"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Мухаметова Гульгена Халитовна

Инновационная деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kfu_otchet_muhametova_g.h.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Полное наименование образовательной организации (учреждения)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им. С.А.Ахтямова с.Манзарас»  Кукморского муниципального района РТ

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта

422110 Республика Татарстан Кукморский район село Манзарас улица 9 Мая дом 27, 89053123848, http://gulgenamuhametova.wixsite.com/uchiteltatarskogo, gulgenamuhametova@mail.ru

Тема инновационной разработки

Использование ИКТ в преподавании татарского языка и литературы в рамках реализации ФГОС

Автор, авторский коллектив инновационной разработки

Мухаметова Гульгена Халитовна

Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме)

      Актуальность работы: применение информационных технологий , для мотивации учащихся и эффективной организации групповой и самостоятельной работы на уроках татарского языка и литературы.

Новизна: ИКТ способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения. Цель и задачи  повышение интереса к урокам татарского языка и литературы; активизация познавательной деятельности учащихся, развитие творческого потенциала учащихся;  совершенствование современного урока. 

     Основные направления использования компьютерных  технологий на уроках: визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал); интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия); тренажёр; контроль за умениями, навыками учащихся;  самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся. В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point.  Данная программа позволяет достигать стимулирования познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке. Программа способствует глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций, визуализации учебного материала, интеграции со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой, повышению мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету, развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

        Современный урок татарской литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы,   развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

       Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Компьютер, конечно, не может на уроке татарского языка и литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

1.Тренажёр, контроль за умениями, навыками учащихся

 Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по татарскому языку и литературе. Учебные компьютерные программы по татарскому языку позволяют решить ряд проблем: повысить интерес учащихся к предмету; повысить успеваемость и качество знаний учащихся; сэкономить время на опрос учащихся; дают возможность учащимся самостоятельно заниматься   на  уроках  и в домашних условиях; помогают  учителю повысить уровень своих знаний.

2.      Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная : все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.

       Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по татарской литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

Ресурсы:

  1. Фәтхулова К.С. Тел аралашу чарасы булсын / К.С.Фәтхулова // Мәгариф, 2009.
  2. Харисов Ф.Ф., Харисова Ч.М., Айдарова С.Х. Татарский язык в иноязычной аудитории: программа и методические рекомендации. - Казань: ТГГПУ,2009.
  3. Харисов Ф.Ф. “Татар телен чит тел буларак өйрәтүнең фәнни-методик нигезләре”, “Мәгариф” нәшрияты, 2002.
  4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. “Новые педагогические и информацирнные технологии в системе образования”, “Академия”, 2001.

Сведения о распространении инновационного опыта:

- участие в научно-практических конференциях

открытые уроки по инновационной деятельности на уровне

муниципального района и республики;

-участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению

деятельности;

-печатные работы за отчетный период и др.

Открытый урок, “Развитие креативного мышления у учащихся в старших классах” в рамках семинара по реализации республиканского проекта “Совершенствование качества преподавания в РТ” на базе  МБОУ “СОШ им.С.А.Ахтямова с.Манзарас”

Открытый урок, “Преподавать в соответствие со временем в условиях перехода и внедрения ФГОС. Проектная деятельность” в рамках семинара – практикума  

на базе МБОУ “СОШ им.С.А.Ахтямова с.Манзарас”

“Федераль дәүләт белем бирү стандартларына күчү шартларында татар теле һәм әдәбияты дәресләрендә яңа укыту структуралары куллану”- семинар – практикум организованный МУ «Управление образования Исполнительного комитета Кукморского муниципального района РТ» для учителей татарского языка и литературы района на базе МБОУ "СОШ №3 п.г.т. Кукмор"  

“Преподавать в соответствие со временем в условиях перехода и внедрения ФГОС. Проектная деятельность” семинар – практикум организованный МУ «Управление образования Исполнительного комитета Кукморского муниципального района РТ» для учителей татарского языка и литературы района на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. С.А.Ахтямова с.Манзарас»  Кукморского муниципального района РТ

Татар теле һәм әдәбияты дәресләрендә милли-региональ компонентның әһәмияте, статья, 2 стр

Авторская редакция доктора пед. наук , профессора Харисова Ф.Ф.,  Теория и практика преподавания родных языков в системе среднего и высшего образования:современное состояние, проблемы и перспективы, 330 с

Эффективные формы и методы обучения татарскому языку, статья, 2 стр

Тамбов: ООО “Консалтинговая компания Юком”, Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно – практической конференции 28 ноября 2014 г. 14 частях. Часть 14, 164 с.

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной

разработки (положительная динамики):

- конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов

обучающихся (муниципальный, республиканский всероссийский

уровень);

- качество образования (высокобалльники);

-др.

Учащиеся являются победителями и призерами муниципального тура республиканской олимпиады по татарскому языку и литературе, а также именных олимпиад.

Имею стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов: 2011- 2012 учебный год качество знаний – 82,5%, 2012-2013 учебный год –95%  2013-2014 учебный год – 85%, 2014-2015 учебный год – 87,5%, 2015-2016 учебный год – 90,8%; имею стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования: по результатам ЕРТ в 9 –х классах в 2014-2015 г.  качество составило – 100%, в 2015-2016 г. – 100%, за  2015-2016 учебный год 2 выпускника получили 100 баллов.

Форма представления инновационной деятельности (указать одну

из предложенных):

- «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в

рамках программы ПК;

 - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе 00);

- элективный курс в рамках заявленной темы;

- открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики;

-печатные работы;

-разработки (контрольно-измерительные материалы и др.)

Печатные работы