Воспитательная работа
Программа воспитательной работы, классные часы, мероприятия и проекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty.doc | 257.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Наровчатская средняя общеобразовательная школа.
Согласовано Утверждаю
Зам. по В.Р. Директор МОУ Наровчатская СОШ _____________/ А.Ю. Фризюк/ ___________/ЮзееваИ.А./
Классный руководитель 5 «А» класса
Гостищева И.Ю.
2009 - 2014гг.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы ………………..……………………………………….3 стр.
Нормативно – правовое обеспечение……………………………………….4стр.
Пояснительная записка………………………………………………………5 стр.
I. Целевой блок…………………………………….………………………...7 стр.
II. Концептуальные основы программы…………....………………………9 стр. III. Структура воспитательной системы…………………………………..12 стр.
IV. Содержание программы и механизмы реализации…………………16 стр.
V. Управление системой……………………………………………………23стр.
VI. Этапы реализации программы…………………………………………24 стр.
VII. Мониторинг эффективности программы…………………………………26стр.
Основные идеи, нашедшие отражение в программе…………………….29стр.
План воспитательной работы в 7 классе…………………………………..30 стр.
Результаты диагностики за 2009-2011 годы………………………………64 стр.
Литература ………………………………………………………………….84 стр.
Паспорт
Программы деятельности классного руководителя
«Я и большой мир»
Наименование Программы | Программа деятельности классного руководителя «Я и большой мир» |
Основание для разработки Программы | Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы. Воспитательная программа МОУ Наровчатской СОШ |
Государственный заказчик-координатор Программы | Управление образования Агаповского муниципального района МОУ Наролвчатская СОШ |
Социальный заказ | Родители 5 класса |
Основные разработчики Программы | Классный руководитель 5а класса Гостищева И. Ю. Заместитель директора по ВР Фризюк А.Ю. |
Исполнители Программы | Гостищева Ирина Юрьевна Учащиеся 5 класса Родители учащихся |
Цель Программы | Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире. |
Задачи Программы |
|
Срок реализации Программы | 2009-2014гг. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
|
НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ
И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ « Я и большой мир»
- Конвенция о правах ребенка
- Конституция РФ
- Закон РФ « Об образовании»
- Закон РФ « ОБ основных гарантиях прав ребенка в РФ»
- Закон РФ « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»
- Закон РФ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
- Государственная программа « Патриотическое воспитание граждан РФ на период до 2010 года»
- Типовое положение об образовательном учреждении
- Приказ МОиН России « Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений» от 03.02.2006 №21.
- Письмо Министерства образования РФ от 15.12.2002 №30 -51 -914/16. Методические рекомендации о реализации Государственного стандарта о минимальном объеме социальных услуг по воспитанию детей в учреждениях общего образования.
- Письмо Министерства образования РФ от 21.06.2001 №480/30 – 16 « Методические рекомендации по организации деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях»
- Письмо Министерства образования от 02.04.2002 №13 – 51 -28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса»
- Письмо Министерства образования от 11.02.2000 №101128 -16 « О расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях»
- Письмо Министерства образования от 22.07.2002 №30 -51 -547/16 «Об организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях»
- Письмо МОиН Челябинской области от 14.03.2006 №04 -1140 « Об организации деятельности классных руководителей в образовательных учреждениях»
- Устав МОУ Наровчатская СОШ
- Программа воспитания МОУ Наровчатская СОШ
Пояснительная записка.
«Воспитание – это помощь ребёнку в развитии его потенциальных возможностей»
Э.Фромм.
В 2009 году я стала классным руководителем 5а класса. Класс хороший, ребята сильные, каждый является личностью со своими взглядами. Из 14 человек 4 отличника, 8 хорошистов. Помимо этого 8 ребят являлись участниками танцевального коллектива «Вытворяшки». И все же первый год нашей совместной работы я осторожно и внимательно изучала моих новых воспитанников, попросту присматривались: я к ним, а они ко мне.
По уровню воспитанности класс однородным назвать нельзя. Не во всех семьях придают должное внимание эстетическому и этическому воспитанию. Есть дети, которые позволяют себе некоторые вольности: выражаться не совсем достойно, обижают одноклассников, непозволительно разговаривают со старшими. Таких ребят единицы, но они есть. Помимо этого существуют конфликты между мальчиками и девочками.
