Учитель года - 2015

Кочетова Элла Геннадьевна

"Учить и учиться"

 

Учитель года Россииежегодный всероссийский конкурс, проводящийся Министерством образования и науки Российской Федерации. 

Целью конкурса являются выявление, поддержка и поощрение передовых школьных учителей, распространение их педагогического опыта и повышение престижа труда учителя.

 

Конкурсные материалы

 

Запись урока в 3 классе по окружающему миру "Русские первопроходцы" смотрите

здесь 

 

 Методический семинар «Использование интерактивных методов на уроках с целью повышения качества обучения школьников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

(Управление образования)

ПРИКАЗ

  02.04.2015  №   164

р.п. Переяславка                                                                                

Об организации и проведении

районного заочного этапа  Всероссийского конкурса «Учитель года -2015»

В целях выявления талантливых педагогов, их поддержки и поощрения, повышения социального статуса педагогов и престижа учительского труда, распространения инновационного педагогического опыта в  муниципальном районе имени Лазо

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести районный этап  Всероссийского конкурса «Учитель года - 2015» в заочной форме в период с 09 апреля по 05 июля  2015 года.

2. Утвердить прилагаемые:

2.1. Положение о районном этапе  Всероссийского конкурса «Учитель года – 2015».

2.2. Состав жюри районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2015».

3. Руководителям образовательных учреждений:

3.1. Определить участников районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2015».

3.2. Руководствоваться в работе при подготовке участников конкурса   Положением о районном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года – 2015».

3.3. Подать заявку на участие и информационную карту участника в срок до 15апреля  2015 года в МБОУ ИМЦ района имени Лазо Хабаровского края.

4.Муниципальному бюджетному учреждению « Информационно – методический центр муниципального района имени Лазо Хабаровского края»

 (Борисова Л.А.):        

4.1. Обеспечить методическое сопровождение конкурсантов через организацию консультаций по участию в районном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года -2015».

5. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.

Начальник

Управления образования                                        О.М. Абдулин

УТВЕРЖДЕНО

приказ  начальника

Управления образования

от 02.04.2015_№   164

Положение

о районном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года - 2015»

1. Общие положения

Настоящее Положение проведения районного этапа  Всероссийского конкурса «Учитель года - 2015» разработано в соответствии с новым Порядком проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России 2014».

Районный этап Всероссийского конкурса «Учитель года 2015» (далее - Конкурс) проводится Управлением образования администрации района имени Лазо Хабаровского края, МБОУ ИМЦ  района имени Лазо Хабаровского края, организацией Профсоюза работников народного образования и науки муниципального района имени Лазо.

Конкурс проводится с целью выявления талантливых педагогов, их поддержки и поощрения; повышения социального статуса педагогов и престижа учительского труда, распространения инновационного педагогического опыта лучших учителей муниципального района имени Лазо.

Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) и федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», поддержку инновационных технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе.

2.Символика конкурса:

2.1. Официальная эмблема конкурса – изображение пеликана, распростершего крылья над своими птенцами.

2.2. Девиз конкурса «Учить и учиться» отражает одну из главных задач современного образования – непрерывный и профессиональный и личностный рост учителя, трансляции лучших образцов педагогической практики, пропаганда инновационных идей и достижений.

3. Участники конкурса

3.1.Принять участие в конкурсе могут  учителя общеобразовательных  организаций различных типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе работающие по совместительству в общеобразовательных организациях, чей стаж работы составляет не менее 3-х лет.

3.2.Выдвижение кандидатов для участия в конкурсе может   осуществляться:

- образовательной организацией, в том числе негосударственными общеобразовательными организациями;

-  посредством самовыдвижения при наличии у педагога рекомендации или писем поддержки (например, методической службы, профсоюза, общественных организаций и т.п.).

3.3.Основанием для регистрации участника конкурса является предоставление заявки в  ИМЦ.

        4.Этапы и сроки проведения Конкурса

4.1. Сроки проведения-  09.04. 2015г. по 05.07.2015года

4.2. Районный этап Конкурса проводится:

- Заочный (09.04. 2015г. по 22.06.2015года.)

- Работа жюри (22.06. 2015 г по 05.07.2015года)

- Награждение  -  август 2015года (августовская конференция)

4.3. Для участия в районном этапе Конкурса необходимо подать заявку (Приложение 1),  информационную карту участника Конкурса (Приложение 2), согласие на  обработку персональных данных (Приложение 3) до 15 апреля  2015 г в ИМЦ по электронной почте и на бумажном носителе.

5. Конкурсные мероприятия

5.1. Заочный этап конкурса представляет собой  «Методическое портфолио» и  включает четыре  заочных конкурсных задания:

- Интернет-ресурс

- Методический семинар

- Эссе «Я – учитель»

- «Открытый урок»

На заочном этапе проводится экспертиза членами жюри «Методического портфолио» участников Конкурса, размещенного на интернет-ресурсе конкурсанта.

5.2. Конкурсное задание «Интернет–ресурс» (макс. количество баллов - 20)

Цель: демонстрация использования информационно-коммуникационных технологий как ресурса повышения качества профессиональной деятельности педагога. Формат конкурсного задания: представление интернет-ресурса (личный сайт, блог, страница на сайте образовательного учреждения), на котором можно познакомиться с участником конкурса и публикуемыми им материалами.

В рамках интернет – ресурса должна быть выделена рубрика «Учитель года 2015», где будут размещаться материалы конкурсных заданий конкурсанта.

Критерии оценивания конкурсного задания: дизайн (оригинальность стиля, адекватность цветового решения, корректность обработки графики, разумность скорости загрузки), информационная архитектура (понятное меню, удобство навигации, тематическая организованность информации, доступность обратной связи), информационная насыщенность (количество представленной информации, ее образовательная и методическая ценность, регулярность обновлений).

5.3. Конкурсное задание «Методический семинар» (макс. количество баллов – 20)

Формат конкурсного задания: компьютерная презентация (до 20 слайдов) с объяснительной запиской (до 5 страниц) педагогического опыта работы участника, описание его инновационной методики и технологии, направленных на реализацию новых ФГОС. Материал размещается на интернет-ресурсе конкурсанта в рубрике «Учитель года 2015».

Цель: демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС.

Критерии оценивания конкурсного задания: метапредметный подход, целостность, системность, новизна, результативность.

