Рабочие программы
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 100 книг | 29.92 КБ |
Рабочая программа школьного театра | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации г.Гуково Ростовской области |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение |
средняя общеобразовательная школа № 23 |
имени В.А.Шеболдаева |
(МБОУ СОШ № 23) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор-составитель:
Пак Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 23
г. Гуково
2014 г.
Пояснительная записка
Гражданская задача образования, системы просвещения –дать каждому тот обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа
В.В.Путин
Данная образовательная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Содержание данной образовательной программы основного общего образования формируется с учётом возрастных, социокультурных особенностей и потребностей класса, в котором осуществляется образовательный процесс, способствуя прочтению произведений из списка «100 книг», рекомендованного для самостоятельного прочтения выпускникам школ.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся 8-11 классов определяются в соответствии с действующими санитарными нормами, рассчитан на 17 часов из расчета 0,5 часа в неделю, включая его отдельным модулем, названным «100 книг», на уроке литературы.
В решении главной задачи школы – формирование образованной, культурной и толерантной личности – трудно переоценить значение предмета «Литература» в средних и старших классах, поскольку содержание этого курса – изучение обучающими художественных произведений вне списка произведений, изучаемых по школьной программе, а цель его - восприятие и освоение учениками-читателями эстетических, культурных, нравственных ценностей, содержащихся в художественном тексте. Особенно важен этот предмет в деле общего развития школьника, поскольку, являясь видом искусства, литература предоставляет больше возможности для развития ума, воли, чувств, ориентации в нравственно-эстетических аспектах бытия.
Цели и задачи программы:
- обогащение внутреннего мира обучающихся через книгу,
- формирование мыслей и понимание привычных жизненных и общественных явлений в свете переживаний прочитанного;
- расширение знаний о литературных произведениях;
- развитие интереса к художественной книге;
- развитие навыков глубокого понимания смысла художественного произведения и самостоятельного выбора книг для чтения;
- ознакомление с творчеством авторов вне списка книг, входящих в школьный стандарт;
- ознакомление с эпосом народов Российской Федерации;
- формирование информационной читательской культуры личности учащихся;
- реализация задачи Президента РФ В.В. Путина, поставленных перед выпускниками средней школы.
В современных условиях всеобщего снижения уровня читательской компетенции именно школа дает возможность соприкоснуться с богатейшим миром художественной литературы. Но, как показывает практика, одной школьной программы для достижения результатов недостаточно. Заставить силой читать и воспринимать прочитанное невозможно, но заинтересовать, направить и повлиять на читательский вкус сегодняшней молодежи возможно.
Мир, в который после сдачи ЕГЭ попадают наши выпускники, многогранен и широк. Он ждет от вчерашних школьников не только крепких предметных знаний, но и широту духовно-эстетического богатства, умения сопереживать, тонко чувствовать искусство. Имея читательский вкус и опыт общения с книгами, выпускнику школы будет легче влиться в «единое духовное пространство» человечества.
Программа предусматривает организацию самостоятельного домашнего чтения и элементы уроков внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают с источником - книгой. Главная особенность системы внедрения списка из 100 книг заключается в том, что каждый ученик в классе в течение учебного года, индивидуально или работая в группе, презентует перед одноклассниками хотя бы 1 книгу, прочитав ее самостоятельно. Содержание произведения каждый пропускает через себя, вынося из прочитанного что-то свое, касающееся его одного, его личных особенностей, характера и собственной системы ценностей. Ученик имеет полное право, сжато пересказав сюжет произведения, остановиться на одном эпизоде, особенно запомнившемся ему, поразившим своим содержанием и наполненностью. Так, каждый из обучающихся в классе, имеет возможность рекомендовать одноклассникам провести анализ понравившегося эпизода, использовать произведение при написании итогового сочинения по литературе в 11 классе, при выполнении задания 15.3 ОГЭ по русскому языку в качестве второго аргумента (на основе жизненного опыта), задания № 25 ЕГЭ по русскому языку для аргументации на основе читательского опыта.
Отбор произведений и темы таких уроков – индивидуальное решение учителя, которое он принимает с учетом специфики класса, возрастной категории и читательской компетенции обучающихся.
На таких уроках литературы с включением модуля «100 книг» ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая правильное формирование читательской компетенции школьников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения модуля «100 книг» являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- эмоционально «проживать» текст, выражая свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- давать оценку поведению героев произведений, сопоставлять образы героев с образами героев раннее прочитанных произведений.