Несмотря на проблемы, дети класса добрые, внимательные, отзывчивые. Учащиеся очень активные, легкие на подъем для мероприятий. Большинство из них с удовольствие участвуют во всех классных и школьных мероприятиях. Поэтому передо мной как классным руководителем стояла непростая задача не только сохранить, но и развить и направить в нужное русло их энергию, творчество. Кроме того в школе разработана и создана целостная воспитательная система МОУ Наровчатская СОШ до 2013 года. Основной целью воспитательной программы МОУ Наровчатской СОШ является: создание условий для воспитания Человека Мира, живущего в ладу с собой и окружающими, которого характеризуют, прежде всего патриотизм - осмысленное ощущение себя россиянином в международном обществе, и толерантность – понимание и принятие межкультурных и иных различий между людьми.
При написании данной программы я использовала материалы Программы воспитательной работы МОУ СОШ № 22 г. Костромы «Город звёзд». Все это послужило основанием для создания программы воспитания, которую я назвала «Я и большой мир». Данная воспитательная программа разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.
Актуальность данной воспитательной программы состоит в том, что в средних классах необходимо сформировать у учащихся активную гражданскую позицию. Чем насыщеннее будут их школьные будни, тем легче им будет адаптироваться в жизни. Средний школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда в человеке закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из главных этапов воспитания, в котором воспитываются основные принципы гуманной жизни.
Кроме того, программа «Я и большой мир» звучит особенно актуально именно в данный период, так как это поколение должно проявить себя в новом столетии, каким оно будет, зависит от них, а нам необходимо набраться терпения и дать возможность для раскрытия новых имен. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, …. способны к сотрудничеству, …обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».
Исходя из выше сказанного, я определила для себя основные направления воспитательной деятельности класса именно для этой группы детей. Продумала этапы реализации этой программы, сгруппировав их, в пять блоков, которые положила в основу составления ежегодного плана работы. Конечно, жизнь вносит свои коррективы, программа дорабатывается и корректируется по мере развития коллектива класса.
Реализация программы в целом — шаг к тому, чтобы и учителя, учащиеся, и родители стали полноправными субъектами воспитания.
Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:
- Программа ориентирована на воспитание людей, ценящих себя и других,
- способных самостоятельно, творчески решать поставленные задачи;
- Содержание программы соответствует интересам, потребностям и возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;
- Содержание программы ориентировано на региональные особенности и социальное окружение.
При составлении программы учитывались естественные потребности человека:
1. Потребность в уважении, в признании, в необходимом социальном статусе. В основе - правило: каждый человек уникален и неповторим.
2. Потребность в защищенности и безопасности. Ребенку в любом возрасте необходим психологический комфорт, чувство внутренней свободы, здоровье и гармония окружающего мира.
3. Потребность в творческой деятельности по принципу: воспитывает не деятельность, а опыт. В основе педагогическое кредо: жизненный опыт ребенка должен быть успешен.
4. Потребность в самореализации. В основе – задача индивида: познать себя, познать возможности среды, условий, его окружающих, определить свое признание.
В основу программы были положены следующие педагогические принципы и подходы:
1. Принцип природосообразности. Принимать ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Природа – корни, воспитание – крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка. Не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
2 . Принцип целостности учебно-воспитательного процесса. Целостно все: образ окружающего мира, образ себя, урочная и внеурочная деятельность.
3. Принцип сотрудничества. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
- Принцип гуманистической направленности воспитания ( отношение педагога к воспитаннику как к субъекту собственного развития)
- Принцип культуросообразности ( воспитание основывается на общечеловеческих ценностях; в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры.
- Принцип успешности. Успех не только помогает раскрытию потенциала заложенного генетически, но и открывает новые возможности для развития.
Но главное в программе «Я и большой мир» - системный подход к формированию разносторонней позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Реализация программы рассчитана на пять лет 2009 -2014 учебные годы.
I. Целевой блок.
Цель программы
Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.
Задачи
- Создать благоприятный воспитательный фон, способствующий саморазвитию учащихся.
- Способствовать развитию познавательных интересов каждого ученика.
- Способствовать сплочению классного коллектива.
- Формировать собственную позицию жизни ученика.
- Формировать самостоятельные и устойчивые интересы каждого ученика.
- Формирование потребности в самообразовании.
- Сориентировать в правильном выборе будущей профессии.
- Сохранение и укрепление здоровья учащихся.
- Формировать стремление к здоровому образу жизни.
Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса.
