Авторские материалы
На этой странице Вы найдёте разработки авторских материалов для педагогов дошкольного образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка» села Иогач
ПРИНЯТА На заседании педагогического совета протокол № __ от «___» ___. 2020г. | УТВЕРЖДАЮ: руководитель МДОУ д/с «Берёзка» с.Иогач _______/Н.Ю.Кащеева/ Приказ № _ от «____» ___. 2020г.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 -7 ЛЕТ
Срок реализации: 1 учебный год
Учитель-логопед: Шварц Ольга Валерьевна
Иогач
2020
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Комплекс основных характеристик программы
- 1. Пояснительная записка
Введение ФГОС дошкольного образования предусматривает создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание рабочей программы педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Программа кружковой работы «Юный журналист» охватывает четыре образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Мир ближайшего окружения старших дошкольников достаточно прочен и ясен, в сознании ребенка накоплен некоторый информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять. Мы, взрослые, должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (в том числе причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру. Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей, – наличие у детей интереса к познавательной деятельности, т.е. познавательная мотивация.
В настоящее время педагоги и специалисты дошкольных учреждений очень часто сталкиваются с проблемой неумения детьми вести диалог друг с другом и с взрослыми, не богатым словарным запасом детей, монотонностью и невыразительностью детской речи. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.
Теоретическим фундаментом исследований в области развития речи дошкольников являются представления о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развития речевой деятельности можно передать в следующих положениях:
- речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
- язык и речь представляют собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития – развития мышления, воображения, памяти, эмоции;
- ориентировкой ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.
Исследования, взгляды ученых на природу языковых способностей были учтены при составлении данной программы.
Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в общении, в реализации своих творческих задумок, мы должны научить их этому, так как общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. Как результат становления личности дети осваивают социальные позиции «Я и общество», «Я в обществе».
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. И начинать её следует в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством является художественно-творческая деятельность ребенка в детском саду.
Художественно-творческая деятельность дошкольников является эффективным средством формирования эстетического отношения к миру, развития художественно-творческих способностей, средством формирования субъективно-ценностного отношения к продуктивному, созидательному труду, формирование субъективной позиции ребенка в деятельности.
Основополагающим направлением программы является помощь дошкольнику в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно с взрослыми включенной в систему коммуникации общения.
Основными принципами реализации программы являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, к средствам массовой информации (СМИ), взаимосвязь с НОД по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, изобразительной деятельности, свободной, игровой деятельностью детей и др., сотрудничество взрослых и детей, педагогов и родителей.
Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование. Играя в журналистов, мы многому учимся, потому что детская журналистика дает огромные возможности для активизации познавательной активности, раскрытия художественно-творческого потенциала, речевого развития и социализации детей.
Маленьким журналистам до всего есть дело. Играя, они могут побывать и в Антарктиде, и в джунглях Амазонки, полететь в космос. Так же они могут познакомиться с людьми различных профессий: врачами, пожарниками, строителями… Они рассказывают обо всех праздниках, события, которые происходят в стране, в детском садике. Одним словом, детским журналистам интересно все!
Наше время – время активных предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека.
Важнейшим средством коммуникации является слово.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста позволяют в полной мере использовать свою фантазию, восприимчивость для формирования коммуникативной компетентности. Данный возраст является стадией активного накопления социального опыта. Потребность в общении, стремление участвовать в каком-то общем деле, определяют развитие личности ребёнка. Как результат становления личности – дети осваивают социальные позиции «Я в обществе» (приобщение себя к миру людей), «Я и общество», (усвоение основных векторов отношений между людьми и самоутверждение).
Настоящая программа является существенным дополнением в решении важнейших воспитательных и образовательных задач, предусматриваемых ФГОС ДО.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный журналист» разработана на основании нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления и образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений».
6. Методические рекомендации Министерства образования и науки Республики Алтай по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 05.07.2016 года № 1133.
7. Устав МДОУ д/с «Берёзка» с. Иогач.
8.Общеобразовательная программа дошкольного образования МДОУ д/с «Березка» с. Иогач.
Принципы и подходы к формированию программы.
- Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- Обеспечивает систематичность работы по воспитанию положительного отношения к средствам массовой информации, журналистике;
- В Программе прослеживается взаимосвязь с деятельностью детей по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, логикой, свободной игровой деятельностью, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей;
- Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Уровень освоения детьми кружковой программы – общекультурный и специализированный, предполагает удовлетворение познавательных интересов расширение информированности, освоение понятий и технологий в области журналистской деятельности.
Уровень усвоения содержания образовательной деятельности – творческий, предполагает поиск дошкольниками действий и применение знаний, ведущих к достижению поставленной цели, а также умение ребенка подключиться к выполнению определенной творческой задачи и совместно с воспитателем и другими детьми искать способы и пути ее выполнения (при выполнении разных видов журналистской деятельности).
Основной способ подачи содержания Программы – комплексный. Она построена так, что усвоение знаний неразрывно связано с их последующим закреплением в практической работе с информационным материалом.
Цель Программы Формирование связной монологической и диалогической речи, а так же – коммуникативных навыков, через игровую деятельность, в условиях детского сада.
Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательной, продуктивной, музыкально-художественной.
Достижение цели обеспечивает решение следующих задач:
Обучающие задачи:
- Формировать умение создавать продукт деятельности на основе полученных представлений в процессе интервьюирования: газеты «Мы юные журналисты!».
