12 апреля - День космонавтики
Цели:
1 Систематизировать и расширять представления детей о космонавтике.
2. Развивать речь детей и желание больше узнать по теме «Космос».
3. Прививать чувство гордости за свою страну, желание быть в чем-то похожим на героев-космонавтов .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_kosmonavtiki.docx | 30.42 КБ |
Предварительный просмотр:
"12 апреля - День космонавтики".
Цели:
1 Систематизировать и расширять представления детей о космонавтике.
2. Развивать речь детей и желание больше узнать по теме «Космос».
3. Прививать чувство гордости за свою страну, желание быть в чем-то похожим на героев-космонавтов .
Наглядный материал:
1. Портреты российских космонавтов и конструкторов ракет
2. Рисунки детей на тему «Космос»
3. Стенгазета «12- апреля День космонавтики»
Ход занятия.
I. Организация детей.
II. Постановка темы и цели занятия.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что 12 апреля вся наша страна отмечает День космонавтики. Сегодня мы поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство, и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.
С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звезд. Таинственный блеск звезд и бездонная глубина неба всегда манили к себе людей. Они давно пытались покорить небо. Знаете ли вы легенду о Дедале и его сыне Икаре? Икар со своим отцом жил на острове, который принадлежал очень жестокому царю, от него нельзя было убежать ни по суше, ни по морю, единственный путь спасения - небо. Но как?
Дедал придумал очень интересное и удобное приспособление - крылья. Он собрал перья птиц и скрепил их воском. Отец и сын прикрепили крылья к спине и взлетели в небо. Перед полетом Дедал предупредил сына о том, что нельзя высоко взлетать в небо, так как солнце растопит воск, которым скреплены крылья. Перья разлетятся, и он погибнет. Но Икар был настолько заворожен зрелищем, что забыл о наставлениях отца и взлетел слишком высоко. Солнце растопило воск, перья разлетелись, и Икар с огромной высоты упал в море. Такая вот грустная история. С тех пор прошло несколько тысяч лет, на нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветное путешествие, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.
Следующим шагом было изготовление шара с корзиной для пассажиров. В корзину ставили жаровню с горячими углями. Шар постоянно наполнялся горячим дымом. Но такой шар летел недолго и низко. Шар стали наполнять газом, он мог лететь долго, но был большим и неуклюжим. Летел в ту сторону, в которую дул ветер. Потом был создан дирижабль, а затем самолет. И стали летать в воздушной оболочке Земли. Но люди не остановились на достигнутом, их манил космос.
И вот 55 лет назад обычному весеннему дню 12 апреля 1961 года суждено было навсегда войти в историю человечества.
Воспитатель: Ребята , кто был первым космонавтом?
Да, это был Ю.А. Гагарин, первый космонавт Земли. (портрет Гагарина)
Воспитатель: Это был очень смелый человек. Ведь до него никто в космосе не бывал. Космос был неизведанным пространством.
Именно русские конструкторы первыми в мире смогли создать такую ракету, которая вышла на околоземную орбиту, и на борту этой ракеты был наш русский человек – Ю.А. Гагарин.
Дети: Гагарин, русский паренек,
На тот момент еще безвестный,
Свое «Поехали» изрек
И улыбнулся в сфере тесной.
Воспитатель: Когда ракета рванула в небо, Ю.А. Гагарин произнес слово, которое впоследствии стало знаменитым и даже вошло в текст песни, которую написала композитор Александра Пахмутова. Эту песню она посвятила первому полету в космос. Это слово было «Поехали!».
Звучит песня А.Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был…»
Дети: Тот в память врезался апрель
Триумфом русского народа –
Мы в космос приоткрыли дверь,
Пробив упрямство небосвода!
Шестнадцать лет с войны прошло.
Страна, лежащая с руинах,
Смогла суметь врагам назло
Создать ракетных исполинов!
Прочь страх, неверие, сомненья,
И россиянин это смог:
Прорвав земное притяженье,
Он сделал над Землей виток.
