Работа с педагогами ДОУ

Нагайцева Ирина Дмитриевна

Материалы для педагогов ДОУ, консультации, наставничество. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Информационный материал по книге

Я живу в России  И. Каплуновой,  И. Новоскольцевой

                                                           

                                                       Символы России

Герб и флаг страны отражают историю

народа,  мечту  создателя  и  достоинство

своих граждан.

(М.Монтень)

Все  современные  государства  имеют  свои  главные  отличительные  знаки  -  герб,  флаг, гимн. Они священны. Знать и понимать их значение - долг каждого гражданина.

Государственный     флаг   Российской  Федерации  является   официальным

государственным   символом.  Он  представляет  собой  прямоугольное  полотнище   из   трех равновеликих  горизонтальных  полос  белого  (верхняя  полоса),  синего  (средняя)  и  красного цветов (нижняя).

Бело-сине-красный   флаг,  введенный  Петром  I  как  военный,  стал  государственным.

Трехцветный флаг - символ свободы и независимости, гражданского равенства всех народов, населяющих Россию.

Гимн  (от  греческого  слова  hymnos  -  торжественная  песнь  в  честь  богов  и  героев), хвалебная   песнь,   музыкальное   произведение   возвышенного   характера,   также   является символом    государства.    Слова    государственного    гимна    должны    быть    патриотичны, прославлять   страну,   ее   героическое   прошлое,   заслуги   людей;   музыка   торжественна   и вдохновенна.

Гимн  исполняется  во  многих  торжественных  случаях,  на  официальных  церемониях, ежедневно      транслируется      государственным      телевидением      и      радиовещательными  компаниями.

Гимны  возникли  намного  раньше,  чем  гербы.  Древнейшие  гимны  были  сложены  в  Египте и Месопотамии.

Одним из старейших национальных гимнов является  английский  Боже, храни короля.

Вторым  широко  известным  в  Европе  гимном  является  Марсельеза  (гимн  Франции),  в  начале XX века получившая признание в России. В XIX веке появился межгосударственный гимн - международный пролетарский гимн  Интернационал.

В России с созданием регулярной армии появилась и   специальная музыка для армии: в  1711  году  был  издан  указ  о  штатах  полковых  оркестров,  все  полки  были  обязаны  иметь  оркестры  и  свои  марши.  В  1716  году  в  лейб-гвардии  Преображенском  полку  играли  сорок  музыкантов.  Этому  оркестру  выпала  честь  первому  воспроизвести  мелодию  знаменитого   Преображенского  марша  Петра  Великого .  Этот  марш  ежегодно  звучал  в  честь  военных  побед, при торжественном возвращении армии из походов, при коронациях.



Предварительный просмотр:

Материалы для родительского уголка

по патриотическому воспитанию дошкольников

Патриотическое воспитание  детей 3-4 лет

Как  у  маленького  деревца,  еле  поднявшегося  над  землей,  заботливый  садовник

укрепляет  корень,  от  мощности  которого  зависит  жизнь  растения  на  протяжении

нескольких  десятилетий,  так  учитель  должен  заботиться  о  воспитании  у  своих  детей

чувства безграничной любви к родине.

(В.А. Сухомлинский)

Уважаемые родители!

В   современных  условиях,  когда  происходят  глубочайшие  изменения  в  жизни

общества,  одним  из  центральных  направлений  работы  с  подрастающим  поколением  становится  патриотическое  воспитание.  Сейчас,  в  период  нестабильности  в  обществе,  возникает  необходимость  вернуться  к  лучшим  традициям  нашего  народа,  к  его  вековым  корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство  патриотизма  многогранно  по  своему  содержанию:  это  и  любовь  к  родным  местам,  и  гордость  за свой  народ,  и  ощущение  неразрывности  с  окружающим,  и  желание  сохранить, приумножить богатства своей страны.

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное  чувство  возникает  еще  в  дошкольном  детстве,  когда  закладываются  основы  ценностного  отношения к окружающему миру, и формируется  в ребенке постепенно, входе воспитания  любви к своей семье, к детскому саду, родным местам, родной стране.

Задумайтесь!

В  вашей  семье  и  под  вашим  руководством  растет  будущий  гражданин.  Воспитание  детей требует большого такта и терпения.

Знайте!

Воспитание    у  ребенка  чувства  любви  к  Родине  начинается  с  отношения  к  семье,  к  самым  близким  людям:  матери,  отцу,  бабушке,  дедушке.  Это  корни,  связывающие  его  с  родным домом и ближайшим окружением.

Чувство любви  к  Родине связано и  с восхищением тем, что видит  перед собой  малыш,  чему он изумляется и что находит отклик в его душе.

И  хотя  многие  впечатления  еще  не  осознанны  им  глубоко,  но,  пропущенные  через  детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Советуем  ознакомиться:

Задачи  патриотического воспитания детей младшей группы:

     формировать   представление   о   Родине   на   основе   ознакомления   с   ближайшим  окружением (дом, двор, улица);

     воспитывать   добрые   чувства,   интерес   к   месту,   где   живет   ребенок,   обращать  внимание на природное окружение;

     знакомить   с   фольклором   России,   народными   сказками.   Рассматривать   русские  народные костюмы.


Патриотическое воспитание  детей 4 - 5 лет

Только  тот,  кто  любит,  ценит  и  уважает

накопленное  и  сохраненное  предшествующим

поколением,  может  любить  Родину,  узнать  ее,

стать подлинным патриотомЄ.

(С.В.Михалков)

Уважаемые родители!

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается,  что  система  образования  призвана  обеспечить«воспитание  патриотов  России,  граждан  правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности,  обладающих  высокой  нравственностью  и  проявляющих  национальную  и  религиозную  терпимость.

Реализация  такой  системы  образования  невозможна  без  знаний  традиций  своей  Родины,  своего края.

Рекомендуем помнить!

Чувство  патриотизма  многогранно  по  содержанию:  это  и  любовь  к  родным  местам,  и  гордость  за  свой  народ,  и  ощущение  своей  неразрывности  со  всем  окружающим  миром,  и  желание  сохранять,  приумножать  богатства  своей  Родины.  Поэтому  данная  работа  включает  целый комплекс задач.