Компоненты воспитательной системы | Составные части (элементы компонентов) |
I. Индивидно-групповой компонент | 1. Классный руководитель. 2. Учащиеся класса. 3. Родители учащихся. 4. Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива. |
II. Ценностно-ориентационный компонент | 1. Цели и задачи воспитания. 2. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества. 3. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса. |
III. Функционально-деятельностный компонент | 1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения. 2. Основные функции воспитательной системы. 3. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества. |
IV. Пространственно- временной компонент | 1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда. 2. Связь и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых. 3. Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения. 4. Этапы становления и развития воспитательной системы. |
V. Диагностико-аналитический компонент | 1. Критерии эффективности воспитательной системы. 2. Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы. 3. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов. |
II. Концептуальные основы программы.
Программа предусматривает организацию взаимодействия классного руководителя и детей с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации возможностей детей.
Ведущим средством воспитания становится технология воспитания общественного творчества в условиях КТД И.П. Иванова. Стержень воспитательной программы "Я и большой мир" - это приобретение жизненных (практических и нравственных) навыков в самодеятельности, совместное с педагогом ежедневное преодоление обыденных трудностей, единение педагога с детьми при обучении их творческому действию, желание совершить которое исходит от самих детей. Воспитание приобретает иной смысл, содержание и формы: вместо навязывания готовых образцов поведения, принудительной организации свободного времени и т.д. воспитанники погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими же самими.
Побуждение к деятельности будет происходить через поощрение и раскрытие «малых талантов», имеющихся у каждого ученика. Ведущим принципом воспитания становится принцип воспитания успехом. Суть данного принципа заключается в том, что педагог, работая с ребёнком, должен стремиться как можно глубже понять его, осмыслить особенности и, главное, выделить его достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности.
Идеология программы "Я и большой мир" опирается на следующие концептуальные положения:
- механизм развития личности – это состязание в творчестве, во всех его видах: от совместного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела;
- успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;
- успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в деятельность,
- успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации,
- активизация личности на самореализации, подкреплённая творческими успехами и достижениями, формирование у ребят наглядного представления о своих возможностях задают позитивные тенденции в развитии личности, формируют готовность их к самостоятельному выбору в пользу личностного роста.
Главным направлением воспитательной деятельности становится развитие творческих и организаторских умений учеников в сотрудничестве с педагогом. Опорными моментами выступают:
- совместное планирование творческого дела,
- ученический контроль и проверка хода подготовки и проведения творческого дела,
- распределение временных обязанностей руководства по принципу перемены социальных ролей.
Программа рассчитана на 5 лет.
Возраст этап | Тема | Основная воспитательная цель | Ключевые понятия | Личностные качества |
5 класс | «Я и моя семья» | Дать возможность ребёнку осознать себя как члена своей семьи, с определёнными традициями и культурой. | Семья, дом, родители, поколения, предки, потомки, родословная | Доброта, честность, бережливость, вос-питанность, вежливость, скромность, уважение |
6 класс | «Я и мой класс, я и моя школа» | Создать условия для осознания учеником себя как члена коллектива, как части общества. | Коллектив, общество, дружба, сотрудничес-тво, конкуренция, достоинство | Заботливость, доверие, сострадание, сочувствие, мило-сердие, миролюбие, требовательность, откровенность |
7 класс | «Я – лич-ность» | Создать условия для осознания себя как личности, формирования потребности в самопознании, саморазвитии, самовоспитании, самообразовани, самореалции | Личность, нравствен-ность, творчество, талант, совесть, характер, самопознание, самореализация | Гуманизм, толерантность, креативность, самокритичность, самодостаточностьуравновешенность сила воли, смелость |
8 класс | «Я – человек» | Развить интерес к себе как к человеку – части природы и в то же время части общества. Формировать позитивное отношение к здоровому образу жизни. | Человек, человечность человечество, здоровье, ЗОЖ | Деликатность, тактичность, ответственность, обязательность, трудолюбие, добросовестность, коллективизм, индивидуальность |
9 класс | «Я – гражда-нин» | Создать условия для осознания себя как гражданина своей страны; осуществлять патриотическое, гражданское развитие личности. | Россия, национальность, столица, патриот, гражданство, гражданин | Активность, интернационализмчувство долга, терпимость, национальная гордость, пат-риотизм, дисцип-линированность |
Работа ведётся по следующим направлениям:
Актуальные сферы жизнедеятельности | Название направления |
| «Быть отличником хочу!» «Вырастим себе друзей»
«Здоровому всё здорово» «Я – Россиянин» «Праздник для души» |
Функции занятий с детьми следующие:
- обучающая функция – сочинение сценариев, обучение овладению учебными действиями;
- просветительская функция – стимулирование интереса к окружающей действительности, чтению, радиопередачам, кинофильмам;
- коммуникативная функция – объединение подростков в коллектив, установление эмоциональных контактов, организация творческого сотрудничества;
- релаксационная функция – снятие напряжения;
- развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств, расширение кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;
- развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы и организация личного досуга.
