Мои выступления
Выступления с докладами на заседаниях ШМО, РМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogi_realizatsii_fgos_noo.docx | 40.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ
УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МКОУ «КИРОВСКАЯ СОШ»
Дзюба И.В.-руководитель ШМО
учителей начальных классов
МКОУ «Кировская СОШ»
2016 г.
Начальная школа является составной частью системы непрерывного образования. Педагоги начальной школы призваны приобщать детей к творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющую находить эффективные способы решения проблем, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Включение личности в непрерывное образование актуализирует умение оперативно обновлять имеющиеся представления о жизни, выбирать в информационном потоке нужные знания.
1 сентября 2011года наша школа, как и все школы района, перешла на работу по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. С этого момента вопросов стало возникать еще больше. В целом по результатам первых лет можно отметить следующее:
- С введением новых ФГОС сохранилась преемственность между стандартами первого и второго поколения, которая определяется единством содержания. Так же как и в стандартах первого поколения обоснованы такие умения, без которых выпускник начальной школы не сможет продолжить обучение на следующей ступени образования. Стандарт поддерживает традиции существующего начального обучения, но расставляет иные акценты и ориентируется на иные приоритеты.
Изменилась позиция педагогов: педагоги на практике увидели насколько подходы, описанные в стандартах, действительно, создают условия для развития ребенка;
Многие подходы, описанные в стандартах и раньше очень активно использовались в педагогической практике, но сейчас это складывается в четкую, целенаправленную систему по всем направлениям образовательного процесса: и в части достижения планируемых результатов в освоении учебных программ, и в области духовно- нравственного развития, в создании здоровьесберегающей среды, в направлении взаимодействия с родителями и общественностью.
Достоинством стандартов второго поколения можно считать то, что его разработчики попытались представить результат освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования тремя группами требований к результатам освоения: личностными, метапредметными и предметными.
Считаем, что эффективность ФГОС зависит прежде всего от того, как школа подготовилась к работе по этим стандартам.
Работа по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования была начата с изучения пакета нормативно-правовых документов, а также анализа финансово-экономического, материально-технического обеспечения, информационной среды и кадрового потенциала образовательного учреждения.
В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС. Документация была подготовлена в полном объёме. Приведены в соответствие с требованиями ФГОС должностные инструкции работников, внесены изменения в Устав, разработаны локальные акты, утвержден список учебников и учебных пособий (УМК), соответствующих требованиям ФГОС. Определена и описана оптимальная для образовательного учреждения модель организации внеурочной деятельности обучающихся, включая направления и внутренние для ее реализации ресурсы.
Большую роль в реализации ФГОС играют Материально-технические условия. На данный момент все рабочие места учителей автоматизированы интерактивными средствами обучения, все компьютеры учителей Кировской школы подключены к сети Интернет.
Все классы обеспечены комплектами демонстрационных таблиц и схем. В школе отремонтированы и оснащены столовая, медицинский кабинет.
Пополнили библиотечный фонд базовыми документами и дополнительными материалами для решения вопросов новых госстандартов. Сейчас в фонде школьной библиотеки имеется медиатека, в которой есть электронные пособия, имеется набор дисков по различным областям знаний для младших школьников, игры на развитие памяти и логики. Библиотечный фонд включает учебную и художественную литературу, необходимую для ведения образовательной деятельности в рамках ФГОС.
На наш взгляд, создание одних условий мало. Особое внимание было уделено вопросам повышения квалификации педагогических кадров и методическому сопровождению процесса перехода на ФГОС. Прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами все педагоги начальных классов. Повышение квалификации-это и самообразование педагогов, стремление идти в ногу со временем. Предъявляемые требования побудили педагогов освоить интерактивные технологии. Все педагоги используют в работе интерактивные технологии. Практически все учителя имеют свой собственный сайт.
В целях повышения компетентности педагогов были организованы семинары, круглые столы, заседания РМО и ШМО, где педагоги имели возможность обмениваться опытом, более детально изучать различные аспекты внедрения ФГООС, выступали с докладами, учились новым подходам в обучении. Учителя нашей школы в основном сумели перестроиться на новый лад. Подтверждением этому служат мастер- классы, открытые уроки и занятия по внеурочной деятельности, проводимые в рамках семинаров и заседаний РМО учителей начальных классов.