Советуем  ознакомиться с задачами  патриотического воспитания

детей средней группы:

     воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду,  родной улице, городу;

     формирование бережного отношения к родной природе;

     воспитание уважения к труду людей;

     развитие интереса к народным традициям и промыслам;

     формирование  знаний  о  Российской  армии,  о  воинах,  которые  защищают  нашу  Родину;

     формирование   толерантности,   чувства   уважения   и   симпатии   к   другим   людям,  народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в  быту и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, в  его взаимоотношениях  со взрослыми и сверстниками.




Предварительный просмотр:

Методические рекомендации воспитателям

по теме  «С чего начинается Родина«?

Огромные  изменения  произошли  в  нашей  стране  за  последние  годы.  Это  касается

нравственных ценностей, отношения к событиям  нашей истории и к отдельным личностям.

Коренные преобразования начала  XXI века, определившие крутой  поворот в новейшей

истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и

духовной  сферах  общества  и  сознании  ее  граждан.  Снизился  воспитательный  потенциал

российской   культуры,   искусства,   образования   как   важнейших   факторов   формирования

патриотизма.

Но  как  бы  ни  менялось  общество,  воспитание  у  подрастающего  поколения  любви  к

своей стране, гордости за нее необходимо при любом строе: будь то социализм, капитализм

или коммунизм. Этому учат подрастающее поколение все народы мира.

В  проекте  Национальная   доктрина   образования  в  Российской   Федерации  подчеркивается:

 «система  образования  призвана  обеспечить   воспитание   патриотов   России,   граждан

правого демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности,

обладающих   высокой  нравственностью   и  проявляющих  национальную   и  религиозную

терпимость«.

Патриотизм  в  современных  условиях  -  это,  с  одной  стороны,  преданность  своему

Отечеству,  а с другой - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в

состав  России.  Исходя  из  этого,  работа  по  патриотическому  воспитанию  детей  включает

целый комплекс задач:

     воспитание  у ребенка  любви  и привязанности  к  своей  семье, дому,  детскому саду,

улице, городу, краю;

     формирование бережного отношения к природе и всему живому;

     воспитание уважения к труду;

     развитие интереса к народным традициям  и промыслам;

     формирование элементарных знаний о правах человека;

     расширение представлений о городах России;

     знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

     развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

     формирование толерантности, чувства уважение к другим народам, их традициям.

Данные  задачи  решаются  во  всех  видах  детской  деятельности:  на  занятиях,  в  играх,  в

труде,  в  быту  так  как  воспитывают  в  ребенке  не  только  патриотические  чувства,  но  и

формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Патриотические   чувства  закладываются  в  процессе  жизни  и  бытия  человека,

находящегося  в  рамках  конкретной  социокультурной  среды.  Люди  с  момента  рождения,

инстинктивно,  естественно  и  незаметно  привыкают  к  окружающей  их  среде,  природе  и

культуре  своей  страны,  к  быту  своего  народа.  Поэтому  базой  формирования  патриотизма

являются  глубинные  чувства  любви  и  привязанности  к  своей  культуре  и  своему  народу,  к

своей  земле, воспринимаемым  в  качестве  родной естественной и привычной среды обитания

человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Естественно  развивающиеся  чувства  привязанности  к  отеческим  ценностям  становятся

предметом осмысления, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать


соответствующим образом.  Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.

Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу, которая может проводиться  в  дошкольных  образовательных  учреждениях  по  начальному  формированию  чувств  гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

Патриотическое  воспитание, являясь  частью  общего  воспитательного  процесса,

представляет  собой  систематическую     работу  коллектива.  Это  сложный  педагогический  процесс.  В  основе  его  лежит  развитие  нравственных  чувств.  Воспитание  патриотических  чувств  у  детей  дошкольного  возраста  -  одна    из  задач  нравственного  воспитания,  включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу  и родной стране.

Система  и  последовательность  работы  по  патриотическому  воспитанию  детей  может  быть представлена следующим образом: семья - детский сад - родная улица, родной район -родной город - родной край - страна, столица.

Ведущее  место  в  системе  патриотического  воспитания  занимает  семья.  В  семье  как  первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и  развития  патриотизма,  который  в  дальнейшем  продолжается   в   образовательных  учреждениях.

Любовь  маленького  ребенка-дошкольника  к  Родине  начинается  с  отношения  к  самым  близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой  он  живет,  детскому  саду,  городу,  краю.     Огромное  значение  имеет  пример  взрослых,  в  особенности близких людей.

Наиболее  сложной  является  работа  по  воспитанию  любви  к  родному  городу  и  родной стране.  В  чем  проявляются  патриотические  чувства  у  детей  дошкольного  возраста?  Как  дошкольник может эти чувства выразить?

Надо   помнить,  что  дошкольник  воспринимает   окружающую  его  действительность  эмоционально,  поэтому  патриотические  чувства  к  родному  городу,  к  родной  стране  у  него  проявляются  через  чувство восхищения своим городом, своей  страной. Именно эти  чувства  необходимо выражать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей  страной.

Чувство  Родины«  Оно  начинается  у  ребенка  с  отношения  к  семье,  к  самым  близким  людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и  ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш.  Чему он  изумляется, и что вызывает отклик в его душе.

И  хотя  многие  впечатления   еще  не  осознаны  им  глубоко,  они,  бесспорно,   играют  огромную роль в становлении личности патриота.

Большое  значение  для  воспитания  у  детей  интереса  и  любви   к  родному  краю  имеет  ближайшее  окружение.  Постепенно  ребенок  знакомится  с  детским  садом,  своей  улицей,  городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Любой  край,  область,  даже  небольшая  деревня  -  неповторимы.  В  каждом  месте  своя  природа,  свои  традиции  и  свой  быт.  Отбор   соответствующего  материала   позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родной город.

Надо    показать    ребенку,    что    родной    город    славен    своей    историей,    традициями,  достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Патриотическое  воспитание  в  дошкольном  образовательном  учреждении  должно  быть плановым, системным, постоянным.

Успеха  в  патриотическом  воспитании  можно  достигнуть,  только  если  сам  воспитатель  будет  знать  и  любить  историю  своей  страны,  своего  города.  Он  должен  уметь  отобрать  те  знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей  чувство восторга и  гордости. Но никакие знания не дадут  положительного результата,  если  воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

 В  воспитании  все  должно  основываться  на  личности  воспитателя,  потому  что  воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности.

Эти   слова  К.Д.Ушинского   в  полной  мере  относятся   к   воспитанию  патриотических  чувств у детей дошкольного возраста.