При подготовке объяснительной записки опыта работы можно руководствоваться следующим алгоритмом:

- дать обоснование актуальности опыта, его практической значимости, для чего выделить противоречия, трудности, с которыми педагог столкнулся в своей практической деятельности;

- вычленить ведущую педагогическую идею опыта, ее составные части (это могут быть уже известные или новые идеи и технологии передового опыта);

- отразить теоретическую базу опыта (на какие научные или практические изыскания опирается учитель, научные концепции или теории каких авторов использует в работе);

- раскрыть технологию реализации ведущей педагогической идеи и ее компонентов, изложить точку зрения на содержание образования, взаимоотношения учителя и учащегося, формы, методы, приемы и средства обучения и воспитания современного школьника;

- показать предлагаемые инновации в организации образовательного процесса, содержания образования, взаимодействия учителя и учащегося и т. д.;

- провести самоанализ результатов профессиональной деятельности: показать изменения в качестве знаний, в овладении практическими умениями и навыками, в уровне воспитанности, в развитии интереса к предмету.

5.4. Конкурсное задание  «Я – учитель» (макс. количество баллов - 10)

Формат конкурсного задания: текст эссе «Я – учитель» (до 3 страниц). Размещается на интернет-ресурсе конкурсанта в рубрике «Учитель года 2015». Шрифт 12, интервал одинарный.

Цель: раскрыть мотивы выбора учительской профессии, отразить собственные педагогические принципы и подходы к образованию, свое понимание миссии педагога в современном мире.

Критерии оценивания конкурсного задания: глубина мировоззренческой, философской позиции, широта и масштабность взгляда на профессию, уровень изложения и художественный стиль, ясность и четкость аргументов выбора учительской профессии.

5.5. Конкурсное задание«Открытый урок» (макс. количество баллов - 30).

Формат конкурсного задания: открытый урок по предмету (регламент – 45 минут), технологическая карта урока.

Конкурсное задание «Открытый урок» (видео) выкладывается на интернет-ресурсе  конкурсанта в рубрике «Учитель года 2015».

Тема открытого урока должна соответствовать календарно-тематическому плану по предмету, возраст учащихся определяется конкурсантом самостоятельно.

Критерии оценивания конкурсного задания:

- Компетентность,инновационность,креативность;

- глубина и оригинальность раскрытия темы;

 - умение организовать взаимодействие обучающихся между собой;

-умение организовать использование обучающимися разных типов и видов источников знаний;

Умение создавать и поддерживать высокий уровень мотивации и высокую интенсивность деятельности обучающихся.

6.1. Определение победителей проводит Жюри Конкурса.

6.2. Конкурсные испытания районного этапа Конкурса оцениваются в баллах.

6.3. Победителем районного этапа конкурса «Учитель года 2015» признается участник, набравший наибольшее количество баллов.

7.1. Жюри самостоятельно определяет формы и способы поощрения победителей.

7.2. Участник конкурса, набравший наибольшее количество баллов и занявший I место, становится победителем районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года 2015». Победителю вручаются диплом I степени, памятный подарок, опыт его работы вносится в районную базу данных передового педагогического опыта.

7.3. Победитель Конкурса представляет муниципальное образование на краевом этапе конкурса «Учитель года - 2017».

7.4. Участники Конкурса, по сумме баллов занявшие 2 и 3 место признаются лауреатами районного Конкурса. Им вручаются дипломы II и  III степени, памятные подарки.

7.5. Участникам районного Конкурса, не занявшие призовые места, вручаются дипломы участников.

7.6. Спонсоры конкурса  и частные лица могут самостоятельно устанавливать и вручать ценные подарки и индивидуальные призы участникам Конкурса.

        

        

УТВЕРЖДЕН

приказом начальника

Управления образования

                                                                                                       от02.04.2015№  164

Состав жюри

районного тура конкурса «Учитель года – 2015»

Председатель: Сабаева Н. С., заместитель начальника Управления образования

Заместитель председателя: Борисова Л.А., директор МБУ ИМЦ  района имени Лазо

Секретарь:        Васильченко О.Ю.,  методист по школам МБУ ИМЦ  района имени Лазо

Члены жюри:

1.Полякова  М.Н. директор МБОУ СОШ №2, призер краевого объединенного конкурс «Учитель года Хабаровского края2015» в номинации«Лучший учитель года – победитель приоритетного национального проект «Образование»»;

2.Медведева Е.Л., учитель МБОУ МОШ №3,  участник краевого объединенного конкурс «Учитель года Хабаровского края 2015» в номинации « Лучший учитель   года»;

3.Петухова Ю.В., учитель высшей категории МБОУ СОШ  с. Георгиевка, победитель районного конкурса «Учитель года 2013»;

4. Еремина О.А., учитель высшей категории  МБОУ ООШ № 2 р.п. Хор;

5. Полтавская  Ю.В., учитель  высшей категории МБОУ СОШ №3

р. п. Хор, обладатель диплома III степени краевого конкурса «Учитель года  Хабаровского края  2011»,  в номинации «Лучший учитель года»;

6.  Шуматова Т.А., учитель высшей категории МБОУ СОШ с. Георгиевка;

        7.  Чепала А.Ф., учитель высшей категории МБОУ СОШ №2  

р.п. Переяславка,  лауреат  районного конкурса «Учитель года 2013».

        

        



Предварительный просмотр:

Заявление

участника районного конкурса «Учитель года - 2015»

В Оргкомитет конкурса

«Учитель года 2015»

Кочетовой Эллы Геннадьевны,

учителя начальных классов

МБОУ ООШ № 2 р.п.Хор

муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Я, Кочетова Элла Геннадьевна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы  № 2 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края,

заявляю участие в конкурсе «Учитель года - 2015».

С Положением о конкурсе ознакомлена.

Адрес (ссылка) интернет-ресурса с размещенными конкурсными заданиями http://nsportal.ru/kochetova-ella-gennadevna

 

08.04.2015                                                                         ______________Э.Г.Кочетова



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Pictures\фото 1 класс\100SSCAM\SDC12914 — копия.JPG

Информационная карта участника

районного конкурса «Учитель года 2015»

 _______________Кочетова ___________________

                                                                  (фамилия)

____________Элла Геннадьевна_________________

                                                               (имя, отчество)

муниципальный район имени Лазо Хабаровского края

 ( территория края)

1. Общие сведения

 Территория края

муниципальный район имени Лазо Хабаровского края

Населенный пункт

пос. Хор

Дата рождения (день, месяц, год)

19.09.1966

Место рождения

г.Вяземский

Адреса в Интернете (сайт, блог  и т. д.), где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами

http://nsportal.ru/kochetova-ella-gennadevna

2. Работа

Место работы (наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 2 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Занимаемая должность

учитель

Преподаваемые предметы

начальные классы

Классное руководство в настоящее время, в каком классе

3 класс

Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты)

27лет/24 года

Квалификационная категория

1 категория

Почетные звания и награды (наименования и даты получения)

Муниципальный уровень:

1.Благодарственное письмо,

2015 г.

