Портфолио
Самоанализ педагогической деятельности
Цель моей работы: формирование коммуникативных умений обучающихся начальной школы средствами театральной деятельности.
Задачи:
· Внедрение современных эффективных технологий в учебный процесс.
· Индивидуализация процесса обучения.
· Организация образовательного пространства в рамках урока и во внеурочной деятельности для активной самореализации способностей детей.
· Педагогическое сопровождение талантливых, творческих детей.
· Осуществление преемственности дошкольного и школьного облучения.
· Непрерывное самообразование.
Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий — личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт.
Преподаю по программе УМК «Перспективная Начальная Школа», предпосылками для создания которой, стали: основные положения Л.В. Выготского, научные идеи развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В, Давыдова, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года».
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности.
Мне оказались близки идеи авторов программы. Будучи студенткой,на практике, мне выпала счастливая возможность познакомиться с этими программами в школах №49, №56, №4 города Томска. Очень важной задачей для меня стало развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формировать желания и умения учиться; воспитывать нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающим.
Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике. Работая по программам авторов УМК ПНШ, мне удаётся достигать высокий уровень результатов учебных достижений у обучающихся. В своей работе использую следующие элементы технологий:
· Деятельностный подход в обучении
· Личностно - ориентированные технологии
· Интерактивные технологии
· Проектные технологии
· Гуманистические технологии
· Здоровьесберегающие технологи
· Педагогические технологии современного урока
К позитивно направленной социальной деятельности отношу следующие основные направления своей работы:
· адаптация к школьной жизни,
· умение сотрудничать в коллективе,
· формирование у учащихся навыков здорового образа жизни,
· формирование эстетического сознания,
· формирование бережного отношения к природе
· формирование социальной гражданской компетентности учеников,
· сотрудничество с родительским комитетом
В работе направленной на социализацию ребенка очень важен индивидуальный и дифференцированный подход. Педагогическое сопровождение индивидуально и может быть разного уровня. Одного нужно только замотивировать, другому подсказать идею работы, а третьего сопровождать в каждом шаге его школьной жизни.
Модель внеурочной и урочной системы образовательного пространства
Для того чтобы сформировать навыки, которые способны помочь раскрыться каждому ребёнку и быть успешным, организую для этого различные пространства взаимодействия. Осуществляю системный подход с первых дней социальной адаптации каждого школьника. Являясь руководителем театральной студии «Маски», реализую социальный проект на тему «Школьный театр – ступенька к успеху» как средство развития творческих способностей и формирование коммуникативных компетенций у школьников». Именно формирование коммуникативных компетенций поможет детям накоплению социального опыта.
Наша деятельность направлена на раскрытие в ребенке различных способностей:
· Творческих (актерство, рисование, сочинительство),
· Интеллектуальных (в различных предметных областях),
· Исследовательских (проектная и исследовательская деятельность),
· Организационных ( помощь в организации мероприятий).
Высокая активность детей в мероприятиях школьного уровня, а также качество работ и выступлений позволяет представлять опыт учащихся на более высоких уровнях внеурочной деятельности и добиваться хороших результатов.
Осуществляю сотрудничество с социальными партнёрами.
- Администрация МАОУ СОШ №67 города Томска;
- Дом детского творчества «У Белого озера»; (участие в программе «Формула творчества»)
- МДОУ №104;
- Родители учащихся;
- Театр «Скоморох» (М.В. Дюсметова)
- ДДТиМ (участие в программе «Детская филармония)
Социальные эффекты:
-Грамота «Самый творческий класс», ДТДиМ, городская программа «Детская филармония», 2014г.
-Специальный приз ДО администрации города Томска, Федерального агентства по образованию ТГУ НОЦ «Института инноваций в образовании» конкурса профессиональных постановок третьего открытого фестиваля разговорного жанра «Жаворонок»;2012
-Диплом 3 степени ДО администрации Города Томска, администрации Советского района Города Томска за участие в Открытом фестивале-конкурсе творчества детей и молодёжи «Рождественская сказка» 2012
-Диплом лауреата II степени V Научно-практической областной конференции «Формула творчества». Директор департамента образования администрации Города Томска. Директор ОГБОУ ДОД ОЦДОД, Исполнительный директор АРИО к.п.н., доцент, зам директора НОЦ» Институт инноваций в образовании» ТГУ. 2013г.
-Диплом лауреата Фестиваля искусств «Встреча» в номинации «Первые шаги на сцену» «Блок художественное чтение и драматические постановки » 2013г.