Задача  педагога  -  отобрать  из  массы  впечатлений,  получаемых  ребенком,  наиболее  доступные  ему:  природа  и  мир  животных,  труд  людей,  традиции,  общественные  события  и  т.д.   Причем   эпизоды,   к   которым   привлекается   внимание   детей,   должны   быть   яркими,  образными, конкретными, вызывающими  интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию  любви  к  родному  краю,  педагог  обязан  сам  хорошо  его  знать.  Он  должен  продумать,  что  целесообразнее  показать  и  рассказать  детям,  особо  выделить  наиболее  характерное  для  данной местности или данного края.

Не   менее   важным   условием   патриотического   воспитания   детей   является   тесная  взаимосвязь   с   родителями.   Прикосновение  к   истории   своей   семьи   вызывает   у   ребенка  сильные  эмоции,  заставляет  сопереживать,  внимательно  относиться  к  памяти  прошлого,  к  своим    историческим    корням.    Взаимодействие    с    родителями    по    данному    вопросу  способствует   бережному  отношению   к   традициям,   сохранению   вертикальных   семейных  связей.  В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается  в стране, через вашу душу и ваши мысль должно приходить к детям.

Данную заповедь А.С.Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с  детьми, и с родителями.

В  настоящее  время  эта  работа  актуальна  и  особенно  трудна,  требует  большого  такта  и  терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не  считают важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение   семьи   к   патриотическому   воспитанию   детей   требует   от   воспитателя  особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку, к каждому родителю.

Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след, свои вехи.  Что-то  в  людской  памяти  стирается  бесследно,  а  что-то  ярким  пятном  ложится  на  карту  истории.  Время  идет,  рождаются  новые  традиции,  складываются  новые  обычаи.  Но  без  наследия  прошлого  и  настоящего  не  может  быть  будущего.  Современные  дети  растут  в  эпоху,   разительно   отличающуюся   от   времени   их   родителей:   другие   ценности,   идеалы,  правила.  Но  из  поколения  в  поколение  передается  любовь  к  ближнему,  широта  души  и другие качества, присущие  народам России.

145



Предварительный просмотр:

О ГИМНЕ.

В связи с победой в Отечественной войне 1812 года император Александр  I издал указ

исполнять   в   качестве   гимна   ©Молитву  русскихЄ  на   слова   поэта   В.А.Жуковского   и   на

английскую мелодию.

Первый   официальный   Государственный   гимн   Российской   империи   -   Боже,   царя

храни.  Он  был  написан  в  1833  году  А.Ф.Львовым,  слова  к  нему  создал  В.А.Жуковский.

Этот гимн просуществовал до Февральской революции 1917 года.

С 1944 года гимном СССР стала мелодия композитора А.В.Александрова (ранее это был

Гимн  партии  большевиков).  Слова  для  гимна  написали  поэты  С.В.Михалков  и  Г.А.Эль-

Регистан.

В конце XX века СССР распался на суверенные государства, у которых появились свои

музыкальные символы.

У    России    с    1990    года    Государственным    гимном    стал    Национальный    гимн

(Патриотическая песнь), написанный М.И.Глинкой.

В марте 2001 года был утвержден новый Государственный гимн Российской Федерации.

Автор  нового  текста  -  С.В.Михалков.  В  качестве  музыкального  сопровождения  принята

мелодия бывшего гимна СССР, написанного А.В.Александровым.

1. Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твое достоянье на все времена!

Припев.

Славься, Отечество, наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2. От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!

3. Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

132

О ГЕРБЕ .

 Герб  -  это  условное  изображение,  являющееся  символом  и  отличительным  знаком

государства,  города,  а  в  старину  -  рода  или  отдельного  лица,  и  отражающее  исторические

традиции владельца.

Изучением удивительно богатых и разнообразных геральдических материалов (родовых

и  старинных  городских  гербов,  клейм,  печатей,  геральдических  изображений  на  древних

монетах и пр.) занимается геральдика.

Основой     всякого     герба,     безусловно,     считался     щит.     Известны     пять     форм

западноевропейского    щита:    треугольный,    или    варяжский;    овальный    -    итальянский;

квадратный  с  округлениями  внизу  -  испанский;  четырехугольный  с  заострением  внизу  -

французский;   фигурный,   вырезной   формы   -   немецкий.   На   щите   были   геральдические

фигуры.   Общепринятыми   были   пять   цветов:   красный,   голубой,   зеленый,   пурпурный   и

черный.

В  Средние  века  были  очень  распространены  рыцарские  состязания  -  турниры.  На  бой

выходили рыцари, закованные с головы до ног в железные доспехи. Узнать, кто прячется под

доспехами, было очень трудно. И потому каждый рыцарь стал выбирать себе отличительный

знак.   Его   помещали   на   щите   определенной   расцветки   и   по-разному   разрисованном.   В

походах и боях щит был неизменным спутником рыцарей. Изображение на щите постепенно

как    бы    входило    в    их    жизнь;    им    стали    дорожить,    считая    своей    неотъемлемой

принадлежностью,   передавать   по   наследству   от   отца   к   сыну.   Шлем   тоже   украшали

различными  уборами  -  клейнодами.  Сочетание  щита  с  фигурами  и  шлема  с  клейнодами

стало   основой   западноевропейского   гербового   знака.   Передающиеся   из   поколения   в

поколение     эмблемы     с     определенными     символическими     фигурами,     выражающими


исторические  традиции  владельца,  и  получили  название  ©гербЄ.  Само  слово  в  переводе  с

немецкого и польского означает ©наследствоЄ, ©наследникЄ.

Возвратившись    из    походов,    рыцари    развлекались    на    турнирах.    Распорядителем

турниров был герольд (что в переводе с немецкого означает ©глашатайЄ); это слово и легло в

основу  названия  ©геральдикаЄ.  Герольд,  как  правило,  провозглашал,  кто  явился  на  турнир,

кто  будет  принимать  в  нем  участие  и  каковы  внешние  приметы  рыцаря.  Со  временем

герольды стали составлять и описывать гербы рыцарей  -  участников турниров. Герольдами

преимущественно     были     люди     высокообразованные     для     своего     времени,     хорошо

разбиравшиеся  в  живописи,  литературе.  Недаром  им  принадлежат  первые  сочинения  по

геральдике, написанные красивым, поэтическим слогом.

