ДИАГНОСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ.

 

ДИАГНОСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДИАГНОСТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В СИСТЕМЕ РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК

 

Практическое исследование взаимодействия роди­теля и ребенка не может обойтись без конкретных методов психологической диагностики. При этом в зону диагностики могут попадать как личностные характе­ристики детей и родителей, так и характеристики родительско-детских отношений и взаимодействия. В груп­повой работе с родителями основной акцент делается на диагностике сферы отношений и взаимодействия. Последние тесно связаны друг с другом: отношения включаются в реальное взаимодействие и в качестве условий, и в качестве результата. Поэтому представ­ляется обоснованным, что исследователи часто делают выводы об определенном взаимодействии, изучая от­ношения участников сторон взаимодействия, и, наобо­рот, по характеру взаимодействия судят об отношени­ях сторон.

Следует отметить, что методики диагностики родительско-детского взаимодействия и родительско-детских отношений тесно связаны с задачами психокоррекционной работы, поэтому желательно, чтобы они были не только констатирующими, то есть раскрывали бы картину существующих отношений, но и эвристи­ческими — дающими и расширяющими возможность понимания субъективного мира не только для психо­лога, но и для обследуемого человека. Таким методи­кам обычно не ставятся очень жесткие требования от­носительно их диагностической и прогностической валидности — они служат для построения рабочих гипотез, которые потом уточняются и верифицируются[1].

В этой сфере исследования появляются и новые требования к методикам, такие, как психокоррекционный эф­фект самой процедуры исследования или, по крайней мере, отсутствие негативного влияния на клиента[2]. Важно так­же, чтобы эти методы способствовали установлению хо­роших контактов психолога с детьми и их родителями.

А. Г. Шмелев указывает на необходимость соблюде­ния определенной пропорции стандартизированных и клинико-диагностических методов психодиагностики, а также самой коррекционно-терапевтической работы, ко­торая должна находиться в адекватном соответствии с:

 

  • содержанием запроса клиента;
  • психологическим содержанием и динами­кой самого проблемного комплекса, который ха­рактеризует текущее состояние семьи;
  • объективными социально-экономическими условиями работы психолога[3].

 

Для систематики методик психодиагностики исполь­зуют различные основания. Так, исходя из структур­ных особенностей методик, выделяются четыре груп­пы методов диагностики родительского отношения:

 

  • беседы, интервью;
  • проективные;
  • опросники;
  • целенаправленное или включенное наблю­дение реального поведения и взаимоотношений.

 

Необходимо отметить, что далеко не все методы поддаются такой четкой классификации, некоторые сочетают в себе элементы различных групп методов. Рисунок ребенка может рассматриваться как своего рода интервью, данное при помощи изобразительных средств, а отличием этого интервью служит его проек­тивный характер, так как в рисунке нередко проявля­ются такие эмоциональные переживания детей, кото­рые ими полностью не осознаются или о которых дети предпочитают не рассказывать.

По предмету диагностики стандартные психодиаг­ностические методики А. Г. Шмелев подразделяет на следующие шесть типов.

Психофизиологические свойства индивиду­альности членов семьи. Изучение этих свойств обычно связано с задачами диагностики и про­гнозирования семейной стабильности на основе измерения степени семейной совместимости ти­пов ВНД, характеристик темперамента.

 

  • Характерологические свойства индивиду­альности членов семьи. Для диагностики этих свойств применяются личностные методики,  тест-опросники типа ММРI, 16РF, ПДО и т. п.
  • Характеристики когнитивной сферы членов семьи, таких, как: когнитивный стиль, когнитив­ная сложность, интегральные характеристики структуры сознания.
  • Характеристики ценностно-мотивационной сферы членов семьи: ценностные ориентации, се­мейные ценности.
  • Характеристики межличностных отношений;

—  эмоциональных отношений;

—  сознательных рефлексивно-оценочных отношений.

  • Характеристики внутрисемейного общения и взаимодействия. Для их определения обычно применяются аппаратурные и игровые методики.

 

В данной классификации очевидно, что категория взаимодействия понимается в узком смысле слова, в ее интерактивном значении. Однако если под взаимодей­ствием понимать более широкое явление, то необходи­мо в первую очередь учитывать важность совместного изучения взаимодействия и отношений.

На наш взгляд, можно выделить три направления изучения родительско-детского взаимодействия.

 

 

Изучение взаимодействия в процессе наблюдения     

 

Это изучение видимого взаимодействия, наблюдае­мого поведения участников, партнеров по взаимодейст­вию. При этом возможно использование определенных схем наблюдения, структурированных заданий, эксперт­ных оценок, анализа продуктов конкретного взаимо­действия и т. д. Существуют известные методы наблю­дения, применяющиеся как в лабораторных условиях, так и в условиях психологической консультации. Тако­вы, например, аппаратурные методики типа «гомеостат», методики символического взаимодействия, СТР — сов­местный тест Роршаха. Использование этих методов, как правило, требует четких схем наблюдения и ориен­тации на какую-то теоретическую концепцию.

