Методическая копилка
Данная страница предназначена для сбора и обмена методическими материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_na_urokakh_istorii.docx | 29.54 КБ |
master.doc | 192.5 КБ |
pedagogicheskie_priemy_v_obuchenii.doc | 52 КБ |
tekhnologiya_kritich.myshleniya.doc | 50 КБ |
trebovaniya_k_sovremennomu_uroku.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках истории.
Кроме этого современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков — на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.
Метод — это совокупность приёмов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания. Поэтому, когда мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения конкретной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
№ П/П | КРИТЕРИИ | ВИДЫ ПРОЕКТОВ |
1. | По содержанию проекта |
|
2. | По методу, доминирующему в проекте |
|
3. | По характеру координирования проекта |
|
4. | По включенности проектов в учебные планы |
|
5. | По характеру контактов |
|
6. | По продолжительности выполнения проекта |
|
7. | По количеству участников проекта |
|
ЭТАПЫ РАБОТЫ МЕТОДОМ ПРОЕКТА
В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, так Е. С. Полат выделяет следующие:
№ П/П | ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА ДАННОМ ЭТАПЕ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
1. | Подготовка | Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы. | Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся. |
2. | Планирование | а) Определение источников информации. | Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности. | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за деятельностью учащихся. |
3. | Исследование | Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т. п. | Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся. |
4. | Формулирование результатов или выводов | Анализ информации. Формулирование выводов. | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. | Консультирует учащихся. |
5. | Защита проекта | Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов.
| Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности. | Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. |
6. | Оценка результатов и процесса проектной деятельности | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. | Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок деятельности. | Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчёта. |
ВИДЫ ПРОЕКТОВ
1. Информационный проект направлен на сбор и анализ информации о конкретном объекте или явлении.
- умение работать с различными источниками информации (письменные источники, статистика и др.);
- анализ и обобщение фактов;
- применение полученных знаний.
Например: «Трамвай — живой памятник на улицах города», «Вокруг света», «Семь чудес».
2. Практико-ориентированный проект. Носит прикладной характер, обычно ориентирован на социальные интересы исполнителя работы или внешнего заказчика.
Например: проект «Моё генеалогическое древо», «Моя родословная», «Архив моей семьи», «Музей одного дня» и т. д.
3. Игровые проекты к ним относятся деловые игры, когда ученики берут роль специалистов: историки, дипломаты, журналисты и т. п. Ретроспективные игры, в которых моделируется ситуация далекого прошлого. Учящиеся берут роли типичных персонажей соответствующей истории страны, периода.
Например: Деловая игра «Гражданская война в США».
Журналисты, представляющие Север и Юг на 10-ие окончания Гражданской войны готовят газету.
- Передовая статья. Вариант заголовка: Как все началось?
- Политики спорят. Мнения политиков (республиканцев и демократов) о причинах Гражданской войны. Рабство или земельный вопрос стали главной причиной Гражданской войны?
- Интервью. Вопросы и возможные варианты ответов участников конфликта о ходе воины.
- Портрет на фоне эпохи: политики и военачальники Гражданской войны.
- Карикатуры с соответствующими комментариями.
- Коллаж т. е. быструю зарисовку символизирующую время Гражданской войны.
Репродуктивная игра «Франция 1815-1848 гг.».
Чем объяснить, что во Франции первой половины XIX в. происходили часто социальные потрясения (революции).
Группы
- Дворяне и духовенство.
- Крупные финансисты и промышленники.
- Крестьяне.
- Средние и мелкие (ремесленники) буржуа.
- Рабочие и городская беднота.
Вопросы группам:
- Как вы оцениваете режим Реставрации?
- Почему произошла Июльская революция?
- В чём причины падения в феврале 1848 г. Июльской монархии?
- Почему Вторая республика просуществовала с 1848 по 1851 г.?
4. Исследовательские проекты связаны с научным исследованием исторической проблемы. Они могут быть однопредметные (монопроекты) или интегрированные.
