сенсорика
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.
Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.
Игра «Веселая поляна»
Эта игра является эффективным упражнением для сенсорного развития, восприятия и развития мелкой моторики рук. Кроме того, эта игра помогает ребенку овладеть пространственным ориентированием. Работу проводим индивидуально и групповой по три человека.
Цель: развитие мелкой моторики рук и точности движений, тактильного восприятия, воображения пространственных отношений; способность к эмоциональному и творческому формированию.
Задачи:
формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), форме (круглая, в форме цветка…), количестве (много, один), различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;
создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата;
развивать связную, диалогическую речь;
развить способность детей действовать самостоятельно.
Варианты заданий:
1-й вариант (2-3 года)
Детям предлагается познакомиться с полянкой, посмотреть на предметы, потрогать ручками, подобрать и пристегнуть похожие детали.
Закрепление названий основных цветов.
Закрепление понятия величины (большой — маленький, высокий-низкий) и формы.
Знакомство с понятиями «один — много» и их закрепление.
Совершенствовать навыки порядкового и количественного счета.
Развивать умение различать пространственные направления: вверх- вниз, вправо-влево.
2-й вариант (3-4 года)
Отгадывание загадок.
В тот сезон мы долго спали;
Мы купались, загорали,
Путешествовали где-то…
Так бывает только? (Летом.)
Зимой и летом- одним цветом. (Ель, сосна.)
У безногой табуретки
Раньше были ствол и ветки. (Пень.)
От осени до весны
Видит красочные сны.
За едой он не встает,
Только лапу, знай, сосет. (Медведь.)
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце.)
На улице рубашка,
В избе рукава. (Луч солнца.)
Звери, птицы там живут;
Ягоды, грибы растут.
Сосны ростом до небес.
Что это за место? (Лес.)