2.Почетная грамота, 2013 г.

Послужной список (места и сроки работы за последние 10 лет) [1]

Преподавательская деятельность по совместительству (место работы и занимаемая должность)

3. Образование

Название и год окончания учреждения профессионального образования

Уссурийский государственный педагогический институт, 1987г.

Специальность, квалификация по диплому

учитель начальных классов

Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования образовательных программ, модулей, стажировок и т. п., места и сроки их получения)

1.«Реализация ФГОС начального образования средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова», ХКИРО, 2011г.

2. «Развитие творческих способностей учащихся средствами ТРИЗ-педагогики» КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования», 2013 г.

3.Вебинар «ФГОС НОО: замыслы и первые итоги»,          21 августа 2014 г.

3. Вебинар «Технология работы с электронными учебниками при реализации образовательных программ с применением электронного обучения»  22 мая 2014 г.

4. Вебинар «Учебная автономия, или Как нам «заставить их учиться»? Москва, 13 января 2015г.

Знание иностранных языков (укажите уровень владения)

Ученая степень

нет

Название диссертационной работы (работ)

Основные публикации (в т. ч. брошюры, книги)

4. Общественная деятельность

Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления)

Участие в деятельности управляющего (школьного) совета

Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия)

5. Семья

Семейное положение (фамилия, имя, отчество и профессия супруга)

замужем

Дети (имена и возраст)

двое

6. Досуг

Хобби

Вязание крючком

Спортивные увлечения

Сценические таланты

Вокал

7. Контакты

Рабочий адрес с индексом

682920, Хабаровский край, район имени Лазо, р.п. Хор,

 ул. Безымянная 3

Домашний адрес с индексом

682920, Хабаровский край, район имени Лазо, р.п.Хор, ул. Кирова

 д. 23 кв. 24

Рабочий телефон с междугородним кодом

8 (42154)32-8-04

Домашний телефон с междугородним кодом

Мобильный телефон с междугородним кодом

89241018648

Факс с междугородним кодом

Рабочая электронная почта

Личная электронная почта

elko1966@yandex.ru

Адрес личного сайта в Интернете

http://nsportal.ru/kochetova-ella-gennadevna

Адрес школьного сайта в Интернете

http://khor2.edu.27.ru/

8. Профессиональные ценности

Педагогическое кредо участника

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. О.В.Ключевский

Почему нравится работать в школе

Уча других, мы учимся сами. (Сенека)

Профессиональные и личностные ценности, наиболее близкие участнику

Выдержка, терпение, последовательность, настойчивость, умение увлечь своим предметом, гуманизм, порядочность, ответственность, патриотизм.

В чем, по мнению участника, состоит основная миссия победителя конкурса «Учитель года  Хабаровского края»

Распространение лучшего педагогического опыта

9. Приложения

Интересные сведения об участнике, не раскрытые предыдущими разделами (не более 500 слов)

Учитель, подготовивший команду – победителя краевого обучающего семинара – конкурса «Цифровые каникулы - 2015»

Не публиковавшиеся ранее авторские статьи и разработки участника, которые он хотел бы опубликовать в средствах массовой информации

Представляется на компакт-диске в формате DOC («*.doc») в количестве не более пяти

Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю:

_____________________ Элла Геннадьевна Кочетова

                (подпись)                                  

« 8 » апреля 2015 г.


[1] Поля информационной карты, выделенные курсивом, не обязательны для заполнения.



Предварительный просмотр:

Кочетова Элла Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ ООШ № 2 р.п. Хор

                           Назван победитель конкурса "Учитель года России - 2013" Портал для специалистов школ, общеобразовательных учреждений

                           Эссе «Я - учитель».

Выбор профессии - это очень важный шаг в жизни каждого человека.  Нет плохих профессий. Все профессии хороши.  Самое главное, чтобы выбранная человеком профессия очень нравилась ему. Ведь работу, которую выполняешь с удовольствием, всегда делаешь легко  и не замечаешь времени, которое на неё затрачено.

Я учитель, наверное, по рождению. Сколько помню себя с детства – всегда играла в школу, учила то младшего брата, то соседских детей, то приводила одноклассниц после школы и опять играла в школу. В школе возглавляла учебный сектор, занималась с отстающими одноклассниками, помогала проверять тетради учителю. Поступив в педагогический институт, мне также пришлось стать во главе учебного сектора факультета начальных классов. Сколько помню себя, мне всегда приходилось нести ответственность за учебу своих одноклассников, однокурсников, а главное всегда было желание помочь им встать на правильную дорогу жизни.

Профессия учителя, на мой взгляд,  является самой благородной, самой уважаемой и самой трудной. Именно от учителя зависит, каким вырастит его ученик, какие знания впитает в себя, какими личными качествами будет обладать. Учитель не просто дает знания, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этому человеку. Я считаю, что настоящий учитель — это человек, который имеет не только глубокие знания. Прежде всего, это человек, который, умеет общаться с детьми. Только человек, искренне любящий детей, сможет работать в школе.

Дети бывают очень разные — послушные и не очень, внимательные и рассеянные, с легким характером или сложным, и здесь не обойтись без индивидуального подхода. Поэтому учитель должен еще быть и хорошим психологом, и великолепным актером, и мастером на все руки. Это творческая натура, умеющая увлечь за собой. Но, самое главное, учитель - незаменимый друг  и помощник.

Посвятив себя работе с детьми, главное для меня заключается в том, чтобы ребенок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Важно, чтобы на уроках дети переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы. Поэтому каждый успех ребёнка я делаю достоянием всего класса, поддерживаю инициативу и начинания своих ребят, тем самым стараюсь создать ситуацию успеха на уроке. Урок прошёл отлично, если каждый ученик ушёл с новым открытием для себя, с желанием поделиться этим открытием с друзьями, с родителями.

 Жизнь не стоит на месте. Наше общество растет и развивается.  Какие-то устои изменяются. Школа реагирует на все изменения в стране. Со временем меняются требования к обучению, вносятся коррективы. Школа идет путем совершенствования, она смело шагает вперед.  Правительство ставит перед учителями  задачу - не просто научить чему-то, а научить учиться. А также необходимо привить  детям умения  пользоваться полученными знаниями, грамотно анализировать, делать выводы. Образовательное учреждение должно дать подрастающему поколению возможность раскрыть свои способности и подготовиться к взрослой  самостоятельности.

