Аналитический отчет

Иванова Александра Петровна

Скачать файл Аналитический отчет MS Word

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г Заринска Алтайского края

 

Аналитический отчет

о результатах профессиональной деятельности

по методической теме:

«Проблемные задачи как способ создания учебной ситуации на уроках системно-деятельностного типа»

 

 

 

Иванова Александра Петровна,

учительматематики

первой квалификационной категории

 

 

г. Заринск

2016

Целью аналитического отчета является проведение самоанализа и оценки результатов собственной педагогической деятельности.

В школу работать я пришла в 2004 году после окончания с красным дипломом Славгородского педагогического колледжа. Одновременно с работой продолжила образование в Алтайской государственной педагогической академии на заочном отделении. Получила в 2009 году по специальности «Математика» квалификацию «Учитель математики». С 2005 года работаю учителем математики, сначала в Мало-Павловской ООШ Хабарского района, теперь, с 2012 года – в МБОУ СОШ №3 г. Заринска. Педагогический стаж 8 лет.

Награждена Почетной грамотой Свердловского сельсовета Хабарского р-на Алтайского края (03.10.2008г), Благодарственным письмом Администрации города Заринска (27.08.2014), Дипломом II степени от Отдела по образованию администрации города Заринска за выступление в рамках августовской конференции «Модернизация системы образования: новые вызовы- новые решения- эффективные результаты» (27.08.2014) с темой: «Организация курса внеурочной деятельности по математике «Путешествие в страну Геометрию»», Почетной грамотой от МБОУ СОШ №3 города Заринска (2014г) Дипломом «Учитель цифрового века» (2013/14, 2014/15 гг), Благодарственным письмо Всероссийского математического конкурса «Ребус» (2013г) за организацию конкурса в рамках школы.

Имею грамоту за участие в «Международной ярмарке педагогических инноваций» с.Черемное, 20015г выступление с темой «Оценивание в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта», награждена Дипломом III степени от Отдела по образованию администрации города Заринска за выступление в рамках августовской конференции «Реализация системных приоритетов государственной политики в области образования на муниципальном уровне: опыт, проблемы, целевые ориентиры» с темой «Формирующее оценивание как средство достижения планируемых образовательных результатов» 27.08.15.

Возможностями проблемно-поискового обучения я заинтересовалась еще в университете. В 2009 году защитила дипломную работу на тему «Применение проблемно-поисковых методов на уроках математики».

Работая на тот момент уже 5 лет в школе, могла заметить, что если я хочу добиться прочных знаний у детей, который они потом легко применят в других областях, нецелесообразно передавать их в готовом виде. Это естественно, ведь, говоря словами В.А.Сухомлинского «Знания становятся желанным достоянием маленького человека при условии, когда они- средство достижения творческих, трудовых целей».

На своих уроках я организую обучение, в процессе которого учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на программном материале. Проблемный урок обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание активной личности.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на переход от знаниево-ориентированной парадигмы к формированию компетентностей, необходимых человеку для успешной жизни.

В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, который предполагает организацию учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возраста детей. Само понятие было введено в 1985г как попытка объединения двух концепций: системного подхода, который разрабатывали Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, и деятельностного, который разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.

Изучив Концепцию развития математического образования, я составила сравнительную таблицу. Она показывает, в чем принципиальное различие современных подходов в образовании.

Характеристика

Традиционное обучение

Развивающее обучение

Системно-деятельностный подход

Позиция учащихся

Ребенок-объект обучения

Ребенок-субъект обучения и воспитания

Ребенок-субъект обучения

Характер взаимоотношений

Авторитарный

Партнерство и сотрудничество

Партнерство и сотрудничество

Ключевое понятие

Предметная информация

Познавательная деятельность

Субъектный опыт

Основной образовательный источник

Учитель

Учебный предмет

Процесс освоения учебного предмета

Основная задача учителя

Передача предметной информации

Активизация познавательной деятельности

Организация познавательной деятельности с целью обогащения субъективного опыта

Формы организации обучения

фронтальная

Фронтальная

индивидуальная

Групповая

Коллективная

самостоятельная

Результат обучения

Знания, умения, навыки

Личность, которая умеет познавать

Универсальные учебные действия

 

Стандарт поставил передо мной как учителем школы задачу: создать условия для развития целостной личности школьника посредством учебной, проектной, коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности. Учебная деятельность при этом организуется на программном материале.

Достаточно сложным является для меня ежедневная организация учебных ситуаций. У детей на уроке должно возникнуть затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения задачи. Другими словами, должна возникнуть нехватка знаний для решения проблемы.

Таким образом, в процессе работы передо мной возникла проблема: в методических комплектах отсутствуют разработанные учебные ситуации для уроков формирования новых понятий и новых способов действий.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: организация учебных ситуаций на уроках математики.

Цель исследования: создание системы уроков, соответствующих требованиям системно-деятельностного подхода.

Гипотеза: если на уроках использовать проблемные задачи, это будет способствовать созданию учебных ситуаций.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Рассмотреть другие способы создания учебных ситуаций помимо проблемных задач.

