История страны начинается с истории своей семьи
Как могучая река начинается с маленького ручейка, так и история страны начинается с истории каждой семьи. Страна - это мы. Сильна та страна, где каждый знает и чтит историю своего рода и своей Родины.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как большая и могучая река начинается из маленького родника, так и история великой страны начинается с истории отдельного человека и его семьи. Сильна та страна, в которой народ знает и чтит свою историю. Поэтому, на первом этапе в 5 классе внеклассная работа проводилась в соответствии с темой «История моей семьи – история моей страны»
Цель проекта на данном этапе – связать историю каждой семьи с историей родного края и страны в целом, помочь детям восстановить, а зачастую и просто ознакомиться, историю своего рода, лучше узнать историю Магадана и Магаданской области.
История нашего края уникальна. Если история любого края, области, региона в центральных районах страны едина, и основная часть населения проживает на той же территории, на которой родились и жили их деды и прадеды, то история Магаданской области состоит как бы из двух ветвей: истории коренных народов Северо – Востока и истории того общества, которое сложилось в результате вынужденной миграции населения Советского Союза в XX веке. Поэтому и работа по изучению истории своей семьи и истории родного края велась по двум направлениям: откуда родом я и моя семья, и история нашего края в прошлом.
Тематика классных часов 2008-2009 учебного года:
1. Знаешь ли ты свой город? (классный час - викторина)
2. Моё генеалогическое древо.
3. Откуда я родом. (Рассказ о том, где родились и откуда приехали сами дети, их родители, дедушки и бабушки).
4. Археологические раскопки на территории нашего края.
5. Наш край в далёком прошлом.
6. Быт и нравы жителей нашего края.
7. Конкурс рисунков «Я рисую Магадан»
8. Великая отечественная война – почему великая и почему отечественная?
9. Ордена Великой Отечественной войны.
10. Магаданцы – герои Великой Отечественной войны.
11. Наш край в годы Великой Отечественной войны.
12. Открытие Берингова пролива.
13. От зимовья до городов.
14. Моя семья в истории моего города.
Первый классный час был проведён в виде викторины, где по фотографиям дети должны были узнать изображённое на каждой из фотографий место. Выяснилось, что пятиклассники достаточно хорошо знают современный центр города, но фотографии отдалённых районов города и снимки, сделанные 20-30 лет назад, иногда вызывали затруднения при узнавании.
Затем было проведено несколько занятий, на которых детям было разъяснено, что такое генеалогическое древо и как его составить. После этого каждый ребёнок совместно с родителями составил генеалогическое древо своей семьи и представил его на классном часе. Некоторые семьи восстановили свои родословные вплоть до 16 века. Но, к сожалению, есть семьи, где дети не знают даже историю своих бабушек и дедушек, а зачастую и их имена.
Следующим этапом был классный час «Откуда я родом», на котором дети рассказывали, где родились они, их родители, деды и прадеды. По ходу их рассказов на карте бывшего Советского Союза отмечались города, откуда родом сами дети, их родители или бабушки и дедушки. В конце классного часа была составлена наглядная картина миграции современного населения Магаданской области: корни нынешних магаданцев нашлись практически во всех бывших республиках СССР, а так же и за его пределами: в Польше, Финляндии, Германии и др.
Среди сочинений о своей семье и городе Магадане были даже стихотворения, сочинённые детьми о своём городе.
Существенную помощь на следующем этапе данной работы оказало сотрудничество с кафедрой всеобщей истории и истории России СВГУ. При изучении курса «Историческое краеведение» студенты подготовили беседы и презентации для учащихся. Участники научных археологических экспедиций под руководством доцента И. Ю. Панкратовой, А. Афанасьев и Д. Волков провели классный час по теме «Археология как источник познания родного края». Они умело охарактеризовали роль археологии в изучении истории первых жителей региона, раскрыли уровень формирования их материальной культуры на различных этапах развития. На классных часах «Наш край в далёком прошлом» и «Быт и нравы жителей нашего края» учащиеся узнали о животном мире, занятиях древних жителей нашего края, о ремёслах и промыслах коренных жителей края, ознакомились с различными видами жилищ (яранга, юрта, эвенский чум, древнее жилище эскимосов с каркасом из костей кита и др.), посмотрели различные виды одежды древних жителей нашего края, украшения, орудия охоты, примеры наскальной живописи (пегтымельские петроглифы). Классные часы проводились в игровой форме, где учащимся не просто рассказывались исторические данные и показывались различные иллюстрации в виде презентаций, но и по итогам каждого классного часа предлагались различные кроссворды и игры.