Исследовательский проект предполагает:
- предмет или объект исследования;
- обоснование актуальности темы исследования;
- определение способов решения проблемы и её результатов;
- обозначение целей и задач;
- выявление этапов работы;
- описание результатов с обобщениями и выводами.
Например: «Октябрьская революция — ошибка или закономерность?»
5. Творческие проекты связаны с разработкой различных видов. В результате их выполнения учащиеся представляют альманахи, сборники, путеводители, видеоматериалы, сценарии постановок, газету, и т. п.
Например: «40 лет Красносельскому району», «300 лет Петербургу», «300 лет Красному Селу»
СХЕМА АНАЛИЗА ИСТОРИЧЕСКИХ ФОТОГРАФИЙ
1. Описание того, что видим на фотографии.
Алгоритм описания:
- Опишите лиц, изображённых на фотографии, а также их действий или объектов на снимке.
- Как сгруппированы люди или объекты.
- Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева и справа.
2. Построение предположений того, что мы видим на фотографии.
ИНТЕРПРЕТАЦИИ | ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. ПОЧЕМУ ВЫ ТАК ДУМАЕТЕ? | НАСКОЛЬКО ВЫ УВЕРЕНЫ В ЭТОМ? |
|
|
|
3. Выявление недостающих звеньев в цепочке доказательств; установление источников последующей информации.
- Перечислите любые другие источники, которые могли бы вам помочь проверить верность выводов в отношении этой фотографии.
- Что вы уже знаете о событиях происходящих вокруг места действия на фотографии, из предыдущих занятий по истории?
- Поднимает ли эта фотография вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы?
СХЕМА АНАЛИЗА КАРИКАТУРЫ
1. Описание того, что мы видим.
Алгоритм.
- Опишите персонажей, изображённых в карикатуре. Как они одеты? Что делают?
- Насколько реалистически или преувеличенно изображены персонажи? Если изображение гиперболизированно, то каким способом достигается это?
- Опишите все предметы, изображенные в карикатуре? Насколько реалистически или преувеличенно изображены предметы?
- Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева и справа.
2. Построение предположений, опора на ранее полученные знания.
ИНТЕРПРЕТАЦИИ | ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. ПОЧЕМУ ВЫ ТАК ДУМАЕТЕ? | НАСКОЛЬКО ВЫ УВЕРЕНЫ В ЭТОМ? |
|
|
|
3. Выявление недостающих звеньев в цепочке доказательств; установление источников последующей информации.
- Перечислите любые другие источники, которые могли бы вам помочь проверить верность выводов в отношении этой карикатуры.
- Насколько эффективна данная карикатура в достижении своих целей?
- Изменила ли данная карикатура вашу собственную интерпретацию события, вопроса или лиц к которым она относится?
ПРОЕКТ «СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА»
Тип проекта: информационный, индивидуальный, средней продолжительности, межпредметный (история, информатика).
Цели проекта:
- сбор информации о семи чудесах света;
- развитие как общеучебных умений и навыков, так и предметных: умение и навыки выделять основные понятия и идеи, работать с историческими и географическими картами, группировать исторические события и явления по определённым признакам, соотносить исторические события с эпохой, устанавливать их последовательность и длительность определенных исторических событий, работать в поисковых системах Интернет.
Практический результат проекта: оформление интерактивной карты в программе PowerPoint на основе собранного в литературе и сети Интернет материала по теме.
Выполнение такого проекта учениками седьмого класса возможно лишь при условии наличия опыта применения проектной технологии у педагога. Все-таки несмотря на то, что одним из основных требований, которые выдвигает проектная технология к её организации, есть самостоятельная деятельность учащихся и предоставление им максимальной свободы в вопросах выбора форм работы.
Предварительный просмотр:
Мастер – класс « Приемы педагогической техники как способ формирования основных компонентов современного урока»
Гомбоев Бато Болотович
учитель истории МБОУ «КСОШ им.Пурбуева Д.Ц.»