3.Проанализировать собственную педагогическую деятельность и оценить в количественных и качественных показателях.

4. Доказать эффективность данной технологии.

На своих уроках я строго соблюдаю технологию проблемного обучения.

1.      В начале урока на этапе актуализации опорных знаний для детей предлагается комплекс заданий, создающих ситуацию успеха.

2.      Предлагаю проблемное задание.Оно может быть в виде практической работы, олимпиадной задачи, задания, похожего на предыдущее по смыслу, но практически невыполнимого. У детей возникает «интеллектуальный конфликт». По теории Л.С. Выготского, проблемные задания не должны быть очень трудными, они направлены на «зону ближайшего развития». Так я организую мотивацию к изучению темы.

3.      Определяем причину невыполнения задания. Дети определяют границы «знания-незнания». Так происходит постановка проблемы.

4.      Дети высказывают мнения по решению проблемы. Это рабочие гипотезы. Важным я считаю фиксировать все мнения на доске.

5.      Дети максимально самостоятельно осуществляют поиск информации. Это может быть материал учебника, работа со словарями и энциклопедиями, информация из интернета.

6.      Гипотезы проверяются, ложные отбрасываются, одна-правильная- становится решающей.

7.      Дети формулируют выводы в виде правила, определения. Проверяют по учебнику, составляют ООД (ориентировочную основу действий).

Технология проблемного обучения тесно связана с технологией группового обучения. Чтобыпривлечь каждого ребенка к работе, нужно дать возможность каждому проговорить проблему, высказывать свое мнение. Я использую на уроке работу в малых группах. Таким образом на программном материале формируются универсальные учебные действия.

            Исследовательская работа в группах позволяет достичь метапредметные результаты:

1)      умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

2)      умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

3)      умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

4)      понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

5)      умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

6)      умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

Личностные результаты:

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной  задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

3) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений.

На уроках широко использую возможности мобильного класса. Индивидуальные нетбуки  дети используют для поиска информации в интернете, для оформления результата в виде проекта. Я использую мобильный класс для контрольного тестирования, проведения индивидуальных онлайн тестов ГИА и ОГЭ, а также для проведения рефлексии и самооценки детьми своей деятельности. Через личный сайт организую дистанционное обучение, размещаю информацию о конкурсах.

Результатом работы стали следующие качественные показатели:

Динамика успеваемости и качества по предмету за три последних года:

Учебный год

Успеваемость

Качество

2012-2013г

100%

69%

2013-2014г

100%

72,95%

2014-2015г

100%

71%

Результаты ОГЭ 2013/2014 уч. году:

Средний балл:14,13 (средний балл по муниципалитету 13,72, средний балл краевой 13,73)

Динамику достижения метапредметных результатов можно проследить через участие моих учеников в предметных олимпиадах. (приложение1)

Я постоянно учусь, прохожу курсы повышения квалификации от АКИПКРО и АГУ (приложение2)

Регулярно участвую в конкурсах, семинарах, стажерских площадках, практикумах (приложение3)

Являюсь классным руководителем 11Б класса. Детей моего класса активные, обладают высоким интеллектуальным потенциалом. Мы подготовили и провели в жизнь ряд социальных проектов:

1)      видеофильм «Город-это его люди» о Почетном металлурге РФ Бычкове М.И. Фильм вошел в краевой архив знаменитых людей края. Этот фильм стал лауреатом конкурса «Журфест-2014» в г.Заринске.

2)      стали инициатором проекта «День дублера». В 2015г в День учителя учащиеся 11А и 11Б классов замещали учителей и проводили уроки в школе.

3)      проект «Город золотой». Наш класс в 2015г организовал конкурс фотографий среди учащихся 5-11 классов. Фотоматериалы стали основой для фильма о городе, который класс подарил школе.

4)      Наш класс подготовил и провел общешкольный праздник «Мисс осень-2015» для учащихся 9-11 классов.

Дети класса постоянно участвуют в общешкольных мероприятиях, занимают места в спортивных соревнованиях и интеллектуальных конкурсов. Ежегодно мы с классом совершаем поездки с целью общекультурного развития. В 2014г ездили в г. Санкт-Петербург и Москву для посещения исторических достопримечательностей. В 2015г ездили в г.Новосибирск, где посетили Новосибирский государственный театр оперы и балета.

В 2014г и в 2015г меня включили в состав экспертного жюри муниципалитета по оценке комплексной работы в 4 классах, итоговой работы по математике в 4 классах.

В 2015г назначена координатором ФГОС ООО в МБОУ СОШ №3 г. Заринска. Работаю в составе временных творческих групп по подготовке к семинарам, конференциям, руковожу школьным методическим объединением учителей математики.

Являясь членом школьной группы оценки качества общего образования, работаю над организацией и проведением мониторинга качества общего образования. Участвовала в разработке ООП ООО МБОУ СОШ №3.