В   этот   период   возникает   и   геральдика   -   искусство   составления   гербов.   Расцвет

рыцарской  геральдики  приходится  на  период  с  конца  XI  века  по  XIV  век.  В  то  время

геральдические  эмблемы  проникали  во  все  сферы  жизни.  Их  вышивали  на  одеждах,  ими

украшали   самые   разнообразные   предметы:   кареты,   дома,   печи,   флюгеры   и   пр.   Гербы

отличались  расцветкой  и  рисунком,  создавались  строго  по  правилам  и  описывались  при

помощи  специальных  терминов.  Каждый  из  элементов  имел  определенное  значение.  По

цвету,  например,  можно  было  определить  национальность  владельца  герба.  Присутствие  в

эмблеме креста указывало на то, что выходец из данного рода принимал участие в крестовых

походах. Руки, сложенные крестом, выражали верность, лев был символом силы, мужества,

великодушия, а журавль с камнем в лапе олицетворял бдительность. Это был образный язык

той   эпохи.   В   совокупности   геральдические   элементы,   из   которых   составлялось   все

множество гербов, образовывали своего рода геральдическую азбуку. Каждый представитель

©благородного сословияЄ должен был владеть геральдической азбукой и уметь  ©прочитатьЄ

любой герб.

В       Западной       Европе       сформировалось       несколько       разновидностей       гербов:

государственные, городские, гербы корпораций (цехов, гильдий, братств), родов.

До сих пор сохранились возникшие в Средние века гербы городов: Флоренции - красная

лилия,  Парижа  -  ладья,  Лондона  -  крест  и  мечи.  У  мусульман  для  гербов  использовались

различные геометрические или орнаментальные узоры.

В Большой государевой книге ©ТитулярникЄ (1672 г.) воспроизводились рисунки гербов

33   городов   и   областей,   включая   московский,   киевский,   владимирский,   новгородский,

псковский,   казанский   и   др.   При   Петре   I  начали   создаваться   гербы   других   российских

городов.

Зачастую  изображение  на  гербе  связывается  с  самим  названием  города:  например,  на

гербе   Волчанска   -   волк,   Козельска   -   козел,   Камышина   -   камыш,   Серпейска   -   два

скрещенных  серпа  и  пр.  Очень  красочны  и  ярки  цвета  русских  гербов.  Голубые,  как  небо,

они означают красоту и величие, ярко-зеленые - изобилие, красные, как пламя, - мужество,

храбрость.

Эмблемы  городов  могут  рассказать  о  многом:  о  красоте  и  богатстве  родной  земли,  о

ратных  и  трудовых  подвигах,  отразить  народные  сказания,  местные  культы,  легенды  и

многое-многое другое. Каждый герб - это целая повесть.

Москва. Герб утвержден 16 марта 1883 года. Описание: в темно-красном щите

Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона.

133


Санкт-Петербург. Герб утвержден 7 мая 1780 года. Описание: на красном поле

два серебряных якоря, положенных крестом, и на них золотой скипетр. Скипетр

указывает  на  то,  что  город  является  столицей  Российской  империи,  а  якоря

характеризуют его как морской и речной порт.

Великий   Новгород.   Герб   утвержден   27   августа   1781   года.   Описание:   на

серебряном   поле   золотое   кресло   с   лежащей   красной   подушкой,   на   которой

поставлены   крестообразно   с   правой   стороны   скипетр,   а   с  левой   крест.   Над

креслом  подсвечник  с  тремя  горящими  свечами,  а  по  сторонам  два  стоящих

медведя. Внизу, на синем поле щита, четыре серебряные рыбы.

Псков. Герб утвержден 28 мая 1781 года. Описание: на голубом поле - барс, над

ним из облака выходящая рука. Барс - символ героизма: или смерть, или победа.

134

Рязань.  Герб  впервые  описан  в  1626  году.  На  нем  изображен  человек  с  мечом.

Над щитом - шапка Мономаха, символ самодержавия в России.

Ярославль. Герб утвержден 31 августа 1778 года. Описание: в серебряном щите

-  медведь,  который  держит  в  левой  лапе  золотую  секиру.  История  основания

города   связана   с   преданием,   будто   в   этих   местах   на   Ярослава   Мудрого

набросилась медведица, которую князь ударил топором.

Владимир.  Герб  утвержден  16  августа  1781  года.  Описание:  на  красном  поле

стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в

передней  правой  лапе  длинный  серебряный  крест.  По  своему происхождению

это  один  из  самых  древних  в  русской  геральдике  гербов.  Изображение  льва  -

распространенный сюжет в декоративном оформлении храмов, построенных на

Владимирской земле в XII-XIV веках.

Калуга.   Герб   утвержден   10   марта   1777   года.   Описание:   на   голубом   поле

горизонтальная  серебряная  полоса,  означающая  реку  Оку,  протекающую  возле

города. В верхней части щита императорская золотая корона.

Тверь.  Герб  утвержден  10  октября  1780  года.  Описание:  в  красном  поле  на

зеленой  подушке  золотая  корона.  Изображение  короны  на  тверской  эмблеме

указывало на то,  что русское государство состоит  из  бывших  самостоятельных

земель,  равных  королевствам  на  Западе.  Еще  в  начале  XIV  века  великий  князь

Михаил   Ярославич   Тверской   назывался   самодержцем,   царем   всея   Руси   и

первым на Руси надел царский венец. Стул (трон) на эмблеме воспринимался

как ©столЄ, как ©владениеЄ и ©княжествоЄ.


Смоленск. Герб утвержден 10 октября 1780 года. Описание: на серебряном поле

черная пушка, а на ней райская птица.

Кострома.  Герб  утвержден  24  октября  1767  года.  Весной  и  летом  1767  года

Екатерина II совершала ознакомительную поездку по волжским городам. 14 мая

1767  года  флотилия  кораблей  подплыла  к  городу Костроме.  Здесь  императрице

был оказан пышный прием. После этого на гербе города было решено изобразить

галеру, на которой плавала Екатерина II.

Государственный  герб  Российской  Федерации  представляет

собой   четырехугольный,   с   закругленными   нижними   углами,

заостренный   в   оконечности   красный   геральдический   щит   с

золотым   двуглавым   орлом,   поднявшим   вверх   распущенные

крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и  - над ними -

одной      большой      короной,      которые      соединены      лентой

(первоначально  -  символ  Святой  Троицы,  а  позднее  -  символ

триединства    восточных    славян:    великорусов,    украинцев    и

белорусов).  В  правой  лапе  орла  -  скипетр,  в  левой  -  держава.

