Мои публикации
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Психолого-педагогическое сопровождение инноваций в системе образования:
теория и практика
Сборник методических работ
Выпуск 18
ВОРОНЕЖ 2015
УДК 370.153(075.8)
ББК 88.8я73
П 65
Составители:
И.А. Дендебер, ВИРО, Н.С. Махина, ВИРО,
Н.П. Харьковский, ВГПУ, А.В. Калагастова, ВГПУ
В.И. Поспехова, М.Б. Головешкина, Е.И. Хлебникова, методисты,
И.В. Насонова, начальник отдела ИиНИР МБОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ»
Рецензенты:
доктор педагогических наук, доцент М.В. Дюжакова;
кандидат педагогических наук, доцент О.Е. Жиренко
П 65 Психолого-педагогическое сопровождение инноваций в системе образования: теория и практика. Сборник методических работ. Вып. 18. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 276 с.
В сборнике методических работ представлен опыт организации образовательной среды и, прежде всего, среды развивающей, направленной на реализацию ФГОС второго поколения в основной общеобразовательной школе.
Материалы публикуются в авторской редакции.
УДК 370.153 (075.8)
ББК 88.8я73
© Воронежский государственный педагогический университет,
редакционно-издательское оформление, 2015
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Н.В. Горяинова, МБОУ СОШ №3 г. Павловска
Павловского муниципального района Воронежской области [1].
Любой учитель начальных классов согласится, что развитие речи ребенка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.
Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей? Первое условие - это потребность общения или коммуникации. Следовательно, должны создаваться такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то. Второе условие – создание речевой среды. Нужно дать детям образцы речи.
Речевая среда – это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, средства массовой информации, речь учителя, язык учебников… Речь помогает ребенку общаться и познавать мир.
Овладение речью – это способ познания действительности. То есть речь нуждается в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития.
Существует обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка тем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе.
Для ребенка хорошая речь залог успешного обучения и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.
В практике работы нашей школы большое значение отводится работе с литературным языком в его художественном, научном, разговорном вариантах. Это огромный объем материала, множество слов и новых значений усвоенных ранее слов, множество конструкций, которые дети совсем не употребляли в своей речи. Я считаю, что необходима система обогащения и развития речи детей, нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал – словарь, виды речи, умения по составлению связного текста.
Мои учащиеся достаточно хорошо овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо – это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыке построения собственной речи и восприятие речи других людей. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчетливо видны все ошибки и недочеты.
Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности текстов – повествования, описания, рассуждения, письма, газетной статьи и пр.; знакомятся с их стилистическими различиями.
В развитии речи я выделяю три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях; словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению, проводится работа над словом и предложением.
Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, сочинения и т.п. представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения – и в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графико-орфографические умения.
Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность.
Работа над словарем в школе имеет 4 направления:
обогащение словаря;
- уточнение словаря;
- активизация словаря;
- устранение нелитературных слов.
Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в учебниках, речь учителя, внеклассное чтение. Для уточнения смысла слов широко используются подборы синонимов, антонимов, омонимов, иносказательных значений, показ предметов…
Чтобы активизировать словарь, нужно широко включать как можно более широкого круга слова в речь каждого учащегося, вводить слова в предложения, выявлять уместность их употребления в том или ином тексте.
Над словосочетанием проводится следующая работа:
- выделение словосочетаний из предложения;
- установление связей между словами с помощью вопросов;
- составление самостоятельных словосочетаний.
При работе над предложением основной является умение строить разнообразные типы предложений.
Вот основные приемы работы над предложением:
- чтение образцов, отработка интонации, выразительность;
- составление предложений по вопросам учителя;
- составление предложений аналогичных данным, но на другую тему;
- работа с деформированным текстом;
- деление текста, напечатанного без точек, заглавных букв;
- распространение простого предложения;
- сокращение распространенного предложения;
- соединение нескольких предложений в одно и наоборот;
- выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах;
- построение предложений по опорным словам, по предметной картинке, по сюжетной картинке;
- свободное составление предложений.
Работа по развитию речи многогранна. Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Н.Н. Гребенщикова, З.С. Ярцева, Е.В. Бердникова, МКДОУ Новоживотинновский д\с ОВ, Рамонского муниципального района Воронежской области;
В.Н. Волкова, МБДОУ «ЦРР – детский сад №96»
городского округа город Воронеж [2].
