Планы 2018-2019
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО Тухватова Р.А. Протокол № 1 от « 28 ». 08. 2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова» Советского района г.Казани Минуллина Е.В. « 28 ». 08 . 2018 г. | «Утверждено» Директор МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова» Советского района г.Казани /В.А.Афонская/ Приказ № 380 от «28». 08 . 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Лицей №121 имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова»
Советского района г.Казани
Николаевой Надежды Анатольевны,
учителя высшей квалификационной категории
по биологии
5 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «28» 08 . 2018 г.
2018 — 2019 учебный год
Пояснительная записка
Нормативная основа программы
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2013 №273-ФЗ;
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
-Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 №1577 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897”
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования 2018-2019 учебный год;
-Образовательная программа основного общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова» Советского района г.Казани;
- Устав МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова» Советского района г.Казани на 2018-2019 учебный год;
- «Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения)
- Программа курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.
Учебник Биология. Бактерии,грибы, растения. 5 кл: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. -М.: Дрофа, 2012.-141 с.
Согласно образовательной программе ОУ на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
Целью изучения биологии в 5 классе является осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки для формирования осознанного отношения к сохранению окружающей среды и ценности здоровья человека.
Задачами курса является:
- выяснение, чем живая природа отличается от неживой;
- формирование общих представлений о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;
-получение сведения о клетке, тканях и органах живых организмов
- углубление знаний об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формированияу обучающихся общенаучных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Отбор содержания проведѐн с учѐтом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учѐтом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие еѐ виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном иисторическом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Планируемые результаты освоения курса «Биология 5 класс»
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
3. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
4. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
5. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
6. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
7. Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
6. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
5. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой .
6. Вычитывать все уровни текстовой информации.
7. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
8. Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться ).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- осознание роли жизни:– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Выпускник научится:
-пользоваться научными методами для распознавания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты. -Выпускник овладеет системой биологических знаний: понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
-Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
-Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
-осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-ориентироваться в системе познавательных ценностей — воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию,анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
-создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Содержание программы
Введение (6 ч)
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Многообразие организмов.
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточныеорганизмы. Основные царства живой природы.
Среды жизни.
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)
Клетка–основа строения ижизнедеятельности организмов. История изучения клетки.Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.
Демонстрация. Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы.
Устройство светового микроскопа. Правила работы с ним.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Раздел 2. Царство Бактерии (3 ч)
Бактерии,их строение и жизнедеятельность.Рольбактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.
Демонстрация. Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Плесневый гриб мукор.
Строение дрожжей.
Раздел 4. Царство Растения (10 ч)
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.
Многообразие растений. Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Демонстрация. Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зелёных водорослей.
Строение мха (на местных видах).
Строение спороносящего папоротника, (хвоща).
Строение хвои и шишек и семян голосеменных растений (на примере местных видов).
Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся
Контрольно-измерительные материалы.
Критерии оценки учебной деятельности по биологии: Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка уровня знаний учащихся.
Оценка устного ответа:
«5» - ответ полный, правильный на основании изученных теорий. Материал изложен в логической последовательности, литературным языком. Ответ самостоятельный.
«4» - ответ полный, правильный на основании изученных теорий. Материал изложен в логической последовательности, литературным языком, при этом допущены 2 – 3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
«3» - ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, не самостоятельный, нарушена логическая последовательность.
«2» - при ответе обнаружено непонимание учащимися основного содержания, или допущены существенные ошибки, которые ученик не смог исправить. Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определениях, терминах.
Оценка лабораторной работы.
«5» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности.
«4» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности. Но при этом допущены несущественные ошибки в оформлении.
«3» - работа выполнена не менее, чем наполовину, или допущена существенная ошибка в наблюдениях, выводах, в соблюдении правил по технике безопасности.
«2» - работа выполнена не менее, чем наполовину, но допущены 2 и более существенные ошибки в наблюдениях, выводах, или нарушены правила техники безопасности, или практическая работа не выполнена, или работа не оформлена в соответствии с правилами оформления
Не все лабораторные работы подлежат оцениванию, многие носят обучающий характер.
Диагностические работы к учебнику В.В.Пасечника Биология.
Критерии выставления оценок за диагностические работы.
На выполнение тематической проверочной работы отводится 30-35 минут, на выполнение итоговой работы 40-45 минут.
Оценка «5» - 80—100 % правильных ответов, «4» - 60-80 % правильных ответов, «3» - 40-60 % правильных ответов «2» - менее 40 % правильных ответов.
