Математический кружок для начальных классов "Пифагор"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеклассных занятий по математике выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления. Занятия даются в интересной и доступной форме и представляют особый интерес для развития ребенка младшего школьного возраста. На занятиях ученик знакомится с мировыми именами в области математики. В процессе занятий рассматриваются ситуации, способствующие развитию познавательной и умственной активности детей; логические задачи способствуют развитию логического мышления, внимания, умению применять свои знания в новых условиях.
Целью составления кружковых занятий являются методико – психологические обоснования процессов развития психических механизмов, лежащих в основе успешной учебной и креативной деятельности младшего школьника: воображения, внимания, памяти.
Задачи занятий:
1) определить объем знаний и умений, качество и степень их обобщенности;
2) развивать внимание, мышление, воображение, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, конкретизировать, синтезировать и т.п.;
3) учить приемам исследовательской и творческой деятельности.
Актуальность работы определяется рядом факторов практического характера:
- ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика,
- ориентирование на общение учителя и ученика;
- направленность на организацию занятости ученика во внеурочное время.
Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:
- развитие личности ученика, его творческого потенциала;
- развитие интеллекта, исследовательского начала;
- развитее познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий;
- формирование умения классифицировать посредством осмысления и сознательности и оперирования средствами логического и творческого мышления.
Практическая значимость кружковых занятий несомненна. Она обусловлена обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребенком знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.
В зависимости от учебной задачи используются всевозможные методы и приемы:
- фронтальный,
- групповой,
- метод индивидуальной работы.
На занятиях обучающую роль играют наравне с учителем высказывания детей, информация, добытая ими в процессе работы, как дома, так и в классе.
Курс занятий рассчитан на два академических часа в неделю.
За основу работы математического кружка «Пифагор» в 2008 – 2009 учебном году взята авторская методика и программа Г.Т. Дьячковой «Математика. Внеклассные занятия в начальной школе» (2007 г.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Математика: внеклассные занятия в начальной школе/ авт.-сост. Г.Т. Дьячкова.- Волгоград: Учитель, 2007.- 173 С.
2. Устные упражнения по математике/ В.С. Кравченко.- М.: Просвещение, 1979
3. Внеклассная работа по математике/ В.П. Труднев,- М..: Просвещение, 1975
4. Школьные олимпиады/ Н.Г. Белицкая.- М.: Айрис – пресс, 2006. - 128 С.
5. Олимпиадные задания/ Е.А. Чаус.- Волгоград: Учитель, 2007. – 124 С.
«Золотые стихи» Пифагора
Мать и отца уважай, проявляй внимание к ближним,
С теми, кто доблестью всех превосходит, поддерживай дружбу.
Делать старайся полезное людям и следуй советам.
Не обижайся, сколь можешь, на друга за мелкий проступок,
Все это так и запомни.
И не предавайся обжорству.
Сон ограничь, научись обуздывать гнев и желанья.
Не совершай ни сам, ни с другими постыдных деяний.
Пусть,- что важнее всего,- твоим главным судьей станет совесть.
Быть и в словах, и поступках всегда ты стремись справедливым
И никогда старайся себя ты вести безрассудно,
Смертным по воле богов могут выпасть на долю страданья -
Ропот смири на судьбу, каким бы ни был твой жребий,
[ Ты ж свою долю, какая досталась, неси без роптаний. ]
И утешенье себе постарайся найти, если можешь.
Помни, что честные люди привержены меньше невзгодам.
Много люди слышат и добрых, и злых разговоров -
Веры слепой не питай, но не оставляй без вниманья,
Не раздражайся, узнав, что обман принимают за правду.
То же, что я говорю, всегда исполнить старайся:
Веры к тому не имей, чьи слова и дела ненадежны,
Сам же лишь то говори, что сочтешь из всего наилучшим.
Прежде, чем делать,- подумай, иначе получится глупо.
Не занимайся тем делом, в котором ты не образован,
Но изучай то, что нужно, и жизнь твоя будет прекрасной.
В успокоительный сон не дóлжно тебе погружаться,
Прежде чем снова не вспомнишь о каждом сегодняшнем деле:
В чем провинился? Что мог совершить? И чего не исполнил?
Перебери все в уме, начиная с начала, и после.
Радуйся добрым делам и себя укоряй за дурные.
Так поступай и усвой, к чему ты должен стремиться,
Так ты найдешь пути достиженья божественных качеств.
Если не чуждо всё это тебе, ты наказы исполнишь,
Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь.
