Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Эрудит" 4 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, на основе авторской программы внеурочной деятельности "Мир геометрии" О.Б. Шамсудиновой. и напрвлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных УУД и углубление знаний по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Эрудит" | 42.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Завьяловского района Алтайского края
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» Алтайского края
Принято на МО учителей начальных классов протокол № от « » 2014г. | Согласовано заместитель директора по УР __________М.А.Жукова « » 2014г. | Утверждено Директор ___________В.Д.Ремпель приказ № от « » 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Эрудит
направление: общеинтеллектуальное
4- в класс
Срок реализации: 1 год.
Составитель: Удовиченко Татьяна Геннадьевна,
учитель начальных классов
с.Завьялово
2014г.
Комитет по образованию Администрации Завьяловского района Алтайского края
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» Алтайского края
Принято на МО учителей начальных классов протокол № от « » 2014г. | Согласовано заместитель директора по НР __________Л.Н.Зимакина « » 2014г. | Утверждено Директор ___________В.Д.Ремпель приказ № от « » 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Эрудит
направление: научно -познавательное
4- в класс
Срок реализации: 1 год.
Составитель: Удовиченко Татьяна Геннадьевна,
учитель начальных классов
с.Завьялово
2014г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Эрудит» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности «Мир геометрии» О.Б. Шамсудиновой (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова / Составитель Е.Н. Петрова – Самара: Издательство: «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011). Положение о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ ЗСОШ №1, учебный план на 2014- 2015 учебный год.
Актуальность
Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой - готовит учащегося к систематическому изучению курса геометрии. Кроме того, он развивает умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения, что способствует общему развитию личности ребенка и помогает в изучении математики и других школьных предметов.
Цель курса: расширение и углубление геометрических представлений младших школьников.
Задачи курса:
- формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни;
- развивать пространственное воображение при совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии;
- учить изображать простые геометрические формы;
- развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;
- воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
- развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей, критическое отношение к своим и чужим суждениям.
Общая характеристика курса
Опыт работы с геометрическими объектами способствует развитию и обогащению пространственного воображения.
Геометрические понятия у детей вырабатываются и формируются с опорой на их практический опыт, который как один из источников знаний должен быть многократным и многообразным. Опыт приобретается в процессе работы с разными материалами инструментами: лепка из пластилина, вырезание и склеивание разверток, моделирование новых фигур из частей данной, черчение, измерение.
Большое значение в развитии геометрических знаний принадлежит логическому мышлению. Выполняя задания, учащиеся учатся анализировать результаты наблюдений, устанавливать аналогии (на основании сходных черт объектов делать заключение о сходстве других характеристик этих объектов),
делать обобщения (переходить от частных суждений к общим)и выводы, обосновывать их. На развитие логического мышления, а также пространственного воображения направлены задания, имеющие несколько вариантов решения, задания на конструирование, задания поискового характера.
Основные принципы структурирования материала:
1. Как правило, проводится одновременное изучение плоских и пространственных фигур с целью установления аналогий и различий между ними - квадрат и куб, прямоугольник и прямоугольный параллелепипед, круг и шар и т.д. Такой подход позволяет синтезировать материал, совместно изучать понятия, группирующиеся вокруг той или иной темы.
2. Проводится совместное изучение геометрических форм и метрической геометрии, что дает возможность осуществлять непрерывное наблюдение связей и отношений между геометрическими формами и мерой.
3. Концентричность строения курса, т.е. постоянный возврат к изученному геометрическому материалу на новом уровне, дает возможность постепенно переходить от образного представления к отвлеченным понятиям.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Общая характеристика организации внеурочной деятельности
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Курс включают не только геометрический материал, но и задания конструкторско-практического задания.
Формы и методы проведения занятий: самостоятельная, групповая, индивидуальная работа, (игра, конкурс, экскурсия, проект, практическая работа, выставка), наглядные, практические, дидактические и ролевые игры; проблемно - поисковый метод, методы стимулирования интереса к открытию, творческие задания, работа в парах, в группах, моделирование, ИКТ.
Учитывая психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Способы общения детей друг с другом носит дискуссионный характер
Используемые технологии обучения: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, занятие строится с позиции системно-деятельностного подхода. Представление результатов: защита проектов, выставка конструкций геометрических тел, творческие работы, наглядные материалы.
Место курса в учебном плане.
Объем программы: на реализацию курса отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Содержание курса
Постепенно увеличивается доля абстрактности и общности изучаемых понятий, расширяется комплекс понятий. Продолжается совместное изучение элементов планиметрии и стереометрии: рассматриваются измерение и вычисление площади плоских фигур, объема и площади многогранников, связь единиц измерения площади и объема. Развивается умение пользоваться единицами площади и объема.
Площадь и объем
Обобщение знаний о ранее изученных фигурах. Описание данных фигур, их сходства и различия, разбиение на группы, обоснование разбиения. Сопоставление названий фигур с их развертками. Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино». Выбор фигуры как единицы площади. Заполнение части плоскости без промежутков равными фигурами-трафаретами. Развитие геометрической зоркости, выделение фигуры-трафарета из орнамента. Решение задач на построение.
Объем и площадь: понятия, система мер
Понятие объема тела, площади плоской фигуры и площади поверхности тела. Понятие мерки. Выбор соответствующих мерок для измерения объектов, сопоставление величин с единицами их измерения. Измерение площади с помощью единичных квадратов. Измерение объема заполнением пространственной фигуры единичными кубами. Измерение площади поверхности. Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино», измерение моделей единичными квадратами. Система единиц измерения. Равновеликие фигуры. Логические высказывания о равновеликих фигурах.