Учебно - методическое обеспечение предмета
Учебник – Автор: Пасечник В.В.Биология. Бактерии, грибы, растения: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. Пасечника В.В. – М.: Дрофа, 2012 – 144 с.: ил.
Программно-методические материалы –
1.Программа курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.
2.«Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).
3.В. В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» - М.: Дрофа, 2013.
4.Диагностические работы к учебнику В.В.Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: М.: Дрофа, 2015 – 67 с.: ил.
5.Электронное приложение для 5 класса (www.drofa.ru)
6. http://school-collection.edu.ru/
Календарно-тематическое планирование согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды деятельности учащихся | Вид контроля | План | Факт | ||
Введение (6 часов) | 5 | 5 | |||||||
1 | Биология - наука о живой природе | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и ил люстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества | Взаимоконтроль | Сент. | |||
2 | Методы исследования в биологии | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и ил люстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии | Взаимоконтроль, терминологический диктант. | Сент. | |||
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и ил люстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. Определяют понятия Царства живых организмов. Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план по тексту учебника | Фронтальная беседа. Проверка планов по тексту учебника | Сент. | |||
4 | Среды обитания живых организмов | 1 | Урок открытия нового знания | Фронтальная беседа. Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. | Проверка тетрадей, взаимоконтроль | Сент. | |||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 | Урок открытия нового знания | Фронтальная беседа. Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | Отчёты об экскурсии, сообщения. | Окт. | |||
6 | Обобщающий урок по теме «Введение» | 1 | Урок развивающего контроля | Работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с одноклассниками в группе | Беседа, взаимоконтроль, тест, составление схемы на ИД. | Окт | |||
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов) | |||||||||
7 | Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа. «Устройство лупы и рассматривание с ее помощью клеточного строения растений». «Устройство микроскопа и приемы работы с ним» | 1 | Урок открытия нового знания | Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. Знакомством с увеличительными приборами, рассматривание клеточного строения организмов с помощью лупы. | Самоконтроль. Проверка учителем выполнения и оформления ЛР | Окт | |||
8 | Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли). | 1 | Урок открытия нового знания | Работа в парах. Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах части и органоиды клетки | Взаимоконтроль, составление схемы на ИД. | Окт | |||
9 | Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» | 1 | Урок открытия нового знания | Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | нояб | |||
10 | Особенности строения клеток. Пластиды. Лабораторная работа «Пластиды в клетках листа элодеи» | 1 | Урок открытия нового знания | Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | нояб | |||
11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | 1 | Урок открытия нового знания | Фронтальная беседа с использованием таблиц. Знакомство с химическим составом клетки, наблюдение за опытами, демонстрируемыми учителем, и обсуждение их результатов; сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. | Фронтальный опрос. | нояб | |||
12 | Процессы жизнедеятельности клетки: поступление веществ в клетку. Лабораторная работа «Наблюдение движения цитоплазмы» | 1 | Урок открытия нового знания | Проведение биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке и объяснение их результатов, наблюдение за движением цитоплазмы в клетке, фиксация, анализ и обсуждение результатов наблюдений. | Ответы учащихся у доски с использованием таблиц. Фронтальный опрос. | декаб | |||
13 | Деление и рост клетки | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. | Сам.раб. учащихся в парах с текстом и рис. 25 учебника | декаб | |||
14 | Ткани | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. | Индивидуальная работа учащихся с дидактическими карточками | декаб | |||
15 | Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» | 1 | Урок развивающего контроля | Работают с учебником, дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | Проверочная работа. | декаб | |||
Раздел 2. Царство Бактерии (3 ч) | |||||||||
16 | Строение многообразие бактерий | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. | Фронтальная беседа . Взаимоконтроль в группах. | январь | |||
17 | Роль бактерий в природе | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | Составление схемы , биологический диктант. | январь | |||
18 | Роль бактерий в жизни человека | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | Беседа, тест. | январь | |||
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч) | |||||||||
19 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. | Фронтальная беседа. Взаимоконтроль в группах. | февр | |||
20 | Шляпочные грибы. Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. | Составление схемы на ИД. Проверка оформления ЛР. | февр | |||
21 | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа «Плесневый гриб мукор». «Строение дрожжей» | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | февр | |||
22 | Грибы-паразиты | 1 | Урок открытия нового знания | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Самоконтроль. Заполнение таблицы | февр | |||
23 | Обобщающий урок | 1 | Урок развивающего контроля | Обсуждение сообщений учащихся «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека»,сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопросов | Составление схемы на ИД | март | |||
Раздел 4. Царство Растения (10 ч) | |||||||||
24 | Разнообразие, распространение, значение растений | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | Самоконтроль, взаимоконтроль в группах. | март | |||
25 | Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Лабораторная работа «Строение зеленых водорослей». | 1 | Урок открытия нового знания | Выполнение лабораторной работы, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы. | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | март | |||
26 | Строение многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. | Самостоятельная работа учащихся с текстом и рис. 64 | апрель | |||
