Готовимся к ЕГЭ
ЕГЭ по русскому языку-важный момент в жизни выпускника. Чтобы достойно сдать ЕГЭ по русскому необходима ежедневная работа над языком, повторение правил, решение практических заданий. И тогда успех вам обеспечен. Здесь находятся некоторые материалы, которые помогут подготовиться к ЕГЭ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА № 1
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА № 4
Слитное и раздельное написание не с частями речи
- не пишется слитно, если слово без не не употребляется.
- не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно. Глаголы с приставкой недо- пишутся слитно {недосыпать, недоглядеть). От глаголов с приставкой недо- следует отличать глаголы с приставкой до- и частицей не, которые обозначают неполное, незаконченное действие (ему не достает такта, аквалангист не достал морскую раковину).
- не с существительными, прилагательными и наречиями:
Слитно | Раздельно |
Если слово с не имеет синонимы без не: недруг - враг, небольшой - маленький, негромко -тихо. | Если есть противопоставление с союзом а: не друг, а враг; не большой, а маленький; не громко, а тихо. |
Если присутствуют слова далеко, вовсе, отнюдь, нисколько: далеко не единственный случай; вовсе не обязательно. |
4) не с причастиями:
Слитно | Раздельно |
Если нет зависимых слов: нераспустившийся цветок, неотправленное письмо. | С краткими причастиями: работа не закончена. |
Если есть противопоставление с союзом а: не распустившийся, а только зацветающий гладиолус. |
5) не с отрицательными местоимениями:
Слитно | Раздельно |
Если нет предлога: некто, нечто. | При наличии предлога: не у кого, не за что. |
6) В остальных случаях не пишется отдельно:
- с числительными (не восемь книг);
- с местоимениями (не этот), но философский термин не-я пишется через дефис;
- со словами категории состояния (не надо, не нужно);
- со сравнительной степенью (не старше, не глубже);
- со словами дефисного написания (не ярко-красный, не по-старому);
- в вопросительных предложениях (Не правда ли?).
Способы образования слов | |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ | НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ |
СУФФИКСАЛЬНЫЙ Лекция – лекционный ПРИСТАВОЧНЫЙ Спокойно – неспокойно ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ Стол –настольный БЕССУФИКСНЫЙ (нулевая суффиксация) Высокий – высь СЛОЖЕНИЕ: 1.Сложение слов: Диван-кровать 2.Сложение основ с помощью соединительных гласных Лесостепь, зверолов 3.Сложение начальной части слова с целым словом стенгазета 4.Сложение букв: МГУ 5.Сложение звуков: ТЮЗ | 1.Переход слова из одной части речи в другую (морфолого-синтаксический способ): Мороженое мясо – вкусное мороженое 2.Изменение значения слова (лексико-семантический способ) Кулак (кисть руки со сжатыми пальцами) – кулак (богатый крестьянин) 3. Слияние слов, сращение компонентов словосочетания в одно слово (лексико-синтаксический способ) Быстро растворимый – быстрорастворимый кофе |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА № 2
Порядок морфемного анализа | |
| ЗАДАЧНИК – имя существительное Имеет нулевое окончание (м.р., 2 скл.; в форме Р.П задачника) Основа – ЗАДАЧНИК Приставка – ЗА- Суффиксы – Ч-, -НИК- Корень - -ДА-, однокоренные слова ДАТЬ, ОТДАТЬ, ЗАДАНИЕ |
Порядок словообразовательного анализа | |
| ЗАДАЧНИК – существительное имеет значение «сборник задач» Однокоренные слова- ЗАДАЧА, ЗАДАНИЕ, образовано от слова ЗАДАЧА Слово образовано с помощью суффикса –НИК- ДАТЬ ДАЧА ЗАДАЧА ЗАДАЧНИК Способ словообразования - СУФФИКСАЛЬНЫЙ |
ПАМЯТКА № 3
СЛОВАРНО-ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
gramota.ru,
mirslovarei.ru
dictionaries.rin.ru
Предварительный просмотр:
Тест: Морфемика и словообразование
1. Морфемика - это...
o раздел науки о языке, изучающий звуки речи
o раздел науки о языке, изучающий части слова
o раздел науки о языке, изучающий средства и способы образования слов
o раздел науки о языке, изучающий части речи
2. Словообразование - это...
o раздел науки о языке, изучающий части речи
o раздел науки о языке, изучающий части слова
o раздел науки о языке, изучающий звуки речи
o раздел науки о языке, изучающий средства и способы образования слов
3. В каком ряду все слова однокоренные?
o заводь, половодье, обезвоженный
o водить, вода, водитель
o горе, горемыка, пригорок
o горький, гористый, горчить
4. В каком ряду все слова имеют нулевое окончание?
o поле, конь, дом
o думал, сестра, ложь
o медаль, вожатый, по-весеннему
o бор, спутник, березняк
5. В каком ряду все слова имеют два суффикса?
o беспримерный, рассмешил, искупаюсь
o продешевил, приказание, бедняжка
o несчастный, злость, рыжеватый
o ребяческим, подзаголовок, одиночный
6. В каком ряду все слова имеют приставку ПОД- ?
o подарок, подливка, подношение
o подвластный, подорожный, пододеяльник
o подолгу, подновить, подражатель
o подбородок, подкоп, подмостки
7. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?
o росток, лесок, садик
o наращивание, стоп-кадр, отрядный
o рослый, отошел, бездонный
o растение, подрос, отрезал
8. В каком ряду все слова соответствуют схеме: приставка - корень - суффикс - окончание?
o растение
o драгоценный
o прабабушка
o срез
9. Каким способом образовано слово ВАГОНОВОЖАТЫЙ?
o Сложение начальной части слова с целым словом
o Сложение основ с помощью соединительных гласных
o Сложение букв
o Сложение слов
10. В каком слове выделяются два окончания?
o генерал-майор
o лесоводство
o засветиться
o кое-где