ПИФАГОР Самосский (ок. 570 - ок. 500 до н.э.) - древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма. Историю его жизни трудно отделить от легенд, представляющих Пифагора в качестве полубога и чудотворца, совершенного мудреца и "великого посвященного" во все мистерии (тайные доктрины) греков и варваров. По преданию, Пифагор посетил в своих путешествиях Египет и Финикию. На 40-м году жизни он поселилился в южноиталийской колонии г. Кротоне. Там Пифагор основал сообщество своих последователей, представляющее собой одновременно и философско-научную школу и религиозно-магический союз "посвященных". П. впервые назвал Вселенную "космосом" (греч. cosmos - порядок) по причине той упорядоченности, которая ему присуща. Он также первый, давший себе название "философ" или "любомудр", вместо обычного "мудрец" или просто "сведущий". Скорее всего, это связано с тем, что на место "мудрости" как осведомленности о практической жизни, и, в первую очередь, о государственных делах, Пифагор предложил поместить более высокий род знания - чистое размышление, т.е. рассмотрение "мудрости" (sophia) как любимого предмета, что впредь и стало именоваться "философией" (phileo - люблю и sophia). В качестве основного принципа всего сущего Пифагор выделял число. Предположительно, в области математики ему принадлежит систематическое введение доказательств в геометрию, построение планиметрии прямолинейных фигур и доказательство "теоремы Пифагора". Также, по всей видимости, им было разработано учение о четных и нечетных числах, об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях.
ПИФАГОРЕИЗМ - древнегреческая философская школа, которая существовала в 6-4 вв. до н.э., исходившая из того, что число является, во-первых, сущностью всех вещей и, во-вторых, принципом, который упорядочивает и организует вселенную. Пероначально ПИФАГОРЕИЗМ существовал в рамках религиозно-философского сообщества, основанного Пифагором. Первое его письменное изложение дал Филолай, от произведения которого дошли немногочисленные фрагменты. В представлении пифагорейцев "число" как реальная сущность всего сущего насчитывает три измерения: арифметическо-геометрическое, акустическое (музыкальное) и астрономическое. Музыкальное измерение числа представители П. провозгласили через свое открытие математических характеристик музыкальных соотношений. Астрономическое измерение связано с космологией пифагорейцев. По учению Пифагора, Вселенная шарообразна и состоит из десяти небесных сфер - это "неподвижные звезды", а также Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий, Солнце, Луна, Земля, а также невидимая "Противоземля". В центре Вселенной расположен невидимый с Земли "огонь", называемый пифагорейцами "стражем Зевса". Вокруг него вращаются все сферы, включая и Землю. Однако этим центральным "огнем" не считалось Солнце. Каждая сфера, поскольку она определена "числом", издает свойственный только ей звук, в результате космос в целом представляет собой гармонический мировой хор. (см. Гармония сфер). Круговорот вещества во вселенной характеризуется "числом". В этот круговорот включена и человеческая душа. За сущностью (т.е. душой) человека пифагорейцы усматривали самодвижущееся "число". Отсюда их учение об индивидуальном бессмертии и переселении душ (метемпсихозе). В дальнейшем, идеи Пифагора получили распространение в средние века и в Новое время. Особо следует выделить влияние пифагореизма на учение Каббалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
TEMPLAN_matkruzhka.doc | 100 КБ |
Pifagor_templan.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Красникова Марина Борисовна
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
математического кружка «ПИФАГОР»
на 2008 – 2009 учебный год
№ п/п | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ЦЕЛЬ | ДАТА | |
план | факт | |||
Второе полугодие | ||||
Третья четверть | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Как люди учились считать | Воспитание гибкости математического мышления, умения рассуждать | 12.01 | |
2 | Мини – олимпиада по математике | Раскрытие потенциальных возможностей школьников, привитие интереса к изучению математики | 15.01 | |
3 | Математическая викторина | Формирование интереса учеников к математике, расширение их кругозора | 19.01 | |
4 | Путешествие в Страну Ребусов. Игра «Чудесная таблица» | Формирование интереса учеников к математике, расширение их кругозора, умения работать в группе, развитие логического мышления | 22.01 | |
5 | Бесконечный ряд загадок | Знакомство с историей натурального числа; развитие творчества и инициативы детей | 26.01 | |
6 | Архимед | Знакомство с открытиями гениального учёного; воспитание познавательного интереса к математике | 29.01 | |