Важной особенностью методик, направленных на изучение взаимодействия в процессе наблюдения, яв­ляется то, что они могут быть использованы в процес­се тренинговой работы с родителями. В нашей работе непосредственное наблюдение за взаимодействием ро­дителей и детей осуществляется на совместных заня­тиях с детьми. Это может быть наблюдение за «сти­хийно» проявляемым взаимодействием и наблюдение в процессе выполнения специальных заданий, игр, уп­ражнений. Так, хорошо зарекомендовало себя в диа­гностическом плане совместное рисование родителя и ребенка. Оно проводится нами в двух вариантах:

 

 

  • детям 3—5 лет и их родителям мы предла­гаем нарисовать рисунок на определенную тему («Наш дом», «Дом», «Праздник»);
  • родителям с детьми более старшего возра­ста дается задание выполнить рисунок  одной руч­кой (карандашом или фломастером), но при этом им нельзя договариваться и вообще говорить друг с другом.

 

В дальнейшем происходит представление каждого рисунка участниками творческого процесса и рассказ о том, как происходило взаимодействие в паре.

Психологи-наблюдатели (их обычно двое) отмечают в карте наблюдений характерный тип и особенности вза­имодействия на различных этапах рисования: сотруд­ничество, подавление одним из участников, игнориро­вание потребностей партнера, соперничество (конкурен­ция), согласие, ориентация на интересы партнера и т. д.

 

 

Изучение представлений сторон о взаимодействии

 

Это изучение представлений сторон о взаимодейст­вии, проявляющихся в исследовании субъективного отра­жения социальной ситуации. Непосредственными участ­никами родительско-детского взаимодействия являют­ся ребенок и его родитель. Следовательно, методики исследования могут быть разделены на две группы.

 

1.  Диагностика взаимодействия по представле­нию родительской стороны. Для этих целей слу­жат опросники для родителей:  опросник АСВ Э. Г. Эйдемиллера[4], опросник А Я. Варги[5], разработанный нами и представленный в этой работе опросник ВРР. На наш взгляд, для практической диагно­стики большой интерес могут представлять описа­ния и рассказы родителей о реальном взаимодей­ствии с ребенком, которые они дают в ходе груп­повой работы или психологической консультации.

 2.  Диагностика взаимодействия по представлению детей. Хорошее представление об отношениях и вза­имодействии в семье «глазами детей» дают рисунки детей на тему «Моя семья». К этой же группе могут быть отнесены проективные методики типа ТАТ, КАТ, неоконченные предложения, семантический диффе­ренциал, «лесенка», а также опросниковые методи­ки: варианты для детей опросников ВРР, ADOR.

 

 

Изучение отношений участников взаимодействия

 

Это изучение отношений участников взаимодейст­вия, проявляющихся симпатий и антипатий друг к дру­гу, определенной степени близости и дистанцированности, зависимости и независимости и т. д. Исследова­ние отношений участников процесса взаимодействия дает косвенное представление о самом процессе взаи­модействия. Тем не менее, оно является очень важным для понимания сути и содержания взаимодействия. Одни методические процедуры, такие, как цветовой тест отношений[6], методика «включенного конфликта» Ю. В. Баскиной, могут быть использованы для исследо­вания и детей, и родителей. Другие предполагаются только для детей (методики «Два дома», «СТО», ме­тодика Р. Жиля, рисуночные методы) или только для родителей (семантический дифференциал, сочинение «Мой ребенок»).

Важно отметить то, что, поскольку взаимодействие и отношения тесно связаны друг с другом, многие ме­тоды могут одновременно давать информацию и о пред­ставлении участников о взаимодействии, и об их отно­шениях (семейный тест отношений, семантический диф­ференциал, рисуночные методы и др.).

Мы не ставили перед собой задачу подробно опи­сать все применяемые методики — их можно найти в психологической литературе. Ниже приведено изло­жение авторских методик, используемых в групповой работе с родителями и для индивидуального консуль­тирования родителей по вопросам воспитания детей.

 



[1] Общая психодиагностика  / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столица, — М.: Изд. МГУ,1987.

[2] Бодалев А. А., Столин В. В. О задачах в области научно-психологи­ческого обеспечения службы семьи // Семья и формирование личности; Сб. научных трудов. — М., 1981. — С. 2—10.

[3] Шмелев А. Г. Стандартизированные методики семейной психодиагно­стики // Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столица. — М., 1989. — С. 78-85.

[4] Эйдемиллер Э.Г. , Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990.

[5] Варга А. Я., Столин В, В. Тест-опросник родительского отношения // Практикум по психодиагностике. — М.; Изд-во МГУ, 1988. — С. 107—113.

[6] Эткинд А. М. Цветовой тест отношений // Практикум по психоди­агностике. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — С. 119.