Так, в рамках заседания РМО были даны открытые уроки: (слайд)
№ | урок | Тема урока | класс | ФИО учителя |
1 | Обучение грамоте | Согласные звуки /г,г*/, буквы Г,г | 1 | Дзюба И.В. |
2 | Лит. чтение | Русская народная сказка «Два мороза» | 2 | Дуюнова О.С. |
3 | Русский язык | Падежные окончания имен существительных | 4 | Хоктина С.В. |
4 | Окружающий мир | Органы чувств | 3 | Дуюнова Т.А, |
В рамках заседания ШМО были также даны открытые уроки всеми педагогами нашей школы и структурных подразделений.( слайд)
№ | урок | Тема урока | класс | ФИО учителя |
1 | ИЗО | Мастер украшеня. Украшаем елку | 2 | Дзюба И.В. |
2 | Лит. чтение | « Великие русские писатели-обобщение»; | 3 | Дуюнова О.С. |
3 | Русский язык | «Заглавная буква Ш» | 1 | Хоктина С.В. |
4 | Окружающий мир | «Жизнь луга» | 4 | Дуюнова Т.А, |
5 | математика | «Особые случаи умножения» | 3 | Евгеденова В.Г |
6 | математика | «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями» | 4 | Немяшева Д.А.- |
математика | «Деление нуля на число» | 3 | Михайлова Т.П | |
литературное чтение | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» | Юницкая М.Н | ||
математика | «Закрепление по теме: Умножение на единицу». | 3 | Цих Л.С |
Уроки педагогов служат прекрасным образцом отвечающего современным требованиям урока. Педагоги используют на уроках во всеоружии такие новые приёмы, как:
- Постановка проблемного вопроса.
- Создание проблемной ситуации.
- Репродуктивные задания (вспомни, выполни, повтори).
- Мыслительные задания (сравни, разбей на группы, выдели «лишнее»).
- Прием «актуальность» (связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать знания в жизни).
- Анализ жизненных ситуаций.
- Создание ситуации спора, дискуссии, выбора.
- Применение групповых и индивидуальных методов;
- Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля;
- Организация творческой работы;
- Устранение затруднений самостоятельно;
- Оценка деятельности (самооценка, оценка деятельности товарищей);
- Проведение рефлексии на каждом уроке.
На уроках педагоги умело создают психологический положительный настрой на успешную работу, используя ИКТ- технологии, дифференцированное обучение, технологию развития критического мышления. В основе обучения лежит системно-деятельностный подход. Педагоги направляет деятельность учащихся, развивая навыки самостоятельной работы. Основная работа на уроках направлена на формирование УУД.
В Стандарте второго поколения прописаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования. Учителями начальных классов была проделана большая работа по разработке данных программ. Следует отметить, что не все педагоги сразу внесли новшество в свои программы, не все сразу получилось. Но, так как всё приходит с опытом, поэтому, программы с каждым годом совершенствуются, становятся более приближены к нужным параметрам. На данный момент рабочие программы написаны по новым направлениям и разделам работы, с учетом УУД, деятельности учителя и учащегося. Была оказана помощь в разработке программ молодым специалистам. Неоднократно проводились заседания ШМО, где педагоги школы и структурных подразделений(малокомплектных школ) разрабатывали программы, с учетом всех требований ФГОС.
В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа реализуется и через внеурочную деятельность. Для учащихся 1 классов на внеурочную деятельность отведено 8 часов , 2-4 классов – 10 часов. Внеурочная деятельность в школе организуется по следующим направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе ,через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, "круглые столы", конференции, диспуты, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования. На слайде представлена внеурочная деятельность в Кировской СОШ. Надо отметить, что не сразу удалось наладить работу в этой области. Педагогам необходимо было разработать рабочие программы. В ходе работы мы пришли к выводу, что необходима преемственность и в этом направлении реализации ФГОС. На заседаниях ШМО педагоги обсуждали различные программы, спорили, приводили доводы и принимали решения. В результате внеурочная деятельность в школе реализуются следующими курсами:
Внеурочная деятельность 1 класс. Дуюнова Т.А.