Один лишь сделал оборот
Вокруг родимой колыбели,
Навек прославив свой народ
В том удивительном апреле!
Всего один виток – начало
Неведомого нам пути…
А уж мечтатели сказали:-
На Марсе яблоням цвести!
Так будет ли? Пока не знаем -
И на Земле проблем не счесть…
Но "ближний космос" обитаем,
И в этом все же что-то есть!
Воспитатель: Полет длился 108 минут. Это почти полтора часа. За это время космический корабль «Восток» облетел вокруг нашей планеты один раз.
Вся страна, весь мир с волнением ожидали приземления первого космонавта планеты. А когда Ю.А. Гагарин приземлился, все очень радовались: ведь это было впервые в истории человечества.
Дети: Он был первым, кто вернулся!
Вздрогнул Мир и захлебнулся,
В диком грохоте оваций,
Лозунгов и демонстраций.
Мир, конечно, был в ударе!
Это он, советский парень,
С белозубою улыбкой.
Взмах руки. И смолкли скрипки.
Не боялся? Ерунда!
Ведь летел он в никуда!
Просто знал, что это надо!
Честь страны, ему наградой!
Сказал "поехали" Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась.
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это - навсегда.
Воспитатель: В мире не было ни одной газеты, ни одного журнала, который бы не опубликовал потрет первого космонавта планеты! Все помнят его обаятельную улыбку и открытый взгляд.
Первый полет человека в космос был совершен в 1961 году. Но подготовка началась задолго до этого. Ровно за 100 лет до того, как на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, родился Константин Эдуардович Циолковский. ( портрет Циолковсеого)
Воспитатель: Впоследствии он стал гениальным ученым, который выдвинул очень много интересных идей по поводу строительства космических летательных аппаратов. Позже эти идеи легли в основу современной космонавтики. Ученики Циолковского создали первые в мире искусственные спутники Земли.
Самым лучшим учеником Циолковского стал Сергей Павлович Королев. (портрет Королева)
Воспитатель: Однажды после встречи с Циолковским С.П. Королев сказал: «Всем смыслом моей жизни стало одно – пробиться к звездам». И это ему блестяще удалось!
Королевым был создан институт, в котором создавались проекты межпланетных летательных аппаратов и космические ракеты.
Долгие годы С.П. Королева называли Главным конструктором.
Рядом с Москвой есть город Королев. Он назван в честь С.П. Королева.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы кто был первыми космонавтами- разведчиками? (ответы детей)
Первыми космонавтами –разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы. Первая мышка-космонавт пробыла над Землей почти сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они посидели от космических лучей, но мышка вернулась живой
Воспитатель: Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая из собак подходит для полета. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Спокойные дворняжки лучше всего подходили для опытов. В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть. Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для нее построили ракету и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос. ( рис. Собаки и ракеты)
Воспитатель: Ребята, наше занятие необычное, сегодня мы тоже побываем в космосе. Но для начала нам необходимо знать, кто же такой космонавт? Как вы думаете? (человек, который работает в космосе) Как вы думаете, каждый ли может стать космонавтом? А каким должен быть настоящий космонавт? Что должен уметь настоящий космонавт? Какая должна быть дисциплина?
Воспитатель: Ребята, не каждый человек может стать космонавтом. У настоящего космонавта должно быть крепкое здоровье, а самое главное он должен быть выносливым, ведь прежде чем полететь в космос нужно пройти очень сложные тренировки. А так же в космосе космонавты находятся в невесомости, а это выдержать сможет не каждый, это очень тяжело. Он должен быть внимательным, выполнять все правильно, много знать, хорошо учиться, читать много о космосе, тренировать память.
Воспитатель: А вот что бы отправиться в путешествие вы должны подчиняться всем выше перечисленным правилам “Настоящего космонавта”, а самое главное вы должны быть внимательными!.
Воспитатель: А что бы отправиться в космос нам понадобится ракета .И сейчас каждый из вас нарисует свою ракету, а потом мы выберем самую красивую и надёжную, и отправимся на ней в космос на другую планету. (музыкальное сопровождение)
Молодцы, ребята! Вы все очень хорошо потрудились, и все ваши ракеты отправятся в космос.
