Аналитический отчет
Скачать файл Аналитический отчет MS Word
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г Заринска Алтайского края
Аналитический отчет
о результатах профессиональной деятельности
по методической теме:
«Проблемные задачи как способ создания учебной ситуации на уроках системно-деятельностного типа»
Иванова Александра Петровна,
учительматематики
первой квалификационной категории
г. Заринск
2016
Целью аналитического отчета является проведение самоанализа и оценки результатов собственной педагогической деятельности.
В школу работать я пришла в 2004 году после окончания с красным дипломом Славгородского педагогического колледжа. Одновременно с работой продолжила образование в Алтайской государственной педагогической академии на заочном отделении. Получила в 2009 году по специальности «Математика» квалификацию «Учитель математики». С 2005 года работаю учителем математики, сначала в Мало-Павловской ООШ Хабарского района, теперь, с 2012 года – в МБОУ СОШ №3 г. Заринска. Педагогический стаж 8 лет.
Награждена Почетной грамотой Свердловского сельсовета Хабарского р-на Алтайского края (03.10.2008г), Благодарственным письмом Администрации города Заринска (27.08.2014), Дипломом II степени от Отдела по образованию администрации города Заринска за выступление в рамках августовской конференции «Модернизация системы образования: новые вызовы- новые решения- эффективные результаты» (27.08.2014) с темой: «Организация курса внеурочной деятельности по математике «Путешествие в страну Геометрию»», Почетной грамотой от МБОУ СОШ №3 города Заринска (2014г) Дипломом «Учитель цифрового века» (2013/14, 2014/15 гг), Благодарственным письмо Всероссийского математического конкурса «Ребус» (2013г) за организацию конкурса в рамках школы.
Имею грамоту за участие в «Международной ярмарке педагогических инноваций» с.Черемное, 20015г выступление с темой «Оценивание в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта», награждена Дипломом III степени от Отдела по образованию администрации города Заринска за выступление в рамках августовской конференции «Реализация системных приоритетов государственной политики в области образования на муниципальном уровне: опыт, проблемы, целевые ориентиры» с темой «Формирующее оценивание как средство достижения планируемых образовательных результатов» 27.08.15.
Возможностями проблемно-поискового обучения я заинтересовалась еще в университете. В 2009 году защитила дипломную работу на тему «Применение проблемно-поисковых методов на уроках математики».
Работая на тот момент уже 5 лет в школе, могла заметить, что если я хочу добиться прочных знаний у детей, который они потом легко применят в других областях, нецелесообразно передавать их в готовом виде. Это естественно, ведь, говоря словами В.А.Сухомлинского «Знания становятся желанным достоянием маленького человека при условии, когда они- средство достижения творческих, трудовых целей».
На своих уроках я организую обучение, в процессе которого учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на программном материале. Проблемный урок обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание активной личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на переход от знаниево-ориентированной парадигмы к формированию компетентностей, необходимых человеку для успешной жизни.
В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, который предполагает организацию учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возраста детей. Само понятие было введено в 1985г как попытка объединения двух концепций: системного подхода, который разрабатывали Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, и деятельностного, который разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.
Изучив Концепцию развития математического образования, я составила сравнительную таблицу. Она показывает, в чем принципиальное различие современных подходов в образовании.
Характеристика | Традиционное обучение | Развивающее обучение | Системно-деятельностный подход |
Позиция учащихся | Ребенок-объект обучения | Ребенок-субъект обучения и воспитания | Ребенок-субъект обучения |
Характер взаимоотношений | Авторитарный | Партнерство и сотрудничество | Партнерство и сотрудничество |
Ключевое понятие | Предметная информация | Познавательная деятельность | Субъектный опыт |
Основной образовательный источник | Учитель | Учебный предмет | Процесс освоения учебного предмета |
Основная задача учителя | Передача предметной информации | Активизация познавательной деятельности | Организация познавательной деятельности с целью обогащения субъективного опыта |
Формы организации обучения | фронтальная | Фронтальная индивидуальная | Групповая Коллективная самостоятельная |
Результат обучения | Знания, умения, навыки | Личность, которая умеет познавать | Универсальные учебные действия |
Стандарт поставил передо мной как учителем школы задачу: создать условия для развития целостной личности школьника посредством учебной, проектной, коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности. Учебная деятельность при этом организуется на программном материале.
Достаточно сложным является для меня ежедневная организация учебных ситуаций. У детей на уроке должно возникнуть затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения задачи. Другими словами, должна возникнуть нехватка знаний для решения проблемы.
Таким образом, в процессе работы передо мной возникла проблема: в методических комплектах отсутствуют разработанные учебные ситуации для уроков формирования новых понятий и новых способов действий.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: организация учебных ситуаций на уроках математики.
Цель исследования: создание системы уроков, соответствующих требованиям системно-деятельностного подхода.
Гипотеза: если на уроках использовать проблемные задачи, это будет способствовать созданию учебных ситуаций.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть другие способы создания учебных ситуаций помимо проблемных задач.