Результаты работы были собраны в виде сборника детских работ и распечатаны в школе. Так же была сделана компьютерная презентация по итогам работы над данным проектом.
В мае месяце учащиеся 5 класса Б приняли участие во всеросийском конкурсе «Моё родословие» по результатом которого дети были награждены дипломами и ценными подарками. Так же ребята приняли активное участие в интернет-акции «Журавлик мира», проводимой сайтом творческих учителей ( www.it-n.ru ), проведя её в классе, в детском саду и в парке отдыха.
В шестом классе работа по теме «История моей семьи в истории моей страны» была продолжена, но этом учебном году она охватывала вопросы по тематике «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Целью данной работы являлось восстановление истории семьи в годы Великой Отечественной войны, привитие учащимся чувства гордости за свою семью и свою страну в целом; воспитание патриотизма.
В рамках данного проекта были проведены классные часы по темам:
- Мой город в годы войны.
- Награды Великой Отечественной войны в моей семье.
- Александр Матросов и матросовцы.
- Подвиг нашего земляка Ивана Куприяновича Скуридина.
- Подвиг ленинградцев.
- Имена на улицах моего города.
- Боевые ордена Великой Отечественной войны
- Наградная система Российского государства.
- Конкурс сочинений «Моя семья в годы войны»
Учащиеся 6 класса Б приняли активное участие в интернет-проекте на сайте www.it-n.ru «Забытые памятники незабытой войны» с проектом восстановления мемориальной доски Герою Советского Союза И. М. Скуридина.
Группа учащихся 6 класса Б приняла участие в городском конкурсе «Я гражданин» с проектом восстановления памятной доски И. К. Скуридину, став дипломантом данного конкурса.
В седьмом классе основное внимание в работе над проектом уделялось изучению неизвестных страниц истории Великой отечественной войны и работе над проектом «Имена на улицах города» (Работу над проектом «Имена на улицах города» для участия в городском конкурсе «Я гражданин» возглавила на данном этапе педагог организатор Бережнова Е. А.)
Был проведён цикл классных часов, посвящённых как Великой отечественной войне, так и истории России в целом:
- Государственные символы России.
- Из истории георгиевской ленточки.
- Награды России (периода до 1917 года)
- Военные награды Советского Союза.
- Никто не забыт, ничто не забыто. (Классный час, посвящённый Дню Победы)
- Имена на улицах города ( Ю.А.Билибин)
- Имена на улицах города (А.К.Болдырев)
- Имена на улицах города (С.С.Вострецов)
- Имена на улицах города (К.Я.Лукс)
Команда «Шаг», принимавшая участие в акции «Я гражданин», стала призёром городского и областного этапов.
В восьмом классе часть внеурочных занятий были посвящены 200-летию Отечественной войны 1812 года. Были проведены классные часы по темам:
- «Полководцы Отечественной войны».
- «Герои Отечественной войны 1812 года».
- «Вооружение русской армии в XIX веке».
- «Роль казаков в Отечественной войне 1812 года».
Так же была продолжена работа по изучению истории родного края.
В рамках данной работы был проведён классный час – викторина совместно со студентами 2 курса исторического факультета СВГУ. Классный час был проведён в форме соревнования между несколькими командами. Вопросы викторины, кроссворды, игры были разработаны участниками команды «Шаг». Победила в конкурсе команда учеников 8 класса.
Команда «Шаг», состоящая из учеников 8 класса Б, продолжила работу над проектом «Имена на улицах города», разработав методическое пособие с занимательными историческими и краеведческими материалами. В текущем учебном году команда «Шаг» стала одним из трёх победителей областного конкурса «Я гражданин», материалы представленные командой отправлены на всероссийский этап конкурса. (Возглавляла работу команды Е. А. Бережнова) В беседе с учениками 8 класса Б, участниками команды «Шаг», мэром города Печёным В. В. было обещано издание разработанного пособия тиражом 1000 экземпляров для школ города и области.
