ПЛОЩАДКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Саенкова Ирина Анатольевна

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ требует нестандартного подхода.

Нарушение общей и мелкой моторики, опыт предметно-практических действий ограничивают возможность использования многих традиционных техник рисования. Так, сложной для детей является методика изображения предметов тонкими линиями; техника раскрашивания рисунков красками с помощью мазков или методом заливки. Все это затрудняет адекватное восприятие рисунка.

Разработка и реализация индивидуальных программ развития различных категорий обучающихся с учетом личностных особенностей: ОВЗ, НОДА

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Багаевский район, хутор Ёлкин.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ёлкинская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

                                                                                   Директор МБОУ Елкинской СОШ

                                                                                   Приказ от 31 августа 2018 года №7

                                                                                   Крамаренко Елена Григорьевна

______________________

М. П.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Для обучающегося VII вида обучения

по изобразительному искусству

Уровень общего образования (класс): начальное общее образование 2 класс

В  количестве часов- 34 (план)  

Учитель изобразительного искусства:

Саенкова Ирина Анатольевна

Программа разработана на основе УМК для 2 класса  «Изобразительное искусство», И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков; Москва АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК 2015 г.

на  основе концепции системы «Перспективная начальная школа» 2015 г.

Пояснительная записка.

    Даная рабочая программа по ИЗО для 2 класса составлена  на основе ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12., Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по  ИЗО.

       Но в этом классе есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья,  поэтому согласно ст.  79 п.4  ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» и  заключению ПМПК   будет организовано  совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития, обеспечивающее социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья., причём, учитываться будут  их образовательные потребности, а не виды заболевания, поведение, характер или какие-то другие признаки.

     Данная программа будет адаптирована для этого обучающегося на доступном ему уровне. При составлении программы учитывались следующие особенности ребенка:

- неустойчивое внимание

- малый объём памяти

- затруднения при воспроизведении учебного материала

- несформированность мыслительных операций

- плохо развитые навыки чтения  устной и письменной речи

Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью.

          В процессе реализации основной общеобразовательной программы будет

оказано содействие получению учащемуся с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения       посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

   На уроках будет использовано большое количество  наглядности для упрощения восприятия материала, т.к. такие дети при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Они не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.

         Также при реализации программы   будет применяться  принцип индивидуального подхода, что предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для   ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.  Предусмотрено постоянное создание атмосферы эмоционального комфорта.          

   Работа с таким ребенком также предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося.

         При проведении коррекции постоянно будет вестись следующая работа:

формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

обучение детей  выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

дозированное домашнее задание


РАЗДЕЛ 1.

Планируемые  результаты освоения учебного предмета

Ценностные ориентиры  содержания  учебного  предмета

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

  • ·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

  • ·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

  • ·развитие умения учиться

 развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

 формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

  • ·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

 формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

 развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

 формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей.

Личностные результаты:

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре  других народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представленийо нравственных нормах;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

1

Художественный образ  - основа любого искусства

16

Умение проводить наблюдение, исследование, анализ, делать выводы. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Ориентироваться в новом материале. При работе над эскизом осуществлять пошаговый контроль для достижения нужного результата.

Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Уметь оценивать собственный результат работы, и результат работы одноклассников.

2

Общие средства художественной  выразительности

11

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Планировать свои действия согласно поставленной задаче.

. Находить самостоятельно способ решения творческого задания. Уметь ориентироваться в формате листа.

Умение вести диалог, умение слушать, умение взаимодействовать с товарищами по классу,

3

Композиция, ритм, форма  работают дружно

7

Уметь оценивать правильность своих действий при выполнении задания

Уметь выделять существенные признаки в разных типах

композиции.

 оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.


  • Предметные результаты:

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Коррекционная работа

1

Художественный образ  - основа любого искусства

16

Передавать эстетическое отношение к произведениям искусства.анализировать форму, цвет и их пространственное расположение предметов использовать  различные художественные материалы для достижения поставленной  цели.Создавать художественный образ изобразительными средствами. Различать теплые и холодные цвета. Давать характеристики образам, изображенным теплым или холодными цветами. Выбирать краски, которые нужны для изображения

работать с различными материалами

рисовать по памяти, анализировать характер формы  и окраски

– наблюдать за окружающим миромвыбирать и использовать в собственной художественно-творческой деятельности необычные материалы для создания выразительного художественного образа. Уметь сравнивать, сопоставлять, обобщать предметы и явления в жизни и в искусстве.

