Авторские разработки и методики

Семенова Анастасия Александровна

Предварительный просмотр:

Формирование общих и профессиональных компетенций в ходе написания выпускных квалификационных работ

Завершающим этапом обучения студентов специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» является выполнение и защита выпускной квалификационной (дипломной) работы, позволяющей выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку, в которой выпускник показывает навыки самостоятельного решения профессиональных вопросов по товароведению и экспертизе потребительских товаров.

Цель выполнения дипломной работы - систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности: применение их при анализе и обобщении фактического материала и решении конкретных задач в области товароведения и экспертизы, маркетинга, организации коммерческой деятельности, торгового менеджмента и др.: развитие навыков самостоятельной деятельности и делового мышления: овладение методикой исследования вопросов, поставленных в дипломной работе, и методами математико-статистического анализа цифрового материала; выявление подготовленности студента к практической деятельности по специальности.

Дипломная работа выполняется путем решения конкретных задач на основе практических материалов хозяйственной деятельности торговых предприятий: данных, полученных путем проведения социологических и экспертных оценок ассортимента и качества отдельных групп товаров, самостоятельной работы в период прохождения практик, изучения и анализа литературных источников, которые тщательно систематизируются и критически оцениваются.

Выпускная квалификационная работа должна быть связана с основными видами  профессиональной деятельности выпускника по специальности:

-   управление ассортиментом товаров (ПМ 01);

-    проведение экспертизы и оценки качества товаров (ПМ 02);

-    организация работ в подразделении организации (ПМ 03).

По структуре выпускная квалификационная работа (дипломная работа) состоит из: введения, теоретической и практической частей, выводов и предложений, а также списка использованной литературы.

 При подготовке к написанию дипломной работы студент выбирает объекты исследования, исходя из своих практических интересов, возможностей и актуальности данных объектов исследования как таковых. Например, в качестве объектов исследования могут быть выбраны хлебобулочные изделия, реализуемые магазином «Магнит», и др. Далее определяется предмет исследования, то есть формулируется ответ на вопрос, что конкретно планируется изучить в выбранных объектах. Например, выбрав в качестве объектов исследования хлебобулочные изделия, в качестве предмета исследования можно выбрать выявление методов управления качеством хлебобулочных изделий для повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия и др.

В теоретической части следует показать современное состояние изучаемого вопроса, т.е. степень его изученности. В обзоре целесообразно показать состояние рынка изучаемого товара; основные направления оптимизации ассортимента, повышения качества, улучшение сохраняемости, использование нетрадиционных видов сырья, новых прогрессивных технологий производства, транспортирования, хранения, торговли, особенности проведения товароведной экспертизы однородных групп товаров.

Например, при написании данного раздела студенты выбирают типовые методы и способы выполнения профессиональных задач (ОК 2), осуществляют поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК 4), демонстрируют владение информационной культурой, анализом и оценкой информации с использованием информационно-коммуникационных технологий (ОК 5).

Практическая часть включает 3 подраздела. В первом подразделе приводится краткая характеристика предприятия, на материалах которого выполняется дипломная работа.

Второй подраздел дипломной работы - товароведный - выполняется на базе изучения основополагающих характеристик и (или) экспертизы рассматриваемой группы товаров, представленных в конкретном предприятии. Для получения конкретных данных и решения поставленных вопросов при подготовке данного раздела работы проводится идентификация товаров (ПК 2.1), рассматриваются вопросы комплексной оценки качества товаров (ПК 2.2, ПК 2.3), анализируются материалы экспертной оценки качества товаров (ПК 2.2, ПК 2.3), проводятся анкетные опросы с целью выявления запросов потребителей, а также их мнения о качестве и ассортименте товаров (ПК 1.1).

В третьем подразделе освещаются организационно-экономические (организационно-технологические) вопросы торговли, которые должны быть связаны с вопросами, рассматриваемыми в предыдущих подразделах. Целью этого подраздела является разработка рекомендаций по улучшению деятельности исследуемого предприятия.

При написании данного раздела студенты анализируют управление товарными запасами и потоками на предприятии (ПК 1.3), оформление документации на поставку и реализацию товаров (ПК 1.4) и оформление учетно-отчетной документации (ПК 3.5). На основе полученных в ходе анализа данных, студенты выявляют потребность в товарах в исследуемом предприятии (ПК 1.1), предлагая при этом способы взаимодействия с поставщиками и потребителями (ПК 1.2).

В выводах и предложениях кратко, но аргументировано излагаются основные выводы, полученные в ходе анализа проблемы, и предложения, направленные на совершенствование существующей практики, а также дается оценка степени выполнения поставленной задачи. Вначале отражаются общие теоретические выводы о достаточной разработанности данной темы в литературе, а затем излагаются выводы по практической части. Выводы по теме дипломной работы отражают степень решения поставленных задач, полученные результаты. Они отражают все содержание работы в виде тезисов.

Выводы должны быть основаны на результатах изучения литературных источников, анализа практического материала, исследования и наблюдений студента. Они должны излагаться в логической последовательности и отражать как позитивные, так и негативные стороны деятельности предприятия.

Предложения по совершенствованию и улучшению деятельности предприятия должны быть конкретными и обоснованы выводами. Они могут включать, например:

- комплекс мероприятий по рационализации ассортимента товаров на предприятии (ПК 3.1);

- предложения по сохранению потребительских свойств и качества товаров (в торговом предприятии) и т.д. (ПК 3.2-ПК 3.4).

В результате хочется отметить, что главная цель педагога при подготовке студентов к написанию выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы грамотно организовать и спланировать работу студентов по достижению необходимых результатов обучения, правильно расставить акценты при написании практической части, ведь именно в ней можно отследить профессиональную подготовку будущего специалиста, т.к. главная цель защиты выпускной квалификационной работы – проверить уровень сформированности у студентов компетенций.



Предварительный просмотр:

Опыт проведения урок с бригадной организацией труда по теме «Товары бытовой химии»

Для качественной подготовки студентов по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», при проведении практических занятий, я применяю групповую форму организации учебной деятельности. Так как на предприятиях  широко используется  бригадная форма организации труда. 

Производственные бригады – это первичная ячейка трудового коллектива. Здесь отношения между работниками носят более личностный характер, чем в коллективе предприятия. Поэтому при проектировании организации труда в бригаде наряду с техническими, технологическими и организационными задачами должны решаться и вопросы социально-психологического характера (взаимозаменяемость, отношение к труду, психологическая совместимость и т.п.).

Бригадный метод предусматривает разделение обучающихся на группы для решения одинаковых или разных задач. При разделении студентов на бригады следует учитывать индивидуальные особенности каждого, его личностные возможности для выполнения поставленной задачи.  

Мой опыт работы показал, что наиболее эффективно работает бригада в составе 3-5 человек с разным уровнем подготовки. Комплектование бригад осуществляю с учетом психологической совместимости студентов.

