Важные советы и размышления об обучении
Школьному уроку в том виде, в каком мы его знаем, почти 400 лет. Его придумал чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский в 1632 году: большое количество детей одного возраста садятся за парты, открывают одинаковые учебники и читают одно и то же. Критерии, по которым их оценивают, тоже одинаковые.
Это была гениальная система для того времени. Потому что только благодаря книгам и учителю можно было получить знания. Наступил XXI век, и в школу пришли совсем другие дети. Именно они поставили вопрос: а не пора ли изменить организацию урока? И в первую очередь потому, что все мы разные.
Левшей нужно учить иначе
Левши (то есть правополушарные люди) существовали всегда. Но раз правшей в мире было большинство — их переучивали. И только в 90-х годах перестали это делать. Появились даже специальные «приспособлялки» для левшей: ножницы, хоккейные клюшки и так далее.
Сегодня на планете каждый седьмой человек — левша. И с каждым поколением их рождается всё больше. Не обращать на это внимание нельзя. Правшей и левшей нужно учить по-разному. Когда учитель рассказывает какие-то причинно-следственные связи, левша теряется. Он не может следовать за учителем по этой цепочке. Ему нужны специальные опоры, визуальные организаторы — приёмы графического представления информации, связей и мыслительных процессов. Иначе говоря, схемы.
Если мы посмотрим в современные учебники, то увидим много ярких пятен. Но это всего лишь картинки и иллюстрации. Схем, которые помогают мыслить левшам, мы не найдём. Наша задача — насытить образование способами освоения информации. Иначе мы так и будем терять большое количество талантливых и способных левшей.
Как учить детей с высоким интеллектом
Есть нормы IQ по стране и по миру. Примечательно, что каждые пять лет интеллект детской популяции возрастает на один балл. Человечество умнеет. Это не значит, что оно становится более образованным, но оно становится всё более потенциально предрасположено к хорошему образованию.
Самые заметные положительные показатели в Юго-Восточной Азии, прежде всего в Китае. Но и в России тоже есть пророст интеллекта. И мы должны быть готовы к обучению детей с высоким IQ.
Мы должны знать, что дети с высоким интеллектом начинают уставать в ситуации повторений и рутины. Поняв задачу сразу, им непонятно зачем её нужно разбирать несколько раз.
Для детей с высоким интеллектом закрепление вредно с точки зрения мотивации. Они в нём не нуждаются. Они поняли — и это навегда
Эти дети плохо переносят социальную иерархичность. Они готовы уважать взрослого. Но не в силу его статуса, а потому что видят в нём профессионала, который хорошо объясняет и готов расти дальше, чтобы знать ещё больше. Эти дети запрашивают паритета в интеллектуальной деятельности. Когда они получают это равенство, они готовы двигаться с этим взрослым дальше.
Зачем учить управлять временем
Есть ещё одна особенность современного детства, следствие высокого интеллекта. Стало заметно, что всё больше молодых современных людей хорошо себя чувствуют в условиях многозадачности. Когда несколько разных функций на работе, в семье, какая-то социальная активность, хобби и прочее. Со всем этим человек справляется. Это значит, что мозг учится работать быстрее. Точнее, он всегда умел это делать, но ему это было не нужно. Сегодня, когда есть запрос, он отвечает: «Да, пожалуйста, я могу!»
Характерно, что среди взрослых гораздо меньше людей способных быть счастливыми в условиях многозадачности. У многозадачности есть плюсы и минусы. Плюс — креативность, минус — снижение качества деятельности.
Как помочь ребёнку адаптироваться к школе
Возникает новая для образования задача: научить управлению временем, умению сосредотачиваться и расслабляться и релаксировать. Во многих странах в школьной сетке появился час для релаксации. Детей учат то время, которые отведено на отдых, проводить максимально эффективно. Отсутствие свободного времени — это поражение в развитии. Свободное время даёт ребёнку «проблему» и шанс научиться многим полезным вещам. И это к вопросу о том, как его нужно организовывать. Семья тоже должна с этим разбираться. Ведь даже в компьютере может существовать вид активности, который способствует расслаблению.
Как сделать школьное обучение индивидуальным
Мы уже поняли, что нам не удаётся всех учить одинаково и уложить в один формат. Нужна индивидуализация образовательных условий. Она может заключаться и в режиме обучения (утро, день, вечер), и в формате (класс, группы, индивидуально, дистантно), и во времени занятия (один час, пара, 25 минут, погружение и так далее).
У многих старшеклассников пик физической и умственной активности приходится на вечернее время. На что этот пик тратится? На социальные сети, сериалы, личную жизнь с компьютером. На то, что нам кажется наиболее сомнительным с точки зрения образования, на то, что «сжирает» самое эффективное время с точки зрения работоспособности и восприятия. А утром, когда они фактически спят на ходу, мы их отправляем в школу.