Одно из основных требований ФГОС ДО – организация качественного образования в дошкольном учреждении.
Подойти к данному вопросу можно, опираясь на основные цели, отраженные как в ФГОС, так и в образовательной программе детского сада.
Цель, отраженная в ФГОС – готовность ребенка к школьному обучению, выражающаяся в сформированности основных психических процессов ребенка: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, физическом развитии.
Достижению поставленной цели способствует более конкретная цель, отраженная в образовательной программе детского сада: Создание условий для охраны жизни и здоровья воспитанников. Содействие физическому развитию и воспитанию. Воспитание разносторонне развитой личности.
Под данную цель планируется и определенная работа, проводимая на разных уровнях образовательной организации:
Администрация:
Нормативно-правовая база
- Материально-техническое обеспечение, согласно требованиям СанПин, ГосПожнадзора.
- Программное обеспечение.
- Кадровая политика.
- Консультативная помощь (консультации, семинары, практикумы).
- Контроль.
Воспитатель:
Разработка планов
Создание благоприятного микроклимата
Создание развивающей среды
Сотрудничество с педагогами
Взаимодействие с семьёй
Преемственность со школой
Личностно ориентированный подход
Развивающая образовательная деятельность
Ребёнок:
Играет
Находит новых друзей
Учиться вести себя в социуме
Развиваются коммуникативные навыки
Находит занятия по интересам
Сформирован интерес к обучению
Физически развит и здоров.
Воспитание познавательных способностей. Администратор:
1) создание условий для обеспечения материально-технической базы;
2) организация воспитательно-образовательного процесса;
3) контроль (анализ работы);
4) стимулирование педагогической работы;
Воспитатель:
1) реализация целей в ходе планирования воспитательной работы;
2) проведение диагностики;
3) работа с родителями;
4) создание предметно – развивающей среды;
Ребёнок:
1) усвоение знаний, умений и навыков;
2) развитие познавательных способностей;
Индикаторы, замеряющие уровень достижения цели деятельности д.садика:
- Условия, созданные в семье.
- Диагностика детей на входе; на выходе.
- Условия, созданные администрацией.
- Условия, созданные мед. службой.
- Условия, созданные пед коллективом.
Индикаторы, замеряющие уровень образовательных достижений ребенка:
- Устойчивое внимание.
- Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление согласно возрасту ребёнка.
- Сформированная речь.
- Творческое воображение.
- Устойчивая память.
Как показывает практика нашей работы, организация образовательного процесса, построенного на основе показателей качества образования в детском саду, позволяет нам достигать поставленных целей, что отражается результатами опроса родителей, удовлетворенных качеством образовательных услуг в наших детских садах.
СОДЕРЖАНИЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ | |
Горяинова Н.В. Развитие устной и письменной речи младших школьников в ходе реализации фгос нового поколения……………………………………….. | 3 |
Давыдова О.Н. Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО……………………………………………… | 5 |
Доронина Л.В., Васильева О.А. Реализация ФГОС в ДОО: первые шаги……... | 13 |
Иванникова С.В., Власова М.Е. Переход к новому качеству образования в свете современной концепции модернизации российского образования…….. | 17 |
Храпова Г.М. Формирование предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС…………………………………………………………………………….. | 19 |
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РЕШЕНИЯ И НАХОДКИ | |
Абаринева В.И., Ярмонова В.В. Домашнее задание в учебной деятельности школьника. Как помочь детям при подготовке домашнего задания? Из опыта работы классных руководителей с родителями……………………………………….. | 22 |
Бабичева И.Н. Самостоятельная учебная деятельность на уроках как условие формирования мотивации достижений………………………………………….. | 29 |
Богачева Н.И. Взаимодействие с родителями – основополагающий фактор реализации фгос оо при изучении предметов (На примере изучения географии)………………………………………………………………………………… | 32 |
Бондарева Н.Н., Бодина И.В., Лопатченко И.А. Особенности отбора учащихся для индивидуальной внеклассной работы по химии………………………… | 34 |
Давлядшина Л.Р. Внимание и невнимание у школьников: развитие внимания на уроках биологии | 40 |