Инициативы учеников будут поддерживаться через разнообразные формы поощрения: вручение грамот, дипломов, благодарственных писем, занесение фамилии ученика в буклет достижений по итогам года. Поощряться учащиеся должны по итогам года в порядке рейтинговой системы и по каким-либо отдельным значимым мероприятиям. В направлениях выявляются победители и призёры.
III Структура воспитательной системы
1. Модель выпускника основной школы
- Освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана.
- Приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, овладеть средствами коммуникации: умение формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
- уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
- осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм;
- уметь сделать правильный выбор своей будущей профессии; овладеть основами компьютерной грамотности;
- знать свои гражданские права и уметь их реализовывать.
2. Ученическое самоуправление
Принципы.
- Принцип гласности
- Принцип отчетности
- Принцип согласованности в работе
- Принцип обязательного выполнения решений
Положения работы.
- Ученическое самоуправление координирует и контролирует вопросы школьной жизни класса.
- Каждый имеет право быть избранным в орган самоуправления любого уровня.
- Деятельность и все решения озвучиваются и доводятся до исполнения.
- Классное собрание проводится в начале и в конце каждого полугодия (выборное и отчетное)
3. Совместная деятельность с родителями
Направления деятельности | Формы работы |
Повышение психолого-педагогических знаний классного руководителя | 1. Исследование психологического климата семьи каждого ученика класса. 2. Поддержание регулярного общения. |
Вовлечение родителей в воспитательный процесс | 1. Выбор родительского комитета класса и определение его функций в воспитательной работе. 2. Регулярное проведение родительских собраний (1 раз в месяц). 3. Проведение совместных творческих дел (походы, экскурсии, дни здоровья и открытых дверей). 4. Совместные консультации и воспитательные беседы с учащимися класса. |
Просвещение родителей в актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса | 1. Анализ учебной работы учащихся: — анализ контрольных, практических, лабораторных работ, диктантов; — анализ отношения к учебе; — объективная оценка качества образования; — собеседование с неуспевающими учащимися. 2. Подготовка учащихся к выпускным экзаменам: — значение семьи в ответственные моменты жизни; — готовность учащихся к сдаче экзамена; — порядок аттестации основной школы. 3. Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ученика: — информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся основной школы; — рекомендации психолога по профориентации; — анализ профессиональных интересов учащихся. |
Ожидаемые результаты: У родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей. Дети научаться жить дружно, сплочённо. |
4. Мастерская классного руководителя
Направления деятельности | Задачи деятельности | Средства реализации | Роль информационных технологий | Здоровьесберегающая деятельность |
Диагностическая мастерская | 1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся класса 2. Определить уровень сформированности класса и состояние в нем деловых и межличностных отношений 3. Выявить воспитательные возможности родителей 4. Определить место и роль класса в жизни школы и местного социума
| 1. Формы диагностики: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы. 2. Мастерские общения «Давайте познакомимся», «Расскажи мне обо мне». 3. Коллективные творческие дела «Устав класса», «Мир интересов моей семьи». 4. Ролевые игры «Планета друзей», «Мой класс сегодня и завтра». 5. Родительские собрания «Школа+Семья»,«Роль родителей в воспитании класса», «Возрастные особенности подростка», «Значение выбора профессии в жизни человека». | Составление карты интересов и увлечений учащихся. Проведение результатов диагностик. | Беседа с медсестрой и учителем физической культуры. Посещение уроков физической культуры. Обязательное прохождение ежегодного медосмотра. |
Результат: сформировать жизнедеятельность класса, привлекательную для учащихся класса, и выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в воспитании классного коллектива и отдельной его личности. | ||||
Мастерская педагогической поддержки | 1. Сформировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу в классе 2. Создание системы ученического самоуправления 3. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы в жизнедеятельности класса 4. Сформировать традиции класса | 1. Привлечение социального педагога и школьного психолога для проведения тренингов «Роль человека в современном социуме», «Давай научимся общаться». 2. Мероприятия «Праздник Именинников», «Арбузник», «Девичник с мальчишником». 3. Прогулки на природу, экскурсии, походы (пешком, на велосипедах, на лыжах). | Проведение классных мероприятий с использованием современных технологий. | Прогулки на природу весной и осенью на велосипедах, зимой на лыжах. Валеологические беседы, привлечение школьной медсестры и врачей ЦРБ для проведения школьных мероприятий. |
Результат: выявить и развить индивидуальные способности каждого ученика. | ||||
Проектная мастерская | 1. Формирование потребности в самообразован Тренинги общения, коммуникативные игры. 2. Развитие умений и навыков в учебной деятельности 3. Развитие самостоятельности мышления 4. Становление позиции гражданина 5. Освоение компьютерной грамотности. | Работа над проектами «Класс, в котором я учусь», «Моя будущая профессия», «Я гражданин России». | Оформление и презентация проектов. | Работа над проектами «Здоровый образ жизни», «Суд над вредными привычками». |
Результат: определить собственную позицию в жизни каждого ученика. |
IV. Содержание программы и механизмы реализации.
Каждый год реализации программы направлен на реализацию определенной цели, для этого предусмотрен цикл классных часов и родительских собраний.