В течение всех четырёх лет учащиеся данного класса принимали активное участие во всех военно-спортивных и патриотических мероприятиях школы. Четыре года подряд они занимают первое место в празднике песни и строя, традиционно проходящем в гимназии в День защитника Отечества, награждены дипломами «За лучшее исполнение песни» и «Лучший командир», стали дипломантами конкурса инсценированной военной песни, ежегодно принимали участие в вернисаже боевых листков.
Заключение.
Изучение истории своей семьи, истории своего края и страны в целом способствует развитию чувства патриотизма, гордости за свою Родину, учит ответственности за события, происходящие рядом.
Вовлечение во внеурочную деятельность учащихся, их родителей, студентов и преподавателей университета, представителей общественности способствует расширению сферы духовного общения различных поколений, формирует общность интересов, укрепляет взаимопонимание и взаимообогащение людей, учит школьников жить в реальном мире.
Итогом проделанной работы может служить развитое чувство патриотизма, воспитанность членов данного классного коллектива.
В текущем учебном году 8 класс Б, как победитель праздника песни и строя, будет представлять гимназию на параде, посвящённом Дню Победы 9 мая.
Опыт моей работы по данной теме самообразования был обобщён на совместном заседании городского методического объединения классных руководителей и городского методического кабинета в 2010 году.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наша страна состоит из множества областей и краёв, каждая область из городов и сёл, каждый населённый пункт состоит из множества домов, в которых живут люди. Следовательно, страна – это люди живущие в ней, а значит и история нашей страны начинается с истории каждого из нас, истории наших семей. Кроме того, история нашего края уникальна. Если жители любого региона в центральных районах страны живут на территории того края, где жили их деды и прадеды, то история нашей области состоит как бы из двух линий: истории коренных жителей Северо – Востока России и истории того общества, которое образовалось в период вынужденной миграции населения в советский период. Цель нашего проекта – связать историю каждой семьи с историей своего края и страны в целом, помочь детям восстановить, а зачастую и просто ознакомиться, историю своего рода, лучше узнать историю родного края.
Тематика классных часов в I полугодии 2008-2009 учебного года: 1. Знаешь ли ты свой город? (классный час - викторина) 2. Моё генеалогическое древо. 3 . Откуда я родом. (Рассказ о том, где родились и откуда приехали сами дети, их родители, дедушки и бабушки). 4. Археологические раскопки на территории нашего края. 5. Наш край в далёком прошлом. 6. Быт и нравы жителей нашего края. 7. Конкурс рисунков «Мой любимый Магадан»
Первый классный час был проведён в виде викторины, где по фотографиям дети должны были узнать изображённое на каждой из фотографий место. Выяснилось, что пятиклассники достаточно хорошо знают современный центр города, но фотографии отдалённых районов города и снимки, сделанные 20-50 лет назад, иногда вызывали затруднения при узнавании.
Узнай свой город…
Узнай свой город…
Узнай свой город…
Узнай свой город…
Узнай свой город…
Затем было проведено несколько занятий, на которых детям было разъяснено, что такое генеалогическое древо и как его составить. После этого каждый ребёнок совместно с родителями составил генеалогическое древо своей семьи и представил его на классном часе. Некоторые семьи восстановили свои родословные вплоть до 16 века. Но, к сожалению, есть семьи, где дети не знают даже историю своих бабушек и дедушек, а зачастую и их имена.
Моё генеалогическое дерево
Автор идеи, компьютерная обработка, монтаж: Юрченко Наталья Васильевна В презентации использованы работы учащихся 5 класса Б МОУ «Гимназия №13»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Следующим этапом было сочинение на тему «Откуда мы родом» Щербанёв Михаил. Меня зовут Миша Щербанёв . У меня есть большая семья. Я родился в Магадане, городе на окраине России. Живу я всё тут же, в Магадане. Моя мама из города Среднеколымска . У моей бабушки пять братьев и одна сестра. А приехали они в Магадан с моим прадедом Афанасием. Его отправили в Магадан по работе. Он был оперуполномоченным НКВД и ловил банды преступников. И у всех них фамилия Бережновы . Все они ветераны труда. Мой папа родом из села Целена. Зовут его Щербанёвым Иваном. Сейчас его мама, то есть моя бабушка, и мой дядя живут в городке Сальск. Его дед, мой прадед, воевал. И, когда мы отдыхали в Севастополе, я видел его имя на «Камне героев». У меня ещё много родных и близких. И перечислять их надо очень долго. Чебанов Егор. Моя мама родилась на Украине в Днепропетровской области в городе Кривой Рог в 1962 году. Мой папа родился в 1967 году в Хабаровске. Мамина мама, моя бабушка, родилась на Украине в Кировоградской области, деревня Казанка в 1936 году. Мамин папа, мой дедушка, родился в России на Ставрополье в 1936 году. Папина мама родилась в Воронеже в 1939 году, а папин папа родился в Херсонской области. Ну, а я родился в Магадане в 1997 году. Бондаренко Анастасия. Моя семья состоит из четырёх человек: мама, бабушка, мой брат Алексей и я. Ещё у нас есть попугай Кеша. Моя мама, Ольга Викторовна Кириенко, родилась на Украине в городе Полтаве. Моя бабушка Елизавета Алексеевна Дудина то же родилась в городе Полтаве. Мы с моим братом родились в посёлке Ягодное Магаданской области Я очень люблю Магадан. Моё самое любимое место это городской парк. Мне в парке нравятся все места. В любое время я хожу туда гулять. Часто мы идём туда всем двором. В парке мы играем в снежки, делаем снеговиков, строим стены из снега.