Работа по бригадному методу требует согласованности и ритмичности действий всех членов бригады, качественного и своевременного выполнения каждой операции.

Например, на уроках по теме «Синтетические моющие средства» студенты выполняют практические задания по определению назначения стирального порошка и его подлинности. Для этого они сравнивают полученные экспериментальным путём результаты с маркировкой на упаковке порошка.

Однако при организации  групповой работы могут возникнуть определенные трудности: сильные студенты иногда тормозят инициативу и самостоятельность слабых, отдельные группы не могут эффективно работать без тщательной и постоянной помощи со стороны педагога. Поэтому педагог помогает студентам подготовиться к работе в бригадах, способствует развитию умения работать в коллективе, воспитанию чувства собственной ответственности за результаты труда бригады в целом, формированию таких черт характера, как стремление к взаимопомощи, товарищеской выручке, самоконтролю, взаимоконтролю.

Результаты совместной работы в группах, стимулирует познавательную деятельность студентов и  всегда значительно результаты выше, чем работая самостоятельно.

 Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов. Правильная оценка своих возможностей и предъявление требований к себе предполагают сравнение своей деятельности и всей бригады. Члены бригады могут непосредственно при подведении итогов сравнивать свою работу с работой других бригад. Успех деятельности бригады зависит от того, насколько тесно каждый студент будет связан с бригадой  и всей  группой.

Бригадная форма обучения создает такие условия, при которых овладение профессией превращается из сугубо индивидуальной деятельности каждого в совместный труд всей группы.

Но еще более важным показателем эффективности этой формы работы является профессиональный рост учащихся. Получили развитие такие профессионально важные качества личности, как способность к общению, взаимопомощь, выполнение ролевых функций в коллективе.

 Я считаю, что такое обучение повышает интерес студентов к овладению профессией, вырабатывает чувство ответственности за конечные результаты работы каждого члена бригады, прививает навыки самоуправления, дисциплины, организованности, сознательного отношения к труду.



Предварительный просмотр:

ИГРЫ В ПРАКТИКЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Игровая деятельность как стихийный воспитательный институт учащегося

ГЛАВА 2. Просветительное и воспитательное влияние игры

ГЛАВА 3. Игры в практике внеучебной воспитательной работе

3.1. Коллективные и индивидуальные подвижные игры

3.2. Интеллектуально-развивающие игры

ЗАКЛЮЧЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

С первых шагов создания сети внешкольных учреждений и начала ведения внешкольной воспитательной работы с детьми появилась необходимость разработать научные основы и общие принципы этой работы, определить содержание, формы и методы работы по отдельным направлением. Игровая деятельность как особая форма освоения реальной социальной действительности является одним из таких направлений. Игра представляет собой тип символико-моделирующей деятельности. Она как модель содержит в себе «культурный код» детского развития (В. П. Зинченко). Игра - эмоционально насыщенная деятельность, она захватывает учащегося целиком. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что значение игры «определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности учащегося в целом, развития его сознания». Согласно рассуждениям Л.С. Выготского игра представляет собой школу произвольности, воли и морали.

Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех игр решалась не только одна профильная задача, необходимо выделить идейно - нравственный аспект, усилить трудовую направленность в процессе подготовки, нравственно-воспитательный результат. Важно, чтобы любая игра решала максимум воспитательных задач.

Внеучебная воспитательная работа не должна строиться только по принципе развлекательности, однако желательно, чтобы ей сопутствовала красочность и эмоциональность.

Успеху внеучебной воспитательной работы содействует четкое планирование, организация, и проведение игр различной тематики и направленности.

ГЛАВА 1. Игровая деятельность как стихийный воспитательный институт учащегося

Игра имеет социально-историческое происхождение. В первобытном родовом обществе, где учащийся был прямо приобщен к труду взрослых, игры отсутствовали.

По данным этнографических исследований, в примитивных культурах учащиеся лишь иногда в игровом плане воспроизводят некоторые сферы жизни взрослых, те, что для них недоступны («отдых»). Игра выполняет функцию преодоления разрыва межпоколенной связи, передачи межпоколенного опыта. В историческом прошлом человечества игра, прежде всего, выполняла социализирующую функцию, помогая освоить четко очерченное поле «готовых» смыслов деятельности. В современном сложном обществе смыслы и мотивы деятельности взрослых не самоочевидны. Происходит расширение функций игры: в игре происходит «проблематизация» нормативных образов взрослости, разворачивается активное экспериментирование с образами социальных отношений.

Поэтому для нашего предмета вычленим то понимание и толкование игры, которое сущностно и отражает ее особенности. Сущностью игры является то, что она есть необычная, реальная жизнь, а представляет собой условность, выход в сферу деятельности совершенно специфического характера. Игра - это свободное проявление человеческой деятельности. Она никогда не навязывается и не может быть навязана физически или морально. У древних греков игра обозначала забавы учащихся. У евреев - соответствовало понятиям шутки и смеха. У римлян - радость, веселье. У древних германцев - плавное движение, доставляющее удовольствие. Игровая деятельность - это стихийный воспитательный институт учащегося, в котором он усваивает жизнь, приобретает знания и умения, навыки общения, развитие фантазии и механизмы творческого сознания.

ГЛАВА 2. Просветительное и воспитательное влияние игры

Для учащегося игра - это средство психологической подготовки к будущим реальным жизненным ситуациям.

Непосредственно игра в внеучебной воспитательной работе оказывает на учащегося определенное просветительное и воспитательное влияние. Прежде всего, стоит определить, в чем же заключается педагогический эффект игры.

Во-первых, игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности.

Во-вторых, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи.

В-третьих, сплачивает, рождает, хотя и временную, общность. Общность, которая возникает во время игры, тяготеет к сохранению даже после окончания игры. Возникшие в ее процессе совместные усилия, взаимоподдержка и взаимовыручка рождают положительные эмоции, сближают и побуждают к их сохранению и воспроизведению.

В-четвертых, в кругу игры законы и нормы повседневной жизни не берутся в расчет.

В-пятых, игра, хотя и осуществляется в рамках правил, создает простор для фантазии, импровизации.

В-шестых, игра полностью отвечает принципу единства познания и рекреации. Наряду с удовольствием от самой игры, учащийся получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других.

В-седьмых, в игре можно проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения.

Игра - это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения.

ГЛАВА 3. Игры в практике внеурочной воспитательной работы

3.1 Коллективные и индивидуальные подвижные игры

Различные игры используются специалистами, ведущими внешкольную работу с детьми и подростками для организации их досуга. Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения.

В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.

Коллективные подвижные игры - это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.

Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.

Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.

Это положительно складывается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-технических приемов и их сочетаний, создает предпосылки к более успешному овладению тактическими действиями, а также подтверждает, что занятия подвижными играми содействует воспитанию воли, выдержки, дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения успехов в спорте.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др. все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Учащиеся проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом.