Видите – вот нить. Незатейливая вещь, не так ли? Так. А вот обычный узел. Вы ведь уже видели такие?
-Да.
-А теперь мы перевяжем нити узелками - вот так. И получилась сеть. С ней мы можем ловить рыбу или сделать заграду, изготовить гамак или еще что- нибудь. Видите, какая польза оттого, что каждая нить теперь не просто сама по себе?
Приемы педагогической техники - сеть. Они поддерживают друг-друга, складываясь в нечто целое, в систему. Как добиться повышения интереса к учебному материалу, используя приемы педагогической техники?
Приемы педагогической техники:
- Фишбоун –
Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.
- Кластер
Прием «корзина идей» (понятий, имен...)
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
- Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
- Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).
- Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
- Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
- Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Прием «составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, гак и дома.
- Синквейн
Прием «написание синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу;
Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
- На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
- На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.
- Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по возможности эмоциональной.
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
- Объясняются правила написания синквейна.
- В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
- Задается тема синквейна.
- Фиксируется время на данный вид работы.
- Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Предварительный просмотр:
Педагогические приемы в обучении
Основные принципы педагогической техники:
- свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
- открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
- деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
- идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
- обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Приемы письменного контроля
Приемы | Формула приема |
Фактологический диктант | Диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист бумаги и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов один - два на повторение из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память. |
Выборочный контроль | Проверять работы учеников выборочно (можно проверить те, которые сочтет нужным учитель или отобранные случайно, «подводный камешек» - работы должны сдать все) |
Тренировочная контрольная работа | Учитель проводит традиционную контрольную работу, но отметки за нее в журнал выставляются только по желанию учеников (возможны и другие послабления: например, использование учебников, справочников, словарей, тетрадей, особенно хорош подобный прием в новом классе, когда учащиеся еще не привыкли к требованиям учителя) |
Блиц - контрольная | Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы (по темпу сходна с фактическим диктантом, отличие в том, что сюда входит проверка владения стандартными умениями, проверка производится сразу путем зачитывания или вывешивания верных ответов) |
Релейная контрольная работа | Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач (чем больше задач прорешал ученик, чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро справиться с ней) |
Приемы повторения
Приемы | Формула приема |
Своя опора | Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу |
Повторяем с контролем | Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу (отвечают и ученики и учитель) |
Повторяем с расширением | Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу |
Свои примеры | Ученики готовят свои примеры к новому материалу (сочинение своих задач, выдвижение своих идей по применению изученного материала) |
Опрос-итог | В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии |
Обсуждаем домашнее задание | Учитель вместе с учащимися обсуждает, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен (прием особенно хорошо работает, когда способны и виды домашнего задания, применяемые учителем, достаточно разнообразны) |
Пересечение тем | Ученики подбирают (или придумывают) примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем (прием позволяет каждый раз посмотреть на свои знания под другим углом зрения) |
Виды домашнего задания
Виды | Формула |
Три уровня домашнего задания: 1. Обязательный минимум (понятный и посильный любому ученику). 2. Тренировочный (для желающих хорошо знать предмет и без труда осваивающих программу). По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого уровня. 3. Творческое задание (используется в зависимости от темы урока и подготовленности класса; выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой) | Учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней (при постоянном использовании данного вида целесообразно завести «дневник выбора», чтобы анализировать характер выбора заданий, обсуждать причины выбора с учеником, а возможно, и с психологом) |
Задание массивом: из массива заданий ученик выбирает задания того уровня сложности, на который способен «замахнуться», и таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности | 1. Учитель может задавать массивом любой из уровней домашнего задания. 2. Большой массив задач задается в рамках большой изучаемой или повторяемой темы |
Особое задание: в классе есть ученики, которым следует иногда задавать отличные от всего класса задания: участники олимпиады, инвалиды, ослабленные дети, ученики старших классов - абитуриенты вузов, сдающие предмет как основную дисциплину и т.д. |
Что и как оценивать
Виды работ, выполнение которых может способствовать накоплению оценок, стимулировать активность школьников, отражать объективную картину усвоения ими материала.