27 | Лишайники | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, изучение лишайников в природе. | Биологический диктант, игра «Найди ошибки». | апрель | |||
28 | Мхи. Лабораторная работа «Строение мха». | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении высших споровых растений по сравнению с низшими. | Проверка ЛР, беседа по итогам работы. | апрель | |||
29 | Папоротники, хвощи, плауны. Лабораторные работы «Строение спороносящего хвоща» и «Строение спороносящего папоротника». | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении высших споровых растений по сравнению с низшими | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, беседа по итогам работы. | апрель | |||
30 | Голосеменные растения. Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных» | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении семенных растений по сравнению с высшими споровыми растениями. | Проверка ЛР, беседа по итогам работы | май | |||
31 | Покрытосеменные растения | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Сообщения учащихся о практическом и эсте-тическом значении цветковых растений, о редких и исчезающих видах, занесенных в Красную книгу. | Проверка ЛР, беседа по итогам работы. | май | |||
32 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными растениями. | Самоконтроль, взаимоконтроль в группах. | май | |||
33 | Итоговое тестирование в рамках промежуточной аттестации | 1 | Урок развивающего контроля | Выполнение итоговой работы в форме теста | Проверка учителем тестов | май | |||
34 | Заключительный урок по курсу «Биология. 5 класс». Летние задания | 1 | Урок развивающего контроля | Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую | Самоконтроль, взаимоконтроль в группах. | май |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО Тухватова Р.А. Протокол № 1 от « 28 ». 08. 2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова» Советского района г.Казани Минуллина Е.В. « 28 ». 08 . 2018 г. | «Утверждено» Директор МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова» Советского района г.Казани /В.А.Афонская/ Приказ № 380 от «28». 08 . 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Лицей №121 имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова»
Советского района г.Казани
Николаевой Надежды Анатольевны,
учителя высшей квалификационной категории
по биологии
6 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от « 28» 08 . 2018 г.
2018 — 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная основа программы
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2013 №273-ФЗ;
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
-Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 №1577 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897”
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования 2018-2019 учебный год;
-Образовательная программа основного общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта МАОУ «Лицей №121» Советского района г.Казани;
- Устав МАОУ «Лицей №121» Советского района г.Казани на 2018-2019 учебный год;
- «Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения)
- Программа курса «Биология. 6 класс. Многообразие покрытосеменных растений. Учебник», автор: В. В. Пасечник. Из сборника «Биология.5—9 классы: рабочая программа к линииУМК В.В.Пасечника: учебно-методическое пособие» / В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. — М. :
Дрофа, 2017. .
Учебник Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. -М.: Дрофа, 2014.-207 с.
Согласно образовательной программе ОУ на изучение биологии в 6 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа.
Цель предмета - обеспечить учащимся понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царства растений, в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о строении растительных организмов; об растительном организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом (растительном) разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития. Биология. 6 класс. Многообразие покрытосеменных растений. Учебник
Задачи
• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;
• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;
• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени общего образования, изложенного в пояснительной записке к рабочей программе по биологии. В ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общенаучных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Отбор содержания проведѐн с учѐтом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учѐтом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке
проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие еѐ виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Планируемые результаты освоения курса «Биология 6 класс»
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 6 классе являются следующие умения:
1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
3. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
4. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
5. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
6. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
7. Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
6. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
5. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой .
6. Вычитывать все уровни текстовой информации.
7. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
8. Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться ).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- осознание роли жизни:– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Выпускник научится:
-пользоваться научными методами для распознавания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты. -Выпускник овладеет системой биологических знаний: понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
-Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
-Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
-осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-ориентироваться в системе познавательных ценностей — воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию,анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
-создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Содержание программы
Биология. Многообразие покрытосеменных растений.
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)
Органы цветкового растения. Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.
Демонстрация: Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
1. Строения семян двудольных и однодольных растений.
2. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
3. Корневой чехлик и корневые волоски.
4. Строение почек. Расположение почек на стебле.