Дендебер И.А., Радченко Н.Ф., Трофименко Т.А. Адаптация коллективов образовательных учреждений к деятельности в развивающей образовательной среде школы……………………………………………………………………….. | 44 |
Зябухина И.А. Первые отечественные реформаторы…………………………… | 52 |
Иванникова С.В., Власова М.Е. Современные педагогические технологии как средство формирования личности ребенка – искусства быть человеком… | 56 |
Извекова Е.В. Общественные объединения в организации развивающей образовательной среды школы (На примере реализации программы «Учимся с Intel»)………………………………………………………………………………. | 60 |
Исаева О.Н. Опыт использования критериальной накопительной оценки на уроке английского языка………………………………………………………….. | 64 |
Карпенко Е.А., Горбанева Е.Н. Личностно ориентированные технологии в педагогической деятельности учителя физики и математики……………….. | 66 |
Лазукина Н.В., Тюрина И.М. Проблема преемственности начальной школы и среднего звена……………………………………………………………………... | 70 |
Лопатченко И.А., Бондарева Н.Н., Бодина И.В. Структура деятельности учителя и учащихся в традиционном и личностно ориентированном обучении на уроке химии……………………………………………………………………….. | 74 |
Махина Н.С., Прасолова В.И. Инновации в образовании как фактор формирования личности учителя………………………………………………………... | 78 |
Наумова Е.Ю. Система критериальной накопительной оценки на уроке математики в 5 классе……………………………………………………………….. | 81 |
Пономарева В.А., Рудакова Н.А. Пути и условия развития творческих способностей учащихся на уроках окружающего мира……………………………. | 83 |
Попова И.В. Пропедевтика – мотивационная основа изучения химии………... | 88 |
Самотина О.А. Скучно на уроке математики? Что делать?................................ | 90 |
Семенников А.А., Чернова О.В. Интеграции биологии и химии как одно из средств повышения качества обучения…………………………………………. | 94 |
Суркова Е.А., Киселева Л.В. Пути повышения качества обучения и воспитания учащихся на основе комплексного использования средств обучения……. | 99 |
Суховерхова Т.В. Роль игры в обучении английскому языку…………………... | 101 |
Тюрина И.М., Лазукина Н.В. Самостоятельная работа на уроках математики при выполнении заданий разноуровневого характера…………………………. | 103 |
Холостых Е.В., Лавлинская Е.И. Использование статистических методов в обучении географии………………………………………………………………. | 106 |
Храпова Г.М. Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания……………………………………… | 110 |
Чемезова Л.Ю. Самостоятельная работа учащихся с лексикой на уроках английского языка……………………………………………………………………. | 114 |
Чернова О.В., Семенников А.А., Татаринцева Е.И. Использование межпредметных связей для формирования основ диалектико-материалистического мировоззрения…………………………………………………………………….. | 115 |
Шепеленко Т.А. Технология интеллект-карт……………………………………. | 124 |
Юркина В.И., Ситникова Е.М., Пивнева Н.И. Методические приемы активизации учебной и познавательной деятельности дошкольника………………… | 127 |
Якимова Т.В., Путилина М.В., Черенкова И.Н. Методика обучения географии в основном общем образовании…………………………………………….. | 130 |
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ | |
Артемова Е.В., Дробышевская Н.С. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушениями речи в ДОУ………………………………… | 133 |
Ашифина А.В. Формы работы детского сада с родителями……………………. | 135 |
Безгина Л.А. Проблема преемственности между начальным и дошкольным образованием как приоритетное направление развития образования………… | 139 |
Булдыженко Е.А., Жихарева Е.А., Батлукова Л.А. Музейная педагогика в школе как средство воспитания и обучения личности…………………………. | 142 |
Гребенщикова Н.Н., Ярцева З.С., Бердникова Е.В., Волкова В.Н. Качество образования в дошкольном образовательном учреждении………………………. | 147 |
Давлядшина Л.Р. Общение и личность в процессе образования………………. | 149 |
Данилова О.А. Исследовательское обучение младших школьников в современном образовании……………………………………………………………… | 152 |
Дектерева О.А. Официальный сайт как инструмент взаимодействия с общественностью……………………………………………………………………….. | 156 |
Димчук О.А. Развитие речи детей дошкольного возраста……………………… | 158 |
Ермолаева Т.В. Дидактическая игра, как средство обучения детей дошкольного возраста………………………………………………………………………. | 161 |
Ермолаева Т.В. Формирование познавательного интереса у дошкольников в соответствии с возрастными особенностями…………………………………… | 163 |
