Портфолио

Чепкасова Лариса Сергеевна

Самоанализ педагогической деятельности

Цель моей работы: формирование коммуникативных умений обучающихся начальной школы средствами театральной деятельности.

Задачи:

·       Внедрение современных эффективных технологий в учебный процесс.

·       Индивидуализация процесса обучения.

·       Организация образовательного пространства в рамках урока и во внеурочной деятельности для активной самореализации способностей детей.

·       Педагогическое сопровождение талантливых, творческих детей.

·       Осуществление преемственности дошкольного и школьного облучения.

·       Непрерывное самообразование.

Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий — личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт.

Преподаю по  программе УМК «Перспективная Начальная Школа», предпосылками для создания которой, стали: основные положения Л.В. Выготского, научные идеи развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В, Давыдова, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года».

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности.

Мне оказались близки идеи авторов программы. Будучи студенткой,на практике,  мне выпала счастливая возможность познакомиться с этими программами  в школах №49, №56, №4 города Томска. Очень важной задачей для меня стало развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса  к учению, формировать желания и умения учиться; воспитывать нравственные  и эстетические чувства, эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающим.

  Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике. Работая по программам авторов УМК ПНШ,  мне удаётся достигать высокий уровень результатов учебных достижений у обучающихся. В своей работе использую следующие элементы технологий:

·       Деятельностный  подход в  обучении

·       Личностно - ориентированные технологии

·       Интерактивные технологии

·       Проектные технологии

·       Гуманистические технологии

·       Здоровьесберегающие технологи

·       Педагогические технологии современного урока 

 

К позитивно направленной социальной деятельности отношу следующие основные направления своей работы:

·       адаптация к школьной жизни,

·       умение сотрудничать в коллективе,

·       формирование у учащихся навыков здорового образа жизни,

·       формирование эстетического сознания,

·       формирование бережного отношения к природе

·       формирование социальной гражданской компетентности учеников,

·       сотрудничество с родительским комитетом

 

В работе направленной на социализацию ребенка очень важен индивидуальный и дифференцированный подход. Педагогическое сопровождение индивидуально и может быть разного уровня. Одного нужно только замотивировать, другому подсказать идею работы, а третьего сопровождать в каждом шаге его школьной жизни.

 

Модель внеурочной и урочной системы образовательного пространства

 

 

Для того чтобы сформировать навыки, которые способны помочь раскрыться каждому ребёнку и быть успешным, организую для этого различные пространства взаимодействия. Осуществляю системный подход  с первых дней социальной адаптации  каждого школьника. Являясь руководителем театральной студии «Маски», реализую социальный проект на тему «Школьный театр – ступенька к успеху»   как средство развития творческих способностей и формирование коммуникативных компетенций у школьников». Именно формирование коммуникативных компетенций поможет детям накоплению социального опыта.

 

 

Наша  деятельность направлена на раскрытие в ребенке различных способностей:

·       Творческих (актерство, рисование, сочинительство),

·       Интеллектуальных (в различных предметных областях),

·       Исследовательских (проектная и исследовательская деятельность),

·       Организационных ( помощь в организации мероприятий).

Высокая активность детей в мероприятиях школьного уровня, а также качество работ и выступлений позволяет представлять опыт учащихся на более высоких уровнях внеурочной деятельности и добиваться хороших результатов.

 Осуществляю сотрудничество с социальными партнёрами.

- Администрация МАОУ СОШ №67 города Томска;

- Дом детского творчества «У Белого озера»; (участие в программе «Формула творчества»)

- МДОУ №104;

- Родители учащихся;

- Театр «Скоморох» (М.В. Дюсметова)

- ДДТиМ (участие в программе «Детская филармония)

 

 

Социальные эффекты:

-Грамота «Самый творческий класс», ДТДиМ, городская программа «Детская филармония», 2014г.

-Специальный приз ДО администрации города Томска, Федерального  агентства  по образованию ТГУ НОЦ «Института инноваций в образовании» конкурса профессиональных постановок третьего открытого фестиваля разговорного жанра «Жаворонок»;2012

-Диплом 3 степени ДО администрации Города Томска, администрации Советского района Города Томска за участие в Открытом фестивале-конкурсе творчества детей и молодёжи «Рождественская сказка» 2012

-Диплом лауреата II степени V Научно-практической областной конференции «Формула творчества». Директор департамента образования администрации Города Томска. Директор ОГБОУ ДОД ОЦДОД, Исполнительный директор АРИО к.п.н., доцент, зам директора НОЦ» Институт инноваций в образовании» ТГУ. 2013г.

-Диплом лауреата Фестиваля искусств «Встреча» в номинации «Первые шаги на сцену» «Блок художественное чтение и драматические постановки » 2013г.

