Конспект занятия на тему "Осень" (старшая группа)

Страшко Юлия Александровна

Осень

Цели: закрепить знания об основных признаках осени, обобщающее слово «осень»; у ч и т ь   п о д б и р а т ь слова-действия к названиям растений и птиц; синонимы к глаголам.

О б о р у д о в а н и е: сюжетные картины об осени, картина «Золотая осень» И. С. Остроухова.

Р е ч е в о й   м а т е р и а л : осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, сырость, урожай, увядание, ранняя, золотая, багряная, поздняя, перелетные, увядают, желтеют, падают, сохнут, шуршат, улетают, курлыкают, убирают, срывают, выкапывают и др.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Педагог читает стихотворение:

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается.

Хмурая осень в окошко глядит.

Б е с е д а   п о   в о п р о с а м :

– О каком времени года говорится в стихотворении?

– Назовите осенние месяцы.

– Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)

– Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.)

– Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)

– Что стало с листьями на деревьях?

– Куда улетают птицы?

– Что делают на полях?

3. Подбор слов-действий.

Лист – желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы – улетают, перелетают, курлыкают, поют.

Дождь – моросит, льёт, идёт, капает.

Ветер – тучи разгоняет, листья срывает, дует, воет, завывает.

 

Пальчиковый т р е н и н г.

Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся на кончиках пальцев  ног, руки – в стороны,

Листья нам под ноги тихо ложатся    приседают,

И под ногами шуршат, шелестят,      движения руками вправо-влево,

Будто опять закружиться хотят.        поднимаются, кружатся.

4. Подбор синонимов.

Педагог предлагает подобрать синонимы к глаголам, например: высохли цветы – увяли, пожелтели, засохли.

5. Беседа по картине «Золотая осень» И. С. Остроухова.

– Какое время года видите?

– Какие листья на деревьях?

– Почему картина называется «Золотая осень»?

– Что означает слово «листопад»?

6. Итог занятия.

 

 

ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ

Осень

Цели: учить составлять рассказы об осени с опорой на карточки-схемы; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание, память, мышление.

О б о р у д о в а н и е : карточки-символы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Активизация внимания.

– Пусты поля, мокнет земля, листва опадает. Когда это бывает?

– Кто догадался, о каком времени года мы будем учиться составлять рассказ?

3. Рассказ педагога об осени (с использованием карточек-символов).

 

4. Работа с карточками-символами.

Педагог перемешивает карточки-символы и предлагает разложить их в той последовательности, в которой он задает вопросы.

– Как осенью греет солнце?

– Какой дует ветер?

– Что появляется на небе?

– Какой осенью моросит дождь?

– Какими становятся деревья и кусты?

– Куда улетают птицы?

 

5. Самостоятельная работа.

Педагог предлагает детям самостоятельно составить рассказ (используя опорные карточки-символы).

6. Итог занятия.