Жизнь сегодняшнего  ученика такая же динамичная, как и жизнь общества. Современные технологии дают ученикам возможность прекрасно  ориентироваться в огромном мире познавательной информации. Нынешние дети свободно общаются с планшетом, владеют навыками работы с современной техникой. Они легко погружаются в мир Интернета. Все это, безусловно, развивает интеллект ребенка,  его способности, но не душу. Поэтому учителю необходимо также уделять большое внимание духовно-нравственному воспитанию юного поколения. Побуждать их работать над собой. На жизненных примерах воспитывать отзывчивость, доброту, умение дружить, помогать друг другу,  находить компромиссы. И тогда ребенок вырастет, и станет настоящей личностью, полноправным гражданином общества.

Учитель должен находиться в постоянном поиске. Он должен быть в курсе всего, что его окружает, чем дышит современное молодое поколение. И только тогда учитель будет интересен своим воспитанникам. Отличительной чертой мудрого педагога  является постоянное самосовершенствование, яркая эрудиция и высокая культура. Необходимо шагать в ногу с обществом.

Свою задачу вижу в том, чтобы воспитывать жизнелюбивых, честных, активных и добрых людей.

Главный принцип моей работы: «Ребёнок – это, прежде всего, личность во всём многоцветии её качеств, черт и проявлений, а не только ученик!» (Шалва Амонашвили).

Дети любого возраста чувствительны, ранимы. Необходимо дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их надеждами и мечтами. Только тогда ребёнок раскроет учителю свою душу и оправдает все его надежды.

Вместе с детьми я  искренне радуюсь успехам и сопереживаю промахам и неудачам каждого. Иногда родители видят своего ребенка маленьким, беспомощным, несамостоятельным, безответственным, а в школе он проявляет себя иначе. При помощи специально организованных семейных праздников родители открывают в своих детях что-то новое: его организаторские способности, умение быстро сориентироваться при решении поставленной задачи, умение не бояться большой аудитории.

Размышляя над тем, как сделать интереснее творческую деятельность, понимаю, что «не нужно делать праздники для детей, надо делать праздники вместе с детьми». По моим наблюдениям, любая заинтересованность учителя передается ребятам. Тонкая ниточка, связующая учителя и учеников в  единое целое, должна всегда незримо существовать. Дети очень хорошо чувствуют эту связь. И на доброту и любовь откликаются душевной привязанностью.

            Учителю необходимо также обладать большим запасом терпения. Не все школьники могут понять сразу услышанное на уроке. И, приходится учителю снова и снова объяснять, истолковывать, делать доступными к пониманию сложные вещи.

     Люди, равнодушные и черствые сердцем,  не должны работать в школе. Учителями становятся те, кто любит детей или те, кому нравится быть с ними, наблюдать, как они развиваются, растут, становятся более умелыми, знающими и уверенными в жизни. Учитель - это вечное движение вперед и увлечение других за собой. Воспитывая, обучаешься сам.  

Моя профессия – это радость общения с детьми. Это моменты счастья, когда я вижу широко раскрытые от удивления детские глаза, вижу благодарность и улыбки на лицах учеников. Я учу, надеясь, что удастся изменить мир к лучшему.

 

                



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 2 рабочего поселка Хор

муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Методическая разработка урока

окружающего мира в 3 классе

Подготовила учитель начальных классов

Кочетова Элла Геннадьевна

2015

УМК Занкова

Предметная область: Окружающий мир (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков)

Класс: 3 (2 часть, 4 четверть)

Подготовила и провела Кочетова Элла Геннадьевна

Тема: Русские первопроходцы

Тип урока: Изучение нового материала

Цель: создать условия для расширения знаний о начале освоения земель Азии, формирования умения работать с картой: извлекать информацию.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Личностные

Предметные

Метапредметные

Содействовать

  • формированию интереса к познанию окружающего мира;
  • формированию предпосылок для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
  • иметь целостный социально-ориентированный взгляд на мир;
  • проявлять самостоятельность в информационной деятельности.

Способствовать формированию УД

  • иметь представление о начале освоения земель Азии, о первопроходцах;
  • уметь работать с картой;
  •  использовать тексты учебника и справочной литературы для поиска информации, ответов на вопросы, создания собственных высказываний.

Создать условия для формирования УД

  • отбирать адекватные средства для достижения целей;
  • контролировать свои действия при сотрудничестве с одноклассниками;
  • умения смыслового восприятия текстов, иллюстраций и сообщений в соответствии с учебной задачей;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить небольшие сообщения в устной форме;
  • учитывать мнение и позицию другого человека;
  • договариваться, приходить к общему решению.

Оборудование:

  • учебник «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 3 класс, 2 часть;
  • карточки для индивидуальной работы, для работы в группах и в парах;
  • компьютер, проектор, экран

Этап урока

Цель

Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Мотивация к учебной деятельности.

Создать рабочий настрой учащихся

Проверяет готовность класса к работе.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс!

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

- Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным?

- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.

- Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке?

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня поработаем на отлично.

Перед вами лист самооценки. После выполнения заданий по моей команде вы должны будете выставлять баллы. В конце урока, согласно разбалловки будут выставлены оценки.

Проверяют свою готовность к уроку

Актуализация опорных знаний

Проверить уровень ранее полученных знаний,   создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, для определения темы урока

Слайд2                                                Задание1.

 Расставьте события русской истории в том порядке, в каком они происходили:

– освоение Сибири
– образование Киевской Руси
– освоение земледелия
– крещение Руси 
– образование Московской Руси
– Куликовская битва

Проверка  и выставление баллов.

– Какое из перечисленных событий вам незнакомо? (Освоение Сибири)
– Какие ассоциации у вас возникают со словом «Сибирь»?

 Слайд3-4  А вот такой можно увидеть Сибирь на фото, на карте России.

Выполняют задание,

проверяют правильность заполнения по образцу,

выделяют затруднение, на основании которого формулируют тему урока.

Осуществляют взаимопроверку.

Подготовка

 к работе на основном этапе

Организовать деятельность для планирования работы.

Слайд5 Предлагает прочитать текст с целью определения темы урока.

Четыре века назад к востоку от Уральских гор лежали неведомые, неисследованные земли. Мало кто знал о них. Говорили, что за Камнем (так называли в то время Уральские горы) лежит необъятный край – иди хоть два года и не дойдёшь до конца. В этом краю несметные богатства. И вот на восток, в просторы Сибири и Дальнего Востока, пошли люди. Этих отважных, смелых людей называли землепроходцами.