№ п/п | Направления внеурочной деятельности | Название курса | Кол-во часов |
1. | Общеинтеллектуальное | «Эрудит» | 2 часа |
2. | Духовно-нравственное | «Учимся общаться» | 2 часа |
3. | Социальное | ««В мире танца» | 1 час |
4. | Спортивно-оздоровительное | «Подвижные игры | 1 час |
«Моё здоровье» | 1 час | ||
5. | Общекультурное | «Весёлые нотки» | 1 час |
ИТОГО: | 8 часов |
Внеурочная деятельность 2 кл
№ п/п | Направления внеурочной деятельности | Название курса | Кол-во часов |
1. | Общеинтеллектуальное | «Эрудит» | 1 часа |
Информатика | 1 | ||
2. | Духовно-нравственное | «В гостях у сказки» | 2 часа |
3. | Социальное | «Экономика. Первые шаги.» | 1 час |
4. | Спортивно-оздоровительное | «Здоровейка» | 2 часа |
«Шахматы» | 1 час | ||
5 | Общекультурное | «В мире танца» | 2 часа |
ИТОГО: | 10 часов |
Внеурочная деятельность 3 класс. Дзюба И.В.
№ п/п | Направления внеурочной деятельности | Название курса | Кол-во часов |
1. | Общеинтеллектуальное | «Эрудит» | 2 часа |
информатика | 1 | ||
2. | Духовно-нравственное | «В гостях у сказки» | 2 часа |
3. | Социальное | «Экономика. Первые шаги.» | 1 час |
4. | Спортивно-оздоровительное | «Здоровейка» | 2 часа |
«Шахматы» | 1 час | ||
5. | Общекультурное | «Волшебная кисть» | 1 час |
ИТОГО: | 10 часов |
Внеурочная деятельность 4 класс. Дуюнова О.С.
№ п/п | Направления внеурочной деятельности | Название курса | Кол-во часов |
1. | Общеинтеллектуальное | «Эрудит» | 2 часа |
информатика | 1 час | ||
2. | Духовно-нравственное | «В мире танца» | 2 часа |
3. | Социальное | «Юный патриот» | 1 час |
4. | Спортивно-оздоровительное | «Тропинка к здоровью» | 2 часа |
«Шахматы» | 1 час | ||
5. | Общекультурное | «В гостях у сказки» | 1 час |
ИТОГО: | 10 часов |
В плане реализации санитарно-гигиенических требований должны быть созданы условия для работы в режиме продленного дня, которые включают двухразовое горячее питание. Надо отметить, что в нашей школе учащиеся начальных классов на 100% охвачены горячим питанием.
Правильная организации внеурочной деятельности дает возможность не только всесторонне развивать учащихся, но и позволяет выявить интересы учащихся, помочь им в овладении школьной программой, в подготовке к различным конкурсам, олимпиадам. (из опыта работы-слайды). Хочу отметить, что учащиеся нашей школы стали активнее участвовать в различных мероприятиях. Каждое направление внеурочной деятельности имеет выход. Так. Кружки «В мире танца», «Веселые нотки» дают возможность детям раскрыть свои творческие возможности не только в пределах класса и школы, но и поселка. Наши учащиеся являются активными участниками поселковых мероприятий, ежегодно участвуют в благотворительных концертах посвященных Дню Победы. В 2014-15 уч.году учащиеся 3 класса заняли 2 место в районном конкурсе «Зажги звезду».
Курсы «Здоровейка» и «Подвижные игры» позволяют развивать физическую подготовку учащихся. Так наши ученики имеют призовые места в спортивных соревнованиях.
