Инновационные технологии в начальной школе
инновационные технологии обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
инновационные технологии в начальной школе | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
«Посмотрите на маленького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. » (Д.С.Лихачев) [ , 110 ]
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания- предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взгляд на современное образование как непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Предметные знания, умения и навыки, безусловно, всегда будут актуальны для начальной школы, ибо они являются мощным средством развития мышления. И чем прочнее и шире знания, тем легче дети будут получать другие знания и, следовательно, будет гибче мышление ребенка.
Актуальность проблемы технологизации образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям и другим специалистам повысить мотивацию обучающихся, профессионально- практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально- педагогической деятельности.
Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективности применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.
Интерактивные формы и методы обучения завоевывает сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов.
Интерактивные методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
В настоящее время возникла потребность глубокого изучения и применения в педагогической деятельности инновационных технологий в начальной школе. Главная цель деятельности педагогов: воспитание нравственно- правовой, эмоционально- эстетической, интеллектуально- информационной и коммуникативной культуры, а также культуры здоровья младшего школьника. Учителю необходимо ориентироваться в море самых разнообразных технологий обучения, чтобы построить свою концепцию и технологию урока, нужную детям именно того класса, в котором он работает. Внедрение в педагогику новых технологий оказывает влияние и на учителя, стимулирует его к повышению уровня своей педагогической деятельности, требует от него широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям.=
Целью моего реферата является развитие личностных и профессиональных качеств, способностей и навыков, обусловливающих формирование технологической культуры учителя начальных классов, развитие способности творчески использовать современные технологии обучения в своей профессиональной деятельности.
Глава 1.Современные педагогические технологии
В настоящее время происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Традиционные способы информации- устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь- уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога с учащимися.
Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.
Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума.
Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
В психолого- педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
- от учения к функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
- от чисто ассоциативной, статической модели знания к динамически структурированным системам умственных действий;
- от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
- от внешней мотивации учения к внутренней нравственно- волевой регуляции (Г.К.Селевко).
В Российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
1.1 Источники и составные части педагогической технологий.
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Ее источниками и составными элементами являются:
- социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
- наука- педагогическая, психологическая и др..
- передовой педагогический опыт;
- опыт прошлого, отечественный и зарубежный.
1.2 Понятие и сущность педагогической технологии.
В чем же заключается понятие и сущность педагогической технологии?
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Технология –это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология- совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно- методический инструментарий педагог•ического процесса (Б.Т.Лихачев).
• Педагогическая технология- это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
• Педагогическая технология- это описание процесса достижений планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
• Технология- это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
• Технология обучения- это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
• Педагогическая технология- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
Педагогическая технология- это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, со ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
1) научным: педагогические технологии- часть педагогической науки,, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально- описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально- действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. [ ]
1.3 Классификация педагогических технологий.
Наиболее полной классификацией педагогических технологий, на мой взгляд, является классификация Г.К.Селевко, который выделяет следующие педагогические технологии:
- по уровню применения: общепедагогические; частнопредметные, отраслевые; локальные, модульные, узкометодические;
- по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные;
- по ориентации на личностные структуры: информационные (знания, умения, навыки); операционные (способы учебной деятельности); формирования (сфера действенно- практическая);
- по характеру содержания и структуры: обучающие/ воспитательные; общеобразовательные/ гуманистические/ технократические;
- по организационным формам: классно- урочные/ альтернативные; индивидуальные/ групповые; дифференцированное обучение;
- по подходу к ребенку: авторитарные; личностно ориентированные; технологии сотрудничества;
- по преобладающему (доминирующему) методу: объяснительно- иллюстративные; развивающее обучение; проблемно- поисковые; саморазвивающее обучение; информационные (компьютерные);
- по направлению модернизации существующей системы: на основе гуманизации и демократизации отношений; на основе активизации и интенсификации учебной деятельности; на основе эффективности организации и управления; на основе методического и дидактического реконструирования материала; природосообразные; целостные технологии авторских школ;
- по категории обучающихся: массовая технология; компенсирующие; технологии работы с одаренными и др.[селевко]
1.4 Виды образовательных технологий.
В основе эффективных образовательных технологий можно выделить технологический инвариант: цель- средства- условия- результат. Именно в рамках рассмотрения вышеуказанных технологических единиц как фактической опоры при выборе той или иной технологии необходимо рассмотреть некоторые педагогические технологии, существующие в современной образовательной практике.
1. Информационные технологии. Под информационными технологиями обучения понимаются структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно- программных средств. В этом свете информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами (компьютерами, аудио- и видеосредствами), информационными технологиями и информационной продукцией.