5. Внутреннее строение ветки дерева.
6. Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).
7. Строение цветка. Различные виды соцветий.
8. Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений (11 ч)
Жизнедеятельность цветковых растений. Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.
Демонстрация. Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
1. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
2. Вегетативное размножение комнатных растений.
3. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии. Зимние явления в жизни растений.
Раздел 3. Классификация растений (5 ч)
Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Демонстрация. Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы.1. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии. Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте.
Раздел 4. Природные сообщества (4 ч)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии. Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся
Контрольно-измерительные материалы.
Критерии оценки учебной деятельности по биологии. Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка уровня знаний учащихся.
Оценка устного ответа:
«5» - ответ полный, правильный на основании изученных теорий. Материал изложен в логической последовательности, литературным языком. Ответ самостоятельный.
«4» - ответ полный, правильный на основании изученных теорий. Материал изложен в логической последовательности, литературным языком, при этом допущены 2 – 3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
«3» - ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, не самостоятельный, нарушена логическая последовательность.
«2» - при ответе обнаружено непонимание учащимися основного содержания, или допущены существенные ошибки, которые ученик не смог исправить. Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определениях, терминах.
Оценка лабораторной работы.
«5» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности.
«4» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности. Но при этом допущены несущественные ошибки в оформлении.
«3» - работа выполнена не менее, чем наполовину, или допущена существенная ошибка в наблюдениях, выводах, в соблюдении правил по технике безопасности.
«2» - работа выполнена не менее, чем наполовину, но допущены 2 и более существенные ошибки в наблюдениях, выводах, или нарушены правила техники безопасности, или практическая работа не выполнена, или работа не оформлена в соответствии с правилами оформления
Диагностические работы к учебнику В.В.Пасечника. Биология. Многообразие покрытосеменных.
Критерии выставления оценок за диагностические работы.
На выполнение тематической проверочной работы отводится 30-35 минут, на выполнение итоговой работы 40-45 минут.
Оценка «5» - 80—100 % правильных ответов, «4» - 60-80 % правильных ответов, «3» - 40-60 % правильных ответов «2» - менее 40 % правильных ответов.
Не все лабораторные работы подлежат оцениванию, многие носят обучающий характер.
Учебно - методическое обеспечение предмета
Учебник: Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2013.
Диагностические работы к учебнику В.В.Пасечника Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл./Пасечник В.В.-2-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2016.
Уроки биологии. 5—6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др.
Рабочие программы. Биология. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Линия жизни». Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др.
MULTIMEDIA-поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
Электронное приложение к учебнику. Биология. 5-6 классы.,
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс.(электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана- Граф», 2007.
http://school-collection.edu.ru/
Календарно-тематическое планирование согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
Биология. Многообразие покрытосеменных
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды деятельности учащихся | Вид контроля | План | Факт | |
РАЗДЕЛ 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов) | ||||||||
1 | Строение семян двудольных растений Л.Р №1 «Изучение строения семян двудольных растений». ТБ | 1 | Урок открытия нового знания | Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрация ми учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Фронтальная бесе да. Самостоятельная работа с учебником(стр. 4-5), отв. на вопр.1-2. Заполнение схемы | сентябрь | ||
2 | Строение семян однодольных растений Л.Р №2 «Изучение строения семян однодольных растений» | 1 | Урок открытия нового знания | Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрация ми учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Фронтальная беседа. | сентябрь | ||
3 | Виды корней. Типы корневых систем. Л. Р. №3 «Стержневая и мочковатая корневые системы». | 1 | Урок открытия нового знания | Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрация ми учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Индивидуальный и фронтальный опросы учащихся. Проверка выполнения и оформления ЛР. | сентябрь | ||
4 | Строение корней Л.р. №4 «Корневой чехлик и корневые волоски». | 1 | Урок открытия нового знания | Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрация ми учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Индивидуальный опрос с использованием натуральных объектов. Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | сентябрь | ||
5 | Условия произрастания и видоизменения корней | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса о причинно-следственных связях между условиями существования растений и видоизменения ми их корней. | Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунками 13—16 учебника | октябрь | ||
6 | Побег. Почки. Л. Р.№5 «Строение почек. Расположение почек на стебле». | 1 | Урок открытия нового знания | Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | октябрь | ||
7 | Внешнее строение листа Л. Р.№6«Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». | 1 | Урок открытия нового знания | Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Индивидуальный и фронтальный опросы учащихся. Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | октябрь | ||
