ОГЭ-2018
Уважаемые гости! Здесь вы найдете информацию о расписании ГИА в 9 классе и сможете скачать бланки ответов и сборники заданий для подготовки к экзамену. Желаю успехов!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обществознание-2018. Демоверсия | 298.81 КБ |
Обществознание. Кодификатор | 153.11 КБ |
ОБЩ-9 Спецификация | 185.07 КБ |
История. Демоверсия | 737.53 КБ |
История. Кодификатор | 225.89 КБ |
История. Спецификация | 203.33 КБ |
Расписание ОГЭ-2018 | 265.17 КБ |
Шкала перевода баллов в отметки. ОГЭ-2018 | 444.67 КБ |
Обществознание-2018. СтатГрад. Диагностические работы, 6 вариантов | 2.01 МБ |
ОГЭ-2018. Обществознание. Тематический тренажёр. Задания части 1 и 2. | 1.64 МБ |
ОГЭ по истории. Полный справочник школьника. | 857.53 КБ |
Блок-модуль 6. Право | 2.66 МБ |
Общество. Вариант 2.(Сдам ОГЭ) | 152.79 КБ |
Общество. Вариант 3. (Сдам ОГЭ) | 113.48 КБ |
Общество. Вариант 1. (Сдам ОГЭ) | 109.93 КБ |
Общество. Вариант 6. (Сдам ОГЭ) | 84.08 КБ |
Общество. Вариант 7. (Сдам ОГЭ) | 107.43 КБ |
Обществознание. 10-11 класс. Школьный словарь-справочник | 2.86 МБ |
Новый полный справочник по обществознанию. Баранов | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема 6.1. Право, его роль в жизни общества и государства
История естественного права Древняя Греция – софисты Сократ - существуют известные неписанные божественные законы Платон – «Государство» Аристотель - существуют у различных народов, как бы в силу необходимости и независимо от человеческого мнения
История естественного права Средние века. Фома Аквинский – последователь Аристотеля Новое время. Томас Гоббс, Джон Локк (Англия) Жан-Жак Руссо ( самый крупный представитель естественного П. в XVIII в.)
Задача
Согласно учебной программе, проведение уроков физкультуры – обязанность школы Директор обязан предпринять все усилия по проведению уроков физкультуры в школе Перекладывать обязанность на родителей, тем более налагать на них санкции – несправедливо и незаконно
Правовая норма не нарушено, в иске политику необходимо отказать Оснований для возмещения морального ущерба (ст. 1100 ГК РФ) нет, поскольку никакого вреда чести, достоинству и деловой репутации политика не было причинено
Ст. 20.7 КоАП – мелкое хулиганство (нарушение общественного порядка, выражающееся в явном неуважении к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества Привлечение к административной ответственности в виде штрафа (от 500 до 1000 р.)
Контроль за темами диссертаций – явный признак тоталитарного режима (в лучшем случае авторитарного) Наука – это творческая деятельность Лене следует посоветовать выбрать более приемлемую тему из списка
Тема 6.2. Нормы права. Нормативный правовой акт
Примеры Так, в соответствии с российским избирательным законодательством граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют право избирать; лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности.
Гипотеза Гипотезой здесь является часть фразы: "граждане РФ, достигшие 18 лет" - вот два условия, при наличии которых гражданин имеет право избирать в орган власти.
Диспозиция Диспозицией является часть, где установлено само правило поведения - участие в выборах, в голосовании.
Санкция Наконец, последняя часть нормы - санкция (в данном случае неблагоприятная, ибо связана с правонарушением) - предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке, т.е. право, предусмотренное диспозицией.
Если гражданин достиг возраста 18 лет, то ему должно быть предоставлено право участия в выборах , иначе лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности.
Предписание : «Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования» (ст. 43 Конституции РФ) Дозволение : «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» (ст. 32 Конституции РФ ); Запрет: Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ ) «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд» (ст. 81 Конституции РФ);
Выгуливать собаку без поводка в общественном месте – нарушение административного права Административный штраф Гражданское право – возмещение вреда Имущественный вред – потеря части заработка из-за больничного + стоимость брюк Моральный вред – физические страдания, понесенные в момент нападения собаки Нормы конституционного права – право на охрану здоровья и медпомощь (обращение в поликлинику)
Спилили дерево, а значит причинили вред природе. Закон об охране окружающей среды (основной нормативный акт экологического права) запрещает это Нормы административного права (нужно получить разрешение в органах местного самоуправления на установку гаража, 15 метров от жилых домов) За эти нарушения должны быть наложены штрафы, а также может быть принято решение о сносе гаража
Тема 6.3. Понятие правоотношений
Структура правоотношений Субъекты (стороны) Объект Содержание
Содержание правоотношения Субъективные юридические права и обязанности (совершать определенные действия или воздержаться от них) его участников
Отрасль права б ольшая группа (совокупность) правовых норм, регулирующих целую сферу (т.е. область, раздел, круг) однородных, близких по своему характеру общественных отношений
Чтобы стать участником правоотношений, необходимо обладать определенными юридическими качествами (характеристиками): правоспособностью и дееспособностью
Правоспособность установленная государством и гарантированная нормами права способность обладать правами и нести юридические обязанности Возникает с момента рождения и заканчивается со смертью (у физических лиц) Возникает с момента их образования (регистрации либо утверждения положения о них)
Дееспособность установленная государством и гарантированная нормами права способность своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности Возникает с момента достижения определенного возраста: полная дееспособность наступает с 18 лет Исключения: уголовная с 16 лет, а по некоторым видам преступлений – с 14 лет Связана с психическим состоянием человека: необходимо быть психически здоровым ( физ.лицо )
Дееспособность У юридических лиц (организаций) возникает с момента их образования (регистрации)
6.4. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности Правонарушение – общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), противоречащее нормам права и наносящее сред обществу, государству или отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность 1 2
Предварительный просмотр:
Вариант № 2
1. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
1) искусство, наука 2) производство, распределение 3) выборы, референдум 4) группа, этнос
2. Эти потребности человека выражаются в стремлении сохранить и защитить свою жизнь, своих родных и жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Это
1) духовные потребности 2) социальные потребности
3) физиологические потребности 4) потребности в безопасности
3. Ярослав – высокий, атлетического телосложения юноша, с правильными чертами лица, голубыми глазами, светловолосый. Всё это характеризует его как
1) гражданина 2) личность 3) индивидуальность 4) патриота
4. Верны ли следующие суждения о формировании личности?