ФИ ученика | Класс | Название конкурса | место | ФИО учителя |
Цуканов Иван | 1 | Кросс «Золотая осень» | 2 | Хоктина С.В. |
ЮницкаяЮстина | 1 | Кросс «Золотая осень» | 2 | Хоктина С.В. |
Давашкин Денис | 1 | Кросс «Золотая осень» | 3 | Хоктина С.В. |
Медведева Юлианна | 4 | Кросс «Золотая осень» | 2 | Дуюнова О.С. |
В рамках кружка «Эрудит» ученики 2 класса приняли участие в Фестивале науки с исследовательской работой «Чудо-кристаллы» (Асархинова В. И Михайлова Дарья), Томилин Андрей в 2014-15 уч. Г. Стал победителем муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, занял 1 место в Республиканской математической игре «Сайгак», 2 место в олимпиаде по шахматам, а в 2015 г.-3 место. Колесникова Дарья –в этой же олимпиаде заняла 2 место ( учитель Дуюнова Т.А). В этом учебном году в Республиканском Конкурсе-игре «Сайгак» - приняли участие 26 учащихся из 1-4 классов (результат ожидается).
2013 г. Всероссийская предметная олимпиада «Центр талантливой молодежи»: Будаева Данара-4 место в России,4м в Регионе-русский язык, Медведева Юлианна-4место в России, 1 м в Регионе «Викторина Эрудит»
В 2014 году наши учащиеся стали активными участниками общероссийской предметной олимпиады «Пятерочка» и тоже имели успех. Общероссийский предметная олимпиада «Пятерочка» 2014г.
№ | ФИ ученика | предмет | место | ФИО учителя |
1 | Конев Никита | Русский язык | 1 | Дзюба И.В |
математика | 1 | |||
Окружающий мир | 2 | |||
2 | Томилин Андрей | Русский язык | 1 | Дуюнова Т.А. |
Окружающий мир | 2 |
В этом учебном году учащиеся 1-4 классов также приняли участие в заочных Республиканских, международных и всероссийских олимпиадах, конкурсах
Математический марафон «Кудесник»: В командном зачете заняли 4 место.
Международный конкурс-игра «Медвежонок – приняли участие 12 учащихся.
2 кл- 5 ч
3 кл- 5 ч
4 кл –2 ч
Процент выпонения заданий от 75 до 95,7.
Диплом победителя -Конев Никита, 3 класс.(учитель –Дзюба И.В.). Надо отметить, что Никита стал победителем второй год подряд.
Международный конкурс Инфоурок «Мириады открытий» -(онлайн конкурс) принял участие Конев Никита, уч-ся 3 класса.
Результаты следующие:
место Направление | страна | регион |
С чего начинается родина | 17 | 3 |
Физическая культура | 24 | 2 |
Математика | 42 | 5 |
ИЗО | 50 | 4 |
Русский язык | 24 | 5 |
Логика и общее развитие | 1 | 1 |
Окружающий мир | 1 | 1 |
В рамках кружка «Юный патриот»- Медведева Юлиана заняла 1 место в районном этапе конкурса «Ювента» в 2014-2015 уч. году. А Королев Денис и Будаева Данара –участвовали в фотоконкурсе «Мой любимый город» и заняли соответственно 1 и 2 места. (учитель Дуюнова О.С.)
В рамках курса внеурочной деятельности «Волшебная кисть» в 2013-2014 уч. г. Конев Никита занял 3 место в районном этапе Всероссийского детско-юношеского творчества «Я люблю тебя ,Россия!» в номинации «Художесвенно-изобразительное творчество,и 1 место в конкурсе «История моей страны. О подвигах, о доблести, о славе».( учитель-Дзюба И.В)
Опыт работы учителей начальных классов был обобщен на педагогическом совете школы, где учителя рассказали о своих результатах по внедрению ФГОС, показали мастер-классы уроков и внеурочных занятий, проведенных в соответствии с требованиями ФГОС
Анализируя факторы успешного применения стандартов нового поколения в нашей школе, мы уверены, что решение проблем, связанных с реализацией ФГОС, возможно только в одном случае: если все участники образовательного процесса – администрация, педагоги, родительская общественность – осознают необходимость совместных усилий по достижению качественно новых результатов образования.
«Выживает не самый сильный и не самый
умный, а тот, кто лучше всех откликается
на происходящие изменения»
/Чарльз Дарвин/