ДИАГНОСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ.
ДИАГНОСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДИАГНОСТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В СИСТЕМЕ РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК
Практическое исследование взаимодействия родителя и ребенка не может обойтись без конкретных методов психологической диагностики. При этом в зону диагностики могут попадать как личностные характеристики детей и родителей, так и характеристики родительско-детских отношений и взаимодействия. В групповой работе с родителями основной акцент делается на диагностике сферы отношений и взаимодействия. Последние тесно связаны друг с другом: отношения включаются в реальное взаимодействие и в качестве условий, и в качестве результата. Поэтому представляется обоснованным, что исследователи часто делают выводы об определенном взаимодействии, изучая отношения участников сторон взаимодействия, и, наоборот, по характеру взаимодействия судят об отношениях сторон.
Следует отметить, что методики диагностики родительско-детского взаимодействия и родительско-детских отношений тесно связаны с задачами психокоррекционной работы, поэтому желательно, чтобы они были не только констатирующими, то есть раскрывали бы картину существующих отношений, но и эвристическими — дающими и расширяющими возможность понимания субъективного мира не только для психолога, но и для обследуемого человека. Таким методикам обычно не ставятся очень жесткие требования относительно их диагностической и прогностической валидности — они служат для построения рабочих гипотез, которые потом уточняются и верифицируются[1].
В этой сфере исследования появляются и новые требования к методикам, такие, как психокоррекционный эффект самой процедуры исследования или, по крайней мере, отсутствие негативного влияния на клиента[2]. Важно также, чтобы эти методы способствовали установлению хороших контактов психолога с детьми и их родителями.
А. Г. Шмелев указывает на необходимость соблюдения определенной пропорции стандартизированных и клинико-диагностических методов психодиагностики, а также самой коррекционно-терапевтической работы, которая должна находиться в адекватном соответствии с:
- содержанием запроса клиента;
- психологическим содержанием и динамикой самого проблемного комплекса, который характеризует текущее состояние семьи;
- объективными социально-экономическими условиями работы психолога[3].
Для систематики методик психодиагностики используют различные основания. Так, исходя из структурных особенностей методик, выделяются четыре группы методов диагностики родительского отношения:
- беседы, интервью;
- проективные;
- опросники;
- целенаправленное или включенное наблюдение реального поведения и взаимоотношений.
Необходимо отметить, что далеко не все методы поддаются такой четкой классификации, некоторые сочетают в себе элементы различных групп методов. Рисунок ребенка может рассматриваться как своего рода интервью, данное при помощи изобразительных средств, а отличием этого интервью служит его проективный характер, так как в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых дети предпочитают не рассказывать.
По предмету диагностики стандартные психодиагностические методики А. Г. Шмелев подразделяет на следующие шесть типов.
Психофизиологические свойства индивидуальности членов семьи. Изучение этих свойств обычно связано с задачами диагностики и прогнозирования семейной стабильности на основе измерения степени семейной совместимости типов ВНД, характеристик темперамента.
- Характерологические свойства индивидуальности членов семьи. Для диагностики этих свойств применяются личностные методики, тест-опросники типа ММРI, 16РF, ПДО и т. п.
- Характеристики когнитивной сферы членов семьи, таких, как: когнитивный стиль, когнитивная сложность, интегральные характеристики структуры сознания.
- Характеристики ценностно-мотивационной сферы членов семьи: ценностные ориентации, семейные ценности.
- Характеристики межличностных отношений;
— эмоциональных отношений;
— сознательных рефлексивно-оценочных отношений.
- Характеристики внутрисемейного общения и взаимодействия. Для их определения обычно применяются аппаратурные и игровые методики.
В данной классификации очевидно, что категория взаимодействия понимается в узком смысле слова, в ее интерактивном значении. Однако если под взаимодействием понимать более широкое явление, то необходимо в первую очередь учитывать важность совместного изучения взаимодействия и отношений.
На наш взгляд, можно выделить три направления изучения родительско-детского взаимодействия.
Изучение взаимодействия в процессе наблюдения
Это изучение видимого взаимодействия, наблюдаемого поведения участников, партнеров по взаимодействию. При этом возможно использование определенных схем наблюдения, структурированных заданий, экспертных оценок, анализа продуктов конкретного взаимодействия и т. д. Существуют известные методы наблюдения, применяющиеся как в лабораторных условиях, так и в условиях психологической консультации. Таковы, например, аппаратурные методики типа «гомеостат», методики символического взаимодействия, СТР — совместный тест Роршаха. Использование этих методов, как правило, требует четких схем наблюдения и ориентации на какую-то теоретическую концепцию.