А. Личность формируется во взаимодействии с окружающими.
Б. Формирование личности не прекращается на протяжении всей жизни человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. К особенностям научного знания относится
1) очевидность содержания для каждого человека
2) нацеленность на получение практического результата
3) соответствие цели и средств познания
4) доказательность и логичность
6. Верны ли следующие суждения о формах культуры?
А. Салонная музыка — это разновидность элитарной культуры.
Б. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Вид косвенного налога, взимаемый с покупателя при приобретении им некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к этой цене
1) налог на доходы физических лиц 2) таможенный сбор 3) акциз 4) дивиденд
8. Государство в условиях рыночной экономики
1) устанавливает цены на товары 2) собирает налоги
3) распределяет ресурсы 4) планирует производство
9. В каком из перечисленных примеров речь идет о сохранении своих накоплений от обесценивания?
1) Татьяна приобрела квартиру в престижном районе
2) Сергей хранит сэкономленные средства дома
3) Иван приобрёл новый автомобиль
4) Марина застраховала принадлежащие ей драгоценности от кражи
10. Верны ли следующие суждения о формах собственности?
А. Одним из путей увеличения доли государственной собственности является национализация.
Б. Конкурентная борьба производителей возможна лишь в условиях частной собственности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. В современных западных странах наиболее распространена семья
1) много поколенная 2) малая (нуклеарная) 3) патриархальная 4) неполная
12. Виктор руководит отделом на крупном предприятии, в его подчинении находятся 30 человек, но рано утром он успевает отвезти своих детей в школу. Это — пример проявления многообразия
1) социальных ролей 2) социальных норм 3) социальной политики 4) социальной мобильности
13. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Все социальные нормы охраняются силой государства.
Б. Социальные нормы по своему характеру могут быть запрещающими, разрешающими и предупреждающими.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
14. Только для правового государства характерна(-но)
1) система законодательства
2) верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной
3) многообразие средств массовой информации
4) деятельность главы государства в строгом соответствии с законом
15. По Конституции СССР 1924 г. на Всероссийский съезд советов выдвигался один делегат от 25 тыс. городских жителей и 125 тыс. сельских. Этот факт показывает, что выборы были
1) неравными 2) ограниченными 3) непрямыми 4) многостепенными
16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политические партии объединяют людей с близкими взглядами на социальные проблемы.
Б. Демократическому режиму присуща многопартийность.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
17. Какой из приведённых примеров иллюстрирует правонарушение?
1) Гражданин К. дал взятку должностному лицу.
2) Иван выступил со свидетельскими показаниями в суде.
3) Антон написал заявление в ОВД о готовящемся преступлении.
4) Юлия получила повестку как кандидат в присяжные заседатели.
18. Какой отраслью права регулируется порядок рассмотрения в суде дел о возмещении морального ущерба?
1) уголовно-процессуальным правом
2) конституционным правом
3) административным правом
4) гражданско-процессуальным правом
19. Согласно российским нормам трудового права, продолжительность рабочей недели для несовершеннолетних работников в возрасте от 16 до 18 лет, которые не учатся, не может превышать
1) 40 часов 2) 35 часов 3) 24 часа 4) 12 часов
20. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?
А. Конституция Российской Федерации была принята путем всенародного референдума.
Б. Конституция Российской Федерации предусматривает особый порядок внесения в нее изменений и дополнений.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
21. Виктору – 12 лет, Антону – 15 лет. Сравните объёмы дееспособности (правовые статусы) 12-летнего и 15-летнего подростков. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) совершение мелких бытовых сделок
2) распоряжение своим заработком, стипендией и иными доходами
3) совершение не требующих нотариального удостоверения сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды
4) внесение вкладов в кредитные учреждения и распоряжение ими | |
Черты сходства | Черты отличия |
22. Установите соответствие между признаками и формами политического участия граждан РФ, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ФАКТЫ |
| ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ |
А) всплеск рождаемости в странах Азии Б) продовольственная помощь стран Европы голодающему населению африканских стран В) сокращение площади лесов на поверхности Земли Г) тенденция старения европейских наций Д) загрязнение Мирового океана | 1) экологическая 2) демографическая 3) разрыв «Севера и Юга» |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
23. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обо значено соответствующей буквой.