При изучении математики:
- ведение тетради;
- устный счет;
- терминологический диктант;
- самостоятельная работа;
- проверочная работа;
- контрольная работа;
- домашняя контрольная работа;
- работа по теории;
- творческая работа.
Предварительный просмотр:
Применение современных образовательных технологий.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. (Толковый словарь). Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В.М.Монахов).
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемыми для учителя-словесника являются следующие:
✓ технология перспективно-опережающего обучения;
✓ индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
✓ технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП);
✓ проблемное обучение;
✓ модульные технологии;
✓ игровые технологии;
✓ интерактивные методы в обучении и воспитании.
Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на одном из приемов, используемом в технологии развития критического мышления. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями;
- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
С точки зрения традиционного урока, совершенно очевидно, что данные стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.
Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы..
Существуют различные приемы, раскрывающие технологию развития критического мышления, такие как:
- составление списка «корзина идей, понятий, имён…»
- рассказ- предположение по ключевым словам;
- составление синквейнов;
- прием «инсерт» (чтение с метками на полях)
В последнее время в своей практике я использую прием составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Слово «кластер» в переводе означает «пучок», «созвездие».
Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации
Последовательность действий проста и логична: посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы; вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»); по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.
Кластер используется нами на разных этапах урока:
- в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;
- на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его – для структурирования этого материала;
- на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.
Покажем, как я использую прием кластера на примере подготовки учащихся к изложению с творческим заданием (текст № 1. И. И. Пушкин. Записки о Пушкине). Цель данной работы- осмысление текста и написание элемента сочинения.
Этап 1. Работа над первичным кластером (Что общего у И. И. Пущина и А. С. Пушкина?) Этот этап можно назвать «Хаос знаний»: каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты). Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. Учитель акцентирует внимание учащихся на одном из значимых событий в жизни А. С. Пушкина и И. И. Пущина – встречу в Михайловском в 1825 году. Это тема текста, над которым предстоит работать.
Этап 2. Осмысление - знакомство с текстом изложения (чтение учителя или подготовленных учеников). Для создания зрительного образа можно использовать слайды с репродукциями, изображающими встречу.
Этап 3. Сстадия анализа текста и осмысление вопроса творческого задания. Составление вторичного кластера. Предлагаются задания в группах
Задания (подбор рабочих материалов через ключевые слова)
1 группа: «Составьте цепочку из ключевых слов (4-5) каждой определенной вами микротемы»
2 группа: «Какая встреча?» (найдите слова и словосочетания, характеризующие чувства, жесты друзей)
3 группа «О чем разговор?» (выпишите слова и словосочетания, подтверждающие важность для Пушкина этого разговора)
После выполнения задания каждая группа составляет свою часть общего кластера и записывает необходимую информацию на доске. Учителю необходимо следить на точность воспроизведения текста, грамотность записей.
После выступления каждой группы учащиеся под руководством учителя подбирают ключевые слова к слову «встреча», раскрывая значимость ее для Пушкина, т. е. постигают идею предстоящего творческого задания – ответа на вопрос «Какое значение имела эта встреча для А. С. Пушкина?» (встреча- важная, радостная, последняя, памятная и т.д.)
Этап 4. Написание творческой работы (стадия рефлексии). Работа ведется индивидуально (создание собственного текста), затем все тексты читаются в группе, выбирается лучшее сочинение и оно презентуется перед классом.
Итак, использование такой формы работы, как составление кластера, помогает учащимся:
- актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме;
- стать основой для составления связного высказывания в научном стиле;
- запомнить теоретический материал по теме.
Предварительный просмотр:
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Евгения Старостенко
Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы? Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способны к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока - дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:
• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
При посещении уроков необходимо акцентировать внимание на дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:
• требований к результатам освоения основной образовательной программы;
• требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
• требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
• предъявить противоречивые факты, теории;
• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:
• проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.
• если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.
• таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.
Список литературы:
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.