Развивающие задачи:
- Развивать познавательную активность, любознательность, умение задавать корректные вопросы взрослым и сверстникам (ведение диалога).
- Развивать умение целостно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами при взятии интервью, ведении диалога или репортажа; корректно общаться друг с другом, сотрудниками и гостями детского сада, родителями; использовать свои представления, творческие и интеллектуальные способности в процессе деятельности.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать общую культуру личности детей, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- воспитывать уверенность и чувство собственного достоинства в общении со сверстниками и взрослыми.
1.2. Содержание психолого-педагогической работы
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Значимые для разработки и реализации кружковой программы характеристики - возрастные и индивидуальные особенности контингента детей старшей и подготовительной групп.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
Возрастные особенности детей 6-7 лет (подготовительной к школе группы)
У ребенка 6-7-летнего возраста важнейшим показателем развития является уровень овладения им различными видами детской деятельности и, прежде всего, это игра и продуктивные виды деятельности. Старший дошкольник заинтересован собственно игрой, ее процессом, может создать замысел игры и реализовать его. Главным в игре становится выполнение роли, отражающее отношения людей друг к другу. Именно в игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности. Игра делает ребенка самостоятельной личностью. Кроме сюжетно-ролевых развиваются и другие формы игры: режиссерская, игра с правилами, игра-драматизация. В продуктивных деятельностях (изобразительной деятельности, конструировании) старшие дошкольники могут создавать и реализовывать собственные замыслы, передавая свое видение действительности. Продукты, создаваемые детьми в результате этих деятельностей, становятся сложными, разнообразными, дети могут выполнять деятельность самостоятельно. Дети этого возраста чутко воспринимают красоту и сами способны создавать красивое. Важный показатель развития ребенка - речевое общение. К семи годам у детей хорошо развита диалогическая речь: они четко отвечают и сами задают вопросы, способны построить краткие высказывания. Дети хорошо владеют монологической речью, могут содержательно, грамматически правильно, связно строить свою речь при пересказах и рассказывании, могут передавать свои впечатления, свой опыт в связном повествовании. Общение со сверстниками остается по-прежнему необходимым условием полноценного развития ребенка. В общении и взаимодействии с детьми дети могут согласовывать свои желания, оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, разрешать конфликты, проявлять сочувствие. Основной задачей образовательной работы в подготовительной группе продолжает оставаться развитие познавательных, коммуникативных, регуляторных способностей. Это происходит в различных видах деятельности детей (игре, конструировании, изобразительной, литературно-художественной, художественном конструировании, элементарной трудовой деятельности), при ознакомлении с различными областями действительности (математика, экология, пространственные отношения, логика), в повседневном общении ребенка с взрослыми и детьми. Становление данных видов способностей обеспечивает все психическое развитие ребенка. Основными средствами, определяющими развитие их умственных способностей, являются наглядные модели. Происходит интериоризация действий наглядного моделирования, то есть их перевод во внутренний план. Само освоение действий построения моделей включает в себя два последовательных этапа: построение модели наличной ситуации и по собственному замыслу (в соответствии с требованиями задачи). В последнем случае моделирование выступает в функции планирования деятельности, возможность построения модели и ее особенности свидетельствуют о степени сформированное внутренних, идеальных форм моделирования. Они же и представляют собой ядро умственных способностей ребенка. Продолжается также освоение различных форм символизации, позволяющих ребенку выражать свою субъектную позицию по отношению к действительности, решать многие творческие задачи. К семи годам у детей происходит становление высших психических функций. Формируется детское сознание, ребенок овладевает способами работы по правилу и образцу, слушать взрослого, и выполнять его инструкции, у него складываются необходимые предпосылки для становления в будущем учебной деятельности.
1.3. Планируемые результаты освоения Программы – целевые ориентиры.
- Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: художественно–эстетической, речевой, познавательной, игровой, общении, познавательно-исследовательской деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области журналистской деятельности и тех ее областей, которые охватывает данная конкретная журналистская деятельность ребенка; дошкольник способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В соответствии с п. 4.7 ФГОС ДО целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей до школьного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
К концу года будут знать
- особенности жанров журналистики: заметки, отзыва, зарисовки, интервью, репортажа;
- что такое макет газеты;
Будут уметь:
- собирать информацию;
- высказывать свои убеждения;
- размышлять на заданную тему;
- анализировать материал, оформление и содержание печатного издания;
- работать в команде.
Формы подведения итогов реализации программы:
- открытое занятие,
- тестирование,
- викторина,
- газета.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- аналитический материал (диагностика знаний),
- журнал посещаемости,
- методические разработки (тестирование, беседа),
- фото.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- открытое занятие,
- эвристическая беседа,
- фото
Мониторинг образовательного процесса кружка «Юный журналист» проводится два раза в год (сентябрь, май) с использованием наблюдения за деятельностью детей. Результаты мониторинга вносятся в таблицу:
Ф. И. ребёнка | Имеет представле-ние о профессии журналиста | Умеет брать интервью, задавать разнооб-разные вопросы | Умеет составлять оригинальный рассказ, статью с использованием синонимов, антонимов, с описанием необходимых для понимания деталей | Проявляет активность и заинтересованное участие в создан. газеты. Умеет дости-гать общей цели, согласо-вывать свои действия с дей-ствиями други | Владеет навыком презентации газеты, в речи использует сложные предложения | Итого | ||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Оценка эффективности реализации программы
Критерии оценки | Начало года | Конец года | ||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | |
Низкий уровень - 0-7 баллов | ||||
Средний уровень – 8-12 баллов | ||||
Высокий уровень - 13-15 баллов |
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности
Изучив ряд методических пособий и литературы по организации и проведению работы кружков, опыт работы других садов в данном направлении, была определена последовательность работы по развитию диалогической и монологической речи и в направлении ознакомления с профессией журналист.
