Материалы для областного конкурса "Учитель года - 2015"

Киргинцева Елена Николаевна

Методический семинар

Презентация "Педагогические условия формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка"

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/03/31/prezentatsiya_0.pptx

Пояснительная записка педагогического опыта работы

http://nsportal.ru/sites/default/files/015/03/31/poyasnitelnaya_zapiska.docx

Эссе "Я - учитель"

http://nsportal.ru/sites/default/files/015/03/31/esse.docx

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx20.88 КБ
Файл esse.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка

Условия возникновения и становления опыта – слайд 2

Школа XXI века призвана решать задачу развития личности с активным отношением к действительности, способной адекватно реагировать на изменения в мире и своей собственной жизни, обладающей развитым критическим мышлением, готовой воспринимать окружающий мир во всей его сложности, стремящейся через самореализацию к преобразованию действительности.

Чтобы определить, насколько уроки английского языка способствуют формированию социокультурной компетенции, я попыталась ответить на следующие вопросы:

  • Ориентировано ли обучение на определение и сравнение закономерностей и особенностей культурного развития разных стран Европы и мира в конкретный исторический период или  учебный усилия учителя и учащихся направлены на запоминание конкретной информации и формирование коммуникативных умений её воспроизведения?
  • Способствуют ли уроки пониманию культурного разнообразия одной культуры и позиционированию себя в плане социально-политических, возрастных и других отличий  как представителя одной страны и гражданина мира в целом?
  • Используем ли мы на уроках только тексты учебника или отсылаем учащихся к другим источникам информации, осуществляя в том числе и межпредметные связи?
  • Насколько часто изучение того или иного учебного материала сопровождается анализом художественных произведений, а также произведений других видов искусства, способных создать нужный фон в рамках изучаемой тематики?

Не все эти вопросы получили исчерпывающе положительные ответы, это и побудило задуматься о том, что следует организовать процесс обучения так, чтобы обеспечить положительную динамику у учащихся таких показателей, как 1) сформированность коммуникативно-речевых умений; 2) умение работать с основными типами справочной и учебно-справочной страноведческой литературы;  3) умение собирать, систематизировать и интерпретировать культуроведческую информацию; 4) готовность представлять свою страну и её культуру; 5) познавательной самостоятельности; 6) мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Проведенная диагностика по  определению исходного уровня социокультурной компетенции школьников показала ряд проблем: трудность ориентирования в потоке культуроведческих реалий, не готовность представлять свою страну и её культуру, слабые навыки  работы со справочной страноведческой литературой, слабое умение собирать, систематизировать и интерпретировать культуроведческую информацию.

Таким образом, возникновение опыта связано с осознанием учителем необходимости формирования у учащихся коммуникативной компетенции, включения в их субъектный опыт способов действий по разрешению проблем социокультурной направленности обучения.

Актуальность опыта – слайд 3

При разрешении противоречия между необходимостью формирования у учащихся готовности и способности жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения социокультурной направленности обучения английскому языку задачами социокультурного образования средствами изучаемого иностранного языка стали: 1) развитие самосознания обучающихся как культурно-исторических субъектов; 2) формирование интегративных  коммуникативно-познавательных умений использовать язык как средство межкультурного общения; 3) обучение формам общественного  самовыражения индивида или группы индивидов в обществе; 4) соразвитие мировоззренческой культуры, культуры межличностного и группового взаимодействия в условиях формального и неформального общения; 5) обучение этике речевого дискуссионного поведения; 6) взаимосвязанное формирование и развитие всех компонентов (языкового, речевого и социокультурного).

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в выявлении, обосновании и обеспечении педагогических условий формирования у учащихся готовности и способности жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире.