Поскольку в настоящее время человечество находится в состоянии перехода к единому информационному пространству, информатизация образования рассматривается, как необходимое условие развития современного грамотного члена общества. Большую роль в современном уроке играет компьютер, который позволяет учителю, используя мультимедия, достичь более высокого уровня наглядности, расширяет возможности активизации деятельности учащихся, повышает действенность живого слова учителя, которыми в настоящее время многие школы оснащаются. Такой компьютер, оснащенный мультимедиа с успехом может заменить киноаппарат, диапроектор или кодоскоп, проигрыватель или магнитофон. Он позволяет осуществить демонстрацию видеофильмов или их фрагментов, подготовить слайд- шоу. Применяется компьютер и как помощник для создания опорных конспектов, печатных материалов, рисунков, схем- таблиц. Использование компьютеров требует соединения традиционных форм обучения с нетрадиционными, при этом необходимо планировать урок с учетом оптимального распределения времени между общением, возможностями учеников и технологией обучения на разных этапах урока.
2. Среди других современных технологий обучения примечательна также адаптированная система обучения А.С.Границкой, опирающаяся на работу в парах, где наряду с парами переменного состава («динамические пары») применяются и «статические пары»- пары постоянного состава. Основные положения адаптированной системы обучения, сформированные А.С.Границкой, предполагают:
- резкое увеличение доли самостоятельной работы учащихся на учебном занятии;
- нормализацию загруженности учащихся домашней самостоятельной работой за счет увеличения её доли на занятиях;
- совмещение индивидуальной работы каждого учащегося с учителем и самостоятельной работы остальных учащихся на учебном занятии;
- адаптацию к индивидуальным особенностям обучающихся при работе во всех режимах;
- воспитательное воздействие доверия и уважения к личности учащегося.
3. В современных условиях наблюдается переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентированна личность учащихся, более мотивирован. Носит во многом вариативный и коррекционный характер. Возникает потребность в разработке и внедрении соответствующих технологий. Таковыми являются личностно ориентированные технологии, так как они предусматривают приоритет субъект- субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационные проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве.
Технология этого типа предусматривает преобразование суперпозиции учителя и субординированной позиции ученика в личностно- равноправные позиции. Такое преобразование связано с тем, что педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально- нравственному развитию, создает условия для его самодвижения.Мера эффективности личностно ориентированных педагогических технологий зависит от того, в какой степени представлено в их целевом компоненте развитие человека, как учтены его индивидуально- психологические особенности, перспективы, объективное поведение и субъективное отношение к миру, людям, самому себе.
Условия эффективности педагогической технологии:
- создание оптимальных условий (разносторонней среды- благоприятного психологического климата и др.) для возможности учащихся реализовать себя;
- накопление банка данных о формирующемся у учащихся индивидуальном опыте- в виде индивидуальных карт развития учащихся как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения.
Позиция педагога: стимулирование «внутренних сил» саморазвития учащихся; инициирование личностного (субъектного) опыта каждого ученика; развитие индивидуальности; признание самобытности, неповторимости, самоценности каждого учащегося в коллективе.
4. Актуальной остается также применение учителями в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии. Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса. Поэтому одной из важнейших задач отечественного образования является сохранение здоровья школьников. Все образовательные учреждения наравне с решением педагогических задач должны сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья.
5. В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения ( А.А.Вербицкий, Н.В.Борисова и др.), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения
Существуют различные подходы к классификации игр:
- по характеру моделируемой ситуации;
- по характеру игрового процесса;
- по способам передачи и переработки информации.
Применяются игры познавательные, занимательные, театрализованные, игровые, имитационные, компьютерные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач и др. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями дидактической задачи.
Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. В процессе игры, вследствие гибкости игровой технологии, учащийся сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность. Идея вариативности, свободы выбора заданий и организационных форм деятельности- одна из ведущих идей современной педагогики- получает в игровой технологии является то, что ее разработка и применение требует высочайшей творческой активности педагога и учащихся. Педагог привлекает учащихся к творческому участию в разработке технологического инструментария, составлению технологически четких форм обучения и воспитания . Активность педагога проявляется также в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих учеников и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в ход технологических процессов.
6. Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для неё; не является исключением и проблемно- развивающая технология обучения. Основные признаки этой технологии:
- вопросно- ответное взаимодействие преподавателя и учащихся, которое основано на системе вопросов (проблемных, информационных), подсказок, указаний, монологических вставок;
- алгоритмическое и эвристические предписания деятельности преподавателя и учащихся;
- постановка проблемных вопросов, создание учителем проблемных ситуаций.
Специфическими функциями проблемно- развивающей технологии обучения являются: формирование критического мышления учащихся; формирование умений и навыков активного речевого общения учащихся; формирование положительных эмоций; организация деятельности учителя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения.
