силы линзы
Используя собирающую линзу №_(1или2), линейку длиной 20-30см, экран, рабочее тело определить фокусное расстояние и рассчитайте оптическую силу линзы.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета оптической силы линзы;
3) укажите результаты измерения фокусного расстояния линзы;
4) запишите численное значение оптической силы линзы.
Л.р.№ 12. Исследование зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити
Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити. Определите время для 30 полных колебаний и посчитайте период колебаний для трех случаев, когда длина нити равна соответственно 1м,0,5ми 0,25м.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы;
3) посчитайте период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу;
4) сформулируйте качественный вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
Л.р.№13 Проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников
Используя источник тока (4,5В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном соединении;
3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2В.Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
Л.р.№14 Проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении двух проводников (резисторов)
Используя источник тока (4,5В), амперметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для силы электрического тока при параллельном соединении двух проводников.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
2) измерьте силу электрического тока, прошедшего через каждый резистор и общую силу электрического тока в неразветвленной цепи при параллельном соединении резисторов;
3) сравните общую силу тока в неразветвленной цепи с суммой сил токов на каждом резисторе, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного амперметра составляет 0,05 А. Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
Предварительный просмотр:
Образец выполнения экспериментальных заданий (механические, электромагнитные явления)
на ГИА по физике
Содержание
- Требования к выполнению экспериментального задания на ГИА по физике 3
- Примеры выполнения экспериментальных заданий (механические, электромагнитные явления) на ГИА по физике 5
- Примеры экспериментальных заданий, используемые в демонстрационных вариантах ГИА 2008 – 2011 17
Литература 19
Приложение
- Перечень комплектов оборудования для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2011 году (в новой форме) по физике 20
- Инструкция по правилам безопасности труда для учащихся при проведении экзамена в кабинете физики 22
- Требования к выполнению экспериментального задания на ГИА по физике
Экспериментальное задание 22 проверяет:
1) умение проводить косвенные измерения физических величин:
- плотности вещества,
- силы Архимеда,
- коэффициента трения скольжения,
- жесткости пружины,
- оптической силы собирающей линзы,
- электрического сопротивления резистора,
- работы и мощности тока;
2) умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных:
- зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины;
- зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити;
- зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника;
- зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления;
3) умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий:
- проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов,
- проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении резисторов.
Задание 22 третьей части являются заданиями высокого уровня сложности и проверяют умение использовать законы физики в измененной или новой ситуации при решении задач, а также проводить экспериментальные исследования.
Примерное время на выполнение заданий составляет от 20 до 30 минут.
Используется непрограммируемый калькулятор и экспериментальное оборудование. Полный перечень материалов и оборудования приведен в Приложении 1.
Каждый комплект сформирован для выполнения задания одним экзаменуемым. В аудитории при проведении экзамена используется четыре экзаменационных варианта и при этом предлагается четыре экспериментальных
задания (два по механике и два по электричеству или по оптике). Например, в аудитории на 16 экзаменуемых могут использоваться одновременно 4 комплекта №1 (измерение плотности вещества), 4 комплекта №4 (измерение коэффициента трения) и 8 комплектов №5 (измерение сопротивления резистора, измерение мощности электрического тока).
- Примеры выполнения экспериментальных заданий (механические, электромагнитные явления) на ГИА по физике
- Измерение плотности вещества
Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр №2, соберите экспериментальную установку для измерения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр №2.
В бланке ответов:
- Сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объема тела;
- запишите формулу для расчета плотности;
- укажите результаты измерения массы цилиндра и его объема;
- запишите числовое значение плотности материала цилиндра
Образец оформления работы:
1. Схема экспериментальной установки:
2) ,
, ,
3)
4)
- Измерение выталкивающей силы
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: динамометр школьный с пределом измерения 5 Н (с = 0.1 Н), стакан с водой, цилиндр стальной на нити V = 13 см3, m = 35 г, обозначенный №1, цилиндр латунный на нити V = 13 см3, m = 110 г, обозначенный №2. Соберите экспериментальную установку для измерения выталкивающей силы.