Развивать умение передавать строение, форму и пропорции. Пользоваться правильным движением руки.

Развивать творческую фантазию и умение располагать

элементы рисунка на листе бумаги.

2

Общие средства художественной  выразительности

11

создавать элементарную композицию из нескольких фигур, работать кистью и акварельными красками, выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. Создавать художественный образ моря – ласкового и нежного или страшного, штормового

работать кистью и акварельными красками, Создавать образы животного, растения, человека или предмета путем дополнения пятна линиями, Использовать различные по характеру линии и штрихи для изображения добрых и злых птиц.

Изображать животных, располагать рисунок  на листе, создавать сюжетную композицию. Использовать подходящие художественные материалы для воплощения замысла автора

Развивать представления детей и умения передавать в рисунке впечатления от того, что они видели раньше. Развивать творческое воображение.

3

Композиция, ритм, форма  работают дружно

7

выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков, работать кистью и красками. Изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе, работать цветными карандашами, передавать строение и форму в своей работе. Передавать не только присущие человеку внешние черты, но и настроение, характер.

Составлять композицию на заданную тему из простых геометрических форм. Создавать образы сказочных героев в технике аппликации, передавая его характер с помощью формы.

Понимать, что композиция, ритм, форма работают вместе в любом виде художественной деятельности.Использовать правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы. Изображать разные по характеру деревья.

Передавать характерные черты внешности, движений, поведения людей средствами живописи, графики

Коррекция  речи  на основе полного ответа на поставленные вопросы.

Коррекция  речи на основе составления рассказа по картине


РАЗДЕЛ 2

Содержание учебного предмета:

   Содержание курса 2 класса, продолжая главную линию 1 класса, обращается к основным проблемам искусства: осознанию художественного образа – как основы и цели любого искусства, к языку художественной выразительности пластических искусств, художественным материалам и техникам. Во 2 классе дети узнают, что работа художника начинается с творческого замысла, продолжается поиском материала, его фильтрацией, обобщением, выбором средств художественной выразительности, и только после этого рождается художественный образ, который, на основании новой информации, полученной художником в результате сбора материала, может трансформироваться в сравнении с первоначальным замыслом. Учащиеся узнают, что такое художественный образ, постигают его многозначность и уникальность. Осознают, что для его создания необходимо владеть азбукой искусства, которую в изобразительном искусстве представляют цвет, линия, объем. Дети учатся самостоятельно с помощью цвета, линии, объема создавать яркие, запоминающиеся образы. В учебнике выделены правила, термины и понятия изобразительного искусства, даны слова для справки, облегчающие ребенку интерпретацию художественного произведения.

Программа состоит из трёх разделов:

  1. Художественный образ  - основа любого искусства (16 часов)

Первый раздел раскрывает о создании «художественного образа Создание в изобразительном искусстве визуальных образов реального и вымышленного мира. Создание художественного образа в изобразительном искусстве (на примере образа дерева): замысел – сбор и изучение материала - зарисовки - отбор рисунков, которые наиболее полно передают идею – воплощение замысла.Выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с окружающим миром и его ценностями.

  1. Общие средства художественной  выразительности(11 часов)

Второй раздел сочетает такие виды работ как,  рисование с натуры так и декоративное искусство; дает инструментарий для практической реализации содержания учебного материала. В этот блок включены понятия  композиция, цвет, линия, форма, объем,ритм.

Рисование с натуры и  по представлению людей,  животных, природы. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции

  1. Композиция, ритм, форма  работают дружно(7 часов)

Заключительный раздел  содержит больше тематических заданий, представляющих собой: «рисование на тему», «рисование по памяти и воображению». Живопись,  графика  и  скульптура  для  создания  художественного  образа используют общие средства выразительности – это композиция, ритм, форма. Композиция  и  художественный  образ..Знакомство с природой Донского  края Углубление знаний и навыков при работе с кистью и красками, лепке и декоративно – прикладном искусстве.

раздел

Практическая

Работа\ Тест.

часы

1.

