Кружковая деятельность "Веселая азбука"
https://chudo-udo.info/ot-2-do-4-let/uchimsya-chitat
https://chudo-udo.info/ot-2-do-4-let/uchimsya-chitat/6262-razvivayushchaya-igra-prevrashchenie-slov
https://chudo-udo.info/ot-2-do-4-let/uchimsya-chitat/2407-igra-dlya-malyshej-veselyj-alfavit
https://chudo-udo.info/ot-2-do-4-let/uchimsya-chitat/221-flesh-igra-najdi-spryatannye-bukvy
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_veselaya_azbuka.docx | 184.36 КБ |
prezentatsia_veselaya_azbuka.ppt | 1.78 МБ |
prezentatsiya.pptx | 316.72 КБ |
chitaem_po_slogam.pptx | 1.56 МБ |
chitaem_po_slogam_slova_iz_3-kh_bukv.pptx | 999.23 КБ |
seminar_dlya_roditeley.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12«Сказка»
Принята на Педагогическом совете от 31.08.2022 г. протокол №1 | Утверждена приказом заведующего от 31.08.2022 г. № 82 ОД |
Дополнительная образовательная программа кружка
«Веселая азбука»
на 2022-2023 г.
для детей 5-7 лет
Составитель: Абдуллаева Т.А,воспитатель
Срок реализации – 1год
п.Орловский 2022 г.
Содержание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка………………………………………..……3-4
- Цель и задачи программы…………………………………..…….4
- Принципы и подходы к формированию дополнительной образовательной программы…………………………….…….……5
- Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-7 лет. Характеристика речи……………………………………..………..5-7
- Способы и формы работы с детьми…………….………………….7
- Предполагаемые результаты…………………….………………….8
- Содержательный раздел
- Содержание кружковой работы для первого полугодия обучения………………………………………………………………8
- Содержание кружковой работы для второго полугодия
обучения……………………………………………………….….9-10
- . Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы…………………………………………………………..10-12
- . Календарно-тематический план дополнительной образовательной программы………………………………………………………….12-19
- . Особенности взаимодействия с семьями дошкольников………19-20
- Организационный раздел
- Материально-техническое обеспечение группы…………………20
- Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности…………………………...……...20-21
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Актуальность.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях особую ценность приобретает развитие способности у ребенка самостоятельно и творчески мыслить. С этой целью целесообразно сочетать обучение детей на занятиях по обучению грамоте и реализацию ребенком полученных знаний и сформированных умений в новых нестандартных ситуациях.
ФГОС ставит перед нами задачи – обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения и развития, в связи с этим возникла потребность в обучении элементарным навыкам чтения и первоначальных навыков письма для дальнейшего успешного обучения в школе. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.
На современном этапе обучение в начальной школе ведётся по развивающим образовательным программам. Для успешного овладения содержанием этих программ, будущему первокласснику необходимо владеть базовыми знаниями и умениями. Среди которых следует выделить освоение ребенком элементов грамоты. Основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, по которой работает наше дошкольное учреждение, предусматривает развитие у детей отдельных элементов грамоты в рамках речевого развития. Но, принимая во внимание запросы родителей, заинтересованных в том, чтобы ребёнок перед поступлением в школу научился читать, мной была разработана программа дополнительного образования «Весёлая азбука».
Программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности. Решение этих задач строится в программе с помощью изучения основных компонентов языка и речи: проводится работа по воспитанию звуковой культуры речи и подготовке детей к обучению грамоте и письма. Много внимания уделяется грамматической стороне речи.
Новизнапрограммы дополнительного образования состоит в том, что она предусматривает использование эвристических приёмов, поисковых вопросов, приёмов сравнения, различных способов работы с наглядностью, в использовании развивающих и здоровьесберегающих технологий. Обучение по Программе рассчитано на год, содержание разработано с учетом особенностей и возможностей воспитанников подготовительной группы. Рабочая программа составлена на основе разработок:
- Е.В. Колесникова «От звука к букве» у детей 5 – 7 лет;
- Е. Журова. «Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет» М. Изд. центр «Вентана-Граф» 2013г
- Т.Е.Ковригина«Занимательное обучение чтению».
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что программа «Веселая азбука» является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
- Цель и задачи программы.
Основная цель программы:
Формирование первоначальных навыков чтения и письма у детей 6-7 лет как предпосылка создания успешного обучения в школе и развитие коммуникативных способностей.
Задачи:
Обучающие:
- Формирование и развитие фонематического слуха.
- Учить детей владеть звуковой стороной речи темпом, интонацией.
- Знакомство со слоговой структурой слова.
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение.
- Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения.
- Расширение словарного запаса детей.
- Обучение чтению.
- Формирование и развитие звуко-буквенного анализа.
- Подготовка руки ребёнка к письму.
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие графических навыков.
- Развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в ее структуру входит образовательная деятельность, позволяющаяприобретению ребенком интереса направленного на решение задачпо подготовке обучению грамоте. Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на развитие интеллектуальное развитие и неиспользуемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной особенностью данной программы.
- Принципы и подходы к формированию Программы
- онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала и др.
- Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Характеристика речи детей 5-7 лет
В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов. Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, 6 отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, использует эти слова в своей игре. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова, пользоваться эпитетами, понимать метафоры. У детей этого возраста складываются представления о многозначности слов. Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы, которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие, все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им. Большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи оказывают уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки ребенка. На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма. Он может сам придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Ребенок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного. В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова, употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых имен существительных). Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности. Однако и в этом возрасте дети еще не всегда точно могут употреблять слова, нередко вместо точного названия предмета дают описание его, используют родовые понятия вместо видовых, иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи. Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в том, что ребенок может еще недостаточно четко дифференцировать группы звуков, звонких и глухих, мягких и твердых звуков, а также свистящих и шипящих. У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков (чаще свистящих, шипящих, нечеткое или невнятное произнесение слов (особенно часто это наблюдается при ускоренной речи), неточное употребление в слове ударения, неправильное использование интонационных средств выразительности. Так как между восприятием речи формированием звукопроизношения существует тесная взаимосвязь, дети с дефектами произношения звуков нередко имеют и недоразвитое фонематическое восприятие, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов, овладение которыми необходимо для подготовки детей к обучению грамоте. Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы: свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей, действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.
- Способы и формы работы с детьми.
Режим занятий. Программа ориентирована на детей 5 -7 лет. Срок реализации программы - 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, включают в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, театрализацию. Физкультминутки и музыкально-ритмические паузы способствуют развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений. Предполагаемая наполняемость групп 12 человек. В соответствии с действующими нормами СанПинп. 11.10.продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 6 до 7 лет - 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Занятия являются интегрированными (подготовка и обучение чтению, первоначальные графические навыки, развитие речи)
Формы занятий и способы их реализации.
• Дидактические игры
• Фонематические упражнения
• Работа с текстами
• Театрализация
• Рисование
• Графические упражнения
В результате обучения у детей формируются такие качества, как организованность, дисциплинированность, умение общаться со сверстниками, доброжелательность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу под руководством педагога и самостоятельно.