7 | Решение старинных задач | Развитее логического мышления | 2.02 | |
8 | Математические игры. «Задумай число», «Задачи – смекалки», «Задачи – загадки» | Развитие внимания, памяти, логического мышления | 5.02 | |
9 | «Арифметика» Диофанта | Знакомство с «Арифметикой» Диофанта; развитие математического мышления | 9.02 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10 | «Арифметика» Диофанта | Учить размышлять, воспитывать гибкость математического мышления | 12.02 | |
11 | Урок – соревнование «Занимательный квадрат». Логическая игра «Какая геометрическая фигура исчезла?» | Воспитание умения работать в группе, развитие навыка самоконтроля | 16.02 | |
12 | Средневековая Индия. | Знакомство с возникновением математики в средневековой Индии; формирование умения решать арифметические задачи разных видов | 19.02 | |
13 | Индийский счёт | Знакомство с индийским счётом, воспитание гибкости математического мышления, развитие умения рассуждать | 26.02 | |
14 | Выпуск математической газеты «Пифагор» | Учить приёмам коллективной творческой деятельности | 2.03 | |
15 | Мини – олимпиада «Юный математик» | Способствовать повышению интереса школьников к математике | 5.03 | |
16 | Четыре действия умножения и деления | Учить детей рассуждать; доказывать, отстаивать свою точку зрения | 9.03 | |
17 | Математический турнир «В царстве смекалки» | Повышать интерес к занятиям математикой, формировать математическую любознательность | 12.03 | |
18 | Четыре действия арифметики. Абак | Знакомство с абаком. Обучение детей умению мыслить последовательно, рассуждать, доказывать | 16.03 | |
19 | Тематическая мини - олимпиада | Способствовать повышению интереса к математическим знаниям, развитию мыслительной деятельности учащихся | 19.03 | |
Четвёртая четверть | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
20 | Логические и математические игры | Развитие мыслительной деятельности учащихся | 30.03 | |
21 | Аль – Хорезми об индийском счёте | Познакомить с индийским сложением в столбик; учить детей рассуждать | 2.04 | |
22 | Викторина «В Стране Загадок» | Повышение уровня познавательной активности | 6.04 | |
23 | Умножение | Познакомить с умножением в средние века; учить детей мыслить логически, развивать инициативу | 9.04 | |
24 | Выпуск математической газеты «Пифагор» | Учить приёмам коллективной творческой деятельности | 13.04 | |
25 | Деление | Познакомить с историей возникновения методов деления. Учить отстаивать свою точку зрения | 16.04 | |
26 | Конкурс «Смекай, считай, отгадывай» | Развитие памяти, мышления, формировать умение решать логические задачи | 20.04 | |
27 | Делится или не делится | Познакомить учеников с признаками делимости на 2, на 4, на 5, на 8; развивать математическую любознательность | 23.04 | |
28 | Математические игры на смекалку. Задачи на развитие | Развивать умение анализировать, логически мыслить | 27.04 | |
29 | Мини - олимпиада | Способствовать повышению интереса к математическим знаниям, развитию мыслительной деятельности учащихся | 30.04 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
30 | Интеллектуальный марафон | Проверить знания, умения, математические навыки учеников | 7.05 | |
31 | В Стране Геометрии | Повышать интерес к занятиям математикой, формировать математическую любознательность. Развивать умение анализировать, логически мыслить | 11.05 | |
32 | Математическая экскурсия | Познакомить учеников с различными видами измерений на местности | 14.05 | |
33 | Математическая экскурсия Измерение расстояния «на глаз» | Познакомить учеников с различными видами измерений на местности | 18.05 | |
34 | Математический КВН | Способствовать повышению интереса к математическим знаниям, развитию мыслительной деятельности учащихся | 21.05 | |
35 | Итоговое занятие. Математические игры и задачи на развитие | Формирование интереса учеников к математике, расширение их кругозора, умения работать в группе, развитие логического мышления | 25.05 |
Всего 35 занятий
Предварительный просмотр:
Красникова Марина Борисовна
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ЦЕЛЬ | ДАТА | |
план | факт | |||
Первое полугодие | ||||
Первая четверть | ||||
1 | Вводное занятие. Что дала математика людям? Задачи на развитие | Показать практическую значимость математики; учить мыслить, слушать, запоминать | 2.09 | |
2 | История и причины возникновения математики | Познакомить учеников с историей возникновения математики; развивать логику мышления учащихся | 4.09 | |
3 | Старинные системы записи чисел | Расширить познания об истории математики; развивать внимание, память, воображение | 9.09 | |
4 | Единичная система счисления. Решение логических задач | Расширить кругозор учащихся; развивать логику мышления | 11.09 | |