– Какова тема нашего урока? Как называют людей, которые первыми осваивали новые земли? Как их можно назвать по-другому?

-  Что будет полезно и интересно вам узнать?

- Каким способом можно расширить наши знания? (книга,   карта, группа, подумать, спросить у учителя)

Формулируют тему и цель урока, источники и способы получения информации.

Усвоение новых знаний и способов действий. Реализация построенного проекта.

Создать условия для формирования умения работать с информацией, полученной из различных источников, сотрудничать.

  Слайд 6 Итак, тема урока: «Русские первопроходцы». Какие знания необходимы путешественникам? Давайте проверим, какие знания есть у вас по ориентированию, чтобы отправиться вместе с землепроходцами в путешествие.

Слайд 7.Задание 2 -Определите, в какой стороне горизонта находится по отношению к Москве Белое море, Азовское море, Тихий океан, Уральские горы, Балтийское море. (работа с картой) Какая карта нам понадобится?

Проверка. Слайд 8. Выставление баллов.

– Молодцы, думаю, вы будете хорошими путешественниками.

СЛАЙД 9– Предлагаю вам рассмотреть карту с маршрутами первопроходцев в учебнике на стр.81 учебника.

– Сколько видите маршрутов? Каким путём они могли добраться до нужного места?

МЕТОД «Мозговой штурм» Что привлекало людей, отправлявшихся в путешествия?

– Вы высказали разные гипотезы. Запись на доске  А как узнать, какая из них верная? (Посмотреть в учебнике)с.80

Я предлагаю организовать исследование, чтобы ответить на вопрос. Итак, какова цель нашего урока: узнать, зачем люди путешествовали, с какой целью.

Задание для 1 группы

В каком направлении двигались новгородцы? (стр.81)

– Найдите описание в учебнике. Зачем они отправились в путешествие? (Для расширения торговых связей).

– Какие природные зоны они преодолели? (зона смешанных и лиственных лесов, тайги, тундры и лесотундры,).

Слайд 10. Какая карта нам поможет ответить на вопрос?

Слайд 11.  Угадайте, какая зона изображена

Задание для 2 группы

Слайд 12. – Следующий путь паломников в Палестину. Кто такие паломники? Найдите о них сведения в учебнике (стр.82). С какой целью они путешествовали? (Поклоняться святым местам).

Слайд 13. – Через какие природные зоны проходил их путь? ( зона смешанных и лиственных лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь,).

Задание для 3 группы.

Через какие природные зоны прошёл Афанасий Никитин?( зона смешанных и лиственных лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь, область высотной поясности, саванн и редколесий)

Проследите по карте путь, найдите в учебнике описание путешествия (стр.83).

 Куда ему удалось добраться? (до Индии)

Слайд 14. Послушайте, что видел Афанасий Никитин в Индии, чему удивлялся. 

«В султанском дворце 7 ворот. А в воротах сидят по 100 сторожей. А дворец всё с резьбой да с золотом. Каждый камень вырезан да золотом расписан. Султан выезжает на потеху. А с ним 10 тысяч человек на конях, а слонов водят 200, наряженных в доспехи золочёные…»

– Слайд 15.  Я предлагаю вам слова. Подумайте, какие из них имеют отношение к Индии?

Жара
Олень
Айсберг
Северное сияние
Тропические растения

корова
фрукты
ткани
сари

– Как вы думаете, какой путь самый трудный? (Афанасия Никитина). Почему? (Долгий путь).

4. Физкультминутка

– Предлагаю немного отдохнуть. Вы путешественники. Найдите таблички с надписями  и подойдите к ним.

а) Столица России (Москва)
б) Самый холодный океан (Северный Ледовитый океан)
в) Самый большой материк (Евразия)
г) Самое глубокое озеро на Земле (Байкал)
д)В каком городе прошел первый парад Победы в ВОВ?

– Посмотрите в окно, под ноги, вверх,  на доску, закрыть глаза, открыть, тихонько сесть.

5. Продолжение изучения нового материала

– Рассмотрим путь Ермака. Обратимся к учебнику (стр.83)
Самостоятельная работа. Заполнение таблицы.

Имя землепроходца

Природные зоны, через которые лежал путь

Ермак

Слайд 16.  Оценивание работ.

 Как связано имя Ермака с Сибирью? Прочитайте в учебнике


– Как вы думаете, чей поход имел значение для Руси? (Ермака).Почему?
– Предлагаю опять поработать в группах, чтобы познакомиться более подробно с этим походом.

Групповая работа . Метод «Совместный проект». Слайд 17-19.  

Группы получают текст ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Прочитайте текст, определите, о чём этот текст, выберите главную информацию на эту тему.и заполните лист.

Предлагаю заполнить таблицу имеющейся в вашем тексте информацией

– Общий вывод: какое значение имел поход Ермака для Руси? (присоединение Сибири, расширение и укрепление государства)

Дайте название нашего проекту.(план рассказа)

Работают по карте.

Выполняют тест и осуществляют взаимопроверку.

С целью ответа на проблемный вопрос создается «Банк идей», проводят анализ и обговаривание.

Показывают на карте.

Отыскивают информацию учебника, необходимую для выполнений  работы, предложенной группе, выслушивают мнение членов группы, обсуждают, формулируют вывод, представляют продукт

 

Первичное закрепление во внешней речи

Создать условия для формирования умения представлять результаты совместной работы и выслушивать  своих одноклассников.

 Озаглавливание предполагаемого рассказа о Ермаке

                                

Представляют результаты работы.

Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности.

Содействовать формированию самоконтроля, самооценки.

Слайд 20.  - Прошу вас посчитать баллы и оценить свои работы.

 -Не хочется ли вам сделать какие-либо поправки на доске?

- Удалось достичь цели урока?

- Какие задачи пришлось решать?

- Для чего мы с вами изучали эту тему?

- Какие выводы?

- С помощью фломастера обозначьте работу, наиболее значимую для  вас.

Слайд 21.  Узнай себя.

Оценивают работу в в листе самооценки, значимость изученной темы, подводят итог урока.

Домашнее задание

Слайд 22.  1. с.80-83 выполнить задание в тетради на с 40 № 92

2. с.80-83 составить 3 вопроса для одноклассников;

3. с80-83,найти информацию о необычных событиях из жизни путешественников.