Занимаясь в кружке «Юный журналист», ребята изучат азы ведения диалога. Познакомятся с такими понятиями, как: мелодика речи (совокупность тональных средств, характерных для данного языка, модуляция высоты тона при произнесении фразы); темп речи (скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление); ритм речи (упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием); тембр голоса (окраска, качество звука); логическое ударение (интонационное средство; выделение какого-либо слова в речи интонацией). Дошкольники получат необходимую подготовку к практической деятельности (взятия интервью, составление сюжетного рассказа).
При ознакомлении детей с перечисленными понятиями используются различные приемы и методы: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, описательные рассказы детей из опыта, наглядный материал, игры-упражнения. Для привлечения внимания к мелодике используется приём образного сравнения: «голос поднимается и спускается с горки» и сопровождается плавными движениями рук. Изучение детьми логического ударения начинается с объяснения звуковых средств его выражения. Дети должны понять и использовать в дальнейшем при интервьюировании, что слова, особенно важные в предложении, произносятся громче или медленнее остальных. В связи с этим требуется большая работа по разъяснению смысла фраз, анализу текста и его оценке.
В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи используется моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение. Для этого подготовлены карты-схемы для проведения интервью. В процессе диалога важен не только речевой, но и психологический аспект. Полноценный диалог не мыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активной ответной позиции, партнерские отношения должны пронизывать, как общение ребенка с взрослым, так и взаимодействие со сверстниками. Кроме того овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации. Поэтому проводятся психотехнические упражнения по развитию эмоциональной сферы детей, коммуникации.
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью ее и условием. Благодаря игре в журналистов личность ребенка приобретает очень важное направление:
- В игре развивается мотивационно-потребностная сфера.
- Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм.
- Развивается произвольность поведения.
- Развиваются умственные действия.
Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, как восприятие, память, мышление. Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог, планировать, вести диалог, выделять смысловые звенья диалога.
Образовательная деятельность в кружке «Юный журналист» построена на коммуникативно-познавательной основе, что предоставляет детям творческую самостоятельность.
Развитие речи, словесно-логического мышления, памяти, фантазии позволяет воспитывать самостоятельную мыслящую, творческую личность.
Закреплению приобретенных навыков способствует совместная деятельность педагогов, родителей и детей.
Формы реализации программы
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный журналист» предполагает систему игровых упражнений и заданий на умение активно слушать и правильно перерабатывать информацию, на развитие умения сотрудничать, конструировать текст (умение говорить самому).
Занятия в рамках реализации программы позволят сформировать у детей более заинтересованное отношение к речевой деятельности, обеспечить разностороннее влияние на их развитие, развить мысль и творчество, способствовать развитию внимания, наблюдательности, памяти детей. Дети научатся слушать и понимать обращённую к ним речь и вместе с тем содержательно, выразительно и непринуждённо высказывать свои мысли.
Работа по данной программе дает дошкольникам возможность развивать и повышать культуру речи, научиться полноценному общению с окружающими людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нём.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1. Организационный этап.
Создание эмоционального настроя в группе.
Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
2. Мотивационный этап.
Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
3. Практический этап.
Подача новой информации на основе имеющихся данных;
Задания на развитие творческих способностей, коммуникативных навыков.
Обработка полученных навыков на практике.
4. Рефлексивный этап.
Обобщение полученных знаний.
Подведение итогов занятия.
Виды и формы деятельности
1. Познавательно-речевая
- беседы на разные темы
- викторины
- дидактические игры
2. Игровая деятельность:
- игра «Гость в редакции»
- «Мы - журналисты»
- игровые ситуации
3. Продуктивная деятельность:
- рисование иллюстраций к статьям;
- использование различных способов аппликаций
- создание коллажей
- Задачи воспитания и развития детей подготовительной к школе группы по четырем образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие)
Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
- Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
- Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели.
- Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям.
- Расширять представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям
труда.
- Формировать потребность трудиться.
- Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, добиваться результатов.
- Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
- Продолжать расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества.
- Формировать интерес к людям новых профессий: менеджер, рекламный агент, фермер, художник-дизайнер и т. д.
- Рассказывать детям о том, что человек должен творчески относиться к любому делу, проявлять самостоятельность, выдумку, интерес к выполняемой работе.
- Учить детей графически изображать пространственные отношения и моделировать их в виде рисунка, плана, схемы; передвигаться в пространстве, используя стрелки — указатели движения, планы, схемы маршрутов.
Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
- Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.
- Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть.
- Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
- Совершенствовать речь как средство общения.
- Продолжать формировать умение без раздражения отстаивать свою точку зрения. Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений.
- Помогать осваивать формулы словесной вежливости (обращение, просьба, благодарность, извинение, неодобрение и т. п.).
Формирование словаря
- Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
- Продолжать вводить в речь детей эмоционально-оценочную лексику.
- Помогать усваивать выразительные средства языка. Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
- Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Звуковая культура речи
- Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.
Грамматический строй речи
- Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.
- Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Связная речь
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
- Продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками.
- Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
- Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
- Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
- Учить придумывать броский краткий текст рекламы.
- Научить овладеть детей пишущим инструментом, освоить конфигурацию печатных букв и основных элементов письменных букв.
Художественная литература.
- Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизация (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
- Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- Продолжать развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки; развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.
- Развивать художественное восприятие, мышление, память, речь, воображение.
- Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
- Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, аппликации, используя выразительные средства.
2.3 Перспективное планирование
Учебно-тематический план кружка «Юный журналист».
Этапы деятельности | Кол-во часов |
Формирование элементарных знаний о профессии журналиста и о газете | 4 |
Формирование творческой активности (создание макета собственной газеты, написание и редактирование статей и их художественное оформление) | 7 |
Развитие навыков яркой, образной речи – основы литературной одарённости через использование тренинговых и игровых технологий | 4 |
Развитие навыков презентации (коммуникативные навыки) | 7 |
Организация экскурсий, встреч (формирование навыков интервьюирования) | 5 |
Подготовка к участию во Всероссийском конкурсе | 1 |
Всего | 28 |
Календарно-тематический план
Месяц | № | Тема | Содержание деятельности | ||
Сентябрь | 1 2 | Комплектование группы. Организация вводной диагностики. | |||
Октябрь | 3 | О чем пишут в газетах? | Рассматривание разных газет (внешний облик, содержание, рубрики). Мозговой штурм «Зачем нужны газеты? | ||
4 | Кто издает газеты? | Знакомство с профессиями – журналист, фотограф, редактор, а также с их орудиями труда. | |||
5 | Профессия - журналист | Навыки и умения журналиста: наблюдательность, внимательность, память и др. | |||
6 | Наши колонки | Мозговой штурм «Что мы хотим рассказать окружающим?». Придумывание названий для колонок газеты, их содержания. | |||
Ноябрь | 7 | Что такое - презентация? | Презентация изготовленной педагогом газеты детям (новости из жизни группы за октябрь). Рассматривание газеты, поиск себя на фотографиях, чтение статей о жизни детей в группе, написанных педагогом. Обмен мнениями, анализ, что понравилось, что нет. Презентация газеты детьми родителям (в вечернее время в домашних условиях). | ||
8 | Что такое – интервью? | Игра-активатор «Портфель журналиста». Знакомство с оборудованием: микрофон, диктофон. Мозговой штурм «О чём хочу тебя спросить?». Д/и «Дружеское интервью» (формирование умения брать интервью друг у друга). | |||
9 | Творческая командировка | Мозговой штурм «О чём расспросим поваров?». Экскурсия на кухню детского сада в сочетании с групповым интервьюированием, с целью написания статьи «Как там вкусно пахнет!». Д/и «Острый глаз». | |||
10 | Самое интересное! | Сбор информации за месяц, совместное редактирование статей, подбор фотографий, рисование рисунков к статьям. | |||
Декабрь | 11 | Презентация газеты, внештатные корреспонденты | Презентация газеты детьми родителям и воспитанникам другой группы. Привлекаем родителей для участия в создании новой рубрики «А у нас в квартире газ, а у вас?». Домашнее задание для детей и родителей написать заметку о том, что интересного произошло дома, о подготовке к Новому году (о мечтах, письмах Деду Морозу и пр.) | ||
12 | Литературный конкурс | Подготовка к Всероссийскому конкурсу «Эти забавные животные». Фотографирование домашних питомцев, отбор интересных фотографий, составление рассказов о домашнем любимце. | |||
13 | Творческая командировка, пресс-конференция | Дискуссия «Чему учат в музыкальной школе?». Экскурсия в музыкальную школу с индивидуальным интервьюированием, с целью написания статьи. После возвращения с экскурсии пресс-конференция (педагог задаёт ребятам вопросы о музыкальной школе). | |||
14 | Самое интересное! | Сбор информации за месяц, совместное редактирование статей, подбор фотографий, рисование рисунков к статьям, создание коллажа для оформления статьи о музыкальной школе. | |||
Январь | 16 | Как я встретил Новый год | Д/и «Дружеское интервью» (наброски для статьи). | ||
17 | Понятно - непонятно | Д/и «Инопланетянин» (развитие умения передавать в рассказе такие детали, которые важны для понимания события). | |||
18 | Гости в редакции | Мозговой штурм «О чем расспросим первоклассников?». Дискуссия «Как встретим и проводим гостей?» (в гости приглашены школьники, бывшие выпускники детского сада). Встреча в режиме «Пресс-конференция» (задают вопросы школьникам). | |||
19 | Самое интересное! | Сбор информации за месяц, совместное редактирование статей, подбор фотографий, рисование рисунков к статьям. | |||
Февраль | 20 | Презентация газеты, внештатные корреспонденты | Презентация газеты детьми воспитанникам другой группы и родителям. Привлечение родителей к созданию новой рубрики «Говорят дети». Домашнее задание для детей и родителей: написать смешные заметки из разговора детей. | ||
21 | Я - журналист | Д/и «Рассеянный журналист» (развитие навыков связной речи, памяти, внимания, мышления). | |||
22 | Гости в редакции | Мозговой штурм «О чем расспросим сотрудников МЧС?». «Пресс-конференция» п/и (эстафеты) «Осторожный огонёк». | |||
23 | Самое интересное! | Сбор информации за месяц, совместное редактирование статей, подбор фотографий, рисование рисунков к статьям | |||
Март | 24 | Презентация газеты | Презентация газеты детьми воспитанникам другой группы и родителям | ||
25 | «Проба пера» на тему «Моя мамочка!» | Дети сами делают наброски статьи о маме, воспитатель записывает. Изготовление фотоколлажа «Моя мама в детстве» | |||
26 | Берём интервью | Дети, с заранее подготовленными вопросами берут интервью у сотрудников детского сада на тему «Чем интересна и сложна работа». | |||
27 | Самое интересное! | Сбор информации за месяц, совместное редактирование статей, подбор фотографий, рисование рисунков к статьям. | |||
Апрель | 28 | Презентация газеты | Презентация газеты детьми воспитанникам другой группы и родителям | ||
29 | Прогулка по территории детского сада с выполнением различных заданий | Д/и «Рефлексия». Решаем вопросы: Что должен уметь журналист? Какие задания вам понравились? Какие задания было трудно выполнять? | |||
30 | «Где мы были – не расскажем, а что делали – покажем» | Д/и «Колдун» (развитие умения использовать невербальные средства общения), обсуждение для чего журналисту нужно уметь правильно использовать жесты и мимику. | |||
31 | Самое интересное! | Сбор информации за месяц, совместное редактирование статей, подбор фотографий, рисование рисунков к статьям. | |||
Май | 32 | Организация мониторинга (итоговая диагностика) |
- Взаимодействие педагога с родителями и воспитателями
в процессе кружковой деятельности
Работа с родителями: индивидуальное консультирование; совместное с детьми выполнение работы (фотография, составление рассказа); участие в презентации детьми газеты.