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента;
- запишите формулу для расчета выталкивающей силы;
- укажите результаты измерения;
- запишите численное значение выталкивающей силы.
1. Схема экспериментальной установки:
2)
3)
Вес тела в воздухе | Вес тела в воде |
4) Выталкивающая сила
- Измерение жесткости пружины
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив, динамометр со шкалой, закрытой миллиметровой бумагой, набор грузов известной массы. Соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины.
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента;
- укажите результаты измерения;
- постройте график зависимости силы упругости от удлинения;
- запишите численное значение жесткости пружины.
1. Схема экспериментальной установки:
2) Fупр = mg = Р ; Fупр = kx ; => k = Р/x
3) график зависимости силы упругости от удлинения
x= 50 мм = 0,050 м
Р = 2 H
4) k = 2/0,05 = 40 Н/м
- Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив, динамометр со шкалой, закрытой миллиметровой бумагой, набор грузов известной массы. Соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента;
- укажите результаты измерения веса грузов и удлинения для трех случаев в виде таблицы (или графика);
- сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине от степени растяжения пружины.
1. Схема экспериментальной установки:
2.
3. График зависимости силы упругости от удлинения
m, кг | 0,1 | 0,2 | 0,3 |
Fт, H | 1 | 2 | 3 |
Δl, м | 0,03 | 0,07 | 0,1 |
Fупр, Н | 1 | 2 | 3 |
Вывод: Сила упругости пружины прямо пропорциональна растяжению пружины: чем больше растяжение пружины, тем больше сила упругости.
- Измерение коэффициента трения скольжения
Для выполнения этого задания используется лабораторное оборудование: деревянный брусок (100 г), деревянная доска, динамометр. Соберите экспериментальную установку для определения измерения коэффициента трения деревянного бруска по горизонтальной поверхности линейки.
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента
- запишите формулу для расчета коэффициента трения
- укажите результаты измерения
- запишите численное значение коэффициента трения скольжения
1) Схема экспериментальной установки:
2) , ,
3) ,
,
4)
- Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления
Для выполнения этого задания используется лабораторное оборудование: деревянный брусок (100 г), деревянная доска, динамометр. Соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента
- запишите формулу для расчета коэффициента трения
- укажите результаты измерения
- сформулируйте вывод о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления
1) Схема экспериментальной установки:
2) , ,
3) Результаты измерений
m, кг | 0,1 | 0,2 | 0,3 |
N = Fтяж = mg | 1 | 2 | 3 |
Fтр | 0,4 | 0,8 | 1,2 |
4) Вывод: сила трения пружины прямо пропорциональна силе нормального давления: чем больше сила нормального давления (масса тела), тем больше сила трения.
- Измерение сопротивления проводника
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: источит, тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1. Соберите экспериментальную установку для определения электрического сопротивления резистора. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А.
В бланке ответов:
- нарисуйте электрическую схему эксперимента;
- запишите формулу для расчета электрического сопротивления;
- укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А;
- запишите численное значение электрического сопротивления.
1) Схема экспериментальной установки:
2) ,
3) ,
4)
- Измерение работы электрического тока
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1. Соберите экспериментальную установку для определения электрического сопротивления резистора. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А.
В бланке ответов:
- нарисуйте электрическую схему эксперимента;
- запишите формулу для расчета работы электрического тока;
- укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А за 1 мин;
- запишите численное значение работы электрического тока.
1) Схема экспериментальной установки:
2)
3) Результаты измерений:
I, А | U, В | t, с |
0,5 | 3 | 60 |
4) A = 0.5А·3В·60с = 90Дж
- Измерение мощности электрического тока в проводнике
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1. Соберите экспериментальную установку для измерения мощности электрического тока в проводнике. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А.
В бланке ответов:
- нарисуйте электрическую схему эксперимента;
- запишите формулу для расчета мощности электрического тока;
- укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А;
- запишите численное значение мощности.