Метапредметными результатами изучения модуля «100 книг» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке при индивидуальной или групповой форме презентации;
- регулировать последовательность своих действий на уроке;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с книгой.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);
- цитировать при необходимости выдержки из произведения;
- знать историческую эпоху, описанную в произведении;
- делать выводы в конце своего выступления;
- рекомендовать одноклассникам прочтение отдельных эпизодов, обосновать свой выбор эпизода.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты произведений.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать, понимать и корректировать речь других;
- анализировать эпизод;
- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лектора, ведущего дебаты).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения модуля «100 книг» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать отрывки произведений;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- размышлять о характере и поступках героя, проводить сопоставление с другими персонажами из курса литературы;
- использовать читательский опыт при подготовке и сдачи ОГЭ по русскому языку (задание 15.3) в 9 классе, ЕГЭ по русскому языку (задание № 25) в 11 классе, ЕГЭ по литературе (сочинение-рассуждение) в 11 классе;
- накапливать материал для создания творческого проекта по литературе;
- инсценирование произведений, прочитанных в модуле «100 книг».
Ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста с опорой на читательский опыт.
2.Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1.Первичное самостоятельное чтение текста. Чтение-слушание эпизодов текста по выбору учащегося, презентующего книгу, комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Первичное восприятие (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
2.Перечитывание текста. «Вдумчивое» повторное чтение отдельных фрагментов текста. Анализ эпизодов текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному и проч.). Выделение аргументов для использования в сочинениях ЕГЭ по русскому языку и литературе.
3.Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка проблем исходного текста. Обращение к отдельным фрагментам текста.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с дополнительными источниками.
3.Работа с заглавием и его смыслом.
4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Содержание программы
Содержание модуля «100 книг» для 8-11 классов отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1.Список «100 книг».
2.Техника самостоятельного чтения.
3.Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
4.Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
5.Литературоведческий анализ текста.
6.Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Тематическое планирование
1.Список «100 книг»..……………………..…….………………...0,5 ч.
2.«Самостоятельное чтение»……..……………………………........1 ч.
3.« Я - читатель»………….………………………..…………………1 ч.
4.«Мир моих книг»…………..…..…………………….………....10,5 ч.
5. «Тайны создания» ……………………………………………….. 2 ч.
6.«Искусство слова»…….…………………………………………....2 ч.
Использованные источники и литература:
- сайт http://knig 100.spbu.ru/ books/)
- ria.ru/societ/20130130
- chitai6class.blogpot.ru
- Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6
- Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
- Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
- Светловская Н.Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации г.Гуково Ростовской области |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение |
средняя общеобразовательная школа № 23 |
имени В.А.Шеболдаева |
(МБОУ СОШ № 23) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В гостях у сказки, или Добро пожаловать в школьный театр!»
Автор-составитель:
Пак Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 23
г. Гуково
2014 г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «В гостях у сказки, или Добро пожаловать в школьный театр!» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 5-9 классах в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, в 10-11 классах может использоваться как программа кружка в школьной системе дополнительного образования.
Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит учащихся воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями литературного произведения. Театральная игра способствует развитию фантазии, воображения, памяти, всех видов творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Такой вид деятельности одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе - эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих в тесном взаимодействии друг с другом, поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, многоликостью и синтетической природой способно помочь ученику раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем именно при наличии игры ученики и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, написанием сценария, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности школьника, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.
Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность школьника, оптимизировать процесс развития выразительной речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, литературе, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственно-эстетических, творческих качеств, читательского опыта у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивая совершенствование процесса развития и воспитания школьников. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить выпускников профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволяют воспитанникам преодолеть психологическую инертность, развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к их достижению.
Структура программы
В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ученика средствами школьного театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в школьном театре.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ученика, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомство учеников с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии);
- поэтапное освоение воспитанниками различных видов творчества;
- совершенствование артистических навыков школьников в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса;
- воспитание творческой активности школьника, ценящего в себе и других доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству и искусству;
- воспитание психологической устойчивости и умения работать в группе;
- повышение уровня читательской активности;
- повышение мотивации к изучению литературы;
- пропедевтическая подготовка к написанию итогового сочинения в 11 классе;
- профориентационная работа.
Место курса в плане реализации внеурочной деятельности:
Программа рассчитана для учащихся 5-11 классов на 1 год обучения.
На реализацию курса «В гостях у сказки, или Добро пожаловать в школьный театр!» в 5-11 классах отводится 66 часов в год (2 часа в неделю). Занятия проводятся по 45 минут в соответствии с нормами СанПина.
50% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театральных постановок. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций, художественных постановок профессионального театра, прослушивание аудиозаписей чтения отрывков из произведений профессиональных актёров, выбор репертуара, работа над сценарием, подбор ролей, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы используются Интерет-ресурсы, посещение спектаклей, чтение литературных произведений.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ученик должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ученику возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков без интеллектуальных, физических, эмоциональных и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, электронные презентации, аудио- и видеозаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Особенности реализации программы:
Программа включает следующие разделы:
- Театральная игра
- Культура и техника речи
- Ритмопластика
- Основы театральной культуры
- Работа над спектаклем, показ спектакля
Занятия курса «В гостях у сказки, или Добро пожаловать в школьный театр!» состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о литературе, эстетике, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
- театральные игры,
- конкурсы,
- викторины,
- беседы,
- экскурсии в театр и музеи,
- спектакли,
- предметные декады.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение учеников к театральному искусству и мастерству.
Методы работы:
Продвигаясь от простого к сложному, школьники смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке воспитанники учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене.
Школьники учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями, реквизитами и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать их возможности в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного курса являются экскурсии в театр, где дети смогут получить возможность напрямую познакомиться с процессом подготовки спектакля посредством посещения гримерной, костюмерной, просмотра спектакля.
Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников в краеведческом музее; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения-рассуждения, написанные на уроках литературы, формируют знания школьников о многообразии литературных форм.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Алгоритм работы над пьесой:
- Выбор пьесы (произведения), самостоятельное её прочтение, обсуждение её с воспитанниками.
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их учениками.
- Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов, поиск реквизитов.
- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации, с музыкальным оформлением создание афиши и подбор реквизита (можно условно).
- Репетиция всей пьесы целиком.
- Премьера.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ученика в процессе занятий;
- промежуточный – праздники, предметные декады, занятия-зачеты, конкурсы ;
- итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, предметных декадах, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
2.Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать
- правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
- чётко произносить в разных темпах 10-15 скороговорок;
- наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими учениками и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами общества.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами
изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, прослушивании аудиозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);
- писать отзывы на просмотренный спектакль;
- создавать собственный текст на основе прочитанного художественного произведения (сочинение-рассуждение).
3.Учебно-тематический план на год
N п\п | Содержание программы | Всего часов | Часы теоретических занятий | Часы практических занятий |
1. | Вводные занятия | 3 | 1 | 2 |
2. | Театральная игра | 8 | 4 | 4 |
3. | Культура и техника речи | 8 | 2 | 6 |
4. | Ритмопластика | 8 | 3 | 5 |
5. | Основы театральной культуры | 8 | 4 | 4 |
6. | Работа над спектаклем, показ спектакля | 29 | 10 | 19 |
7. | Заключительное занятие | 2 | 2 | - |
Итого: | 66 | 26 | 40 |
4.Содержание программы (66 часов)
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. (3 часа) Вводные занятия.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
- Знакомство с театрами г. Москвы, г. Ростова-на-Дону (презентация)
2 раздел. (8 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
3 раздел. (8 часов) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
4 раздел. (8 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
5 раздел. (8 часов) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи учителя. Познакомить воспитанников с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
6 раздел. (29 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
7 раздел. (2 часа) Заключительное занятие.
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Музыкальный центр;
- музыкальная фонотека;
- аудио и видеозаписи;
- СД– диски;
- костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
- элементы костюмов для создания образов;
- пальчиковые куклы;
- сценический грим;
- видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
- электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства», «Театры г. Москвы», «Театры г. Ростова-на-Дону».
- сценарии сказок, пьес, произведения художественной литературы.
6.Календарно - тематическое планирование курса
«В гостях у сказки, или Добро пожаловать в школьный театр!»
(См. приложение)
7. Литература
Список литературы, рекомендуемой для педагога
- Безымянная. О., Школьный театр, М, 2012
- Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2013
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2012.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2012.
- Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2012
- Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен – М. АСТ; СПб: Сова, 2013
- Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции – М., 2013
- Луценко А.В., Никитина А.Б., Клубков С.В., Зиновьева М.А. Основные принципы и направления работы с театральным коллективом.- М.2012
- Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2012. – 288 с.: ил..
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М. 2012
Список литературы, рекомендуемой для детей
- Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Авт.составитель И.Г.Сухин, Ярославль, 2014
- Скороговорки, пословицы.
- Русские народные сказки о животных.
- Детская литература.
- Произведения художественной литературы.