- Предполагаемые результаты.
Результат возможных достижений освоения воспитанниками дополнительной общеобразовательной Программы «По дороге к Азбуке». Владеет понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать порядок букв и их название «алфавит». Различает гласные, твердые и мягкие согласные. Умеет плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту. Умеет печатать простые слова и предложения. Умеет производить звуковой анализ и синтез слов и предложений.
- Содержательный раздел
- Содержание кружковой работы для первого полугодия обучения
• Лексическая работа:
-наблюдение за лексическим значением слов — название предметов, признаков, действий; за многозначными словами, словами с противоположным значением в речи;
-обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед;
-развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать 8 слова;
-создание условий для употребления новых слов в собственной речи.
• Развитие грамматического строя речи:
-наблюдение за образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям, упражнение в образовании слов по образцу;
-наблюдение за однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов;
-формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
-практическое знакомство со словосочетанием и предложением;
-знакомство с предлогами; развитие умения выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам исправление ошибок и употребление предлогов.
• Развитие связной устной речи:
-обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
-обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;
-обучение подробному пересказу текста;
-обучение составлению устной загадки-описания, рассказа-описания, рассказа по сюжетной картине, по серии картинок, по опорным словам и т.д.
• Развитие простых форм звукового анализа:
-знакомство со звуками; гласные и согласные звуки; выделение звука в начале слова; твердые и мягкие согласные звуки.
- Содержание кружковой работы для второго полугодия обучения
Основная цель — работа над звуковой культурой речи детей, а основное содержание — звуко-слоговой анализ слов.
Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.
• Звуки:
-понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
-акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
-выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых или мягких, звонких или глухих согласных;
-выделение звука в начале, конце, середине, определение положения звука в слове;
- звуковой анализ состава слогов и слов;
-«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
• Слоги:
-понятие «слог», слоговой анализ слов;
-подбор слов на заданное количество слогов;
- выделение в словах первого и последнего слогов;
-подбор слов на заданный слог;
-составление прямых и обратных слогов. 9
• Слова:
- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
- изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;
- выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
- последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового или слогового состава.
• Буквы:
- знакомство с буквами;
-дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- согласные и гласные буквы; -соотнесение букв и звуков.
• Связная устная речь:
-обучение ответам на вопросы диалогической речи;
-обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;
-обучение подробному пересказу текста;
-обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжетной картине, по серии картинок, творческих рассказов.
- Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
Месяц | Тема (раздел) | Основные задачи | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |||
Сентябрь | Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте) |
| 10 мин | 20 мин | Четыре занятия по 30 мин |
Октябрь | Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте) |
| 10 мин | 20 мин | Четыре занятия по 30 мин |
Ноябрь | Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте) |
| 10 мин | 20 мин | Четыре занятия по 30 мин |
Декабрь | Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте) |
| 10 мин | 20 мин | Четыре занятия по 30 мин |
Январь | Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте) |
| 10 мин | 20 мин | Четыре занятия по 30 мин |
Февраль | Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте) |
| 10 мин | 20 мин | Четыре занятия по 30 мин |
Март | Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте) |
| 10 мин | 20 мин | Четыре занятия по 30 мин |
Апрель | Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте) |
| 10 мин | 20 мин | Четыре занятия по 30 мин |
Май | Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте) |
| 10 мин | 20 мин | Четыре занятия по 30 мин |
- Календарно-тематическое планирование дополнительной общеразвивающей программы «Весёлая азбука»
Сентябрь
Занятие № 1 «Звук и буква А» | Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением. Учить определять место звука А в словах. Познакомить с буквой А как письменным обозначением звука А. Учить писать прописную букву используя ее образец. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
Занятие № 2 Знакомимся с правилами при письме (Здравствуй ручка) | Цель: Познакомить детей с правильным хватом ручки пальцами рук, правильная посадка, положение листа. Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки |
Занятие № 3 «Звук и буква О» | Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением. Учить определять место звука О в словах. Познакомить с буквой О как письменным обозначением звука О. Учить писать прописную букву используя ее образец. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. |
Занятие № 4 Рисуем вертикальные линии. (Веселый дождик) | Цель: Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги. |
Октябрь
Занятие № 5 « Звук и буква У» | Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с гласным звуком У и его условным обозначением. Учить определять место звука У в словах. Познакомить с буквой У как письменным обозначением звука У. Учить писать пропиную букву используя ее образец. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. |
Занятие № 6 Регулируем нажим на карандаш (Разукрашиваем забор) | Цель: Учить проводить вертикальные линии сверху вниз, меняя нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), рисовать в ограниченном пространстве. Развивать моторные движения и действия правой и левой руки. |
Занятие №7 «Звук и буква Ы» | Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с гласным звуком Ы и его условным обозначением. Учить определять место звука Ы в словах. Познакомить с буквой Ы как письменным обозначением звука Ы. Учить писать прописную букву используя ее образец. Учить делить слова на слоги, используя схему слова. Закреплять умение определять первый звук в словах. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. |
Занятие № 8 Раскрашиваем рисунок (Цыплята гуляют на лужайке) | Цель: Учить рисовать линии (травку) сверху вниз слева на право в ограниченном пространстве, раскрашивать в пределах контура рисунка. Следить за позой ребенка, положением бумаги и карандаша. |
Ноябрь
Занятие № 9 «Звук и буква Э» | Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с гласным звуком Э и его условным обозначением. Учить определять место звука Э в словах. Познакомить с буквой Э как письменным обозначением звука Э. Учить писать прописную букву используя ее образец. Учить делить слова на слоги, используя схему слова. Закреплять умение соотносить звук и букву, писать гласные буквы А, О, У, Ы. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. |
Занятие № 10 Горизонтальные линии (Дорожки для автомобилей) | Цель: Продолжать учить проводить горизонтальные линии слева на право, не отрывая карандаш от бумаги, формировать умение пространственной ориентации, развивать мелкую моторику руки. |
Занятие № 11 «Чтение слов из пройденных букв –АУ, УА.» | Цель: формировать умение читать слова из пройденных букв АУ, УА. Закреплять знания о гласных звуках и буквах А, О, У, Ы, Э.закреплять умение находить слова с заданным звуком. Продолжать учить определять какой гласный звук находится в середине слова. Закреплять умение писать прописные гласные буквы. |
Занятие № 12 Пунктирные линии (Чудесный платочек) | Цель: Познакомить с пунктирной линией, учить правильно ее рисовать. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе. |