Безнутров Ярослав. Я родился в Магадане, но жил в Эвенске . В Эвенске я жил до четырёх лет, а потом уехал в Магадан, точнее я улетел на военном самолёте. Мои родители Евгения Александровна и Игорь Алексееевич познакомились во Владивостокском университете. Мама родилась на Амуре, а папа родился на Урале. Ещё у меня есть младшие брат Матвей и сестра Ульяна . Мамин отец работал на целлюлозном заводе, а мама моей мамы работает в химической лаборатории на военной базе. Папу моего папы убили бандиты, а папина мама живёт и сейчас находится на пенсии. Яцук Дмитрий. Меня зовут Яцук Дмитрий Вадимович. Я родился в городе Новочеркаске в 1996 году. Моя мама, Яцук Наталья Валерьевна, то же родом оттуда. Моя мама работает в Магаданском городском суде, а папа, Яцук Вадим Федотович в УВД города Магадана. Божич Марк. Моя бабушка со стороны мамы из Ленинграда. Мой дедушка со стороны мамы из Иркутска. Моя мама из Ленинграда. Моя бабушка со стороны папы из Москвы. Мой дедушка со стороны папы из Лисичанска. Мой папа из Лисичанска. Я из Магадана.
Забалканская Юлия. История моей семьи по материнской линии. Моя мама родилась в посёлке Эвенск . Её родители приехали туда в 72-м году, потому что мой дедушка Вася геолог. Дедушкины родители Дарья и Демьян родились в Ставропольском крае в станице Апполонская . А дедушкин прадед родился в Восточной Украине, а потом поселился на Ставрополье и стал вольным казаком. В моей семье по маминой линии практически все родственники казаки. Они родились, жили и живут на Ставрополье, в станицах, на хуторах. Дедушка Вася родился в Карачаево-Черкессии в селе Прикубанское . И только бабушкин отец- мой прадедушка Михаил родился в Тверской губернии в селе Фёшево . Когда началась Великая Отечественная Война, прадед Михаил выучился на военного и стал командиром танка. И на этом танки прошёл всю войну. Дошёл до Кёнинсберга . После войны был направлен на службу в Нальчик. А моя прабабушка Нина училась в Нальчике на швею. Так они познакомились, и родилась бабушка Рая. Моя мама, когда выросла, поехала в Тверь учиться. Там она вышла замуж и родилась я. Остапченко Роман. Моя семья большая и все родились в разных областях и краях. Мы с сестрой, мамой и племянницей родились в городе Магадане. А папа родился на Украине в городе Днепропетровске, там до сих пор живут его родители, отец мать и его брат и их братья и сёстры. Мамины родители приехали в Магадан очень давно. Бабушка родилась в Амурской области в городе Благовещенске. А дедушка родился на Дальнем востоке. Они долго оставались здесь жить в нашем городе, где прошла их замечательная жизнь.