Жихарева Е.А., Батлукова Л.А., Булдыженко Е.А. Музейная педагогика – средство воспитания и образования личности через географическое и художественное краеведение. Интегрированный урок географии и изобразительного искусства. 6 класс…………………………………………………………… | 166 |
Зубова Г.Н., Шапорова Г.А., Гришанова Н.Г. Управляющий совет как один из способов формирования социальной компетентности учащихся в МКОУ Рамонская СОШ №2……………………………………………………………… | 170 |
Картавцева В.В., Стерликова Е.М., Нездоровина Т.В., Матвейчук Н.П., Гольцева И.Р., Меньщикова О.С. Моделирование процесса развития творческого мышления дошкольников в ходе самостоятельной деятельности на основе опыта семьи Никитиных……………………………………………………. | 175 |
Квартина Н.Ю., Флуднева О.В., Новокрещенова С.И. Формы психолого-педагогической поддержки семьи……………………………………………….. | 185 |
Ляшенко Н.В. Опыт использования критериальной накопительной оценки на уроках географии в 6 классе……………………………………………………… | 188 |
Паршина И.В., Разинькова М.И. Формирование представлений о себе у старших дошкольников…………………………………………………………… | 191 |
Семёнова Т.В. Логопедическая работа с детьми раннего возраста……………. | 198 |
Солнцева И.В. Использование системы критериальной накопительной оценки в начальной школе. Из опыта работы………………………………………… | 201 |
Филатова О.Б., Панфилова Т.В. Взаимодействие воспитателей с родителями по организации игровой деятельности детей…………………………………… | 203 |
Филимонова Е.П. Развитие познавательных способностей дошкольников в соответствии с возрастными особенностями…………………………………… | 205 |
Фурсова О.П. Работа с родителями в школе: совет отцов……………………… | 208 |
Халенко О.В. Развитие познавательных способностей дошкольников средствами игры………………………………………………………………………….. | 213 |
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ШКОЛЕ | |
Волчкова В.Д., Плясова О.В., Юнкина А.А. Просвещение учащихся в области культуры поведения на дороге как одно из условий, способствующих сохранению жизни и здоровья школьников…………………………………………… | 217 |
Давлядшина Л.Р. Здоровье школьников и его факторы на уроках биологии…. | 219 |
Жданова А.А. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии……………………………………………………………………………….. | 224 |
Заболотских Е.В. Здоровье детей и школа……………………………………… | 227 |
Михина С.В., Михин А.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе………………………………………………………………………………. | 230 |
Пономарева В.А. Формирование нравственного отношения восьмиклассников к здоровью при изучении биологии…………………………………………. | 233 |
Пугачева Г.А., Рубцова Н.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии…………………………………………………………………………… | 235 |
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | |
Булдыженко Е.А., Фисенко Г.И., Шурупова М.В. «Мы за чаем не скучаем». Внеклассное мероприятие на основе проектно-исследовательской работы учащихся…………………………………………………………………………… | 239 |
Гвоздевских Л.В., Аборнева Н.В. Организация проектно-исследовательского обучения, направленного на становление личности дошкольника: практика реализации…………………………………………………………………………. | 247 |
Горяинова Н.В. Использование ЭОР в начальной школе как один из путей реализации ФГОС на уроках обучения грамоте………………………………… | 253 |
Желтова Н.Н., Леденева Е.В. Проектно-исследовательская деятельность как средство мотивации к изучению химии на уроках и во внеурочное время…… | 255 |
Карпенко Е.А., Даниленко О.В. Основные методы преподавания математики и информатики в основном общем образовании……………………………….. | 260 |
Киселева Л.В., Семенников А.А. «Мирабилис» - творчество, удивление, восторг! (О работе школьного научного общества)………………………………... | 265 |
Козырева Л.Т. Развитие познавательных интересов путем организации исследовательской деятельности дошкольников…………………………………. | 267 |
Научное издание
Психолого-педагогическое сопровождение инноваций
в системе образования: теория и практика
Сборник методических работ
Выпуск 18
Подписано в печать 12.02.15. Формат 60 х 84/16. Печать трафаретная.
Гарнитура «Таймс». Усл.-печ. 17,24. Уч.-изд. 19,7 л. Тираж 100. Заказ.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Воронежский государственный педагогический университет».
Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии университета.
394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86. Тел. (473) 255-58-32; 255-61-83
[1]© Горяинова Н.В., 2015
[2]© Гребенщикова Н.Н., Ярцева З.С., Бердникова Е.В., Волкова В.Н., 2015