На груди орла, в красном щите,  - серебряный всадник в синем

плаще  на  серебряном  коне,  поражающий  серебряным  копьем

черного, попранного конем дракона.

Двуглавый орел является исторической эмблемой нашей Родины. Это символ вечности

России,   символ   глубокого   уважения   нашим   народом   своих   исторических   корней   и

национальной   истории.   Две   головы   орла   напоминают   о   больших   просторах   России,

расположенной  на  территории  Европы  и  Азии,  а  три  короны  над  ними  символизируют

кровное братство и единую историю трех восточнославянских народов. Скипетр и держава в

когтях   орла   -   образное   выражение   государственных   устоев   нашего   Отечества.   Щит   с

изображением   святого   Георгия   Победоносца   указывает   на   державную   преемственность

России от Руси Московской и на Москву как собирательницу и защитницу русских земель.



Предварительный просмотр:

Информационный материал по ознакомлению

дошкольников с историей России

От Руси - к России

Русь

Под большим шатром

Голубых небес -

Вижу - даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами«

«Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!..

«И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

141

Иван Никитин

Что обозначает это слово  русь?

На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-

старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. В доме у доброй хозяйки Марии Ивановны

погибал  цветочек.  Она  его  вынесла  на  русь  -  и  он  зацвел.  А  что  такое  русь?  -  спросили  у

хозяйки.  И  Мария  Ивановна  ответила  -  это  светлое  место,  где  солнышко.  Да  все  светлое,

почитай, так зовем. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь - спелая: убирать пора.

Значит русь - светлое место! Русь - страна света!Є.

Отрывок из поэмы о русской земле.

Слово о русской земле

О, светло светлая и красно украшенная земля Русская!

Многими красотами дивишь ты: озерами многими,

Дивишь ты реками и источниками месточтимыми,

Горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми,

Полями дивными, зверьями различными, птицами бесчисленными,

Городами великими, селами дивными«

«Всего ты исполнена. Земля Русская!

Пословицы и  поговорки о Родине

Родина любимая, что мать родимая.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить - Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина-мать, умей за нее постоять.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.


Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем,

И березки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

В.Степанов



Предварительный просмотр:

Малая Родина  

Легенда  Чудесная  кладовая.  Было  это  очень  давно.  Жило  на  севере  большое  и

богатое  племя  богатырей.  Оно  мирно  трудилось.  Но  однажды  из-за  дальних  морей  пришло

другое племя с огнем и мечом. И вспыхнула битва. Когда иссякли силы северных богатырей,

вождь  племени  призвал  к  себе  самого  сильного  и  ловкого  юношу.  Он  дал  ему  пояс,  в

котором хранились сокровища племени, добытые за тысячи лет.

-  Здесь  все  богатство  нашего  племени,  сказал  вождь.  Оно  не  должно  достаться  врагу.

Унеси, спрячь, сохрани.

Дни, ночи шел юноша, унося драгоценный пояс. Но враги узнали об этом и пустились в

погоню.

- Не пристало богатырю бежать от боя! - сказал себе юноша.

Он взял пояс могучей рукой, размахнулся и бросил сокровища за глухие, дремучие леса,

в непреступные горы. Потом молодой богатырь выхватил свой меч и принял неравный бой с

врагами. А пояс с сокровищами враги так и не нашли, и уплыли без него за моря.



Предварительный просмотр:

                                    Оглавление

           ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

        

1. Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………6

2. Пути и средства патриотического воспитания русского человека………..7

3. Народное искусство, как средство патриотического воспитания дошкольников…………………………………………………………………………...11

4. Народная культура, как средство формирования патриотических чувств у дошкольников…………………………………………………………………………...13

5. Устное народное творчество, как средство воспитания основ патриотизма в дошкольном возрасте…………………………………………………………………14

6. Формирование патриотических чувств через знания физической культуры…………………………………………………………………………………15

7. Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки……......17

8. Система и последовательность патриотического воспитания дошкольников…………………………………………………………………………...18

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

           

  Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит  жизнь растения на протяжении нескольких   десятилетий,

так учитель должен заботится о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский)

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема патриотического воспитания граждан Российской Федерации возведена в ранг проблемы государственной значимости.  «Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждений всех типов и видов».

Следующий год 2015 год – юбилейный. Наша страна, как и многие другие страны мира, отметит 70 – летие Победы в Великой Отечественной войне. Праздник, который вызывает одновременно противоречивые чувства: радости и гордости за страну, выстоявшую и победившую, печали и сожаления  о миллионах погибших людей, разоренных городах и селах.

В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. В месте с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.

За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно нравственный, идеологический, военно – исторический и другие компоненты.

Патриотическое воспитание – это вопрос, от решения которого зависит будущее каждого человека, живущего в России и всей страны в целом. Анкетирование родителей детей одного из детских садов подмосковного промышленного города показало, что 50% анкетируемых, средний возраст которых 27 лет, не в состоянии ответить на вопрос «Что такое патриотическое воспитание?»

Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии (и на то, к сожалению, есть основательные причины ), бросить из машины на дорогу пустую пивную банку, не заводить детей ради сохранения материальных благ или ограничиться одним ребенком, неполная семья и т.п. Мы начинаем спокойно относится к повсеместному открытию сиротских приютов для детей живых родителей. Индустрия развращения и спаивания народа работает на полную мощность, вторгается ежедневно в каждый дом « с помощью » телевидения. И мы принимаем это: кто-то с удовольствием, кто-то с безразличием, а кто-то с доверием – ведь это телевидение!

Как молодым родителям сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить непридуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.  

Нам, педагогам, необходимо серьезно задуматься над тем, как возродить потерявшую в последние годы актуальность работу по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении – уважительном отношении к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, ее героями, полководцами.  

За последнее десятилетия в нашей жизни произошло много сложных, противоречивых событий: отошли в прошлое некоторые уже известные праздники и появились новые (например: 22 августа – День Российского флага), неоднородная информация об армии и событиях, происходящих в ней. Все это формирует мировоззрение людей, накладывает отпечаток на вопросы воспитания в целом и дошкольников в частности. Обязывает всех нас, взрослых, кто занимается воспитанием детей, с особой серьезностью и ответственностью подойти к вопросам патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание – это воспитание патриота, формирование у человека важнейших духовных ценностей, отражающих специфику нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России.