Новизна опыта – слайд 4

Новизна обобщённого опыта состоит в:

  • диагностике уровня сформированности социокультурной компетенции учащихся по показателям:

1) сформированность коммуникативно-речевых умений учащихся с учётом: а) способности к коммуникативному взаимодействию, б) фонетического оформления речи (произношение отдельных звуков, интонационная правильность оформления предложения, ударения), в) языковой корректность речи, г) коммуникативной целесообразности лексико-грамматического оформления речи (точность выполнения задания);

 2) умение работать с основными типами справочной и учебно-справочной страноведческой (лингвострановедческой, культуроведческой) литературы и использовать полученные данные в учебной деятельности и лично-познавательных целях;

3) умение собирать, систематизировать и интерпретировать культуроведческую информацию, используя разнообразную информационно-справочную литературу (включая сайты Интернета и электронную справочную литературу) газетно-журнальные материалы, художественную литературу; 4) готовность представлять свою страну и её культуру.

  • Выявлении, экспериментальном обосновании и описании совокупности педагогических условий, способствующих достижению оптимального уровня сформированности социокультурной  компетенции учащихся группы углублённого изучения английского языка.
  • Организации рефлексии эффективности работы учителя по использованию на уроках английского языка совокупности педагогических условий формирования у учащихся социокультурной компетенции.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2013 по 2016 гг.

Диапазон опыта – слайд 5

Диапазон опыта представлен дидактической системой работы учителя, направленной на выявление и создание условий для формирования у учащихся социокультурной компетенции на уроках английского языка. Развитие социокультурных умений в устной и письменной речи рассматривается учителем не просто как цель, но и как средство успешности овладения  предметные и метапредметными знаниями и умениями.

Дидактическая система учителя предполагает комплекс взаимосвязанных между собой, оригинальных учебно-воспитательных задач содержательно-организационной и технологической направленности, в основе которой лежит чёткая методическая концепция: социокультурную компетенцию необходимо сегодня последовательно формировать и развивать в тесной связи с общеучебными, академическими и информационными умениями, готовностью к решению проблем одновременно на родном и на иностранном языке в единой логике.

Теоретическая база опыта – слайд 6

В основе педагогического опыта лежат идеи В.В.Сафоновой, Е.Н. Солововой, С.Г. Тер-Минасовой, И.Л.Бим, И.М. Осмоловской,  И.Ф. Исаева, М.И. Ситниковой.

Технология опыта

Постановка целей и задач педагогической деятельности – слайд 7

Целью педагогической деятельности является выявление, обоснование и обеспечение педагогических условий формирования у учащихся на уроках английского языка готовности и способности жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач – слайды 8, 9

  • создание условий для формирования интегративных  коммуникативно-познавательных умений использовать язык как средство межкультурного общения;
  • обеспечение развития культуры межличностного и группового взаимодействия учащихся;
  • обучение этике речевого дискуссионного поведения.
  • использование современных технологий и средств обучения на уроках английского языка.

В качестве методической доминанты при решении задач социокультурного образования средствами иностранного языка вступает система проблемных социокультурных  заданий  (познавательно-поисковые, познавательно-исследовательские задачи, коммуникативные и коммуникативно-познавательные ролевые игры, познавательно-исследовательские учебные проекты, учебные дискуссии).

Организация учебно-воспитательного процесса.

Очевидно, что для того, чтобы эффективно развивать социокультурную компетенцию у своих учащихся, сам учитель должен иметь необходимый  и достаточный уровень её сформированности.

При организации эффективного учебно-воспитательного процесса используются различные формы урочной и внеурочной деятельности – слайд 10.

В качестве педагогических условий формирования социокультурной компетенции учащихся были определены использование содержания образования по английскому языку в рамках УМК М. Кауфман, К. Кауфман и применение современных технологий и средств обучения на уроках английского языка (частично-поисковый и поисково-исследовательский методы – слайд 11, конструктивное диалогическое взаимодействие с учащимися – слайды 12, 13, элементы проектного обучения – слайд 14, информационные технологии, реалии или аутентичные материалы, учебные пособия зарубежных и российских издательств, ресурсы Интернет (преимущественно материалы англоязычных сайтов), тестовые задания и материалы ЕГЭ, в том числе он-лайн, английские толковые словари и т.д.), а также во внеурочной деятельности – слайд 15.