Правила игры руководитель должен излагать кратко, поскольку учащиеся стремятся как можно быстрее воспроизвести все изложенное в действиях.

Подвижные игры учащихся по характеру действий и видам движений разнообразны.

Сложные по организации взаимодействий, двусторонние игры удовлетворяют стремление учащихся к самостоятельности, отвечают их интересам бороться за спортивную честь своего коллектива, своей команды.

Подростки с интересом участвуют в соревнованиях по подвижным играм. Дух соперничества в наибольшей степени проявляется там, где играющие знают друг друга - один школьный класс против другого. В этих случаях игра проходит с большим азартом, то есть сопровождается таким эмоциональным состоянием, как возбуждение, связанное со страстным ожиданием добиться победы. У учащихся значительно возрастает способность к абстрактному мышлению и анализу своих действий и действий окружающих. У многих юношей и девушек окончательно формируется интерес к занятиям по преимуществу тем или иным видом спорта, поэтому их привлекают подвижные игры, позволяющие совершенствоваться в выбранном виде спорта.

3.2 Интеллектуально-развивающие игры

В игре рождается и формируется воображение. Воображение - это действие в смысловом поле, которое является предтечей символического мышления.

Воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно дает импульс творческому процессу, именно в воображении лежит путь к нахождению интуитивных решений (А. Я. Пономарев).

Существуют творческие задачи, имеющие большую неопределенность ситуации, которые с трудом поддаются анализу и могут быть разрешены лишь благодаря работе воображения, а не мышления (хотя эти процессы тесно связанны между собой).

Сказанное заставляет задуматься над необходимостью разработки эффективных средств и методов формирования воображения младших школьников.

Обратимся к возможностям интеллектуально-развивающих игр, применяемых в воспитательной работе во внеурочный период времени в стимулировании воображения, фантазии, а значит и детского творчества.

Интеллектуально-развивающие игры, направленные на создание новых образов, идей, подразделяются на несколько групп. Первая группа игр направлена на развитие у учащихся способности создавать в воображении и отражать на бумаге образы предметов, схематических изображений, характерных отдельных деталей предметов.

Наиболее простыми в организации и проведении, позволяющими вовлечь наибольшее количество ребят, являются игры викторинного типа, построенные как ответы на вопросы. Самому слову «викторина» дал жизнь писатель и журналист Михаил Кольцов, который предложил так назвать газетную подборку ребусов и шарад, которую готовил сотрудник газеты по имени Виктор. Но в сознании читателей с викторией - победой и тем самым приобрело свой новый смысл. Принцип викторины - назвать, угадать, продолжить, перечислить. Вопросы могут быть на находчивость, на сообразительность. Они могут быть на одну тему и различные по содержанию. Во всех случаях вопросы рассчитываются на средний и даже немного ниже среднего уровня эрудиции. Разновидность викторины - аукцион. По своему прямому назначению аукцион представляет собой публичную продажу, при которой продаваемая вещь приобретается лицом, предложившим за нее наивысшую сумму.

Розыгрышем может быть и викторина, построенная на физиологических стереотипах.

Одной из форм активного участия в создании смешного является капустник. Возникший в театральной среде, в актерском окружении М.С. Щепкина, капустник был формой их досуга. Приобретая популярность и распространившись, капустник превратился в своеобразный шуточный спектакль, построенный на так называемом местном, близком и понятном всем материале.

Самым известным игровым шоу является Клуб веселых и находчивых - КВН. В отличие от не менее популярного «Поля чудес» КВН оказался простой, доступной для всех игрой. КВН глубоко педагогичен по своей сути . Участие в его создании и проведении представляет собой досуговую деятельность в ее высших уровнях - творчества и социальной отдачи. КВН привлекает и объединяет одаренных и творческих людей, которые своей досуговой деятельностью формируют образец содержательного проведения свободного времени, побуждают к нему других.

Заключение

Воспитательная работа, проводимая во внеучебное время, дополняет и углубляет воспитание, осуществляемое в процессе обучения.

В последние годы вся внеурочная воспитательная работа приобрела большой размах, она обогатилась новыми идеями, организационными формами, средствами и методами воспитания учащихся.

Игра как одна из форм внеурочной воспитательной работы способствует обеспечению непрерывности и последовательности воспитательного процесса.

С понятием «игра» связаны свобода жизнепроявления, потребность в развлечении, в получении удовольствия, шутки и смех. И все это лишено внешнего навязывания и долженствования. Такие сущностные особенности игры роднят ее с досуговой деятельностью, но не тождественны ей.

Игра - это всегда веселье, а веселье - явление общественное. Упадок игры - свидетельство неблагополучия, утрата культуры досуга, без духовности, снижения творческих импульсов в обществе.

Основное назначение игры - пробуждение или углубление у школьников интереса к различным областям знаний и видам деятельности, раскрытие и развитие их талантов и способностей, воспитание их общественной и познавательной активности.

Список использованной литературы

1. Брэгдон, А., Феллоуз, Л. Игры для ума. - М.: Изд-во Эксмо, 2009. - 128с.

2. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт. 2010. С. 168 - 194.

3. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии учащегося// Психология развития: Хрестоматия,2011. С. 68 - 75.

4. Забавы на досуге. 250 лучших игр. - М.: Издательский Дом Мещерякова, 2009. - 272с.

5. Епанчинова, Л.А, Калейдоскоп улыбок. - Екатеринбург. - Изд-во Т.И. Возяковой, 2009. - 64с.

6. Немов, Р.С. Психология. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2012. - Кн.1: Общие основы психологии. - С.260-266.

7. Смолина, Е.А. Оригинальные формы внеучебной работы с учащимися среднего и старшего школьного возраста. - Волгоград: Учитель, 2011. С. 17 - 23.

8. Тупичкина, Е.А, Игра стимулирует воображение и фантазию учащихся// Начальная школа. - 2013. С. 14 - 19.

9. Харламов, И.В, Педагогика. - Мн.: Университетское, 2012. С.316 - 489.

10. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология: учебник для студентов вузов/И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2009. - С. 201 - 238.



Предварительный просмотр:

Опыт проведения уроков по товароведению продовольственных товаров по технологии обучения в сотрудничестве

Содержание

Введение

1. Обучение в сотрудничестве

2. Организация обучения в малых группах по методике сотрудничества

Заключение

Список использованных источников

Введение

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж. - Ж. Руссо, Я. Колчак, К. Роджерс, Э. Берн) психолого-педагогической практики и науки.

Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария; она вся "рассыпана" по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции среднего образования Российской Федерации". Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа "непроникающую" технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Объект исследования – опыт проведения уроков по товароведению продовольственных товаров по технологии обучения в сотрудничестве.

Предмет исследования – содержательная и организационная компонента технологии обучения в сотрудничестве.