класс | Классные часы (часы общения) | Родительские собрания |
5 | 1) Мой режим дня. 2) Какой я дома помощник? 3) Увлечения в нашей семье? 4) Наш семейный альбом. 5) Что такое родословная? 6) Кем были мои предки? 7) Генеалогическое древо. 8) Моя родословная. | 1) Психологические и физиологические проблемы адаптации детей к обучению в 5 классе. 2) Культурные традиции семьи. 3) Семья и школа – грани взаимодействия. 4) Как помочь ребёнку составить свою родословную. |
6 | 1) Наш дружный класс. 2) Я сам по себе или Я в коллективе. 3) Личное и общественное. 4) Кто и как управляет нашей школой? 5) Мой вклад в жизнь класса и школы. 6) Дети + родители + учителя = ? 7) Расскажи мне обо мне! 8) Какой я друг? | 1) Психологические особенности детей младшего подросткового возраста. 2) Разрешите ребёнку быть ребёнком. 3) Дети + семья + школа = ? 4) Творческий отчёт о жизни класса. |
7 | 1) Я личность? 2) Что такое темперамент? 3) Экстраверт или интроверт? 4) Художник или мыслитель? (тип мышлен.) 5) Человек и его качества в народной мудрости. 6) Человек в сложных ситуациях конфликтов. 7) Что такое духовность? 8) Что для меня является духовной ценностью? 9) Общечеловеческие духовные ценности. 10) Не позволяй душе лениться! 11) Я личность! | 1)Роль семьи в воспитании личности. 2) О родных и близких людях с любовью. Эффективность общения. 3) Общечеловеческие и семейные духовные ценности. 4) Перелистывая страницы учебного года. Презентация класса. |
8 | 1) Человек – царь природы? 2) Человек как часть природы. 3) Человек как часть общества. 4) Человечество и человечность. 5) Что такое ЗОЖ ? 6) Здоровье как общече-ловеческая ценность. 7) Береги платье снову, а здоровье – смолоду. 8) Женственность и мужественность. 9) Почему «Человек – это звучит гордо!» ? | 1) Особенности полового развития подростков. 2) Проблемы полового воспитания в семье и пути их решения. 3) Как воспитать потреб-ть в ЗОЖ ? 4) Воспитание учащихся средствами искусства. |
9 | 1) Я – гражданин. 2) Челябинская область – моя область. 3) Россия – моя Родина. 4) Столица России – Москва. Столица области – Челябинск. 5) Национальность и гражданство. 6) Нацизм и интернационализм. 7) Кто такой патриот? 8)Мы все разные. Мы все – граждане одной страны. | 1) Воспитание гражданина – долг каждого гражданина. 2) Психология межличностных отношений. 4) Каждый человек – кузнец своего счастья. 4) Национальные традиции в семейном воспитании и толерантность. 5) Как организовать подготовку к аттестации выпускника основной школы?
|
Осуществление программы "Я и большой мир" реализуется по пяти направлениям:
1 направление «Быть отличником хочу!»
Задачи:
- способствовать выработке навыков учебного труда, системно и целенаправленно учить овладению учебными действиями, контролем и саморегуляцией;
- содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений ребёнка;
- развивать у обучающихся потребность к чтению, учить пользоваться книгой и учебником как источником знаний.
Формы внеклассной работы:
- интеллектуальные игры,
- устные журналы,
- конкурсы чтецов,
- предметные недели,
- викторины, турниры,
- предметные олимпиады и др.