Художественный образ  - основа любого искусства

Творческая работа на создание композиции

16

2.

Общие средства художественной  выразительности

Творческая работа на создание художественного образа

11

3.

Композиция, ритм, форма  работают дружно

Творческая работа на создание композиции

7

34

Согласно ФГОС на изучение курса «изобразительное искусство» во 2 классе  в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится  —34 ч (1  ч.  в неделю, 34 учебные недели).

В соответствии с календарным графиком  МБОУ Ёлкинской СОШ на 2018-2019 учебный год, наличием  выходных и праздничных  дней в 2018-2019 учебном году  (23.02. 2019г. 08.03.2019г.,01.05. 2019г 09.05.2019г.)  расписанием  учебных занятий  МБОУ Ёлкинской СОШ  в условиях пятидневной рабочей недели для обучающихся,  данная программа по изобразительному искусству во 2 классе в 2018-2019 учебном  году будет реализована  в объёме:-34 часа.


РАЗДЕЛ 3.

Учебно-тематический план

по предмету изобразительное искусство 2 класс. (34 часа)

Дата

Тема урока

часы

план

факт

I четверть (9 часов)

Художественный образ  - основа любого искусства (16 часов)

1

03.09

Каким должен быть Хозяин леса? Рисование по памяти деревьев.

1

2

10.09

. Древо Жизни в сказках. Рисование сказочного дерева.

1

3

17.09

 Введение  в  азбуку  изобразительного  искусства.

Рисование на тему: «Создай образ лета!»

1

4

24.09

 Введение  в  азбуку  изобразительного  искусства.  «Создай образ осени в технике аппликации!»

1

5

01.10

 Линия, штрих и художественный образ.

Рисование линий. Виды штриховки.

1

6

08.10

 Линия, пятно и художественный образ.

«Забавные звери из пятна» - отпечаток.  

1

7

15.10

. Создаём художественный образ в графике.

«Сказочная птица»

1

8

22.10

 Создаём художественный образ в графике.

«Диво – дерево из ладошек»

1

9

29.10

 Тёплые и холодные цвета создают разные образы.

«Создай образ Солнца!»

1

II четверть(7 часов)

10

12.11

Тёплые и холодные цвета создают разные образы.

«Создай образ Снежной Королевы!» - аппликация.

1

11

19.11

Создаём художественный образ в живописи.

«Создай художественный образ моря!»  

1

12

26.11

Объём  и  художественный  образ.

Лепка животных из пластилина.  

1

13

03.12

Линия, цвет и объём могут работать дружно.

«Звериный городок в технике аппликации»

1

14

10.12

Цвет,  линия  и  объём. Беседа: «Народные промыслы». «Народные узоры» - хохломская роспись.  

1

15

17.12

Цвет,  линия  и  объём.  

Коллективная работа «Дед Мороз и Снегурочка» - объёмная аппликация

1

16

24.12

Общие  средства  художественной  выразительности.

Композиция «История в зимнем лесу» - аппликация из геометрических фигур.  

1

III четверть (10 часов)

Общие средства художественной  выразительности

17

14.01

Симметрия и художественный образ.

«Бабочка из ладошек»

1

18

21.01

 Ритм  линий  и  пятен. Композиция.

«Зимняя сказка» - коллективная работа.

1

19

28.01

Ритм,  симметрия  и  орнамент.

 Рисование элементов орнамента. (Круг, квадрат, зигзаг)

1

20

04.02

Ритм,  симметрия  и  орнамент.

«Орнамент из древних знаков»  

1

21

11.02

Форма и художественный образ.

Простые  и объёмные формы.  

1

22

18.02

Форма и художественный образ.

Рисование предметов быта. Посуда.  

1

23

25.02

Форма  создаёт  художественный  образ  на  плоскости. Зарисовка различных форм – образов персонажей.

1

24

04.03

Форма  создаёт  художественный  образ  на  плоскости.

«Образ сказочного героя»  в технике аппликации.

1

25

11.03

Форма  создаёт  художественный  образ  в  объеме.

Лепка. «Фигурка сказочного героя»  

1

26

18.03

 Композиция,  ритм,  форма  должны  работать  дружно.

Открытки из разных материалов.  