Цель исследования – определить роль и место педагогики сотрудничества в обучении товароведению продовольственных товаров.

Задачи исследования:

1. Подобрать и изучить психоло - педагогическую, научно-методическую литературу, учебники, учебные пособия по теме: "Педагогика сотрудничества".

2. Изучить опыт учителей - новаторов по данной теме.

3. Показать отличие обычного группового обучения от обучения в малых группах по технологии обучения в сотрудничестве.

4. Рассмотреть методику реализации педагогики сотрудничества на уроках товароведения продовольственных товаров.

  1. Обучение в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве - это модель использования малых групп. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Учитель оказывается свободным и способным к маневру на занятиях. Он может больше внимания уделять отдельным группам. Вместе с тем в нужный момент объединить всех учащихся в группы, дать необходимые пояснения, прочитать лекцию, если это необходимо и т.д.

Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по методу сотрудничества ставится как бы исходной, элементарной частицей самостоятельной коллективной работы. А её результат, с одной стороны, влияет на результат групповой и коллективной работы, а с другой, вбирает в себя результаты работы других членов группы, всего коллектива. Это связано с тем, что каждый учащийся пользуется результатами, как самостоятельной групповой работе, так и при коллективной. На следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо уже при работе над следующим, новым проектом /задачей/проблемой, учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями команды/группы, членом которой они являлись.

По мнению Полат Е.С. Моисеева М.В. следует отметить, что недостаточно сформулировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам конструировать свои знания. Поэтому проблему мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а может быть и более важно, чем способ организации, условия и методика работы над проектом.

Обучение в сотрудничестве является важным элементом прагматического подхода к образованию в философии Дж. Дьюи. Первые описания этого метода появились в печати в конце 1970-х - начало 1980-х годов в разных странах мира. Идеи обучения в сотрудничестве на протяжении всего этого времени развиваются усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой своей сути, и следовательно - педагогична. Чтобы понять эту идею, авторы метода (Р. Славин, 1990, Роджерс Джонсон и Дэвид Джонсон, 1987, группа Дж. Аронсана1978, группа Шлома Шаран) советуют обратиться к нашему пониманию слова "ошибка". Скорее всего, ошибку можно определить как неверное действие или утверждение, исходящее из неверного суждения, неадекватного знания или невнимания. [14] Такое понимание очень близко к определениям, которые дают толковые словари. Авторы (Р. Славин, 1990, Роджерс Джонсон и Дэвид Джонсон, 1987, группа Дж. Аронсана1978, группа Шлома Шаран) предлагают добавить к этому определению следующую фразу: "что указывает на необходимость дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием". Ошибки учащихся показывают только то, что они еще не овладели необходимыми умениями, следовательно, нужно рассматривать эти ошибки просто как факт. Следовательно, нужно предоставить учащимся возможность дополнительной практики, причем в таком объеме, пока они (каждый в отдельности и все вместе) не овладеют, знанием в достаточной мере.

Если ошибка объясняется нежеланием учащихся работать, его неспособностью, то в этом случае возможен отказ ему в дополнительной практике, в дополнительных разъяснениях.

Если учащийся, не допускает ошибок в выполнении задания, это означает, что он научился его выполнять, и таким учащимся дополнительная практика не нужна. Значит, ошибки - это всего лишь индикатор того, нуждается ли учащийся в помощи, в дополнительной практике. Учитель не в состоянии оказать эту помощь каждому конкретному учащемуся, в группе. Эту ответственность учащийся в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу. На педагогическом языке это означает, что необходимо использовать методы, адекватные данной задаче. Можно учиться в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), в котором сильный учащийся всегда в выигрыше: он быстрее "схватывает" новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только "тормозит" ритмичное продвижение ко всеобщему успеху. Можно учиться индивидуально, используя соответствующие методики и учебные материалы. Тогда учащийся замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не дается - это его проблемы.

А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, или обсудить решение очередной задачи. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознавать ответственности и за свои успехи, и за успехи товарищей. Именно от осознания данного факта авторы метода обучения в сотрудничестве и отталкивались. В процессе обучения ошибаются все. Только одним нужно больше времени и усилий, чтобы овладеть материалом, другим меньше. Как это сделать - дело методики! Практика показывает, что вместе, учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что это касается не только академических, успехов учащихся, их интеллектуального развития, но и нравственного.

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

По мнению Дьяченко В.К. индивидуальная, парная, групповая формы организации учебных занятий являются традиционными, они используются несколько столетий. Ни одна из этих форм не является коллективной. Коллективной формой организации процесса обучения является только работа учащихся в парах сменного состава. Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса наиболее всего соответствует воспитательным задачам нашего общества и помогает обеспечить высокий уровень образования для всех.

Коллективная учебная работа принципиально отличается от групповой и просто парной работы. Отсюда естественно следует, что методика не может быть для всех, как это имеет место при групповой работе, когда учитель одинаково для всех излагает новый материал, а во время опроса обращается с одним и тем же вопросом ко всему классу. Об индивидуальном подходе уже много написано, а тем более сказано, но воз и ныне там … Учитель и рад был бы с каждым работать индивидуально, но у него для этого нет времени.

При классно-урочной системе вырабатывается методика, единая и одинаковая для всех, а что учителю приходится с каждым учащимся для достижения его личное дело: он может с каждым и не возится.

  1. Организация обучения в малых группах по методике сотрудничества

По мнению Полат Е.С. организацию обучения в малых группах нужно начинать с планировки помещения. Так известный американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи писал в своей книге "Школа и общество", рассуждая о сущности гуманистического подхода к обучению детей, он так пытается объяснить свою позицию: "Несколько лет назад я обходил магазины и склады школьных принадлежностей в городе, пытаясь отыскать столы и стулья, которые бы со всех точек зрения - художественной, гигиенической и педагогической - могли бы удовлетворить нуждам детей. Мы испытали много затруднений в поиске того, в чем нуждались, и в конце концов один продавец, более интеллигентный, чем другие, сказал: "Боюсь, что у нас нет того, что вам надо. Вы ищете что-нибудь такое, на чем дети могли бы работать, а все наши столы и парты приспособлены для слушания".

В последних словах вся история нашего традиционного обучения. Действительно, трехрядная планировка парт в классах, когда дети целый день вынуждены видеть лишь затылки друг друга, но зато в течение всего урока лицезреть учителя, когда лучших учащихся сажают за передние парты, а галерка всегда рассматривается как нечто, что может в любой момент нарушить стройное течение урока, полностью приспособлена для того, чтобы "внимать" и не отвлекаться, не общаться друг с другом.