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Четвертные и годовые оценки «4» и «5» во всем предметам | количество «4» и «5»: - если больше «4» чем «5», то присваивается 30 баллов за каждую четверть и год; - если больше «5», чем «4» - 40 баллов; - если одна или две «4», остальные оценки «5» - 50 баллов; - одни «5» - 60 баллов. | анализ классного журнала |
Участие в предметных олимпиадах и предметных конкурсах | Результативность участия в олимпиадах и предметных конкурсах: школьный уровень 3 место – 10 баллов; 2 место – 15 баллов; 1 место – 20 баллов. участие – 5 баллов. муниципальный уровень: 3 место – 25 баллов; 2 место – 30 баллов; 1 место – 35 баллов. участие – 10 баллов. региональный уровень: 3 место – 40 баллов; 2 место – 45 баллов; 1 место – 50 баллов. участие – 20 баллов. Всероссийский и международный уровень: 3 место – 55 баллов; 2 место – 60 баллов; 1 место – 65 баллов. участие – 30 баллов. | мониторинг заместителя директора по учебно-воспитательной работе |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел. | наблюдение, опрос |
2 направление «Вырастим себе друзей!»
Задачи:
- развивать позитивный тон взаимодействия;
- способствовать формированию основ культуры общения, поведения и построения межличностных отношений;
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных народов мира;
- развивать коммуникативные навыки.
Формы внеклассной работы:
- интерактивные игры,
- час интересного общения,
- практикум по культуре поведения,
- ролевые игры,
- оформление альбома «Словарь вежливых слов»,
- уроки этикета и др.
Мониторинг эффективности:
Быть культурным человеком – норма жизни, поэтому диагностируется уровень нравственной самооценки, культуры поведения. Вклад ученика в организацию и проведение КТД фиксируется в досуговом направлении «Праздник для души».
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Диагностика нравственной самооценки | Выявляется уровень нравственной самооценки, оценка выставляется по результатам анкетирования и наблюдения классного руководителя | анкетирование, наблюдение |
Диагностика этики поведения | Выявляется положительный или отрицательный результат по результатам анкетирования и наблюдения классного руководителя. | анкетирование, наблюдение |
3 направление «Здоровому всё здорово»
Задачи:
- способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
- расширять знания социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни;
- воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;
- формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.
Формы внеклассной работы:
- праздники здоровья и спорта,
- Дни здоровья,
- спортивные соревнования,
- ведение книги спортивных рекордов,
- спортивные викторины,
- фестивали спортивной песни и др.
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Участие в спортивных соревнованиях | Результативность участия в спортивных соревнованиях: школьный уровень 3 место – 10 баллов; 2 место – 15 баллов; 1 место – 20 баллов. участие – 5 баллов. муниципальный уровень: 3 место – 25 баллов; 2 место – 30 баллов; 1 место – 35 баллов. участие – 10 баллов. региональный уровень: 3 место – 40 баллов; 2 место – 45 баллов; 1 место – 50 баллов. участие – 20 баллов. Всероссийский и международный уровень: 3 место – 55 баллов; 2 место – 60 баллов; 1 место – 65 баллов. участие – 30 баллов. | мониторинг педагога-организатора и учителя физической культуры |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел. | наблюдение, опрос |
4 направление «Я – Россиянин»
Задачи:
- помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила;
- углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье;
- воспитывать гордость за свою Родину, уважение к патриотам своей земли, защитникам земли Русской;
- способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
- воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
Формы внеклассной работы:
- уроки мужества,
- организация встреч с ветеранами,
- торжественные линейки памяти,
- Дни воинской славы,
- тематические вечера, например «В жизни всегда есть место подвигу»,
- сбор материала по истории школы и др.
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Участие в акции «Я помню! Я горжусь!», социальном проекте «Я – гражданин России» и др. | Результативность участия в патриотических мероприятиях: школьный уровень 3 место – 10 баллов; 2 место – 15 баллов; 1 место – 20 баллов. участие – 5 баллов. муниципальный уровень: 3 место – 25 баллов; 2 место – 30 баллов; 1 место – 35 баллов. участие – 10 баллов. региональный уровень: 3 место – 40 баллов; 2 место – 45 баллов; 1 место – 50 баллов. участие – 20 баллов. Всероссийский и международный уровень: 3 место – 55 баллов; 2 место – 60 баллов; 1 место – 65 баллов. участие – 30 баллов. | мониторинг педагога-организатора |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел. | наблюдение, опрос |
Участие в школьных социальных проектах | Результативность участия в школьных социальных проектах «Открытка ветерану», «Подарок ветерану» и др. Присваивается до 20 баллов на усмотрение Совета дел. | наблюдение, опрос |
5 направление «Праздник для души»
Задачи:
- создать условия для проявления учащимися своей творческой индивидуальности;
- вызвать интерес к выполнению трудовых поручений;
- развить способности адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям.
- развитие интереса учеников к внеклассной деятельности;
- привитие навыков активного и полезного отдыха;
- способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости.