В Санкт-Петербурге уже сегодня проводят эксперимент: старшеклассники по пятницам учатся практически ночью. Это даже не вторая, а вечерняя смена. Утром дети встают, долго соображают, где они находятся, приходят в себя. Потом делают уроки, а к пяти часам идут в школу и учатся до одиннадцати вечера.
12 неверных признаков того, что у вас плохая школа
Учителя, которым не так легко, как детям, побунтовав и повозмущавшись, вынуждены были признать, что это самый эффективный с точки зрения результатов и мотивации день в неделю.
Я не призываю всех к ночному обучению, но родители как минимум должны знать, когда у их ребёнка этот самый «период активности»
Ведь обычно мы торопим детей с уроками, призываем сделать их «пока не наступила ночь». Хотя именно с десяти до одиннадцати ребёнок может справиться с физикой быстрее и лучше, чем с пяти до шести.
Временной формат тоже очень важен. К сожалению, нас очень сдерживает СанПин, который призывает проводить сорокаминутный урок. Иногда он эффективен, а порой — совсем наоборот. Ребёнок только успевает проникнуться темой, как звенит звонок с урока. Иногда, если это не профильный курс, для формирования мировоззрения очень эффективно погружаться в предмет. Например, всю осень, а потом возвращаться к нему, скажем, через три месяца. Должны быть варианты.
Научиться объяснять «зачем»
Что мы, взрослые, чувствуем, когда нам предлагают что-то сделать с формулировкой «Понимаешь, очень надо»? В нас рождается вопрос: а зачем это надо нам?
Слово «надо» так или иначе выполняет мотивирующую функцию. Это инструмент для нашей воли.
Сегодня четырёхлетний ребёнок, когда вы скажете «надо», спросит: «Зачем?» И ему нужно объяснить
Если ребёнок понял на рациональном уровне, возникнет импульс к выполнению.
Дети стали целезависимыми, целеориентированными, целеустремлёнными. Для них наличие понятной цели — мотивирующий фактор. Но выяснилось, взрослые совсем не умеют отвечать ребёнку на простой вопрос: «Зачем?».
У нас несколько типов ответа. «Ты ещё и спрашивать будешь? Надо, и всё тут!» — доминирующий. Или же так: «Это надо для твоей жизни. Это пригодится во взрослом возрасте через…дцать лет». На самом деле мы сами не до конца знаем, почему и зачем. Наступает эра педагогики, когда нам надо научиться отвечать на этот вопрос. Итак, зачем?
1. Объяснить ребёнку. Действие, которое мы просим выполнить ребёнка для него, обретает смысл только в том случае, если мы ему показываем, что есть проблема, из неё вытекает цель, а результат будет конкретным. «Это нужно сделать, потому что в доме нет хлеба, а нам с тобой очень хочется есть. И когда мы сходим в магазин, появится еда и мы наедимся».
2. Понять, зачем это надо. Разрешить быть детям разными — то есть разрешить им действовать из разных побуждений и мотиваций. Мы привыкли считать, что учиться надо, чтобы стать умным человеком. Или потому, что это интересно. А какому проценту детей реально интересно учиться? К сожалению, не такому большому, как нам бы хотелось.
3. Каждому типу ребёнка нужен свой ответ. Детям с разной мотивацией нужно объяснять по-разному, зачем ему это надо.
- Исследователь (ты узнаешь что-то интересное);
- Проектировщик (тебе это пригодится для твоего проекта);
- Призёр (ты проявишь себя и всех удивишь);
- Активист (потому что рядом будут твои друзья);
- Испытатель (это поможет тебе понять себя);
- Творец (этого никто для тебя не делала, ты первый).
Отвечая, мы не должны исходить от чего-то общепринятого. Нужно нащупать мотивацию своего ребёнка какими-то наводящими вопросами.
Научить собирать знания самостоятельно
Раньше знание было упаковано в книгу. Оно было выстроено по принципу –предмет, логика изложения, собственная информация и так далее. Как устроен сегодняшний источник информации — интернет? Это ячейки, в каждую из которых положен факт или лжефакт. По отношению к каждой ячейке нужно проделать работу, чтобы информация стала «моим знанием», — извлечь информацию из ячеек и сложить целое.
Почему важно развивать креативные навыки у детей
Почему люди теряются в интернете? Вы наверняка ловили себя на том, что «зависали» в интернете, и у вас открыто 18 вкладок. Здесь очень трудно выдерживать целенаправленный путь. Этому надо учиться самим и учить детей.
Сегодня в школе практически нет ситуаций, когда ребёнку нужно собирать знание самостоятельно. Всё даётся практически в готовом упакованном виде. То, чему и как учат в современной школе, очень плохо способствует тому, чтобы научиться жить, развиваться и реализовывать цели.
Важнейшие компетенции ученика XXI века:
- проектирование и критическая оценка
- обобщение и систематизация
- целеполагание и рефлексия
Не только школа, но и родители должны организовывать жизнь ребёнка так, чтобы этому способствовать.