Патриотизм – чувство любви к своей Родине, к Отечеству, готовность к защите его от врагов.

Патриот – человек, преданный своему Отечеству, служащий его интересам.

(краткий политический словарь)

Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Неслучайно именно сейчас в сложный переходный период жизни нашего Отечества, когда многие коллективы дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по патриотическому воспитанию обращаясь именно к традиционному отечественному наследию.

Все вышеизложенное определило важность «Воспитание начал патриотических чувств» в дошкольном учреждении.

Начала поиск путей и средств воспитания патриотических чувств у детей старшего  дошкольного возраста.

Для достижения данной цели поставила перед собой следующие задачи:

  • изучить психолого – педагогическую литературу по проблемам патриотического воспитания;
  • определить условия, способствующие формированию начал патриотический чувств;
  • выявить развивающий и воспитательный эффект патриотического воспитания на занятиях, в беседах, в игре, в труде, продуктивной деятельности.

Свою исследовательскую работу «воспитание начал патриотических чувств» я начала с детьми старшего дошкольного возраста. В возрасте 5 лет в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а так же изменения в представлениях о себе, в самосознании и самооценках. На шестом году впервые появляется способность ставить перед собой задачу и более или менее решать ее. Дети этого возраста могут управлять собой, своим поведением и психическими процессами. Именно благодаря этой способности они впервые приобретают неуловимый налет взрослости, серьезности и ответственности за свои поступки.

Произвольность поведения и психических процессов, которая интенсивно развивается в период между пятью и семью годами, имеет, по справедливому мнению отечественного психолога Л.И. Божович, решающее значение для готовности ребенка к обучению.

После пяти лет у детей начинают появляться представления не только о том какие они есть, но и о том, какие они хотели бы быть и какими бы они стать не хотели. Иными словами начинают появляться представленья о желательных  и нежелательных чертах и особенностях. В психологии это называется расслоением образа – Я на Я реальное, т.е. те качества, по поводу которых ребенок считает, что они у него имеются и Я потенциальное, куда входят как положительные черты, которые ребенку хотелось бы у себя видеть так и отрицательные, которые он бы не хотел иметь. Ребенок шестого года жизни не говорит и не думает, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. У дошкольника это обычно приобретает форму желания быть похожим на персонаж сказки, фильма, рассказа, на кого нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем, не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества. Поэтому я считаю, что именно старший возраст является наиболее подходящим для воспитания начал патриотических чувств.

 

1.1. Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возрастаю

1. Нравственно – патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

 Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

По мнению Н.А.Добролюбова, первоначально патриотизму, как и чувству любви присущ эгоизм, проявляющийся в стремлении ребенка овладеть чужим благосостоянием и получить при этом удовольствие. Но при нормальном развитии ребенок постепенно осознает, что притеснение чужой личности и присвоение её собственности превращает его в одинокое существо, назначение которого «поедать все окружающее», а значит, отчуждает его от всех остальных. Н.А.Добролюбов показал динамику развития патриотизма детей с момента его зарождения до проявления в деятельности.

Сознательный, глубоко коренящийся в сердце патриотизм К.Д.Ушинский называл отрадной чертой народного характера, подчеркивая, что патриотизм проявляется не только в битвах с внешними врагами, но и в смелом слове истины, высказать которое опаснее, «чем подставить лоб под вражескую пулю, которая «авось» пролетит мимо».

Заслугой К.Д.Ушинского явилось выделение родиноведческого направления, трактуемого как обучение географии на местном материале, составляющего основу современного краеведения. Родиноведение он позаимствовал в швейцарских школах в качестве наглядного изучения того уголка природы, в котором живет ребенок, поскольку обучение сближает с великим наставником – природой.

На сегодняшний день востребовательность проблемы возвращения должного статуса программе патриотического воспитания подрастающего поколения, очевидно, что выразилось в усилении внимания к ней и со стороны педагогов – исследователей.

Так, свои концептуальные позиции по данному вопросу представили И.М.Ильинский, П.И.Бабочкин, В.И.Лисовский, А.И.Мачуйский, И.И.Темный и другие.

Многие интересные аспекты патриотического воспитания в современных условиях с учетом обновленной государственной идеологии были раскрыты Уткиным В.Е. Большую помощь в нравственно патриотическом воспитании дошкольников может оказать программа О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».  

1.2. Пути и средства патриотического воспитания русского человека.

        За  последнее время  в следствии  продолжающихся  кризисных явлений  в социально-экономической,  политической, культурной   и   т.п.   сферах   общественной   жизни   произошел   резкий   спад   в   деятельности   воспитания   подрастающего поколения, а именно, в направлении патриотического воспитания. Поэтому, значительная роль в воспитании патриотизма легла   на   дошкольные   и   учебные   образовательные   учреждения,   в   рамках   которых   происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом - это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Не секрет, что представления выпускников дошкольного учреждения о русской культуре были отрывочны и поверхностны. В чём же дело? Возможно, это происходит потому, что в Программе задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обще. Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре.

Эти проблемы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая, педагогически грамотная переработка материала.

А как донести до понимания детей-горожан особенности крестьянского труда? На практике такая задача, кстати, предусмотренная типовой Программой, решалась формально, содержательно не связываясь с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками. И это вполне объяснимо, так как большинство педагогов сами плохо знали традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, не были проникнуты чувством понимания её древности.

Исходя из выше изложенного наметились следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2.   Необходимо  широко  использовать все виды фольклора (сказки,   песенки,  поговорки и т.д.).   В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них
фокусируются   накопленные   веками   тончайшие   наблюдения   за   характерными   особенностями   времён   года,   погодными
изменениями,   поведением   птиц,   насекомых,   растений.   Причём  эти  наблюдения   непосредственно  связанны  с трудом  и
различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна
увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Не всё, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, о которых следует рассказать детям.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только данной местности, доступно показать связь родного города (села) со всей страной.

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе много заводов, фабрик, высотных домов, широких проспектов. Другой город славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялись в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.

В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие или колхозники.

Труд в каждой местности тоже разный: в одной ведущей является труд машиностроителей, в другой - животноводов, овощеводов, в третьей - рыбаков, хлеборобов и т.д. Замечательно и неповторимо народное творчество: умельцы Якутии дарят миру изделия из кости, вологодские кружевницы удивляют нежностью кружев, село Богородское радует малышей деревянными игрушками.