Формы внеклассной работы:
- творческие конкурсы: рисунков, плакатов, поделок,
- ярмарки талантов,
- выставки поделок,
- трудовые атаки, десанты, рейды, операции,
- социальные проекты и др.
- игры большой, средней, малой подвижности,
- посещение театров, музеев, выставок,
- театрализованные представления,
- фестивали,
- праздники и др.
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Участие в творческих конкурсах | Результативность участия в творческих конкурсах: школьный уровень 3 место – 10 баллов; 2 место – 15 баллов; 1 место – 20 баллов. участие – 5 баллов. муниципальный уровень: 3 место – 25 баллов; 2 место – 30 баллов; 1 место – 35 баллов. участие – 10 баллов. региональный уровень: 3 место – 40 баллов; 2 место – 45 баллов; 1 место – 50 баллов. участие – 20 баллов. Всероссийский и международный уровень: 3 место – 55 баллов; 2 место – 60 баллов; 1 место – 65 баллов. участие – 30 баллов. | |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел. | наблюдение, опрос |
Выявление организаторских способностей | Оценивается умение организовать дело, личная инициатива: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел (рейтинг популярности). | наблюдение |
Участие в трудовых делах | Эффективность участия ученика в трудовых делах: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Советов дел. | наблюдение, опрос |
V.Управление системой
Воспитательное пространство поселка
Личность классного руководителя
Воспитательные центры школы:
Музей, библиотека, мастерские, кабинет информатики, кружки, спорт. секции
Родительский комитет
КТД
Воспитывающие ситуации
Коллективные и индивидуальные поручения
Общешкольное и классное самоуправление
Классное
сообщество
В центре управления системой находится не просто ребенок, а процесс развития его личности. А это значит, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия, выдвигается на первый план совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразной творческой деятельности всеми участниками воспитательного процесса. Здесь очень важное место занимает личность самого классного руководителя, системность его работы и умелая организация ученического самоуправления.
В основу модели самоуправления положена идея создания коллектива с благоприятной нравственной средой, способствующей развитию познавательных интересов учащихся и проявлению индивидуальности каждого ребенка. Самоуправление играет роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного сообщества и построения воспитательной системы. Основа его организации – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими желаниями и индивидуальными возможностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность, полезную для него, класса и школы. В нашем классе нет ни одного ученика, который не имеет «должности».
Постоянные групповые поручения (в каждый отдел у нас входит по 2-3 человека) помогают ребятам сдружиться, учат сотрудничеству. Объединение в группы происходит в начале учебного года на организационных классных часах. Временные поручения выполняются ребятами независимо от группы.
Высший орган коллектива - классное собрание, которое проводится один раз в четверти и подводит итоги, планирует жизнедеятельность, решает проблемы, проводит выборы.
VI. Этапы реализации программы.
этап | содержание деятельности | сроки | ответственные |
I этап Диагностический | 1) Формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса, 2) диагностика личностных качеств, интересов учащихся, педагогов, родителей, состояния условий и постановка проблемы. | сентябрь 2009 г. | Классный руководитель Гостищева И.Ю. |
II этап Прогностический | 1) Постановка целей и задач, отбор содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия, 2) предварительная работа классного руководителя: определение роли творческих дел в жизни класса, постановка задач, разработка вариантов творческих дел как примеров для выбора учениками построения перспективы возможного творческого дела. | Октябрь 2009 г. | Классный руководитель Гостищева И.Ю. Зам. Директора по ВР Фризюк А.Ю. |
III этап Организационный | 1) Совместное с учениками планирование жизни класса на значительную перспективу (учебный год), 2) реализация концепции программы 3) развитие классного коллектива, рождение коллективных традиций, 4) выступление на совещаниях, педагогических советах, посвящённых системе воспитания. | сент. (ежегодно) 2009-2014гг. | Классный руководитель Гостищева И.Ю. |
IV этап Практический | 1) Создание системы воспитательной работы, 2) преодоление несоответствий, реформирование компонентов данной программы, 3) укрепление и накопление классных традиций, 4) усиление внимания к развитию личности обучающихся, 5) отработка единой воспитатель-ной системы класса, 6) анализ результатов мониторинга воспитательной работы. | 2010 - 2014 г. | Классный руководитель Гостищева И.Ю. |
V этап Обобщающий, демонстрац. |
2) развитие и совершенствование воспитательной системы класса, 3) анализ реализации программы, определение перспектив дальней-ших действий. | 2014 | Классный руководитель Гостищева И.Ю. |
VII Мониторинг эффективности программы.