Результативность опыта

В ходе работы на промежуточном этапе решены следующие задачи – слайд 16

Результаты обследования группы учащихся 11 класса в 2014-2015 учебном году показали положительную динамику учебной мотивации, сформированности социокультурной компетенции, коммуникативной толерантности. Слайды 17-19

Литература – слайд 20.



Предварительный просмотр:

Киргинцева Е.Н.

учитель английского языка

МБОУ Прииртышская СОШ

Тобольского муниципального района

Конкурсное задание эссе

«Я – учитель».

Для меня педагогическая деятельность и пространство – это огромная, мощная, живая, полноводная река, которой нет конца и края. В ней встречаются подводные течения, омуты, тихие спокойные умиротворяющие заводи, бодрящие плесы, спокойные и творческие затоны. Она всегда полна разных сюрпризов и неожиданностей: вдохновляющих, окрыляющих, непредвиденных и бодрящих, ну, иногда, порой и неприятных.В ней живет огромное количество обитателей. Так же, как по теории Ч. Дарвина жизнь зародилась в воде, также и дети, начиная с семилетнего возраста, приходят сюда и проводят почти весь свой день в течение одиннадцати лет, растут, развиваются, становятся личностями, готовятся «выйти к жизни на суше».

Река всегда разная. Как говорит пословица «Нельзя войти в одну реку дважды», так и каждый урок, каждый день в школе особенный, не похожий на предыдущий. Всякийраз его ждешь с трепетом, - что принесет тебе этот день?...

Человеку для счастья нужно быть здоровым, востребованным, успешным, уважаемым, любимым. Быть кому-то нужным - это один из немаловажных компонентов человеческого счастья.

Моя работа в школе начиналась непросто: мне достался девятый класс, где из двадцати учеников было четырнадцать мальчиков. Мне казалось, что они не принимали меня всерьез, шутили, проверяли, разыгрывали. Как я ни старалась качественно и интересно готовиться к урокам, находить актуальный материал, подыскивать методы и способы организации урока – ничего не выходило. Тогда, работая первый год в школе, я не могла понять, в чем дело.

Осознание причин пришло потом. Бывает такое взросление человека, точнее периоды в его жизни, когда буквально за пару лет происходит перелом, связанный с определенными событиями, ты начинаешь смотреть на все другими глазами, становятся зримыми и понятными многие вещи, которые раньше для тебя были невидимыми или просто не приходили в голову. Тогда я поняла, что неправильно расставляла приоритеты в общении: выбрала позицию «над», руководящую, старалась держать все под контролем, боялась сделать ошибку, пыталась переделать за год уже почти повзрослевших мальчишек, не учитывая их интересы, мнения. Соответственно, получила вполне понятный результат, вернее, его отсутствие. Класс выпустился. Я поняла, что помимо прочных знаний по предмету еще нужно что-то большее. Сразу вспомнились слова преподавателя института, что первые годы молодой учитель ориентируется не на учеников, а на себя: на то, как он говорит, как выглядит, какой у него имидж среди учеников. Я думала, как построить красивую длинную фразу на английском языке, лексически и грамматически правильно оформленную, как воздействовать на своих воспитанников, чтобы непременно все до одного выполняли мои классные поручения и домашние задания… Но, оказалось, для подростков не это самое важное. В школе стремление к перфекционизму нужно притуплять и ориентироваться не на свое эго, а на детей, на их личности. Я начала интересоваться психологией. В руки мне попались книги Ю.Б. Гиппенрейтер. Она перевернула мое представление о педагогической деятельности и общении с детьми, учениками.

Через два года ко мне пришел мой пятый… Какой же страх у меня был перед новым учебным годом тогда! Как выстроить систему воспитательной работы, общение, организовать классный коллектив, чтобы не повторить прежнюю ошибку, как стать нужной им и принятой ими, чтобы они видели во мне не какого-то диктатора, а друга, которому можно доверить все проблемы и тайны, которым я буду нужна и полезна… Тогда в голове у меня вертелось много опасений.