5 | Иероглифическая система древних египтян. Тайна древнеегипетского счета | Познакомить учеников с иероглифической системой древних египтян; учить логически мыслить, управлять процессом своего мышления | 16.09 | |
6 | Римские цифры. Занимательные задачи | Учить решать занимательные задачи | 18.09 | |
7 | Иероглифы, символы чисел. Задачи логического характера | Учить рассуждать, развивать мышление учащихся | 23.09 | |
8 | Урок – игра «Удивительный квадрат». Отгадывание ребусов. Задачи – «смекалки» | Развивать внимание; закреплять навык анализа и синтеза | 25.09 | |
9 | Коллективная работа членов кружка по выпуску математической газеты «Пифагор» | Учить приемам коллективной творческой деятельности | 30.09 | |
10 | Римские цифры. Как читать римские цифры? | Познакомить с римскими цифрами и научить их читать | 2.10 | |
11 | Записываем римские цифры. Задачи на развитие. Задачи - шутки | Познакомить с римскими цифрами и научить их читать. Учить решать логические задачи, делать их анализ и синтез | 7.10 | |
12 | Другие иероглифические системы. Упражнения, задания, задачи | Познакомить учеников с другими иероглифическими системами. Развивать память, мышление, умение решать логические задачи | 9.10 | |
13 | Алфавитные системы. Логические задачи на геометрическом материале | Познакомить с алфавитными системами. Развивать память, мышление, речь, умение анализировать, логически мыслить | 14.10 | |
14 | Из истории цифр. Математические игры на смекалку | Познакомить с историей цифр. Развивать пространственное мышление, математическую любознательность | 16.10 | |
15 | Мини – олимпиада «В гостях у Пифагора» | Способствовать повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей | 21.10 | |
16 | Инсценированный рассказ о детстве талантливой женщины – математика Софьи Васильевны Ковалевской (1850 – 1891). Загадки. Задачи – шутки | Учить приемам исследовательской деятельности, развивать мышление и речь учащихся | 23.10 | |
17 | Игровое занятие по составлению ребусов «Поле чудес в стране математики» | Развивать творческую деятельность учащихся. Тренировать навык анализа - синтеза | 28.10 | |
18 | Коллективное творческое дело. Выпуск итоговой математической газеты по материалам занятий №15 – 17 | Тренировка психических процессов, лежащих в основе учебной и креативной деятельности учащихся: воображения, внимания, памяти | 30.10 | |
Вторая четверть | ||||
19 | Математика Древнего Востока. Древний Египет. Задачи – шутки | Познакомить с математикой Древнего Египта. Учить сравнивать, обобщать, рассуждать | 11.11 | |
20 | Ранние математические тексты. Геометрический материал. Задачи на развитие | Учить рассуждать, мыслить последовательно, доказательно | 13.11 | |
21 | Первые учебники. «Кожаный свиток египетской математики» | Познакомить с историей появления первых учебников | 18.11 | |
22 | Методы вычислений. Как умножали, делили, складывали и вычитали древние | Учить мыслить последовательно, доказательно | 20.11 | |
23 | Простейшие уравнения с одним неизвестным | Учить доказательно отстаивать свою точку зрения | 25.11 | |
24 | Алфавитные системы. Буквенная символика. Решение старинных задач | Учить анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Развивать память и воображение | 27.11 | |
25 | Математический КВН «Римляне против Египтян» | Развивать творческий потенциал учеников, повышение уровня познавательной и творческой активности | 2.12 | |
26 | Древний Китай. Математические тексты Древнего Китая | Познакомить с развитием математики древних цивилизаций «осевого времени» (по К. Ясперсу). Учить детей рассуждать, развивать их математическое мышление | 4.12 | |
27 | Арифметика в Китае | Познакомить с развитием математики в Китае. Развивать пространственное мышление | 9.12 | |
28 | Конкурс смекалки. Логическая игра «Молодцы и хитрецы» | Развивать математическую любознательность | 11.12 | |
29 | Античная математика Культурная революция древних греков | Познакомить с античной математикой. Учить детей рассуждать, развивать их математическое мышление | 16.12 | |
30 | Математик – грек Фалес Милетский. Доказательство признака равенства равенства треугольников | Познакомить с одним из первых древних греков, кто убедительно научился отвечать на трудные вопросы; развивать у детей математическое мышление | 18.12 | |
31 | Выпуск математической газеты «Пифагор» | Тренировка психических процессов, лежащих в основе учебной и креативной деятельности учащихся: воображения, внимания, памяти. Учить приемам коллективной творческой деятельности | 23.12 | |
32 | Математические игры: «Угадай фигуру», «Угадай название цветка на карточке» | Развивать творческую деятельность учащихся. Тренировать навык анализа - синтеза | 25.12 |
Всего 32 занятия