Начнем с такого размещения ра6очих мест детей, чтобы они могли, прежде всего, общаться в процессе совместной деятельности. Для этого они должны, видеть лица друг друга. Поставим столы либо углом один к другому (для работы в тройках), либо по мере необходимости (это можно сделать и во время перемены) по два стола вместе, расположив стулья по два, напротив друг друга (для работы в четверках, шестерках). Короче говоря, будем планировать расположение столов учащихся (там, где они не зафиксированы) так, как предполагается работать на уроке (в тройках, двойках, четверках или шестерках). И именно это будет определять приоритетные виды деятельности на уроке, самостоятельную совместную деятельность. Кстати, слушать такая планировка нисколько не мешает, но главное направление деятельности на таких уроках - общение в ходе познавательной совместной и творческой деятельности. Таким образом, уже один взгляд на классное помещение может многое сказать посетителю.

А теперь обратимся к собственно педагогическим проблемам.

Если учитель решил попробовать свои силы в организации обучения в сотрудничестве, если его увлекли идеи вовлечения каждого учащегося в активную познавательную деятельность и к тому же он считаете необходимым уделять внимание обучению культуре общения, думается полезно будет по началу не форсировать события, а приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за шагом, приучая своих учащихся:

- взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;

- работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;

- вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

- испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всей группы;

- полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьезный и ответственный труд.

С этой целью, прежде всего, нужно определить учебно-познавательную цель урока и дидактическую задачу использования данного метода (соответственно того или иного его варианта). Эта задача должна быть абсолютно ясна не только учителю, но и учащимся.

Обозначив таким образом учебные задачи урока, важно наметить, какие роли предусматривает деятельность учащихся в группах. Это также должно быть абсолютно понятно ребятам. Они сами определяют, кто какую роль способен выполнять, но они должны знать, какие могут быть роли (лучше записать их на доске). Например, для выполнения данного задания в группах необходимо, предусмотреть: ведущего (отвечающего за выполнение задания); редактора (проверяющего правильность выполнения); оформителя (отвечающего за чистоту и эстетику оформления задания). Разумеется, возможны и другие роли.

1. Попытайтесь при подготовке к очередному уроку выделить одно-два задания, которые потребуют после вашего обычного объяснения определенных действий со стороны учащихся для усвоения нового материала (выполнения упражнений, чтение и осмысления правил и текста, ответов на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту, решения задач и т.д.). Вы можете ориентировать это задание в зависимости от поставленной вами цели либо на контроль понимания и осмысления нового материала, либо на проверку его усвоения и на закрепление. Но задание должно быть одно на группу. Имейте в виду, что в группах учащиеся могут выполнить за отведенное вами время несколько меньше заданий, чем при индивидуальной работе. Поэтому количество заданий в упражнении и задач на закрепление правил для группы должно быть меньше, чем для, индивидуально работающего учащегося.

2. Попробуйте разбить класс (заранее при подготовке к уроку) на группы по два-три человека (поначалу группы не стоит делать большими). В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый учащийся, мальчики и девочки…

Предоставьте учащимся возможность самим определить функцию каждого при выполнении задания, а также не забудьте напомнить им, что надо обязательно предусмотреть и такие роли, как организатор активной деятельности каждого учащегося (следит за активностью своих партнеров в группе); отслеживающий культуру общения и взаимопомощи внутри группы; редактор (контролирует правильность выполнения задания) или лидер (берет на себя также ответственность подготовить всех своих партнеров к докладу или отчету по выполненному заданию). Это - очень важные роли и учащиеся должны выполнять их наряду с академическими заданиями.

3. Если задание предполагает ответы на вопросы по новому материалу, попробуйте сформулировать по два-три вопроса каждому учащемуся группы, причем наиболее сложные адресуйте сильному учащемуся, пусть он ответит первым. Пусть один из двух оставшихся учащихся найдет подтверждение (или опровержение) ответам первого учащегося в тексте (учебника, справочного материала и т.д.), а третий учащийся должен, например, эти ответы зафиксировать (записать), найти в тексте или придумать примеры, подтверждающие высказанную мысль или, напротив, опровергающие ее. Далее учащийся по кругу меняются ролями. Таким образом, они совместно должны дать ответы на все вопросы и от своей группы представить их на обсуждение всему классу. Если вопросы предусматривают возможность вариативного ответа, отражающего точку зрения отвечающего, то необходимы не только аргументы в пользу данной точки зрения, но и попытка найти общее мнение всей группы, что предполагает обсуждение, дискуссию. Выполнение такого задания требует уже более сложных интеллектуальных и коммуникативных умений, которые включают в себя и определенную формулировку заданий.

4. Заранее наметьте, кто из трех-четырех учащихся будет докладчиком (это необязательно должен быть сильный учащийся, остальные должны быть готовы в любой момент дать соответствующие аргументы в подтверждение ответов докладчика, дополнить его выступление). Учащиеся из других групп могут задавать отвечающему учащемуся любые вопросы по обсуждаемому материалу. Это очень важно, так как также стимулирует группу к более серьезному отношению к совместной деятельности. Каждое дополнение членов данной группы или других групп поощряется учителем и, приносит команде дополнительные очки, так же как и вопросы.

5. Оценка ставится одна на всю группу.

6. Чтобы избежать неудобных разговоров о подборе групп, постарайтесь объяснить учащимся, что в течение года каждый из них будет иметь возможность поработать в различных группах практически со всеми учащимися.

Прежде чем группы приступят к самостоятельной работе, не забудьте сказать, что вы надеетесь на их ответственность за каждого из партнеров, чтобы каждый из участников группы хорошо усвоил материал. Только в этом случае они смогут рассчитывать на высший балл.

7. Четко сообщайте в начале урока и перед работой в группах цель, причем не только познавательную, но и социальную. Например, перед началом работы в группах вы обратитесь к ним с такими словами "Я надеюсь, что каждый из вас внесет собственный вклад в общее дело, выскажет свои идеи, будет внимательно выслушивать партнеров, четко следя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе. Каждый член группы должен понимать, что он делает и как следует выполнять задание".

8. На протяжении всей работы вам необходимо следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если потребуется. При этом не забудьте всегда оставаться доброжелательным, говорить тихо, приучая и учащихся во время групповой работы вести обсуждение, не повышая голоса.

Очень эффективно проверять домашнее задание в группах. Ведь состав групп может меняться от урока к уроку или оставаться постоянным на период работы над темой, а то и дольше, если учитель видит, что учащиеся работают вместе слаженно, заинтересованно и, главное, эффективно. Ребятам предлагается "по вертушке" или иным образом проверить правильность выполнения домашних упражнений, решения задач и т.д. Причем важно, чтобы каждый учащийся аргументировал свое решение. Если у кого-то выявляется ошибка, ее можно исправить, но только после того, как учащийся поймет, почему он ее допустил. Ошибка исправляется, а учащийся пишет в тетради объяснение, почему сделано исправление. Затем ребята могут сложить вместе свои тетради (3 - 4), подписавшись под выполненным заданием. Это означает, что все согласны с таким решением.