1

IVчетверть(7 часов)

Композиция, ритм, форма  работают дружно(7часов)

27

01.04

 Равновесие композиции с помощью ритма и формы предметов. Рисование  цветов в вазе.

1

28

08.04

 Равновесие композиции с помощью ритма и формы предметов. Рисование на тему «Весенние цветы»

1

29

15.04

произведения и художественный образ.

Рисование на тему «Весна» - гуашь.

1

30

22.04

произведения и художественный образ.

Рисование на тему «Весна» - гуашь

1

31

29.04

Образ человека в изобразительном искусстве. Портрет мамы, друга, учительницы.

1

32

06.05

Образ человека в изобразительном искусстве. Портрет мамы, друга, учительницы.

1

33

13.05

Музеи  изобразительного  искусства.

Беседа «Художественные музеи: Третьяковская галерея, Эрмитаж»  

1

34

20.05

Музеи  изобразительного  искусства.

Беседа «Художественные музеи: Третьяковская галерея, Эрмитаж»  

1

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов

МБОУ Елкинской СОШ

от 30 августа 2018 года № 1

____________(подпись рук.МО)  

Родевич Е.И.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________(подпись)

Дудко Т.В.

«  31 » августа 2018 года



Предварительный просмотр:

Багаевский район, хутор Ёлкин.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ёлкинская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

                                                                                   Директор МБОУ Елкинской СОШ

                                                                                   Приказ от 02 сентября 2019 года №7

                                                                                   Крамаренко Елена Григорьевна

______________________

М. П.

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству 7 класс

Уровень общего образования для детей с ОВЗ 7 классе

для ребенка с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями

по изобразительному искусству

Уровень общего образования (класс): основное общее образование 7 класс

В  количестве часов 35 (план)  

Учитель изобразительного искусства:

 Саенкова Ирина Анатольевна

Программа разработана в соответствии с УМК для изучения курса  изобразительного искусства в 7 классе,  «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М. Неменского.

Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая  программа  по  ИЗО 7 класса составлена на  основании  следующих  нормативно – правовых  документов:

         Согласно учебному плану для специальных коррекционных ОУ (приказ Минобразования России от 10.04.2002 №29/2065-п) для обучающихся с ОВЗ на уровне основного общего образования,  Адаптированной рабочей  программы  по ИЗО. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М. Неменского. – М. Просвещение,

В 7 классе есть ребенок с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поэтому согласно ст.  79 п.4  ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» и  заключению ПМПК   было организовано  ее индивидуальное обучение на дому, причём, учитываться будут  ее образовательные потребности, а не вид заболевания, поведение, характер или какие-то другие признаки.

     Данная программа будет адаптирована для этого обучающегося на доступном ему уровне. При составлении программы учитывались следующие особенности ребенка:

- неустойчивое внимание

- малый объём памяти

- затруднения при воспроизведении учебного материала

- несформированность мыслительных операций

- плохо развитые навыки чтения  устной и письменной речи

   На уроках будет использовано большое количество  наглядности для упрощения восприятия материала, т.к. такие дети при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Они не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.

   Работа с таким ребенком также предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося.

         При проведении коррекции постоянно будет вестись следующая работа:

∙формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

∙обучение  выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

∙побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью ребенка;

∙установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

∙использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

∙максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

∙разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

∙использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

∙дозированное домашнее задание

РАЗДЕЛ 1.

Планируемые  результаты освоения учебного предмета

Ценностные ориентиры учебного курса:

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, в единую образовательную структуру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы.

Художественно-эстетическое развитие ученика рассматривается как необходимое условие социализации  личности, как способ  его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка главный смысловой стержень программы.

 Личностные результаты:

отражаются в индивидуальных качественных свойствах ученика, которые он должен приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Метапредметные результаты

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

1

Художник-Дизайн-Архитектура. Искусство композиции-основа дизайна и архитектуры

16

Уметь оценивать правильность своих действий при выполнении задания и уметь вносить изменения  на основе его оценки  и учета характера сделанных ошибок.

Понимать возможность различных позиций других людей. Составлять план последовательности действий. 

Осуществлять поиск информации для анализа произведений архитектуры и дизайна.

Уметь выделять существенные признаки в разных типах композиции. Ориентироваться в разнообразии вариантов решения композиции.