Ведущее место в системах развивающего обучения занимает исследовательская деятельность учащихся. Учебная исследовательская деятельность- это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. [2.06]
Большинство учителей- практиков часто волнуют вопросы: как правильно создать проблемную ситуацию, как обеспечить выход из нее, какие проблемные ситуации характерны для русского языка, а какие для математики?
На уроках русского языка наиболее часто используется проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал. Так , например, учеников просят написать слова или предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников.
При создании проблемной ситуации со столкновением мнений возможны разные формы организации класса. Наиболее резкая из них состоит в том, что все ребята выполняют практическое задание на листочках, а два ученика работают на левом и правом потаенных крыльях доски. Для проверки задания крылья доски сводятся, и тогда разброс мнений учеников виден совершенно отчетливо. Другой формой является вызов к доске одного ученика, с мнением которого фронтально работающий класс может не согласиться. Более мягкими формами создания проблемной ситуации являются групповая и парная работа: учитель дает практическое задание на новый материал по группам, а затем рабочие записи групп вывешивает на доске.
Однако в какой бы форме не создавалась проблемная ситуация, после выполнения практического задания полученные результаты необходимо озвучить фронтально, чтобы разброс мнений стал очевидным для всех учащихся. В этот момент и возникает проблемная ситуация.
На уроках чтения, как и на уроках русского языка, наиболее часто применяется проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. Однако для ее создания используется не практическое задание, а вопрос на новый материал, который задается классу фронтально. Соответственно, несколько иначе звучит текст побуждающего диалога: «Вопрос был один? А мнений сколько? Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем? »
На уроках математики проблемная ситуация обычно создается фронтально, т.е. каждый ученик выполняет задание на листочке. Более резкой формой является вызов к доске одного ученика, наглядно демонстрирующего классу затруднение в решении. Что касается парной или групповой форм работы, то в данном случае они не применимы, поскольку повышают вероятность выполнения практического задания и, следовательно, уменьшают шансы возникновения проблемной ситуации с затруднением.[б.у.1.09 ]
7. В связи с переходом на многоуровневую систему образования вырос интерес к технологии модульного обучения.
Модульное обучение- это обучение, при котором учащийся учится сам, а учитель лишь осуществляет мотивацию и управление обучением. Особый тип модульного обучения- подготовка по индивидуальным планам учащихся, ориентированных на раскрытие потенциала каждого учащегося, его дарований. Рассмотрим основные особенности технологии модульного обучения, предложенной В.М.Монаховым.
В его понимании педагогическая технология есть модуль совместной деятельности учителя и ученика по планированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением для них комфортных условий. Функция данной технологии состоит в радикальном обновлении инструментальных и методологических средств педагогики и методики при условии сохранения преемственности в развитии педагогической науки и практики. Овеществлением педагогической технологии на начальном этапе является дидактический модуль- проект учебного процесса по отдельной теме курса. Отличительными чертами новой педагогической технологии , отмечает В.М.Монахов, являются системность, структурированность (дидактический модуль выступает «архитектором содержания » образования), воспроизводимость (условие доступности для каждого педагога), планируемая эффективность (главный вопрос- возможность разработки новой технологии обучения).[монах]
Модульно- блочная технология широко используется в высшей школе, в старшем звене общеобразовательной школы при изучении естественно- математических дисциплин. Однако данная технология, которая содержит все возможности для личностно- ориентированного обучения и развития, может быть использована и в начальной школе. На основе изучения опыта учителей старших классов и в ходе работы, проведенной некоторыми учителями начальной школы, установлено, что грамматические темы можно изучать по модульно- блочной технологии, так как :
• знания, предлагаемые крупным блоком, усваиваются в системе;
• конспекты, в которых фиксируются основные знания, формируют умения действовать при наблюдении за частью речи, учат самостоятельно приобретать знания, развивают логическое мышление;
• фиксация материала в конспекте, обязательная работа в группах создают возможность учиться контролировать как свой ответ, так и ответ своего товарища;
• групповая работа, заложенная в технологии, учит школьников вести диалог;
• новая технология позволяет развивать умение работать со справочными материалами, создает условия для прочного усвоения знаний;
• разный уровень вводимого материала способствует организации дифференцированного обучения.[11.07]
8. В педагогической практике существует также авторская педагогическая технология.
Авторская педагогическая технология – совокупность психолого- педагогических установок и методических приемов педагога, отличающихся оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя.