Достижения и результаты функционирования системы
Следует заметить, что в педагогической науке нет общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса. По мнению Н.Е.Щурковой, главным критерием оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. На мой взгляд, мерилом эффективности функционирования системы обязательно должны быть следующие критерии:
- уровень воспитанности учащихся;
- сформированность классного коллектива, межличностные отношения;
- сформированность норм и правил внутри коллектива, не противоречащих общечеловеческим ценностям;
- стремление к успешности.
Отслеживание эффективности программы.
Показатели | Методики изучения |
Сформированность познавательного потенциала личности учащегося: 1. освоение учащимися образовательной программы 2. развитость мышления 3. познавательная активность учащихся 4.сформированность учебной деятельности. |
|
Сформированность нравственного потенциала личности учащегося: 1. нравственная направленность личности 2. сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. |
|
Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика: 1. коммуникабельность 2. сформированность коммуникативной культуры учащихся 3. знание этикета поведения |
|
Сформированность эстетического потенциала ученика 1. развитость чувства прекрасного 2. сформированность других эстетических чувств |
|
Сформированность физического потенциала ученика 1. состояние здоровья 2. развитость физических качеств личности |
|
Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе 1. комфортность ребенка в школе 2. эмоционально-психологическое положение ученика в классе | 1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью" 2. Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе" 3.Социометрия |
Сформированность классного коллектива 1. состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе 2. развитость самоуправления 3. сформированность совместной деятельности |
|
Основные результаты работы по данной системе:
- Творческая, образованная личность, способная к самореализации.
- Повышение уровня воспитанности учащихся.
- Уменьшение количества возникновения проблемных ситуаций между учащимися класса.
- Увеличение числа учащихся, занятых в творческих конкурсах.
- Cохранение хороших результатов в учёбе.
1. «Быть отличником хочу!»
- развить потребность в самостоятельном добывании новых знаний,
- увеличение числа учащихся, желающих принять участие в интеллектуальных конкурсах.
2. «Вырастим себе друзей»
- овладение учащимися умениями и навыками культуры общения, организационными навыками,
- овладение учениками культуры поведения в конфликтных ситуациях,
- делать морально-нравственной выбор в жизненных ситуациях и отстаивать его.
- овладение учащимися навыками самообслуживания.
3. «Здоровому всё здорово»
- понимать значение физической культуры в жизни;
- иметь практические и теоретические знания, умения и навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья;
- уметь использовать опыт и знания, приобретенные на занятиях в своей личной деятельности.
4. «Я – Россиянин»
- усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.
- сформировать жизненную позицию ребёнка,
5. «Праздник для души»
- повышение социальной активности учащихся на уровне школы, района и др.
- воспитать у учащихся активную жизненную позицию
- использовать знания в экстремальных ситуациях.
Основные идеи, нашедшие отражение в программе:
- в программе воспитательной деятельности представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности;
- программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других;
- содержание программы соответствует интересам , потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребёнка;
- семья - равноправный участник воспитательного процесса в школе;
- воспитание ребёнка в социуме
- Программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, досуговую, творческую, коммуникативную, общественно-организаторскую;
- Программа ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.
Литература.
1.Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2001
2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллектива к взаимодействию: Учебно-метод. Пособие для учителей и классных руководителей. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.
3. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы/ Авт.-сост. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2006. – 240 с.
4. Программа воспитательной работы МОУСОШ № 22 г. Костромы «Город звёзд»
5. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.
Методика «Коллективное творческое дело»
Методику КТД в своей деятельности использую для раскрытия и реализации личностного потенциала каждого учащегося. Традиционную схему организации КТД мы адаптировали к практическим условиям работы в нашем классе.
Адаптированная схема организации КТД
1 этап – выявление лидеров творческих мастерских.
2 этап – создание лидерами инициативных групп.
3 этап – самостоятельная разработка проекта дела.
4 этап – подключение к работе классного руководителя: определение внутренних ресурсов инициативной группы, проверка и корректировка действий групп.
5 этап – определение внешних ресурсов инициативной группы (библиотека,
ЦДО, музыкальная школа, ДК, Совет ветеранов, родители).
6 этап – подготовка инициативными группами дела.
7 этап – проведение КТД.
8 этап – анализ дела, оценка работы творческих мастерских.
Важная роль в раскрытии и развитии творческих способностей учащихся отводится работе творческих мастерских. Это позволяет обеспечить
- равенство всех участников;
- ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
- отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самовоспитанием;
- чередование индивидуальной и коллективной работы;
- ориентация на результаты творческого поиска и сам процесс творчества;
- выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов;
- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.