Уметь строить рассуждения об абстрактном искусстве.

 аргументировать свою позицию, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Уметь задавать вопросы. Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

2

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.

19

Умение ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Уметь оценивать правильность выполнения  задания на всех этапах работы.

Вносить необходимые коррективы  с учетом сделанных ошибок.

Уметь ориентироваться  в разных типах композиции. Уметь находить варианты  и способы решения задачи , по составлению динамичной композиции

Уметь анализировать полученную информацию, выделять главное и использовать в работе.

Умение вести диалог, умение слушать, аргументировано высказывать свои суждения; умение взаимодействовать с товарищами по классу, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Уметь задавать вопросы. Уметь формулировать собственное мнение и позицию

Предметные результаты

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Ученик научится

Коррекционная работа

1

Художник-Дизайн-Архитектура. Искусство композиции-основа дизайна и архитектуры

16

организовывать пространство, создавая композицию.  видеть композицию, и её закономерности;- типы композиций;- центр внимания в композиции: доминанта

коррекция и развитие зрительных восприятий,

коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной)

развитие слухового восприятия…;

коррекция и развитие тактильного восприятия…;

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;

коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;

коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…

2

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.

19

читать плоскостные композиции, определять вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции,  видеть и называть главные архитектурные элементы здания.

коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной)

коррекция и развитие зрительных восприятий

развитие слухового восприятия…;

коррекция и развитие тактильного восприятия…;

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;

коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;

коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…


РАЗДЕЛ 2.

Содержание учебного предмета

Художник-Дизайн-Архитектура. Искусство композиции-основа дизайна и архитектуры (16 часов)

первая тема посвящена основам композиции, и её значимости в искусстве. Учащиеся         познакомятся с плакатным творчеством и освоят азы создания плакатов и написания шрифтов.

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. (19 часов)

-данный раздел отведён на ознакомление с архитектурой и конструкцией и их значением в жизни человека. Изучение конструкций зданий и их функциональности.

Тема раздела.

Часы

Практические работы. \Тест.

1

Художник-Дизайн-Архитектура. Искусство композиции-основа дизайна и архитектуры

16

Творческая работа

2

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.

19

Творческая работа

Согласно учебному плану для специальных коррекционных ОУ (приказ Минобразования России от 10.04.2002 №29/2065-п) для обучающихся с ОВЗ на уровне основного общего образования на изучение изобразительного искусства в 7 классе отводится 35 часов из расчета 1 ч в неделю.

Количество учебных часов: год – 35 часов (1 час в неделю, всего 35 часов)

В соответствии с календарным графиком  МБОУ Ёлкинской СОШ на 2019-2020учебный год, наличием  выходных и праздничных  дней в 2019-2020 учебном году  (23.02. 2020г. 08.03.2020г.,01.05. 2020г 09.05.2020г.)  расписанием  учебных занятий  МБОУ Ёлкинской СОШ  в условиях шестидневной рабочей недели для обучающихся,  данная программа по изобразительному искусству в 7 классе в 2019-2020 учебном  году будет реализована  в объёме  -  35 часов; 


РАЗДЕЛ 3

Календарно-тематическое планирование

Изобразительное искусство 7  класс (35 ч.)

Дата

Тема урока

часы

план

факт

Художник-Дизайн-Архитектура. Искусство композиции-основа дизайна и архитектуры (16 часов)

1 четверть (9 часов)

1.

04.09

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

1

2

11.09

Симметрия.

1

3

18.09

Асимметрия и динамическое равновесие.

1

4

25.09

Движение и статика. Ритм.

1

5

02.10

Движение и статика. Ритм.

1

6

09.10

Прямые линии и организация пространства.

1

7

16.10

Фронтальные и глубинные композиции из линий и прямоугольников.

1

8

23.10

Цвет – элемент композиционного творчества.

1

9

30.10

Цвет – элемент композиционного творчества.

1

2 четверть (7 часов)

10

13.11

Свободные формы: линии и тоновые пятна.

1

11

20.11

Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

1

12

27.11

Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

1

13

04.12

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

1

14

11.12

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

1

15

18.12

Многообразие форм графического дизайна.

1

16

25.12

Многообразие форм графического дизайна.

1

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.. (19 часов)

3 четверть (11 часов)

17.