(А) Закон «Об образовании» был принят в нашей стране в начале 90-х годов. (Б) Предусмотренное им многообразие типов школ способствует более полному учету интересов учащихся. (В) Вместе с тем разрешенное обучение на дому не всегда обеспечивает полноценное образование.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения.
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
A | Б | В |
24. Учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z. Юношам и девушкам задавали вопрос «Какое высшее образование, на Ваш взгляд, даёт сегодня молодым людям больше возможностей для достижения успеха?» (можно было выбрать не более трёх ответов). Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Большинство опрошенных в обеих группах считают, что высшее образование необязательно для достижения жизненного успеха.
2) Среди тех, кто считают, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения жизненного успеха гуманитарное образование, больше юношей, чем девушек.
3) Доля тех, кто считают, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения жизненного успеха медицинское образование, выше среди юношей, чем среди девушек.
4) Равные доли опрошенных девушек считают, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения жизненного успеха техническое и педагогическое образование.
5) Равные доли опрошенных обеих групп ответили, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения жизненного успеха экономическое образование.
25. В стране Z в 2010 г. было проведено социологическое исследование. Различным возрастным группам граждан задавали вопрос: «Как вы относитесь к парам, которые живут вместе без официальной регистрации брака?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в графической форме.
Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране Z большинство семей живут в официально зарегистрированном браке.
2) Граждане страны Z терпимо относятся к различным формам семьи.
3) Степень защищенности детей, рожденных в официально зарегистрированном браке, выше, чем в семье без официальной регистрации брака.
4) Молодежь более, чем люди среднего возраста, готова создать семью без официальной регистрации брака. 5) В обществе Z не признается ценность семьи и брака.
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Большинство ситуаций таковы, что нужно выбрать лучшую альтернативу из возможных. Лучшую, естественно, для того, кто выбирает...
Если вам предстоит построить мост и есть несколько вариантов места для его строительства, то никак невозможно выбрать два варианта, ибо нужен только один мост.
По принципу «всё или ничего» может быть принято совсем немного решений... Бизнесмен может сочетать ограниченный бюджет на газетную рекламу с широко развёрнутой кампанией рекламы по почте, а правительство может отложить постройку некоторых школ с целью отремонтировать дороги с интенсивным движением. Каждое из этих решений представляет собой компромиссный выбор — частично отказаться от чего-либо, чтобы получить что-то другое в более полной мере.
Одними из наиболее ясных примеров проблемы выбора являются решения, принимаемые в связи с проблемами защиты окружающей среды. Например, больной астмой, инженеры, политики и экологи могут спорить о допустимых нормах загрязнения атмосферы, однако стоимость полного устранения атмосферного загрязнения очень высока. В результате принятые правительством допустимые нормы являются компромиссными с учётом противоположных интересов данных групп людей.
(Российская экономика. − М., 1997)
27. Укажите, как определяет автор компромиссный выбор? Приведите два собственных примера компромиссного выбора.
28. Автор пишет, что в большинстве ситуаций нужно выбрать лучшую альтернативу из возможных. О какой ключевой проблеме экономики здесь идёт речь? Назовите три основных фактора производства. Об ограниченности какого фактора говорит автор приведённого текста?
29. Автор приводит пример компромиссного выбора, который делает правительство. Как называется смета доходов и расходов государства, которая даёт возможность правительству делать подобный выбор? Какую часть этой сметы, доходную или расходную, представляет данный пример? Приведите по одному собственному примеру доходной и расходной части сметы государства, указав, к какой части сметы относится ваш пример.
30. Дискуссии о роли государства в экономике ведутся не одно столетие. Какие аргументы приводят защитники активного государственного вмешательства в рыночную экономику? Приведите три аргумента.
31. Автор говорит о том, что наиболее проблемными являются решения, связанные с экологией. Приведите два объяснения, почему в современном мире экологические проблемы являются наиболее насущными.
Предварительный просмотр:
Вариант № 3
1. К какой сфере общественной жизни относится руководство и управление обществом?
1) экономической 2) политической 3) социальной 4) духовной
2. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность
1) в еде 2) в тепле 3) в продолжении рода 4) в самореализации
3. Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Всё это характеризует Володю как
1) индивида 2) личность 3) ученика 4) товарища
4. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности?
А. Познавательная деятельность направлена на получение информации об
окружающем мире.
Б. В процессе познавательной деятельности участвуют органы чувств и
интеллект человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Как принято называть эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству?
1) нравственность 2) духовность 3) справедливость 4) патриотизм
6. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Характерной чертой религии является вера в сверъхестественные силы.
Б. К мировым относятся религии, наиболее распространённые среди народов различных стран и континентов.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. В условиях рынка цены на товары
1) полностью контролируются производителями
2) предписываются производителям государством
3) зависят от потребительского спроса
4) выступают в качестве ориентира для производителя
8. Отличительной чертой рыночной экономики является
1) централизованное распределение ресурсов
2) свободное ценообразование
3) введение подоходного налога
4) товарный дефицит
9. С апреля по октябрь население приморского региона X. занято в сфере обслуживания туристов, отдыхающих на морском побережье. Рабочих рук в этот период не хватает, поэтому приходится привлекать работников из соседних регионов. Однако в период с ноября по март среди местного населения наблюдается значительная безработица. К какому типу относится безработица в регионе X.?
1) застойной 2) структурной 3) временной 4) сезонной
10. Верны ли следующие суждения о частной собственности?
А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией.
