Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению для 4А класса составлена на основе:
- Приказа Минобрнауки России от 05.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 20.12.2014 № 1643);
- Приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 03.06.2010 г. № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
- Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
-Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 г. № 1/15);
- Приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2015 г. № 405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей: | 53.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4А класса составлена на основе:
- Приказа Минобрнауки России от 05.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 20.12.2014 № 1643);
- Приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 03.06.2010 г. № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
- Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
-Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 г. № 1/15);
- Приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2015 г. № 405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год»;
- Устава МБОУ СОШ № 20;
- Основной образовательной программы ФГОС НОО МБОУ СОШ № 20.
Данная программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).
Программа реализуется за 98часов.
Содержание данного предмета реализуется учебно – методическим комплексом:
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. В 2 ч.— М., АСТ – Астрель, 2013.
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. — М., АСТ – Астрель, 2013.Э.Э. Кац . Обучение в 4 классе по учебнику Э.Э. Кац. Волгоград : изд. «Учитель», 2008г.
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов | Характеристика основных содержательных линий | Общее количество часов | Сроки изучения | Лабораторные, практические работы, экскурсии, направления проектной деятельности | Использование резерва учебного времени |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Мифы НАРОДНЫЕ СКАЗКИ Былины Авторские сказки Басни Слово о родной земле О прошлом Родины Прошла по земле война О добре и красоте Мир детства – Удивительные приключения | Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность). Первоначальное литературное образование –раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии. | 6 11 8 15 5 9 7 6 13 16 3 | 1.09-14.09 15.09-7.10 12.10-27.10 28.10-9.12 14.12-22.12 23.12-25.01 26.01-9.02 10.02-24.02 29.02-6.04 11.04-18.05 23.05-25.05 | Экскурсия в библиотеку п.Молодежный Библиотечное занятие в школьной библиотеке Проект на тему «Былины» Проект «Айболит для книг» - школьная библиотека Проект «Моя любимая басня» Экскурсия в парк Экскурсия в школьный музей Проект на тему « Я помню -я горжусь!» Проект на тему « Добро в нашем классе» Чтение стихов для малышей детского сада Сочинение на тему «Удивительные приключения» |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Основное содержание темы | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | Универсальные действия |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Мифы НАРОДНЫЕ СКАЗКИ Былины Авторские сказки Басни Слово о родной земле О прошлом Родины Прошла по земле война О добре и красоте Мир детства – Удивительные приключения | Знакомство с понятием «Мифы».Формирование умения пользоваться словарем. Формирование умения определять собственное отношение к прочитанному.Формирование умений постигать авторское отношение к персонажам и способы его вражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни. Развитие интереса к творчеству конкретного художника. Актуализация собственных переживаний. Формрование представлений о нравственных категориях. Сопоставление литературных произведений с произведениями других родов искусств ( кино, театр) Развитие внимания и уважения ко всему окружающему миру через литературное слово. | Повышенное внимание уделяется выявление авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира. Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребенку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных ими. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояния окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным они начинают преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении. Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной взаимосвязи с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс. | Составлять план учебной статьи.Представлять сборники произведений.Характеризоватьгероев.Выделять изобразительные средства языка.Определять жанр произведения. Выразительно читать былину, определять темп, интонацию чтения.Определять главную мысль произведения, выделять слова, выражающие ее.Читать по ролямпроизведение.Оценивать поступки героев. Сопоставлять фольклорных и литературных героев. Пересказывать фрагменты произведения, используя соответствующую лексику. Работать с учебной статьей: выделять узловые мысли, составлять план статьи Сопоставлять героев произведений разных жанров. Связывать знания о прошлом с современным опытом. Привлекать полученную ранее информацию в процессе приобретения новых знаний. Работать с аппаратом книги. Выразительно читать. Составлять план произведения. Определять главную мысль сказки. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Сопоставлять персонажей произведений. Определять свое отношение к героям сказки, аргументировать его. Представлять выбранную книгу. Сопоставлять сказку и миф. Сопоставлять представления о добре и зле у разных народов, делать вывод об общих нравственных категориях Пересказывать произведение с включением цитат, от лица персонажа. Читать по ролям литературные произведения.Отвечать на вопросы, аргументировать свою позицию. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока (лабораторной, практической, контрольной работы и т.д.) | Оборудование урока | Требования к результату | Виды контроля | ||