15.01

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность.

1

18

22.01

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность.

1

19.

29.01

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Композиционная организация пространства.

1

20

05.02

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Композиционная организация пространства.

1

21

12.02

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов.

1

22

19.02

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов.

1

23

26.02

Понятие модуля.

1

24

04.03

Понятие модуля.

1

25

11.03

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

26

18.03

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

27

25.03

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

4 четверть (8 часов)

28

08.04

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

29

15.04

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени.

1

30

22.04

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени.

1

31

29.04

Инсталляция.

1

32

06.05

Роль и значение материала в конструкции.

1

33

13.05

Роль и значение материала в конструкции.

1

34

20.05

Роль цвета в формотворчестве.

1

35

27.05

Роль цвета в формотворчестве.

1

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей политехнического цикла

МБОУ Елкинской СОШ

от 29 августа 2019 года № 1

_________________________

       (подпись рук. МО)

Саенкова И.А. (ФИО)

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________(подпись)

Мыскина Л.А.

«  30 » августа 2019 года



Предварительный просмотр:

   

Багаевский район, хутор Ёлкин.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ёлкинская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

                                                                                   Директор МБОУ Елкинской СОШ

                                                                                   Приказ от 02 сентября 2019 года №7

                                                                                   Крамаренко Елена Григорьевна

______________________

М. П.

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству 6 класс

Для ребенка с НОДА  6 класса

по изобразительному искусству

Уровень общего образования (класс): основное общее образование 6 класс

В  количестве часов 34 

Учитель изобразительного искусства:

Саенкова Ирина Анатольевна

Программа разработана в соответствии с УМК для изучения курса  изобразительного искусства в 6 классе, выпускаемом издательством «Просвещение» «Изобразительное искусство», Горяева Н.А., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство учебник для 6 класса.- М. 2013 год.

Пояснительная записка.

    Даная адаптированная рабочая программа по ИЗО для 6 класса составлена  на основе ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12., согласно учебному плану для специальных коррекционных ОУ (приказ Минобразования России от 10.04.2002 №29/2065-п) для обучающихся с ОВЗ на уровне основного общего образования, примерной программы основного общего образования по  ИЗО для 6 класса «Изобразительное искусство», Горяева Н.А., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство 6 класс М. 2013 год.

 На сегодняшний день искусство занимает лидирующее место среди различных средств формирования и развития воображения. Оно не только позволяет переживать ребенку чувства прекрасного, но и может стимулировать развитие таких личностных характеристик, как самосознание, мышление и воображение. Изобразительное искусство может помочь решению проблемы творческой самореализации детей с ОВЗ.

В 6 классе есть ребенок-инвалид с НОДА, поэтому согласно ст.  79 п.4  ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» и  заключению ПМПК   было организовано  его индивидуальное обучение, причём, учитываться будут  его образовательные потребности, а не вид заболевания, поведение, характер или какие-то другие признаки.

     Данная программа будет адаптирована для этого обучающегося на доступном ему уровне. При составлении программы учитывались следующие особенности ребенка:

Часть детей имеет малую дифференцированность эмоциональных реакций, их неадекватность. Из-за нарушений в двигательной сфере сужается объем непосредственно воспринимаемого пространства, и это ограничивает кругозор ребенка. Общая моторика недоразвита, дети неловки в навыках самообслуживания, для них характерно замедленное формирование пространственно-временных  представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.

   На уроках будет использовано большое количество  наглядности для упрощения восприятия материала, т.к. такие дети при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Они не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.

   Работа с таким ребенком также предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося.

         При проведении коррекции постоянно будет вестись следующая работа:

∙формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

∙обучение  выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

∙побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью ребенка;

∙установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

∙использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

∙максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

∙разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

∙использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

∙дозированное домашнее задание

РАЗДЕЛ 1.

Планируемые  результаты освоения учебного предмета

Ценностные ориентиры учебного курса:

6  класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений.

Изучение изобразительного искусства в 6 классе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления обучающихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество.

Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Также возникает возможность выстраивания системы межпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности.