Б. Частная собственность является основой командной экономики.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?
1) преподаватели экономики 2) работодатели 3) петербуржцы 4) мужчины
12. Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?
1) ученик средней школы 2) автомобилист 3) избиратель 4) потребитель
13. Верны ли следующие суждения о социальных ролях?
А. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации.
Б. Все социальные роли человека имеют формальный характер.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
14. Признаком любого государства является
1) многопартийность 2) разделение властей 3) суверенитет 4) парламентаризм
15. В государстве А единая Конституция, система законодательной, исполнительной и судебной власти. Территория страны поделена на дистрикты, не обладающие самостоятельностью. Какова форма территориального устройства государства А?
1) конфедерация 2) федерация 3) автономия 4) унитарное
16. Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Государство обладает монополией на применение силы на основании закона.
Б. Государство представляет собой совокупность инициативных объединений граждан.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
17. Какая отрасль права регулирует имущественные и личные неимущественные права граждан?
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
| ТИПЫ СИСТЕМ |
А) права и обязанности членов социальной группы закреплены юридически Б) отдельные группы имеют подкрепленные законом привилегии В) принадлежность к группе не передается по наследству |
| 1) классовая 2) сословная |
1) трудовое право 2) административное право 3) уголовное право 4) гражданское право
18. В совместном ведении РФ и её субъектов находится(-ятся)
1) управление федеральной государственной собственностью
2) общие вопросы воспитания, образования, науки
3) судоустройство, прокуратура
4) государственные награды и почётные звания РФ
19. Инициативная группа граждан выступила против строительства нового супермаркета на территории парка. В итоге организованных группой массовых выступлений жителей микрорайона решение о строительстве было отменено. Данная ситуация говорит о наличии
1) развитой политической системы 2) местного самоуправления
3) гражданского общества 4) демократического режима
20. Верны ли следующие суждения о правовых нормах?
А. Правовые нормы являются обязательными для исполнения гражданами страны.
Б. Правовые нормы в современном обществе существуют только в письменной форме.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
21. Правительство страны Z провело реформы, в результате которых был осуществлен переход от командной экономики к рыночной. Сравните два типа экономических систем, упомянутых в условии задания. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) конкуренция товаропроизводителей
2) господство государственной собственности
3) решение проблемы ограниченности ресурсов
4) производство товаров и услуг
| |||
Черты сходства | Черты отличия | ||
22. Установите соответствие между типами социальных структур и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В |
23. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) В ходе социологического опроса было установлено, что самая распространённая причина опозданий на работу – пробки и перебои в работе транспорта. (Б) Более половины опрошенных граждан сказали, что руководство их предприятий никаких особых мер против опозданий не принимает. (В) Такое либеральное отношение к опаздывающим негативно сказывается на трудовой дисциплине на предприятии.
Определите, какие положения текста: 1) отражают факты 2) выражают мнение
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
А | Б | В |
|
|
|
24. Учёные страны Z провели опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Какой способ поведения в межличностном конфликте вы считаете наиболее эффективным?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Большая доля 40-летних выбирает противоборство, чем уход из ситуации.
2) Противоборство выбирает меньше 40-летних, чем 18-летних.
3) Среди 18-летних сотрудничество более популярно, чем уход из ситуации.
4) Одинаковые доли опрошенных обеих групп выбирают уступку как наиболее эффективный способ поведения в конфликте.
5) Уход из ситуации наиболее популярен среди обеих групп опрошенных.
25. В стране Z в 2010 г. было проведено социологическое исследование. Совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Какие музеи вы посещаете чаще всего?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) На протяжении десятилетий интерес к художественным музеям не уменьшается.
2) Тематические музеи востребованы узким кругом любителей и знатоков.
3) Граждане проявляют интерес к условиям жизни прошлых поколений.
4) В современном обществе растет число людей, не посещающих музеи.
5) Музеи природы можно перепрофилировать или закрывать — они неинтересны современным людям.
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.
Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т. д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.
На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. <...>
Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.
(По П. Смелзеру)
27. Как автор характеризует социализацию? От чего, по его мнению, зависят методы социализации?
28. Что автор называет социальными нормами? Какой вид социальных норм представлен в законах? Примеры какого другого вида социальных норм приведены автором?
29. Автор пишет о том, что в процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.
30. В процессе социализации граждан активно участвует государство. Предположите, какие качества оно стремится сформировать у граждан. Укажите любые два качества и кратко поясните свой выбор.
31. Ученики одного класса, одетые в школьную форму, даже выполняя одинаковые правила и задания, остаются непохожими друг на друга. Но это не означает, что их социализация идёт неудачно. Приведите два обоснования (аргумента), подтверждающие это мнение.
Предварительный просмотр:
1. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?
1) исчезновение многих биологических видов 2) научно-технический прогресс
3) увеличение продолжительности жизни человека 4)распространение алкоголизма и наркомании
2. Человек, в отличие от представителей животного мира,
1) укрывается от холода 2) заботится о своём потомстве
3) нуждается в общественном признании 4) строит жилища из природных материалов
3. Многие страны мира столкнулись с проблемой изменения климата: катастрофические наводнения, засухи и лесные пожары происходят все чаще. В этом проявляется(-ются)
1) проблема разрыва в уровнях развития регионов мира
2) проблема исчерпания природных ресурсов
3) глобальные проблемы народонаселения
4) глобальные экологические проблемы
4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества?