1) Схема экспериментальной установки:
2)
3) Результаты измерений:
4) P = 0.5А·3В = 1,5Вт
- Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат,
соединительные провода, резистор, обозначенный R1, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) установив с помощью реостата поочередно силу тока в цепи 0,4 А, 0,5 А и 0,6 А и измерив в каждом случае значения электрического напряжения на концах резистора, укажите результаты измерения силы тока и напряжения для трех случаев в виде таблицы (или графика);
3) сформулируйте вывод о зависимости силы электрического тока в
резисторе от напряжения на его концах.
1) Схема экспериментальной установки:
2) Результаты измерений:
3) Вывод: при увеличении силы тока в проводнике напряжение, возникающее на концах проводника, также увеличивается.
- Экспериментальная проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном соединении;
3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений
на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В. Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
1) Схема экспериментальной установки:
2) Напряжение на резисторе R1: U1 = 2,8 В.
Напряжение на резисторе R2: U2 = 1,4 В.
Общее напряжение на концах цепи из двух резисторов: Uобщ= 4,1 В.
3) Сумма напряжений U1 + U2 = 4,2 В.
4) Вывод: общее напряжение на двух последовательно соединенных резисторах равно сумме напряжений на контактах каждого из резисторов.
- Экспериментальная проверка правила для силы тока при параллельном соединении двух проводников
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для силы тока при параллельном соединении двух проводников.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
2) измерьте силу тока на каждом из резисторов и общую силу тока в цепи при их параллельном соединении;
3) сравните общую силу тока в цепи с суммой сил токов на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного амперметра составляет 0,05А. Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
1) Схема экспериментальной установки:
2) Сила тока на резисторе R1: I1 = 0,2 А.
Сила тока на резисторе R2: I2 = 0,1 А.
Общая сила тока в цепи: Iобщ= 0.3 А.
3) Сумма сил тока I1 + I2 = 0.3 А.
4) Вывод: Сила тока на двух параллельно соединенных резисторах равно сумме сил тока на каждом из резисторов.
- Измерение оптической силы линзы
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: собирающая линза, линейка длиной 20–30 см с миллиметровыми делениями,
экран, рабочее поле. Соберите экспериментальную установку для измерения оптической силы линзы.
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента;
- запишите формулы для измерения оптической силы линзы;
- укажите результаты измерения;
- запишите численное значение фокусного расстояния.
1) Схема экспериментальной установки:
2)
3) 2 F = 12 см; F = 6 см = 0,06 м
4)
- Исследование зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой, шарик на нити, измерительная лента, секундомер (часы с секундной стрелкой). Соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити.
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента;
- запишите формулу периода колебаний маятника;
- укажите результаты измерения;
- Сделайте вывод о зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити.
1) Схема экспериментальной установки:
2)
3) Результаты измерений:
№ опыта | l, м | t, с | n | T, с |
1 | 1 | 67 | 30 | 2,2 |
2 | 0,5 | 40 | 30 | 1,3 |
3 | 0,25 | 25 | 30 | 0,8 |
4) Вывод: период колебаний маятника прямо пропорционален длине маятника - чем больше длина маятника, тем больше период колебаний
- Примеры экспериментальных заданий, используемые в демонстрационных вариантах ГИА 2008 – 2011
- Определение максимальной скорости, которую ученик может сообщить щелчком ластику
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: ластик, метровая линейка. Соберите экспериментальную установку для определения максимальной скорости, которую ученик может сообщить щелчком ластику.
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента;
- запишите формулу для расчета времени падения и скорости;
- укажите результаты измерения;
- запишите численное значение скорости ластика
- Определение конечной скорости и ускорения шарика при его скатывании с наклонной плоскости
Для выполнения этого задания используется лабораторное оборудование: желоб лабораторный металлический длиной 1,4 м, шарик металлический диаметром 1,5-2 см, цилиндр металлический, секундомер, лента из мерительная, кусок мела. Соберите экспериментальную установку для определения конечной скорости и ускорения шарика при его скатывании с наклонной плоскости.
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента;
- запишите формулу для расчета конечной скорости и ускорения;
- укажите результаты измерения;
- запишите численное значение конечной скорости и ускорения шарика.