Личностные | Предметные | Метапредметные | |||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 2021 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 | 1.09 2.09 7.09 8.09 9.09 14.09 15.09 16.09 21.09 22.09 23.09 28.09 29.09 30.09 5.10 6.10 7.10 12.10 13.10 14.1019.1020.10 21.10 26.10 27.10 28.10 10.11 11.11 16.11 17.11 18.11 23.11 24.11 25.11 30.11 1.12 2.12 7.12 8.12 9.12 14.12 15.12 16.12 21.12 22.12 23.12 28.12 29.12 30.12 13.01 18.01 19.01 20.01 25.01 26.01 27.01 1.02 2.02 3.02 8.02 9.02 10.02 15.02 16.02 17.02 20.02 24.02 29.02 1.03 2.03 9.03 14.03 15.03 16.03 21.03 22.03 23.03 4.04 5.04 6.04 11.04 12.04 13.04 18.04 19.04 20.04 25.04 26.04 27.04 4.05 10.05 11.05 16.05 17.05 18.05 23.05 24.05 25.05 | Мифы 6ч. Мифы Шумерские мифы «Подвиги бога Нинурты» Древнегреческие мифы «Нарцисс и Эхо» Внеклассное чтение. Читальный зал. Мифы Древней Греции Славянские мифы Поэтические приемы, пришедшие из мифов А. В. Кольцов «Урожай» НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (11 Народные сказки «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка) «Находчивый солдат» (русская народная сказка) «Мужик и царь» (русская народная сказка) «Портной и царь» (армянская народная сказка) Кола-Рыба» (итальянская народная сказка) Внеклассное чтение.Читальный зал. Сказки народов мира БЫЛИНЫ (8 ч) Былины «Как Илья из Мурома богатырем стал» «Илья Муромец и Соловей Разбойник» А. К. Толстой «Илья Муромец» Внеклассное чтение. Читальный зал. Былины о русских богатырях Картинная галерея В. М. Васнецов «Богатыри» АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (15ч) А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Внеклассное чтение. Научно – популярные статьи Н. С. Гумилев «Маркиз де Карбас» К. Чапек «Случай с русалками» Внеклассное чтение Сказки К.Чапека Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» Внеклассное чтение.Читальный зал. О. Кургузов «Телевизионные макароны» Внеклассное чтение. Читальный зал «Король женится» БАСНИ (5 ч) И. А. Крылов «Трудолюбивый Медведь» И. А. Крылов «Любопытный» Эзоп «Ворон и Лисица» И. А. Крылов «Ворона и Лисица» Внеклассное чтение.Читальный зал. Басни СЛОВО О РОДНОЙ ЗЕМЛЕ (9 ч) Ю. Яковлев «Мама» М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…» С. А. Есенин «С добрым утром!» Внеклассное чтение.Читальный зал. «Летние песни» М. М. Пришвин «Моя родина» И. Северянин «Запевка» И. С. Никитин «Русь» Внеклассноечтение Читальный зал. «Тихая моя родина» О ПРОШЛОМ РОДИНЫ (7 ч) «Повесть временных лет» А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» Народные исторические песни «Сборы польского короля на Русь» И. Ф. Рылеев «Иван Сусанин» Картинная галерея В. В. Маторин «Дмитрий Донской» Внеклассное чтение.Читальный зал. Ф. Н. Глинка «Москва» ПРОШЛА ПО ЗЕМЛЕ ВОЙНА (6 ч) А. А. Ахматова «Мужество» Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста» Внеклассное чтение.Читальный зал. Стихотворения, посвящённые Великой Отечественной войне О ДОБРЕ И КРАСОТЕ (13 ч) А. А. Фет «На рассвете» И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги...» Н. А. Некрасов «Саша» (отрывок) К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» А. Н. Майков «Мать» Х. К. Андерсен «Соловей» Внеклассное чтение.Работа с научно-популярными текстами. А. А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...» Картинная галерея. Читальный зал. И. И. Шишкин «Рожь» Внеклассное чтение Произведения русских поэтов МИР ДЕТСТВА (15 ч) Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» Л. Н. Толстой «Детство» (отрывки)И. А. Бунин «Детство» Марк Твен «Великолепный маляр» В. А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой» М. И. Цветаева «Наши царства Р. Л. Стивенсон «Страна кровати» А. П. Чехов «Мальчики» Внеклассное чтение.Читальный зал. А.Плещеев "Детство"И.Суриков "В ночном" УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ (3 ч) Р. Э. Распе Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена» Д. Свифт Главы из книги «Путешествия Гулливера» Внеклассное чтение.Читальный зал. Т. Крюкова «Хрустальный ключ», «Усыня» | Словарь Презентация Словарь
Словарь Презентация Словарь Словари Словарь Презентация Словарь Презентация Презентация Словарь Презентация Словарь Презентация Словарь Презентация Словарь Словарь Презентация Презентация Словарь Презентация Словарь Презентация Словарь Презентация Словарь Словарь Презентация Словарь Презентация Словарь Презентация Словарь Презентация Словарь Презентация Словарь Презентация Словарь Презентация Словарь Презентация Презентация | У учащихся будут сформированы: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке; чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;представленияоб общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках; ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиямиэмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им,выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой; познавательная мотивация учения; У учащихся будут сформированы: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке; чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках; ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиямиэмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им,выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой; познавательная мотивация учения; У учащихся будут сформированы: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке; чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках; ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиямиэмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им,выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой; познавательная мотивация учения; У учащихся будут сформированы: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке; чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках; ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиямиэмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им,выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой; познавательная мотивация учения; У учащихся будут сформированы: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке; чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках; ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиямиэмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им,выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой; познавательная