А. Общество развивается изолированно от природы.
Б. Природа и общество развиваются по одинаковым законам.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого, называется
1) обряд 2) ритуал 3) церемония 4) нравы
6. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука систематизирует знания об окружающем мире.
Б. Наука помогает обществу в решении глобальных проблем.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. К основным факторам (ресурсам) производства относится
1) капитал 2) торговля 3) цена 4) спрос
8. К косвенным налогам относится
1) налог на прибыль 2) акциз 3) подоходный налог 4) налог на имущество
9. В конце 1991 г. доходы федерального бюджета нашей страны составили 145,6 млрд рублей, а расходы — 228,8 млрд рублей. Эти данные непосредственно отражают
1) спад производства 2) бюджетный профицит 3) рост инфляции 4) бюджетный дефицит
10. Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Прямые налоги существуют в виде надбавок к цене определённых товаров.
Б. К прямым налогам относят налог на имущество.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Что относится к основным функциям семьи?
1) освоение новых технологий 2) поддержание политической стабильности
3) повышение культурного уровня 4) воспитание детей и подростков
12. Социальная роль, которую способен исполнять и подросток, и взрослый
1) ученик средней школы 2) покупатель в магазине 3) заёмщик в банке 4) водитель автобуса
13. Верны ли следующие суждения об этнических группах?
А. Этнос сочетает в себе и биологические, и социальные свойства людей.
Б. Этносы формируются только после возникновения государства.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
14. Одна из задач политической партии в демократическом обществе —
1) участие в политической борьбе 2) контроль над частной жизнью изби рателей
3) определение цен на товары и услуги 4) владение недвижимостью и акциями предприятий
15. В США в середине XIX века избирательные права получили все белые мужчины, затем — бывшие рабы, а в 1920 г. — женщины. Это движение в направлении к избирательному праву
1) равному 2) формальному 3) прямому 4) всеобщему
16. Верны ли следующие суждения о принципах демократических выборов?
А. Принцип равенства заключается в принадлежности каждому избирателю только одного голоса, который оценивается одинаково.
Б. Процедура тайного голосования – необходимый принцип демократических выборов.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
17. Отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения граждан и фирм
1) семейное право 2) административное право 3) трудовое право 4) гражданское право
18. Президент государства М. заявил о своем намерении баллотироваться на следующих выборах президента, несмотря на то, что он уже занимает этот пост в течение двух сроков подряд. Таким образом, он нарушил Конституцию. Нормы какой отрасли права будут регулировать этот вопрос?
1) административного 2) трудового 3) конституционного 4) гражданского
19. Гражданин приобрёл для домашнего пользования стиральную машину. Сервисная служба магазина доставила, установила и подключила стиральную машину, а также передала гражданину гарантийный талон. Отношения гражданина с магазином регулируются нормами права
1) гражданского 2) трудового 3) конституционного 4) административного
20. Верны ли следующие суждения о правонарушении?
А. Правонарушение может выражаться в действиях или бездействии человека или группы лиц.
Б. Правонарушение связано с антиобщественным поведением, причиняет вред людям, государству и обществу в целом.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
21. В приведенном списке указаны черты сходства понятий «искусство» и «наука» и черты их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) отражает представления человека о мире и своем месте в нем;
2) не зависит от мнения конкретного человека;
3) выражает точку зрения конкретного человека;
4) является частью духовной жизни человека.
Черты сходства | Черты различия | ||
22. Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ |
| ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА |
А) обеспечение охраны правопорядка Б) организация работы общественного транспорта В) выплата пенсий, субсидий Г) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров Д) бесплатное обеспечение отдельных групп граждан лекарственными препаратами |
|
населения
благ |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д |
23. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Социологи задавали респондентам вопрос о том, что делает человека счастливым. (Б) Счастье зависит, прежде всего, от самоощущения человека, а не от внешних обстоятельств. (В) Более половины респондентов убеждены, что уровень достатка, образование и место жительства не влияет на то, чувствует себя человек счастливым или нет.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнение
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
А | Б | В |
|
|
|
24. В стране Z в 2010 г. было проведено социологическое исследование. Совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Бывает ли так, что в обсуждении со своими родными и знакомыми каких-либо проблем вы ссылаетесь на мнения ученых, научные факты?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в графической форме.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Никогда не обращаются к научным фактам при обсуждении различных проблем около половины опрошенных.
2) Редко обращаются в обсуждении проблем к научным фактам меньше опрошенных, чем те, которые делают это часто.
3) Затруднился в ответе на вопрос каждый десятый опрошенный.
4) Редко используют научные факты при обсуждении проблем менее трети опрошенных граждан.
5) Часто ссылаются на мнения ученых меньше опрошенных, чем те, которые не делают этого никогда
25. В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом. 2) Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для работников как частных фирм, так и государственных предприятий.
3) Модернизация производства позволяет повысить заработную плату работников.
4) Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли опрошенных.
5) Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащённости.
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.
Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...
Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не всё. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...
Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.
(По кн. Л. Л. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92—93)
27. Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?
28. Что, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы этносов? (Назовите четыре фактора)
29. В чем автор видит проявления динамизма стереотипа поведения этноса? Приведите два примера такого динамизма.
30. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.
31. Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.
Предварительный просмотр:
Диагностическая работа по обществознанию. 9 класс. Вариант 6.
1. К какой сфере жизни общества относится деятельность предприятий по производству потребительских товаров и услуг?
