Проект "Скоро в школу"
Предварительный просмотр:
СКОРО В ШКОЛУ
проект в подготовительной группы «Ромашка»
на период 2018-2019 учебный год.
разработала: Ерекешева Роза Галихановна
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1. Паспорт проекта
2. Пояснительная записка
4. Этапы реализации проекта.
6. Список использованной литературы.
7. Приложения
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта. «Скоро в школу»
Вид проекта: психолого-педагогический
Длительность. долгосрочный
Срок проведения: сентябрь - май
Участники. Дети подготовительной группы, родители, педагоги группы.
Реализация проекта «Скоро в школу» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:
- целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;
- научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);
- единства содержания форм и методов работы;
- личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;
- сотрудничества детей, педагогов и родителей;
- доступности;
- системности и последовательности.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Теоретический анализ педагогической литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по формированию у детей подготовительной группы положительного отношения к школе с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.
Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Знакомство детей со школой и профессией учителя;
2. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
3. Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;
4. Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;
5. Создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры;
6. Разработка сценариев экскурсий с детьми в школу, родительских собраний, семинаров и т.д.;
7. Разработка плана деятельности по преемственности со школой.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Благоприятное течение адаптационного школьного периода.
- Формирование у детей мотивационной готовности к школе.
- Повышение родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе.
- Снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.
Реализация проекта «Скоро в школу мы пойдём» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:
- целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;
- научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);
- единства содержания форм и методов работы;
- личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;
- сотрудничества детей, педагогов и родителей;
- доступности;
- системности и последовательности.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
- Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;
- Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
- Реализация различных форм систематической работы с родителями;
- Развивающая среда ДОУ:
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Игровая, продуктивная, музыкально-художественная, познавательная, конструктивная деятельность; рассматривание иллюстраций, книг; дидактические игры, беседы с детьми, решение проблемных игровых ситуаций, художественное творчество, экскурсии и др.
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ ПРОДУКТ ПРОЕКТА:
- Выставка творческих рисунков детей «Что тебе понравилось в школе».
- Диагностический рисунок «Школа»
- Диагностика детей в конце года.
- Презентация проекта: «Скоро в школу» (отчёт о проделанной работе)
- Праздник «До свидания детский сад»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа – это мастерская,
где формируется мысль
подрастающего поколения,
надо крепко держать её в руках,
если хочешь выпустить из рук будущее.
Анри Барбюс
Поступление в школу - серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребенок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники. А главное - определиться со школой, в которой он будет учиться.
Но при всем уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир.
Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребенок должен забыть слово "хочу" ради слова "надо". В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Словом, у ребенка, поступающего в школу, больше причин для беспокойства, чем у родителей.
Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребенка. В качестве основных проблем, с которыми ему придется столкнуться в школе, можно выделить:
- смену режима дня и питания;
- смену воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду);
- непривычно высокий уровень шума на перемене;
- увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;
- смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту);
- необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;
- необходимость организовать свое рабочее место за партой;
- требования правильно реагировать на звонки с урока и на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию - необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;
- возможный неуспех в деятельности;
- увеличение объема интеллектуальной нагрузки.
Поступление в школу - качественно новый этап в развитии ребенка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет.
Период адаптации к школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребенка пересмотра, а иногда и серьезной корректировки созданной им картины мира.
Главное, что необходимо ребенку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник - это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.
Причем "оценка" и "пятерка" для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребенок уверен, что будет хорошим учеником, т. к. видел, что мама купила для него все необходимое к школе. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи родителями и воспитателями ДОУ. Многие родители стараются создать привлекательный образ школы: "ты у нас отличником будешь", "у тебя появятся друзья", "учителя любят таких умненьких, как ты".
Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же будущий школьник, настроенный на радостную увлекательную деятельность, может надолго потерять интерес к учёбе, испытав незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предоставляет предостаточно:
- неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности;
- трудности в поиске друзей среди одноклассников;
- расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и т. д.
Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: "за такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут", "ты же двух слов связать не можешь, как ты будешь на уроках отвечать". Такие напутствия вряд ли воодушевят ребенка.
У дошкольника может быть не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.
В литературе по данной проблеме ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника.
Таким образом, исключительно позитивный или, напротив, негативный образ школы не принесут пользы. Важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет все, если постарается.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Назва-ние этапа | Содержание работы |
Подготовительный этап |
|
Основной этап
| Познавательное развитие |
| |
Речевое развитие | |
| |
Социально-коммуникативное развитие | |
| |
Художественно-эстетическое развитие | |
| |
Физическое развитие | |
| |
Взаимодействие педагогов с семьёй | |
| |
Заключительный этап |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М.; Дрофа,2001.
2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.,1972.
3. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. «Вопросы психологии». 1995. №2
4. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л.Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание,1992.С.192.
5. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. «Начальная школа».2000. №1.
6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность детей 6 – 7 лет к школьному обучению. Сюжетно-ролевые и развивающие игры. М.,1995.
7. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению: практическое пособие. М., 1996.
8. Идбина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. 1999.
9. Ляшко Т.В., Синицина Е.Н. Через игру к творчеству. Обнинск, 1994.
10. Особенности психического развития детей 6 – 7 – летнего возраста. Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М., 1988.