Перед исследованием ставила себе цель разработать систему уроков, соответствующих требованиям системно-деятельностного подхода. Результатом работы стали два сборника проблемных ситуаций для 5 и 6 классов, соответствующих программе «Математика 5-6 классы»./авт-сост. В.И.Жохов.-2- изд. стер.- М.: Мнемозина, 2010г. Они размещены на моем сайте "http://nsportal.ru/aleksandra-ivanova1983. В рамках распространения собственного педагогического опыта на уровне школы провожу уроки проблемно-поискового характера. На моем сайте размещена педагогическая копилка создания учебных ситуаций посредством проблемных задач. Также на сайте помещена папка с открытыми уроками, разработанными в системно-деятельностном ключе.

Перспективу своей работы вижу в продолжении работы по формированию системы уроков системно-деятельностного вида. Рукописные сборники для 7 и 8 классов мне необходимо перевести в цифровой формат.

Считаю важным разработать программу по работе с одаренными детьми, т.к. среди моих учеников нет пока призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Закончить свой отчет хочется такими словами: «Возможно все! На невозможное просто требуется больше времени».

 

 

 

Приложение 1

Наименование конкурса

Год

Место проведения

Результат участия

Всероссийская олимпиада школьников

2012

 

 

2013

 

2014

2015

город Заринск

Школьный этап. Занявшие 1 место:

Спицкая Алина (8 класс), Бучнева Анжелика (5 класс)

 Лысенко Алена (7класс), Пасечный Владимир (9 класс)

Зыбина Надежда (10 класс),Редунова Дарья (8 класс)

Зыбина Надежда (11 класс)

 

Международная игра-конкурс «Кенгуру_ математика для всех»

2012,

2013,

2014,

2015

город Заринск

участники

Всероссийский математический конкурс «Ребус»

2013

2014

город Заринск

участники

Участие в краевом конкурсе социальных проектов на предоставление грантов Губернатора Алтайского края с проектом «Город- это его люди»

2014

Город Заринск

Участники

 

Участие в конкурсе «Журфест-2014»

2014

Город Заринск

III место в муниципальном этапе.

 

 

Приложение 2

Дополнительное профессиональ­ное образование за последние три года (наименования образователь­ных программ, модулей, стажиро­вок и т. п., места и сроки их полу­чения)

1.      «Модернизация системы общего образования: ФГОС ООО как механизм управления качеством образования», АКИПКРО,

10.06-29.06.2013 года.

2.      АКИПКРО «Школа как социокультурный центр микрорайона» 24.02.2014 года.

3.      «Первое сентября» заочные курсы «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного стандарта» (36ч)

4.      АКИПКРО «Дистанционные образовательные технологии в профессиональной деятельности современного учителя» 09.10-19.10.2014 года.

5.      АГУ «Подготовка к ЕГЭ по математике» 07.02.2015 года(8ч)

6.      АКИПКРО «Подготовка школьников к ЕГЭ: методика обучения решению текстовых задач» 03.03.2015 года (6ч)

7.      АКИПКРО «Планирование уроков информатики в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода» 30.11-1.12.15г (24ч)

8.      АКИПКРО «Совершенствование педагогического мастерства» 7.12-12.12.15г (72ч)

 

 

Приложение 3

Таблица №2.  Участие педагога  в конкурсах, проектах, семинарах, стажерских практиках:

Наименование  

Год

Место проведения

Результат участия

Проект «Школа цифрового века»

2013

2014

Город Заринск

Участие

Стажерская практика на базе школы № 1 г. Заринска «Школа как социокультурный центр микрорайона»

2013

Город Заринск

 Участие

Выступление на августовской конференции «Модернизация системы образования: новые вызовы-новые решения-эффективные результаты»

2014

Город Заринск

Диплом II степени

Благодарственное письмо

Декада открытых уроков

2013

2014

Город Заринск

 Участие

Стажерская площадка на базе школы-лицея «Бригантина» по теме «Дистанционные образовательные технологии в профессиональной деятельности современного учителя»

2014

Город Заринск

Участие

Окружная научно-практическая конференция «Обеспечение качества образования в соответствии с ФГОС в образовательных организациях района»

2014

МБОУ Кытмановская СОШ №1

Участие

Выступление на педсовете  «ФГОС  ООО               » по теме «Инновационные ресурсы. Формирующее оценивание: приемы и возможности использования на уроках»

 

Город Заринск

Участие

Выступление на ШМО по теме «Системно-деятельностный подход в обучении математике»,

«Организация внеурочной деятельности на уроках математики»

2013

 

 

 

2014

Город Заринск

Участие

Вебинар на базе МБОУ СОШ №15 «Национальное исследование качества образования»

2015

Город Заринск

Участие

Выступление на августовской конференции «Реализация системных приоритетов государственной политики в области образования на муниципальном уровне: опыт, проблемы, целевые ориентиры» с темой «Формирующее оценивание как средство достижения планируемых образовательных результатов»

2015

Город Заринск

Диплом III степени

Муниципальный этап конкурса «Учитель года-2015 г.Заринска»

2015

Город Заринск

ДипломIместо