Основаниями для проектирования педагогом инновационных авторских технологий являются:
- успехи и достижения современной науки (дидактики, психологии, методики и др.);
- передовой педагогический опыт;
-собственный профессиональный опыт, интуиция, уровень профессионального развития;
- соответствие проектируемой технологии особенностям образовательного процесса учебного учреждения;
- системная совместимость технологии с имеющимся педагогическим процессом;
- оценка эффективности новой технологии в сравнении с имеющимися результатами;
- данные о воспроизводимости опыта применения данной технологии в других однотипных условиях;
- соответствие форм и методов основным целям обучения на данном этапе;
- соответствие методов содержанию обучения;
- учет психологических возможностей обучающихся;
- учет уровня образовательной и воспитательной подготовленности учащихся;
- учет особенностей классных коллективов;
- учет конкретных внешних условий (социальных, производственных, географических и др.);
- выбор и создание системы диагностики, позволяющей педагогу содержательно интерпретировать результаты;
- разработка системы профилактики затруднений и рациональной коррекционной работы с учащимися;
- создание технологически выверенной динамики развития обучающихся.
[никишина]
Глава 2. Применение в образовательном процессе педагогических технологий.
Изменение целей современного образования повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. Сейчас возникла необходимость применения в практике работы учителя разных стратегий обучения младших школьников. Это означает переход с объяснительно- иллюстрированного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Чтобы это получилось, учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях. Для начальной школы актуальны следующие педагогические технологии: игровые (технологии имитационного моделирования), коммуникативные технологии и исследовательские (проблемно- поисковые), при этом мы исходим из определения педагогической технологии как детально прописанного пути достижения заранее спроектированного результата с опорой на ведущий метод (способ обучения) при достижении цели.[2/03]
Школа, урок – продолжение жизни ребенка во всей ее полноте. Ребенок идет в школу не только за знаниями, которые дает учитель, но и для встреч с друзьями, для игр и развлечений, для обмена впечатлениями. Счастливое детство ощущается как «радость жизни», и это ощущение детей должно быть перенесено в школу, в класс. Как же учителю заинтересовать ученика? Как превратить непростой процесс учения в увлекательное и значимое занятие?
Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня- это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности, которая наиболее востребована в третьем тысячелетии, - учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.
Я работаю в малокомплектной начальной школе. Главной своей задачей считаю создание положительных эмоций у школьников в процессе учебного труда. Темой моего самообразования является «Развитие устных вычислительных навыков у младших школьников». Стараюсь, чтобы мои уроки были яркими, занимательными и запоминающимися, чему способствуют игровые технологии обучения.. Играя на уроках математики, ученики с большим интересом считают, решают, запоминают названия чисел, различают цифры и геометрические фигуры. Устные задания вызывают у учащихся большой интерес и способствуют развитию их математического мышления. Хорошее начало урока математики организует работу учащихся в течение всего занятия. Для этого я прежде всего четко провожу организационный момент и занимательный устный счет. Во время проведения устного счета применяю различные виды игр и игровые элементы, веселые стишки, считалки, текстовые задачи со сказочными сюжетами, математические соревнования и так далее.
Например, работа со считалками – это средство достижения автоматизации вычислительных навыков учащихся, своего рода «математический тренажер» и еще способ контроля знания, навыков, причем позволяет проверить знания за считанные минуты, одновременно опросить все классы и сразу выявить ошибки вычисления. Кроме всего, работа со считалками на уроках математики повышает интерес детей к учению своей необычайностью: здесь есть игровой момент и элемент соревнования, что всегда интересно. Еще один важный момент – через две-три минуты самостоятельной работы ученик видит результат своего труда, может сам подсчитать свои ошибки.
Считалка- индивидуальное, яркое наглядное пособие многоразового использования и это тоже не маловажно для учителя начальных классов.
Как же работать со считалкой?
У каждого ученика на столе своя считалка и полоска бумаги. Ученик представляет полоску к столбику примеров и записывает на полоске только ответ.
У учителя тоже имеется своя «считалка», только с написанными ответами. Это позволяет экономить время проверки результатов вычисления.
Пример некоторых игр.
Заключение.
Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально отведенный для усвоения основ научного, этического, эстетического и других видов опыта человечества. Судьба ребенка во многом зависит от того что он усвоит и как усвоит. Многие годы работы учителем начальных классов заставили меня убедиться в том, что любой ребенок, приходя в школу, хочет хорошо учиться. У каждого человека был, есть и будет свой первый учитель. И перед учителем стоит труднейшая задача – поддержать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях. Желание учиться не пропадет только при условии, когда ученик добивается успехов в учебе, то есть когда учитель создает «ситуацию успеха», которая считается важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успеха бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению.
Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий. Современному учителю не позавидуешь. На сегодня в арсенале педагога насчитывается более ста технологий. Каждый месяц газеты и журналы публикуют все новые и новые предложения. Как же во всем многообразии инновационных технологий разобраться учителю?
Чем больше учитель знает о достижениях своих коллег, тем свободнее и раскрепощеннее действует сам. В этом состоит методологическая функция наличия разных технологий обучения.
Долгие годы в системе образования господствовала модель традиционного обучения. В последние годы создаются новые концепции в образовании, значительно изменились педагогические принципы обучения, требования к урокам.