Воспитатель: Мы с вами знаем, на чем летим в космос, экипаж, это мы с вами, собран, но прежде нам необходима небольшая тренировка, для того, чтобы в космосе чувствовать себя комфортно, посмотрите, на этих иллюстрациях изображены настоящие тренировки космонавтов.
Воспитатель: А теперь и нам с вами предстоит набольшая тренировка. Встаньте все из-за столов , и повторяйте за мной. (проводится физраминка)
Воспитатель: А теперь нам осталось узнать, как же будем питаться в космосе, и что нам придется одевать. (рис. Еды и скафандра)
Воспитатель: Космонавт не должен теряться в сложной обстановке и всегда должен быть готовым выйти и сориентироваться в любой аварийной ситуации. Одежда, которую одевает космонавт, называется – скафандр. Скафандр – это специальный костюм. В нем температура, как в комнате и дышится легко. Если солнце светит ярко, то в шлеме можно опустить шторки. В скафандре есть радио , по которому можно разговаривать с товарищами. Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.
В космосе нет воздуха, там очень низкое давление, и космонавтам надо знать, как работать в скафандре при этих условиях. На земле разряженный воздух можно создать в барокамерах - это устройство в виде громадного цилиндра, из которого выкачивают воздух и создают давление, как на высоте 60 километров. Работать на этой высоте также опасно, как и в космосе.
За одни земные сутки в космосе проходит 16 космических суток со сменой дня и ночи, т.е. за одни земные сутки солнце в космосе восходит и заходит 16 раз! Ночь в космосе длиться 45 минут!
- Ребята, в космосе надо уметь и правильно кушать! Ведь там же невесомость. Если будешь жевать, не закрывая рта, или разговаривать при этом, то крошки хлеба, каша сразу же вылетят у тебя изо рта, и будут плавать прямо перед твоим носом. Если какая-нибудь крошка, летая в невесомости, попадает в дыхательное горло, может произойти беда.
- Вот и всё, мы с вами полностью готовы к полёту! Возьмите в руки свои ракеты и произнесите девиз космонавта:
Космонавтом хочешь стать -
Должен много-много знать!
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
Только дружных звездолет
Может взять с собой в полет.
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмем мы на орбиты
Закройте глаза и произнесем: 5 4 3 2 1 пуск
- Откройте глаза, оглянитесь вокруг, представьте, мы с вами на другой планете. (рис)
Она безжизненна, нам необходимо зародить здесь жизнь. А что же мы для этого сделаем? Самое главное нам нужен…? (воздух). А что же ещё…? (вода, плодородная почва, фруктовые сады, леса, поля…). А зачем сеять рожь, пшеницу? А нужны ли нам животные и птицы, насекомые?
А самое главное наша планета будет чистой. Поэтому мы и назовем её Чистота.
- Вот и все, наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться.
(звучит космическая музыка)
- Теперь мы с вами на нашей планете, планете Земля, мы должны содержать ее в чистоте. Мы все друг другу нужны в этом мире, без животных, птиц, насекомых, леса и пруда нам не обойтись никогда!
Все-все, все на свете друг другу нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись и без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Все-все, все на свете друг другу нужны,
И это вы, дети, запомнить должны!
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу! Вы все сегодня очень хорошо поработали!
- Что вы еще запомнили из нашего путешествия?
- Что вам больше всего понравилось?
- Ребята, теперь мы с вами знаем, каким должен быть настоящий космонавт, что он должен знать. Мы знаем, на чем летают в космос, что особенное там одевают, чем и как питаются. Мы с вами прошли подготовительную тренировку, побывали в космосе и создали Чистую планету. Теперь мы знаем, что всё живое взаимосвязано и всё нуждается во всем, и ничего мы не можем вычеркнуть, мы не имеем право, что-то погубить, все на планете должно жить! Мы должны всё охранять и оберегать! А самое главное всё содержать в чистоте!