-Благодарственное письмо от руководства МОУ СКОШ №45 VIII вида Города Томска за проведение Новогодней программы для младших школьников в рамках Декады добра и милосердия. 27.122010г.
-Похвальный лист от МДОУ № 134 города Томска за творческое сотрудничество.2011г.
-Благодарственное письмо от МДОУ № 134, за творческое сотрудничество. 2011г.
-Благодарственное письмо Центра национальной славы г. Красноярск за педагогику, рождающую таланты. 2011г.
-Благодарственное письмо ТОИПКРО, за активную позицию, профессионализм, творческий подход. 2011г.
-Благодарственное письмо Центра национальной славы г. Красноярск за педагогику, рождающую таланты, успешное участие во всероссийском конкурсе детских сочинений «История моей семьи в истории России» и всероссийском издательстве проекте «История России в семейных преданиях» 2012г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации для учителя и родителей. Развитие памяти и внимания. | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для учителя и родителей
Развитие памяти и внимания.
Прежде всего, необходимо учить смысловому запоминанию учебного материала. Использовать рациональные способы запоминания - связать мышление с памятью и осуществлять интеллектуальную работу по осмыслению текстов.
Этому способствует:
- активная деятельность;
- деление текста на смысловые части;
- придумывание заголовков, составление планов;
- прослеживание основных смысловых линий;
- выделение смысловых опорных пунктов слов, моделирование;
- возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания;
- мысленное припоминание прочитанной части и воспроизведение в слух.
В результате учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний.
Среди психических процессов внимание занимает особое место. Оно всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности.
Давайте рассмотрим индивидуальные особенности внимания учащихся младших классов, которые необходимо учитывать в учебной деятельности.
Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.
Легко переключаемое внимание в процессе работы, но также и легко отвлекаемое на посторонние моменты…
Хорошо организованное внимание сочетается с малым объемом
Легко отвлекаемое внимание.
Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредотачивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.
Как развивать произвольное внимание у ребенка?
Для развития произвольного внимания надо устранить лишние раздражители (радио, телефон). Учить преодолевать трудности, связанные с использованием памяти. Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребенок, развивать интерес к ней. Через каждые полчаса нужно делать перерывы и переключаться на другие виды деятельности.
Сознательно заботясь о развитии внимания у ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность; сбор камушков, грибов, ракушек, мозаики или конструктора- все это развивает внимание.
Могут пригодиться следующие упражнения:
- Развитие концентрации внимания. Находить, вычеркивать определенные буквы в печатном тексте.
- Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании чисел и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. Число предметов увеличивать.
- Тренировка распределения внимания. Выполнение двух разноплановых заданий (чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу).
- Развитие навыка переключения внимания. Работы с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.
- Занятия с ребенком должны носить систематический характер. Лучше проводить их в форме игры, соревнований и, конечно, при заинтересованности взрослых, их внимании к ребенку, его успехам, достижениям.
Самооценка – это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других детей.
- Создать здоровую атмосферу в семье, стремление понять и поддержать ребенка, сопереживать.
- Похвала, одобрение, поощрение – стимулирует деятельность ребенка, формирует нравственные привычки поведения.
- Хвалить тоже надо правильно, Владимир Леви, автор книги «Нестандартный ребенок», считает что не надо хвалить в следующих случаях:
- за то , что достигнуто не своим трудом, физич-м, умст-м или душев-м.
- не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая добрый нрав.
- Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
- Нельзя хвалить из жалости
- Важно помнить, что все дети талантливы по-своему, отыщите талант в своем ребенке, развивайте его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию.
- Используйте фразы: Ты это сможешь! Ты это почти умеешь! Ты обязательно справишься! Я в тебя верю! У тебя все получится!
- Никогда не использовать фразы: «Ничего из тебя никогда не выйдет» « Ты не справим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т. д.)». Это прямое внушение , и оно действует. Ребенок может поверить в вашу установку.
- Иногда показывайте свою беспомощность, попросите у ребенка помощи, совета, защиты.
- Наказание должно быть полезным. Если есть сомнение наказывать или не наказывать – не наказывайте. Наказание недолжно вредить здоровью ни физическому, ни психологическому.
- Наказывайте без унижения. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих детей, уважать чувства и желание других.
- Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неуспехам.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой ( тем каким он был вчера и будет завтра)
- Анализируйте вместе с ребенком его неудачу. И не забывайте показывать ребенку свое тепло и ЛЮБОВЬ.
Обработка результатов и интерпретация
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними».
Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».
Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку.
Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях».
Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.
«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.
Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей и общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.
Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.