-Благодарственное письмо от руководства МОУ СКОШ №45 VIII вида     Города Томска за проведение Новогодней программы для младших школьников в рамках Декады добра и милосердия. 27.122010г.

-Похвальный лист от МДОУ № 134 города Томска за творческое сотрудничество.2011г.

-Благодарственное письмо от МДОУ № 134, за творческое сотрудничество. 2011г.

-Благодарственное письмо Центра национальной славы г. Красноярск за педагогику, рождающую таланты. 2011г.

-Благодарственное письмо ТОИПКРО, за активную позицию, профессионализм, творческий подход. 2011г.

-Благодарственное письмо Центра национальной славы г. Красноярск за педагогику, рождающую таланты, успешное участие во всероссийском конкурсе детских сочинений «История моей семьи в истории России» и всероссийском издательстве проекте «История России в семейных преданиях» 2012г.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для учителя и родителей

Развитие памяти и внимания.

Прежде всего, необходимо учить смысловому запоминанию учебного материала. Использовать  рациональные способы запоминания - связать мышление с памятью и осуществлять интеллектуальную работу по осмыслению текстов.

 Этому способствует:

  • активная деятельность;
  • деление текста на смысловые части;
  • придумывание заголовков, составление планов;
  • прослеживание основных смысловых линий;
  • выделение смысловых опорных пунктов слов, моделирование;
  • возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания;
  • мысленное припоминание прочитанной части и воспроизведение в слух.

В результате учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний.

Среди психических процессов внимание занимает особое место. Оно всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности.

Давайте рассмотрим индивидуальные особенности  внимания учащихся  младших классов, которые необходимо учитывать в учебной деятельности.

Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.

Легко переключаемое внимание в процессе работы, но также и легко отвлекаемое на посторонние моменты…

Хорошо организованное внимание сочетается с малым объемом

Легко отвлекаемое внимание.

Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредотачивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.

Как развивать произвольное внимание у ребенка?

Для развития произвольного внимания надо устранить лишние раздражители (радио, телефон). Учить преодолевать трудности, связанные с использованием памяти. Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребенок, развивать интерес к ней. Через каждые полчаса нужно делать перерывы и переключаться на другие виды деятельности.

Сознательно заботясь о развитии внимания у ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность; сбор камушков, грибов, ракушек, мозаики или конструктора- все это развивает внимание.

Могут пригодиться следующие упражнения:

  • Развитие концентрации внимания. Находить, вычеркивать определенные буквы в печатном тексте.
  • Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании чисел и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. Число предметов увеличивать.
  • Тренировка распределения внимания. Выполнение двух разноплановых заданий (чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу).
  • Развитие навыка переключения внимания. Работы с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.
  • Занятия с ребенком должны носить систематический характер. Лучше проводить их в форме игры, соревнований и, конечно, при заинтересованности взрослых, их внимании к ребенку, его успехам, достижениям.

Самооценка – это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других детей.

 - Создать здоровую атмосферу в семье, стремление понять и поддержать ребенка, сопереживать.

- Похвала, одобрение, поощрение – стимулирует деятельность ребенка, формирует нравственные привычки поведения.

- Хвалить тоже надо правильно, Владимир Леви, автор книги «Нестандартный ребенок», считает что  не надо хвалить в следующих случаях:

         - за то , что достигнуто не своим трудом, физич-м, умст-м или душев-м.

         - не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая добрый нрав.

          - Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.

          - Нельзя хвалить из жалости

          - Важно помнить, что все дети талантливы по-своему, отыщите талант в своем ребенке, развивайте его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию.

          - Используйте фразы: Ты это сможешь! Ты это почти умеешь! Ты обязательно справишься! Я в тебя верю! У тебя все получится!

          - Никогда не использовать фразы: «Ничего из тебя никогда не выйдет» « Ты не справим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т. д.)». Это прямое внушение , и оно действует. Ребенок может поверить в вашу установку.

          - Иногда показывайте свою беспомощность, попросите у ребенка помощи, совета, защиты.

          - Наказание должно быть полезным. Если  есть сомнение наказывать или не наказывать – не наказывайте. Наказание недолжно вредить здоровью ни физическому, ни психологическому.

 - Наказывайте без унижения. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих детей, уважать чувства и желание других.

- Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неуспехам.

- Не сравнивайте ребенка с другими  детьми. Сравнивайте его с самим собой ( тем каким он был вчера и будет завтра)

- Анализируйте вместе с ребенком его неудачу. И не забывайте показывать ребенку свое тепло и ЛЮБОВЬ.

Обработка результатов и интерпретация

При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними».

Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник  (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку.

Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях».

Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.

Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей и общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.