Общение необходимо каждомуребенку, особенно, если оно отсутствует дома. Это одно из условий развития, роста, хорошего самочувствия, как, например, пища, тепло, вода. Гуманизм в воспитании и понимании ребенка – это принятие его нужд и потребностей, интересов, знание закономерностей его роста и развития как личности. Какой стиль общения ты, как педагог, выберешь, так и будут развиваться твои взаимоотношения с классом. Я выбрала для себя принцип «безусловного принятия». Как сказала Ю.Б. Гиппенрейтер, «Безусловно принять ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник и так далее, просто за то, что он есть!» Душевная копилка ребенка работает непрерывно, и чем младше ребенок, тем сильнееи неизгладимее влияние того, что мы в нее бросаем: светлые дары нашего тепла, принятия и одобрения или тяжелые камни окриков, критики, наказаний и обид.

Оказалось, поменять позицию «над» на позицию «рядом» совсем не сложно и очень приятно, потому что счастье человека зависит от психологического климата той среды, в которой он находится, растет, живет, работает. «Каждый сам определяет цвет своего неба».

Как здорово работать в среде «взаимоуважения, взаимопринятия, взаимопонимания»! Ведь дети очень тонкие и наблюдательные психологи, они все чувствуют, и как гладь воды, «отражают», отдают тебе все, что ты им пошлешь.

Единственная трудность при сохранении позиции «на равных» -  сдержаться и не вмешаться, не сделать что-то за ребенка,за исключениемслучаев, когда ему трудно, и он готов принять вашу помощь.

Такая «совместная деятельность» описана с юмором английским писателем Дж. К. Джеромом: «Я, - пишет автор от первого лица, - не могу спокойно сидеть и смотреть, как кто-нибудь трудится. Мне хочется принять участие в его работе. Обычно я встаю, начинаю расхаживать по комнате, заложив руки в карманы, и указывать, что надо делать. Такая уж у меня деятельная натура». Главное – не превратиться в этого персонажа и содействовать, соучаствовать, но не подавлять, сохраняя его естественную активность. Порой дети находят свои, гениальные, способы решения, предлагают идеи, которые тебе никогда даже в голову не приходили.

Теперь у меня с классом, теперь уже с шестым, взаимная любовь. Дело не в возрасте моих учеников, а в том, что я поменялась сама. Стараюсь всегда учитывать их интересы, воспитывать собственным примером, который действует безотказно, без дополнительных объяснений: будь-то это школьная ярмарка, создание снежных фигур, уборка территории или спортивные, тематические школьные соревнования с учениками, учителями и родителями – я всегда рядом с ними, и дети это особенно ценят. Наконец-то у меня началась переориентация «с себя» на учеников, и я очень этому рада.         

Конечно, я в своей деятельности не только раздаю одну похвалу и награду. Если ученик не прав, надо дать ему понять это: тактично, не ранимо, аккуратно беседуя. Всегда надо предоставлять ребенку возможность права выбора, некоторый «люфт», который дает ему почувствовать долю самостоятельного решения. Если начало пятого класса, особенно первый месяц, сопровождалось практически «няньканьем»: проводами и взаимными поисками нужного предметного кабинета, знакомство с новой классно-урочной системой, новыми педагогами-предметниками, значительной степенью участия во всех их школьных делах, то сейчас все изменилось: мои теперь уже шестиклассники, генерируют идеи по поводу проведения праздников, из которых мы выбираем лучшее, поддерживают и помогают уже мне, устраивают приятные сюрпризы на день учителя и рождения.

Теперь я понимаю, что отрицательный опыт – это тоже опыт, надо только учиться на своих ошибках и не повторять их. «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Идеальных людей не бывает, наверное, идеальных учителей не бывает тоже; можно только всю жизнь стремиться к идеалу:учителя, человека, друга, родителя.  Главное, не останавливаться -  плыть по реке под названием «Жизнь».