3.Проанализировать собственную педагогическую деятельность и оценить в количественных и качественных показателях.
4. Доказать эффективность данной технологии.
На своих уроках я строго соблюдаю технологию проблемного обучения.
1. В начале урока на этапе актуализации опорных знаний для детей предлагается комплекс заданий, создающих ситуацию успеха.
2. Предлагаю проблемное задание.Оно может быть в виде практической работы, олимпиадной задачи, задания, похожего на предыдущее по смыслу, но практически невыполнимого. У детей возникает «интеллектуальный конфликт». По теории Л.С. Выготского, проблемные задания не должны быть очень трудными, они направлены на «зону ближайшего развития». Так я организую мотивацию к изучению темы.
3. Определяем причину невыполнения задания. Дети определяют границы «знания-незнания». Так происходит постановка проблемы.
4. Дети высказывают мнения по решению проблемы. Это рабочие гипотезы. Важным я считаю фиксировать все мнения на доске.
5. Дети максимально самостоятельно осуществляют поиск информации. Это может быть материал учебника, работа со словарями и энциклопедиями, информация из интернета.
6. Гипотезы проверяются, ложные отбрасываются, одна-правильная- становится решающей.
7. Дети формулируют выводы в виде правила, определения. Проверяют по учебнику, составляют ООД (ориентировочную основу действий).
Технология проблемного обучения тесно связана с технологией группового обучения. Чтобыпривлечь каждого ребенка к работе, нужно дать возможность каждому проговорить проблему, высказывать свое мнение. Я использую на уроке работу в малых группах. Таким образом на программном материале формируются универсальные учебные действия.
Исследовательская работа в группах позволяет достичь метапредметные результаты:
1) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
2) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
3) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
4) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
5) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
6) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Личностные результаты:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
3) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений.
На уроках широко использую возможности мобильного класса. Индивидуальные нетбуки дети используют для поиска информации в интернете, для оформления результата в виде проекта. Я использую мобильный класс для контрольного тестирования, проведения индивидуальных онлайн тестов ГИА и ОГЭ, а также для проведения рефлексии и самооценки детьми своей деятельности. Через личный сайт организую дистанционное обучение, размещаю информацию о конкурсах.
Результатом работы стали следующие качественные показатели:
Динамика успеваемости и качества по предмету за три последних года:
Учебный год | Успеваемость | Качество |
2012-2013г | 100% | 69% |
2013-2014г | 100% | 72,95% |
2014-2015г | 100% | 71% |
Результаты ОГЭ 2013/2014 уч. году:
Средний балл:14,13 (средний балл по муниципалитету 13,72, средний балл краевой 13,73)
Динамику достижения метапредметных результатов можно проследить через участие моих учеников в предметных олимпиадах. (приложение1)
Я постоянно учусь, прохожу курсы повышения квалификации от АКИПКРО и АГУ (приложение2)
Регулярно участвую в конкурсах, семинарах, стажерских площадках, практикумах (приложение3)
Являюсь классным руководителем 11Б класса. Детей моего класса активные, обладают высоким интеллектуальным потенциалом. Мы подготовили и провели в жизнь ряд социальных проектов:
1) видеофильм «Город-это его люди» о Почетном металлурге РФ Бычкове М.И. Фильм вошел в краевой архив знаменитых людей края. Этот фильм стал лауреатом конкурса «Журфест-2014» в г.Заринске.
2) стали инициатором проекта «День дублера». В 2015г в День учителя учащиеся 11А и 11Б классов замещали учителей и проводили уроки в школе.
3) проект «Город золотой». Наш класс в 2015г организовал конкурс фотографий среди учащихся 5-11 классов. Фотоматериалы стали основой для фильма о городе, который класс подарил школе.
4) Наш класс подготовил и провел общешкольный праздник «Мисс осень-2015» для учащихся 9-11 классов.
Дети класса постоянно участвуют в общешкольных мероприятиях, занимают места в спортивных соревнованиях и интеллектуальных конкурсов. Ежегодно мы с классом совершаем поездки с целью общекультурного развития. В 2014г ездили в г. Санкт-Петербург и Москву для посещения исторических достопримечательностей. В 2015г ездили в г.Новосибирск, где посетили Новосибирский государственный театр оперы и балета.
В 2014г и в 2015г меня включили в состав экспертного жюри муниципалитета по оценке комплексной работы в 4 классах, итоговой работы по математике в 4 классах.
В 2015г назначена координатором ФГОС ООО в МБОУ СОШ №3 г. Заринска. Работаю в составе временных творческих групп по подготовке к семинарам, конференциям, руковожу школьным методическим объединением учителей математики.
Являясь членом школьной группы оценки качества общего образования, работаю над организацией и проведением мониторинга качества общего образования. Участвовала в разработке ООП ООО МБОУ СОШ №3.