8 | Клеточное строение листа. Л.р.№7 «Строение кожицы листа | 1 | Урок открытия нового знания | Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрация ми учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Индивидуальный и фронтальный опросы учащихся. Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | октябрь | ||
9 | Видоизменение листьев | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрация ми учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Индивидуальный и фронтальный опросы учащихся. | ноябрь | ||
10 | Строение стебля. Многообразие стеблей Л.Р.№8 «Внутреннее строение ветки дерева». | 1 | Урок открытия нового знания | Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрация ми учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Беседа с использованием таблиц и комнатных растений. Лабораторная работа. | ноябрь | ||
11 | Видоизменение побегов Л. Р.№9 «Строение клубня, луковицы» | 1 | Урок открытия нового знания | Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрация ми учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Беседа с использованием таблиц. Лабораторная работа. | ноябрь | ||
12 | Цветок и его строение Л. Р.№10 «Строение цветка». | 1 | Урок открытия нового знания | Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрация ми учебника, сотрудничество с учащимися класса | Беседа с использованием таблиц. Лабораторная работа. | декабрь | ||
13 | Соцветия | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении | Беседа с использованием таблиц. Лабораторная работа. | декабрь | ||
14 | Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян Л. Р.№11 «Классификация плодов». | 1 | Урок открытия нового знания | Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. | Беседа с использованием таблиц. Лабораторная работа. | декабрь | ||
Раздел 2 «Жизнь растений» (11ч) | ||||||||
15 | Минеральное питание растений | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении | Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и выполнение задания | декабрь | ||
16 | Фотосинтез | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и ил люстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. Наблюдения за демонстрируемыми учителем опытами. | Беседа с использованием таблиц. | январь | ||
17 | Дыхание растений | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса о взаимосвязи процессов дыхания и фотосинтеза. | Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и выполнение задания | январь | ||
18 | Испарение воды растениями. Листопад | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса о взаимосвязи процессов дыхания и фотосинтеза. | Индивидуальный и фронтальный опросы учащихся. | январь | ||
19 | Передвижение веществ в растении Л.р. №12 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса при обсуждении результатов опытов. | Проверка выполнения и оформлене лабораторной работы | февраль | ||
20 | Прорастание семян | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса при обсуждении результатов опытов. | Фронтальная беседа с использованием таблиц. | февраль | ||
21 | Способы размножения растений | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и ил люстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса при обсуждении результатов | Фронтальный оп рос. | февраль | ||
22 | Размножение споровых растений | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса при обсуждении результатов | Индивидуальный опрос, терминологический диктант | февраль | ||
23 | Размножение голосеменных растений | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса при обсуждении результатов | Ответы учащихся на вопросы в конце § 23 | март | ||
24 | Размножение покрытосеменных растений | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса при обсуждении результатов | Опрос учащихся с использованием таблиц | март | ||
25 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и ил люстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса при обсуждении результатов опытов черенкование растений. | Выполнение заданий в тетради | март | ||
Раздел 3 Классификация растений (6ч.) | ||||||||
26 | Систематика растений | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и ил люстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса при обсуждении результатов | Индивидуальный и фронтальный опросы учащихся. | апрель | ||
27 | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и ил люстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса при обсуждении результатов | Индивидуальный и фронтальный опросы учащихся | апрель | ||
28 | Семейства Пасленовые и Бобовые Сложноцветные | 1 | Урок открытия нового знания | Самостоятельная работа учащихся в группах. Работа с текстом и ил люстрациями учебника, составление морфологического описания растений, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении результатов. | Индивидуальный и фронтальный опросы учащихся. | апрель | ||
29 | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и ил люстрациями учебника, составление морфологического описания растений, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении результатов. | Индивидуальный и фронтальный опросы, биологи ческий диктант | апрель | ||
30 | Культурные растения | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении подготовленных сообщений. | Индивидуальный и фронтальный опросы | май | ||
31 | Итоговое тестирование в рамках промежуточной аттестации | 1 | Урок развивающего контроля | Выполнение итоговой работы в форме теста | Проверка учителем тестов | май | ||
Раздел 4. Природные сообщества (4ч) | ||||||||
32 | Растительные сообщества | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса результатов самостоятельной работы. | Индивидуальный и фронтальный опросы. | май | ||
33 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и ил люстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопросов. | Фронтальная беседа. | май | ||
34 | Заключительный урок по курсу | 1 | Урок открытия нового знания | Работа в группах, выступления с отчетами по результатам экскурсии, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении подготовленных сообщений. | Заслушиваются отчеты групп, и проводится обсуждение результатов экскурсии. | май |