Родители являются, непосредственными участниками творческого процесса. Без поддержки и участия родителей не возможен такой вид детской деятельности, как детская журналистика.
Взаимодействие с родителями проходит через следующие формы:
- участие родителей в сборе и изготовлении практического материала и атрибутики к проектам;
- проверка выученного детьми текста;
- непосредственное участие в наших проектах: «Детсадовские новости», акции, открытые мероприятия (зрители, участники);
- участвуют в оформлении газет, различных выставок (к Новому году, 8 марта, 1 сентября…), участвуют в конкурсах «Осенний калейдоскоп», «Это моя семья»…;
- консультирование родителей по теме: «Размышления о диалоге и мастерстве его ведения», «Детская журналистика, как творческий процесс», «Детская журналистика: история и современность»…;
- презентации «Детсадовских новостей», проектов; журналистское расследование;
- оформление газет.
Для педагогов проводятся консультации, беседы на интересующие темы, презентации различных проектов.
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Объем учебной нагрузки
Программа рассчитана на детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа). Предполагается проведение одного занятия в неделю во второй половине дня в форме кружкового занятия в течение 1 года (сентябрь, май). Общее количество учебных занятий в год – 28. 2 занятия в сентябре посвящены диагностике детей, 2 занятия в мае посвящены мониторингу детей.
Расписание работы кружка на 2020-2021 уч.год
Месяц | Дата | День недели | Количество занятий | Количество занятий в месяц | Продолжительность занятия | Количество часов в месяц | |
сентябрь | 17 | четверг | 1 | 2 | 30 мин | 1 час | |
24 | четверг | 1 | 30 мин | ||||
октябрь | 1 | четверг | 1 | 4 | 30 мин | 2 часа | |
15 | четверг | 1 | 30 мин | ||||
22 | четверг | 1 | 30 мин | ||||
29 | четверг | 1 | 30 мин | ||||
ноябрь | 5 | четверг | 1 | 4 | 30 мин | 2 часа | |
12 | четверг | 1 | 30 мин | ||||
19 | четверг | 1 | 30 мин | ||||
26 | четверг | 1 | 30 мин | ||||
декабрь | 3 | четверг | 1 | 4 | 30 мин | 2 часа | |
10 | четверг | 1 | 30 мин | ||||
17 | четверг | 1 | 30 мин | ||||
24 | четверг | 1 | 30 мин | ||||
январь | 14 | четверг | 1 | 3 | 30 мин | 1,5 часа | |
21 | четверг | 1 | 30 мин | ||||
28 | четверг | 1 | 30 мин | ||||
февраль | 4 | четверг | 1 | 4 | 30 мин | 2 часа | |
11 | четверг | 1 | 30 мин | ||||
18 | четверг | 1 | 30 мин | ||||
25 | четверг | 1 | 30 мин | ||||
март | 4 | четверг | 1 | 4 | 30 мин | 2 часа | |
11 | четверг | 1 | 30 мин | ||||
18 | четверг | 1 | 30 мин | ||||
25 | четверг | 1 | 30 мин | ||||
апрель | 8 | четверг | 1 | 4 | 30 мин | 2 часа | |
15 | четверг | 1 | 30 мин | ||||
22 | четверг | 1 | 30 мин | ||||
29 | четверг | 1 | 30 мин | ||||
май | 6 | четверг | 1 | 3 | 30 мин | 1,5 часа | |
13 | четверг | 1 | 30 мин | ||||
20 | четверг | 1 | 30 мин | ||||
Общее количество занятий | Общее количество часов | ||||||
32 | 16 |
3.2. Материально – техническое обеспечение Программы
Создана развивающая, полифункциональная, трансформируемая, вариативная предметно-пространственная среда для занятия журналистской деятельностью.
В логопедическом кабинете отведено место для создания игрового пространства «Юный журналист», которое оснащено всеми необходимыми атрибутами для работы:
- Шкаф
- Форма для журналистов: козырьки с эмблемами, шейные платочки по количеству детей
- Флажки с эмблемой
- Бейджики для каждого члена кружка.
Технические средства:
- диктофон,
- микрофон,
- ноутбук,
- фотоаппарат,
- принтер.
Расходные материалы:
- карандаши,
- краски,
- альбомы,
- клей,
- различные картинки для изготовления коллажей,
- ватман.
3.3. Методическое обеспечение Программы
Учебно-наглядные пособия:
Схемы – модели составления рассказа, построения интервью (коллажи, мнемодорожки, мнемоталицы, пиктографические картинки, синквейн).
Методические разработки: «Пресс-конференция»; газета «Юный журналист»
Дидактические пособия: набор карточек «Мы журналисты»; дидактические игры «Собери картинку», «Продолжи ряд», «Что лишнее»; дидактическая игра «Вопрос-ответ».
Методическая литература:
- Развитие речи детей 5-7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 272 с.;
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа / авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2015. – 399с.;
- Бабаева Т.И. У школьного порога / Т.И. Бабаева // Дошкольное воспитание, № 6, 2006.
- Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: 1997.
- Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений / Л. А. Дубина. – М.: Книголюб, 2006.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2018
Интернет ресурсы:
- http://nsportal.ru/user/576025/page/detskaya-zhurnalistika-kak-sredstvo-povysheniya-urovnya-rechevogo-razvitiya-detey;
- https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fborsoln.ucoz.ru%2FDetskaya_jurnalistika.doc&name=Detskaya_jurnalistika.doc&lang=ru&c=5692c3e0aa63;
- https://urok.1sept.ru/статьи/562799/
- http://pandia.ru/text/79/003/19799.php
- http://kladraz.ru/blogs/yulija-olegovna-anenkova/rabochaja-programa-na-2014-2015-uchebnyi-god-dlja-starshego-vozrasta.html;
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/26/rabochaya-programma-podgotovitelnoy-gruppy;
- http://dohcolonoc.ru/cons/9259-detskaya-zhurnalistika.html.
Приложение 1
Тест «Нарисуй историю»
Тестирование проводится индивидуально с детьми в возрасте от 5 лет. Время выполнения задания не ограничивается.
Стимульный материал: предметные картинки, лист бумаги для рисования, цветные карандаши.
Инструкция: «Надеюсь тебе понравится это задание. Умение хорошо рисовать не имеет значения. Важно передать в рисунке то, что ты придумаешь. Здесь изображены люди, животные и предметы. Придумай, что может происходить между представленными на них персонажами или предметами. Когда будешь готов, создай свой собственный рисунок, изобразив на нём то, что придумал. Пусть твой рисунок передаёт историю, которую ты придумал. Ты можешь придумать всё, что захочешь».
После выполнения рисунка ребёнка просят рассказать историю, которую он нарисовал.
Оценка выполнения задания производится на основе анализа составленного рассказа, который должен быть развёрнутым и детализированным, иметь оригинальный сюжет (возможно появление новых персонажей).
Критерии:
- наличие интеллектуальной творческой инициативы;
- неожиданность использования предметов, придание им функционального или переносного значения;
- беглость мышления (богатство и разнообразие идей, ассоциаций, возникающих по поводу стимулов);
- гибкость мышления (способность переходить достаточно быстро из одной категории в другую, от одного способа решения к другому);
- оригинальность мышления (самостоятельность, необычность, остроумность решения);
- развитие речи (построение сложных предложений, использование многозначных слов, употребление синонимов и антонимов).
Приложение 2
Вопросы для интервью
- Расскажите о себе, своем деле.
- Как Вы можете охарактеризовать себя в двух словах?
- Когда Вы решили стать_____ и почему?
- Что привело Вас именно к __________?
- В чем плюсы и минусы работы _______?
- Опишите свое самое большое достижение?
- Опишите свою рабочую обстановку?
- Каковы Ваши планы в _______?
- Как Вам удалось добиться успеха в _______?
- Ваши любимые книги (фильмы, блюда)?
- Чего бы Вы никогда не сделали в жизни?
- Вы любите свою работу?
- Чем Вы любите заниматься в свободное время?
- Какие советы Вы можете дать читателям?
- Когда Вы в последний раз _________?
- Что Вас интересует помимо______ и ________?
- Как Вы отдыхаете?
- Как часто Вы ________?
- По-вашему, какими качествами должен обладать _____?
- Что для Вас было самым сложным?
- Расскажите, что нужно сделать, чтобы _________?
- С чего начинать новичку, если он захочет пойти по Вашим стопам?
- Что мешает Вам жить, а что помогает?
- О чем Вы мечтаете?
Приложение 3
Образец интервью
Я, _______, живу в селе Иогач, Турочакского района, Республики Алтай. Хожу в детский сад «Берёзка». Сегодня задавать вопросы я буду директору музыкальной школы – __________.
– Здравствуйте. Расскажите о себе: кем Вы работаете и как долго работаете по этой профессии?
Я работаю _____________ лет.
– Почему Вы выбрали эту профессию?
Если честно, абсолютно случайно. Просто узнала, что ____________ требуются. Прошла испытательный срок и осталась в коллективе.
– Довольны ли Вы своим выбором?
Безусловно! Работа очень интересная, увлекательная.
– Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?
Возможно, поначалу ______. Надо знать, как правильно _____ и прочее. Но все приходит со временем и опытом. Пришлось изучить литературу ______, прочитать советы опытных людей, чтобы знать основы работы. У меня высшее педагогическое образование: _______.
– Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?
Нужно, прежде всего, уметь общаться с людьми. Причем с разными, будь это первоклассник или старшеклассник. _________
– С какими трудностями Вы сталкиваетесь в Вашей работе?
Даже не знаю. Иногда бывает трудно _________. Наверно, основная трудность – это нехватка времени. Но все трудности преодолимы! У нас дружный коллектив, и мы всегда выручаем друг друга.
– Что самое интересное в Вашей работе?
_____________ Это очень интересно.
– Позволяет ли Ваша профессия раскрыть творческие способности, проявить себя?
Вся наша работа – сплошное творчество. _________ Тут без творческого потенциала никуда.
– Сбылась ли детская мечта о будущей профессии?
Можно сказать сбылась. В детстве, как и многие девочки, я мечтала стать учителем. _________ А вот о том, чтобы стать _________, честно говоря, никогда не думала.
– Насколько Ваша профессия полезна и важна для нашей страны?
________________ думаю, всегда были и будут полезны для страны и для народа.
– Приносит ли Ваша профессия хороший доход?
В материальном плане нет, в моральном – огромный.
– Кому бы Вы могли порекомендовать свою профессию?
Творческим, активным, открытым людям.
– О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?
Предупредить? __________ Ну и о том, что их ждет очень интересная жизнь.
– Как Вы видите свою профессию в будущем?
Надеюсь, что, ___________ несмотря на век интернет-технологий, и наша профессия будет всегда нужна и востребована. А мы в свою очередь ___________.
– Спасибо за содержательную беседу. Интервью провела ______________
Приложение 4
Конспект занятия «Мы - журналисты»
Цель: создание условий для совершенствования знаний о работе журналиста.
Задачи:
Закреплять знания детей о профессии журналиста; умения продумывать содержание своего репортажа, композиционно правильно располагать изображения на листе.
Развивать умение строить связные высказывания, предположения; творческие способности, воображение, чувство композиции и цвета.
Совершенствовать умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца.
Воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.
Оборудование:
Презентация «Профессия – журналист»; видеоматериалы; конверты; разрезные картинки; карточки-схемы; листы для создания репортажа, клей, карандаши, клеёнки, салфетки; ноутбук, микрофон, ручка, фотоаппарат, блокноты.
Ход занятия:
1. Мотивация.
Дети входят под спокойную музыку в музыкальный зал и встают полукругом.
Логопед:
Слайд – солнышко.
Посмотрите, какое большое, тёплое и доброе солнышко нас встречает! Поиграем с ним?
1, 2, 3, 4, 5 –
Начинаем мы играть!
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
Воспитатель. Представьте себе, что каждый из вас тёплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же тёплые лучики. У нас накопилось много тепла, и мы готовы поделиться этим теплом со всем миром!
2. Сюрпризный момент.
- Ребята, вы представляете, я сегодня пришла на работу, а в кабинете логопеда лежит посылка. Как вы думаете, кто её прислал? По-вашему мнению, что в посылке? Хотите узнать? Открывайте.
Дети достают из посылки: микрофон, фотоаппарат, ручку и блокнот.
- Какие интересные предметы! А вы знаете, как они называются? (дети отвечают).
- Как вы считаете, кто нам их отправил? А почему вы так думаете? Для чего нужен микрофон? Фотоаппарат? Блокнот? Люди, какой профессии пользуются всеми этими предметами?
Слайд – «Профессия – журналист».
- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что же изображено на слайде? (фотографии с разными видами деятельности журналиста). В чём состоит работа журналиста? (берёт интервью, фотографирует и снимает на камеру интересные события, обрабатывают информацию, готовят репортажи).
- Интересно, от кого посылка? Вы сейчас сами всё поймёте, присаживайтесь за стол. Дело в том, что вместе с посылкой нам прислали письмо на электронную почту. Я его сейчас прочитаю. Присаживайтесь за стол.
Слайд – письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут Вам журналисты из газеты Турочакского района «Истоки плюс». Мы узнали, что Вы тоже юные журналисты. Нас это удивило: как такие маленькие дети делают такое непростое дело? Мы решили проверить, что Вы знаете о профессии журналиста. В музыкальном зале находятся задания, которые мы Вам предлагаем выполнить. Найти их Вам поможет карта. Желаем удачи!».
- Ну, что, ребята, хотите проверить свои знания и выполнить все задания. Замечательно! Вашему вниманию представлена карта. Скажите, пожалуйста, первое задание под какой цифрой находится? Посмотрите, пожалуйста, на карту: где находится первое задание? (на синем столе). Открывайте конверт.
3. Дидактическая игра «Составь картинку».
В конверте находятся разрезные картинки, их необходимо собрать. Но части картинок от двух изображений. Дети собирают их и объясняют, что изображено на них.
4. Подвижная игра «Командировка в зоопарк».
- Первое задание выполнили. Обратимся к карте. Где находится второе задание? (на оранжевом столе).
Ищите конверт и открывайте.
В конверте находится надпись:
1, 2, 3, 4, 5. Предлагаем поиграть.
- Я Вас приглашаю отправиться в творческую командировку в зоопарк.
5. Дидактическая игра «Что лишнее?».
- Интересная была командировка? А нас ждёт следующее задание. Обратимся к карте. Где находится третье задание? (в конверте лист с надписью: «Что лишнее?».
- Нам предлагают поиграть в игру «Что лишнее?».
Слайд – «Рабочие предметы журналиста».
На экране слайд «Рабочие предметы журналиста». Две картинки лишние. Необходимо их назвать и аргументировать ответ.
6. Подготовка к изданию репортажа.
- Посмотрите на карту – есть ещё задания? (нет). Я предлагаю Вам проверить нашу электронную почту. Может там письмо есть? Присаживайтесь.
Слайд – электронное письмо.
«Дорогие ребята! Вы справились со всеми заданиями. Молодцы! Как бы нам хотелось знать больше о вас и вашем детском саде. Мы будем очень рады, если Вы нам ответите! До свидания!».
- Ребята, как же нам рассказать о нашем саде?
(Если дети самостоятельно не предлагают подготовить репортажи о детском саде, логопед предлагает сам).
- Ребята, а может быть, кто-то из Вас хочет подготовить репортаж о нашем детском саде? Вы были в творческих командировках по нашему саду. Где Вы были в гостях? (в прачечной, музыкальном зале, в медицинском кабинете, в группе и т.д.)
Кстати, сегодня наш журналист Кристина должна вернуться из творческой командировки.
Заходит Кристина.
- Кристина, расскажи нам, где ты была? Чем занималась?
Кристина рассказывает о своей командировке.
- Кристина, а у тебя запись есть?
- Ребята, я предлагаю Вам её посмотреть.
Слайд – интервью в медкабинете.
- Интересное интервью? Молодец, Кристина.
7. Моделирование этапов продуктивной деятельности.
На доске карточки с этапами выполнения работы.
Воспитатель.
- Ребята, хотите подготовить репортажи о своём любимом саде? Для начала я предлагаю Вам вспомнить, как делают репортаж. Я вас приглашаю в нашу творческую редакцию.
Перед вами на доске 4 карточки с изображением этапов работы. Посмотрите внимательно и попробуйте сами распределить, что мы сначала должны сделать, что потом.
Так как вы начинающие журналисты, я вам немного помогу.
Самое первое, что вы должны сделать, это придумать название вашего репортажа. Какая карточка подойдёт для этой деятельности? (дети ставят соответствующую карточку первой).
Следующий этап: собрать информацию, в данном случае картинки о нашем садике, можно и нарисовать рисунок. Какая карточка подходит для данного вида деятельности? (дети ставят соответствующую карточку).
Название придумали, информацию собрали.
Что дальше? Посмотрите на карточки-схемы. Что нужно сделать? Следующий этап: обработать информацию. Какая карточка подходит?
Какой этап является заключительным? (дети расставляют карточки-схемы).
8. Издание репортажей о детском саде.
Логопед. Всё готово для работы. Здесь вы можете отобрать нужные вам картинки, а за столами создать свой репортаж. Листы для репортажа тоже можете выбрать сами. Вы можете работать по одному, а можете объединиться в группы. Желаю творческих успехов, юные журналисты!
Во время работы детей звучит спокойная музыка.
Дети, выполнившие задание первыми, помогают товарищам, если они согласны принять помощь. После того, как будут выполнены все работы, воспитатель предлагает детям показать репортажи друг другу.
9. Итог образовательной деятельности.
- Ребята, понравилось Вам наше путешествие? Чем? Что запомнилось? Что получилось легко, а что – трудно?
За проделанную работу я подготовила для Вас подарки. Это – блокноты, которые вам пригодятся для дальнейшей деятельности в качестве журналистов.
Приложение 5
Игры для «журналистов»
Игра «Острый глаз»
Ведущий предлагает детям ответить на вопросы о том, что они видели: «Какого цвета футболка у Кристины?», «Сколько окон в кабинете?» и т.д.
Игра «Слова»
- Найти как можно больше слов, которые начинаются со звука «л».
Найди синонимы к слову «красивый» (очаровательный, прекрасный, великолепный) - Найти животных, название которых состоит из 3 букв (кит, кот, лев, лис, вол, бык т т.д.)
- Скажи наоборот
- чистый –
- весело –
- сладкий –
- большой –
- твердый –
- белый –
- теплый –
Игра «Предложение»
Составь красивое предложение из заданных слов:
- мама, магазин, конфеты, и, зашла, купила, в
- Оля, одежда, шкаф, убрала, в
- Саша, блюдце, котенок, молоко, в, налил
Игра «Инопланетянин»
Ребенок выступает в роли инопланетянина. Он показывает предмет и просит объяснить, что это такое, остальные отвечают.
Игра «Рассеянный»
Ребенок выступает в роли Рассеянного, он забыл, как называется предмет и может только его описать, остальные должны отгадать о каком предмете он говорит.
Игра «Эмоции»
Журналисту приходится общаться с незнакомыми людьми. Поэтому он должен понимать настроение своего собеседника по выражению лица и интонации, с которой он произносит ту или иную фразу. Ведущий показывает фотографии людей, остальные определяют, какие чувства, эмоции испытывает этот человек.
Игра «Настроение»
Выбирается ведущий, который должен взять интервью у остальных детей. Они выбирают настроение, которое должны передать через ответы журналисту. Журналист, в свою очередь, должен определить настроение собеседника по интонации, с которой отвечают.
Игра «Дружеское интервью»
Ребенок садится в центр круга на стул. Остальные задают ему дружеские вопросы: «У тебя есть брат или сестра?», «Какое животное тебе нравится?» и т.д. пока все дети зададут вопрос, затем садится другой ребенок и игра продолжается.