- Определение равнодействующей двух сил, направленных под углом друг к другу
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: три динамометра, металлическое кольцо, штатив, транспортир. Соберите экспериментальную установку для определения равно действующей двух сил, направленных под углом друг к другу.
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента;
- укажите результаты измерения;
3) запишите численное значение равнодействующей двух сил.
- Проверка условия равновесия рычага
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: рычаг съемный с осью, штатив, набор грузов массой 100 г динамометр. Соберите экспериментальную установку для проверки условия равновесия рычага. В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента;
- укажите результаты измерения;
- запишите численные значения моментов сил.
- Определение КПД наклонной плоскости
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с лапкой и муфтой, деревянная доска, деревянный брусок массой 100 г, динамометр, измерительная лента. Соберите экспериментальную установку для определения КПД наклонной плоскости.
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента
- запишите формулу для расчета КПД
- укажите результаты измерения
- Определение фокусного расстояния собирающей линзы
Для выполнения этого задания используется лабораторное оборудование: лабораторный комплект по оптике, линейка измерительная, источник тока, электрическая лампа, ключ, соединительные провода, экран. Соберите экспериментальную установку для определения фокусного расстояния собирающей линзы.
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента;
- запишите формулы для расчета фокусного расстояния;
- укажите результаты измерений;
- запишите численное значение фокусного расстояния.
- Определение периода колебаний математического маятника
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой, шарик на нити, измерительная лента, секундомер (часы с секундной стрелкой). Соберите экспериментальную установку для определения периода колебаний математического маятника.
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента;
- запишите формулы для расчета периода колебаний математического маятника;
- укажите результаты измерения;
- сравните численные значения периодов математических маятников.
- Литература
- КИМ ГИА-9 2011 г. ФИПИ [Электронный ресурс]// http://fipi.ru/binaries/1033/phys9_19_11_10.zip;
- Физика. Методическое письмо. ГИА 9 кл. 2009 г. [Электронный ресурс]// http://fipi.ru/binaries/949/fizmp92009.doc;
- Гутник, Е. М., Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ / Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2009. – 302 с.
- Зорин, Н.И. ГИА 2010. Физика. Тренировочные задания: 9 класс / Н.И. Зорин. – М.: Эксмо, 2010. – 112 с. – (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме).
- Перышкин, А. В., Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных школ / А. В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2009. – 196 с.
- Перышкин, А. В., Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ / А. В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2009. – 302 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Перечень комплектов оборудования для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2011 году (в новой форме) по ФИЗИКЕ.
Для выполнения экспериментальных заданий используются комплекты оборудования на основе типовых наборов для фронтальных работ по физике (наборы лабораторные: «Механика», «Электричество» и «Оптика», торговая марка «L-микро»).
Комплект оборудования по спецификатору | Внесенные изменения в перечень комплектов |
Комплект № 1 (измерение плотности вещества) | |
| |
|
|
|
|
Комплект № 2 (измерение выталкивающей силы) | |
|
|
| |
|
|
|
|
Комплект № 3 (измерение жесткости пружины; исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины) | |
| |
| пружина жесткостью (30±1) Н/м, |
| |
| динамометр школьный с пределом измерения 5 Н (с = 0.1 Н), |
| |
Комплект № 4 (измерение коэффициента трения скольжения, исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления) | |
|
|
| |
| динамометр школьный с пределом измерения 5 Н (с = 0.1 Н), |
| |
Комплект № 5 (измерение сопротивления проводника, работы электрического тока, мощности электрического тока в проводнике; исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; экспериментальная проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников; экспериментальная проверка правила для силы тока при параллельном соединении двух проводников) | |
| |
Комплект № 6 (измерение оптической силы линзы) | |
| |
Комплект № 7 (исследование зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити) | |
|
Приложение 2.
ИНСТРУКЦИЯ
по правилам безопасности труда для учащихся
при проведении экзамена в кабинете физики
1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания
организатора экзамена.
2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения организатора экзамена.
3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
4. Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание и порядок
выполнения.
5. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность.
6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.
7. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией.
9. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов.
10. Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь.
Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения организатора экзамена.
11. Не производите пересоединения в цепях до отключения источника электропитания.
12. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.
13. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
14. Не уходите с рабочего места без разрешения организатора экзамена.
15. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом организатору экзамена.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Инструкция по заполнению бланков ответов участников |
Страниц: 12 |
Москва 2019 |
Аннотация
Настоящий документ определяет порядок заполнения бланков ответов участников государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования в 2019 году.
Оглавление
Перечень терминов и сокращений 4
- Заполнение бланка ответов №2 10
- Заполнение дополнительного бланка ответов №2 11
- Заполнение бланка итогового собеседования 12
Перечень терминов и сокращений
В Таблице №1 представлен перечень сокращений, присутствующих в документе.
Таблица 1. Перечень сокращений
№ п/п | Сокращение, условное обозначение | Расшифровка сокращения, условного обозначения |
1 | АИС «ГИА» | Автоматизированная информационная система «Государственная итоговая аттестация» |
2 | КИМ | Контрольные измерительные материалы |
Общие положения
Для обработки экзаменационных материалов тестирования при помощи АИС
«ГИА» применяются следующие типы бланков: бланк ответов № 1, бланк ответов № 2, дополнительный бланк ответов № 2. Общая структура бланков ответов № 1 едина для всех предметов.
Бланки являются машиночитаемыми формами, имеют размер 210 мм×297 мм (А4).
Все бланки ответов заполняются яркими черными чернилами. Допускается использование только гелевой или капиллярной ручки. В случае отсутствия у участника тестирования указанных ручек и использования, вопреки настоящим правилам, шариковой ручки, контур каждого символа при заполнении необходимо аккуратно обводить 2-3 раза, чтобы исключить «проблески» по линии символов.
Участник тестирования должен изображать каждую цифру и букву во всех заполняемых полях бланков, тщательно копируя образец ее написания из строки с образцами написания символов, расположенной в верхней части бланка ответов № 1. Небрежное написание символов может привести к тому, что при автоматизированной обработке символ может быть распознан неправильно.
Каждое поле в бланках заполняется, начиная с первой позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества участника тестирования). Если участник не имеет информации для заполнения поля, он должен оставить его пустым (не делать прочерков).
Категорически запрещается:
- делать в полях бланков, вне полей бланков или в полях, заполненных типографским способом, какие-либо записи и пометки, не относящиеся к содержанию полей бланков;
- использовать для заполнения бланков цветные ручки вместо черной, карандаш (даже для черновых записей на бланках), средства для исправления внесенной в бланки информации («замазку» и др.).
Заполнение бланка ответов № 1
Регистрационные данные
В верхней (регистрационной) части бланка № 1 заполняются следующие поля:
- Дата проведения экзамена (ДД-ММ-ГГ);
- Номер региона;
- Код образовательного учреждения;
- Номер и буква класса (если есть);
- Код пункта проведения;
- Номер аудитории;
- Номер варианта (номер варианта указан на листах с заданиями КИМ, его следует указывать в двух соответствующих полях на бланке);
- Номер КИМ (номер КИМ указан на первом листе с заданиями КИМ);
- Подпись участника аттестации (должна помещаться в отведенном для нее поле);
- Фамилия;
- Имя;
- Отчество (при наличии);
- Реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия (если есть), номер (только цифры));
Примечание:
При печати бланков ответов в комплекте с КИМ с использованием Станции печати, входящей в состав АИС «ГИА», некоторые поля бланка №1 заполняются автоматически (номер КИМ, номер варианта, код региона, дата экзамена).
Ответы на задания
В средней части бланка ответов № 1 расположены поля для записи кратких ответов на задания. Максимальное количество таких заданий зависит от КИМ.
Краткие ответы записываются слева направо от номера задания, начиная с первой ячейки. Каждый символ записывается в отдельную ячейку.
Краткий ответ можно давать только в виде слова, одного целого числа или комбинации букв и цифр, если в КИМ не указано, что ответ можно дать с использованием запятых для записи ответа в виде десятичной дроби или в виде перечисления требуемых в задании пунктов. Любые сокращения запрещены.