Занятие №13 «Звук и буква Л» | Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить со звуком Л как согласным звуком и его условным обозначением. Учить определять место звука Л в словах. Познакомить с буквой Л как письменным обозначением звука Л. Учить писать прописную букву используя ее образец. Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. Продолжать учить делить слова на слоги. Учить писать слоги в схемах слова. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. |
Занятие № 14 Штриховка горизонтальными линиями (Учимся штриховать) | Цель: Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата, прямоугольника). Соблюдать параллельность линий. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики |
Занятие № 15 «Звук и буква М. Чтение слогов, слов.» | Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить со звуком М как согласным звуком и его условным обозначением. Учить определять место звука М в словах. Познакомить с буквой М как письменным обозначением звука М. Учить писать прописную букву используя ее образец. Учить читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, определять первый слог в словах. Учить читать слова из пройденных букв. Учить проводить звуковой анализ слов. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. |
Занятие № 16 Штриховка вертикальными линиями (Учимся штриховать) | Цель: Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая треугольник. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук |
Декабрь
Занятие № 17 «Звук и буква Н. Чтение слогов, слов. Написание и чтение слов» | Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить со звуком Н как согласным звуком и его условным обозначением. Учить определять место звука Н в словах. Познакомить с буквой Н как письменным обозначением звука Н. Учить писать прописную букву используя ее образец. Учить читать слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Учить писать слова: луна, мыло с помощью условных обозначений и букв. Учить читать слова из пройденных букв. Учить проводить звуковой анализ слов. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно |
Занятие № 18 Рисование по точкам (Учимся рисовать по точкам) | Цель: Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, развивать пространственное видение, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка. |
Занятие №19 «Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения» | Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить со звуком Р как согласным звуком и его условным обозначением. Учить определять место звука Р в словах. Познакомить с буквой Р как письменным обозначением звука Р. Учить писать прописную букву используя ее образец. Учить читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЕ. . Учить читать предложение. Познакомить со словесным составом предложения. Познакомить с условным обозначением предложения. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. |
Занятие № 20 Волнистая линия (Волны большие, волны маленькие) | Цель: Закрепить умение рисовать волнистые линии, закрашивать рисунок в пределах контура |
Занятие №21 «Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов.» | Цель: продолжать учить соотносить звук и букву. Закреплять умение читать слоги из пройденных букв. Закреплять умение различать гласные и согласные. Закреплять умение определять место звука в слове. |
Занятие №22 Линии в различных направлениях (Елочка - зеленая иголочка) | Цель: Развивать воображение зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать направление линии. |
Занятие № 23 «Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений» | Цель: Познакомить с гласным звуком Я и его условным обозначением – красный квадрат. Учить писать букву Я. Учить читать слоги: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, НА-НЯ, РА-РЯ. Познакомить детей с согласными: МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением -зеленый квадрат.Учить читать слова и предложения. Учить записывать предложения схематически, определяя порядок следования слов в предложении. |
Занятие № 24 Рисование и вырезание (Приглашение на праздник) | Цель: Воспитывать у детей положительное отношение к окружающим, желание пригласить их на праздник елки, самостоятельно использовать умение, полученное в рисование и аппликации. Продолжать развивать зрительно-моторную координацию |
Январь
Занятие № 25 «Буква Ю Чтение слогов, слов» | Цель: Познакомить с гласным звуком Ю и его условным обозначением – красный квадрат. Учить писать букву Ю. Учить читать слоги и слова. Продолжать знакомить детей с согласными: МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением -зеленый квадрат. Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки. Продолжать знакомить с ударным слогом, ударными гласными, обозначением ударения. |
Занятие № 26 Графические узоры (Узоры на коврике) | Цель: Продолжать формировать умение ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно рисовать графические узоры по образцу. Развивать зрительно-моторную координацию. |
Занятие № 27 «Звук и буква Е Чтение слогов, слов. Составление предложений.» | Цель: Познакомить с гласным звуком Е и его условным обозначением – красный квадрат. Учить писать букву Е. Продолжать знакомить детей с согласными: МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением -зеленый квадрат. Учить читать слоги и слова. Учить соотносить схему с написанным словом. Учить составлять предложение из 3 слов по картинке и записывать его условными знаками. |
Занятие № 28 Графические узоры (Дом) | Цель: Продолжать формировать умение ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно рисовать графические узоры по образцу. Развивать зрительно-моторную координацию. |
Занятие №29 «Звук и буква Ё Чтение слогов, слов» | Цель: Познакомить с гласным звуком Ё и его условным обозначением – красный квадрат. Учить писать букву Ё. Учить читать слоги и слова. Продолжать знакомить детей с согласными: МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением -зеленый квадрат. Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки. |
Февраль
Занятие №30 «Звук и буква И Чтение слогов, слов | Цель: Познакомить с гласным звуком Ии его условным обозначением – красный квадрат. Учить писать букву И. Учить читать слоги и слова. Продолжать знакомить детей с согласными: МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением -зеленый квадрат. Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки. |
Занятие №31 «Закрепление пройденного материала» | Цель: закрепить умение писать гласные буквы Я, Ю, Е, Ё, И. Продолжать учить читать слоги, различать твердость и мягкость согласных. Учить читать и писать слова: мяу, юла, лимон. Учить читать предложение, определять 1-е, 2-е, 3-е слово в нем. |
Занятие №32 «Звуки Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ. Буквы Г, К. Чтение слогов, составление и условная запись предложения» | Цель: Знакомить со звуками Г –К как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками Г- ГЬ, К-КЬ. и его условным обозначением. Учить определять место звука Э в словах. Познакомить с буквами Г, К как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы Г, К сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с Г, К + 10 гласных . Учить составлять предложение из 3 слов по картинке и записывать его условными знаками. |
Занятие № 33 «Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. БуквыД, Т. Чтение слогов, предложений» | Цель: Знакомить со звуками Д –Т как звонкими и глухими согласными. Познакомить со буквами Д-Т как письменными знаками звуков Д-Т, ДЬ - ТЬ. Учить писать печатные буквы Д, Т сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с Д, Т + 10 гласных . Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением – синий квадрат, зеленый квадрат .Совершенствовать навык чтения. |
Март
Занятие № 34 «БуквыВ, Ф. Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ. Чтение слогов, предложений» | Цель: Познакомить со звуками Д –Т как звонкими и глухими согласными. Познакомить со буквами Д-Т как письменными знаками звуков Д-Т, ДЬ – ТЬ, Т - ТЬ. Учить писать печатные буквы Д, Т сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с Д, Т + 10 гласных . учить писать слова , проводить фонематический разбор слов. |