Пыльский Максим. Моя бабушка родом из Комсомольска-на-Амуре. Приехала по комсомольской путёвке на строительство домов в городе Магадане. Мой дедушка родом из Якутска тоже как бабушка приехал по комсомольской путёвке на строительство домов в Магадане. Дедушка и бабушка познакомились на стройке. Как раз они строили дом на Парковой, в котором мы жили. Потом через некоторое время у них родились две девочки, Катя моя мама и Лена моя тётя. Через много лет, когда мама устроилась на работу в МЧС, к ним пришёл устраиваться мужчина, это был мой папа. Мама и папа стали жить вместе, а потом поженились. Через год родился Я. Вот такая история моей семьи. Калинина Ольга. Я северянка, родилась на Колыме в городе Магадане. Мой папа северянин, родился на Колыме, в городе Магадане, так же как и я. А вот моя мама сибирячка, родилась в городе Новосибирске. Моя мама приехала в Магадан в 1993 году когда ей было 18 лет. Бабушка родилась в Сибири, в Алтайском крае, а все остальные мамины родственники родились в Новосибирске, а пробабушка родилась тоже в Алтайском крае как и бабушка. Мой папа родился в Магадане в 1974 году. Его родители, (моя бабушка и дедушка) оба родились на Украине, а все остальные родственники по его линии родились в Магадане Это всё что я знаю о своей родословной линии.
Среди сочинений встречались даже стихи, посвящённые нашему северному городу Когда смотрю на Магадан Я думаю о том, Что этот город для меня Большой надежный дом Здесь люди разные живут, Здесь у меня друзья. Любимый город Магадан! С тобою связан я. Ты много горя повидал. Бедой весь искалечен был И счастья очень долго ждал Но выжил, встал и победил Сегодня ты совсем другой. Красив весной, суров зимой. Мой друг, Мой город Магадан! Ты Богом мне навеки дан! Миша Щербанев
Существенную помощь на следующем этапе данной работы оказало сотрудничество с кафедрой всеобщей истории и истории России СВГУ. При изучении курса «Историческое краеведение» студенты подготовили беседы и презентации для учащихся. Участники научных археологических экспедиций под руководством доцента И. Ю. Панкратовой, А. Афанасьев и Д. Волков провели классный час по теме «Археология как источник познания родного края». Они умело охарактеризовали роль археологии в изучении истории первых жителей региона, раскрыли уровень формирования их материальной культуры на различных этапах развития. На классных часах «Наш край в далёком прошлом» и «Быт и нравы жителей нашего края» учащиеся узнали о животном мире, занятиях древних жителей нашего края, о ремёслах и промыслах коренных жителей края, ознакомились с различными видами жилищ (яранга, юрта, эвенский чум, древнее жилище эскимосов с каркасом из костей кита и др.), посмотрели различные виды одежды древних жителей нашего края, украшения, орудия охоты, примеры наскальной живописи ( пегтымельские петроглифы). Классные часы проводились в игровой форме, где учащимся не просто рассказывались исторические данные и показывались различные иллюстрации в виде презентаций, но и по итогам каждого классного часа предлагались различные кроссворды и игры.
Серия классных часов по теме «История моего края» проводилась совместно с кафедрой истории СВГУ
Наш край в далёком прошлом часть I : животный мир, занятия людей
Животные ледниковой эпохи
яйца диких птиц моллюски(мидии ) черемша кипрей щавель съедобные коренья растений Собирательство грибы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
брусника морошка голубика брусника княженика смородина Ягоды
Орудия Чопперы Наконечники Железный наконечник остроги Каменные наконечники стрел Скребла отщеп
1. Жилища коренных жителей нашего края 2. Одежда коренных жителей нашего края Наш край в далеком прошлом Часть II : 3. Искусство коренных жителей нашего края
Яранга
Эвенская семья у юрты
Эвенский чум, крытый шкурами
Жилище древних жителей Охотского побережья
Древнее жилище эскимосов с каркасом из костей кита
Одежда охотников.
Мужчина в камлее из кишок морских животных. Женщина в камлее из ровдуги. Мужская зимняя одежда из меха оленя.
Мужская одежда для весенней и осенней морской охоты Мужская одежда из кишок морских животных для разделки кита в воде Мужская парка из птичьих шкурок подшита мехом белька
Женские и детские шапки из шкурок птиц
Украшения
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
3. Искусство коренных жителей нашего края
Пегтымельские петроглифы
Пегтымельские петроглифы
Охота на медведя
Охотничий нож в ножнах
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Завершил данную серию классных часов в I полугодии конкурс рисунков «Я рисую Магадан».
Спасибо за внимание
Автор идеи, компьютерная обработка, монтаж: Юрченко Наталья Васильевна В презентации использованы работы учащихся 5 класса Б МОУ «Гимназия №13»