Важной особенностью методик, направленных на изучение взаимодействия в процессе наблюдения, является то, что они могут быть использованы в процессе тренинговой работы с родителями. В нашей работе непосредственное наблюдение за взаимодействием родителей и детей осуществляется на совместных занятиях с детьми. Это может быть наблюдение за «стихийно» проявляемым взаимодействием и наблюдение в процессе выполнения специальных заданий, игр, упражнений. Так, хорошо зарекомендовало себя в диагностическом плане совместное рисование родителя и ребенка. Оно проводится нами в двух вариантах:
- детям 3—5 лет и их родителям мы предлагаем нарисовать рисунок на определенную тему («Наш дом», «Дом», «Праздник»);
- родителям с детьми более старшего возраста дается задание выполнить рисунок одной ручкой (карандашом или фломастером), но при этом им нельзя договариваться и вообще говорить друг с другом.
В дальнейшем происходит представление каждого рисунка участниками творческого процесса и рассказ о том, как происходило взаимодействие в паре.
Психологи-наблюдатели (их обычно двое) отмечают в карте наблюдений характерный тип и особенности взаимодействия на различных этапах рисования: сотрудничество, подавление одним из участников, игнорирование потребностей партнера, соперничество (конкуренция), согласие, ориентация на интересы партнера и т. д.
Изучение представлений сторон о взаимодействии
Это изучение представлений сторон о взаимодействии, проявляющихся в исследовании субъективного отражения социальной ситуации. Непосредственными участниками родительско-детского взаимодействия являются ребенок и его родитель. Следовательно, методики исследования могут быть разделены на две группы.
1. Диагностика взаимодействия по представлению родительской стороны. Для этих целей служат опросники для родителей: опросник АСВ Э. Г. Эйдемиллера[4], опросник А Я. Варги[5], разработанный нами и представленный в этой работе опросник ВРР. На наш взгляд, для практической диагностики большой интерес могут представлять описания и рассказы родителей о реальном взаимодействии с ребенком, которые они дают в ходе групповой работы или психологической консультации.
2. Диагностика взаимодействия по представлению детей. Хорошее представление об отношениях и взаимодействии в семье «глазами детей» дают рисунки детей на тему «Моя семья». К этой же группе могут быть отнесены проективные методики типа ТАТ, КАТ, неоконченные предложения, семантический дифференциал, «лесенка», а также опросниковые методики: варианты для детей опросников ВРР, ADOR.
Изучение отношений участников взаимодействия
Это изучение отношений участников взаимодействия, проявляющихся симпатий и антипатий друг к другу, определенной степени близости и дистанцированности, зависимости и независимости и т. д. Исследование отношений участников процесса взаимодействия дает косвенное представление о самом процессе взаимодействия. Тем не менее, оно является очень важным для понимания сути и содержания взаимодействия. Одни методические процедуры, такие, как цветовой тест отношений[6], методика «включенного конфликта» Ю. В. Баскиной, могут быть использованы для исследования и детей, и родителей. Другие предполагаются только для детей (методики «Два дома», «СТО», методика Р. Жиля, рисуночные методы) или только для родителей (семантический дифференциал, сочинение «Мой ребенок»).
Важно отметить то, что, поскольку взаимодействие и отношения тесно связаны друг с другом, многие методы могут одновременно давать информацию и о представлении участников о взаимодействии, и об их отношениях (семейный тест отношений, семантический дифференциал, рисуночные методы и др.).
Мы не ставили перед собой задачу подробно описать все применяемые методики — их можно найти в психологической литературе. Ниже приведено изложение авторских методик, используемых в групповой работе с родителями и для индивидуального консультирования родителей по вопросам воспитания детей.
[1] Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столица, — М.: Изд. МГУ,1987.
[2] Бодалев А. А., Столин В. В. О задачах в области научно-психологического обеспечения службы семьи // Семья и формирование личности; Сб. научных трудов. — М., 1981. — С. 2—10.
[3] Шмелев А. Г. Стандартизированные методики семейной психодиагностики // Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столица. — М., 1989. — С. 78-85.
[4] Эйдемиллер Э.Г. , Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990.
[5] Варга А. Я., Столин В, В. Тест-опросник родительского отношения // Практикум по психодиагностике. — М.; Изд-во МГУ, 1988. — С. 107—113.
[6] Эткинд А. М. Цветовой тест отношений // Практикум по психодиагностике. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — С. 119.