Учащиеся выбирают задание из предложенных



Предварительный просмотр:

Лист самооценки_________________________________________________

Задание

Баллы

Оценка

1.Расставьте события русской истории в том порядке, в каком они происходили:

Без ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3ошибки – «3»

4 ошибки и более – «2»

– освоение Сибири
– образование Киевской Руси
– освоение земледелия
– крещение Руси 
– образование Московской Руси
– Куликовская битва

2.Определите, в какой стороне горизонта находится по отношению к Москве 

(работа с картой)

Без ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3 ошибки и более – «2»

Белое море

Азовское море

Тихий океан

Уральские горы

Балтийское море

3. Заполнение таблицы

Имя землепроходца

Природные зоны, через которые лежал путь

Ермак

Без ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3 ошибки и более – «2»

Дополнительный балл

Всего баллов

Оцени свою работу:

13- 15 б. –     «5»

10- 12 б. –     «4»

7– 9 б.-        « 3»

6 б. и ниже – «2»



Предварительный просмотр:

Задание для 1 группы.

В каком направлении двигались новгородцы? (стр.81)

– Найдите описание в учебнике. Зачем они отправились в путешествие?        

Заполните таблицу.

Имя землепроходца

Природные зоны, через которые лежал путь

Результат путешествия

Новгородцы

Задание для 2 группы.

. Кто такие паломники? Найдите о них сведения в учебнике (стр.82). С какой целью они путешествовали?

Заполните таблицу.

Имя землепроходца

Природные зоны, через которые лежал путь

Результат путешествия

Паломники

Задание для 3 группы.

Через какие природные зоны прошёл Афанасий Никитин

Проследите по карте путь, найдите в учебнике описание путешествия

Куда ему удалось добраться?

Заполните таблицу.

Имя землепроходца

Природные зоны, через которые лежал путь

Результат путешествия

Афанасий Никитин

  1. Личность путешественника

2.Время путешествия и цель путешествия

3.Результат путешествия


1 группа. 

Ермак - исключительной храбрости воин, богатырь, умный, талантливый военачальник, защитник Родины. Ермак, по описаниям современников, был среднего роста с крепкими мышцами, широк плечами, имел приятное лицо, чёрную бороду, тёмные кудрявые волосы. Ермак был отважным и решительным, умным и храбрым человеком. 

В 1585 г. Ермак всего с 50 казаками отправился отыскивать караван с продовольствием, который должен был прийти из Бухары. Хан Кучум сумел установить непрерывное наблюдение за отрядом Ермака. Ночью, когда казаки заснули на берегу Иртыша, татары напали на них. Ермак сражался до конца. Он кинулся в воду, пытаясь переплыть реку. Но полученная рана и тяжёлое вооружение потянули его на дно.

 2 группа

Во времена Ивана Грозного в России был хорошо известен богатый купеческий род Строгановых. Они вели торговлю на берегах реки Двины и Камы. Эти края часто подвергались вражеским набегам, и Строгановы построили на речных берегах небольшие деревянные крепости. В этих крепостях несли службу казаки. Особенно досаждал Строгановым правитель Сибирского ханства – хан Кучум. Чтобы избавиться от его набегов, послали Строгановы отряд казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем остановить набеги хана Кучума, а также изведать богатства, земли сибирского края.

В 1581году купцы Строгановы организовали поход Ермака за Урал..

3 группа. Отряды Ермака были хорошо вооружены, организованы. В войске имелись трубачи и барабанщики. Они подавали сигналы во время сражения. На реке Тобол казаки Ермака разгромили отряды хана Кучума, ошеломив врага огнестрельным оружием, которого татары доселе не видели и не знали. Ермак распорядился стрелять по очереди: пока одна половина войска стреляла, вторая перезаряжала ружья. Поэтому стрельба не прекращалась ни на минуту. Сибирские народы считали его вооружение волшебным, приносящим победу, удачу в войне. За кольчугу Ермака предлагалась очень высокая цена.

Ермак остался покорителем Сибири.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира Учитель : Кочетова Элла Геннадьевна

Слайд 2

Проверь себя Освоение Сибири Образование Киевской Руси Освоение земледелия Крещение Руси Образование Московской Руси Куликовская битва (6) (3) (1) (2) (5) (4)

Слайд 3

Сибирь

Слайд 4

Сибирь на карте России

Слайд 5

Попробуй определить тему урока Четыре века назад к востоку от Уральских гор лежали неведомые, неисследованные земли. Мало, кто знал о них. Говорили, что за камнем (так в то время называли Уральские горы) лежит необъятный край- идти хоть два года и не дойдёшь. В этом краю несметные богатства. И вот на восток, в просторы Сибири и Дальнего Востока, пошли русские люди. Этих отважных, смелых людей, что открывали за Уральским хребтом новые земли, называли землепроходцами.

Слайд 6

Тема урока: Русские первопроходцы

Слайд 8

Определите, в какой стороне горизонта находится по отношению к Москве : Белое море - С Азовское море - Ю Тихий океан - В Уральские горы - В Балтийское море - СЗ

Слайд 11

Путь новгородцев пролегал через :

Слайд 12

Паломники- верующие люди, которые странствовали для поклонения святым местам.

Слайд 13

В каких природных зонах проходило путешествие Афанасия Никитина?

Слайд 14

« В султанском дворце семь ворот. А в воротах сидят по сто сторожей. А дворец всё с резьбой да с золотом. Каждый камень вырезан да золотом расписан. Султан выезжает на потеху. С ним 10 тысяч человек на конях, а слонов водят 200, наряженных в доспехи золочёные….»

Слайд 15

Что вы знаете об Индии? жара слон айсберг тропические растения корова олень северное сияние фрукты сари

Слайд 16

Имя первопроходца Природные зоны, через которые лежал путь Ермак Зона смешанных и широколиственных лесов, зона лесостепей и степей. Проверка задания

Слайд 17

Ермак - исключительной храбрости воин, богатырь, умный, талантливый военачальник, защитник Родины. Ермак, по описаниям современников, был среднего роста с крепкими мышцами, широк плечами, имел приятное лицо, чёрную бороду, тёмные кудрявые волосы. Ермак был отважным и решительным, умным и храбрым человеком. В 1585 г. Ермак всего с 50 казаками отправился отыскивать караван с продовольствием, который должен был прийти из Бухары. Хан Кучум сумел установить непрерывное наблюдение за отрядом Ермака. Ночью, когда казаки заснули на берегу Иртыша, татары напали на них. Ермак сражался до конца. Он кинулся в воду, пытаясь переплыть реку. Но полученная рана и тяжёлое вооружение потянули его на дно.Ермак так и остался покорителем Сибири.