Если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т.п.), в которой оно должно стоять в предложении.
Если в задании в качестве ответа требуется указать последовательность букв или цифр, при переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без запятых и прочих символов (например, БВА).
Пример заполнения
! Обращаем ваше внимание, что в бланках присутствуют следующие метки в нижней части бланка:
- Удалён с экзамена в связи с нарушением порядка;
Данные метки заполняются работником ППЭ в случае необходимости после сдачи бланка учащимся.
Рисунок 1. Образец бланка № 1
Рисунок 2. Метки на бланке № 2
При возникновении необходимости данные метки заполняются символом «х» (крестик).
2.1. Замена ошибочных ответов в заданиях с краткими ответами
В специальных полях в нижней части бланка приведены поля для замены ошибочных ответов на задания. Поля предназначены для исправления участниками своих ответов в заданиях с краткими ответами. Ниже приведен пример замены.
Пример замены
В задании 20 исправлен краткий ответ
№2.
Номера заданий с кратким ответом для каждого из предметов приведены в Таблице
Таблица № 2. Перечень полей для заполнения заданий с кратким ответом
Предмет | Поля для заполнения в бланке № 1 |
Русский язык | 2-14 |
Математика | 1-20 |
Физика | 1-21 |
Химия | 1-19 |
Информатика и ИКТ | 1-18 |
Биология | 1-28 |
История (с ХХ веком) | 1-30 |
История (без ХХ века) | 1-30 |
Предмет | Поля для заполнения в бланке № 1 |
География | 1-14; 16-19; 21; 22; 24-30 |
Обществознание | 1-25 |
Иностранные языки | 1-32 |
Литература | – |
Заполнение бланка ответов № 2
Бланк ответов № 2 предназначен для записи ответов на задания с развернутым ответом.
Информация для заполнения полей верхней части бланка: код региона, код и название предмета, номер варианта, номер КИМ, должна соответствовать информации, внесенной в бланк ответов № 1.
При качественном заполнении бланков № 2 их верификация не требуется и проходит автоматически после распознавания.
Основную часть бланка занимает область записи ответов на задания с ответом в развернутой форме. В этой области внутри границ участник записывает развернутые ответы на соответствующие задания строго в соответствии с требованиями КИМ.
При недостатке места для ответов на основном бланке ответов № 2 участник тестирования может продолжить записи на дополнительном бланке ответов № 2.
При остатке свободного места на бланке ответов № 2 участник должен поставить английскую букву “Z” в данной области, заполнив все свободное место. Пример заполнения приведен ниже (См. Рисунок 3.)
Рисунок 3. Образец бланка №2
Заполнение дополнительного бланка ответов № 2
При недостатке места для ответов на основном бланке ответов № 2 участник тестирования может продолжить записи на дополнительном бланке ответов № 2, выдаваемом организатором в аудитории по требованию участника в случае, когда на основном бланке ответов № 2 не осталось места. В случае заполнения дополнительного бланка ответов № 2 при незаполненном основном бланке ответов № 2 ответы, внесенные в дополнительный бланк ответов № 2, оцениваться не будут.
Информация для заполнения полей верхней части бланка: код региона, код и название предмета, номер варианта, номер КИМ, должна соответствовать информации, внесенной в бланк ответов № 1. Номер листа дополнительного бланка ответов № 2 указывается по порядку с учетом бланка № 2 (лист № 1).
Для предмета Физика предоставляется Дополнительный бланк ответов № 2. Данный бланк необходим при выполнении практического задания, так как данное задание предполагает наличие лабораторных условий и необходимого оборудования: мензурки, динамометры, резисторы. В зависимости от погрешности оборудования ответ на одно и то же задание КИМ может быть разным у двух участников по причине разных погрешностей используемого оборудования при решении задачи. Эксперт на региональном уровне должен это учитывать при проверке развернутых ответов. Данный бланк содержит таблицу с измеряемыми величинами, а также допустимые показатели погрешности, влияющие на результат.