Технологии подготовки и проведения урока по товароведению продовольственных товаров в сотрудничестве на основе малых групп

1 этап. Выбор темы, цели и задач урока.

При ознакомлении с новым материалом после фронтального объяснения учащимся  предлагается ответить на заранее написанные на доске вопросы по новому материалу, пользуясь учебной литературой. Возможны два варианта работы учеников:

Индивидуальные ответы;

Подготовка ответов на вопросы в группах.

2 этап. Определение объема учебного материала, подлежащего изучению на уроке.

Определяя объем материала, подлежащего изучению на уроке, нужно помнить, что чаще всего он будет меньшим, чем при обычной организации обучения, а время, затрачиваемое на его освоение, соответственно большим. Следовательно, надо определить возможный резерв учебного времени, продумать, за счет чего возможна его экономия.

3 этап. Подготовка задания для групповой работы, необходимого дидактического и раздаточного материала.

На уроке "Товароведения продовольственных товаров" дается задание группам, состоящим из 3-7 человек, задание: "Провести органолептическую оценку качества товара", используя нормативные документы (ГОСТы).

Данное задание полностью обеспечивает взаимозависимость членов группы. В самом деле, при его выполнении ученики связаны:

1. единым результатом – оценить качество товаров;

2. общими ресурсами - один нормативный документ на группу;

3. распределением ролей - каждый отвечает за свой участок работы, но согласует его с остальными;

4. общей оценкой.

Другие группы получают такое же задание. В этом случае при подведении итогов работы интересно будет сравнить результаты различных групп.

4 этап. Решение вопроса о численности и комплектовании групп, расстановке мебели в аудитории.

На первых уроках, проходящих на основе технологии сотрудничества, лучше комплектовать небольшие группы, по 3-4 человека. Следует иметь в виду, что организация таких групп требует минимальной перестановки мебели в классе. Работа больших групп, по 5-6 человек, связана с существенной перестановкой столов.

Желательно, чтобы в группу вошли ученики:

  • с разными учебными возможностями;
  • мальчики и девочки.

Например, группам дается задание ответить на вопросы по новому материалу. В группе 4 человека: сильный, двое средних и один слабый ученик. Работа может быть построена следующим образом: сильный ученик непосредственно отвечает на вопросы и руководит работой группы; слабый ученик находит подтверждение его ответов в тексте учебника; два других ученика работают следующим образом: один записывает ответы на лист бумаги, другой придумывает или находит в учебнике примеры.

5 этап. Разработка правила индивидуального и группового оценивания на данном уроке.

Оценивание результатов групповой работы - важный и обязательный момент такого урока. Наряду с учебными достижениями учащихся и выставлением им отметок, необходимо оценивать и социальные достижения, комментировать проявленные коллективистские качества, подмечать проявления помощи, взаимовыручки, подчеркивать вклад в общее дело.

Подготовка к уроку в сотрудничестве - довольно трудоемкий процесс, требующий определенного энтузиазма. Кроме того, объем материала, подлежащего изучению на уроке в сотрудничестве, меньше, чем объем материала обычного урока. Следовательно, должны быть достаточно очевидные преимущества обучения в сотрудничестве на основе малых групп, делающих данные приемы и технологию привлекательной.

Обучение в сотрудничестве на основе малых групп помогает каждому ученику лучше освоить учебный материал, более глубоко вникая в его содержание. Дело в том, что, предлагая новый материал, учитель старается излагать его хотя и доступно, но на достаточно научном уровне, а не все учащиеся воспринимают, осмысливают его объяснения. Кроме того, различные способности учащихся, различный темп обучаемости приводят к тому, что некоторые из учеников испытывают большие затруднения при изучении нового материала. Обучение в сотрудничестве на основе малых групп дает каждому возможность систематически проговаривать учебный материал, выражать свои мысли вслух, что способствует осознанному обобщению знаний. Выполняя групповое задание, каждый подвергается пооперационному контролю со стороны своих товарищей, что помогает предупредить возникновение ошибок.

Работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения. При групповой работе в сотрудничестве все ученики класса работают на уроке. Сама организация урока настолько захватывающая, что никто из них не может отсидеться, заняться не общим, а посторонним делом.

Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределения работы и ролей, а также принцип рефлексии приводят к тому, что ученики стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению, помогает развитию его творческих возможностей.

Заключение

В "Концепции среднего образования Российской Федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место в нем занимает отношения "учитель - учащийся". Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а учащийся - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об учащемся как о субъекте своей учебной деятельности.

Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.

Сотрудничество в отношении "учащийся - учащийся" реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (сотрудничества, сотоварищества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).

На основе этого были рассмотрены основные принципы обучения в сотрудничестве, выявлены психологические предпосылки и его цели. Так же было показано отличие обычного группового обучения от обучения в малых группах по технологии обучения в сотрудничестве.

Обучение в сотрудничестве на основе малых групп помогает каждому ученику лучше освоить учебный материал, более глубоко вникая в его содержание. Дело в том, что, предлагая новый материал, учитель старается излагать его хотя и доступно, но на достаточно научном уровне, а не все учащиеся воспринимают, осмысливают его объяснения. Кроме того, различные способности учащихся, различный темп обучаемости приводят к тому, что некоторые из учеников испытывают большие затруднения при изучении нового материала. Обучение в сотрудничестве на основе малых групп дает каждому возможность систематически проговаривать учебный материал, выражать свои мысли вслух, что способствует осознанному обобщению знаний. Выполняя групповое задание, каждый подвергается пооперационному контролю со стороны своих товарищей, что помогает предупредить возникновение ошибок.

Работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения. При групповой работе в сотрудничестве все ученики класса работают на уроке. Сама организация урока настолько захватывающая, что никто из них не может отсидеться, заняться не общим, а посторонним делом.

Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределения работы и ролей, а также принцип рефлексии приводят к тому, что ученики стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению, помогает развитию его творческих возможностей.

На основе данного исследования можно сделать выводы, основанные на опыте организации обучения в сотрудничестве, и представлен опыт учителей - новаторов. Разработаны методические подходы к осуществлению обучения в сотрудничестве.

Дальнейшее направление исследования:

1. Углубить аспекты сотрудничества учитель - учащийся.

2. Практические разработки по технологии обучения в сотрудничестве.

Список использованных источников

1. Абрамов Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеренбург: Деловая книга, 2000. - 624 с. - (Gaudeamus).

2. Берулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика №5, 1994. - 21с.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192с.

4. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2121 "Педагогика и методика нач. обучения" / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.:

5. Гильберт Ю.З. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащихся. // Советская педагогика №5, 1990. - 81с.

6. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. - М.: Мир, 1992. - 496 с.

7. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. - М.: Педагогика, 1989. - 160с.

8. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192с. - (мастерство учителя: идеи, советы, предложения).

9. Ефремов А.В. Уроки педагогики сотрудничества // математика в школе №3, 1995. - 5 с.