Занятие №35 «Буквы З - С. Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Чтение слогов» | Цель: Познакомить со буквами З – С звуками З - ЗЬ, С - СЬ. Учить писать прописные буквы З, С. Учить читать слоги с З, С + 10 гласных. Учить читать слова. |
Занятие № 36 «Буквы Б, П. Звуки Б-БЬ, С-СЬ. Чтение слогов, предложений» | Цель: Познакомить со звуками Б–П как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами Б-П как письменными знаками звуков Б-П, БЬ – ПЬ, С - СЬ. Учить писать прописные буквы П, Б, С. Учить писать слова, проводить фонематический разбор слов. |
Занятие № 37 «Буква Х. Звуки Х - ХЬ. Чтение слогов, предложений» | Цель: Познакомить с печатной буквой Х и звуками Х – ХЬ. Учить писать прописныебуквы Ш– Ж, Х. Учить писать слова. Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений. |
Апрель
Занятие №38 «Буквы и звуки Ш - Ж. Чтение слогов, предложений» | Цель: Продолжать учить работать со схемами слов. Познакомить со звуками Ш – Ж - звонкими и глухими. Познакомить с печатными буквами Ш –Ж. . Учить писать печатные буквы Ш, Ж сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с Ш, Ж + 10 гласных . Учить писать слова , проводить фонематический разбор слов |
Занятие № 39 «Буквы и звуки Ч - Щ. Чтение слогов, предложений | Цель: Познакомить со звуками Ч – Щ – как глухими согласными, мягкими согласными.. Познакомить с условными обозначениями звуков Ч –Щ – зеленый квадрат. Познакомить с печатными буквами Ч -Щ. Учить писать печатные буквы Ч -Щ. Учить писать печатные буквы Ч, Щ. Учить читать слоги , небольшие тексты. |
Занятие № 40 «Звук и буква Ц.Чтение слогов, стихотворных текстов» | Цель: познакомить с согласным твердым звуком Ц. Познакомить с печатной буквой Ц как письменным знаком звука Ц. Учить писать печатную букву Ц. Совершенствовать навык чтения. |
Занятие № 41 «Звук и буква Й. Чтение слогов, стихотворных текстов» | Цель: познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением-зеленым квадратом. Познакомить с печатной буквой Й как письменным знаком звука Й. Учить писать печатную букву Й. Совершенствовать навык чтения. Закреплять умение записывать слово знаками и буквами. |
Май
Занятие № 42 «Буква Ь. Чтение слогов, стихотворных текстов» | Цель: познакомить с буквой Ь и его смягчающей функцией.. Учить писать печатную букву Ь. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением. |
Занятие № 43 «Буква Ъ. Чтение слогов, стихотворных текстов» | Цель: познакомить с печатной буквой Ъ. Учить писать печатную букву Ъ. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова. |
Занятие № 44 «Удвоенные согласные. Закрепление пройденного» | Цель: Познакомить с удвоенными согласными Закреплять умение писать пройденные буквы. Совершенствовать навык чтения. |
Занятие № 45 Открытый просмотр «Путешествие в Страну Знаний» | Цель: Закрепить умение определять местоположения звука в слове. Упражнять в звуковом анализе слов.Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков. Закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков. Закрепить понятие, что такое предложение. Составлять предложения с помощью схемы. Развивать фонематический слух и внимание. Воспитывать любовь к родному языку. |
- Особенности взаимодействия с семьями дошкольников.
Успех подготовки к обучению грамоте во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе педагога и родителей. Информационное просвещение предполагает знакомство:
1. возрастными особенностями становления детской речи;
2. методами педагогического воздействия.
Обучающее просвещение включает в себя:
- обучение родителей приемам обучения;
- привлечение родителей к активному участию в подготовке к обучению грамоте; - формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.
Формы работы с родителями по подготовке к обучению грамоте:
- Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).
- Дни открытых дверей. (Родители посещают занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать).
- Родительские пятиминутки.
- Консультации – практикумы.
- Консультационная поддержка.
- Домашние задания по желанию.
- Домашние игротеки. (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поигратьс ребенком в любое удобное для них время). В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год. Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в подготовке к обучению грамоте, предполагают установление между педагогом и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.
- Организационный раздел
- Материально-техническое обеспечение группы
Занятия проводятся в групповой комнате, которая оснащена необходимыми для работы дидактическими играми и пособиями, методической литературой (ИКТ, магнитно – маркерная доска с набором букв, маркеры, демонстрационная и индивидуальные для каждого ребенка разрезные азбуки, звуковые и слоговые линейки, таблицы слогов и слов, «Букварь», наборы предметных картинок и др.), картотека артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики.
- Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности
- Е.В. Колесникова. Программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве». – М., Ювента, 2008 г.
- Д.Г. Шумаева. Как хорошо уметь читать. – СПб: Акцидент, 1998
- Журова Л.Е., Варенцова Н. С, Дурова Н.В, Невская Л.Н. Обучение
дошкольников грамоте. М; Вентана – Граф ,2013
- Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению»: Учитель, 2017 г.
- Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников. М., 1999.
- Варенцова Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. МН:, 1996
- . Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2001
- Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя /Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение. 1991.
- Юрчишина В.Д. Вижу-читаю-пишу. Система работы по обучению грамоте к школе группы. М:, Гном-пресс, 2007.
- Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издательство Школа 2000.
- Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999
Приложение 1.
Список воспитанников, посещающих кружок «Веселая азбука»
№ п/п | Ф.И. ребенка |
1 | Брыч Михаил |
2 | Гейко Милана |
3 | Евсеенко Дарья |
4 | Жужнева Ева |
5 | Корноухов Артем |
6 | Корноухова София |
7 | Котелкина Дарья |
8 | Крапивка Даниил |
9 | Куц Вероника |
10 | Лазу Максим |
11 | Макаренко Анастасия |
12 | Марченко Артем |
13 | Масютина Алена |
14 | Точеная Валерия |
15 | Шляхтин Иван |
16 | Щерба Евгений |
Приложение № 2
Игры с буквами, написанными мелом на доске
Эта группа игр не нуждается в предварительной подготовке. Необходимы лишь цветной мел и школьная доска, желательно зелёного цвета. (Доску и мел могут заменить лист бумаги и фломастер.)
«Покажи быстро!»
Цель. Развивать быстроту реакции, навык работы с указкой.
На доске нарисованы знакомые детям буквы. Вызванный ребёнок берёт указку и показывает буквы, которые называет педагог или другой ребёнок.
Если дошкольник хорошо знает буквы, его заинтересует скорость работы с указкой.
«Напиши букву правильно».
Цель. Развивать память, координацию движений.
Два - четыре ребёнка, вызванных к доске одновременно, должны нарисовать мелом названную взрослым букву.
Маленькая хитрость: среди этих детей обязательно должен быть хотя бы один ребёнок, который очень хорошо знает все буквы.
«Подчеркни букву в слове».
Цель. Развивать внимание, координацию движений.
Педагог записывает на доске какое-либо слово. Дети читают это слово, а вызванный ребёнок находит в нём и подчёркивает названную взрослым букву.
«Дорисуй букву».
Цель. Развивать мышление, воображение, память.
Перед игрой педагог повторяет с детьми знакомые им буквы.
Если дети не узнают некоторые буквы, педагог записывает все изученные ранее буквы в верхней части доски.
Взрослый рисует на доске две-три вертикальные палочки. Каждый вызванный ребёнок мелом другого цвета пририсовывает к палочке элементы задуманной им буквы и называет её.
Если дети изобразили одну и ту же букву, педагог привлекает их внимание к буквам, записанным в верхней части доски, и предлагает дорисовать другие буквы.
Далее проводится аналогичная работа с палочками, расположенными на доске горизонтально и по диагонали.
«Стиралки».
Цель. Развивать внимание.
Дети поочерёдно называют слова, педагог записывает их на доске. Затем предлагает вызванному ребёнку аккуратно стереть в словах определённую букву («Сотри все буквы Н»).
Ребёнок выполняет задание. В игру поочерёдно вступают остальные дети и стирают в словах другие названные буквы. Игра продолжается до тех пор, пока доска не станет чистой.
«Волшебники».
Цель. Развивать мышление, сообразительность.
Педагог рисует на доске букву и предлагает превратить её в другую букву. Чтобы это сделать, ребёнок добавляет или стирает в букве какие-либо элементы.
Превращения букв:
А-Л
3-В
К-Ж
И-Й
Л-М
Н-Ч
Р-Ф
Ц-Щ
Ш-Щ
Э-0
Е-Ё,Г
П-Д, Г
Г - Т, Р, Ф
Ы - Ь, Ъ, Б
Б - В, Г, Ь, Е, Ё, Ы
О - Р, Ф, Ь, Б, Ы, С, В, 3, Ъ, Э, Ю, Я
«Хлопушки - топотушки».
Цель. Развивать быстроту реакции, координацию движений.
На доске написано пять букв. Педагог объясняет правила игры: если он указывает указкой на букву А, нужно хлопнуть в ладоши, если на букву С - топнуть, на букву К -поднять руки вверх и выполнить движение «фонарики», на букву Р - встать, на букву Я - закрыть лицо ладонями.
Темп игры выбирает взрослый.
«Необыкновенные звёзды».
Цель. Развивать координацию движений, навык работы с указкой.
На доске нарисованы звёзды из стрелок и букв.
Ребёнок ставит указку на точку и, ведя ею по стрелкам, называет буквы.
Если игра проводится с группой читающих детей, то буквы на концах стрелок пишутся в такой последовательности, чтобы получилось слово.
«Какая буква лишняя?»
Цель. Развивать внимание, мышление.
На доске записаны ряды букв.
Л Л А Л
К К М К
Н Ч Ч Ч
М Л М М
Ю О Ю Ю
Педагог поочерёдно вызывает детей к доске. Каждый ребёнок зачёркивает лишнюю букву в одном из рядов и называет её.\
«Вычёркивалки».
Цель. Развивать внимание, умение составлять из букв слово.
Первый вариант. На доске записаны в ряд буквы.
А Р Д А Н Т Н Ы Д
Педагог вызывает ребёнка, предлагает назвать и зачеркнуть буквы, которые встречаются два раза, затем назвать оставшиеся буквы.
Второй вариант. На доске записаны ряды букв.
Р Д Ж Р Ы С Ж М С
К Л С И Л Н С О
У П И Ж Ж Л У К А В В
Сначала дети поочерёдно называют и зачёркивают в каждом ряду буквы, которые
встречаются два раза. Затем из оставшихся букв составляют слова.
В первом ряду - «дым», во втором - «кино», в третьем - «пилка».
«Сколько в этом слове букв?»
Цель. Развивать внимание.
Педагог записывает на доске слова с повторяющимися буквами: крик, каша, сосулька, молоко, вата, торт, кукуруза, лилия, ванна, дядя, дерево, болото, клюшка, кулак, дождь, вечер.
Потом по очереди вызывает детей к доске. Вызванный ребёнок сначала читает слово, а затем отвечает на вопрос, например: «Сколько в слове «крик» букв К?» или «Какая буква два раза повторяется в слове «каша»?
«Сотри неправильную букву».
Цель. Развивать внимание.
На доске написано несколько букв и их зеркальное изображение.
Ребёнок зачёркивает или стирает неправильно написанные буквы.
«На что похожа буква?»
Цель. Развивать память, воображение.
Педагог пишет на доске букву, называет её и спрашивает, на что она похожа. Дети предлагают варианты. (Буква А похожа на гору со снежной шапкой, на шалаш, лесенку; Д - на дом со скамейкой, на корабль, старинную машину; Е - на сломанную расчёску; Ж- на бабочку, жука, бантик; П - на табуретку, ворота, планку для прыжков в высоту, на длинные ноги папы; Р - на флажок, фонарь, плачущую девочку; Т - на зонтик, гриб, штангиста; У - на улитку, ветку дерева; Ф - на сову, злого человека, стрекозу; Ш - на корабль с тремя парусами, на три цветка на лугу; Э - на сломанное колесо, на разинутый рот с высунутым языком.)
Педагог превращает букву в изображение названного предмета.
«Какая буква убежала из слова?»
Цель. Развивать внимание, умение из букв составлять слово.
Педагог записывает на доске слова с пропущенными буквами.
Для детей пяти лет - из трёх букв.
С.Р Б.К ДО. .УБ
Для детей шести лет - более длинные слова.
Дети поочерёдно вписывают в слова «убежавшие» буквы.
«Чем различаются буквы и чем они похожи?»
Цель. Развивать мышление и речь.
Педагог записывает на доске группы из двух и трёх букв и спрашивает, чем различаются буквы в каждой группе и чем они похожи.
А Н
В Ф
Е Ё
Б Р Ь
Ш Щ Ц
«Прочитай только своё слово».
Цель. Развивать внимание, сообразительность.
Педагог записывает на доске слова: сыр, йод, дым, лыжи, зуб, рак, торт, вес, ель, игра, пол, кот, газ, оса. Затем поочерёдно вызывает детей к доске и даёт задания: прочитать слово, которое начинается на букву 3; прочитать слово, которое заканчивается на букву Р; прочитать слово, которое начинается и заканчивается на одну и ту же букву, и т.д.
В предложенных словах не должно быть двух слов, начинающихся на одну и ту же букву; более двух слов, заканчивающихся на одну и ту же букву.
Игры с буквами, написанными на карточках
«Угадай, какая буква».
Цель. Развивать сообразительность и быстроту реакции.
Карточки с изученными буквами складываются стопкой. Верхняя карточка пустая. Педагог медленно отодвигает её, открывая букву, написанную на следующей карточке. Дети соревнуются в том, кто первый отгадает эту букву.
«Назови букву».
Цель. Развивать фонематический слух, расширять словарный запас.
Педагог выкладывает на столе карточки с буквами оборотной стороной вверх. Ребёнок подходит к столу и берёт любую карточку так, чтобы остальные дети не видели букву. Потом называет слово, которое начинается на эту букву. Дети должны отгадать букву, которая написана на карточке.
Если ребёнок затрудняется назвать слово, педагог ему помогает.
«Найди пару».
Цель. Развивать память, мышление.
Педагог раскладывает на столе карточки из двух одинаковых наборов букв (по 10-15) оборотной стороной вверх. Ребёнок берёт две карточки. Если на них разные буквы, он кладёт карточки на место и ход переходит к другому игроку. Если на карточках одинаковые буквы - забирает их себе и берёт две другие карточки. Во время игры ребёнок называет все буквы, которые видит.
Побеждает тот, кто наберёт больше всех карточек с одинаковыми буквами.
Вариант игры для детей 4-5 лет: карточки с буквами лежат изображением вверх.
«Угадай букву».
Цель. Развивать фонематический слух.
Педагог называет слово. Ребёнок выбирает из карточек ту, на которой написана буква, с которой начинается (или заканчивается) это слово.
Игры с буквами на магнитах
«Какая буква пропала?»
Цель. Развивать зрительную память.
На магнитную доску выставляют четыре - шесть букв. Дети смотрят на доску, затем закрывают глаза (или отворачиваются). Педагог убирает одну букву. Дети определяют, какая буква исчезла.
«Разбросанные буквы».
Цель. Развивать мышление, учить узнавать букву в любом положении.
Дети закрывают глаза. Педагог располагает буквы произвольно (лёжа, «вверх ногами» и т.п.) в нижней части магнитной доски. Ребёнок находит названную педагогом букву и выставляет её в правильном положении в верхней части доски.
Игра продолжается до тех пор, пока все буквы не будут выставлены в верхней части доски в правильном положении.
«О какой букве я говорю?»
Цель. Развивать внимание.
На магнитной доске выложено несколько букв. Педагог поочерёдно даёт описание каждой, например: «Эта буква стоит на длинной палочке. У неё есть два кружочка: один справа, другой слева». Если ребёнок правильно назвал букву, педагог снимает её с доски.
Ведущим в игре может быть ребёнок.
«Вы согласны или нет?»
Цель. Развивать речь, умение отстаивать своё мнение.
Педагог выставляет на доску букву, например К, и говорит: «Дети, это буква К. Вы согласны?»(Да.) Затем выставляет другую букву, например Н, и говорит: «А это буква В. Вы согласны? (Нет.)А как же называется эта буква?».
Педагог выставляет на доску другую букву, например Ш, ускоряет темп игры или вступает с детьми в спор: «Я знаю, это буква Е. У неё есть палочка, которая стоит, и три палочки, которые лежат. Разве это не такая буква? (Нет, у неё три палочки стоят, а одна лежит.) Как же называется эта буква? (Ш.)
«Составь слово».
Цель. Формировать слоговое чтение.
Двое-трое детей на магнитной доске составляют из букв сначала слоги, затем слова, которые обязательно прочитывают. Педагог может сам составить слово, но с пропущенной буквой. Например:
З.Б
Л.НА
К.Т
МЫ.КА
Ребёнок вставляет пропущенную букву и читает слово.
Другие игры с буквами
«Пластмассовый конструктор».
Цель. Развивать мелкую моторику рук, воображение.
Если дети не знакомы с пластмассовым конструктором, педагог показывает, как им
правильно пользоваться. Затем даёт задание - собрать из конструктора буквы.
Для четырёхлетних детей: А, Г, П, Е, И, Л, М, Н, О, С, Т, У.
Для пятилетних детей: В, Б, К, М, Р, X, Ч, 3, Ш.
Для шестилетних детей: Д, Ж, Ф, Ц, Щ, Ъ, Ь, Э, Ю, Я.
Детям шести лет можно дать и такое задание: «Попробуйте придумать свою букву (или букву, которой не существует). Дайте ей название».
«Мозаика».
Цель. Развивать сенсорное внимание, воображение, умение различать основные цвета.
Педагог предлагает каждому ребёнку выложить из мелких деталей мозаики определённую букву. Предупреждает, что буква должна быть какого-то одного цвета.
Младшие дети выкладывают графически несложные буквы, старшие - более сложные.
«Счётные палочки».
Цель. Развивать память, мышление, воображение.
Педагог называет буквы, дети выкладывают их из палочек. Взрослый обращает внимание детей на разные способы выкладывания одной и той же буквы. Например:
«Кубики с буквами».
Цель. Продолжать учить слоговому чтению, развивать память.
Дети поочерёдно вынимают из мешочка по одному кубику и называют нарисованные на нём буквы (или находят названную педагогом). Потом они составляют из этих букв слоги или слова и прочитывают их.
«Разрезные буквы».
Цель. Развивать память, мышление.
Взрослый заранее пишет 15 букв на картонных карточках (4x5 см). Далее разрезает каждую карточку по диагонали, вертикали или горизонтали на две части и складывает
полученные детали в один конверт. Ребёнок получает конверт, выкладывает эти детали на стол, собирает буквы и называет их.
Эту сложную игру следует проводить с детьми 6-7лет.
«Цветная проволока».
Цель. Развивать воображение, мелкую моторику рук.
Педагог раздаёт детям куски мягкой цветной проволоки (20-30 см) и предлагает сделать из них буквы: Л, П, Р, Г, С, Б, В, 3, И, М, У, Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ.
Во время игры взрослый внимательно следит за дисциплиной, чтобы избежать возможного травматизма.
«Шнурки».
Цель. Развивать воображение, мелкую моторику рук.
Педагог раздаёт детям по одному цветному шнурку (20-30 см) и предлагает выложить на столе буквы.
Для букв Ю Ы Щ Ж Д Ф Й понадобится три шнурка.
«Живая азбука».
Цель. Развивать двигательную активность, воображение.
Педагог предлагает каждому ребёнку «оживить» одну из букв: Г, 0, Т, Р, У, К, Е, 3, X, Ъ, Ф, В, Л, Э, Я, Ч, С, Ь.
Дети пытаются изобразить буквы любыми способами: с помощью жестов, поз и т.д.
Затем педагог предлагает детям разбиться на пары или тройки и, используя гимнастическую палку, показать буквы Ц, Ш, Щ, Ы, Д, Ж, М, И, Ю.
Взрослый не помогает и не подсказывает.
«Мимика».
Цель. Развивать внимание и сообразительность.
Педагог без голоса произносит звуки [а, о, у, и, ы, э, б, в, г, д, з, к, л, м, р, п, х]. Дети отгадывают звук и называют соответствующую букву. В игре можно использовать карточки с буквами: дети называют букву, соответствующую звуку, который «произносит» педагог, и показывают её на карточке.
Журнал «Ребенок в детском саду» № 5, 2008.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А ист с н а ми прожил лето, А зимой гостил он где-то. А
Б егемот разинул рот: Б улки просит б егемот. Б
В оробей просил в орону В ыз в ать в олка к телефону. В
Г риб растет среди дорожки, - Г олова на тонкой ножке. Г
Д ятел жил в д упле пустом, Д уб д олбил, как д олотом. Д
Е ль на ёжика похожа: Ёж в иголках, ёлка – тож е . Е
Ж ук упал и встать не мо ж ет. Ж дет он, кто ему помо ж ет. Ж
З везды видели мы днем З а рекою, над Кремлем… З
И ней лег на ветк и ел и . И глы за ночь побелел и . И
Й ог Й
К от ловил мышей и к рыс. К роли к лист к апустный грыз. К
Л одки по морю п л ывут, Л юди вес л ами гребут. Л
М ед в лесу м едведь нашел,- М ало м еду, м ного пчел. М
Н осорог бодает рогом. Н е шутите с н осорогом! Н
О слик был сег о дня з о л: О н узнал, чт о о н о сёл. О
П анцирь носит чере п аха, П рячет голову от страха. П
Р оет землю се р ый к р от - Р азо р яет ого р од. Р
С пит с покойно с тарый с лон – С тоя с пать умеет он. С
Т аракан живет за печкой, - Т о- т о т еплое мес т ечко! Т
У ченик у чил у роки – У него в чернилах щеки. У
Ф лот плывет к родной земле. Ф лаг на каждом корабле. Ф
Х одит по лесу х орек, Х ищный маленький зверек. Х
Ц апля, важная, носатая, Ц елый день стоит, как статуя. Ц
Ч асовщик, прищурив глаз, Ч инит ч асики для нас. Ч
Ш кольник, ш кольник, ты силач: Ш ар земной несе ш ь, как мяч! Ш
Щ ёткой чи щ у я щ енка, Щ екочу ему бока. Щ
Твердый знак Ъ
с Ы р Ы
Мягкий знак Ь
Э та кнопка и шнурок – Э лектрический звонок. Э
Ю нга – будущий матрос – Ю жных рыбок нам привез. Ю
Я год нет кислее клюквы. Я на память знаю буквы. Я
КОНЕЦ Viki.rdf.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА: Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов. ЦЕЛЬ: Продолжать соотносить звук и букву. Учить читать написанное слово «РОМА». Закреплять умение читать слоги из пройденных букв. Закреплять умение различать гласные и согласные. Способствовать развитию фонематического слуха, восприятия. Закреплять умение определять место звука в слове. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
№ 1: Игровое упражнение «Как зовут мальчика?» А О М Р
ИГРА : «Звук потерялся» В зоопарке живёт С … ОН Словно дом огромен он! - с Л он Нам темно. Мы просим папу Нам включить поярче ЛА … ПУ! Прыгал птенчик по дорожке И клевал большие К … ОШКИ ! Л М Р
№ 2: Соедини стрелочками буквы и прочитай слоги. Р О А У Ы Э Л Н М
№ 3: Закрасьте кубики с гласными буквами красным карандашом, с согласными - синим . А Н О Ы У Э М Л Р
№ 4: Определите последний звук в названии каждого предмета и напишите в квадрате рядом с ним соответствующую букву. Н О А Л
ИГРА «Подскажи словечко». Задание: Подсказать слово в конце стихотворений – загадок. Заставил плакать всех вокруг, Часовщик, прищурив глаз, Хоть он и не драчун, а …. ЛУК (Л) Чинит часики для … НАС (Н) Руки мыть пошла Людмила, Ей не скажешь- кошка, брысь! Ей понадобилось …. МЫЛО (М) Потому что – это … РЫСЬ (Р) Не послушал зайка папу – В реке большая драка - Отдавили зайке … ЛАПУ (Л) Поссорились два … РАКА (Р)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МУ ХА
ЛУ НА
РУ КА
ЛУ ЖА
ВА ЗА
ЗИ МА
ЛЕ ТО
КО ЗА
РО ЗА
КОНЕЦ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О СА
О СЫ
У СЫ
У ХА
У ХО
Е ДА
Е ЖИ
И ВА
Ю ЛА
Я МА
КОНЕЦ
Предварительный просмотр:
«Семинар для родителей «Создание домашней игротеки для изучения Азбуки»».
Уважаемые родители! Анализируя ваши анкеты: «Как обучать детей грамоте?», мы увидели, что эта тема для вас интересна и вызывает много вопросов. Не все родители имеют представление о том, с чего нужно начинать обучение грамоте, на что обратить внимание, какие методы и приемы можно использовать, занимаясь с ребенком дома. Многие хотели бы узнать, как дети обучаются грамоте в детском саду.
Напомним вам, что для дошкольников игра – это ведущий вид деятельности. Все дети любят играть! Любые знания малыши легко усваивают играя. В игре развиваются мышление, память, внимание. Незаметно для себя, дети учатся выполнять сложные задания, преодолевать трудности на своем пути, проявлять творческие способности, стремиться к успеху.
Главной задачей в обучении детей грамоте отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением.
Сегодня, мы расскажем и покажем вам, как проходит обучение грамоте детей в детском саду, а также поиграем в игры, которые мы используем в работе с детьми.
1 этап работы. Цель: Формировать у детей представления о звуках окружающего мира, продолжать закреплять понятия и термин: звук, слог, слово. Продолжать учить проводить звуковой анализ слов разной слоговой структуры.
Практикум: «Играем с детьми дома».
Какие же игры и упражнения можно использовать с детьми на первом этапе обучения. Предлагаем вашему вниманию картотеку игр «Учимся - играя» (логопед предлагает родителям практический материал).
Мы говорим детям о том, что наша речь состоит из звуков. Это - речевые звуки. Они разные: гласные и согласные.
Что такое гласные и согласные звуки? Как ребенку их запомнить и различать? Расскажем детям сказку.
«Сказка о звуках».
«В одной волшебной стране жили звуки. Страна эта была совсем крохотная. Звуков было - 42. Но их никто никогда не видел. Они были невидимые! А слышать их было можно. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Шесть звуков были певцами: А,О,У,И,Ы. Э. Им подпевали: Е, Ё, Ю, Я. За певучесть и голосистость их назвали – «гласные». Они были дружными и распевали волшебные песни».
Мы тоже можем петь вместе с ними. Но для этого нужно узнать все звуки и правильно их произносить. Послушайте стихи про гласные звуки:
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать. /В. Берестов/
Чтобы запомнить гласные звуки, люди стали обозначать их красным цветом.
На занятиях по обучению грамоте вводятся фишки красного цвета для обозначения гласных звуков. Поэтому, уважаемые родители, занимаясь с ребенком дома, вы должны использовать такие же обозначения для звуков. У детей не должна возникнуть путаница.
Чуть позже вводится термин «согласный звук». С детьми нужно обязательно поговорить о том, что согласные звуки трудно спеть, крикнуть. При их произнесении воздух встречает преграду-язык, губы, зубы.
Для закрепления понятия «согласный звук» - предлагаем детям послушать стихи В. Берестова «Гласные и согласные» :
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Сссс – змеиный слышен свист,
Шшш – шуршит опавший лист,
Жжж – жуки в саду жужжат,
Ррр – моторы тарахтят.
Далее мы знакомим детей с новыми понятиями : «твердый согласный» и «мягкий согласный», а также их цветовым обозначением (синие и зеленые фишки).
Учитель-логопед предлагает родителям провести звуковой анализ слов: «ЛУНА», «ЛИСА» ( на столах наборы для звукового анализа слов: фишки красного, синего и зеленого цветов; карточка - схема для звукового анализа).
Для закрепления представлений у детей о согласных и гласных звуков можно рассказать детям сказку «Кому живется лучше?».
Особое внимание обращаем на умение ребенка интонационно выделять звук в слове. Цель игр: научить детей громко и четко выделять голосом нужный звук (в начале, в середине, в конце слова).
«Назови первый /последний/ звук в слове»
Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять звук в словах. Упражнять в умении определять позицию звука в слове: начало, середина, конец.
Вариант 1. Педагог произносит слово, выделяя голосом первый звук и просит ребенка назвать звук, который он услышал.
Гласные звуки: А-а-ня, О-о-ля, И-и-ра; а-а-арбуз, у-у-утка, о-о-оса, и-и-индюк, т. д. Согласные: м-м-мак, н-н-нос, ж-ж-жук, р-р-рот, ш-ш-шапка, з-з-зайка, т. д.
Последний звук: ра-к, до-м, коко-с, сло-н, сту-л, утю-г, кефи-р…т. д.
Вариант 2. Выделение звука в середине слова: ма-ш-шина, ко-р-рова, ё-ж-жик.
Оборудование: предметные картинки.
«Назови слово с заданным звуком»
Цель: Упражнять в назывании слов с определенным звуком (гласным или согласным). Закрепить понятия: гласный, согласный звук.
Вариант 1. Педагог называет ребенку звук (гласный или согласный, а ребенок говорит слово с заданным звуком.
Вариант 2. «Звуковой кубик».
Дети стоят в кругу и передают кубик друг другу. По звуковому сигналу (бубен, колокольчик) движение кубика останавливается, а ребенок называет слово с любым звуком (на гранях кубика наклеены буквы). В игре можно использовать магнитофон с музыкальным произведением).
Оборудование: «Звуковые кубики» - с буквами, магнитофон, кассета.
Играя в эти игры с детьми дома, вы можете устроить соревнования. Перед началом игры, обсудите правила, какой приз получает победитель.
«Кто больше назовет слов со звуком…[р]»
Цель: Упражнять в назывании слов с заданным звуком, закреплять графический образ буквы.
Ход: Взрослый предлагает ребенку игру – соревнование… Слова можно называть с гласными и согласными звуками. По итогам соревнования определяется победитель (вручается приз – конфета, книга, воздушный шарик и т. д.).
Вариант 1. Называть слова с заданным звуком в начале слова.
Вариант 2. Называть слова со звуком в середине слова.
Вариант 3. Называть слова со звуком в конце слова.
Оборудование: алфавит или кубик с буквами (разрезная азбука, фишки, призы.
«Собери чемоданчик»
Цель: Закреплять умение различать звуки близкие по акустическим и артикуляционным укладам.
Ход: Детям предлагают набор картинок со звуками [ш] – [ж] ([з] – [с]) т. д. Дети должны разложить картинки с определенным звуком в «чемоданчик».
Оборудование: «чемоданчики» с наклеенными буквами С, З, Ц, Ч, Щ, Ш, Ж, Р, Л, наборы предметных картинок.
«Собери слово из звуков»
Цель: Развивать фонематическое восприятие, внимание. Учить детей «собирать» слова из звуков.
Ход: Педагог называет звуки: [А] – [У]; [И] –[А];[ О] – [Х]; [У] – [Х]; [Р]-[А]-[К];[М]-[А]-[К]; [Ж]-[У]-[К];[ Н]-[О]-[С]; [Л]-[У]-[К];[ К]-[А]-[Ш]-[А]; [Л]-[У]-[Ж]-[А]; [К]-[О]-[З]-[А]; [Б]-[Ы]-[К]; [С]-[Л]-[О]-[Н]; [З]-[И]-[М]-[А]; Дети называют получившееся слово.
«Звук потерялся»
Цель: Упражняем детей в умении определять заданный пропущенный звук в словах (начало, середина, конец).
Ход: Взрослый говорит детям, какой звук он не будет произносить в слове. Дети должны сказать слово правильно с заданным звуком.
«С» :. обака, …лон, …умка, …амокат.
«Ш» :. мель, ….апка, …уба, …айба т. д.
«Твердый – мягкий»
Цель: Закрепить представления о согласных звуках. Упражнять детей в различении и назывании слов с твердыми и мягкими согласными.
Вариант 1. Педагог показывает картинку и называет её. Дети должны определить: звучание звука в слове твердое или мягкое, а затем поднять соответствующую картинку (травка, лёд).
Оборудование: предметные картинки, карточки-картинки (травка, лёд) на каждого ребенка.
Вариант 2. Дети стоят в кругу. Звучит музыка. Дети одновременно передают друг другу две кегли - синего и зеленого цвета. Как только музыка перестает звучать, педагог показывает детям букву. Дети, у которых в руках кегли, должны назвать слова с твердым и мягким согласным звуком. Игра продолжается с началом музыки.
Оборудование: кегли синего и зеленого цвета, буквы, магнитофон, кассета с музыкой.
Вариант 3. «Звонкий – глухой». Проводится, как 1 и 2 вариант. Звонкий звук обозначается – колокольчиком, а глухой: бутылочкой – шуршалочкой (пакетом, соломенной шляпкой). Ведущий показывает букву обозначающая звук.
Оборудование: колокольчик, соломенная шляпка, бутылочка-шуршалочка, буквы.
«Звук заблудился»
Цель: формировать у детей понятие о смыслоразделительной функции звука.
- На пожелтевшую траву
Роняет Лев свою листву (лес)
- Синеет море перед нами
Летают Майки над волнами (чайки)
- На болоте нет дорог
Я по кошкам скок да скок (кочкам)
2 этап работы. Слоговая структура слова.
Очень часто родителями недооценивается значение формирования слоговой структуры слова у детей. А это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей.
Предлагаем вам несколько игр и упражнений, которые можно проводить с детьми. Основная цель игр и упражнений: подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
Упражнения на уровне звуков.
Игра «Звуковичок»
Цель: Формирование фонематического восприятия.
Ход: Взрослый говорит ребенку, что нужно произнеси звук [А] столько раз, сколько точек на кубике.
Произнеси звук [О] столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши».
Оборудование: картинка герой - «Звуковичок», кубик с точками или цифрами.
Упражнения на уровне слогов.
Игра «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки указательным пальцем.
Упражнения на уровне слова.
Игра «Телеграф» («Телеграмма»)
Цель: развивать умение делить слова на слоги, определять протяженность слов: «короткое» (1 слог, «среднее» (2 – 3 слога, «длинное» (4 – 5 слогов).
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово хлопая в ладоши или шагая.
Оборудование: предметные картинки, фишки.
Игра «Поезд» («Многоэтажный дом», «Ёлочка»)
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги.
Вариант 1. Ребенок называет картинку и размещает её в нужном вагончике в соответствии со слоговым составом слова (1 слог, 2 слога, 3 слога, 4 слога).
Вариант 2. «Многоэтажный дом». Ребенок должен определить слоговой состав слов и правильно распределить картинки по этажам: 1 этаж дома – 4-5 слогов; 2 этаж – 2-3 слога; 3 этаж – 1 слог.
Оборудование: предметные картинки, поезд с вагончиками (игрушка или дидактическое пособие - рисунок). Дидактическое пособие «Многоэтажный дом».
Итог. Уважаемые родители, вы узнали, как можно интересно, занимательно обучать грамоте детей в домашних условиях. Эти и другие игры представлены в картотеке. Вы можете ей пользоваться.
Предлагаем вам оценить нашу встречу цветными фишками. Если представленный материал был для вас интересным и полезным – красная.
Синяя - если вы не узнали ничего нового, зеленая – если вам это не интересно. Спасибо, желаем вам успехов!