1) экономической 2) политической 3) социальной 4) духовной
2. Какой из примеров иллюстрирует межличностный конфликт?
1) Правительство страны объявило о повышении таможенных сборов.
2) Одноклассники поссорились из-за графика дежурства.
3) Сотрудник ГИБДД выписал штраф за превышение скорости.
4) Работник предъявил претензии работодателю по поводу несвоевременной выплаты заработной платы.
3. Политическая организация критикует политику правительства в отношении пенсионеров. Какие сферы жизни общества непосредственно затрагивает эта деятельность?
1) экономическую и социальную 2) политическую и духовную
3) экономическую и духовную 4) политическую и социальную
4. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе.
Б. Общество возникло раньше, чем появилось государство.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Тип мировоззрения, утверждающий ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей, называется
1) философским 2) гуманистическим 3) научным 4) обыденным
6. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия требует от верующих соблюдения определённых правил.
Б. Религия оказывает влияние на отношение верующего к окружающему миру.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. К экономической сфере общества относятся отношения между
1) несколькими народностями, живущими в одной стране
2) участниками биржевых торгов 3) учителем и учениками
4) бывшими супругами
8. К косвенным налогам относится
1) налог на прибыль 2) акциз 3) подоходный налог 4) налог на имущество
9. Какое экономическое явление отражается в следующем описании А. Смита: «Портной не шьёт себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не шьёт для себя одежду, а покупает у портного»?
1) специализация 2) инфляция 3) социализация 4) безработица
10. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. Рыночной экономике свойственна конкуренция производителей.
Б. Рыночная экономика периодически подвержена кризисам.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. К социально значимым признакам, определяющим положение человека в обществе, относят
1) уровень образования 2) мировоззрение 3) физические данные 4) особенности темперамента
12. Пётр после двадцати лет работы на заводе стал начальником отдела. Это — пример
1) горизонтальной социальной мобильности 2) социальной стратификации
3) вертикальной социальной мобильности 4) социального неравенства
13. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?
А. Один из способов преодоления межнациональных конфликтов — развитие диалога культур.
Б. Одной из причин межнациональных конфликтов являются межнациональные споры.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
14. Какой из приведённых терминов обозначает участника политической деятельности?
1) производитель 2) потребитель 3) исследователь 4) избиратель
15. Организация N, имеющая чёткую разветвлённую структуру, объединяет сторонников для участия в предстоящих выборах в законодательный орган. Данная организация является
1) общественной организацией 2) парламентской фракцией
3) политической партией 4) государственным учреждением
16. Верны ли следующие суждения о политических режимах?
А. К демократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет парламент — коллективный законодательный орган.
Б. К недемократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет правитель с неограниченной властью.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
17. К специфическим правам ребенка относится(ятся)
1) право на жизнь 2) право жить в семье 3) право собственности 4) избирательные права
18. Согласно Конституции России, высшим органом исполнительной власти является
1) Счётная палата 2)Правительство России 3) Федеральное Собрание 4)Генеральная прокуратура
19. В приведенном списке уголовным преступлением является
1) изготовление, хранение и сбыт наркотиков 2) нарушение правил дорожного движения
3) опоздание на работу 4) нарушение тишины в ночное время
20. Верны ли следующие суждения о разделении властей в правовом государстве?
А. Разделение властей является признаком, характерным только для республиканских государств.
Б. Принцип разделения властей заключается в распределении полномочий между центральными и местными органами власти.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
21. На уроке ученик получил задание сравнить два вида республик: парламентскую и президентскую.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.
1) Глава правительства — лидер партии, победившей на выборах.
2) Президент является главой государства.
3) Парламент обладает законодательной властью.
4) Президент избирается всенародным голосованием.
| |||
Черты сходства | Черты отличия | ||
22. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ФАКТЫ |
| СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ |
А) заполнение налоговой декларации Б) выборы депутатов Госдумы В) создание политической партии Г) введение налога на добавленную стоимость |
| 1) политическая 2) экономическая |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г |
23. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) С начала XXI века в стране Z проводится реформа государственной власти. (Б) По данным статистических исследований, доля граждан, в полной мере реализующих свои политические права и свободы, увеличилась вдвое. (В) Результаты преобразований, скорее всего, совпали с надеждами реформаторов.
Определите, какие положения текста: 1) отражают факты; 2) выражают мнения.
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
24. В стране X в течение нескольких лет проводились социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «В какой валюте сейчас наиболее выгодно и безопасно хранить свои сбережения и накопления?» Результаты опроса приведены в таблице.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В два раза увеличилось количество граждан, доверяющих евро.
2) В 2002 г. одна треть населения хранила свои сбережения в евро.
3) Большая часть граждан стала хранить свои сбережения в национальной валюте в 2012 г. по сравнению с 2002 г. 4) В 2005 г. примерно одинаковое количество граждан хранило свои сбережения в долларах и в евро. 5) Большинство граждан хранит свои сбережения в 2012 г. в евро.
25. Учёные опросили 20-летних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т. п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Молодёжь страны Z в наибольшей степени заинтересована в активной политической деятельности на безвозмездной основе.
2) Молодёжь страны Z имеет возможность оказывать помощь, приносить пользу в различных сферах общественной жизни.
3) Девушек особенно волнуют проблемы защиты окружающей среды.
4) Большинство опрошенных не готовы оказывать безвозмездную помощь.