Личностные результаты:

в ценностно-ориентационной сфере:

  • формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
  • принятие мультикультурной картины современного мира;
  • развитие художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира; 

• в трудовой сфере:

  • формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

• в познавательной сфере:

  • умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

  • получение опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений

Метапредметные результаты

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

9

Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Задавать вопросы, формулировать свои затруднения,

преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Составлять план последовательности действий.

определять виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа.

узнавать и называть виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа.

понимать значение ритма и характера линий

 аргументировать свою позицию, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

2

Мир наших вещей. Натюрморт

7

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результата, Адекватно воспринимать оценку учителя.

Планировать свои действия согласно поставленной задаче.

Ориентироваться в новом материале. При работе над эскизом осуществлять пошаговый контроль для достижения нужного результата.В практической работе вносить изменения с учетом сделанных ошибок

Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Уметь в диалоге строить понятные речевые высказывания.

Уметь задавать вопросы. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Выдвигать собственные гипотезы.

Уметь оценивать собственный результат работы, и результат работы одноклассников

3

Вглядываясь в человека. Портрет.

11

Умение ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Уметь оценивать правильность выполнения  задания на всех этапах работы.

Вносить необходимые коррективы  с учетом сделанных ошибок.

Уметь ориентироваться на разнообразии способов решения задачи. Находить самостоятельно способ решения творческого задания. Уметь ориентироваться в формате листа.

Уметь договариваться и приходить  к общему решению в совместной деятельности. Уметь задавать вопросы. Строить монологические высказывания.

4

Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж

7

Умение проводить наблюдение, исследование, анализ, делать выводы, умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения творческих задач. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей работы. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Уметь ориентироваться  в разных типах композиции. Уметь находить варианты  и способы решения задачи , по составлению динамичной композиции

Умение быстро включаться в деятельность, взаимодействовать с товарищами по классу в деловой ситуации; планируют общие способы работы; учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом

Предметные результаты:

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Ученик научится

Коррекционная работа

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

9

получит полное представление о структуре изобразительного искусства, его видах, и их выразительных возможностях. Научатся применять некоторые художественные приёмы и техники работы художественными материалами

Знать правила композиции.

коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной)

коррекция и развитие зрительных восприятий

развитие слухового восприятия…;

коррекция и развитие тактильного восприятия…;

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;

2

. Мир наших вещей. Натюрморт.

7

получит полное представление о жанре НАТЮРМОРТ. Научатся организовывать лист и компоновать в нём предметы. Освоит графические и живописные приёмы изображения неодушевлённых предметов

коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной)

коррекция и развитие зрительных восприятий

развитие слухового восприятия…;

коррекция и развитие тактильного восприятия…;

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;

3

Вглядываясь в человека. Портрет.

11

получит полное представление о жанре ПОРТРЕТ. Научатся организовывать лист и компоновать в нём фигуру и лицо человека. Освоит графические и живописные приёмы изображения человека

коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной)

коррекция и развитие зрительных восприятий

развитие слухового восприятия…;

коррекция и развитие тактильного восприятия…;

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;

4

Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж

7

получит полное представление о жанре ПЕЙЗАЖ. Научится организовывать лист и компоновать в нём элементы пейзажа. Освоит графические и живописные приёмы пейзажа.

коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной)

коррекция и развитие зрительных восприятий

развитие слухового восприятия…;

коррекция и развитие тактильного восприятия…;

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности,

РАЗДЕЛ 2.

Содержание учебного предмета

Виды изобразительного искусства и основы образного языка(9 часов)– первый раздел знакомит учащихся с основными видами  изобразительного искусства ( живопись, графика, скульптура), средствами художественной выразительности  каждого из этих видов и способами применения их в определённых произведениях с конкретными задачами.

Мир наших вещей.Натюрморт(7 часов)– данный раздел  содержит информацию о таком жанре изобразительного искусства как натюрморт и знакомит учащихся с правилами построения предметов, правилами композиции, перспективы и светотени.

Вглядываясь в человека.Портрет(11 часов)- один из самых больших разделов отведён портретному жанру и образу человека. В этой части программы содержится информация о конструкции и пропорциях головы и тела человека, мимике, характере и образе человека, средствах художественной выразительности в жанре портрет; великих художниках портретистах

Человек и пространство в изобразительном искусстве(7 часов) - заключительный раздел  содержащий информацию о жанре изобразительного искусства – пейзаж. В этом разделе учащиеся знакомятся с правилами построения пространства, правилами линейной и воздушной перспективы, работами великих пейзажистов.