Слайд 18

2 группа Во времена Ивана Грозного в России был хорошо известен богатый купеческий род Строгановых. Они вели торговлю на берегах реки Двины и Камы. Эти края часто подвергались вражеским набегам, и Строгановы построили на речных берегах небольшие деревянные крепости. В этих крепостях несли службу казаки. Особенно досаждал Строгановым правитель Сибирского ханства – хан Кучум . Чтобы избавиться от его набегов, послали Строгановы отряд казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем остановить набеги хана Кучума , а также изведать богатства, земли сибирского края. В 1581году купцы Строгановы организовали поход Ермака за Урал..

Слайд 19

3 группа. Отряды Ермака были хорошо вооружены, организованы. В войске имелись трубачи и барабанщики. Они подавали сигналы во время сражения. На реке Тобол казаки Ермака разгромили отряды хана Кучума , ошеломив врага огнестрельным оружием, которого татары доселе не видели и не знали. Ермак распорядился стрелять по очереди: пока одна половина войска стреляла, вторая перезаряжала ружья. Поэтому стрельба не прекращалась ни на минуту. Сибирские народы считали его вооружение волшебным, приносящим победу, удачу в войне. За кольчугу Ермака предлагалась очень высокая цена. Ермак остался покорителем Сибири.

Слайд 20

13- 15 б. – «5» 10- 12 б. – «4» 7 – 9 б.- « 3» 6 б. и ниже – «2» Оцени себя !

Слайд 21

Узнай себя!

Слайд 22

Домашнее задание 1. с.80-83 выполнить задание в тетради на с 40 № 92 2. с.80-83 составить 3 вопроса для одноклассников; 3. с80-83,найти информацию о необычных событиях путешественников



Предварительный просмотр:

Кочетова Элла Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ ООШ № 2 р.п. Хор

«Использование интерактивных методов на уроках с целью повышения качества обучения школьников».Назван победитель конкурса "Учитель года России - 2013" Портал для специалистов школ, общеобразовательных учреждений

Скажи мне – и я забуду;

 покажи мне – и я запомню;

 дай сделать – и я пойму.

Китайская притча

     Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 24 года. За это время я работала по разным  образовательным программам, а  в настоящий момент обучение веду по программе развивающего обучения Л.В. Занкова. Результаты обучения  данной программы в полной мере соответствуют основным требованиям к выпускнику начальной школы согласно ФГОС, а именно:

  • умение учиться, организовывать себя;
  • адекватная самооценка;
  • развитие учебной мотивации, интересов;
  • навыки сотрудничества со сверстниками;
  • умение добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам;
  • необходимый уровень развития познавательных процессов.

В связи с этими требованиями изменилась и цель современного урока, и состоит она не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта индивидуальной образовательной траектории.  И как следствие, возникает противоречие между необходимостью решать новые задачи в области развития и обучения школьника и отсутствием эффективных способов достижения этого.

Данное противоречие побудило меня к поиску наиболее оптимальных и эффективных методов обученияи развития познавательных интересов у учащихся. Одними из них выступают интерактивные методы обучения. В переводе с английского языка interact «находиться во взаимодействии, общаться».Эти методы  позволяют воплотить в жизнь принципы личностно-ориентированного обучения(труды Ш. А. Амоношвили, Л. Н. Занкова, Д Б. Эльконина, И. С. Якиманской).

Новизна опыта заключается в адаптации существующих методов интерактивного обучения к  применению их в работе  с детьми младшего школьного возраста. Описанные в литературе методы и приемы относятся, в основном, к учащимся старших классов.

Ведущими признаками интерактивного взаимодействия являются:

  1. Многоголосье. Это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме.
  2. Диалог. Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи.
  3. Мыследеятельность. Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и учащихся, самостоятельной познавательной деятельности.
  4. Смыслотворчество. Это процесс осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.
  5. Свобода выбора.
  6. Создание ситуации успеха. Ведущие условия для создания ситуации успеха – позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.
  7. Рефлексия. Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.

Использование технологии интерактивного обучения – необходимое условие оптимального развития и тех, кто учит, и тех, кто учится.

Использование интерактивных методов  выдвигает определенные требования  к  уроку. Как правило, этапы урока выглядят следующим образом:

1. Мотивация.

Цель этого этапа – сфокусировать внимание учащихся на проблеме и вызвать  интерес к обсуждаемой теме.Использую такие приемы, как вопросы, цитата, короткая история, небольшое задание, разминка. Эффективен такой  метод – «Чемодан».На плакате нарисован чемодан, каждая группа по очереди должны рассказать  какие знания по рассматриваемой теме они возьмут в дорогу или даже ощущения от  урока или общения.

2. Постановка темы урока, цели  и ожидание результатов.

Цель этапа – обеспечить понимание учащимися содержание их деятельности, того, чего они достичь в результате урока и что от них ожидает учитель.

3. Актуализация знаний.

Цель этапа – дать учащимся достаточно информации для того, чтобы на ее основе выполнять практические задания. Это может быть мини-лекция, чтение раздаточного материала.

4.Интерактивное упражнение – центральная часть занятия.

Цель занятия – практическое освоение материала, достижение поставленных целей урока. Проводится этот элемент в такой последовательности:

  • инструктирование – учитель рассказывает про цели упражнения, про правила, последовательность действий и количество времени на выполнение заданий, спрашивает все ли понятно учащимся;
  • объединение в группы или распределение ролей;
  • выполнение задания, при котором учитель выступает как организатор, помощник;
  • презентация результатов выполнения упражнения.

5. Рефлексия.

  Изучив и проанализировав литературу, я решила использовать интерактивные методы для обучения младших школьников уже с первого класса. Это помогает мне сделать процесс обучения более осмысленным, логически завершенным, эмоционально положительно окрашенным, и как следствие – более эффективным.

  Интерактивные методы можно разделить на 4 группы: групповое обучение, фронтальное, обучение в игре, обучение дискуссии.

Групповая учебная деятельность – это форма организации обучения в малых группах. Такое обучение открывает для учащихся возможности сотрудничества со сверстниками, дает возможность реализовать природное стремление каждого человека к общению. В своей работе использую следующие методики: «Мозаика»,«По щучьему веленью», «Анализ ситуации», «Совместный проект». «Сборщики», «С мира по нитке».

Результат:

  1. Дети научились самостоятельно добывать знания в результате поисковой деятельности.
  2. Улучшился психологический климат в классе. Образовалось учебное сообщество.
  3. Растет самокритичность, дети более точно стали оценивать свои возможности, лучше себя контролировать.
  4. Учащиеся приобрели навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

К фронтальным интерактивным методам относятся такие, которые предусматривают одновременную совместную работу всего класса. Это – обсуждение проблемы в общем кругу.

