Статья. Организация и общие принципы мультимедийного занятия в образовательном процессе
В данной статье рассмотрены исторические аналоги современного мультимедийного занятия, представлены основные этапы учебной деятельности в ходе мультимедийного урока, даны рекомендации учителю, создающему авторские мультимедиа продукты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_obshchie_printsipy_multimediynogo_zanyatiya_v_obrazovatelnom_protsesse.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Синицына Любовь Ивановна, учитель математики ГБОУ школы №594 Московского района Санкт-Петербурга
Организация и общие принципы мультимедийного занятия в образовательном процессе
В современном мире учителю предлагается широкий выбор вариантов конструирования уроков, направленных на достижения конкретных образовательных целей, на обеспечение активной познавательной деятельности учащихся. Однако все более популярной и востребованной организационной формой проведения занятия становится мультимедийный урок, компьютерные презентации, созданные учителями и учениками, обучающие фильмы, представленные на экране учебные задания, применение индивидуальных планшетов и т.д.
Технические средства обучения прошли большой исторический путь. Например, еще в конце 19 века появилось учебное кино, в 1930 годы в СССР активно внедрялся в образовательные учреждения так называемый «кинометод»¸ создавались специальные учебные фильмы. В дальнейшем тенденция развития технических средств обучения сохранялась и развивалась. Большой популярностью пользовались научно-популярные фильмы, киножурналы, обучающие мультфильмы, документальное кино учебные диафильмы. В 60-70 годы большое внимание уделялось учебному телевидению. Передачи для средней школы охватывали большинство дисциплин и транслировались как в утреннее, так и в вечернее время и пользовались большой популярностью. До недавнего времени, экзаменационные материалы для выпускного экзамена по математике в 11 классе школы принимали по телевидению в прямой трансляции. Однако, кино и телевидения, не смотря на свой огромный потенциал, не могли решить все вопросы, поставленные образовательным процессом. Оставалась проблема места учителя и его активного участия в использовании данных ТСО.
Преимущества мультимедийных технологий перед предыдущим поколением ТСО очевидны: персональный компьютер, в сочетании с другими мультимедийными устройствами является универсальным техническим средством обучения, которое можно использовать на всех этапах образовательного процесса.
Таким образом, именно мультимедийные технологии превращают учителя из транслятора учебной информации в создателя авторской мультимедийной разработки, прежде всего мультимедийного урока.
В ходе мультимедийного урока учитель проходит все основные этапы учебной деятельности, позволяющие говорить об успешности усвоения нового материала: Мотивация, целеполагание, изучение тематической наглядности, приобретение нового знания, первичных умений, контроль, повторение и обобщение ( см табл.1)
Таблица 1. Медиасредства как источник педагогических технологий.
Этап учебной деятельности | Функции медиасредства | Примеры медиасредств | Образовательные технологии |
Мотивация | Активация интереса к теме урока | Аудио- и видеофрагменты | Проектные |
Целеполагание | Проектирование результата учебной деятельности | Мультимедийный конспект урока | Проблемного обучения |
Изучение тематической наглядности | Интенсификация познавательных процессов ученика | Коллекция графических объектов | Традиционные |
Приобретение нового знания | Организация самостоятельного познания | Мультимедийные образовательные ресурсы | Групповой работы |
Приобретение первичных умений | Усвоение полученных знаний в практической деятельности | Мультимедийные образовательные ресурсы | Программированного обучения |
Контроль | Определение уровня поставленной цели | Мультимедийные образовательные ресурсы | Индивидуального обучения |
Повторение и обобщение | Индивидуализация и расширение познавательной деятельности | Подготовка собственного мультимедийного продукта | Проектная |
Включение педагога в новые виды деятельности происходит поэтапно, в процессе их освоения. Эта деятельность основана на активном взаимодействии педагога с мультимедийной образовательной средой. Требования ФГОС определяют для педагогов новые задачи освоения мультимедийной образовательной среды:
- Осознание потребности в информации
- Определение, каким образом можно восполнить пробелы в информации.
- Способность конструировать стратегии обнаружения информации
- Поиск и получение доступа к информации
- Сравнение и оценка информации, полученной из разных источников.
- Организация, применение и передача информации различными способами.
- Синтез и отбор существующей информации, создание на ее основе новых знаний.
Так что же это такое: «Мультимедийный урок»? В современной научной литературе под этим понятием предполагают «использование любых информационных технологий, обеспечивающих интерактивность, визуализацию образовательного процесса, компьютерную обработку всех источников информации: звука, изображения, текста, видео». В чем заключаются преимущества мультимедийного урока?
- Повышается интерес учащихся к уроку
- Усиливается обучающий эффект урока
- Увеличивается плотность урока
- Возрастает объем предоставляемой информации
- Возникают новые возможности для управления учебным процессом
- Появляются новые возможности по обеспечению обратной связи
- Активизируется творческая, поисковая деятельность учеников
- Меняется эстетика урока
- Появляется возможность тиражирования урока
- Возникает возможность повторного индивидуального просмотра материалов урока
- Улучшается мотивация и эффективность обучения, которое становится более комфортным и интересным.
Приведем несколько рекомендаций для учителей самостоятельно создающих видеоряд для урока.
- Не стоит забывать о качестве проектора. Он должен обеспечивать хорошую видимость для каждого ученика класса.
- Не следует увлекаться большим количеством слайдов, излишняя наглядность мешает запоминанию.
- Если изучаемый объект является главным на данном уроке , то он должен быть расположен в центре или чуть выше центра на слайде .
- Любой символ, любая сопутствующая наглядность должна гармонично сочетаться с главным объектом изучения. Яркие, раздражающие и отвлекающие внимание объекты могут снизить обучающий эффект.
- Текст на слайде должен быть читабельным, шрифт удобным для прочтения. Не следует увлекаться эффектами анимации, которые только отвлекут ученика. Регулируйте скорость смены тестов.
- Тест на учебном слайде должен быть лаконичным. Желательно, чтобы учитель не дублировал текст с экрана, а дополнял его. Однако, дублирование текста необходимо при проведении мультимедийных дидактических игр.
- При выборе цветового дизайна на слайде следует придерживаться лаконичности цветовой гаммы, избегать полутонов и бледных красок. При работе с цветом следует учитывать возрастные особенности учащихся.
- Необходимо помнить, что шумовой эффект должен быть дидактически оправдан, так как является важным средством выразительности учебного эпизода.
- При использовании видеоинформации не следует забывать о сохранении темпа урока, видеофрагменты должны не превышать более 1,5-2 минут.
- Учитель должен позаботиться при подготовке слайда об обратной связи: видеоинформация может сопровождаться вопросами, загадками, кроссвордами, проверяющими внимание учеников на уроке.
Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: « Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребенок усвоит их на лету…». Напомним, что до 90 информации человек получает с помощью органов зрения, а значит, применение мультимедиа урока становится важным и актуальным аспектом современной педагогической практики.
Рекомендуемая литература
- Андерсен Бент Б., Бринк К. ван ден. Мультимедиа в образовании. М.2007
- Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока. Методика. Технологические приемы. Фрагменты уроков. Волгоград: Изд. «Учитель» 2009.
- Аствацатуров Г.О. Технология конструирования мультимедийного урока. Волгоград: Издю «Учитель»2004
- Аствацатуров Г.О., Кочегарова Л.В. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде. М.: национальный книжный центр ,ИФ «Сентябрь» 2015.
- Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.,2003.