Тема раздела

Часы

Практические работы.

Тест.

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

9

Практическая работа-

«Упражнение -ленты».

2

Мир наших вещей. Натюрморт.

7

Практическая работа- «Натюрморт»

3

Вглядываясь в человека. Портрет.

11

Практическая работа- «Портрет»

4

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

7

Практическая работа- «Пейзаж»

Итого:

34

Согласно учебному плану для специальных коррекционных ОУ (приказ Минобразования России от 10.04.2002 №29/2065-п) для обучающихся с ОВЗ на уровне основного общего образования на изучение изобразительного искусства в 6 классе отводится 35 часов из расчета 1 ч в неделю. Количество учебных часов: год – 35 часов (1 час в неделю, всего 35 часов)

В соответствии с календарным графиком  МБОУ Ёлкинской СОШ на 2019-2020 учебный год, наличием  выходных и праздничных  дней в 2019-2020 учебном году  (23.02. 2020г. 08.03.2020г.,01.05. 2020г 09.05.2020г.)  расписанием  учебных занятий  МБОУ Ёлкинской СОШ  в условиях шестидневной рабочей недели для обучающихся,  данная программа по изобразительному искусству в 6 классе в 2019-2020 учебном  году будет реализована  в объёме  -  34 часов 


РАЗДЕЛ 3

Календарно-тематическое планирование

Изобразительное искусство 6 класс (34 ч.)

Дата

Тема урока

час

план

факт

Виды изобразительного искусства

и основы их образного языка (9 часов)

1.

06.09

Изобразительное искусство в семье пластических  искусств.

1

2.

13.09

Рисунок – основа изобразительного искусства.

1

3.

20.09

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

4.

27.09

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

5.

04.10

Цвет. Основы цветоведения.

1

6.

11.10

Цвет в произведениях живописи.

1

7.

18.10

Объёмные изображения в скульптуре.

1

8.

25.10

Основы языка изображения.

1

9.

01.11

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

Мир наших вещей. Натюрморт.(7 часов)

10.

15.11

Изображение предметного мира – натюрморт.

1

11.

22.11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

12.

29.11

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

1

13.

06.12

Освещение. Свет и тень.

1

14.

13.12

Натюрморт в графике.

1

15.

20.12

 Цвет в натюрморте.

1

16.

27.12

Выразительные возможности натюрморта.

1

Образ человека(11 часов)

17.

10.01

Образ человека – главная тема искусства

1

18.

17.01

Конструкция головы человека и её пропорции

1

19.

24.01

Изображение головы человека в пространстве

1

20.

31.12

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

1

21.

07.02

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

1

22.

14.02

Портрет в скульптуре

1

23.

21.02

Сатирические образы человека

1

24.

28.02

Образные возможности освещения в портрете

1

25.

06.03

Портрет в живописи

1

26.

13.03

Роль цвета в портрете

1

27

20.03

Роль цвета в портрете

1

Человек и пространство в изобразительном искусстве(7 часов)

28.

 10.04

Жанры в изобразительном искусстве

1

29.

17.04

Изображение пространства

1

30.

24.04

Правила линейной и воздушной перспективы

1

31.

08.05

Пейзаж – настроение. Природа и художник

1

32

15.05

Пейзаж – настроение. Природа и художник

1

33

22.05

Выразительные возможности изобразительного искусства.

1

34

29.05

Выразительные возможности изобразительного искусства.

1


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей политехнического цикла

МБОУ Елкинской СОШ

от 29 августа 2019 года № 1

_________________________

       (подпись рук. МО)

Саенкова И.А. (ФИО)

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________(подпись)

Мыскина Л.А.

«  30 » августа 2019 года



Предварительный просмотр:

F:\общая\Рабочий стол\ИРА НУЖНОЕ\ШКОЛА 2021\НАЦПРОЕКТ\Отзывы\отзыв родители 1.jpg F:\общая\Рабочий стол\ИРА НУЖНОЕ\ШКОЛА 2021\НАЦПРОЕКТ\Отзывы\отзыв родители 2.jpg