10. Крутецкий В.А. Психология: Учеб.для учащихся пед. уч-щ. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.

11. Мартынова Г. Урок - путешествие. // Математика в школе №30, 2000. - 31с.

12. Мкртчян М. Коллективный способ обучения // Математика в школе №6,! 990. - 38с.

13. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2000. - Кн.2: Психология образования. - 608 с.

14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособия для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А. Е.; Под ред.Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 272с.

15. Полат Е.С., Моисеева М.В. Дистанционное обучение. - М.: Владос - 1998. - 192с.

16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.

17. Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотрудничество педагога учащегося // Педагогика №3, 1997 - 40с.

18. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В., Фрумина М.И., Чудинова Е.В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы педагогики №2, 1993. - 35с.

19. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.

20. Яновская М.Г. Педагогика сотрудничества: 20-е годы // Педагогика №4, 1993. - 101с.



Предварительный просмотр:

Применение инноваций на уроках товароведения

Перед  профессиональным  образованием  стоят  сложные  задачи -   подготовка   грамотного  специалиста  и  формирование  профессионально  компетентного   выпускника,  способного к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.

Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Основное  требование,  предъявляемое к  современному  уроку - перенесение  центра  тяжести  с  информационного  обучения  на  активизацию  познавательной  и самостоятельной деятельности  обучающихся. Именно на уроках с применением активных форм обучения развиваются способности учащихся, инициатива, самостоятельность

В своей работе я осуществляю обучение и воспитание студентов с учетом их психофизиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета. Планирую и осуществляю учебный процесс в соответствии с образовательной программой, использую разнообразные формы, методы и приемы работы с обучающимися. Осуществляю дифференциацию учебного процесса и связь обучения с практикой. Системно осуществляю контрольно-оценочную деятельность. Использую разнообразные педагогические приемы активизации учебного процесса, разрабатываю и провожу уроки проблемного обучения, применяю игровые, компьютерные и интерактивные технологии.

Активное применение игровых технологий обусловлено требованиями повышения эффективности обучения за счёт более активного включения учащихся в процесс не только получения знаний, но и непосредственного их использования. Игровая технология обучения способствует развитию мотивации, в игре каждый студент  может проявить свои личные качества,  знания и умения. При внедрении игровой технологии в учебный процесс формируются  ценностные ориентации и установки профессиональной деятельности, включается момент социального взаимодействия.

Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровое обучение предполагает решение проблем, связанных с профессиональной деятельностью, человеческими взаимоотношениями и личными трудностями.

Учебная деятельность далека от реальной жизни и профессиональной деятельности. Зачастую это обуславливает формализм знаний, трудность их применения. Необходимость преодоления этих трудностей привела к необходимости усиления связи техники, производства, образования, науки, широкому использованию коллективных форм организации учебной деятельности, к которым и принадлежит деловая игра. Такой тип обучения реализует в себе следующие методологические принципы: единства содержания и формы, связи теории и практики, моделирования, системности.

В практике преподавания специальных дисциплин я использую различные виды организации игровой деятельности: ролевые игры, где студенты выступают в роли рецензентов, эрудитов, консультантов, экспертов; деловые игры; имитационные игры, уроки в форме соревнования, .

В ходе деловой игры по теме «Вкусовые товары»  для  выполнения задания  группа делится на звенья, в которых  присутствуют эксперты и маркетологи. Получив от преподавателя задание, «специалисты» работают над внешним дизайном упаковки  чая, кофе,  напитков, дают рекомендации по употреблению  в зависимости от  химического состава,  сроков хранения. Затем один из студентов по поручению звена защищает ответ. Таким образом, происходит общение, возрастает интерес к нестандартным путям решения задач, ответственность за выполнение задания каждого члена звена.

В конце изучения курса «Товароведение пищевых продуктов» провожу ролевую игру – конференцию по теме «Исследования продуктов питания». Студентам предоставляется возможность проиграть различные должностные роли (руководителя  предприятия – изготовителя, работников общественного питания, контролеров ОТК, ученых). Эти роли распределяются заранее совместно со студентами, обсуждается круг вопросов, форма проведения, обучающие сами предлагают  свои собственные дополнения. Руками студентов  оформляется кабинет согласно тематике (рекламные проспекты,   необычные, разработанные самими  обучающимися упаковки продуктов питания,  используются журналы, книги). Играя, студенты принимают различные решения в соответствии с заданной целью, часто и в конфликтной ситуации, что  обучает  правилам разрешения споров. Моя роль как преподавателя  минимальна,  я выступаю координатором,   направляю ход игры,  выделяя в тематике конференции предметы обсуждения (Что входит  в состав тех или иных продуктов? Как влияют пищевые добавки на срок хранения продуктов? Роль оболочки и  современной упаковки.)

Игровые технологии стимулируют познавательный интерес, ведь любая учебная игра   толкает на поиск ответа, ситуация успеха создаёт благоприятную атмосферу, а результат в игре команды  будет зависеть от всех участников.

Проблемные методы основаны на создании проблемных ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами явление, закон.       

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества  объекта проблемной познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Демонстрация на уроке опыта или сообщение о нем могут стать основной для создания проблемной ситуации. Проблемный подход к обучению предполагает формирование у учащихся  приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщение, т. е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

На уроках-конференциях затрагиваются вопросы о качестве продуктов питания, пользы и вреда пищевых добавок, условий хранения пищевых продуктов, история продуктов питания, исторические события и др. К уроку учащиеся получают опережающее задание и   готовят сообщения, с использованием дополнительной литературы,  материалов интерент-сайтов, а также собственных рассуждениях.  На таких уроках формируются общие компетенции: осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Уроки – соревнования позволяют увязать практику с теорией, способствуют формированию мотивации к изучению профессиональных дисциплин, к творчеству и художественному отношению к специальности, развивает у учащихся чувство коллективизма, ответственности за всю команду, способствует воспитанию дисциплины, организованности, сплоченности, заставляет работать в высоком темпе

Применение компьютера на уроках товароведения целесообразно в тех случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно. Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа - уроки. Использование на уроках слайдов позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения, улучшается восприятие материала, учащимся работать гораздо интереснее, чем с печатным материалом. Появление перед глазами учащихся нужного в данный момент   материала сразу же мобилизует их на восприятие, вызывает интерес, настраивает на рабочий лад,  яркие моменты  урока улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным. Использование на занятиях ИКТ дает возможность сохранять, многократно использовать и варьировать разработанный материал, что является большим подспорьем в работе педагога: к любой «странице» урока можно вернуться при повторении, выяснении непонятного на следующих уроках. Однако, педагогу, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить педагога и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.