Перед исследованием ставила себе цель разработать систему уроков, соответствующих требованиям системно-деятельностного подхода. Результатом работы стали два сборника проблемных ситуаций для 5 и 6 классов, соответствующих программе «Математика 5-6 классы»./авт-сост. В.И.Жохов.-2- изд. стер.- М.: Мнемозина, 2010г. Они размещены на моем сайте "http://nsportal.ru/aleksandra-ivanova1983. В рамках распространения собственного педагогического опыта на уровне школы провожу уроки проблемно-поискового характера. На моем сайте размещена педагогическая копилка создания учебных ситуаций посредством проблемных задач. Также на сайте помещена папка с открытыми уроками, разработанными в системно-деятельностном ключе.
Перспективу своей работы вижу в продолжении работы по формированию системы уроков системно-деятельностного вида. Рукописные сборники для 7 и 8 классов мне необходимо перевести в цифровой формат.
Считаю важным разработать программу по работе с одаренными детьми, т.к. среди моих учеников нет пока призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Закончить свой отчет хочется такими словами: «Возможно все! На невозможное просто требуется больше времени».
Приложение 1
Наименование конкурса | Год | Место проведения | Результат участия |
Всероссийская олимпиада школьников | 2012
2013
2014 2015 | город Заринск | Школьный этап. Занявшие 1 место: Спицкая Алина (8 класс), Бучнева Анжелика (5 класс) Лысенко Алена (7класс), Пасечный Владимир (9 класс) Зыбина Надежда (10 класс),Редунова Дарья (8 класс) Зыбина Надежда (11 класс)
|
Международная игра-конкурс «Кенгуру_ математика для всех» | 2012, 2013, 2014, 2015 | город Заринск | участники |
Всероссийский математический конкурс «Ребус» | 2013 2014 | город Заринск | участники |
Участие в краевом конкурсе социальных проектов на предоставление грантов Губернатора Алтайского края с проектом «Город- это его люди» | 2014 | Город Заринск | Участники
|
Участие в конкурсе «Журфест-2014» | 2014 | Город Заринск | III место в муниципальном этапе. |
Приложение 2
Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования образовательных программ, модулей, стажировок и т. п., места и сроки их получения) | 1. «Модернизация системы общего образования: ФГОС ООО как механизм управления качеством образования», АКИПКРО, 10.06-29.06.2013 года. 2. АКИПКРО «Школа как социокультурный центр микрорайона» 24.02.2014 года. 3. «Первое сентября» заочные курсы «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного стандарта» (36ч) 4. АКИПКРО «Дистанционные образовательные технологии в профессиональной деятельности современного учителя» 09.10-19.10.2014 года. 5. АГУ «Подготовка к ЕГЭ по математике» 07.02.2015 года(8ч) 6. АКИПКРО «Подготовка школьников к ЕГЭ: методика обучения решению текстовых задач» 03.03.2015 года (6ч) 7. АКИПКРО «Планирование уроков информатики в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода» 30.11-1.12.15г (24ч) 8. АКИПКРО «Совершенствование педагогического мастерства» 7.12-12.12.15г (72ч) |
Приложение 3
Таблица №2. Участие педагога в конкурсах, проектах, семинарах, стажерских практиках:
Наименование | Год | Место проведения | Результат участия |
---|---|---|---|
Проект «Школа цифрового века» | 2013 2014 | Город Заринск | Участие |
Стажерская практика на базе школы № 1 г. Заринска «Школа как социокультурный центр микрорайона» | 2013 | Город Заринск | Участие |
Выступление на августовской конференции «Модернизация системы образования: новые вызовы-новые решения-эффективные результаты» | 2014 | Город Заринск | Диплом II степени Благодарственное письмо |
Декада открытых уроков | 2013 2014 | Город Заринск | Участие |
Стажерская площадка на базе школы-лицея «Бригантина» по теме «Дистанционные образовательные технологии в профессиональной деятельности современного учителя» | 2014 | Город Заринск | Участие |
Окружная научно-практическая конференция «Обеспечение качества образования в соответствии с ФГОС в образовательных организациях района» | 2014 | МБОУ Кытмановская СОШ №1 | Участие |
Выступление на педсовете «ФГОС ООО » по теме «Инновационные ресурсы. Формирующее оценивание: приемы и возможности использования на уроках» |
| Город Заринск | Участие |
Выступление на ШМО по теме «Системно-деятельностный подход в обучении математике», «Организация внеурочной деятельности на уроках математики» | 2013
2014 | Город Заринск | Участие |
Вебинар на базе МБОУ СОШ №15 «Национальное исследование качества образования» | 2015 | Город Заринск | Участие |
Выступление на августовской конференции «Реализация системных приоритетов государственной политики в области образования на муниципальном уровне: опыт, проблемы, целевые ориентиры» с темой «Формирующее оценивание как средство достижения планируемых образовательных результатов» | 2015 | Город Заринск | Диплом III степени |
Муниципальный этап конкурса «Учитель года-2015 г.Заринска» | 2015 | Город Заринск | ДипломIместо |