5) Участие в профессиональных объединениях не очень привлекательно как для юношей, так и для девушек.
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Третейские суды
Третейскими судами (арбитражами) называются негосударственные органы по разрешению правовых споров. Название третейских судов происходит от слова «третий», так как для решения конфликта две стороны приглашают третью.
Законодательство многих стран признает возможность создания третейских судов. Различают суды для разрешения одного конкретного спора и постоянно действующие арбитражи при различных организациях — торгово-промышленных палатах, биржах, предприятиях и т. д.
В третейский суд могут передаваться споры, возникающие из гражданско-правовых отношений. Споры, вытекающие из налоговых, административных и других не гражданских правоотношений, третейским судам неподведомственны. Правом на обращение в третейский суд обладают все субъекты права, в том числе и с участием иностранных сторон.
Чтобы передать дело в третейский суд, стороны должны заключить письменное соглашение. В отличие от государственного суда третейский суд является добровольным. Еще одно отличие от государственных судов — выбор судей сторонами. Третейскими судьями могут быть избраны любые совершеннолетние граждане, согласившиеся стать судьями. Каждая сторона избирает по одному судье, а те избирают третьего судью. Процедура третейского разбирательства является более гибкой, свободной, быстрой и дешевой, чем в государственном суде, что привлекает стороны.
Третейский суд обязан вынести решение, основанное на законе и являющееся обязательным для сторон. Все материалы дела передаются на хранение в государственный суд. Заинтересованная сторона может обратиться в государственный суд за принудительным исполнением решения третейского суда.
Третейские суды наиболее распространены в сфере коммерции и бизнеса. Большинство международных контрактов содержат «третейскую оговорку», что стороны в случае возникновения споров будут обращаться в один из международных арбитражей.
(Пронькин В. Н., Гутников А. Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: книга для ученика. СПб, 2000. Т. 1. С. 348—349)
27. Какие два вида третейских судов выделены в тексте?
28. Назовите три отличия третейского суда от государственного, перечисленные в тексте.
29. Третейские суды наиболее распространены в сфере коммерции и бизнеса. Поясните, с чем связано распространение третейских судов именно в этих сферах. Приведите примеры споров, которые могут быть решены в третейском суде.
30. Квартиру гражданина Н. ограбили, похитив все ценные вещи. Преступников удалось найти и задержать. Может ли гражданин Н. обратиться в третейский суд с требованием возмещения ему ущерба и наказания преступников? Приведите положение текста источника, которое помогает ответить на данный вопрос.
31. За рубежом появилась еще одна разновидность третейского суда — квазитретейский суд. Например, в США стороны обращаются к опытному юристу с просьбой сыграть роль настоящего судьи и провести как бы настоящее судебное разбирательство. В США такие суды становятся все более популярными. А российские граждане считают их «ненастоящими», и подобная форма суда у нас не развивается. С какой из данных позиций вы согласны? Используя текст и свои знания курса «Обществознание», приведите два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения.
Предварительный просмотр:
Диагностическая работа по обществознанию. 9 класс. Вариант 7.
1. Под обществом в широком смысле понимают...
1) всё население Земли в прошлом, настоящем и будущем
2) единство живой и неживой природы
3) весь мир в многообразии его форм и проявлений
4) определённый этап исторического развития
2. Человек, в отличие от представителей животного мира,
1) укрывается от холода 2) заботится о своём потомстве
3) нуждается в общественном признании 4) строит жилища из природных материалов
3. В государстве N образование доступно только высшим сословиям, продвижение по социальной лестнице крайне затруднено, основу экономики составляет натуральное хозяйство. К какому типу относится общество государства N?
1) индустриальному 2) постиндустриальному 3) традиционному 4) информационному
4. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является частью материального мира.
Б. Общество включает в себя различные формы взаимодействия людей.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. К объектам материальной культуры относится (ятся)
1) паровая машина 2) правила поведения в кино
3) ритуал смены воинского караула 4) миф о подвигах Геракла
6. Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Современная система образования включает учебные заведения разного типа.
Б. Современная система образования в демократическом обществе ориентируется на потребности общества и личности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Доход в государственный бюджет приносит(-ят)
1) обслуживание государственного долга 2) дотации предприятиям
3) льготы общественным фондам 4) таможенные пошлины
8. Неучастие в общественном производстве трудоспособного населения рабочего возраста
1) прогул 2) безработица 3) иждивенчество 4) правонарушение
9. Для экономики государства М. характерно господство государственной собственности на средства производства, отсутствие конкуренции и централизованное распределение ресурсов. К какому типу относится экономика государства М.?
1) рыночная 2) смешанная 3) традиционная 4) командная
10. Верны ли суждения о рынке?
А. Рынок порождает тенденцию к монополизации производства.
Б. Рынок решает все региональные проблемы с распределением ресурсов.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Офицеры, учителя, горняки составляют группы
1) сословные 2) этнические 3) региональные 4) профессиональные
12. Какой социальный факт иллюстрирует политическую роль гражданина?
1) Ирина Валерьевна проработала в школе 25 лет.
2) Легкоатлеты завоевали медаль на Олимпийских играх.
3) Юрий Анатольевич голосовал на выборах.
4) Александр Николаевич купил телевизор отечественного производства.
13. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?
А. Семейное положение человека является важной характеристикой его социального статуса.