Площадь прямоугольника
Вывод формулы площади прямоугольника, квадрата. Вычисление площади прямоугольника; фигур, которые можно разделить на прямоугольники. Вычисление площади прямоугольника по заданному периметру, по одной из сторон. Построение прямоугольников заданной площади. Вычисление площади (периметра) поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба по развертке.
Палетка
Палетка как средство приближенного определения площади произвольной плоской фигуры. Изготовление палетки из кальки. Измерение площади фигуры с избытком, с недостатком. Оценка площади фигуры, запись в виде системы неравенств.
Площадь прямоугольного треугольника
Вывод формулы площади прямоугольного треугольника. Вычисление площади прямоугольного треугольника. Построение прямоугольного треугольника с помощью циркуля и линейки по заданным элементам, вычисление площади построенной фигуры. Вычисление площади фигуры, которую можно разделить на прямоугольные треугольники. Вычисление площади трапеции параллелепипеда, произвольного треугольника. Конструирование фигур из деталей игры «Танграм». Вычисление площади фигуры, составленной из деталей игр«Танграм».
Объем прямоугольного параллелепипеда
Вывод формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба. Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда. Вычисление объема по заданным элементам параллелепипеда. Вычисление площади поверхности параллелепипеда по заданным элементам.
Единицы метрической системы мер
Вывод соотношений между различными единицами площади и объема в метрической системе мер. Переход от одних единиц к другим. Обобщение изученных понятий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
- понимание причин успеха в учебной деятельности;
- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
- представление об основных моральных нормах.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
- различать способы и результат действия;
- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- прогнозировать результаты своих действий на основе
- анализа учебной ситуации;
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
- устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
- строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
- устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать участие в совместной работе коллектива; вести диалог, работая в парах, группах;
- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
- координировать свои действия с действиями партнеров;
- корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- совершенствовать математическую речь;
высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
- Обучающийся получит возможность научиться:
- критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- принимать самостоятельно решения, содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Тематическое планирование
№ темы п/п | Кол-во часов | Название темы |
1 | 2 | Что ты знаешь о фигурах |
2 | 4 | Укладка «паркета»:подготовка к введению меры площади |
3 | 5 | Объем и площадь: понятия, система мер |
4 | 5 | Площадь прямоугольника |
5 | 1 | Палетка |
6 | 4 | Площадь прямоугольного треугольника |
7 | 5 | Объем прямоугольного параллелепипеда |
8 | 6 | Единицы метрической системы мер |
9 | 2 | Резерв |
Всего 34 ч |
Учебно - тематическое планирование курса:
№ темы п/п | Кол-во часов | Название темы | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | 2 | 1.1Что ты знаешь о фигурах 1.2 Играем в Пентамино | 1 | 1 |
2 | 4 | 2.1Укладка «паркета»: подготовка к введению меры площади | ||
2.2 Трафареты для паркета. | 1 | 1 | ||
2.3. Укладываем паркет. | 1 | |||
2.4 Проект «Создаём фигуры для трафарета. Составляем паркет» | 1 | |||
3 | 5 | 3.1 Объем и площадь: понятия, система мер | 1 | |
3.2 Единицы измерения площади и объёма | 1 | |||
3.3 Площадь и объём фигур | 1 | |||
3.4 Единицы площади и объёма | 1 | |||
3.5 Определение площади и объёма фигур | 1 | |||
4 | 5 | 4.1 Площадь прямоугольника | 1 | |
4.2 Площадь и периметра прямоугольника. | 1 | |||
4.3 Площадь квадрата | 1 | |||
4.4 Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда и куба | 1 | |||
4.5 . Площадь и периметр прямоугольника | 1 | |||
5 | 1 | Палетка | 1 | |
6 | 4 | 6.1 Площадь прямоугольного треугольник | 1 | |
6.2 Формула площади прямоугольного треугольника | 1 | |||
6.3 Площади фигур | 1 | |||
6.4 Игра Танграм | 1 | |||
7 | 5 | 7.1Объем прямоугольного параллелепипеда | 1 | |
7.2 Единицы объёма | 1 | |||
7.3 Вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда и площади его поверхности | 1 | |||
7.4 Сравнение объёмов прямоугольных параллелепипедов | 1 | |||
7.5 Объём куба | 1 | |||
8 | 6 | 8.1 Единицы метрической системы мер | 1 | |
8.2 Единицы площади | 1 | |||
8.3 Измерение площади фигур | 1 | |||
8.4 Соотношение между единицами площади | 1 | |||
8.5 Выражение величин площади с помощью единиц измерения | 1 | |||
8.6 Игра «Путешествие по стране Геометрии» | 1 | |||
9 | 2 | 9.1Конкурс « Занимательное моделирование.» | 1 | |
9.2 Конкурс « Занимательное моделирование.» | 1 | |||
Всего | 34 | 7 | 27 |
Лист корректировки рабочей программы
Дата урока по плану | Дата проведения по факту | Содержание корректировки (тема урока) | Обоснование проведения корректировки | Реквизиты документа (дата и № приказа) | Подпись зам.директора по УВР |
Ресурсное обеспечение программы
Список литературы
Бененсон Е.П., Итина Л.С. Площадь и объем: тетрадь по геометрии /Под ред. Е.П. Бененсон. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2007.
Бененсон Е.П. Методическое пособие к тетради «Площадь и объем». - Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007.
Специальное сопровождение (оборудование):
- демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (чертежные и измерительные линейки, циркули, транспортиры, набор угольников);
- демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических тел, подвижные модели геометрических фигур, развертки геометрических тел;
- детали игр «Удивительный треугольник», «Волшебный квадрат», «Танграм», «Пентамино»;
- магнитная доска; компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.
- Система развивающего обучения. Л.В.Занков. - http://www.zankov.ru