На своих уроках использую следующие методы: «Микрофон», «Обучая-учу». «Аукцион», «Мозговой штурм», «Дерево решений».

Результат:

  1. Ребята подражают наиболее активным участникам урока.
  2. Учащиеся настроены на активную познавательную деятельность.
  3. Весь  класс обсуждает, сравнивает и обобщает результаты совместной работы.

К методам обучения в игре  относятся ролевые игры, драматизация. Эти методы чаще всего использую на уроках литературного чтения, окружающего мира.

Действенным методом на уроках русского языка является игра «Радист». Суть данного метода заключается в том, что во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда поизносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

Результат:

  1. Изменение в восприятии учеников, которое приводит к быстрому, немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы.
  2. Учащиеся исследуют проблему изнутри, пропускают ее через «себя», анализируют собственное поведение и делают необходимые выводы.

Метод обучения  дискуссии – важный способ познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, потому что дискуссия – широкое публичное обсуждение спорного вопроса. Использую метод «Выбери позицию».

«Выбери позицию».Суть этого метода в следующем.Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения.

Результат:

  1. Учащиеся узнают о существовании разных подходов к одному явлению.
  2. Учатся обосновать и аргументировать свою точку зрения.
  3. Побуждают учеников к поиску общего решения поставленных проблем.

 Завершить урок помогают такие интерактивные методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг». Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне. Этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет скорректировать цель будущего урока.

Использование интерактивного обучения позволяет реализовывать методы  здоровьесберегающих технологий:

  • Учёт особенностей каждого ученика.
  • Создание благоприятного микроклимата на уроке, во внеурочной жизни.
  • Использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу.
  • Создание условий для самовыражения учащихся.
  • Инициация разнообразных видов деятельности.
  • Предупреждение гиподинамии.

И как результат наблюдается:

  • повышение мотивации к учебной деятельности;
  • повышение качества обученности учащихся в классе.

По моему мнению, применение интерактивных форм и метод обучения способствует созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для обучающихся.

Для оценивания уровня психологического состояния класса и выявления уровня учебной мотивации каждого ребёнка было проведено психолого-педагогическое диагностирование учащихся по методике Н.Г. Лускановой. В результате  выявлено - большинство учащихся класса (91%) имеют высокий уровень учебной мотивации, легко адаптируются  к новым требованиям,  испытывают положительное отношение к обучению.

О позитивной динамике уровня познавательной активности свидетельствуют  приведенные в таблице данные.

Динамика уровня познавательной мотивации учащихся к учебе  (в %)

Уровень/период

Высокий

средний

Низкий

2012-2013

36

24

40

2013-2014

47

31

22

2014-2015

56

29

15

Вывод. Количество учащихся с высоким  уровнем развития  познавательной активности вырос  в 2014-2015 году по сравнению с 2012-2013 годом на 20%.  Возросло и количество учащихся со средним уровнем развития познавательной активности (на 5%).

Показатели годового значения среднего балла и качества знаний обучающихся по предметам

Предмет

Класс

(кол-во учащихся)

2013-2014

Класс

(кол-во учащихся)

2014-2015

Средний балл/ % качества знаний

1 полугодие

2 полугодие

Средний балл/ % качества знаний

Средний балл/ % качества знаний

Литературное  чтение

2(17)

4,3/88%

3(18)

4,3/83%

4,5/83 %

Математика

2(17)

4,1/82%

3(18)

3,8/66%

3,9/66,6 %

Окружающий мир

2(17)

4,1/82%

3(18)

4/72%

4/77,7 %

Русский язык

2(17)

3,8/70%

3(18)

3,8/66%

3,9/72%

Вывод. Учащиеся имеют стабильно высокие результаты усвоения содержания образования.

Наличие участников, призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников.

Уровень

участия

Учебный год

Наименование олимпиады, конкурса, предмет (направление деятельности)

Результат участия (участник / призер / победитель)

Школьный уровень

2013

Русский язык

8/1/2

Школьный уровень

2013

Математика

8/1/1

Школьный уровень

2014

Русский язык

5/2/1

Школьный уровень

2014

Математика

5/1/0

Школьный уровень

2015

Русский язык

3/2/1

Школьный уровень

2015

Математика

4/1/0

Муниципальный уровень

2015

Русский язык

2/1/0

Муниципальный уровень

2015

Математика

1/0/1

Интерактивные методы обучения я применяю и на занятиях внеурочной деятельности - факультатива «Я исследователь», который я веду уже третий год. Атмосфера творчества, сотрудничества, активной мыследеятельности, доброжелательности на этих занятиях помогают учащимся раскрыть свои способности. Результатом этих занятий стало увеличение количества исследовательских работ и участников школьной конференции «Шаг в будущее», опыт участия в районной конференции и в краевом конкурсе исследовательских работ.

Уровень

участия

Учебный год

Результат участия (участник / призер / победитель)

Количество работ

Школьный уровень

2013

7/2/1

4

Школьный уровень

2015

5/1/0

4

Муниципальный уровень

2015

1/0/0

1

Краевой уровень

2015

1/1/0

1

Мои ученики принимают активное участие в творческих конкурсах и занимают призовые места:

Уч. год/ класс

Количество мероприятий

Результат участия (участник / призер / победитель)

школьный

муници

пальный

краевой

всерос

сийский

школьный

муници

пальный

краевой

всерос

сийский

2012-2013/ 1

5

1

5\3\2

5/5

2013-2014/ 2

12

12\9\3

2014-2015/3

10

1

1

2

8\3\5

6/6/0

1/1

28/9/4

Использование интерактивных методов помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения, а также позволит учащимся начальной школы  при переходе на вторую ступень общего среднего образования наиболее успешно и безболезненно пройти период адаптации и продолжить обучение.

Литература.

  1. Евтеева О. Учебная дискуссия. – // Литература, №31/2003.
  2. Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов:   настольная книга современного педагога. Ч.1:Технология АМО. – Петрозаводск:Verso, 2012.
  3.  Кашлев С.С. Интерактивные методы эколого-педагогической деятельности. М. 2004.
  4. http://magistr.tstu.ru/
  5. http://www.scienceforum.ru/2013/218/5678 
  6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/02/04/interaktivnye-metody-obucheniya 
  7. http://technomag.edu.ru/ 
  8. http://ped-kopilka.ru/pedagogika/metodika/interaktivnye-metody-obuchenija