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

Важно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

 - люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т.д. (в
зависимости от специфики области). Они всегда готовы помочь друг другу, результаты труда людей этого края необходимы
не только тем, кто живет в данной местности:

 - в  родном  городе,   районе,  селе,   как  и   в других  местах,   соблюдают  народные традиции;   отмечают общенародные
знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых
людей, ветеранов труда и т.д.;

 - в родном краю могут жить люди разных национальностей. Они вместе трудятся, отдыхают;

 - здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;

 - каждый человек, любящий Родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или поселок является частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории нашей страны - рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного. Эстетического, а также физического воспитания.

Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т.е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.

1.3. Народное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников.

 Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.

Мировую ценность получили и чудесное искусство вологодских кружевниц, и роспись Хохломы, и мастерство дымковской, городецкой игрушки - во всем этом проявление одаренности русского народа, его творческих сил и талантов. Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование.

Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, «только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; ...самое главное - открывать глаза на дорогое и родное».

В современных условиях активного внедрения в жизнь, быт, мировоззрение детей образцов массовой культуры других стран следует говорить о представлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Восстановление органической связи с историей и духом своего народа, вхождение в его культуру не означает ни национальной изоляции от содержания всемирной истории, ни отлучения от достижений современной цивилизации, ни прекращения общения с иной культурой. Значение народного искусства в его традиционности, которая имеет корни, уходящие в глубину веков.

Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, находит все более широкое применение в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, рассматривается как средство патриотического воспитания. Основная задача педагога заключается в формировании у ребенка желания и умения сохранить то, что сделано до него.

С содержательной точки зрения патриотическое воспитание в ДОУ осуществляется в процессе включения детей в активный творческий труд, формирования бережного отношения к культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитания любви к малой родине, к своим родным местам.

Успешность этой деятельности обусловливается определенным интересом детей дошкольного возраста к своим национальным истокам, традициям, культуре, обычаям. В данный период возможно непосредственное участие детей в различных видах декоративно-прикладного творчества, знакомство с фактурными качествами материалов, способами их обработки, доступными техническими приемами ремесла, вызывающими желание творить, фантазировать, создавать своими руками вещи, способные преображать окружающую среду. Формированию чувств национальной принадлежности и национального достоинства способствует система занятий по освоению культурных национальных традиций. Она начинается на местном материале, с ознакомления прикладным искусством малой родины, поскольку это искусство в разных видах и жанрах ребенку можно показать в подлинниках. В каждом доме сохранились вязанные, вышитые, тканные, вырезанные, слепленные, сплетенные изделия разных эпох, доставшиеся по наследству от предков.

Педагог должен подбирать литературу о талантливых умельцах края, показывать детям мужскую и женскую одежду, украшенную национальной вышивкой, различные изделия народного прикладного искусства, в которых нашли отражение местные природные, историко-культурные и этнографические особенности, в доступной форме разъяснять детям технологии художественной ремесленной деятельности, организовывать встречи с мастерами.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством разных народов России является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств. Дошкольники узнают, что мастер сохраняет наследие дошедшее до нашего времени ремесла: он вносит свое личное, индивидуальное, с учетом созданного ранее; сознает, что его труд является продолжением традиции отцов; он- творческая личность, связанная духовно со своим краем; он - образец уважения к художественным традициям, а уважение это называется патриотизмом.

Сегодня, как никогда, актуальны слова академика Д-С. Лихачева: «Забота о народном искусстве всех народов нашей страны - это долг, счастливая и радостная обязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины».

1.4. Народная культура как средство формирования патриотических чувств у дошкольников.

Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания, усваивающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, возрождение народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Россия, к межэтническим и межнациональным конфликтам. Ускорить развитие положительных тенденций и снизить по возможности рост пост отрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов - новая социальная функция школы и всей системы воспитания детей и молодежи.

Первые годы жизни ребенка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния - в языке своего народа, который усваивает ребенок, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.

Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

В народном творчестве отображаются и исторические сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его традициями, обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Любовь к Родине зарождается в детстве, в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью.

На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые передаются ребенку, усваиваются им и делаются ему близкими. В образах, звуках, красках, в чувствах представляет перед ним Родина, и чем ярче и живее эти образы, тем больше влияние они оказывают на него. Богатство красок, звуков, образов несет в себе народное творчество.

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. Появились программы: «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», в которых темы нравственно-патриотического воспитания занимают центральное место.

Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, является народная традиция. Традиция выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями. В настоящее время она несут те же воспитательные и образовательные функции, что и многие годы тому назад; она развивается вместе с обществом и отмирает, если теряет свою социально-значимую основу.

1.5.  Устное народное творчество как средство воспитания основ патриотизма в дошкольном возрасте.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.

Народная педагогика располагает разнообразными средствами воспитания патриотических чувств у детей. Важное место среди них занимают произведения устного народного творчества. Фольклор - одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре.

Особым жанром, влияющим на нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа, в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, которое в них заложено, многовариантность возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребенка потребность найти ее решение. Однако, в настоящее время этот вид народного творчества недостаточно широко используется в работе с детьми, либо не реализуется его воспитательный потенциал. Наблюдение за работой отдельных педагогов свидетельствует, что они не придают пословицам должного значения и не выделяют их как действенное средство воспитания патриотизма подрастающего поколения.

Понятным и ценным в воспитании детей всех времен являются пословицы о Родине, матери, родном языке, родной природе. Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая - мать родная» и др.

Любовь к Родине и любовь к матери - чувства, неразрывно связанные между собой. Пословицы о женщине-матери являются действенным средством воспитания любви к самому дорогому человеку: «При солнышке тепло, при матери добро», «Другой матери не будет», «Счастья и доброту у матери найду» и др. Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней становится более осмысленной.

Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле: «Без хозяина земля - круглая сирота», «Земля заботу любит», «По погоде и урожай» и др.

Анализ данных «педагогических миниатюр» позволил сделать вывод: развивая патриотические чувства у детей дошкольного возраста, необходимо более широко использовать народные пословицы и поговорки.

1.6. Формирование патриотических чувств через знания физической культуры.

Дошкольное детство - это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей.