Б. Человек в семье выполняет различные роли.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
14. Тоталитарный режим отличает
1) всесторонний контроль государства над жизнью общества 2) гарантия прав и свобод граждан
3) деятельность свободной прессы 4) наличие государственного аппарата
15. Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Формирование государства происходило по экономическим причинам.
Б. Государство возникло для защиты от нападения внешних врагов.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
16. Верны ли следующие суждения о принципах демократических выборов?
А. Принцип равенства заключается в принадлежности каждому избирателю только одного голоса, который оценивается одинаково.
Б. Процедура тайного голосования — необходимый принцип демократических выборов.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
17. Что относится к отличительным признакам правового государства?
1) наличие суверенитета 2) деятельность правоохранительных органов
3) налогообложение граждан 4) верховенство закона
18. Президент Российской Федерации
1) избирается всенародным голосованием 2) назначается сроком на 5 лет
3) избирается Государственной Думой 4) утверждается Федеральным Собранием
19. Производитель (продавец) определённых категорий товара обязан осуществлять гарантийный ремонт в случае необходимости. Какое право потребителя защищается этими действиями?
1) право на возмещение причинённого вреда 2) право на безопасность
3) право на качественный товар 4) право на полную и достоверную информацию о товаре
20. Верны ли следующие суждения об особенностях трудоустройства несовершеннолетних?
А. При заключении трудового договора с несовершеннолетним работником по соглашению сторон может быть установлен испытательный срок.
Б. Для несовершеннолетних работников установлена 40−часовая рабочая неделя.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
21. Сравните виды деятельности человека — труд и игру.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.
1) Получение практически полезного результата.
2) Удовлетворение потребностей.
3) Условный характер.
4) Направленность на достижение цели.
| |||
Черты сходства | Черты отличия | ||
22. Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
| ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ |
А) защита от холода Б) общение с друзьями В) реализация своих способностей Г) самосохранение Д) достижение карьерного роста |
| 1) биологические 2) социальные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
23. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(A) Редакция известного журнала опросила читателей о том, как они оценивают политическую ситуацию в стране. (Б) К сожалению, многие граждане заявили о полном отсутствии интереса к политике. (B) Очевидно, правительству и политическим партиям следует приложить усилия для повышения политической информированности и активности граждан.
Определите, какие положения текста: 1) отражают факты; 2) выражают мнения.
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
24. В стране X в течение нескольких лет были проведены социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «Как вы считаете, куда должны направляться сверхприбыли, полученные от высоких цен на нефть?» Результаты опросов приведены в таблице.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Постоянно растет число граждан, считающих необходимым направлять эти средства на борьбу с бедностью.
2) Сократилось количество граждан, считающих, что эти средства надо направлять на жилищное строительство.
3) Каждый пятый опрошенный гражданин считает необходимым направлять эти средства на финансирование науки и образования.
4) Каждый второй опрошенный гражданин считает необходимым дополнительное финансирование армии.
5) Увеличилось количество граждан, считающих необходимым направить эти средства на погашение внешних государственных долгов.
25. Учёные опросили 25-летних и 55-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Вопросы карьерного роста важны для молодёжи.2) Работники старшего возраста меньше конфликтуют со своими коллегами.3) Для значительной части работников материальные стимулы являются основными.4) Возможность самореализации является одним из двух важнейших мотивов трудовой активности работников независимо от их возраста.5) Роль интереса к работе как мотива трудовой активности ослабевает с возрастом.
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Юридические нормы, как мы уже знаем, — «кирпичики», исходные элементы всего здания права данной страны. Отрасли — наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания. Таковы уголовное право, трудовое право, административное право, гражданское право и т. д. В своей совокупности эти отрасли и составляют право в целом — систему права данной страны. Отрасль права — это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений.
При указании на отрасль права можно отметить целый ряд её признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет», т. е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных общественных отношений: конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «своё законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом; гражданскому праву — гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом.
И всё же главная особенность каждой отрасли — наличие особого юридического режима («метода регулирования»), который характеризует то, как, каким способом — через дозволения, запрещения, обязывания — осуществляется юридическое регулирование. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям — уголовное; к обязываниям — административное. Квалифицированный юрист-практик знает, что обозначение юридических дел в качестве уголовных, трудовых, семейных свидетельствует о том, что в данном случае действует особый юридический порядок. Например, гражданин заключил с организацией соглашение о производстве работы, а потом возник конфликт, и юридическому органу нужно рассматривать «дело». Какое дело? Ответ на этот вопрос зависит от того, какое было заключено соглашение. Трудовой договор? Просто соглашение на выполнение подрядных работ? В первом случае (трудовой договор) вступает в действие трудовое право. Если же заключено подрядное соглашение, то тут уже другой юридический режим, устанавливаемый и поддерживаемый не трудовым, а гражданским правом.
(По С. С. Алексееву)
27. Какое определение отрасли права дано в тексте? Объясните связь терминов «норма права», «законодательный акт», «отрасль права».
28. Какие три признака отрасли права рассмотрены автором?
29. В тексте приведены примеры некоторых отраслей права. Назовите любые три отрасли и, опираясь на знание обществоведческого курса, определите для каждой её предмет.
30. С какой целью правовые нормы объединяются в кодексы? Какие два примера кодексов приведены в тексте? Используя обществоведческие знания, приведите ещё один пример кодекса.
31. Какие три метода регулирования, по мнению автора, действуют в различных отраслях права? На примере любой отрасли права поясните, почему она тяготеет к тому или иному методу регулирования.