Интерактивное обучение (обучение в группах) – примерами работы  в мини- группах  (2-3 человека)  может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием,  выполнение практического задания  (оценка качества товара) в группе с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения. В нестандартном уроке деятельность педагога меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой урок должен удовлетворять всем требованиям к нему предъявляемым, т.е. должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. Вместе с тем он должен стать для учащихся праздником, взлетом чувств, должен воздействовать на душу, пробуждать сильное и высокое чувство. Эмоциональный резонанс от такого урока необычайно велик: душа учащегося словно распахивается настежь, жадно впитывая все впечатления. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пищу и направления развития, пробуждается творческий интерес.

            Безусловно, сейчас в образовательном процессе  господствуют информационные технологии, активные и интерактивные методы обучения. Задача преподавателя - использовать все возможные новые методы подачи материала, помочь студенту в обработке и усвоении огромного объема существующей информации, при этом развивая его творческие способности, стимулируя к поиску новых решений. Следует организовывать процесс обучения на уровне взаимодействия студента с преподавателем, совместного рассуждения, совместной дискуссии, в которой преподаватель - равный партнер, направляющий советчик, а не наставник - назидатель. Будущее образовательных учреждений стоит именно за новыми, инновационными методами образования.



Предварительный просмотр:

 «Формирование коммуникативных компетенций в профессиональном обучении студентов техникума на уроках товароведения»

Перед  профессиональным  образованием  стоят  сложные  задачи - не  только  подготовка   грамотного  специалиста,  но  и  формирование  профессионально  компетентного   выпускника,  способного к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.

Компетенция — это готовность (способность) учащегося использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.  Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий.

Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации,  это наука о способах воздействия преподавателя на учащихся в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Педагогической задачей является ориентация на конкретную специальность,  начало карьеры формируется с личности. Интерес учащегося  совпадает с началом осознанности, значимости его будущей специальности. 

Основное  требование,  предъявляемое к  современному  уроку товароведения - перенесение  центра  тяжести  с  информационного  обучения  на  активизацию  познавательной  деятельности  и  самостоятельной  учебной  работы. Именно на уроках с применением активных форм обучения развиваются способности учащихся, инициатива, самостоятельность.

На уроках-конференциях затрагиваются вопросы о качестве продуктов питания, пользы и вреда пищевых добавок, условий хранения пищевых продуктов, история продуктов питания, исторические события и др. К уроку учащиеся получают опережающее задание и   готовят сообщения, с использованием дополнительной литературы,  материалов интерент-сайтов, а также собственных рассуждениях.  На таких уроках формируются общие компетенции: осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Для решения проблемы трудоустройства и профессионального роста сегодня требуются не только профессиональные знания, но и активная жизненная позиция, умение целенаправленно выстраивать производственные взаимоотношения, принимать нестандартные решения, способность всесторонне рассматривать даже незначительную проблему. Этому в немалой степени способствует проводимые в группе  уроки – соревнования, базирующиеся на знании общеобразовательных дисциплин. Такие занятия позволяет увязать практику с теорией, способствуют формированию мотивации к изучению общеобразовательных дисциплин, к творчеству и художественному отношению к специальности. Урок соревнование развивает у учащихся чувство коллективизма, ответственности за всю команду, способствует воспитанию дисциплины, организованности, сплоченности. Урок – соревнование заставляет учащихся работать в высоком темпе, при подготовке к соревнованию можно использовать различные домашние  задания (составить кроссворд, подготовить историческую справку, подготовить вопросы, загадки команде – сопернику и т.д.).

Здоровьесберегающие технологии направлены на обеспечение психического здоровья учащихся, достигаются через учёт особенностей группы, создание благоприятного психологического фона на уроке, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, приводят к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации  к учебной деятельности, приросту учебных достижений.  Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание  на уроке такой атмосферы, которая расковывает учащихся и в которой они чувствуют себя "как дома". Каждый учащейся  должен ощущать веру преподавателя  в свои силы. Ситуация успеха (я могу!), которая создается при введении нового знания для каждого учащегося, формирует у него веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед, это чрезвычайно важно для формирования личностно-значимых мотивов учения. «Принимай к сердцу дело других и дело всех, и ты узнаешь смысл жизни. Смысл жизни заключается в доброте».

Использование ИКТ на уроках рассматривается не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по дисциплине; как способ самоорганизации труда и самообразования преподавателя и учащихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для преподавателя; как способ расширения зоны индивидуальной активности учащегося. Использование новых технологий в учебном процессе приводит к развитию новых педагогических методов и приемов; изменению стиля работы педагога, решаемых ими задач, позволяет повысить мотивацию обучения, способствует укреплению межпредметных связей. В новом информационном обществе педагог уже не может быть единственным источником знаний об окружающем мире, что неминуемо ведет к изменению форм учебной работы. Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения уступает свои позиции, на первый план выходит индивидуальная, самостоятельная, групповая деятельность учащихся. Поэтому так важно научить учащихся  различным способам работы и, безусловно, усилить роль поисково-исследовательской работы. Применение компьютера на уроках товароведения целесообразно в тех случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно. Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа - уроки. Использование на уроках слайдов позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения, улучшается восприятие материала, учащимся работать гораздо интереснее, чем с печатным материалом. Появление перед глазами учащихся нужного в данный момент   материала сразу же мобилизует их на восприятие, вызывает интерес, настраивает на рабочий лад,  яркие моменты  урока улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным. Использование на занятиях ИКТ дает возможность сохранять, многократно использовать и варьировать разработанный материал, что является большим подспорьем в работе педагога: к любой «странице» урока можно вернуться при повторении, выяснении непонятного на следующих уроках. Однако, педагогу, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить педагогаа и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.

Личностно – ориентированная технология. Один из используемых приемов: сделай сам – помоги   другому. Каждый учащийся – индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти, и с этим невозможно не считаться. Знание особенностей личности каждого из учеников позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Успешно и быстро справляющиеся с заданием учащиеся, оказавшись «впереди планеты всей», могут стать скучающими созерцателями. Но не тут – то было! Такому учащемуся предлагаю помочь неуверенным в себе ученикам, которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных учащихся увлекает процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи: учащиеся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.

Интерактивное обучение (обучение в группах) – примерами работы  в мини- группах  ( 2-3 человека)  может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием,  выполнение практического задания  (оценка качества товара) в группе с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения. В нестандартном уроке деятельность педагога меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой урок должен удовлетворять всем требованиям к нему предъявляемым, т.е. должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. Вместе с тем он должен стать для учащихся праздником, взлетом чувств, должен воздействовать на душу, пробуждать сильное и высокое чувство. Эмоциональный резонанс от такого урока необычайно велик: душа учащегося словно распахивается настежь, жадно впитывая все впечатления. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пищу и направления развития, пробуждается творческий интерес. Безусловно, нельзя считать нетрадиционные уроки единственной формой реализации профильного обучения. Оптимальное и разумное внедрение нестандартных уроков в системе профессионального обучения должно применяться наряду с другими методами и формами обучения.

“Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь”.