Формирование у детей нравственных чувств - таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед собой следующие задачи:

Способствовать   проявлению   разумной   смелости,   решительность,   уверенности   в  своих  силах  с  помощью   подбора
физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического
характера. Развивать у детей терпение и выносливость.

Создавать условия для проявления положительных эмоций. Для развития патриотических чувств у детей дошкольного
возраста можно использовать игры в «военных», сюжетные занятия из серии «Разведчики». Данные мероприятия углубляют
симпатию  к  солдатам   и   вызывают  желание  подражать  им,   быть  твердыми  духом,   выносливыми,   смелыми,   упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу.

Уже в старшем дошкольном возрасте в процессе игр, физкультурных занятий, можно учить детей «читать» карту и составлять свои небольшие карты «боевых действий». На них наносить условные обозначения (полосу препятствий), которую нужно преодолеть команде «разведчиков», чтобы выполнить «боевое задание». Командир каждой группы должен внимательно следить за ходом «операции». Тому, кто неверно выполнил задание, выдается штрафное очко (желтую карточку), прошедшие препятствие «на отлично» получают красную карточку.

Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, т.е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины.

В игре «Зарничка» (с обязательным участием пап) дети могут показать выправку на «параде войск перед главнокомандующим армии», «отражать» танковую атаку, метко попадая «гранатами» в неприятеля, ликвидировать «очаги заражения», уничтожать «вражеские крепления». По окончании игры - салют в честь юноармейцев, горячий чай из самовара прямо на заснеженном поле.

Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участие родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.

1.7. Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки.

В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и патриотического воспитания. Патриотизм -наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам

Отчизны уважение к Государственному Гимну, Флагу, гербу Родины, знания о Родине святы для Русского народа. Это не просто сведения, которые получают молодые люди. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. Работа эта требует творческих усилий и поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний.

Патриотическое воспитание начинается в дошкольные года, но для того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит своеобразие патриотизма ребенка-дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в ДОУ. & дошкольном детстве патриотическое воспитание связано с эстетическим, в частности, с музыкальным. Проведение музыкальных тематических вечеров со слушанием песен революционных и военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа. 8 доступной форме можно знакомить дошкольников с историей создания нашего государства.

Большое значение в учреждениях придается героико-патриотическому воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Конечно, для ребят - это легенда далекого прошлого. Как сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом рассказать им о событиях тех лет, наполненных героическими свершениями и поступками? В этом помогают песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, выступления взрослых.

Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком.

Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей.

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на музыкальных занятиях - о Родине. К сожалению, хороших песен для детей на эту тему совсем немного, но педагоги все-таки могут выбрать и современные песни и что-то из классики, чтобы пробудить интерес у ребят к самой теме, создать определенный настрой.

Некоторые музыкальные произведения помогают воспитать у детей устойчивый интерес к армии, развивают чувство восхищения героями, желание подражать им, знакомят с особенностями военной службы в мирное время, формируют представления о воинском долге («Пограничники» В. Витлина, «Моряки» Б. Кравченко, «Вечный огонь» А. Филиппенко, «Мы пока что дошколята» Ю. Чичкова, «Все мы моряки» Л. Лядовой, «Подводная лодка» М. Славкина, «Стал солдатом» И. Арсеева, «Наша армия родная» 3. Левиной, «Любим Армию свою» В. Волкова, «Мы - солдаты» Слонова, «Кремлевские звезды» Р. Бойко).

Из композиторов, сочиняющих песни патриотического содержания, можно назвать следующих: Ю. Чичков, А Филиппенко, Е Тиличеева, Р. Бойко.

Таким образом, музыкальное искусство «шаг  за шагом» может способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений, т. е.  Формированию всего того, что со временем становится мировоззрением личности молодого поколения страны.

1.8. Система и последовательность патриотического воспитания дошкольников.

Чувство Родины… Воспитание его у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувства Родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, «прощупанные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота. С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д.Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто – нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Поэтому он подчеркивал, что «…воспитание если оно не хочет быть бессильным должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, сказки, загадки, пословицы, поговорки закладывают основы любви к своему народу,  к своей родине. Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с  детским садом, родной улицей, городом, а затем, уже со всей страной, ее столицей и символами.

Следовательно, система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Семья – > детский сад – > родная улица, район – > родной город – > страна, ее столица, символика – >права и обязанности – Конституция.

Содержание программы воспитания, развития и обучения предполагает важные задачи:  

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения

                        страны;

  • формирование толерантности, чувства уважения к другим  

                        народам их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношение со взрослыми и сверстниками.

Любовь к Родине. И важно, и сложно, и нужно… И не потому, что так решили в правительственных кругах. А потому, что жить так дальше нельзя. Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества.

Наша страна многое растеряла за последние годы. И не будем никого винить за то, что светлая мазали черным, что обманывали народ, унижали и распирали … Россию. Будем смотреть в перед и строить свою жизнь такую, какая нам нужна. А построить ее сможем только мы – граждане и патриоты России.

Сегодняшние дети – это будущие руководители, рабочие, чиновники, депутаты. От нас зависит какими они вырастут, будут ли гордится страной, в которой они родились, заботиться о её процветании. А гордиться нам есть чем, и для продвижения страны к цивилизованному обществу предстоит еще много потрудиться.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Г.Н. Данилина Издательство «Арки» «Дошкольнику об истории и культуре России», пособие для реализации государственной программы «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».

2. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.Л. Щербакова «Как научить детей любить Родину».

3. Научно – патриотический журнал 2005 год №1 «Управление Дошкольным Образовательным Учреждением».

4. Б.Ф. Павлов, А.Н. Хузиахметов «Воспитание патриота».

5. Е.А. Алябьева Творческий центр «Сфера». Москва 2004. «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками».

6. И.Ф. Мулько Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». Москва 2004. «Социально нравственное воспитание детей 5-7 лет».

7. Е.А. Алябьева Творческий центр «Сфера» 2005. «Тематические дни и недели в детском саду».

8. Библиотека воспитателя детского сада. Москва «Просвещение» 1987 год. «Нравственно – трудовое воспитание в детском саду.

9. А.М. Виноградова. Москва «Просвещение» 1989. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников».

10. Р.С. Буре. Москва. «Просвещение» 1987. «Нравственно трудовое воспитание детей в детском саду».

11. Л. Коломейченко. «Программа социального развития».

12. Г.П. Новикова. Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. Издательство «Аркти». Москва 2003. «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста».