Разработки занятий по курсу Г.К. Селевко "Самосовершенствование личности"

Вот уже третий год веду занятий по курсу Германа Константиновича Селевко "Самосовершенствование личности". Большую частьв ремени трачу на создание презентации к уроку, подборку видео сопровождения. В 2012 году обобщина опыт работы на уровне района, провела ряд мастер-классов для учителей. Много заинтересовало моих коллег. Свои нароботки решила публиковать на своей странице мини-сайта для оперативного обена информацией. Буду рада коментариям, мнениям своих коллег.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие 2.

ЧТО ТАКОЕ УЧЕНИЕ.

                                                                                                 Большая часть того, что есть мы, –  

                                                                           результат научения.

В. Каппони

        

        Человечество развивается благодаря тому, что новые поколения, приходя на смену старым, принимают, осваивают всё, что было достигнуто предыдущими поколениями, и на этой базе создают новые ценности, обогащают культурное наследие. Перед каждым из вас стоят две задачи: 1) обогатить себя знанием богатств, которые выработало человечество, и   2) своим трудом, творчеством внести вклад в развитие общества.

        Самая главная проблема обучения в том, как в возможно более краткие сроки передать молодому поколению возможно большее содержание человеческого знания.

        Обучение — процесс ускоренной передачи знаний и опыта от старших поколений младшим (от учителя к ученику).

        

        КАК ПРОИСХОДИТ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ

        ̶  Учитель рассказывает и объясняет вам содержание науки, показывает и иллюстрирует факты и законы, дает упражнения на их применение и т.п. Эта целенаправленная деятельность учителя называется преподаванием.

        Что вы делаете в это время?

        ̶  Вы слушаете, смотрите, запоминаете, усваиваете, воспроизводите и применяете полученные знания. Ваша деятельность называется учением.

        А как вы думаете, нужны ли учителю специальные знания и умения, чтобы преподавать?

        ̶  Да, конечно, надо знать предмет, уметь объяснять, организовывать детей, контролировать и направлять их работу на уроке и дома. Он должен уметь преподавать, передавать свои знания детям.

        А чтобы учиться, нужны ли особые знания и умения?

        ̶  Если вы думаете, что нет, вы ошибаетесь: как для любой другой деятельности нужны специальные знания и умения, так и для учения нужны знания и умения учиться. Вы должны знать, как учиться лучше при меньшей затрате сил.

        Учитель учит, обучает вас: он рассказывает и объясняет вам содержание наук, дает задачи и упражнения. А вы учитесь.

        Слово учиться состоит из двух: учить себя.

        ДЛЯ ЧЕГО УЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ

        В притче говорится: «Если дать человеку одну рыбу — он будет сыт один день, двух рыб — хватит на два дня. Но если научить его ловить рыбу, он будет жить долго». Учитель учит вас ловить «рыбу» — уметь самим добывать знания, давая советы, отсылая вас к учебникам, дополнительной литературе. От того, как вы сумеете усваивать содержание обучения, зависят ваши успехи.

        Задумайтесь, умеете ли вы учиться? Знаете ли вы, что надо делать для лучшего запоминания материала? Можете ли вы сравнивать изучаемые явления? Умеете ли вы слушать, составлять план, делать выводы?

        Курс «Научи себя учиться» поможет вам правильно организовать свою работу, научит умениям планирования, самоорганизации и самоконтроля учебно-познавательной деятельности. Благодаря ему вы сможете разобраться в важнейших вопросах школьной жизни: чему учиться, как учиться, для чего учиться.

        В сегодняшним мире умения учиться необходимы не только на школьной скамье. Они составляют основу непрерывного (от детства до старости) образования и самообразования, освоения профессии и повышения квалификации. Если вы хотите не просто плыть по течению жизни, а развивать в себе общий интерес к ней, вы должны постоянно заниматься своим образованием (самообразованием).

                Упражнение «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ОБ УЧЕНИИ»

        Обсудите пословицы:

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Идти в науку – терпеть муку, но без муки нет науки.

Учился читать и писать, а выучился петь да плясать.

Корень ученья горек, да плод его сладок.

Учи других – и сам поймешь.

Мудрено тому учить, чего сами не знаем (не умеем).

От умного научишься, от глупого разучишься.

Наука учит только умного.

Ученье – красота, а неученье – простота.

Красна птица перьем, а человек уменьем.

За ученого двух неученных дают, да и то не берут.

Чему учился, тому и пригодился.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

ПРИМЕР ВЕЛИКИХ.

        Человечество знает большое число примеров, когда люди, занимаясь самообразованием, делали большие научные открытия в различных областях знаний, изменили свою жизнь.

        В старших классах вы будете изучать теорию относительности Альберта Эйнштейна, которая принесла ему мировую славу. Но интересна история этого человека, которого знает весь мир.

        Сам  Эйнштейн вспоминал: «Моим слабым местом была плохая память, особенно на слова и тексты». И действительно, преподаватель греческого языка как-то сказал ему: «Из вас никогда ничего путного не выйдет». Но далее  Эйнштейн продолжает: «Только по физике и математике я шел благодаря самостоятельным занятиям далеко впереди школьной программы».

        Ребенком  Эйнштейн читал популярные научные издания, по его собственным словам, «затаив дыхание».

        Жизнь Альберта  Эйнштейна – один из ярких примеров, когда самостоятельные занятия, дальнейшее образование помогли человеку не только развиваться, но и подарить миру свои открытия.

        И таких примеров, когда самообразование, упорный труд над собой изменили жизнь людей, можно найти в истории много. Это: М.В. Ломоносов, И.И. Ползунов, И.П. Кулибин, Т.Г. Шевченко, Т.Г. Мальцев и многие другие.

        СЛОВАРИК

Учение – деятельность личности по усвоению знаний, умений, навыков, приобретению опыта.

Обучение — процесс ускоренной передачи знаний и опыта от старших поколений младшим.

Образование – результат обучения, весь объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

ПРОЧИТАЙ: Л. Лагин «Старик Хоттабыч»; Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»

ПОСЛУШАЙ: В. Шаинский «Чему учат в школе?»

ПОСМОТРИ: Художественный фильм «4 : 0» в пользу Танечки»

Учиться = учить себя