мотивация учения; У учащихся будут сформированы: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке; чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках; ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями. | Учащиеся научатся: читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ; читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанногопрогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям; находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами; различать последовательность событий и последовательность их изложения; выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям; пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений; обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке; составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах; соотносить поступки героев с нравственными нормами; ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию. Учащиеся получат возможность научиться: составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи; высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста; высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме. Учащиеся научатся: читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ; читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанногопрогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям; находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами; различать последовательность событий и последовательность их изложения; выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям; пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений; обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке; составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах; соотносить поступки героев с нравственными нормами; ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию. Учащиеся получат возможность научиться: составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи; высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста; высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме. Учащиеся получат возможность научиться: составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи; высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста; высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;создаватьтекст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме. | Регулятивные Учащиеся научатся: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки. Учащиеся получат возможность научиться: ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем; самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы; планировать собственную читательскую деятельность. Познавательные Учащиеся научатся: находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический); выделять существенную информацию из текстов разных видов; сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; устанавливать аналогии. Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет; сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации; строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта; работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи). Коммуникативные Учащиеся научатся: работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения; точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; владеть диалогической формой речи; корректно строить речь при решении коммуникативных задач. Учащиеся получат возможность научиться: понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы; задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе Регулятивные Учащиеся научатся: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки. Учащиеся получат возможность научиться: ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем; самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы; планировать собственную читательскую деятельность. Познавательные Учащиеся научатся: находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологически; выделять существенную информацию из текстов разных видов; сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; устанавливать аналогии. Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет; сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации; строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта; работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи). Коммуникативные Учащиеся научатся: работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения; точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; владеть диалогической формой речи; корректно строить речь при решении коммуникатив.работы в группе | Фронтальный опрос Выразительное Чтение Фронтальный опрос Выразительное Чтение Фронтальный опрос Выразительное Чтение Пересказ Фронтальный опрос Выразительное Чтение Пересказ Фронтальный опрос Выразительное Чтение Фронтальный опрос Выразительное Чтение Пересказ Фронтальный опрос Выразительное Чтение Чтение наизусть Фронтальный опрос Выразительное Чтение Пересказ Фронтальный опрос Выразительное Чтение Фронтальный опрос Выразительное Чтение Пересказ Фронтальный опрос Выразительное Чтение Фронтальный опрос Выразительное Чтение Чтение наизусть Творчиские задания Фронтальный опрос Выразительное Чтение Чтение наизусть Мини-сочинение Творчиские задания Чтение наизусть Творчиские задания Фронтальный опрос Выразительное Чтение Чтение наизусть Творческие задания Фронтальный опрос Выразительное Чтение Чтение наизусть Фронтальный опрос Выразительное Чтение Чтение наизусть Фронтальный опрос Выразительное Чтение Чтение наизусть Фронтальный опрос Выразительное Чтение Чтение наизусть Мини сочинение Фронтальный опрос Выразительное Чтение Чтение наизусть Фронтальный опрос Выразительное Чтение Чтение наизусть Фронтальный опрос Выразительное Чтение Чтение наизусть Фронтальный опрос Выразительное Чтение Фронтальный опрос Выразительное Чтение Чтение наизусть Фронтальный опрос Выразительное Чтение Чтение наизусть Фронтальный опрос Выразительное Чтение Чтение наизусть |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия:
-Э.Э. Кац. «Литературное чтение» в 3-х частях.-М.: «АСТ - Астрель» -2014г.
-Э.Э. Кац . Обучение во 4 классе по учебнику Э.Э. Кац.Волгоград : изд. «Учитель», 2008г.
Экранно- звуковое обеспечение:
- проектор
-лингофонное устройство
-интерактивная доска
- документ- камера
-планшет
Технические средства обучения:
- компьютер
Цифровые образовательные ресурсы:
- диски:
«Начальная школа», изд. КИМ, 2009.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
(к концу 4 класса)
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихсябудут сформированы:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- способность к самооценке;
- чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
- представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
- ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
- регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
- эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
- эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
- познавательная мотивация учения;
могут быть сформированы:
- чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
- устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
- вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
- самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;
- планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
- устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
- сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
- строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
- работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
- точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
- владеть диалогической формой речи;
- корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
- задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;
- читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
- прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
- находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
- различать последовательность событий и последовательность их изложения;
- выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
- пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
- обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
- составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
- соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
- высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
- высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
- создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- читать по ролям художественное произведение;
- создавать текст на основе плана;
- придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
- писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
- участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
- создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся получат возможность научиться:
- создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
- создавать иллюстрации к произведениям;
- создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
- определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
- выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
- вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
- определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
- различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);
- находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможность научиться:
- делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
Критерии отслеживания результативности деятельности по литературному чтению в 4 классе
Нормы и критерии техники чтения обучающихся
| 4-й класс |
I четверть | 70-74 сл/м |
II четверть | 75-80 сл/м |
III четверть | 81-90 сл/м |
IV четверть | 91 -95 сл/м |
Отметка "5" ставится, если выполнены все 4 требования (беглость чтения, выразительность, осознанность прочитанного, техника чтения).
Отметка "4"ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Отметка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Отметка"2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
3.6.2. Чтение наизусть
Оценка выставляется в классный журнал (в столбик) всем учащимся на следующем уроке.
Отметка "5" - твердо, безподсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Отметка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Отметка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Отметка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения;
2. Соблюдение пауз;
3. Правильный выбор темпа;
4. Соблюдение нужной интонации;
5. Безошибочное чтение.
Отметка"5"- выполнены правильно все требования;
Отметка"4" - не соблюдены 1-2 требования;
Отметка"3"-допущены ошибки по трем требованиям;
Отметка"2"- допущены ошибки более чем по трем требованиям.
3.6.3. Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова;
2. Подбирать правильную интонацию;
3. Читать безошибочно;
4. Читать выразительно.
Отметка "5" - выполнены все требования
Отметка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Отметка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Отметка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
3.6.4. Пересказ
Отметка"5"- пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Отметка"4"-допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их
Отметка"3"- пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Отметка"2"- не может передать содержание прочитанного.
Требования к объёму пересказанного текста (обязательный уровень)
классы | 1четверть | 2 четверть | З четверть | 4 четверть |
4 класс | 85слов | 90слов | 95слов | 100слов |
Согласовано Протокол заседания методического совета МБОУ СОШ № 20 от_______ № ___ ____ Похолка С.В. | Согласовано Заместитель директора по УВР Певцова Н.Н. дата |